Физическая активность социальный компонент образа жизни людей

Здоровый образ жизни

Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско — социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксёнов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская и др.) ЗОЖ рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико — биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Существуют и иные точки зрения на здоровый образ жизни: «здоровый образ жизни — это система разумного поведения человека (умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно — религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие в рамках попущенной Господом земной жизни».

Здоровый образ жизни — это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека.

В узкобиологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды.

Авторы, пишущие на эту тему, включают в ЗОЖ разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:

— воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
— окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
— отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.
— питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
— движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учётом возрастных и физиологических особенностей;
— гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
— закаливание;

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок.

Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:

— Эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;
— Интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
— Духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.

— активный умственный труд;

— питание в соответствии с возрастом;

— собственная точка зрения;

— любовь и нежность;

— сон при температуре 17-18 градусов;

— постоянные физические нагрузки;

— периодическое употребление сладостей;

Некоторые исследователи выделяют также «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми.

Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:

социальном: пропаганда СМИ, информационно-просветительская работа;
инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;
личностном: система ценностных ориентаций человека, стандартизация бытового уклада.

Социальный уровень. В России проблемами этого уровня занимается служба формирования здорового образа жизни (СФЗОЖ), которая включает краевые, областные, городские и районные центры здоровья, врачебно-физкультурные диспансеры, косметологические лечебницы, кабинеты пропаганды здорового образа жизни. Научно-методическое обеспечение осуществляет Всероссийский научно-исследовательский центр профилактической медицины.

Рассмотрим подробнее базовые компоненты
на основе которых, строится ведение здорового образа жизни.

Биологические основы питания человека (основные законы питания)

1. Потребности человека в энергии и пищевых веществах зависят от возраста, пола и характера выполняемой работы.

2. Расход организмом энергии пищевых веществ должен уравновешиваться поступлением их с пищей.

3. Органические и минеральные вещества пищи должны быть сбалансированы между собой применительно к потребностям организма, то есть представлены в определенных соотношениях.

4. Организм человека нуждается в поступлении ряда органических веществ в готовом виде (витамины, ряд аминокислот и полиненасыщенных жирных кислот), не имея возможности синтезировать их из других веществ пищи.

5. Сбалансированность пищи достигается за счет ее разнообразия, включения в рацион пищевых продуктов разных групп.

6. Состав пищи и, соответственно, набор пищевых продуктов должны отвечать индивидуальным особенностям организма.

7. Воздействие пищи может усилить или ослабить работу систем организма. Усиление под действием пищи одних функций может сопровождаться ослаблением других. Человек поставлен природой перед выбором целей питания: ему приходится решать, какую из функций он желает усилить, а чем можно поступиться.

8. Пища должна быть безопасной для человека, а применяемые кулинарные приемы ее обработки не должны ему вредить. 9. Работа организма подчинена биоритмам. Следуя им, человек должен соблюдать режим питания.

К основным требованиям, предъявляемым к рациональному питанию относятся:

1) достаточная энергетическая ценность пищи;

2)оптимальный качественный и в меньшей степени количественный состав пищи;

3)достаточный объем пищи и жидкости;

4)деление суточного рациона на части;

5)прием совместимых пищевых продуктов;

6)употребление свежих продуктов, не подвергнутых различным обработкам;

7)максимальное исключение из употребления соли, сахара, алкоголя, кофе, какао, чая, шоколада;

8)систематическое очищение организма от шлаков. Основой жизнедеятельности человеческого организма является постоянный обмен веществами с окружающей средой. Из нее человек получает кислород, воду и пищу. Если пищевые продукты наилучшим образом обеспечивают все физиологические потребности организма, значит характер питания сбалансирован с состоянием организма и внешними условиями. К пищевым веществам, необходимым для обеспечения жизненных процессов, относятся прежде всего белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и витамины.

Физическая активность является одним из ключевых аспектов здорового образа жизни. Она делает человека не только физически более привлекательным, но и существенно улучшает его здоровье, позитивно влияет на продолжительность жизни, в первую очередь активной ее части. Риск развития у него опасных для жизни заболеваний сосудов сердца и мозга, сахарного диабета, рака является достоверно более низким.

По данным медиков регулярная физическая активность обеспечивает:

снижение риска:

— внезапной смерти, в первую очередь ранней, острых сосудистых заболеваний сердца и мозга;

— артериальной гипертензии (при ее наличии – обеспечивает более качественный контроль артериального давления);

— сахарного диабета 2 типа (при его наличии – обеспечивает более качественный контроль за его течением и развитием осложнений);

— рака толстой кишки;

— психических нарушений (тревожно-депрессивных состояний);

улучшение:

— контроля массы тела;

— прочности костной ткани (профилактика остеопороза);

Медики полагают, что для поддержания хорошей физической формы достаточно 20-30 минут активных физических упражнений, улучшающих поступление кислорода в организм, не менее трех раз в неделю и укрепляющие мышцы упражнения не менее 2 раз в неделю. Если это, по каким либо причинам невозможно, то для поддержания здоровья ежедневно достаточно 30 минут умеренной или выраженной физической активности (не обязательно непрерывной) не менее 5 дней в неделю. В тех случаях, когда пациент имел в виду разных причин низкую двигательную активность, она должна повышаться постепенно. Перед ее началом желательна консультация врача. Наиболее удобно начинать с ходьбы или плавания в комфортных условиях (в удовольствие, а не «через силу»). По мере адаптации к таким нагрузкам и укрепления мышц, возможно дозированное повышение физической активности.

Активные физические упражнения, улучшающие поступление кислорода в организм человека, являются неотъемлемой частью умеренной и выраженной физической активности. В период их выполнения увеличивается активность всех групп мышц, в том числе, обеспечивающих дыхание и сердечную деятельность. Как следствие, повышаются частота сердечных сокращений, дыхания с увеличением его глубины. Изменения интенсивности работы сердца и дыхания обеспечивают адекватное потребностям организма поступление в клетки кислорода и питательных веществ, т.е. повышается эффективность кровообращения.

Вот наиболее распространенные виды активных физических упражнений:

— интенсивная (быстрая) ходьба;
— плавание;
— теннис;
— верховая езда;
— езда на велосипеде;
— спортивные танцы;
— физические упражнения под музыку или собственно аэробика;
— гребля;
— катание на коньках;
— катание на лыжах;
— занятия на тренажерах («бегущая дорожка», велосипед).

Гигиена организма связана, прежде всего, с поддержанием чистоты кожного покрова. Проблема чистоты кожного покрова весьма актуальна для человека, так как: «примерно 2,5 млн. потовых и сальных желез выделяют около 0,5 л пота и около 20г сала в сутки, в поверхностных слоях кожи идет непрерывное обновление клеток, на грязной коже могут иметься вредные для здоровья человека микроорганизмы. При загрязнении кожи засоряются выводные протоки потовых желез, и нарушается способность организма к терморегуляции. На грязной коже легко развиваются грибковые заболевания, лечение которых требует много времени». Естественно, что все эти факты убеждают нас в необходимости поддержания чистоты тела. Полагаю, что будет излишним напоминать о средствах и способах содержания кожного покрова в чистоте.

Прежде всего необходимо отметить, что в идеальном случае здоровый образ жизни предполагает не отказ от вредных привычек, но изначальное их отсутствие. Если же по каким-то причинам они уже имеются у человека, то необходимо принять все меры, чтобы освободить данного индивида от столь пагубных для него самого пристрастий. К вредным привычкам прежде всего относят употребление алкоголя и табакокурение, причем в литературе курение представляется как более распространенная привычка, а следовательно и как большее зло для человека.

Курение — вид бытовой наркомании, заключающийся во вдыхании дыма препаратов, обычно растительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами путём их возгонки и последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях. Как правило, применяется для употребления наркотических препаратов (табак, гашиш, марихуана, опиум, крэк и т. п.) благодаря быстрому поступлению насыщенной психоактивными веществами крови в головной мозг.

Алкоголизм — наркотическая зависимость, характеризующаяся болезненным пристрастием к употреблению алкогольных напитков (психическая и физическая зависимость) и алкогольным поражением внутренних органов. При алкоголизме происходит деградация человека как личности. В повседневной жизни алкоголизмом также может называться простое влечение к употреблению алкогольных напитков, при котором притупляется способность распознавать негативные последствия употребления алкоголя.

Употребление алкоголя вызывает алкоголизм (что следует по определению), но это не означает, что любое использование алкоголя ведёт к алкоголизму. Развитие алкоголизма сильно зависит от объёма и частоты употребления алкоголя, а также индивидуальных факторов и особенностей организма. Некоторые люди подвержены большему риску развития алкоголизма ввиду специфичного социально-экономического окружения, эмоциональной и/или психической предрасположенности, а также наследственных причин.

Наркомания — хроническое прогредиентное заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков, характеризующееся фазным течением и наличием в своей структуре нескольких поэтапно формирующихся синдромов. В быту и в юридической практике, однако, в понятие наркомании включают любое употребление запрещённых психоактивных веществ, в том числе и не вызывающих зависимости (например, марихуана или ЛСД). В то же время употребление алкоголя и табака обычно не причисляют к наркомании, так как это не запрещено, хотя они и являются наркотиками. Также употребляется термин «токсикомания» — это обычно означает зависимость от веществ, которые законом не отнесены к наркотикам.

Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию. При действии этих факторов внешней среды в организме возникает сложный физиологический комплекс ответных реакций, в котором участвуют не отдельные органы, а определённым образом организованные и соподчинённые между собой функциональные системы, направленные на поддержание температуры тела на постоянном уровне.

Закаливание — испытанное средство укрепления здоровья. В основе закаливающих процедур лежит многократное воздействие тепла, охлаждения и солнечных лучей. При этом у человека постепенно вырабатывается адаптация к внешней среде. В процессе закаливания совершенствуется работа организма: улучшаются физико-химическое состояние клеток, деятельность всех органов и их систем. В результате закаливания увеличивается работоспособность, снижается заболеваемость, особенно простудного характера, улучшается самочувствие. В качестве закаливающих процедур широко используется пребывание и занятие спортом на свежем воздухе, а также водные процедуры (обтирание, обливание, купание, контрастный душ). При этом важна постепенность и систематичность в снижении температуры воды или воздуха, а не резкий её переход.

Наиболее сильная закаливающая процедура — моржевание (плавание в ледяной воде) — имеет ряд противопоказаний, особенно противопоказано: детям, подросткам и людям, постоянно страдающим заболеваниями верхних дыхательных путей. Моржеванию должна предшествовать подготовка организма, заключающаяся в регулярных обливаниях с постепенным снижением температуры воды.

Одним из самых распространённых видов закаливания является хождение босиком.

При длительных перерывах в закаливании его эффект снижается или теряется совсем.

Источник информации:

— http://www.takzdorovo.ru/
— http://traditio-ru.org/wiki/Здоровый_образ_жизни
— http://omp.ucoz.com/index/zdorovyj_obraz_zhizni/

Источник:
Здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни
http://xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/zozh/zozh.html

Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни

Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни

В ряду общечеловеческих ценностей, определяющих социально-экономическую политику государства, несомненен приоритет здоровья. Именно так было, например, в Древней Греции, где культ тела возводился в ранг государственных законов, а в Древней Спарте занятия физическими упражнениями предписывались (и строго контролировались государством) для всех граждан высокий уровень их здоровья остается эталонам для многих десятков и сотен последующих поколений.

Пионер валеологии И.И. Брехман писал: «Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства». Вот почему все вопросы обеспечения, формирования, сохранения и укрепления здоровья должны красной нитью пронизывать каждый из аспектов деятельности государства. Естественно, что это требует серьезнейшей планирующей, координирующей, регламентирующей и других видов работ, причем важно, чтобы сама эта работа строилась с ориентировкой на будущее.

Здоровье относится к универсальному, имеющему и материальный и духовный аспекты, феномену. Н.А. Добролюбов отмечал, что болезни и патологические расстройства не дают человеку «возможности исполнять своего назначения» и совершать «возвышенную духовную деятельность».

Для государства здоровье или болезнь каждого ее гражданина имеют определенное конкретное материальное выражение. Прежде всего, оно должно выплачивать больному деньги по больничному листу, оплачивать его лечение; кроме того, больной не вырабатывает материальных ценностей (либо за него должны работать другие люди), что сказывается на величине валового национального продукта. С другой стороны, работник, системати­чески занимающийся своим здоровьем, производит продукции значительно больше, чем тот, кто на свое здоровье не обращает внимания.

Распределение факторов риска при различных заболеваниях и нарушениях

Нетрудно видеть, что из всех приведенных заболеваний и нарушений (а на их долю приходится более 90% смертельных исходов в стране), лишь в двух случаях (диабет, пневмония) решающим фактором риска является не образ жизни. Этот пример с несомненностью показывает значение валеологического образования, существенной частью которого должно быть формирование у человека приоритета здоровья и мотивации на здоровый образ жизни. Однако в сложившейся ситуации решение возможно лишь при координации усилий всех государственных и внегосударственных институтов, имеющих дело с человеком, — без этого невозможно всерьез приступить к разрешению острой проблемы здоровья.

Решение вопросов здоровья на государственном уровне требует учета, по крайней мере, следующих групп факторов:

Правовые, разработка законодательных и нормативных подзаконных актов, подтверждающих право граждан России на здоровье и регламентирующих механизмы его реализации через все государственные, хозяйственные и социальные институты от федерального до муниципального уровней, предприятий, учреждений и самих граждан.

Социально-экономические, обусловливающие виды, формы участия и ответственность различных звеньев социально-экономических структур в формировании, сохранении и укреплении здоровья своих членов, формирование такой работы и обеспечение нормативных условий для профессиональной деятельности.

Образовательно-воспитательные, обеспечивающие формирование жизненного приоритета здоровья, воспитание мотивации на здоровый образ жизни (ЗОЖ) и обучение методам, средствам и способам достижения здоровья, умению вести пропагандистскую работу по здоровью и здоровому образу жизни.

Семейные, связанные с созданием условий для ЗОЖ в семье и ориентацией каждого из ее членов на здоровье, на финансирование в семье ЗОЖ.

Медицинские, направленные на диагностику состояния здоровья, разработку рекомендаций по ЗОЖ, эффективную первичную, вторичную и третичную профилактику.

Культурологические, связанные с формированием культуры здоровья, организацией досуга населения, популяризацией вопросов здоровья и ЗОЖ, этнических, общинных, национальных, религиозных и других идей, традиций, обрядов обеспечения здоровья и т.д.

Юридические, обеспечивающие социальную безопасность, за­щищенность личности от преступлений и угроз преступлений, грозящих жизни и здоровью граждан.

Экологические, обусловливающие адекватное для ЗОЖ состояние окружающей среды и рациональное природопользование.

Личностные, ориентирующие каждого конкретного человека на формирование, сохранение и укрепление своего здоровья и устанавливающие ответственность личности за свое здоровье.

Культура здоровья личности характеризуется жизненными позициями человека (наличием позитивных целей и ценностей); грамотным и осмысленным отношением к своему здоровью, природе и обществу; организацией здорового образа жизни, позволяющего активно регулировать состояние человека с учетом индивидуальных особенностей организма, реализовывать программы самосохранения, самореализации, саморазвития, приводящих к гармоничному единству всех компонентов здоровья и целостному развитию личности.

Рассматривая культуру здоровья с позиций системно-структурного подхода, ее можно представить в виде целостной системы с присущим ей внутренним содержанием, внешними условиями и интегральным результатом, выражаемые согласованностью системообразующих, системонаполняющих и системообусловливающих факторов.

Системообразующими факторами являются состояние индивидуального здоровья человека в его динамике и практико-ориентированный здоровый образ жизни. При этом критерии состояния здоровья следует рассматривать с позиций наращивания или сохранения его количественного и качественного потенциала как при относительно высоком уровне здоровья, так и при наличии каких-либо отклонений, физических дефектов, тех или иных заболеваний.

Системонаполняющими компонентами культуры здоровья являются: духовно-нравственные ценности (в том числе ценности здоровья и ЗОЖ) и менталитет здорового стиля жизни; валеологическая грамотность (знание причин и механизмов формирования здоровья, организации ЗОЖ, навыки оздоровительной деятельности); оздоровительные технологии, направленные на физическое и психическое совершенствование личности.

Исходя из структуры личности, выделяются следующие компоненты культуры здоровья личности:

— мотивационно-личностный компонент, включающий совокупность норм и ценностей, обеспечивающих представление о роли и месте культуры здоровья в системе общественных отношений, развитие мотивации здорового образа жизни и повышения уровня здоровья, совершенствование свойств и качеств личности, обеспечивающих активную жизненную позицию по отношению к здоровью;

— когнитивный компонент – представляет собой целостную практико-ориентированную систему валеологических знаний и умений физического и психического саморазвития;

— деятельностный компонент обеспечивает достижение определенного уровня здоровья через личностно-значимый и индивидуально-ориентированный здоровый образ жизни.

Современный человек знает о здоровье достаточно много, как и о том, что надо делать для его поддержания и достижения. Однако для того, чтобы эти накопленные человечеством знания начали давать результат, необходимо учесть и устранить целый ряд негативных обстоятельств, препятствующих их реальному воплощению. Укажем на некоторые:

2.Формирование знаний человека о здоровье еще не гарантирует, что он будет, следуя им, вести здоровый образ жизни. Для этого необходимо создание у человека стойкой мотивации на здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Теперь, почувствовав болезнь и получив временное облегчение от врача он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Тем более такой подход освобождает самого человека от необходимости «работать над собой», жить в постоянном режиме ограничений и нагрузок. Культурный же человек, как отмечал И.И. Брехман, «не должен допускать болезни, особенно хронические, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени: атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, диабет, ожирение, алкоголизм. »

3. В настоящее время существующая санитарно-просветительская работа, проводимая через средства массовой информации под непосредственным контролем Минздрава России, ориентирует население преимущественно на лечение, а не предупреждение заболеваний. При этом не раскрываются факторы риска и, главное, пути их преодоления, не показываются функциональные возможности организма в противодействии неблагоприятным влияниям и в устранении уже наступивших начальных признаков заболевания. Вместо этого упор делается на фармакологию и предупреждение каких-либо самостоятельных действий человека даже функционального характера без ведома врача. Однако последний не подготовлен к тому, чтобы давать эффективные рекомендации по этим вопросам, поэтому чаще всего следует категорический запрет с назначением фармакологического лечения на фоне функционального и психологического покоя.

4. В течение десятилетий в нашей стране не существовало приоритета здоровья. Более того, социальную защиту государство гарантировало, прежде всего, больным, даже несмотря на то, что в подавляющем числе случаев в имеющейся у него патологии повинен, как показывает анализ, сам человек. Складывалась парадоксальная ситуация: кто меньше думал о своем здоровье и, вкладывал меньше усилий в формирование валового национального продукта, от этого продукта получал больше, чем здоровый. В настоящее время ситуация изменилась мало. По-видимому, необходима разработка таких правовых актов, которые бы повысили ответственность человека за свое здоровье и установили бы его материальную зависимость от уровня здоровья так же, как и от уровня профессиональной подготовки.

5. Как следствие предыдущего положения, в стране отсутствует мода на здоровье. Средства массовой информации тиражируют вредные привычки, неконтролируемый и опасный секс, насилие, но мало внимания обращают на формирование гармонично развитого — физически и духовно — человека. Например, физический имидж человека среди важнейших личностных показателей назвали 85% респондентов в США и лишь 25% мужчин и менее 40% женщин — в России.

6. В стране недостаточно внимания уделяется вопросам формирования культуры отдыха, где бы особый акцент делался на его активных формах. Отсутствие такой культуры делает человека заложником непродуманного, непланируемого времяпрепровождения, толкает к стремлению «убить время» у телевизора, алкоголем, ничегонеделанием и пр. В результате имеющееся у него время для рекреации, снятия последствий профессионального утомления и подготовки к следующему этапу деятельности используется с малой эффективностью и зачастую с отрицательным результатом.

Дата добавления: 2016-12-16 ; просмотров: 390 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник:
Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни
Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни В ряду общечеловеческих ценностей, определяющих социально-экономическую политику государства, несомненен приоритет здоровья. Именно так было,
http://helpiks.org/8-84660.html

Социальный феномен «здоровый образ жизни»

Социальный феномен «здоровый образ жизни». Физическая культура как основа формирования здорового образа жизни

Рубрика: 1. Общая педагогика

Дата публикации: 04.02.2016

Статья просмотрена: 1386 раз

Царёв Е. А., Крылова И. Б. Социальный феномен «здоровый образ жизни». Физическая культура как основа формирования здорового образа жизни [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. ? С. 29-32. ? URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9679/ (дата обращения: 20.03.2019).

This article is directed at the definition of the meaning of “a healthy lifestyle and socially formation of healthy lifestyle

Keywords: phenomenon of healthy lifestyle formation of health lifestyle, definition of the meaning

Обращение к основополагающим принципам системы образования: фундаментальности, доступности, специализации в выбранном профессиональном образовании его динамичности, адекватности современным социальным, экономическим, политическим процессам развития личности.

Разработка теоретико-методологических основ физического воспитания как части педагогической науки основывалась на классической дидактике, концентрированной свое внимание на развитии физических качеств, формировании двигательных умений и навыков, их психологическому обоснованию, понимание индивидуальности как многоуровневой системы в развитии личности. Однако в последние годы возрос интерес к изучению педагогических, психологических, социальных, философских аспектах изучения физических действий в области освоения физической деятельности. Одной из приоритетных исторически сложившихся позиций современного российского образования является общекультурное развитие. В Законе Р. Ф. «Об образовании» отмечено: общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в отечестве»

Сегодня в любой сфере человеческой деятельности невозможно обойтись без физической культуры и спорта — общепризнанных социальных ценностей общества. Социальный феномен Физической культуры и спорта заключается в переносе полученных знаний, навыков и развитых физических качеств на жизненно необходимые виды деятельности человека. Это и определяет понятие здорового образа жизни в целом и каждого в отдельности. Поэтому не случайно при формулировке целей современного обучения и воспитания приоритетом становится формирование свободной и ответственной личности, способной конструктивно работать, сочетать профессиональную компетентность с гражданской ответственностью.

Здоровый образ жизни междисциплинарная категория охватывающая совокупность разумных способов жизнедеятельности человека. Здоровый образ жизни это не только укрепление и сохранение здоровья. Это применение потенциала здорового человека для социального существования в обществе, в чём и заключается феномен физической культуры в социуме.

Личность, ведущая здоровый образ жизни, способна на активную деятельность направленную не во внутрь себя (эгоцентризм), не на самолюбование, а на активную трату своей энергии на достижение общих гуманитарных целей. Феномен занятий физической культурой заключается в обретении средств и способов, которые делают жизнь упорядоченной, морально и нравственно оправданной, духовно насыщенной, творческой. Здоровый образ жизни открывает возможности для самореализации, возможности созидать ценности, как духовные, так и материальные, которые, в конечном счёте, обогащают и укрепляют общество и создают могущество России.

Социальный феномен физической культуры в его всеобщности. Физическая культура и спорт это средства формирования здорового образа жизни й культуры. Основное предназначение физической культуры укрепление и сохранение здоровья, в современном обществе вступает в некое противоречие со сложившимися традиционными взглядами на классификацию спортивной деятельности.

Культурологическая парадигма наполняет сущность физической деятельности новым пониманием современных исследований в физическом образовании.

Образовательные задачи в области физической культуры и спорта предполагает формирование системы ценностей, на основе которых эффективно выстраивается соответствующая им деятельность.

Ценность следует рассматривать как мотив деятельности. Ценность приобретает побудительную силу мотива тогда, когда она интерноризирована, когда человек может четко формулировать цели своей деятельности, находить средства их организации, правильного своевременного контроля, оценки и корректирования своих действий. Мотивация обеспечивается внутренними и внешними факторами. К основному внутреннему фактору относится так называемое стремление к опережению, заложенное в каждую биологическую систему природой. Это рычаг развития и совершенствования организма, который заставляет человека стремиться к поиску нового в своём физическом, психическом, интеллектуальном развитии. К субъективным факторам можно отнести моральные и материальные стимулы, стремление к достижению определённого социального статуса.

«Спорт можно с полным основанием отнести к тем видам человеческой деятельности, через которые личность проявляет свои ценности и создает их. Ценности здесь могут проявляться в виде здоровья, физического совершенствования либо как конкретные результаты (занятое место, рекорд) или опосредованное повышение производительности труда, уровня боевой подготовки общественной воспитанности и культурности человека» В. М. Выдрин

Н. И. Понамарев «Спорт как социальное и педагогическое явление». К ценностям спорта он относит: уровень здоровья, физическую подготовленность, физическое развитие, спортивно-психические результаты, идейные, организационные, научные и методические основы спортивной тренировки.

Спортивная деятельность социально-значимое явление, поскольку его ценностный потенциал обеспечивает прогресс в развитии общества и личности. Сущность такого подхода заключается в переориентации целевых установок физического воспитания на максимально возможное удовлетворение интересов каждого занимающегося, на возможно более полный учет его индивидуальных морфофункциональных и психологических особенностей, на обязательное соответствие содержание физических действий ритмам возрастного развития человека и основным закономерностям целенаправленного преобразования его физического потенциала.

В дидактическом плане развития физической деятельности предполагает совершенствование методов и приемов педагогики, а также способов и средств развития специализированных видов физического воспитания и спорта. Основой развития должны стать технологии накопленные человечеством в ходе его культурного развития. Именно образцы совершенной моторики задают «планку» развития, ориентируют человека на творческое освоение индивидуальной двигательной активности и здорового образа жизни. В разработках авторов Л. И. Лубышева, В. К. Бальеевич, В. И. Столяров в структуре ценностей выделяют три важнейших компонента:

Общекультурный компонент ценностей спортивной деятельности составляют социальные процессы правового, экономического, политического, информационного и образовательного полей социального пространства.

Социально-психологический компонент ценностей спортивной деятельности обеспечивается уровнем общественного сознания, общественного мнения, интересов, мотивов, ценностных ориентаций людей, а также уровнем взаимоотношений, которые выстраиваются в сфере спорта.

Специфический компонент социально- ценностного потенциала спортивной деятельности вырастает в способности спорта удовлетворить потребности человека в физическом совершенствовании, социализации, формировании здоровья, самореализация и повышение социального престижа личности в обществе путем достижения высокого результата, победы, рекорда.

Её и следует рассматривать в качестве интегрирующего понятия, отражающего все многообразие физической активности человека, направленной на сознательное совершенствование и развитие его биологической природы посредством использования физических упражнений. По отношению к ней применимы все характеристики человеческой деятельности отражающей основное ценностное действие. Формирование здорового образа жизни.

Понятие «здоровый образ жизни» появилось совсем недавно в 70 годы 20 века. В настоящее время определение понятия «здоровый образ жизни» у разных авторов практикуется в зависимости от направления изучения. Представители философско-социологического направления, рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему В. А. Понамарчук, В. И. Столяров, О. А. Мильштейн.

В направлении психолого-педагогического цикла здоровый образ жизни изучается как сознательная, мотивационная деятельность человека.

Медико-биологический подход к изучению проблемы основан на развитии морфофункциональных качеств человека.

Однако, любой подход к изучению феномена здорового образа жизни направлен на достижение одной цели, укрепления и достижения определенного уровня здоровья человека, который является предпосылкой для жизнедеятельности человека, возможности активного выполнения им социальных функций. Основную роль в формировании и обеспечении возможности реализации здорового образа жизни должны нести спортивные организации всех уровней подготовки и воспитания населения.

Здоровый образ жизни — базисная основа для любого другого вида человеческой деятельности, обеспечивающий оптимальный уровень потребностей человека на основе физического и психического здоровья, ценности в социализации и устойчивых мотиваций для достижения поставленных общественно значимых задач.

Отечественные ученые (В. К. Бальеевич, П. А. Виноградов, Н. Д Граевская) определяют, что здоровый образ жизни выражает ориентированность личности на укрепление и развитие личного и общественного здоровья, реализует наиболее ценный вид профилактики заболеваний — первичную профилактику, предотвращающую их возникновение, способствуют удовлетворению жизненно важной потребности в активных телесно-двигательных физических упражнений.

В формировании здорового образа жизни, по мнению ученых Ю. В. Валентин, А. В. Мартыненко, В. А. Полесский важную роль играют следующие компоненты:

Объективные общественные условия

Конкретные формы жизнедеятельности, позволяющие реализовать здоровый образ жизни

Система ценностных ориентаций, направляющих сознательную активность.

Эти компоненты или уровни формирования здорового образа жизни должны реализоваться в единстве. Каждый уровень здоровья — формирования адекватно влияет на достижение поставленной цели.

Здоровый образ жизни это реализация комплекса социально-психологических, медико-биологических мероприятий, в которых можно выделить основные составляющие.

Воспитание здоровых привычек и навыков, окружающая среда, отрицание вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики); питание, отвечающее необходимым потребностям конкретного человека; двигательная деятельность; гигиена личная и общественная.

Необходимо отметить, что формирование здорового образа жизни неотрывно связано с цивилизованным, гуманистическим, общекультурным восприятием здорового образа жизни, а не является самоцелью приводящей к эгоистическому поведению в обществе.

Здоровый образ жизни реализуется в повседневном быте, предметной деятельности индивида, укрепляющей адаптивные возможности организма.

Без поддержки государства достичь социально-значимого поворота к этому образу жизни невозможно, поэтому современное руководство России декларирует:

«Формирование здорового образа жизни должно стать одним из приоритетов властей всех уровней. Речь идет о доступности спортивных сооружений для всех детей и подростков». (В. В. Путин 2009г.)

«Нам сегодня нужно подумать о том, как на современном уровне, без занудства и пошлости, пропагандировать здоровый образ жизни». (В. Д. Медведев, 2009г.)

Здоровый образ жизни — это системный процесс, включающий многоуровневый подход, охватывающий множество компонентов деятельности человека в обществе и самого общества, по развитию и утверждению здоровья населения, повышения производительности труда и благосостояния Россиян, как главного условия жизнедеятельности.

Источник:
Социальный феномен «здоровый образ жизни»
Данная статья направлена на определение понятия «здорового образа жизни» и социального феномена физической культуры, формирующего «здоровый образ жизни».
http://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9679/

Физическая активность социальный компонент образа жизни людей

1.3 Физическая культура и оптимизация режима двигательной активности как одни из важнейших компонентов здорового образа жизни

Здоровый образ жизни как обновленное научное и бытовое понятие охватывает собой объективную потребность современного общества в здоровье, физическом совершенстве человека, в физической культуре личности.

Одним из важнейших социальных факторов формирования образа жизни и здорового образа в частности, выступают физическая культура и массовый спорт, называемые в последние 15—20 лет во многих странах «спортом для всех». Президент ассоциации «Спорт для всех» А.В. Царик подчеркивал, что физическая культура — стержневое, главное условие здорового образа жизни и в значительной степени охватывает собой понятие и явление здорового образа жизни. Он же признавал, что процесс формирования физической культуры тесно связан с такими объективными факторами образа жизни, как экономика и наличие свободного времени, экология и условия труда, жилищно-бытовые и другие условия, а также условия физкультурно-спортивных занятий.

Мы согласны с Б.Н. Рогатиным, президентом Международной конфедерации спортивных организаций, считающем, что человек, систематически занимающийся спортом, в 2—3 раза легче переносит тяготы жизни, на 15—20 % более инициативен в работе, общественной жизни коллектива, оказывает больше помощи своим товарищам, у него выше творческая активность, общительность, он больше уверен в себе, стремится добиться лучших результатов, на том участке, где прилагает усилия, будь то производственная или общественная деятельность, учеба. Он же сформулировал следующий тезис: физическая культура как феномен культуры не может быть сведена к природным явлениям, к физическим качествам человека, свойствам его организма и биологическим системам жизнеобеспечения, телесность человека является базисной характеристикой человека, но его духовность, интеллект неотделимы от человека и его физической культуры [Жулина, 2012].

Все сказанное выше позволяет заключить, что активная роль физической культуры в реализации здорового образа жизни несводима к выполнению систем физических упражнений, но охватывает среду формирования, развития и совершенствования личности, социализации человека.

Но физкультура в школе не ограничивается одними лишь уроками физкультуры. Физкультура в школе — это так называемые физкультминутки, которые проводятся в течение других уроков. Они необходимы для снятия физического и умственного напряжения. К сожалению, сегодня физкультминутки в школах проводятся в основном в начальных классах и за очень редким исключением в средних классах. А про старшеклассников в этом смысле совсем забыли. Но учителя совершенно напрасно пренебрегают физкультминутками, ведь потратив пару минут на снятие напряжения, они получили бы большую результативность работы в итоге.

Физкультура в школе обязательно сопровождается медицинскими осмотрами. Цель медосмотров — оценка состояния здоровья, развития и уровня физической подготовки школьников. Данные медицинских осмотров позволяют врачу рекомендовать определенные виды физических упражнений, величину нагрузки, методики их применения.

Физкультура в школе имеет и свои проблемы. Среди них можно назвать проблему физического воспитания детей с различными отклонениями в состоянии психического и физического здоровья. Таких детей часто просто освобождают от занятий, а ведь ослабленные дети еще в больше степени нуждаются в благотворном влиянии физкультуры на организм.

В целом, дети старшего школьного возраста, имеющие большой объем движений в течение дня, характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями функционального состояния центральной нервной системы, экономичной работой сердечно — сосудистой и дыхательной систем, более высокими адаптационными возможностями организма, низкой подверженностью простудным заболеваниям.

Наряду с этими данными в современной литературе накоплен огромный материал о негативном воздействии интенсивных физических нагрузок на растущий организм. Исследования показывают, что интенсивные занятия спортом в раннем возрасте приводят к хроническим заболеваниям суставов, лордозам и кифозам, раннему закрытию зон роста [Демидова, 2009].

Поэтому следует отметить еще раз, что занятия физическими упражнениями необходимо дозировать с учетом индивидуальной чувствительности организма к ней, суточной и сезонной ритмики, возрастных особенностей, а также климатогеографических и социальных факторов [Дуркин, Лебедева, 2012].

Достоверно известно, что правильно организованная двигательная активность — важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста. Это тем более справедливо по отношению к детям и подросткам, для которых процессы роста и развития являются тем морфофункциональным фоном, на котором воздействие адекватной двигательной активности особенно значимо. Кроме того, разумно организованная, динамичная деятельность школьников служит ключевым инструментом организации их досуга, что во многом определяет их устойчивость к наркотическому влиянию и другим социально значимым неблагоприятным влияниям окружающей среды.

Особое место занимает движение человека в исследованиях ученых по физической культуре и спорту П.Ф. Лесгафта, В.В. Гориневского, спортивных кардиологов С.П. Летунова, Р.Е. Мотылянского, А.Г. Дембо, а также в трудах видных спортивных специалистов Н.Г. Озолина, В.М. Дьячкова, А.Д. Новикова, Л.П. Матвеева и др. По их замечанию, природа дала ребенку врожденное стремление к движению, снабдив очень ценным чувством — чувством «мышечной радости», которое он испытывает, двигаясь.

Действительно, двигательная активность является одной из основных, генетически обусловленных биологических потребностей человеческого организма. Значение движений в жизни ребенка особо подчеркивается при ознакомлении с литературой по гипокинезии, последствиям двигательной недостаточности.

Длительное воздействие такого состояния приводит к общей детренированности организма и возникновению ряда заболеваний, поэтому обходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность.

Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая, как мы сказали, может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника [Волков, 2011].

Оптимальный двигательный режим школьника должен складываться из утренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах (для детей младшего школьного возраста), уроков физической культуры, занятий в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни. При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья [Полиевский, 2013].

У современных детей и подростков порог стрессоустойчивости крайне низок, они легко возбуждаются, выходят из себя, в некоторых случаях ведут себя неадекватно, занятия физическими упражнениями вызывают положительные эмоции, бодрость, создают хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший «вкус» физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятиям [Роджерс, 2012].

Если мы говорим о молодежи, то, как свидетельствуют полученные данные, с возрастом уровень спортивной активности заметно снижается. Видимо, это является следствием недостаточной мотивации учащихся к этому виду деятельности. Учитывая важнейшее значение этого фактора для укрепления здоровья подрастающего поколения, в этом направлении требуются новые педагогические и социолого-психологические разработки, способные поднять уровень интереса к занятиям и тем самым способствовать здоровьесбережению школьников.

Следует отметить, что в Институте возрастной физиологии имеется десятилетний практический опыт повышения мотивации учащихся средних общеобразовательных учреждений к занятиям физкультурой на основе использования современных компьютерных технологий диагностики физических возможностей и нормирования нагрузок с учетом врожденных особенностей телосложения школьников.

Таким образом, решение проблемы оптимального двигательного режима в образовательных учреждениях становится важным гигиеническо-медицинским и одновременно социально-экономическим вопросом, поскольку влиянию гиподинамии особенно подвержены дети школьного возраста. Отсюда, данное положение приобретает особое значение в воспитании детей старшего школьного возраста в связи с увеличением удельного веса умственной нагрузки в общем режиме дня. Поэтому непременным условием рекреации детей после напряженной умственной нагрузки на занятиях является рационально организованная двигательная деятельность [Щеголев, Соломатникова, 2013].

В настоящее время имеются данные, характеризующие возрастные, половые и индивидуальные особенности двигательной активности детей школьного возраста. Многие научные исследователи, такие как С.Я. Лайзане, Е.А. Тимофеева, В.А. Шишкина, изучавшие двигательную деятельность детей старшего школьного возраста, констатируют, что двигательная активность у мальчиков выше, чем у девочек. Эти различия не установлены у младших школьников.

Источник:
Физическая активность социальный компонент образа жизни людей
1.3 Физическая культура и оптимизация режима двигательной активности как одни из важнейших компонентов здорового образа жизни Здоровый образ жизни как обновленное научное и бытовое понятие
http://sport.bobrodobro.ru/19959

Физическая активность социальный компонент образа жизни людей

Физическая активность социальный компонент образа жизни людей

Здоровье — самое ценное достояние не только для каждого человека, но и для общества в целом. При встречах, разлуках с близкими и родными людьми мы желаем им крепкого здоровья, так как это — основное обязательство и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши задачи, успешно решать основные жизненные проблемы, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки.

К сожалению, многие из нас не соблюдают самых простых условий здорового образа жизни. Последние годы в силу высокой нагрузки дома и на работе, а также других причин у большинства отмечаются: недостаточная двигательная активность, дефицит в режиме дня, обусловливающий появление гипокинезии, которая вызывает целый ряд серьёзных последствий в организме людей.

Людям не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя.

Малоподвижное положение отражается на функционировании многих систем организма, особенно дыхательной и сердечнососудистой системы. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ существенно снижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма, а особенно головного мозга: нарушается координация движений, снижается внимание, увеличивается время мыслительных операций, ослабляется память.

Вследствие недостаточной активности образуется дефицит кислорода. Отрицательные последствия гиподинамии и гипокинезии проявляется также в сопротивляемости организма «острым простудным и инфекционным заболеваниям», создаются предпосылки к становлению слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно — сосудистой системы.

Единственная допустимость нейтрализовать отрицательное явление, возникающее у людей при долгом и напряжённом умственном труде, — это активный отдых и организованная распланированная физическая деятельность. При регулярных занятиях физической культурой и спортом происходит улучшение общего самочувсвия и работы всех органов и систем организма человека.

Занятие физическими упражнениями также приподнимает настроение, бодрость, вызывает положительные эмоции.

Можно выделить некоторые базовые компоненты, на основе которых и строится ведение здорового образа жизни. К ним относятся такие как:

  • Физическая активность.
  • Рациональное питание.
  • Общая гигиена организма.
  • Закаливание.
  • Отказ от вредных привычек.

Именно о физической активности в дальнейшем и пойдет речь, как о важнейшей из составляющих.

Физическая активность. Это второй из пяти базовый компонент здорового образа жизни. Ученые приводят массу доводов, которые смогли бы помочь людям осознать необходимость в занятиях физическим спортом. Среди них:

  • Физические упражнения — это приятно
  • Подходящий вид физических занятий найдется для каждого
  • Если через несколько месяцев вы к ним привяжетесь, то ни за что уже не бросите

Через полгода непрерывной физической активности:

  • Вы станете бодрее, живее
  • Почувствуете прилив сил, значительно улучшится координация движений, реакция станет куда более хорошей
  • Легче станет справляться с нервным напряжением и плохим настроением
  • Содержание в организме жировых отложений станет меньше
  • Укрепятся костные и мышечные ткани
  • Кровообращение станет лучше
  • Работоспособность значительно возрастет

Физические занятия входят в целостную систему здорового и правильного образа жизни, так как без регулярной активности состояние человека многократно ухудшается, не только физическое, но и психическое, резко снижаются интеллектуальные возможности человека (врачи доказывают, что умственная работа должна быть в полной мере компенсирована физической).

Мышечная деятельность, физические занятия особенно необходимы людям, занимающимся умственным трудом и ведущим не особенно подвижный образ жизни. Ведь существует масса последствий отсутствия физической активности: болезни мышечного бездействия (сколиоз, узкая грудь, болезни позвоночника и костного скелета в целом), хронический колит, подагра, геморрой, камни желчного пузыря и почек.

В современном обществе, где тяжелый физический труд в течение короткого, с точки зрения развития человечества, периода времени оказался вытесненным машинами и автоматами, человека подстерегает опасность, о которой уже упоминалось — гипокинезия. Именно ей приписывается в значительной степени преимущественная роль в широком распространении так называемых болезней цивилизации. В этих условиях особенно высокую эффективность в поддержании и укреплении здоровья человека играет физическая культура.

Благотворное влияние физической нагрузки на человеческий организм поистине безгранично. Ведь человек изначально был рассчитан природой на повышенную двигательную активность. Сниженная активность ведёт ко многим нарушениям и преждевременному увяданию организма.

Под влиянием физических упражнений совершенствуется строение и деятельность всех органов и систем человека, повышается работоспособность, укрепляется здоровье.

Двигательная активность является ведущим фактором оздоровления человека, т.к. направлена на стимулирование защитных сил организма, на повышение потенциала здоровья.

Полноценная двигательная активность является неотъемлемой частью здорового образа жизни, оказывающей влияние практически на все стороны жизнедеятельности человека.

Предполагается, что для поддержания хорошей физической формы достаточно 20-30 минут активных физических упражнений, улучшающих поступление кислорода в организм, не менее трех раз в неделю и укрепляющие мышцы упражнения не менее 2 раз в неделю. Если это, по каким либо причинам невозможно, то для поддержания здоровья ежедневно достаточно 30 минут умеренной или выраженной физической активности (не обязательно непрерывной) не менее 5 дней в неделю. В тех случаях, когда пациент имел в виду разных причин низкую двигательную активность, она должна повышаться постепенно. Перед ее началом желательна консультация врача. Наиболее удобно начинать с ходьбы или плавания в комфортных условиях (в удовольствие, а не «через силу»). По мере адаптации к таким нагрузкам и укрепления мышц, возможно дозированное повышение физической активности.

Активные физические упражнения, улучшающие поступление кислорода в организм человека, являются неотъемлемой частью умеренной и выраженной физической активности. В период их выполнения увеличивается активность всех групп мышц, в том числе, обеспечивающих дыхание и сердечную деятельность. Как следствие, повышаются частота сердечных сокращений, дыхания с увеличением его глубины. Изменения интенсивности работы сердца и дыхания обеспечивают адекватное потребностям организма поступление в клетки кислорода и питательных веществ, т.е. повышается эффективность кровообращения.

Вот наиболее распространенные виды активных физических упражнений:

  • интенсивная (быстрая) ходьба;
  • плавание;
  • теннис;
  • верховая езда;
  • езда на велосипеде;
  • спортивные танцы;
  • физические упражнения под музыку или собственно аэробика;
  • гребля;
  • катание на коньках;
  • катание на лыжах;
  • занятия на тренажерах («бегущая дорожка», велосипед).

Источник:
Физическая активность социальный компонент образа жизни людей
Физическая активность социальный компонент образа жизни людей Здоровье — самое ценное достояние не только для каждого человека, но и для общества в целом. При встречах, разлуках с близкими и
http://penzagorpol.ru/fizicheskaya-aktivnost-kak-sostavlyayushhaya-zdorovogo-obraza-zhizni/

Физическая культура в социальной защите людей

Возможности физической культуры в сфере социальной защиты людей, без преувеличения, безграничны. Конечно, раскрыть здесь всю методику реабилитационной или рекреационной работы с помощью физической культуры не представляется возможным. Но перечислить основные направления и практическую значимость просто необходимо.

В последнее время, поданным Всемирной организации здравоохранения, получили особое развитие неинфекционные заболевания: сердечно-сосудистые, остеохондроз позвоночника, — потери от которых во много раз превышают потери от инфекционных заболеваний, производственных и дорожных травм и даже потери от войн, вместе взятых. Особое место в профилактике этих заболеваний занимают специальные программы физических упражнений, поскольку они непосредственно воздействуют на те физиологические механизмы, нарушение которых приводит к возникновению и развитию болезни.

Социальная защита инвалидов как наиболее ущемленных в социально-экономическом и морально-психологическом отношении слоев населения требует целенаправленной деятельности государства и других субъектов в области формирования цивилизованных условий жизни, которые обязательно включают в себя и занятия физическими упражнениями. Кроме повышения рейтинга остаточного здоровья инвалидов, это позволяет успешно справляться с учебной нагрузкой, с профессиональной деятельностью, налаживать межличностные контакты, получать положительные эмоции, купировать стрессы.

Одним из ведущих направлений в восстановлении утраченных возможностей нормальных двигательных актов является применение современных тренажерных устройств. Тренажерные системы едва ли не единственное средство для восстановительно-реабилитационных и физкультурно-оздоровительных занятий инвалидов.

Особенности современного производства и производственных отношений требуют от человека высоких функциональных возможностей организма: внимания, памяти, оперативного мышления, быстроты реакций, устойчивости к неблагоприятным факторам, высокой работоспособности и т.д. Все это возможно развить и поддерживать на высоком уровне с помощью так называемой профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). Лучшим доказательством данного вывода является подготовка космонавтов, где ППФП отводится большая часть времени из общего срока подготовки к полету.

Подводя итоги, необходимо указать общие цели и средства физической культуры в формировании здорового образа жизни.

Принцип оздоровительной направленности — один из основных принципов массовой физкультурной деятельности, вытекающий из целей и задач физической культуры в обществе. Это физическое развитие подрастающего поколения и молодежи, физическое совершенствование взрослого занятого населения, сохранение хорошей физической формы людей пожилого возраста. Таким образом, физическая культура направлена на охрану, укрепление и. развитие здоровья населения как психофизической основы жизнедеятельности.

Примером может быть роль массовой физкультурной деятельности в борьбе с гиподинамией. Научно-техническая революция коренным образом изменяет условия труда: значительно сокращаются физические усилия (в первую очередь мышечная деятельность), уменьшается двигательная деятельность в быту, механизируются способы передвижения, превалирующей становится умственная деятельность. Ограниченная двигательная активность приводит к упадку сил, затрудняет психическую деятельность. Массовая физическая культура становится основным средством преодоления несоответствия между потребностью в мышечной активности и условиями жизни.

Физическая культура выполняет также роль отвлекающей терапии в предупреждении невротических состояний. Ускорение темпа жизни, усиление потока информации, расширение круга общения, активная трудовая и общественная деятельность вызывают психическое напряжение, которое требует разрядки. Регулярная активная физическая деятельность способствует «самообновлению» психической дееспособности человека. Также немаловажно постоянное ощущение бодрости и жизнерадостности при регулярных занятиях физическими упражнениями. Психически позитивным является, кроме того, ощущение силы воли к занятиям, направленным на физическое совершенствование. Введение в программу своей повседневной жизни этого необходимого компонента образа жизни позволяет более организованно выполнять свои обязанности в труде, быту, общественной деятельности.

Физическая культура является средством активного полноценного отдыха людей. Особенно важное общегигиеническое значение имеют занятия физическими упражнениями на лоне природы, т.е. ее виды, которые способствуют регуляции вегетативных функций организма.

Наконец, физическая культура для многих становится формой самовыражения. Это нагляднее всего проявляется в большом спорте, но реально ощущается и на других уровнях. Физическая культура — естественный способ проявления личности в обществе. В большинстве видов спорта мы имеем дело не просто с проявлением физической силы или выносливости, а с целостным выражением человеческой личности или силы коллектива. В этом плане спорт дает человеку многостороннюю удовлетворенность от проявления своих сил и является наряду с другими видами культуры сферой самовыражения человека. Как и искусство, спорт постоянно раскрывает новые человеческие способности и возможности.

Среди функций, посредством которых физическая культура входит в образ жизни общества, все возрастающее значение приобретают функции общения, физического совершенствования и личностного самовыражения.

В диапазон физического воспитания включены и такие глобальные аспекты, как возвращение на рабочие места лиц, утративших профессиональную дееспособность; нормальное физическое развитие подрастающего поколения, генофонда нации.

Источник:
Физическая культура в социальной защите людей
Возможности физической культуры в сфере социальной защиты людей, без преувеличения, безграничны. Конечно, раскрыть здесь всю методику реабилитационной или рекреационной работы с помощью физической
http://vuzlit.ru/877993/fizicheskaya_kultura_sotsialnoy_zaschite_lyudey

(Visited 1 times, 1 visits today)
CATEGORIES