Формы общения

Ваш психолог

Виды и формы общения. Общение может быть различных видов, каждый из которых имеет свои особенности и правила.

Различают межличностное (непосредственные контакты людей в малых группах) и массовое общение. Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей (например, толпа), а также общение посредством радио, телевидения, газет, журналов, электронных средств массовой информации.

Выделяют также межперсональное (обычное общение людей, каждый из которых отличается своими уникальными качествами) и ролевое общение. В случае ролевого общения человек выступает как носитель определенной роли (ученик – учитель, покупатель – продавец, сын – отец и т.д.) и поступает так, как предписывает ему его роль.

Общение может быть личным и деловым. В личном общении проявляются непосредственные эмоциональные отношения людей друг к другу, осуществляется обмен неофициальной информацией. Деловое общение – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности, или включенных в одну и ту же деятельность.

Преобладавшее ранее прямое (непосредственное – «лицом к лицу») общение в настоящее время все больше заменяется опосредованным (при помощи дополнительных средств: письма, аудио- и видеотехники и др.) и становится более массовым. Само же непосредственное общение отличается увеличением вынужденных контактов между людьми (в транспорте, на улицах, в магазинах и пр.). Общение может быть доверительным и конфликтным.

Императивная и манипулятивная формы общения по сути являются разновидностями монологического общения. Можно сказать, что человек, рассматривающий другого лишь как объект своего воздействия для достижения собственных целей, общается сам с собой, не видя истинного собеседника.

Значительно больше возможностей для взаимопонимания, самораскрытия и взаимного обогащения содержит диалогическое общение – равноправное субъкт-субъектное взаимодействие. Такую форму общения еще называют гуманистическое общение. По мнению известного психотерапевта К. Роджерса, оно обладает психотерапевтическими свойствами и укрепляет психическое здоровье человека.

Запомните основные правила диалогического (гуманистического) общения :

1. Восприятие партнера по общению как равного, имеющего право на собственное мнение и решение.

2. Безоценочное восприятие личности собеседника, доверие к нему.

3. Учет в общении чувств, желаний, физического состояния, которые общающиеся испытывают в данный момент встречи или разговора.

4. Вычленение и обсуждение проблем и нерешенных вопросов, всесторонний их анализ.

5. Обращение к собеседнику от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты

Средства общения. Любое общение между людьми осуществляется по двум основным каналам: речевому (вербальному или, можно сказать, словесному) и неречевому (невербальному, широко известному как «язык тела»).

Вы уже знаете, насколько значима грамотная и правильная устная и письменная речь для плодотворного взаимодействия с другими людьми. В общении важную роль играет не только точность употребления слов, правильность построения фразы и произношения, но и темп речи, ритм, тембр. Наиболее привлекательна плавная, размеренная манера речи.

Невербальные средства общения – это наши жесты, поза, походка, мимика; контакт глазами; расстояние, на котором общаются собеседники. Они могут усиливать, дополнять или опровергать смысл сказанного словами. От 60% до 70% информации (особенно об отношении к собеседнику) передается с помощью невербальных средств. Хотя обычно люди, не прошедшие специальную подготовку, мало осознают свое невербальное поведение – таким образом, даже ничего не говоря вслух, бывают чрезмерно «болтливы».

К сожалению, достаточно часто люди слушая, не слышат друг друга. Не только психологу, но любому человеку важно овладеть техникой эффективного слушания .

Некоторые приемы, обеспечивающие умение слушать

2. Проявляйте своими жестами, мимикой полное внимание к собеседнику. По возможности непрерывно и доброжелательно смотрите на него.

3. Когда собеседник высказался, своими словами повторите главную мысль, чтобы уточнить, правильно ли вы его поняли.

4. Избегайте поспешных выводов, постарайтесь понять ход мыслей другого человека до конца.

5. Старайтесь как можно спокойнее реагировать на эмоциональное поведение собеседника, пытайтесь услышать главное.

6. Не притворяйтесь, что вы внимательно слушаете, надо заставить себя действительно слушать внимательно.

8. Помните, что не вся информация содержится в словах. Ищите истинный смыл слов собеседника с учетом невербальной информации.

9. Не «монополизируйте» разговор.

Выводы: 1.Феномен общения сложен и разнообразен в своих проявлениях и функциях. 2.Чаще всего выделяют три стороны общения: информационную (или коммуникативную), взаимодействия (или интерактивную), понимания (или перцептивную). 3. Общение имеет огромное значение как в жизни отдельного человека, так и общества в целом. 4. Эффективность использования определенных видов и форм общения зависит от их соответствия содержанию тех сфер человеческой жизни и деятельности, в которых они применяются. 5. Гуманистическое общение позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия людей, создает условия для их взаимного развития. 6. Общение между людьми осуществляется с помощью вербальныых и невербальных средств.

1. Известный французский летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери нарисовал поэтический образ общения как «единственной роскоши, которая есть у человека». На Ваш взгляд, какие особенности общения дали писателю возможность для таких его характеристик?

2. Как влияет общение на психическое развитие и становление его как личности?

4. Л. С. Выготский отмечал, что «…человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения». Как Вы бы могли обосновать эту точку зрения знаменитого советского психолога?

5. Какие виды общения можно выделить, характеризуя взаимодействие между людьми?

6. В чем сходство и различие императивной и манипулятивной форм общения? В каких сферах взаимодействия людей целесообразно их использование?

7. Как Вы понимаете смысл основных правил гуманистического общения? Как Вы думаете, почему именно такое общение содействует укреплению психического здоровья человека?

8. Согласны ли Вы со следующими словами Публиция: «Говорим мы голосом, беседуем всем телом»? Обоснуйте свою позицию.

Источник:
Ваш психолог
Лекция Личность в общении
http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/134-other-psychology/1179-lekcziya-lichnost-v-obshhenii?start=1

Понятие общения и его составляющие

Общение – неотъемлемая часть человеческой жизни, сопровождающая человека от самого рождения и до его кончины.

Социальная психология дает общению множество определений, однако, наиболее используемым в фундаментальной науке является следующее:

Общение является процессом установления и поддержания прямого, опосредованного или непосредственного разными средствами контакта между людьми. Говоря о непосредственном общении, мы можем вспомнить свой последний разговор с другом на перемене или с родителями дома.

Упоминая опосредованное – последний телефонный разговор или голубиную почту средних веков, когда общение осуществлялось не только через письменную форму, но и посредством птицы-почтальона.

Как и у любого процесса, у общения имеются необходимые составляющие:

1. Контакт (вербальный или невербальный) – т.к. даже зная, что с неким человеком на другом конце страны вы будете говорить на одном языке и на одну тему, но не имея с ним какого-либо контакта, пообщаться вам не удастся.

2. Общий язык (в том числе и жесты) – т.к. если вы, желая пообщаться с иностранцем на злободневные, интересующие вас темы, не сможете найти общий язык, общение не наладится.

3. Общность тезаурусов («сокровище» др. греч.) – т.е. общий запас знаний о мире. Говоря об общности тезаурусов, можно вспомнить попытки общения колонизаторов с народами Африки. Культура, образ жизни и представления о мире у участников общения были совершенно разными и контакт налажен не был.

Кроме трех необходимых составляющих мы можем говорить и о формах общения. Формы общения определяются по характеру и содержанию информации, которой собеседники обмениваются между собой. Таким образом, можно выделить следующие формы общения:

• служебное (деловое). Пример: официальные переговоры о предстоящей сделке

• повседневное (бытовое). Пример: разговор матери и ребенка о том, как прошел его день в школе.

• Убеждающее. Пример: предвыборная речь кандидата в депутаты.

• Ритуальное. Пример: общение между служителями храма во время проведения церемонии.

• межкультурное (межэтническое). Пример: коммуникация представителя восточной цивилизации с представителем западной.

Культурой же общения мы называем социальное явление, которое отличается и характеризуется нормативностью этого самого общения. Социальные нормы – это правила поведения, определяемые социальными группами и ожидаемые в реальном поведении участников этих групп.

При помощи этих правил социум избавляется от тяжелой надобности регулировать схожие случаи поведения в индивидуальном порядке. Подобные эталоны поведения нужны не только самому социуму, но и отдельной личности, более того, их возникновение стало реальным только с приходом осознания человеком своего отношения к остальным людям, к их личности и индивидуальности. Как следствие, социальная жизнь практически не может существовать без норм общения.

Лексика и особенности языка, элементы искусства, ритуалы, правила вежливости и этикет, игры и прочее – все эти социальные явления типизируют общение и формируют различные человеческие, как духовные, так и физические, качества, превращая их в привычки, которые можно назвать массовыми.

Но как формируется культура общения? Кто помогает нам освоить ее азы? Ответ на этот вопрос двойственен. С одной стороны, главным институтом усвоения социальных норм является семья, то есть взрослые партнеры человека по общению. Именно взрослые дают ребенку основные представления о социальных нормах, табу, социальных ролях, которыми ребенок затем пользуется, входя во взрослую жизнь.

Общение со взрослыми более официально и уважительно, более табуировано, более подвержено нормам вежливости и этикета. В то же время, сверстники, которые принимают в жизни ребенка ощутимое участие, тоже привносят свой вклад в его культуру общения. С друзьями он более открыт, более активно проходит социализацию, сверстники помогают ребенку формировать свою Я-концепцию: представление о самом себе и оценку самого себя, сравнение себя с другими, определение своих слабых и сильных сторон.

Однако, даже с учетом культуры общения и многочисленных норм, коммуникация, как правило, не обходится без конфликтов и конфликтных ситуаций.

Конфликтные ситуации — это представления некоего человека Н об имеющемся (реальном или воображаемом) противоречии, о самом себе – Н- о своих мнениях, возможностях и т.п., об оппоненте — его мнениях и возможностях, а также о том, что думает и предполагает оппонент о представлениях человека Н.

Источник:
Понятие общения и его составляющие
Общение – неотъемлемая часть человеческой жизни, сопровождающая человека от самого рождения и до его кончины. Социальная психология дает общению множество определений, однако, наиболее
http://www.nado5.ru/e-book/soderzhanie-formy-i-kultura-obshchenija

Формы делового общения

В деле получения прибыли и развития бизнеса важен каждый элемент: качество продукции, совершенство технологии и оборудования, грамотный маркетинг и профессиональные кадры. Но важнее всех составляющих является умение налаживать экономические связи между субъектами хозяйствования, то есть между разного рода предприятиями, финансовыми и научными институтами.

Это умение освоить легко, если знать, как правильно нужно общаться со своими деловыми партнерами.

Деловое общение – очень сложное понятие. Ведь в процессе деятельности администрации предприятия, особенно если оно имеет выход на зарубежные рынки, приходится контактировать с представителями множества других организаций. В этих фирмах работают разные люди, со своими культурными и личностными особенностями, сложившейся системой традиций и ценностей.

В зависимости от ситуации бизнес-общение может выступать в различных формах: от краткого камерного монолога до полноценного публичного выступления, от отправленного делового письма до обширной видеоконференции. Благодаря деловому общению между всеми участниками рыночных отношений происходит оперативный обмен информацией, позволяющий принимать верные и приносящие прибыль решения.

Служебная коммуникация и обычное повседневное общение являются абсолютно разными вещами. В первом случае участники процесса передачи информации – это люди, имеющие определенный официальный статус. Сама процедура жестко регламентирована, вид, структура и содержание конечных данных должны отвечать утвержденным критериям и правилам.

Во время любого общения участники подразделяются на следующие типы: коммуникаторы (люди, доводящие сведения) и реципиенты (люди, принимающие переданную информацию).

Все многообразие форм делового общения можно разделить на два основных класса следующим образом: устное и письменное деловое общение.

Предполагает передачу данных посредством прямой речи без использования каких-либо носителей. В свою очередь устное деловое общение можно разделить по виду передачи информации на две основных формы:

Источник:
Формы делового общения
В деле получения прибыли и развития бизнеса важен каждый элемент: качество продукции, совершенство технологии и оборудования, грамотный маркетинг и профессиональные кадры. Но важнее всех
http://hqbusiness.ru/formy-delovogo-obshcheniya

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES