Формирование личности

Процесс развития личности человека

Процесс развития личности человека. Всем известно, что на развитие человека во всех сферах может повлиять множество факторов. Все люди растут в индивидуальных условиях, совокупность которых определяет характерные черты личности каждого из нас.

Такие понятия, как личность и человек, имеют ряд отличий. Человеком называют с рождения, это больше материальная характеристика. А вот личность, по своей сути, представляет понятие более сложное. В результате развития человека происходит его становление как личности в социуме.

Личность – это больше моральная сторона людей, которая подразумевает под собой все разнообразие качеств и ценностей человека. На формирование личностных качеств оказывают влияние семья, детские сады и школы, круг общения, интересы, финансовые возможности и многие другие факторы, подробнее о которых будет говориться дальше.

Естественно, что начало формирования в человеке его личности начинается, в первую очередь, с семьи. Воспитание и влияние родителей в большей степени находят отражение в поступках и мыслях ребенка. Поэтому к воспитанию молодым матерям и отцам стоит подходить ответственно и целенаправленно.

Если воспитанием занимаются не сами родители, а кто-то из близких родственников, или вовсе посторонний человек, это тоже отразится на состоянии личности человека. При таком отношении ребенок может чувствовать себя покинутым и ненужным, что может ожесточить его поведение.

Образовательные институты тоже несут ответственность за формирование особенностей человека. Огромную часть своей жизни ребенок проводит в школе, при этом на него еще можно достаточно легко повлиять. В силу того, что в детском возрасте еще не сформировано большинство понятий о мире и поведении, любая мелочь может повлечь за собой череду изменений.

Для того, чтобы человек смог назвать себя личностью, должно пройти много событий. Этот процесс является достаточно сложным. Можно сказать, что формирование личности начинается с рождения и не заканчивается всю оставшуюся жизнь.

В процессе развития важно раскрыть и понять свой внутренний мир, проявить себя в деятельности, открыть в себе особенности, которые помогут в жизни.

Данный вопрос является интересным, что объясняет большое количество исследований. В ходе изучения формирования личности были определены достаточно важные закономерности. Все они отображают тесную связь развития с его результатом, а также с причинами, которые повлияли на это.

Другие глубокие исследования личностного роста озвучили, что определяет характер человека определенные условия внешнего и внутреннего мира. Если с внешними факторами разобраться не сложно, то внутренние представляют большую загадочность.

К таким факторам относится психологическая составляющая организма. У каждого человека есть свои врожденные и приобретенные особенности психики. Также под этим понимают и физиологию, а именно физическая подготовка человека, здоровье, состояние разных органов и систем, наследственность.

Как внешние, так и внутренние особенности тесно связаны между собой, что приводит к взаимному влиянию. При изменении внешнего окружения человека, могут происходить определенные метаморфозы и с его внутренней составляющей. В некоторых случаях это может приводить к серьезным изменениям.

Человек каждый день вынужден находиться в обществе, таким образом, поддерживать общественные связи. Ежедневно происходит общение с разными людьми при различных обстоятельствах, что отражается на личности. Социальный компонент жизни отражается на психическом развитии, формировании духовных ценностей и, что наиболее важно, на интеллекте человека.

В человеке должно определяться сознание и самосознание. Как личность, должна появиться способность на самостоятельное обдумывание и принятие решений. Если в человеке это нашло отражение, то его будут считать личностью.

Общество может определять личностью человека, который способен осмысливать и применять имеющийся общественный опыт. С другой стороны, необходимо и самому приносить вклад в развитие этой системы, а именно в сферу духовности и материальных ценностей. Для этого и необходим личностный рост и постоянное стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.

С давних времен между философами и учеными ведутся споры по вопросам и особенностям формирования личности. Однако стоит признать, что этот процесс еще недостаточно осмыслен и изучен.

Формирование человека можно описать как процесс, который невозможно заранее предугадать. Он имеет стихийный и неуправляемый характер. Существуют мнения, что невозможно изменить личность человека потому, что этот процесс определен судьбой и врожденными особенностями. Но есть и противоположные мнения.

Сам человек может являться для себя движущей силой и источником вдохновения для развития личности. В человеке определяют два начала: позитивные и негативные внутренние силы, сознательная инициатива.

Под внутренними силами понимают бессознательный компонент, определенные мысли, которые зачастую подталкивают к действиям. Это могут быть привычки, пристрастия, страхи, влечения. Обычно, в детском возрасте больше играет значение позитивная мотивация, которая с возрастом изменяется в сторону негативной.

На осознанном выборе тоже строится основа личности. При осуществлении точно осознанных действий приходит понимание того, что развития происходит только благодаря собственным усилиям, что в разы улучшает мотивацию.

Все поведенческие побуждающие силы можно разделить на уровни. Это может быть духовный уровень, в котором заключены моральные ценности и осознание своей миссии в жизни. Под уровнем ума понимают осознание рациональности своих поступков, принятие определенный решений, планирование жизни и следование определенным правилам поведения. Для уровня души и тела характерны эмоциональные проявления, желания, интересы и увлечения, потребности, привычки и рефлексы.

Все побуждающие силы со стороны мотивации рассматриваются по группам позитивной или негативной мотивированности, а также организации жизни. Под позитивными и негативными моментами понимаются все те же эмоции, определение миссии, запреты. Организация жизни позволяет скрыто оказывать влияние на себя и окружение, характеризует тактиков.

Мотив принято считать главным побуждающим фактором в жизни человека. Если у человека есть мотив, он будет продолжать действовать в необходимом направлении.

Источник:
Процесс развития личности человека
Как происходит процесс развития личности человека. Всем известно, что на развитие человека во всех сферах может повлиять множество факторов.
http://pikacho.ru/process-razvitiya-lichnosti/

Факторы, влияющие на формирование личности

На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор (от лат. factor – делающий, производящий) – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С.И. Ожегов).

К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.

К внешним факторам относятся макро-, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком, социальном и педагогическом смысле.

Среда и воспитание – это социсиьные факторы, тогда как наследственность – биологический фактор.

Издавна ведутся дискуссии среди философов, социологов, психологов и педагогов о соотношении биологических и социальных факторов, о приоритетном значении тех или иных в развитии личности человека.

Одни из них утверждают, что человек, его сознание, способности, интересы и потребности определяются наследственностью (Э. Торндайк, Д. Дьюи, А. Кобс и др.). Представители этого направления возводят наследственные факторы (биологические) в абсолют и отрицают роль среды и воспитания (социальные факторы) в развитии личности. Они ошибочно переносят достижения биологической науки о наследственности растений и животных на человеческий организм. Речь идет о приоритете врожденных способностей.

Другие ученые считают, что развитие целиком зависит от влияния социальных факторов (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, К. А. Гельвеций и др.) Они отрицают генетическую предрасположенность человека и утверждают, что ребенок от рождения – "чистая доска, на которой можно все написать", т.е. развитие зависит от воспитания и среды.

Некоторые ученые (Д. Дидро) полагают, что развитие определяется равным сочетанием влияния биологических и социальных факторов.

К. Д. Ушинский утверждал, что личностью человек становится не только под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате собственной деятельности, обеспечивающей формирование и совершенствование личностных качеств. Человек – не только продукт наследственности и обстоятельств, в которых проходит его жизнь, но и активный участник изменения, улучшения внешних факторов. Изменяя их, человек изменяет и самого себя.

Рассмотрим более подробно сущностную сторону влияния ведущих факторов на развитие и формирование личности.

Некоторые авторы, как отмечено выше, определяющую роль отводят биологическому фактору – наследственности. Наследственность – свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Наследственность обусловлена генами (в переводе с греческого "ген" означает "рождающий"), Наукой доказано, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека. Установлено, что именно наследственностью обусловлено то общее, что делает человека человеком, и то отличное, что делает людей столь непохожими друг на друга.

Что же человек наследует?

По наследству от родителей к детям передаются:

• анатомо-физиологическая структура, отражающая видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (Homo sapiens): задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности;

• физические данные: внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи;

• физиологические особенности: обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма;

• особенности нервной системы: строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), своеобразие нервных процессов, обусловливающее характер и определенный тип высшей нервной деятельности;

• аномалии в развитии организма: дальтонизм (частичная цветовая слепота), "заячья губа", "волчья пасть";

• предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера: гемофилии (болезни крови), сахарному диабету, шизофрении, эндокринным расстройствам (карликовости и др.).

Необходимо отличать врожденные особенности человека, связанные с изменением генотипа, от приобретенных, которые явились следствием неблагоприятных жизненных условий. Например, осложнений после болезни, физических травм или недосмотра при развитии ребенка, нарушения режима питания, труда, закаливания организма и т.д. Отклонение или изменение психики может наступать в результате субъективных факторов: испуга, сильных нервных потрясений, пьянства и аморальных поступков родителей, других отрицательных явлений. Приобретенные изменения не наследуются. Если не изменен генотип, то не наследуются также некоторые врожденные индивидуальные особенности человека, связанные с его внутриутробным развитием. К ним относятся многие аномалии, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, влияние алкоголя, родовые травмы и пр.

Чрезвычайно важен вопрос, наследуются ли интеллектуальные, специальные и моральные качества? А также, что передается детям: готовые способности к определенному виду деятельности или только задатки?

Установлено, что наследуются только задатки. Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной деятельности.

Различают задатки двух видов:

а) общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторов);

б) индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность; особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.).

Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей – талант, гениальность.

Некоторые ученые придерживаются концепции врожденных способностей (С. Берт, X. Айзенк и др.). Большинство отечественных специалистов – физиологов, психологов, педагогов – рассматривают способности как прижизненные образования, формирующиеся в процессе жизнедеятельности и в результате воспитания. Передаются не способности, а только задатки.

Унаследованные человеком задатки могут быть или реализованными, или нет. Будучи индивидуально-природной основой способностей, задатки являются важным, но недостаточным условием их развития. При отсутствии соответствующих внешних факторов и адекватной деятельности способности могут не развиться даже при наличии соответствующих задатков. И наоборот, ранние достижения могут свидетельствовать не об особых способностях, а, скорее, об адекватной имеющимся задаткам организации деятельности и воспитания.

Особенно острые дискуссии вызывает вопрос о наследовании способностей к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельности.

Одни ученые считают, что все люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Эти ученые не согласны с мнением, что уровень интеллекта передается от родителей к детям. Вместе с тем они признают, что наследственность может неблагоприятно влиять на развитие интеллектуальных способностей. Отрицательную предрасположенность создают клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые психические заболевания.

Другая группа ученых считает доказанным фактом наличие интеллектуального неравенства людей. Его причиной признают биологическую наследственность. Отсюда вывод: интеллектуальные способности остаются неизменными и постоянными.

Понимание процесса передачи интеллектуальных задатков является очень важным, так как предопределяет практиче-ские цуги воспитания и обучения людей. Современная педагогика акцентирует внимание не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании условий для развития имеющихся у каждого человека задатков.

Важным является вопрос о наследовании специальных задатков и моральных качеств. Специальными называются задатки к определенному виду деятельности. К специальным относятся музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и другие наклонности. Установлено, что люди, обладающие специальными задатками, достигают более высоких результатов, продвигаются более быстрыми темпами в соответствующей области деятельности. Это может проявляться уже в раннем возрасте, если созданы необходимые условия.

Специальные задатки наследуются. В истории человечества встречалось немало потомственных дарований. Известно, например, что у И. С. Баха в пяти поколениях его предков насчитывалось 18 известных музыкантов. Много талантливых людей было в роду Ч. Дарвина.

Особенно значимым является вопрос о наследовании нравственных качеств и психики. Долгое время господствовало утверждение, что психические качества не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Социальная сущность личности, ее нравственные основы формируются только прижизненно.

Считалось, что человек рождается ни злым, ни добрым, ни скупым, ни щедрым. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Каким станет человек, зависит от среды и воспитания.

В то же время такие видные ученые, как М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, утверждают, что мораль человека биологически обусловлена. От поколения к поколению передаются нравственные качества, поведение, привычки и даже поступки как положительные, так и отрицательные ("яблоко от яблони недалеко падает"). Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении поведения человека и животных. Согласно учению И. П. Павлова, и животным, и человеку присущи инстинкты и рефлексы, которые наследуются. Поведение высокоорганизованных живых существ в ряде случаев является инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. Значит, моральные качества, поведение может наследоваться.

Вопрос этот очень сложный, ответственный. В последнее время позицию о генной обусловленности нравственности и социального поведения человека занимают отечественные ученые (П. К. Анохин, Η. М. Амосов и др.).

Кроме наследственности определяющим фактором развития личности является среда. Среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда. К. последней относятся такие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и пр.

Дискуссионным остается вопрос о том, среда или наследственность оказывает большее влияние на развитие человека. Французский философ К. А. Гельвеций считал, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития, а различия в психических особенностях объясняются исключительно влиянием среды и воспитательными воздействиями. Реальная действительность понимается в этом случае метафизически, она фатально предопределяет судьбу человека. Индивидуум рассматривается как пассивный объект влияния обстоятельств.

Таким образом, всеми учеными признается влияние среды на формирование человека. Не совпадают лишь их оценка степени такого влияния на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что более высокий уровень развития достигается в той среде, где созданы благоприятные условия.

Важным фактором, влияющим на развитие человека, является общение. Общение – это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.

Личность формируется только в общении, взаимодействии с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Кроме перечисленных выше важным фактором, оказывающим влияние на формирование личности, является воспитание. В широком социальном смысле его нередко отождествляют с социализацией, хотя логику их отношений можно было бы охарактеризовать как отношение целого к частному. Социализация представляет собой процесс социального развития человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия. Большинством исследователей воспитание рассматривается как один из факторов развития человека, представляющий собой систему целенаправленных формирующих влияний, взаимодействий и взаимоотношений, осуществляемых в различных сферах социального бытия. Воспитание – это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

Воспитание позволяет преодолеть или ослабить последствия отрицательных влияний на социализацию, придать ей гуманистическую ориентацию, привлечь научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях специально организованной воспитательной системы.

Развитие личности возможно только в деятельности. В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: игровой, учебной, познавательной, трудовой, общественной, политической, художественной, творческой, спортивной и др.

Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность:

• обеспечивает создание материальных условий жизни человека;

• способствует удовлетворению естественных человеческих потребностей;

• содействует познанию и преобразованию окружающего мира;

• является фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;

• дает возможность человеку реализовать свой личностный потенциал, достичь жизненных целей;

• создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений.

Следует иметь в виду, что развитие личности при одинаковых внешних условиях во многом зависит от собственных усилий человека, от той энергии и работоспособности, которые он проявляет в различных видах деятельности.

На развитие личностных качеств большое влияние оказывает коллективная деятельность. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллектив нивелирует личность, а, с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллективе. Такая деятельность способствует проявлению творческого потенциала личности, незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоциональном развитии.

В формировании личности велика роль самовоспитания. Оно начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своих действий. Субъективная постановка цели поведения порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности.

Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерминируются как биологическими, так и социальными факторами, которые действуют не изолированно, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на формирование личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принадлежит воспитанию.

Источник:
Факторы, влияющие на формирование личности
На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор (от лат. factor – делающий, производящий) – движущая сила, причина
https://studme.org/61081/pedagogika/faktory_vliyayuschie_formirovanie_lichnosti

Формирование личности

Формирование личности — это процесс и результаты социализации, воспитания и саморазвития. Формирование означает становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств. Формировать — значит придавать форму чему-либо, устойчивость, законченность, определенный тип. При формировании человека как личности, когда первостепенное значение имеют социальные факторы, постоянно и мощно работают и биологические механизмы человека как природного существа, проявляя себя в виде задатков, на основе которых развиваются его потребности, интересы, склонности, способности и складывается его характер. Вместе с тем от последних зависят и природные параметры человека, его физическое здоровье, работоспособность, долголетие.

Детализируя сущность развития и формирования личности, Л.И. Божович писала, что это, во-первых, развитие познавательной сферы; во-вторых, формирование нового уровня аффективно-потребностной сферы ребенка, позволяющего ему действовать не непосредственно, а руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами; в-третьих, возникновение относительно устойчивых форм поведения и деятельности, составляющих основу формирования его характера; и наконец, развитие общественной направленности, т. е. обращенность к коллективу сверстников, усвоение тех нравственных требований, которые они ему предлагают.

Источник:
Формирование личности
Формирование личности . Формирование личности — это процесс и результаты социализации, воспитания и саморазвития. Формирован…нность к коллективу сверстников, усвоение тех нравственных требований, которые они ему предлагают.
http://www.pedpro.ru/basic/8/108.htm

Формирование личности

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли,

3) стадии групповых игр, на которых дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

– материальными и духовными чертами данного социального строя и той социальной группы, к которой индивид принадлежит (экономические отношения, политические институты, идеология, модель, право);

– конкретным содержанием производственных, семейных, бытовых и других социальных связей и отношений, составляющих личный жизненный опыт индивида.

— опека — это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом все потребности ребенка, ограждают его от каких-либо забот, принимая их на себя. В дальнейшем такие дети оказываются неприспособленными к жизни в коллективе, у них отсутствует самостоятельность, они не способны проявлять инициативу;

— невмешательство — это предполагает, что могут существовать два мира: взрослые и дети, и не тем, и не другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей;

— сотрудничество предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка.

• он способен, пусть даже на самом простом уровне, описать себя (внешность, характер), рассказать о своих эмоциях, мотивах и проблемах;

• он обладает навыками самоконтроля; таким образом, детские истерики по самому незначительному поводу вроде вашего отказа купить игрушку или продолжить прогулку в парке свидетельствуют о недостаточном развитии личности;

• он имеет базовые представления о том, что такое “хорошо” и “плохо” и способен отказаться от “плохого” во имя “хорошего” и поступиться своими сиюминутными желаниями во имя общего блага.

2) Поощряйте коммуникацию. Обеспечьте ребенку максимум возможностей для общения с другими детьми и взрослыми: так он быстрее социализируется, на собственном опыте усвоит правила поведения в обществе.

3) Не игнорируйте гендерный аспект воспитания. Примерно с 2,5 до 6 лет ребенок переживает так называемую эдипову фазу, во время которой у него должна сформироваться правильная половая самоидентификация и первые представления о взаимоотношениях полов. На этом этапе будьте предельно внимательны к своему ребенку, дарите ему свою любовь, но не поддавайтесь на провокации, на собственном примере демонстрируйте ему, как строятся гармоничные отношения супругов. В этом случае чадо выйдет из сложной фазы с четкой мотивацией строить “правильную” любовь с представителем противоположного пола. Неверное поведение родителей может привести к формированию у ребенка пресловутого комплекса Эдипа/Электры или к другим нарушениям.

4) Учите его этике и морали. Подробно поясняйте ему, какие этические принципы лежат в основе взаимодействия людей, что такое “честно”, “справедливо”, “хорошо”, “плохо”. Некоторые родители считают, что не нужно “пудрить мозги” малышу подобными объяснениями – “вырастет и поумнеет”. Между тем неумение ребенка соизмерять свое поведение с социальными нормами может привести к многочисленным конфликтам и дальнейшим проблемам в общении.

2) Культурные нормы и их носители, направляющие поведение всякого, кто с ними сталкивается, формирующие стандарты поведения человека.

3) Взаимодействие с окружением в процессе деятельности, прежде всего, в процессе общения и образования.

2) представления человека об оценках, которые ему дают другие;

3) реакция человека на эти оценки.

А. Имитация — осознанное копирование образцов поведения.

Б. Идентификация — усвоение норм и ценностей.

А. Стыд — чувство разоблаченности, возникающее под воздействием социального контроля.

Б. Вина — самоосуждение, совесть, возникающие вследствие развития самоконтроля.

2. Автономия в противовес сомнениям и стыду (2-3 года).

3. Появление инициативности в противовес чувству вины (3-6 лет).

4. Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (7-12 лет).

5. Личностное самоопределение в противовес индивидуальной серости и конформизму (12-18 лет).

6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).

7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).

8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

2. Воспитание порой способно полностью изменить человеческую природу. Отменным считается только то воспитание, которое опережает развитие. Иными словами, ведущим фактор формирования личности, независимо от ее возраста, выступает самовоспитание.

3. Биологические факторы формирования личности:

• биохимические особенности организма (обмен веществ и пр.);

• предрасположенность к определенным болезненным состояниям;

• вредное воздействие пагубных привычек родителей, родственников на развитие плода;

• тип высшей нервной системы, передаваемый по наследству;

• врожденные индивидуальные человеческие свойства (темперамент, от которого зависят совершаемые личностью поступки, принятые решения);

• анатомо-физиологические особенности каждого организма (некоторые задатки способностей, передаваемые, опять же, по наследству: строение головного мозга, органов движения и чувств).

2. Окружающая среда. Пример: менталитет народов стран, находящихся в разных климатических поясах может существенно отличаться. Вспыльчивые южане и спокойные северяне нередко становятся героями анекдотов.

3. Культурное влияние. В каждой культуре – свои нравственные ценности и моральные нормы, которые в этой культурной среде прививаются детям от рождения. Нам может показаться диким то, что нормально в Индии или Китае, и наоборот.

4. Социальное влияние. Проще говоря, на формирование личности человека влияют люди, которые его окружают. Так называемый фактор «плохой» или «хорошей» компании. Главные элементы: родители, одноклассники, друзья во дворе и т.д.

5. Индивидуальный опыт. Это совокупность всех жизненных ситуаций, в которые попадает человек. Некоторые такие ситуации могут коренным образом изменить процесс социального формирования человека, например, смерть близких или рождение ребенка.

. Личность является множественной, сохраняя при этом целостность. В человеке много противоречивых сторон, т.е. в каждом поступке личность свободна в дальнейшем выборе.

. Личность является творческой, это необходимо в неопределенной ситуации.

2) собственная личная активность, проявляющаяся как в распредмечивании явлений и предметов, так и в опредмечивании их.

— промежуточная социализация, или социализация подростка;

— устойчивая, целостная социализация, то есть социализация взрослого, сложившегося в основном человека.

— организация учебно-воспитательной деятельности детей;

— использование положительных факторов в развитии качеств личности;

— содержания воспитания, средств и условий социальной среды;

— воздействие на социальные условия, устранение и преобразование (по возможности) негативных средовых влияний;

— формирование специальных способностей, обеспечивающих приложение сил в разных сферах деятельности: научной, профессиональной, творческо-эстетической, конструктивно-технической и т.д.

2) Познавательная деятельность (постижение сути объекта).

3) Ценностно-ориентировочная (специфическая форма отражения субъектом объекта; объективно-субъективная информация о ценностях, а не о сущностях).

4) Коммуникативная деятельность (общение) — социальная природа человека делает общение людей условием труда, познания и выработки системы ценностей. Общение — вид деятельности, опосредствующий три других, но ими же порождаемый и стимулируемый.

• целеустремленность – уверенное движение к поставленной цели, готовность отдать много времени и сил ради ее достижения;

• настойчивость – возможность доводить начатое дело до конца, не отступать и не сворачивать со своего пути на более легкий;

• смелость – умение преодолевать растерянность и страх, даже при трезвом осознании возможных опасностей;

• дисциплинированность – осознанное подчинение поведения определенным нормам и правилам;

• выдержка – самоконтроль, способность с помощью усилия воли тормозить действия, препятствующие реализации задуманного;

• самостоятельность – способность действовать в одиночку, без оглядки на окружающих, а также оценивать их поведение, исходя из своих собственных убеждений.

• Организация нравственной среды (благоприятный психологический климат, нравственный облик педагога, предметное окружение).

• Организация нравственной деятельности самих детей, которая вовлекает их в реальные отношения между объектами.

— чтение сказок и рассказов («О неблагодарности», «Старик и яблоня», «Бабушкины руки», «Навестили», различные народные сказки и др.);

— решение ситуаций нравственного выбора («Мама пришла уставшая с работы, ребенок должен помочь или идти срочно гулять, т.к. его только что позвали друзья?», «Класс идет к шестилеткам помочь подготовить открытки ко дню 8 Марта, вы бы помогали добросовестно на радость их матерям или чтобы побыстрее освободиться?»);

— различные операции («Сувенир», «Праздник школы», «День учителя», «Праздник семьи») и множество других интересных форм.

— тип и специфика нервной системы.

2. Сама сущность личности представляет собой совокупность мыслительных, профессиональных, духовных, физиологических и иных качеств человека в процессе его жизнедеятельности;

3. Для менеджеров важно знать и учитывать все стороны проявления личности человека и особенно те, которые оказывают влияние на деятельность организации в целом.

3) воспитательный уровень;

4) определенная обстановка;

5) совокупность метода со всей системой воздействия, которая оказывается на ребенка взрослыми.

• Детям нужна благоприятная психологическая обстановка для творчества. Терпение, доброжелательность, сочувствие, ненавязчивость, поддержка — это атмосфера, благоприятствующая проявлению творческих способностей детей.

• Соблюдение границ личности ребёнка. Чрезмерная опека и навязанная помощь может заглушить творчество.

• Учить ребёнка думать. Думающий человек стремиться познавать мир, учиться выбирать для себя знания нужные и полезные.

• Научить ребёнка — смотреть, чтобы видеть красоту окружающего мира, слушать, чтобы услышать других, говорить, чтобы услышали, быть самим собой, уважать каждого человека и его труд.

• Каждый ребенок изначально творец, но потребность в творчестве имеет свойство с течением времени затихать, необходима сознательная целенаправленная помощь тому, чтобы она не гасла, а развивалась. Каждый ребенок имеет право на помощь и адекватное развивающее воздействие извне, ведь общепризнано, что творчеству обучить нельзя. Можно и необходимо создавать на уроках такие условия, благодаря которым, оно проявится у детей, и их творческие способности получат развитие. Учить необходимо не только приемам и операциям, но и способам действия, опробовав которые ребенок подготавливает себя к творчеству в самых разных видах деятельности.

— На специальных занятиях по рисованию, музыке, лепке давать детям задания творческого характера.

— Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой, игровой с целью развития в ней воображения детей.

— Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.

– цель формирования личности и ее совершенствования не может быть определена кратковременно, она должна базироваться на принципах, положениях, тенденциях, исторически сложившихся и выделенных из многовекового опыта человечества, общества, педагогической науки;

– формирование нового поколения и личности в каждой стране объективно, т. е. зависит от присущих большинству населения устойчивых культуро-психологических особенностей, привычного образа жизни, мышления, убеждений, традиционных ценностей, норм поведения и т. д., которые имеют глубокие корни в особенностях всей предшествующей истории страны и народа. Их совокупность называется менталитетом народа, что является нравственно-психологическим стержнем его духовности, жизни, преобладающего типа личности. Например, о нашем менталитете за рубежом говорят как о «загадочной русской душе», т. е. как о своеобразном, многоликом и мало меняющемся феномене. Поэтому целью формирования личности является отражение основных черт менталитета российского народа, которые следует передавать из поколения в поколение;

– но из третьего утверждения нельзя сделать вывод, что необходимо делать только так, как было раньше, необходимо обязательно делать изменения, которые вызваны развитием человечества, при этом изменения должны согласовываться с будущим и отвечать его требованиям;

– главным показателем совершенствования личности выступает цивилизованность.

б) на организацию воспитательных отношений (Безрукова В. С.);

в) на создание «отношенческих воспитательных» ситуаций (Лихачев Б. Т.);

г) на «целенаправленное управление процессом развития личности» в рамках воспитательных систем (Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л.).

— Интеллектуальное развитие личности;

— Духовное развитие личности.

• закаливанием, и больше пить чистую воду;

• есть здоровую и полезную пищу;

• отдыхать и нормально спать.

• Реализация. Женская энергия действия, когда нужно упорно и кропотливо реализовывать свои цели. Женщина девять месяцев терпеливо вынашивает ребенка, прежде чем он появится на свет.

• Достижение. Успех, который Вы получаете. Ребенок появляется на свет, и живет своей жизнью. Цели достигнуты, и Вы заслуженно наслаждаетесь результатом.

II. 1-3 года. Победа самостоятельности над сомнением и стыдливостью, основной трофей – сила воли.

III. 4-6 лет. Преодоление чувства вины предприимчивостью рождает цель в жизни.

IV. 7-12 лет. Конфронтация трудолюбия и неполноценности дает результат в виде компетентности.

V. 13-19 лет. Самотождественное «Я», одерживая верх над смешением ролей, конформизмом и посредственностью, получает достойную награду – верность.

VI. 21-25 лет. Психологическая изоляция уступает место близости, и личность приобретает любовь.

VII. 36-64 года. На смену самопогруженности приходит время продуктивности, посвящения себя воспитанию потомства – возникает забота.

VIII. 65 лет – финал жизни. Приобретение цельности своего «Я» в противовес отчаянию – пора истинной зрелости и мудрости.

— вторая — индивидуализацию, противопоставление себя окружающим: «моя мама», «я мамина», «мои игрушки» и т.д., демонстрирование в поведении своих отличий от окружающих;

— третья — интеграцию, позволяющую управлять своим поведением, считаться с окружающими, подчиняться требованиям взрослых, предъявлять им реалистические запросы и т. д.

Источник:
Формирование личности
Формирование личности, роль формирования личности, формирование личности ребенка, процесс формирования личности, формирование и развитие личности, влияние на формирование личности, формирование личности человека, социальное формирование личности, формирование качеств личности, формирование культуры личности, факторы формирования личности, формирование нравственной личности, воспитание и формирование личности, условия формирования личности, формирование личности в семье, основа формирования личности, проблемы формирования личности, методы формирования личности, формирование творческой личности, цель формирования личности, формирование духовной личности, целенаправленное формирование личности, физическое формирование личности, психологическое формирование личности, формирование ценностей личности, этапы формирования личности.
http://center-yf.ru/data/stat/formirovanie-lichnosti.php

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES