Философия психологии

Психология и философия

Психологическое знание, появившееся в античности, принципиально отличается от житейского, прежде всего стремлением преодолеть фрагментарность, отрывочность последнего. Психология здесь выступала в качестве составной части тех или иных всеохватывающих философских систем.

Философское знание — это знание о предельно общем, оно претендует на объяснение всего существующего с помощью масштабных, предельно общих категорий, связанных между собой единой первоосновой в ту или иную монолитную систему. В качестве таких категорий обычно используются: «бытие», «материя», «сознание», «человек». Выступая в качестве органической части этой системы, человеческая психика обозначалась здесь категориями «мир идей» или душа, которые понимались как некий огромный, целостный мир, так или иначе противостоящий материи, телу.

Психология как учение о душе существовала в качестве части философии в виде так называемой «философской психологии» вплоть до Нового времени, когда психологическое знание, наконец, стало обретать статус вполне самостоятельной науки.

Впервые развернутое учение о душе сложилось и развивалось в составе материалистической философии, которая возникла в VI в. до н. э. и явилась исторически первой формой греческой философии.

Особую сложность предмета психологии впервые заметил Гераклит Эфесский (544-483). В одном из дошедших до нас отрывков из его сочинений мы читаем: «Границ души тебе не отыскать, по какому бы пути ты ни пошел: столь глубока ее суть». Согласно представлениям Гераклита, основой мироздания является огненный Логос. Из огня произошел весь мир в целом, отдельные вещи и наши души. Гераклит делит души людей на две категории — «влажные и »сухие».

Чем более «суха» душа, тем благороднее ее суть. Несовершенство душ проистекает из недостоверности чувственного восприятия: «глаза и уши — дурные свидетели для людей».

Но вершиной античного материализма был атомистический материализм, родоначальником которого был Демокрит (460-370).

Согласно этой теории, все существующее состоит из двух начал: бытия (неделимые атомы) и небытия ( пустота). Атомы — мельчайшие частицы вещества, неделимые и недоступные чувствам. Они рахтичаются по форме, величине и подвижности. Все вещи образуются из составляющих их атомов.

На основе этих философских представлений разрабатывалось и психологическое учение о душе, познании, чувствах, воле, а также ставились и решались практические вопросы человеческого поведения.

Демокрит понимал душу как причину движения тела. Душа, как и все существующее, также материальна, но состоит из самых мелких, круглых и необыкновенно подвижных атомов, рассеянных по всему организму. Отсюда вытекал вывод, что душа смертна и уничтожается вместе со смертью тела.

В отличие от Демокрита, его современник Сократ (470-399 до н. э.) считал, что единой первопричиной всего сущего, в том числе и человеческой души, являются не атомы, а божественный разум. Поэтому не мертвая природа, а «божественный голос», заложенный в человеке, должен стать цен тром всего философского размышления.

Сократ делает вывод, что тело и душа не едины, а противоположны по своей сущности, поскольку душа в отличие от тела невещественна, нематериальна. В отличие от видимого тела душа невидима. Душа — это прежде всего разум , т.е. то, что в человеческой природе наиболее близко к божеству. Поэтому душа не смертна, а бессмертна, как и Боги.

Так начиналось в античной философии движение представлений о сущности души в направлении от наивного материализма к более сложному по своему содержанию учению идеализма.

Своего высшего развития идеалистическое понимание души, впервые предложенное Сократом, достигло в философской системе его великого ученика — Платона Афинского (427-347 до н. э.)

Согласно Платону, душа, предназначенная каждому человеку, уже до его рождения существует в далеком космосе, в особом «мире идей». Он учил, что человек «есть насаждение не земное, а небесное». При рождении человека душа соединяется с ним. Все душевные, психологические явления он подразделял на три основных вида: разум, воля и низменные желания. Эти три части души соответственно помешались в голове, груди и животе человека. Низшая из частей человеческой души — низменные желания — является общей для человека и животных, это неразумное начало души; оно проявляется в удовлетворении простейших телесных потребностей. Но эта часть составляет наибольшую долю в душе человека.

Разум есть высшее начало, оно противоположно низшему и направлено на постижение истины, добра и красоты. Третье начало обеспечивает такие качества человека, как воля, упорство, настойчивость в достижении поставленной цели.

В мудром человеке, по Платону, все указанные части находятся в гармоническом единстве. Но эта гармония достигается непросто. Она результат внутренней борьбы, итогом которой является совершенствование человека. Эта борьба отражается в разнообразных снах человека.

Вместе с тем Платон не ограничивался указанным трехчленным делением души. Он видел большое разнообразие ее структуры и ярко описывал такие человеческие состояния, как гнев, страх, печаль, любовь, зависть и др.

Вершиной античной психологии является учение Аристотеля о душе (384-322 до н. э.). Эта работа — первое в истории психологии систематическое исследование по проблеме духовного мира человека. Душа, по Аристотелю, есть форма живого органического тела, а не нечто, привнесенное в него извне. Причем душа придает смысл существованию живого тела, сообщает цель его деятельности, направляет ее. Роль тела, таким образом, состоит в том, чтобы быть инструментом, находящимся на службе у души. Он полагал, что орудиями души является не только человеческое тело, но и тело животных, растений, т.е. все, как он выражался, «естественные тела», что их и отличает от «искусственных тел», например от топора, у которого души нет.

Действует, конечно, не сама душа, а соответствующее тело, но тело одушевленное. Не душа, а сам человек благодаря душе трудится, учится, размышляет. Все душевные состояния — сон, бодрствование — сопровождаются телесными проявлениями. Поэтому изучение души должно быть делом двух специалистов: естествоиспытателя, который изучает тело, и философа, психолога, которые исследуют душу. Существует и главный орган, который обеспечивает работу человеческой души. Таким органом является сердце. Мозг же выполняет лишь вспомогательную функцию.

Аристотель выделил в организме различные уровни способностей к деятельности, которые составляют иерархию уровней развития души.

Аристотель различает три вида души: растительную, животную и разумную. Два из них принадлежат к физической психике, поскольку не могут существовать без материи, третья — метафизична, т.е. разум существует отдельно и независимо от физического тела как божественный разум. Нетрудно заметить, что подобная характеристика разума противоречит общей установке Аристотеля о неразрывной связи души и живого организма.

Аристотель впервые ввел в психологию идею «диалектики души», Т.е. развития от низших уровней к ее высшим формам. При этом каждый человек в процессе превращения из младенца во взрослое существо проходит ступени от растительной к животной, а от нее — к разумной душе.

При характеристике человека Аристотель на первое место выдвигал знания, мышление и мудрость, т.е. представления Аристотеля о душе были в целом рационалистичны. Эта рационалистическая установка во взглядах на человека, присущая не только Аристотелю, но и античности в целом, была в значительной степени пересмотрена в рамках средневековой психологии.

Появление религиозных учений, особенно в их развитой форме, такой как христианство, мусульманство, буддизм, означало переход человечества от рациональной методологии к религиозным методам познания.

В некоторые исторические эпохи, например в эпоху христианскою средневековья, религия становилась ведущей парадигмой всей культуры. Религия предлагала отдельному человеку и обществу ценностные ориентации, претендующие на абсолютный характер, а также соответствующий образ жизни. Она выступала как главная культурно-интегрирующая духовная сила, пытающаяся подчинить себе многие специализированные сферы культуры, такие как искусство, философия, наука, в том числе и психология.

Проблемы человеческой психологии исследовались в рамках христианской теологии и философии средневековья.

Важнейшей особенностью понимания сущности человеческой души в религиозных учениях, в том числе и христианстве, явилось признание приоритета среди всех многообразных психических явлений за особым психическим состоянием, которое выражалось категорией «вера».

Причем вера (ventas — истина, venus истинный) понималась как особое состояние психики в виде полного и безотворочного принятия человеком, включая и его разум, в качестве безусловных фактов некоторых образов и идей, которые стимулируют и направляют всю последующую деятельность человека.

По мнению известного русского религиозного философа конца XIX в. Владимира Соловьева (1853-1900), вера есть признание чего- либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. Это не значит, что истины веры не подлежат никаким доказательствам, а значит только, что сила веры зависит от особою самостоятельною психологического акта, не определяемою всецело эмпирическими и логическими основаниями.

Вера — это познание истины сразу и целостно, в отличие ог разума, который познает мир, в том числе и мир психическою, постепенно, длительно и согласно некоторой системе правил.

Причем знания, добытые верой, обладают для верующего стопроцентной достоверностью. Вера — это такой способ познания, который исходит из признания недостаточности, неполноты имеющихся человеческих знаний и именно поэтому и применяется для достижения жизненно важного, очень необходимого быстрою результата — в виде знания, в истинности которого человек абсолютно уверен.

Как познавательные процессы вера и разум во многом тождественны, они так или иначе используют как методы наблюдения, так и логические методы. Различие между ними следует искать не столько в сфере познания, сколько в структуре психики, отличающей верующего человека от неверующего.

Религиозно настроенный человек считает, что истина есть, что она известна в своей сущности, хотя точно и неизвестно, как ее применять в каждом конкретном случае.

Человек, настроенный атеистически, наоборот, полагается в поиске истины только на себя самого, на свои способности наблюдать мир и осмысливать его в соответствии с объективными правилами логики.

Источник:
Психология и философия
Психологическое знание, появившееся в античности, принципиально отличается от житейского, прежде всего стремлением преодолеть фрагментарность, отрывочность последнего. Психология здесь выступала в
http://www.grandars.ru/college/psihologiya/filosofiya-psihologii.html

ПСИХОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ

К необходимости обращения к философии психологов привела сложность и необычность проблем, с которыми они столкнулись. Многие вопросы психологии с большим трудом поддаются экспериментальному анализу и изучению с помощью естественнонаучных методов. Во многом они решаются фило-софско-умозрительно. Да и сам человек, как мы выяснили, не есть полностью биологическое существо, он обитает между природой и обществом и одновременно принадлежит к этим двум реальностям. По этой причине в своем познании он не может быть полностью охвачен только методами какой-либо одной науки.

Многие проблемы психологии современного человека, такие, как личностный смысл и цель жизни, мировоззрение, политические пристрастия и моральные ценности, выступают как общие и для психологии (социальной), и для философии. В самой психологии до сих пор есть немало вопросов, к решению которых невозможно подойти лабораторно-экспериментальным путем, но которые тем не менее приходится решать.

Долгое время пока существовало идеологически поддерживаемое разделение философии на материалистическую и идеалистическую и соответственно научно не оправданное разделение психологии на «советскую» и «буржуазную», так называемая марксистско-ленинская философия догматически и бездоказательно выдавалась за единственную истинно научную методологическую основу психологии. Такой искусственно созданный философско-психологический союз не мог быть прочным и плодотворным. Он привел к застою во многих областях психологии, особенно психологии личности и социальной психологии — там, где затрагивались проблемы взаимодействия общества и личности. Теперь, наконец, этот союз обещает стать более естественным и широким, возрождает надежду на постановку и решение многих сложных проблем совместными усилиями психологов и философов, причем не только материалистического, но и идеалистического направления.

Отвергая марксистско-ленинскую философию в качестве «единственно научной» методологии психологии, вместе с тем нельзя отрицать положительность влияния некоторых материалистических идей Маркса на развитие отечественной психологической мысли. Это влияние, в частности, сказывается на разработке проблем деятельности и деятельностного происхождения высших психических функций.

С другой стороны, благодаря наметившемуся в последние годы косвенному проникновению некоторых положений идеалистической философии в психологическую мысль чаще стали обсуждаться в отечественной науке сложные философско-пси-хологические проблемы человека — ответственность, совесть, смысл жизни, духовность, т.е. как раз такие, которые психологи без помощи философов не в состоянии самостоятельно решить. Да и сами философы вряд ли смогут в них глубоко разобраться без сотрудничества с психологами, не принимая в рас-

Есть такие проблемы, при решении которых сотрудничество психологов и философов является наиболее плодотворным и уже дало ощутимые результаты. Это прежде всего проблемы эпистемологии — науки о познании человеком окружающего мира, призванной выяснить принципиальную его постижимость человеком и наметить в самом общем виде методы такого познания. Благодаря многолетним исследованиям, проводимым, например, в созданном по инициативе известного швейцарского психолога Жана Пиаже Международном эпистемологическом центре (Швейцария, г. Женева), удалось многое узнать о природе человеческого интеллекта и его развитии у детей. Над этой проблемой в указанном центре совместно и плодотворно трудятся философы, логики и психологи.

Многое понять в области взаимодействия общества и личности помогли работы современных неофрейдистов, которые в основном имели теоретический, философско-психологический характер. Ряд ученых — философов и социологов — до настоящего времени считают, например, известного психолога-неофрейдиста Э.Фромма представителем своей науки и часто ссылаются на него.

К этой же категории работ, занимающих промежуточное положение между философией и психологией, можно отнести исследования, посвященные поиску и утрате человеком смысла жизни (К.Роджерс, В.Франкл и др.), проблемам одиночества, счастья (МАргайл, В.Франкл).

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Источник:
ПСИХОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ
ПСИХОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ
http://www.p-lib.ru/psihologia/nemov/nemov13.html

Психология и философия

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое «психология и философия» в других словарях:

ФИЛОСОФИЯ — (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… … Философская энциклопедия

Психология мира — (англ. peace psychology)  область исследований в психологии, связанная с изучением психических процессов и поведения, порождающих насилие, предотвращающих насилие и способствующих использованию ненасильственных методов, а также создание … Википедия

Психология родительства — область психологии, направленная на изучение родительства как психологического явления. С психологической точки зрения родительство рассматривается как часть личности отца и матери. Изучаются особенности его развития в течение жизни (как ценности … Википедия

ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… … Большая медицинская энциклопедия

ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ — в самом общем значении филос. размышления о религии. При таком понимании Ф.р. представлена множеством различных направлений, трудов, суждений, высказанных более чем за двухтысячелетнюю историю философии. Их содержание и мера новизны могут быть… … Философская энциклопедия

философия сознания — ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ область исследований, в рамках которой осмысливаются ментальные свойства человека. В широком смысле их можно разделить на две группы. Во первых, это свойства, подпадающие под общее понятие сознания, его содержания и его … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Философия психологии — Философия психологии  сравнительно молодой специальный раздел философии науки, занимающийся исследованием и изучением методологии эмпирической психологии, знаний, полученных в науке психологии. Принято считать, что философия психологии… … Википедия

ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА — исследовательское направление, изучающее свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие произведений искусства, социально психологические основы художественного процесса. П.и. сложилась как относительно самостоятельная… … Философская энциклопедия

Психология — Сюда перенаправляется запрос «Психолог». На эту тему нужна отдельная статья … Википедия

Философия сознания — Френологическая «карта сознания». Френология была одной из самых ранних попыток ответить на вопрос о том, что такое разум. Философия сознания  философская дисциплина, предметом изучения которой является природа сознания, а также соотношение… … Википедия

Источник:
Психология и философия
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 . Смотреть что такое «психология и философия» в других словарях: ФИЛОСОФИЯ — (от греч. phileo люблю, sophia
http://psychology.academic.ru/1954/%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%B8_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F

Разница между философией и психологией

Философия и психология обращаются к человеку как к предмету исследования.

Интересно, что психология в течение долгого времени развивалась как составная часть философии, взяв от нее довольно много теоретических знаний. Но между этими двумя науками существует довольно много различий, сформулировать которые не так-то просто. Попробуем разобраться, в чем же глобальная разница между данными подходами к исследованию человеческой личности и окружающего мира в целом.

Философия – наука, предметом исследования которой является практически безграничная область знаний и представлений как о человеке и человечестве в общем, так и об окружающем их мире в самом широком смысле; мировоззрение, стремящееся к познанию всего сущего.

Психология – наука, которая изучает механизмы и закономерности психической деятельности человека.

Философия, возникшая несколько тысячелетий назад, – явление намного более древнее, чем психология. Философию даже сложно назвать именно наукой (против этого протестуют некоторые философы), настолько это всеобъемлющий способ постижения действительности. Психология, так же как и многие другие науки, была тесно связана с философией и лишь в середине XIX века отделилась в самостоятельное учение.

Налицо своеобразный парадокс: зародившись как наука о душе (psyche – «душа» по-гречески), психология затем начала изучать внутренний мир человека, особенности характера, поведения и мышления. Фактически психология – это наука о душе, которая не изучает душу, ведь эта субстанция неуловима. Изначальным предметом постижения философии была природа, затем в центре внимания оказалось соотношение «человек – мир». Его философия рассматривает с различных сторон, отвечая на вопросы: «Что это?», «Почему так?» Перед психологией стоят другие задачи: она выясняет, как можно изменить существующее положение вещей, каковы пути решения проблемы.

Источник:
Разница между философией и психологией
Философии уже несколько тысячелетий, психология оформилась в самостоятельное учение примерно полтора века назад. Тем не менее, психология и философия тесно связаны между собой: первая долгое время развивалась как часть второй.
http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-filosofiya-ot-psixologii/

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES