Гештальт психология

Гештальт психология

Гельштат-психология появилась в начале 20-ого столетия. Ее основоположником считают немецкого психолога Макса Вертгеймера, но в ее развитие вложили свой вклад, такие известные психологи, как Курт Коффка и Вольфганг Кёллер. Основным постулатом Гельштат-психологии является рассмотрение целостных структур, не выделяя их составляющих частей. На основании Гельштат-психологии в начале 1950-ых годов были заложены основы Гельштат-терапии. Это сделали Фриц и Лора Перлз и Пол Гудман. Базовый подход Гельштат-терапии заключается в том, что психика человека способна саморегулироваться, а также в том, что человек должен нести ответственность за свои действия и мысли.

Гельштат-психология (англ. Gestalt psychology) психологическое направление, существовавшее в Германии с нач. 1910-х до середины 1930-х гг. Основные представители Г.-п. (М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффка) работали, г. о., в Берлинском ун-те, поэтому Г.-п. иногда называют Берлинской школой. В Г-п. получила дальнейшую разработку проблема целостности, поставленная Австрийской школой, при решении которой Г.-п., вышла за пределы элементаристской методологии, подвергнув ее теоретической и экспериментальной критике, и создала целостный подход к изучению психики и сознания.

Философской основой Г.-п. является «критический реализм», основные положения которого родственны философским идеям Э. Геринга, Э. Махха, Э. Гуссерля и И. Мюллера. Согласно Г.-п., для человека существуют 2 отличных друг от друга «мира»: мир физический, лежащий «за» переживаниями, и мир наших переживаний (ощущений), который в Г.-п. называли в разных контекстах «объективным» или «субъективным». Последний Г.-п. рассматривала в 2 отношениях: как физиологическую реальность (процессы в мозге как отражения воздействий внешнего мира) и как психическую (феноменальную) реальность, которые связаны между собой отношениями изоморфизма (взаимно-однозначного соответствия).

Следовательно, психологические законы сводились в Г.-п. к законам физиологии мозга. Вместе с тем Г.-п. не отказывается и от изучения феноменов сознания методом феноменологического самонаблюдения. Само сознание понималось как некое динамическое целое, «поле», каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными (по аналогии с электромагнитными полями в физике). Единицей анализа сознания выступает гештальт как целостная образная структура, не сводимая к сумме составляющих его ощущений.

При разработке проблем мышления Г.-п. подвергла острой критике бихевиористские взгляды на мышление как образование «навыков» путем проб и ошибок и ввела в психологию такие понятия, как проблемная ситуация (см. Задача), инсайт, а также новый метод эмпирического исследования мышления — метод «рассуждения вслух», который уже выходил за рамки исходных феноменологических установок Г.-п. и предполагал подлинно объективное исследование процессов мышления (М. Вертгеймер, К. Дункер и др.). Однако при объяснении «продуктивного мышления» у животных и творческого мышления у человека Г.-п. неправомерно отрицала роль активности и прошлого опыта субъекта в процессе решения творческих задач, считая возникновение такого решения результатом все тех же процессов образования «хороших гештальтов» в «здесь и теперь» складывающемся «психологическом поле».

В 1920-е гг. К. Левин предпринял попытку дополнить и углубить модель психического мира человека, предложенную Г.-п., введя в нее «личностное измерение» (см. Временная перспектива, Топологическая и векторная психология).

После прихода к власти нацистов Г.-п. как школа распалась в результате эмиграции большинства ее членов. Идеи Г.-п. оказали значительное влияние на развитие необихевиоризма, психологии восприятия (школу «New Look»), когнитивной психологии, системного подхода в науке, отдельных направлений психологической практики (в частности, гештальт-терапии), некоторых концепций межличностного восприятия (Ф. Хайдер) и др. Вместе с тем критики Г.-п. (среди которых были Л. С. Выготский, Лейпцигская школа и др.) отмечали антиисторизм и антигенетизм Г.-п., фактическое отрицание прошлого опыта в процессе образования гештальтов, редукционистские установки в плане сведения психологических закономерностей к принципам физиологической работы мозга и др.

С конца 1970-х гг. в связи с развитием идей системного подхода в психологии наблюдается определенное возрождение интереса к Г.-п., что нашло свое отражение в образовании межд. «Общества гештальт-теории и ее приложений» и выпуске соответствующего журнала. (Е. Е. Соколова.)

Источник:
Гештальт психология
Психология — образовательный психологический сайт, содержит тесты, тренинги, статьи, книги по психологии личности
https://psychologiya.com.ua/geshtalt-psixologiya.html

Гештальт психология

Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма) — направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам.

Предмет гештальтпсихологии: Феноменальное поле

Представители гештальтпсихологии: Вольфганг Келлер, Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Курт Левин

Гештальтпсихология выступила против выдвинутого структурной психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов.

Представители гештальтпсихологии предположили, что все разнообразные проявления психики подчиняются законам гештальта. Части тяготеют к образованию симметричного целого, части группируются в направлении максимальной простоты, близости, равновесия. Тенденция каждого психического феномена — принять определенную, завершенную форму.

Начав с исследования процессов восприятия, гештальтпсихология достаточно быстро расширила свою тематику, включив в нее проблемы развития психики, анализ интеллектуального поведения высших приматов, рассмотрения памяти, творческого мышления, динамики потребностей личности.

Психика человека и животного понималась гештальтпсихологами, как целостное «феноменальное поле», которое обладает определенными свойствами и строение. Основными компонентами феноменального поля являются фигуры и фон. Другими словами, часть того, что мы воспринимаем, выступает отчетливо и наполнено смыслом, в то время как остальное лишь смутно присутствует в нашем сознании. Фигура и фон могут меняться местами. Ряд представителей гештальтпсихологии считали, что феноменальное поле изоморфно (подобно) процессам, происходящим внутри мозгового субстрата.

Важнейшим законом, полученным гештальтпсихологами, является закон константности восприятия, фиксирующий тот факт, что целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов (вы видите мир стабильным, несмотря на то, что постоянно изменяется ваше положение в пространстве, освещенность и т. д.) Принцип целостного анализа психики сделал возможным научное познание сложнейших проблем душевной жизни, которые до этого считались недоступными экспериментальному исследованию.

Гештальтпсихология (нем. Gestalt — целостная форма или структура) — школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1912 году.

Основные теоретические положения гештальтпсихологии:

Постулат: Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).

Все вышеперечисленные свойства восприятия — константы, фигура, фон — в гештальтпсихологии вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам гештальтпсихологии:

Близость. Стимулы расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.

Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме имеют тенденцию восприниматься вместе.

Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.

Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму.

Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.

Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие, наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.

Сформировавшиеся гештальты всегда являются целостностями, завершенными структурами, с четко ограниченными контурами. Контур, характеризующийся степенью резкости и замкнутостью или незамкнутостью очертаний, является основой гештальта.

При описании гештальта употребляется также понятие важности. Целое может быть важным, члены — неважными, и наоборот, Фигура всегда важнее основы. Важность может быть распределена так, что в результате все члены оказываются одинаково важными (это редкий случай, который встречается, например, в некоторых орнаментах).

Члены гештальта бывают различных рангов. Так, например, в круге: 1-му рангу соответствует центр, 2-й ранг имеет точка на окружности, 3-й — любая точка внутри круга. Каждый гештальт имеет свой центр тяжести, который выступает или как центр массы (например, середина в диске), или как точка скрепления, или как исходная точка (создается впечатление, что эта точка служит началом для построения целого, например, основание колонны), или как направляющая точка (например, острие стрелы).

Качество «транспозитивности» проявляется в том, что образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это — разные тональности одной и той же мелодии, а может теряться, даже если все элементы сохраняются, или в картинах Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).

В качестве основного закона группировки отдельных элементов в гештальтпсихологии был постулирован закон прегнантности. Прегнантность (от лат. рrаegnans — содержательный, обремененный, богатый) — одно из ключевых понятий гештальтпсихологии, означающее завершенность гештальтов, приобретших уравновешенное состояние, «хорошую форму». Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчетливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму фигуры. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения», «фактор общей судьбы».

Закон «хорошего» гештальта, провозглашенный Метцгером (1941), гласит: «Сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятий воспринимать преимущественно самое простое, единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную пространственную ось». Отклонения от «хороших» гештальтов воспринимаются не сразу, а лишь при интенсивном рассматривании (например, приблизительно равносторонний треугольник рассматривается как равносторонний, почти прямой угол — как прямой).

Константы восприятия в гештальтпсихологии

Константность размера в гештальтпсихологии: воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врожденным. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт. Так в 1961 году Колин Тернбулл отвез пигмея, жившего в густых африканских джунглях в бескрайнюю африканскую саванну. Пигмей, никогда не видевший объектов на большом расстоянии, воспринимал стада буйволов как скопища насекомых, пока его не подвезли поближе к животным.

Константность формы в гештальтпсихологии: заключается в том, что воспринимаемая форма объекта постоянна при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на эту страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие ее формы остается неизменным.

Константность яркости в гештальтпсихологии: воспринимаемая яркость объекта постоянна при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона.

Фигура и фон в гештальтпсихологии

Простейшее формирование восприятия заключается в разделении зрительных ощущений на объект — фигуру, расположенный на фоне. Выделение фигуры из фона и удержание объекта восприятия включает психофизиологические механизмы. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон.(Lamme 1995). Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами.

Гештальтпсихология считала, что целое не выводится из суммы свойств и функций его частей (свойства целого не равны сумме свойств его частей), а имеет качественно более высокий уровень. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы. Гештальтпсихология наряду с феноменологией и психоанализом легла в основу гештальт-терапии Ф. Перлза, который перенес идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до уровня миропонимания в целом.

Источник:
Гештальт психология
Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма) — направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных
http://syntone.ru/psy_dir/geshtaltpsihologiya/

Гештальт психология

Гештальтпсихология (нем. gestalt – целостная форма, структура) – психологическое направление, существовавшее в первой половине ХХ ст., возникшее как альтернатива популярным в тот период бихевиоризму и ассоциативной психологии и оказавшее сильное влияние на всю мировую психологию.

Возникновение гештальтпсихологии связывают с именами таких немецких ученых как Ф. Брентано, К. Штумпф, Г.Мюллер и Э. Гуссерль, работы которых послужили первоначальным импульсом для создания школы гештальтпсихологии.

Отвечая на вопрос о том, что такое гештальт, можно сказать, что это некая целостная реальность, которую невозможно познать простым разделением на составляющие. При объединении в единое целое, отдельные элементы образуют новое единство с характерными только для него свойствами. Иными словами, гештальт — это всегда нечто большее, чем простая сумма его составляющих, это «нечто большее» возникает в результате единства и находится на качественно более высоком уровне.

История гештальтпсихологии как полноценного психологического направления началась с появления в 1912 г. труда Макса Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения». В 1910-х Вертгеймер вел научную деятельность при Психологическом институте Франкфуртского университета, где его увлекли изучение в сфере восприятия. Здесь хотелось бы упомянуть о том, что в свое время он познакомился с Абрахамом Маслоу, и не просто стал одним из тех людей, которые вдохновили молодого психолога на изучение самоактуализирующихся личностей, но также был одним из испытуемых. Впоследствии исследования Маслоу привели к созданию им теории самоактуализации, занимающей центральное место в гуманистической психологии.

Кёллер в своей работе «Физические структуры в покое и стационарном состоянии» формулирует положение о том, что физическая реальность, в равной степени как и психологическая, согласуется с законом гештальта. Впоследствии гештальт-психологи выходят за границы психологии, объясняя все закономерности этого мира исходя из основных законов гештальта.

Дальнейшие исследования послужили поддержкой для теории гештальт-психологов. Э. Рубином был открыт феномен фигуры и фона, Д. Катц продемонстрировал роль гештальт-факторов во время восприятия внешних объектов.

В 20-х годах вокруг Вейтгеймера формируется школа гештальтпсихологии, известная также как Берлинская школа. К вышеупомянутым психологам присоединяется Курт Левин. В 1921 г. они основывают журнал под названием «Психологические исследования», где публикуют результаты своей работы. С этого момента Берлинская школа начинает оказывать сильное влияние психологию в целом. Значительную роль в этом процессе сыграли статьи М. Ветгеймера «К учению о гештальте» и «О гештальттеории», а также статья К. Левина под названием «Намерения, воля и потребности», ставшая эмпирическим изучением потребностей человека и его волевых поступков. Проделанная Левином работа была действительно важна: теперь гештальт-психологи начали настоящее экспериментальное изучение сфер психики личности, которые труднее всего поддаются эмпирическим исследованиям.

В 1929 в США В. Кёллер выступает с лекциями, которые впоследствии были сформированы в книгу под названием «Гештальтпсихология». Она является систематическим и, возможно, наилучшим изложением данной теории. Кроме того, на психологию того периода сильно повлияла книга К. Коффки «Принципы гештальтпсихологии», вышедшая в 1935 году.

Плодотворная работа гештальт-психологов длилась до появления в Германии нацизма в 30-х годах. После этого Вертгеймер, Коффка, Кёлер и Левин выехали в Соединенные Штаты. Однако там развиваемое ими направление не получило поддержки середине ХХ ст. интерес к нему постепенно угас.

Некоторое время спустя в Европе и Америке возник новый всплеск интереса к гештальт-теории и работе Берлинской школы. В 1978 г. было организовано Международное психологическое сообщество, названное «Гештальт-теория и ее приложения», а в 1979 прошла его первая рабочая встреча и был опубликован 1-й номер журнала «Гештальт-теория». Членами сообщества стали многие видные психологи из США (А. Лачинс, Р. Арнхейм и др.), Германии (К. Гусе, Г. Портле, Э. Эртель и др.), и других европейских государств.

Гештальтпсихология – психологическое направление, акцентирующее свое внимание на целостности и развивающее целостный подход к реальности, в противовес ассоциативной психологии и бихевиоризму. Отвечая на вопрос о том, что такое гештальтпсихология, Макс Вертгеймер писал: «Есть сложноорганизованные структуры, целостные свойства которых невозможно вывести из свойств их отдельных составляющих и где, наоборот, изменения какой-либо части целого обусловлены внутренними законами этой целостной структуры. Структурная психология (гештальт психология) является именно этим».

Кроме того, гештальт-психология не ограничивается простыми теоретическими рассуждениями, а происходит из реальных потребностей познания человека и в этом состоит ее эмпиричность. М. Вертгеймер подчеркивал этот факт, говоря что «возникновение гештальттеории обусловлено конкретными исследованиями». Вместе с этим на нее повлияли философские воззрения Канта, Маха, и в большей мере феноменологический подход Гуссерля. Гештальтпсихология также учитывает принципы наук естествознания, в основном физики.

В. Кёллер, параллельно с изучением психологии, уделял внимание физике, получая уроки у Макса Планка, а М. Вертгеймер упоминал о своих продолжительных разговорах с Альбертом Эйнштейном. Это вполне объясняет его утверждение о том, что гештальт-психология возникла не спонтанно, а вобрала в себя идеи и положения из множества наук и философских воззрений.

Вскоре были обозначены основные принципы гештальтпсихологии которые также называются законами восприятия. К ним относятся: закон фигуры и фона, принцип прегнантности, закон дополнения до целого.

Принцип прегнантности говорит о завершенности гештальтов, которые приобретают уравновешенное состояние и “хорошую” форму. Прегнантным гештальтам характерны такие свойства как отчетливо выраженные границы, замкнутость и симметрия. Закон “хорошего” гештальта был сформулирован Метцегером: “Из имеющихся восприятий сознание всегда стремится выделять и воспринимать наиболее простые, замкнутые, симметричные формы, для которых характерны целостность и единство”.

Закон дополнения до целого (амплификации), говорит о том, что когда фигура не завершена, восприятие человека старается видеть ее как завершенное целое.

Гештальт-психология также уделяла внимание развитию мышления. Кроме Вейтгеймера в этой области работали также такие ученые как К. Дункер и Н. Майер. Гештальт-психологи видели мышление как единый процесс, однако считали возможным определить в нем последовательные этапы.

  • Первый этап – осознание задачи или вопроса, которые необходимо решить.
  • Второй этап – поиск решения (упорядочивание, перестроение, объединение и другие действия).
  • Третий этап – получение решения путем инсайта.
  • Четвертый этап – поиск путей и возможностей для реализации и воплощения в жизнь найденного решения.

Инсайт – внезапное озарение, понимание, которые приходят к человеку после поисков ответа, концентрации над решением какой-либо задачи и т. п. Согласно гештальт-психологии, явление инсайта подчеркивает не только аналитический, но и творческий характер мышления.

Кроме инсайта, гештальтпсихологи ввели в психологию термин «проблемная ситуация» и интересный подход к изучению процесса мышления – рассуждение вслух. Взгляды бихевиористов на формирование навыков в ходе проб и ошибок подвергались острой критике, а роль прошлого опыта в творчестве всячески отрицалась. Любые креативные решения объяснялось формированием «положительных» гештальтов, пребыванием в настоящем моменте, в состоянии «здесь-и-сейчаc» и соответствующем психологическом поле.

Существенный вклад в развитие гештальт психологии внес Курт Левин, выполнивший исследования воли, потребностей и аффектов человека. В своих работах он отталкивался от предположения о том, что основой для активности личности в любых ее проявлениях служит потребность, формирующая намерение. Кроме того, стараясь сделать модель психологического пространства человека, предложенную гештальтпсихологией, более обширной и глубокой, Левин ввел в нее понятие «личностного измерения», а также разработал теорию психологического поля, которая позволяет объяснить поведение человека исходя из особенностей сформировавшегося гештальта его жизненного пространства, балансированием между внешними объектами и внутренними потребностями.

Описанный гештальтпсихологией феномен целостных структур – гештальтов, по-прежнему продолжает привлекать внимание исследователей различных областей. Благодаря работе гештальт-психологов стало очевидным, что в процессе изучения целого (в частности психики человека) путем его разделения на отдельные элементы, теряются более важные свойства и качества, которые характерны лишь для целостных структур — такое раздельное изучение не способно обеспечить понимания целого. Кроме того, совместно с психоанализом и феноменологией, гештальтпсихология послужила основой гештальт-терапии Фрица Перлза.

Выдающийся немецкий ученый, психиатр и психотерапевт еврейского происхождения Фриц (Фредерик) Перлз сумел найти практическое применение теоретическим открытиям гештальтпсихологов. Еще будучи практикующим психоаналитиком, Перлз задумывался о том, чтобы создать свою систему в психотерапии. Он не был сторонником многих концепций психоанализа, в первую очередь интеллектуального подхода к разрешению проблем, фокусировки на прошлом, а также пассивности пациентов в ходе психоаналитических сеансов. В результате, совместно со своими коллегами – Изидором Фромом, Полом Гудманом и женой Лаурой Перлз он в 1951 году опубликовал книгу «Теория гештальт-терапии», 1-я часть из которой под названием «Практикум по гештальт-терапии» множество раз публиковалась на русском языке.

Объясняя внутренний мир человека, Перлз и его единомышленники опирались на открытия гештальт-психологов Берлинской школы, в частности на концепцию целостности и на представления о том, что человек и окружающее его пространство организуют единое поле. Кроме того, в своих разработках Перлз исходил из ряда идей феноменологии и экзистенциализма.

В основу теории гештальт-терапии легли такие понятия и принципы как целостность, принцип возникновения и разрушения гештальт-структур, понятие о незавершенном гештальте, контакт и граница контакта, осознанность, пребывание в «здесь-и-сейчас», ответственность.

Основная задача гештальт-терапии — помочь человеку как можно более полно осознавать свой внутренний мир (собственные чувства, эмоции, потребности, мыслительные процессы, желания, телесные ощущения) и внешний мир (окружающую действительность, отношения между людьми и др.). Все это позволит человеку стать целостной и гармонично развитой личностью. Однако гештальт-терапия не стремится к достижению быстрых результатов, поскольку понимает, что без обретения достаточно высокого уровня осознанности все быстро достигнутые улучшения в психологическом состоянии человека окажутся лишь временными.

В ходе практики гештальт-терапии человек учится избавляться от различных невротических симптомов, сознательно выбирать собственное поведение и жить наполненной и осознанной жизнью. Он больше не зависит от мнения и влияния других людей и не ведет никаких игр и манипуляций с другими. Человек учится быть настоящим, искренним и подлинным.

Феноменологический подход гештальт-терапии заключается в том, что терапевт не вносит кой-либо определенный смысл в поступки и чувства своего клиента, а позволяет ему самостоятельно в ходе осознавания понять их значение.

Как уже говорилось, работая с техниками и методами гештальт-терапии, не стоит ожидать немедленного результата. Не смотря на то, что они могут вызвать мощные эмоциональные переживания, дать новый опыт переживания действительности, весь терапевтический процесс занимает достаточно много времени – месяцы и даже годы. Дело в том, что процесс осознавания нередко может быть неприятным и болезненным и, по этой причине, мы часто прерываем его. Для проработки всего того, что в виде болезненных ран скрывается в нашем подсознательном, требуется мужество и время. Но все же, некоторых положительных результатов можно достичь даже на коротких гештальт-сеансах и тренингах.

Фриц Перлз в первую очередь был практикующим психиатром и разрабатывал свою терапию для излечения нервозов, психозов и других расстройств психики. Тем не менее, очень скоро гештальт-терапия выросла в нечто большее, нежели простая медицинская практика (которая успешно используется и по сей день). Сегодня гештальт-терапия представляет собой универсальный подход, применяющийся для разрешения большого спектра проблем.

Вот некоторые из наиболее распространенных сфер, в которых применяется гештальт-терапия:

  • Клиническая психотерапия;
  • Семейная терапия;
  • Гештальт-педагогика;
  • Тренинги для представителей разных профессий (менеджеров, педагогов и др.);
  • Предоставление консультаций компаниям и организациям;

Гештальт-терапия – это теория и практика, которая ведет к наполненной смыслом и осознанной жизни. Ее подход не интеллектуальный, а эмпирический. Она призывает людей не размышлять о жизни, а переживать ее как можно более полно во всех измерениях и аспектах, познавая новые возможности и все далее продвигаясь в направлении самопознания. Гештальт-терапия рассматривает человека как многогранное существо – физиологическое, социальное, психологическое и духовное. Ее цель – как можно большее расширение осознанности, обретение целостности и всех видов здоровья – физического, психического и духовного. Поэтому гештальт – это не просто метод психотерапии, а образ жизни, который со временем приводит к ее преображению.

Источник:
Гештальт психология
Гештальтпсихология (нем. gestalt – целостная форма, структура) – психологическое направление, существовавшее в первой половине ХХ ст., возникшее как альтернатива популярным в тот период бихевиоризму и ассоциативной психологии и оказавшее сильное влияние на всю мировую психологию.
http://www.duhovniypoisk.com/psychology/geshtalt_psihologiya.php

Гештальт психология

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Смотреть что такое «гештальтпсихология» в других словарях:

гештальтпсихология — гештальтпсихология … Орфографический словарь-справочник

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ — (от немецкого Gestalt форма, образ, структура), одна из основных школ (преимущественно немецкой) психологии 1 й половины 20 в. Подчеркивала целостный и структурный характер психических образований, опираясь на представление о гештальткачестве как … Современная энциклопедия

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ — (от нем. Gestalt структура, образ, форма, конфигурация) одно из влиятельных направлений в психологии пер. пол. 20 в. Сформировалось под непосредственным влиянием филос. феноменологии (Э. Гуссерль), утверждавшей, что восприятие мира носит… … Философская энциклопедия

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ — [нем. Geschtalt образ, форма + психология] психол. направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к… … Словарь иностранных слов русского языка

Гештальтпсихология — (от немецкого Gestalt форма, образ, структура), одна из основных школ (преимущественно немецкой) психологии 1 й половины 20 в. Подчеркивала целостный и структурный характер психических образований, опираясь на представление о “гештальткачестве”… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ — (нем. Gestalt форма образ, структура), одна из основных школ зарубежной (преимущественно немецкой) психологии 1 й пол. 20 в. В условиях кризиса механистических концепций и ассоциативной психологии выдвинула принцип целостности (введенное Г. фон… … Большой Энциклопедический словарь

Гештальтпсихология — психологическое направление, возникшее в Германии в начале 10 х и просуществовавшее до середины 30 х гг. ХХ в. (до прихода к власти гитлеровцев, когда большинство ее представителей эмигрировали) и продолжив … Психологический словарь

гештальтпсихология — сущ., кол во синонимов: 1 • психология (21) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ — (от нем. Gestalt целостная форма, образ, структура, греч. psyche душа и logos слово, учение) англ. gestal tpsychology; нем. Gestaltpsychologie. Направление в психологии, исходящее из целостности человеческой психики, не сводимой к простейшим… … Энциклопедия социологии

Гештальтпсихология — (нем. Gestalt форма, образ, структура) одна из основных школ зарубежной (преимущественно немецкой) психологии 1 й пол. 20 в. В условиях кризиса механистических концепций и ассоциативной психологии выдвинула принцип целостности (введенное Г. фон… … Политология. Словарь.

Источник:
Гештальт психология
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 . Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 . Популярная
https://psychology.academic.ru/3572/%d0%b3%d0%b5%d1%88%d1%82%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d1%82%d0%bf%d1%81%d0%b8%d1%85%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%b8%d1%8f

(Visited 3 times, 1 visits today)

CATEGORIES