Гипноз эриксона

Гипноз эриксона

Милтон Эриксон — доктор медицины, получил мировое признание как крупнейший психотерапевт-практик.

Милтон Эриксон (Milton Erickson; 1901-1980) — основатель и 1-й президент Американского Общества клинического гипноза (American Society for Clinical Hypnosis), адъюнкт-профессор Университета Уэйна. Являлся руководителем Американской психиатрической ассоциации (American Psychiatric Association), Американской ассоциации психологии (American Psychological Association) и Американской ассоциации психопатологии (American Psychopathological Association), был членом Американской ассоциации психиатров. С его именем связано основание Фонда обучения и исследований при Американском обществе клинического гипноза.

Подход Милтона Эриксона к измененным состояниям сознания лег в основу целого направления, известного как эриксоновский гипноз и психотерапия, дающая быстрый стратегический результат.

Многочисленные статьи и книги Эриксона вызывают интерес не только в среде профессионалов, но и среди новичков в области гипноза и НЛП. Записи его лекций и видеокассеты семинаров переиздаются из года в год и привлекают в «школу доктора Эриксона» новых и новых учеников.

* Эриксон М. Г. Мой голос останется с вами: Обучающие истории [психолога и гипнотизера] Мильтона Эриксона = My voice will go with you / [Пер. с англ.]; авт. предисл. Л. Хоффман; изд. и коммент. С. Розена. — СПб.: Петербург-XXI век, 1995.

* Эриксон М. Г. Человек из февраля: Гипнотерапия и развитие самосознания личности / Милтон Г. Эриксон, Эрнест Л. Росси; пер. с англ. Е. Л. Длугач. — М.: Независимая фирма «Класс», 1995.

* Эриксон М. Гипнотические реальности: Наведение клинического гипноза и формы косвенного внушения / Милтон Эриксон, Эрнест Росси, Шейла Росси; пер. с англ. М. А. Якушиной под ред. М. Р. Гинзбурга. — М.: Класс, 2000.

* Эриксон М. Стратегия психотерапии = Strategy of the Psychotherapy : Избранные работы / [Авторизов. пер. с англ. и ред. Шлионский Л. М.] — СПб.: Речь, 2002.

Источник:
Гипноз эриксона
Милтон Эриксон
http://nlp.by/about-nlp/nlp-v-licah/55-milton-erickson

Недирективный гипноз

В отличие от строго определенных и авторитарных методов гипноза недирективный подход более гибкий, индивидуальный и не декларированный. Один из таких методов носит имя известного психотерапевта, гипнолога Милтона Г. Эриксона.

За свою долгую жизнь Эриксон успел многое: он вырастил восемь детей, вылечил 30 000 больных, стал самым знаменитым врачом-гипнотизером своего времени. В его небольшой домик в столице штата Аризона Фениксе, где Эриксон жил с 1948 года, стекались больные со всего света.

Милтон Г. Эриксон родился в бревенчатой хижине в маленьком шахтерском городке на западе Соединенных Штатов Америки в 1901 году. У Эриксона было нарушено цветовое зрение: из всех цветов спектра он лучше всего различал пурпурный. Предметы, которые его окружали, были по преимуществу пурпурного цвета. Он не различал звуки по их высоте, и воспроизвести даже самую простую мелодию было для него делом совершенно невозможным. Но и это еще не все. В 17 лет он заболел полиомиелитом и пролежал некоторое время полностью парализованным, сохранив только способность водить глазами.

Эриксон говорил, что полиомиелит стал его лучшим учителем в познании человеческих возможностей. Наблюдения за жизнью захолустной фермы — вот все его впечатления тех долгих месяцев. С обостренным вниманием юноша стал примечать, что язык тела его сестер, работников, родителей не совпадал с их словами, и эта бессловесная реакция иной раз точнее отражала истинные чувства людей. Когда Эриксон выздоровел полностью, благодаря разработанной им самим программе реабилитации, он стал развивать в себе способность читать истинные переживания окружающих. Рожденный с недостатками слуха и зрения, а теперь еще и полупарализованный, Милтон обратил свои физические недостатки в преимущества, добившись удивительных успехов в наблюдении за людьми.

Эриксон защитил степени бакалавра, магистра психологии и доктора медицины в университете штата Висконсин. Он создал Американское общество клинического гипноза и был его первым президентом. Он учредил “Американский журнал клинического гипноза” и был его главным редактором. Эриксон был директором-основателем Фонда обучения и исследований при Американском обществе клинического гипноза, работал в звании адъюнкт-профессора на медицинском факультете Университета Уэйна, являлся пожизненным членом Американской ассоциации психологов и Американской ассоциации психиатров.

Доктор Милтон Эриксон — автор более 140 научных статей, большинство из которых посвящены проблемам гипноза. Он написал в соавторстве немало книг, и среди них “Гипнотический опыт: терапевтический подход к измененным состояниям сознания”, “Гипнотические реальности”, “Применение гипноза в медицинской и зубоврачебной практике”, “Искажение времени под гипнозом”.

Эриксон был твердо убежден, что каждая личность неповторима, подвижна, уникальна. Любая жесткая теория (в том числе и теория личности) сковывает и ограничивает психотерапевта.

В 1948 году Эриксон переехал в Феникс, штат Аризона. Основными его занятиями были частная практика и чтение лекций по гипнотерапии. В Аризону стекались больные со всего света, приезжали ученые и многочисленные ученики.

В 51 год Эриксона снова парализовало и на этот раз ему удалось выздороветь лишь частично. Его мучили постоянные головные боли. Почти не действовала правая рука, левая тоже была ограничена в движениях. Только половина диафрагмы была подвижна, губы частично парализованы, язык смещен. Он не мог пользоваться вставными зубами.

Но он сумел развить голос — основной инструмент своей работы — и очень гордился тем, что мог владеть речью. Однако со временем и речь его стала глухой и невнятной. Видимо, поэтому он говорил так медленно и размеренно. Болезнь разрушала его организм. Последние 10 лет жизни он был прикован к инвалидному креслу.

Вопреки этим ограничениям, а во многом и благодаря им, Эриксон научился использовать возможности и реализовывать потенциальные способности, которыми обладает каждый из нас. У людей Эриксон неизменно вызывал изумление и восторг. Успехи и положительные изменения, которых добивались его ученики и пациенты, Эриксон никогда не ставил себе в заслугу. Наоборот, он выражал искреннюю радость, что человек сумел открыть в себе новые возможности и новый источник силы.

Эриксон умер от острой инфекции 25 марта 1980 года. После смерти Эриксона ученики продолжили его теоретические изыскания. Доктор Зайг опубликовал двухтомный труд об эриксоновской психотерапии. В июле 1988 г. был выпущен специальный журнал, посвященный Эриксону и его школе. За последнее время выпущено множество работ, посвященных эриксоновскому гипнозу.

Согласно Эриксону, гипнотический транс — это такое состояние психики, в котором она наиболее способна к изменению и к восприятию нового знания. Это вовсе не искусственно вызванное сонное состояние. Психотерапевт не возвышается над клиентом, не “подчиняет” его себе; клиент сохраняет полный самоконтроль и отнюдь не следует велениям чужой воли. В сущности транс — это естественное состояние, переживавшееся каждым из нас. Самый известный пример подобных переживаний — грезы наяву. Но состояние транса может наступать и при других обстоятельствах — например, тогда, когда мы погружаемся в размышления, молимся или выполняем физические упражнения, такие, как бег трусцой, который иногда называют “медитацией на ходу”. В подобных ситуациях человек более ярко осознает внутренние ощущения, тогда как внешним стимулам — звукам и движениям — в это время придается меньшее значение.

Эриксон считал, что в трансовом состоянии человек больше способен к “бессознательному обучению”. Транс является тем состоянием, которое облегчает обучение и делает открытость и готовность принять изменения наиболее вероятными. Чтобы помочь пациенту войти в транс, необходимо овладеть его вниманием и направить это внимание вовнутрь, побуждая к внутреннему поиску и добиваясь гипнотического отклика. Этот гипнотический отклик, который, с одной стороны, связан с внутренними потребностями и предпочтениями пациента, а с другой — обусловлен целенаправленной волей гипнолога, исходит из “обширного хранилища знаний”, накопленных пациентом в течение жизни. В 1990 году в г. Обнинске проходил семинар по эриксоновскому гипнозу. Именно на этом семинаре я учился навыкам эриксоновского гипноза непосредственно у профессора Майкла Спаркса.

Майкл Спаркс — профессор, доктор философии, преподает на факультете подготовки управленческих кадров Калифорнийского государственного университета в Сакраменто. Он проводит также тренинг в таких областях, как подготовка персонала к работе в группе, лидерство, управление мотивацией, коммуникация. Он участвовал в разработке программы группового тренинга американских космонавтов, которые должны были работать на космической станции. Используя материалы семинара и личный опыт, разрешите мне познакомить вас с уникальными технологиями эриксоновского гипноза.

Эриксон всегда придавал гораздо большее значение человеку, нежели любой технике. Для него транс — это нечто, в чем вы участвуете вместе с человеком, но никак не действие, которое вы проводите с ним как с объектом. Отношения являются равноправными. Никто никем не управляет.

Транс — это не какое-то исключительное состояние, которого вы можете достичь лишь с помощью значительных усилий. По мере того, как вы будете приобретать умение распознавать внешние признаки транса, вы начнете замечать, что люди в течение дня много раз входят в это состояние и выходят из него. Некоторые погружаются в транс ненадолго. Другие испытывают очень легкий транс, третьи предпочитают более глубокий. Кажется, что человек интуитивно знает, какие глубина и длительность транса нужны и полезны именно ему. Одним из достижений Эриксона было то, что он оценил транс как широко распространенное, часто встречающееся явление (поездка на машине, стояние в очереди, слушание лекции и т.д.) и начал использовать эти естественно возникающие состояния в своей работе.

Когда Эриксона просили объяснить, что такое гипноз, он отвечал: “Гипноз — это передача образов”. Образы управляют нашей жизнью. Карл Прибрам, известный ученый-нейропсихолог, ввел термин “образы достижения” и доказал, что человеческая психика организует себя в соответствии с глубинными образами достижения, определяющими направление жизни человека. Образы можно изменить. Как правило, эти глубинные образы отличаются устойчивостью. Д.Н.Узнадзе назвал их установками. Они могут быть изменены в двух типах ситуаций. Первая ситуация позволяет человеку находиться в состоянии релаксации, неподвижности и направить внимание внутрь себя. Второй путь к изменению этих образов предполагает ритмическое движение (танцы, ходьба, бег и др.). В моменты дезорганизации, изменений, кризисов люди испытывают стресс и застывают. Внимание становится жестко зафиксированным. Мышцы напрягаются.

Находясь в состоянии стресса, человек начинает разговаривать сам с собой о своей проблеме. В конце концов наступает момент, когда он возвращается к началу своего внутреннего диалога и в отчаянных поисках выхода повторяет его снова и снова. Сознание человека становится застывшим, прикованным лишь к малой части внутреннего опыта и ресурсов. Это ограниченное поле внимания называется — “система проблемы”. Чтобы расширить систему проблемы и превратить ее в систему решения, необходимо сначала присоединиться к замкнутой системе проблемы и присоединиться так, чтобы вы не ощущали никакого различия между клиентом и вами.

Каждый человек испытывает настоятельную потребность в сохранении своей свободы и интегрированности. Когда вы присоединяетесь к другому человеку, важно, чтобы вы в полной мере уважали его интегрированность, просто присоединяясь к миру его проблем, принимая этот мир таким, каков он есть.

Когда вы присоединились к его миру и почувствовали, что межличностные связи уже сложились, можете начать привлекать внимание человека к другим фрагментам его внутреннего опыта, который в настоящий момент находится вне его сознания. Вы ведете его к ресурсам, которые он имеет, но не замечает. Вы не должны добавлять ничего нового, не должны применять чуждых внушений.

Милтон Эриксон вывел формулу взаимоотношения с партнером, которая звучит буквально так: “Присоединиться, закрепиться и вести”. Присоединение является необходимой настройкой для образования раппорта. Вы можете настроиться на любую часть внешнего поведения человека. Полезно настроиться на частоту дыхания. Если вы соразмерили темп вашего голоса с частотой дыхания партнера, то вы можете просто замедлить вашу речь, и у него замедлится дыхание. Можно использовать движения своей руки так, чтобы они соответствовали ритму дыхания клиента.

Следующий способ настройки — вербализация того, что присутствует в текущем переживании партнера. Например: “Вы улыбаетесь, когда смотрите на меня, вы слышите мой голос, когда я говорю…” Постепенные переходы дают человеку возможность легко переходить в измененное состояние. Переходы смягчаются соединительными частями речи, например: “если”, “и”, “когда” и т.д.

Имеются пять основных способов, с помощью которых люди изучают мир. Мы можем видеть, чувствовать, слышать, нюхать и пробовать на вкус. Те пути, по которым мы получаем, храним и кодируем информацию в своем мозге — картинки, звуки, ощущения, запахи и вкусы, — называются репрезентативными системами.

Каждый человек, используя свою репрезентативную систему, невольно имеет свой “язык” предпочитаемой им системы. Если вы способны понимать и говорить с человеком, используя “язык” предпочитаемой им репрезентативной системы, то вы прокладываете путь к доверию, которое очень важно для присоединения. Определить переживания партнера, его репрезентативную систему и его тип мышления вы сможете при помощи “ключей доступа”.

Обычно такие “ключи” находятся за пределами сознательного восприятия. Эти сигналы, или “ключи доступа”, включают наш выбор слов (предикаты), паттерн движения глаз, а также набор более тонких “ключей”: дыхательный паттерн, цвет кожи, напряжение или расслабление мышц тела, тон и темп речи. Эти “ключи” показывают, как человек думает и в какой последовательности использует репрезентативную систему.

Система, которая используется чаще, чем другие, называется предпочитаемой репрезентативной системой человека. Поэтому одни люди могут создавать ясные мысленные образы и думать главным образом картинками. Таких людей называют визуалистами. Другие любят толковать сами с собой и слушать других. Их называют аудиалистами.

Людей, которые основывают свои действия большей частью на своих ощущениях по отношению к ситуации, называют кинестетиками. Обращая внимание на выбор человеком предикатов, вы собираете информацию о том, кто перед вами — визуалист, аудиалист или кинестетик. Предикаты речи — это глаголы, прилагательные и наречия в предложениях, которыми мы пользуемся при общении друг с другом.

Визуалисты используют в своей речи чаще всего предикаты визуальной модальности, например: “Я вижу, вас что-то беспокоит”, “Я не могу представить себе это”, “Сейчас, оглядываясь назад, я начинаю видеть смысл в этом”.

Аудиалисты используют предикаты аудиальной модальности, например: “Это звучит правильно”, “Я хочу, чтобы вы послушали и настроились на серьезную работу”, “Что-то мне подсказывает, что в вашей речи звучит фальшь”.

Кинестетики используют предикаты кинестетической модальности: “В наше время налоги обдирают вас с ног до головы”, “У меня тяжело на душе”, “Ваше предложение дурно пахнет”, “Сладкие воспоминания приносят приятные ощущения”.

Некоторые предикаты могут иметь несколько значений с точки зрения сенсорной модальности. Например: бархатный звук (кинестетическая и аудиальная системы). Такие предикаты могут быть точно определены с учетом контекста. Существует целый ряд предикатов, которые не обозначают сенсорную систему. Такие предикаты называются полимодальными. Например: знать, понимать, помнить, считать… Овладев языком сенсорных предикатов разной модальности, вы совершенно свободно будете общаться с аудиалистом, кинестетиком и визуалистом.

Сенсорные предикаты разной модальности Полимодальные: понимать, представлять, верить, считать, знать, сознавать, одинаковый, различный, осуществлять, сознающий, несознающий, помнить, охватывать, думать и др.

Визуальные: светящийся, блестеть, вспыхивать, ослеплять, слепой, колоритный, облачный, мерцать, сверкать, графический, появляться, вырисовываться, уставиться, яркий, синий, зеленый, белый, черный, желтый, красный, коричневый, фиолетовый и др.

Аудиальные: немой, оркестровый, пронзительный, труба, свистеть, резонирующий, журчание, эхо, звон, громкий, провозгласить, объявить, шептать, петь, кричать, гармонировать и др.

Кинестетические: лихорадочный, жаркий, давить, прохладный, ласка, сухой, любовь, сжимать, дрожать, сильный, слабый, вкусный, сладкий, привкус, мягкий, горький, кусать, пресный, вонючий, чихать, ароматный, душистый, пахнуть, чутье и др.

Паттерн движения глаз Движения глаз также являются надежным показателем репрезентативной системы человека. Если вы наблюдаете за движениями глаз партнера по общению, вы можете определить, какие репрезентативные системы он использует. Гипнолог следит за движением глаз клиента и использует ключевые предикаты, которые соответствуют положению глаз клиента. Он присоединяется непосредственно к репрезентативной системе клиента. Люди систематически перемещают глаза в определенных направлениях в зависимости от того, какого типа мышление в них происходит.

Направление взгляда влево вверх: зрительные воспоминания. Когда мы визуализируем что-то из нашего прошлого опыта, наши глаза перемещаются вверх и влево. “Какого цвета обои в вашей комнате?” Направление взгляда вправо вверх: зрительные конструкции. Зрительное представление образов, явлений или предметов, которые мы не видели раньше, или представление явлений и предметов не такими, какими мы их видели раньше.

“Как будет выглядеть оранжевый слон в малиновых пятнах?” Направление взгляда по горизонтали влево; слуховое воспоминание. Слуховое воспоминание тех звуков, которые мы уже слышали раньше. “Как звонит ваш будильник?” Направление взгляда по горизонтали вправо: слуховая конструкция. Слуховое представление звуков, которые мы никогда не слышали раньше. “Как звучит ваше имя, если произнести его наоборот?” Направление взгляда вниз влево: слуховое замкнутое представление.

Разговор с собой, внутренний разговор. “Повторите про себя закон Божий”, Направление взгляда вниз вправо: кинестетическое представление. Ощущение эмоций, осязательные ощущения, чувства движения, обоняния. “Как вы чувствуете себя, когда ощущаете радость?” Для того, чтобы овладеть искусством присоединения, необходимо тренироваться. Предлагаю вам следующие упражнения для развития навыков присоединения.

Упражнение № 1: присоединение к физиологии.

Целью этого упражнения является сосредоточение внимания на присоединении к поведению другого человека. Это упражнение выполняется в группе из трех человек. Участник № 1 — субъект — просто сидит в кресле. Он является моделью. Участник № 2 сидит в другом кресле — напротив участника № 1 — и имитирует физиологию последнего. Подстраивается под его позу. Участник № 3 — “режиссер” и действует подобно кинорежиссеру. Он должен помогать участнику № 2 достигнуть совершенства в присоединении к участнику № 1. Обращайте внимание на все части тела: ноги, руки, губы, голову и т. д.

Когда режиссер удовлетворен тем, как участник № 2 присоединился к участнику № 1, он (режиссер) просит участника №2 закрыть глаза. Пока глаза у участника № 2 закрыты, участник № 1 должен изменить свою позу. Участник № 2 открывает глаза и снова присоединяется к участнику № 1.

Весь этот цикл повторяется четыре раза с участником № 2. Затем происходит обмен ролями так, чтобы каждый из участников упражнения имел возможность четыре раза присоединиться к каждому из двух остальных участников.

Упражнение № 2: присоединение к дыханию.

Для этого упражнения необходимо три человека. Участник № 1 слушает, участник № 2 говорит, участник № 3 — режиссер. Участник № 1 сидит на стуле, обе ноги стоят на полу, не скрещиваясь, руки лежат на коленях.

Участник № 2 просит участника № 1 составить список из шести слов, которые ассоциируются у него (участника №1) с ситуацией спокойствия, безопасности, расслабления. Участник № 2 должен запомнить эти слова.

Участник №3 (режиссер) стоит за спиной участника № 1 и начинает присоединяться к его дыханию, двигая в такт рукой.

Участник № 2 должен посмотреть на участника № 1 и начать присоединяться к его дыханию своим дыханием. После того, как присоединение произошло, участник № 2 должен начать произносить на выдохе те слова, которые в начале упражнения ему предъявил участник № 1.

Участник № 1 закрывает глаза, чтобы лучше почувствовать и оценить влияние, которое эти слова оказывают на его ощущения.

Участник №2 просто произносит на выдохе (слегка нараспев) слова из списка — сначала в предложенном порядке, а затем меняя их порядок. Через 5-6 минут участник № 1 открывает глаза. Участники меняются ролями.

Упражнение № 3: присоединение к движениям глаз.

Нарисуйте такой же рисунок на отдельном листе бумаги (см. Глазные сигналы). Участник № 2 просто держит рисунок перед собой так, чтобы его хорошо видел участник № 1. Участник № 2 фиксирует взгляд в одном из шести указанных положений. Участник № 1 просто читает вслух слова, описывающие данное положение глаз. Когда участник № 1 чувствует, что справляется с этой задачей, он может начать делать упражнение, не заглядывая в схему. Через некоторое время обмен ролями.

Выполняя эти упражнения, вы сумеете присоединяться к клиенту и наводить транс.

Упражнение № 4: присоединение и ведение.

Формула: Х и Х и Х и Х и У. Утверждение Х — утверждение присоединения. Это абсолютно истинное утверждение о поведенческих реакциях, которые возникают у клиента. Утверждение У — утверждение ведения, т. е. утверждение, которое приводит к возникновению у клиента состояния транса.

1. Вы сидите в этом кресле (утверждение присоединения).

2. И вы смотрите на меня (утверждение присоединения).

3. И вы легко дышите (утверждение присоединения).

4. Я с вами разговариваю (утверждение присоединения).

5. И вы можете начать расслабляться (утверждение ведения).

Возвращаетесь к пункту 1. Данное упражнение выполняется в парах. Участники меняются ролями каждые пять минут.

Источник:
Недирективный гипноз
В отличие от строго определенных и авторитарных методов гипноза недирективный подход более гибкий, индивидуальный и не декларированный. Один из таких методов носит имя известного психотерапевта, гипнолога Милтона Г. Эриксона.
http://psi-technology.net/book/k/hypnosis/p/19/

Недирективный гипноз Милтона Эриксона

Автор: GorAton вкл. 17 февраля 2008 .

Милтон Эриксон (1902 — 1980) родился с недостотками зрения и слуха. В 17 лет заболел полиомиелитом и некоторое время оставался парализованным, у него сохранилась лишь способность двигать глазами. Ему ничего не оставалось делать, как наблюдать за окружающими людьми, за их словами и языком тела. Эриксон заметил, что два языка— вербальный и невербальный — часто не совпадают. Когда Эриксон выздоровел — не полностью, он остался полупарализованным, — то стал развивать в себе способность наблюдателя и научился читать истинные переживания окружающих его людей.

Милтон Г. Эриксон получил мировое признание как крупнейший психотерапевт-практик. Его подход к измененным состояниям сознания лег в основу целого направления, известного как эриксоновский гипноз и психотерапия, дающая быстрый стратегический результат. Один из людей, чья психотерапевтическая модель легла в основу Нейро-лингвистического программирования .

Психотерапия Милтона Эриксона находится на грани между искусством и наукой.

В рассказ Эриксон вкраплял убеждение. Именно так — через рассказы, сказки, мифы — с незапамятных времен «переодевались» ценности и культурные нормы и передавались другому поколению. Сам Милтон Эриксон говорил, что горькую пилюлю легче проглотить, если она заключена в сладкую облатку. Прямая мораль вызывает противодействие, история же воздействует сразу на подсознание, обходя сознание.

Послушайте историю, записанную автором.

«Обычно я направляю обращающихся ко мне алкоголиков в Общество анонимных алкоголиков, потому, что там им помогут лучше. Но однажды ко мне пришел алкоголик, который сказал: «Оба моих деда и обе бабки были алкоголиками; родители моей жены и она сама — алкоголики; мои родители — алкоголики; у меня самого одиннадцать раз была белая горячка. Я болен алкоголизмом. Мой брат — тоже алкоголик. Можете ли вы чем-нибудь мне помочь, хотя я и понимаю, что это чертовски трудно?»

Я спросил, чем он занимается. «Когда я трезв, я работаю в одной газете. А алкоголизм у них там — профессиональная болезнь».

Я сказал: «Что ж, раз вы хотите, чтобы я вам помог, то выслушайте мой совет, каким бы странным он вам ни показался. Отправляйтесь в ботанический сад. Посмотрите на кактусы — эти удивительные растения способны по три года обходиться без воды, без капли дождя. И хорошенько поразмыслите».

Много лет спустя ко мне пришла незнакомая молодая женщина и сказала:

—Доктор Эриксон, вы знали меня, когда мне было три года. Потом мои родители переехали в Калифорнию. Сейчас я в Финиксе и пришла посмотреть, что вы за человек и как вы выглядите.

—Смотрите, сколько душе угодно, только позвольте узнать, чем вызвано ваше любопытство?

—Мне любопытно взглянуть на человека, отправляющего алкоголиков в ботанический сад любоваться кактусами, чтобы научить их обходиться без спиртного. Во всяком случае, мои родители больше не пьют с тех самых пор, как вы отправили туда моего отца.

—Где же сейчас работает ваш отец?

—В редакции журнала. Он ушел из газеты, заявив, что работая там, все время рискуешь стать пьяницей.

Да, это действительно оказалось неплохим способом лечения алкоголизма — внушить пьянице чувство уважения к кактусам, по три года обходящимся без дождя».

Рассказ приводится полностью, потому что это — прекрасный пример косвенного внушения в символической форме.

Если вы готовы, то есть еще несколько интереснейших историй из его врачебной практики.

«Тренировка стрелковой сборной США».

Тренер армейской стрелковой сборной США очень хотел, чтобы его парни победили русских. Он прочитал в газете про гипноз и про Эрнксона и, не задумываясь, привел к психотерапевту парней и попросил помочь. Милтон Эриксон знал о винтовке лишь то, что у нее есть дуло и приклад. Но, тем не менее он в один день «натренировал» парней, и стрелки победили русских.

Стоит ли говорить, как именно переключается внимание спортсменов в данном случае? Милтон сосредотачивает их усилия на задаче и на телесных ощущениях. Им некогда думать — «это уже тридцатый выстрел». Ведь надо правильно ставить стопу и т.п.

А сейчас животрепещущая тема для многих женщин и некоторых мужчин: «Сбросить вес? Нет, сначала надо его набрать!»

Как-то раз к Милтону Эриксону пришла женщина, которая весила 180 фунтов и никак не могла похудеть до заветных 130 фунтов. Как только весы показывали 130, она мчалась на, кухню и «отмечала» свой успех, наедаясь мучным и сладким. В итоге она то худела, то поправлялась и никак не могла выбраться из замкнутого круга. Милтон Эриксон сказал, что поможет ей, но лечение будет болезненным.

Что же сделал Милтон Эриксон? Женщина всю жизнь играла сама с собой в игру: «Сбросить вес —набрать вес». Она готова была набирать вес до 180 фунтов. 200 фунтов для нее были невыносимы. У многих пациентов, которые страдают ожирением, есть свой «уровень толерантности» (уровень выносимости), который они хорошо чувствуют. Как только этот предельный вес достигнут (он достигается без особых мучений), тут же появляется желание его сбросить. Если же заставить пациента превысить уровень толерантности — набрать еще немного килограммов, то пациент по-настоящему страдает. Так что стоило Эриксону изменить правила игры на обратные: «Набрать вес— сбросить вес», как женщина стала гордиться с таким трудом сброшенным весом и стала его поддерживать.

В позитивной психотерапии широко используются притчи, поучительные истории, «психотерапевтические сказки». С точки зрения позитивной психотерапии, которая сейчас распространяется все больше как отдельное течение психотерапии, в каждом симптоме можно найти не только плохое (негативное), но и хорошее (позитивное) начало. Боль, например, можно интерпретировать как сигнал о бедствии, повышенную температуру тела — как хорошую сопротивляемость организма и т. д.

В психотерапии широко применяются метафоры, которые затрагивают более глубинные слои личности и сказкотерапия , которая является своеобразной гомеопатией в психотерапии.

Источник:
Недирективный гипноз Милтона Эриксона
Милтон Эриксон — история жизни и основной научный вклад, принципы работы с примерами, недирективный гипноз.
http://goraton.ru/dusha/skazkoterapiya/355-nedirgipnozehriksona

Суть гипноза словами

Суть гипноза М.Эриксона можно описать, как воздействие без погружения в сон. Эриксон установил, что человек сам периодически впадает в транс. Например, при выполнении монотонной, рутинной работы, или когда человек глубоко о чем-то задумался и мысленно ушел в себя. Все это примеры естественных трансовых состояний. Примечательно, что потребность в таких состояниях в нас так же сильна, как и потребность во сне. Эриксоновский гипноз можно охарактеризовать, как гипноз слова, потому что при его наведении используются речевые методики наведения транса.

Перед применением одной из речевых методик эриксоновского гипноза слова, сначала нужно на физиологическом уровне присоединиться к собеседнику. Гипнотизер копирует позы собеседника, подстраивается под его дыхание, используя микродвижения, повторяет все то, что тот делает. Например, собеседник поднес правую руку к лицу, гипнотизер тоже своей правой рукой обозначает начало движения. Подсоединившись, можно переходить к речевым методикам наведения транса. Одна из методик гипноза слова это стратегия «скажите ДА». Сначала вы произносите несколько высказываний, с которыми собеседник согласен, а затем говорите свое утверждение. Ваши первые фразы погружают человека в трансовое состояние, а последнее высказывание застает врасплох. Человек вынужденно его принимает и выполняет. Чего собственно, вы и добивались.

Суть гипноза словами: забалтывание, двойное наведение транса

Суть гипноза слова при применении техники забалтывания это перегрузить сознание человека многочисленными деталями своего рассказа, незнакомыми либо непонятными словами. Выдаваемой от вас информации, должно быть столько много, чтобы собеседник утонул и запутался в ней. Перегрузка сознания приведет к возникновению трансового состояния, в такие моменты и нужно говорить фразы-внушения. Суть гипноза, применяющего методику двойного наведения транса, та же что и при забалтывании. Но наводят его одновременно два человека, с разных сторон находящиеся от гипнотизируемого. Они говорят одновременно, они говорят много, они говорят, перебивая друг друга, они делают много движений, они постоянно дотрагиваются до гипнотизируемого. Редко кто может вынести это дольше пяти минут. Перегрузив подобным образом сознание гипнотизируемого – можно добиться принятия любого вашего предложения.

Источник:
Суть гипноза словами
Суть гипноза М.Эриксона можно описать, как воздействие без погружения в сон. Эриксон установил, что человек сам периодически впадает в транс. Например, при выполнении монотонной, рутинной работы, или когда человек глубоко о чем-то задумался и мысленно ушел в себя. Все это примеры естественных трансовых состояний.
http://www.sudba.info/sut-gipnoza-slovami/

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES