Факторы влияющие на образ жизни

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет непрерывного образования

РЕФЕРАТ

На тему: «Валеология – учение о здоровье и здоровом образе жизни»

(Ф.И.О.) (подпись и дата)

Группа: 13Пт3С

Направление подготовки: Теплоэнергетика

Руководитель работы: Сафронов Евгений Леонидович_________________

( ученая степень, ученое звание, Ф.И.О. ) (подпись и дата)

Содержание:

1. Предмет и задачи валеологии. Основные понятия валеологии…………..4

2. Здоровый образ жизни.

Факторы, влияющие на здоровье и здоровый образ жизни…………………6

3. История валеологии в России……………………………………………..18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ..……………………………22

Введение.

Сегодня стали модными понятия здоровье, здоровый образ жизни, биопродукт, экология, валеология. Спорт из простых повседневных упражнений стал культивироваться наравне с едой и одеждой. А ведь всё это простые, знакомые каждому с детства вещи, и отношение к ним должно быть как к естественным жизненным потребностям. Этому и учит валеология.

Здоровье (по определению ВОЗ) — состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических аномалий. Но до 50-х годов в этом определении было дополнение — состояние,сопровождающееся получением удовольствия от жизни. Все плохое идет только от «несчастных», т.е. неспособных к счастью людей. Валеология, и особенно её теоретико-филосовский раздел валеософия, призвана настроить человека на здоровье, счастье, гармонию и красоту, на здоровый образ жизни и мысли. Она обучает качествам, необходимым для здоровой и успешной повседневной жизни.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ВАЛЕОЛОГИИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ВАЛЕОЛОГИИ.

Валеология ( от лат. valeo-здравствовать) представляет собой совокупность научных знаний о здравствовании человека, о причинах, формировании, сохранении и укреплении здоровья. Эта наука рассматривает организм человека, как единое целое, т.е. неправильная работа всего организма ведет к появлению заболеваний отдельных органов или систем, и лечением (или удалением) больного органа обойтись не получится. Валеология — относительно новая научная дисциплина и её структура не совсем сформировалась, однако можно выделить основные положения и направления.

Предметом изучения валеологии являются:

1. Здоровье как медицинская и социальная категория;

2. Механизмы формирования здоровья;

3. Методы оценки индивидуального здоровья;

4. Способы сохранения и укрепления здоровья.

Объектом изучения валеологии выступает здоровый человек или человек, находящийся в состоянии предболезни. Цель валеологии — вооружить человека знаниями о формировании, сохранении и укреплении здоровья.

Валеология состоит из двух частей:

1. Общая валеология;

2. Частная валеология.

Общая — по существу, представляет собой научную основу здорового образа жизни человека. Частная валеология — это медицинская, экологическая, психологическая и т.д., в том числе и физкультурная, и адаптивная валеология. В тоже время в валеологии могут быть выделены три составные части:

1. Валеософия (философия здоровья или, если дословно — мудрость здоровья);

2. Валеометрия (измерение здоровья);

3. Валеопрактика (оздоровление организма).

Задачами валеологии являются:

1. Помочь человеку сформировать у себя систему знаний о его здоровье, а также факторах, влияющих на сохранение и укрепление здоровья.

2. Помочь осознать ответственность каждого за формирование и поддержание собственного здоровья.

3. Продемонстрировать важность индивидуального подхода в оздоровлении человека.

4. Ознакомить с научными основами здорового образа и стиля жизни.

5. Ознакомить с валеопрактическими технологиями.

6. Помочь каждому человеку подобрать адекватную его организму систему оздоровления (с учетом особенностей его конституции, уровня развития физических качеств, функциональной подготовленности и состояния здоровья).

Валеология — перспективная отрасль научного знания, которая в будущем может занять одно из ведущих мест в системе человекознания в целом.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.

Образ жизни — это одна из важнейших биосоциальных категорий, интегрирующих представления об определенном типе жизнедеятельности человека. Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, нормы и правила поведения. Валеология — наука о здоровом образе жизни.

Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни — это степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей (в основном экономическая категория)

Качество жизни — характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (социологическая категория).

Стиль жизни — поведенческая особенность жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

Следует отметить, что при равных возможностях первых двух категорий (уровень и качество), носящих общественный характер, здоровье человека в значительной мере зависит от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер.

Здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических, физических возможностей и способностей. Важно при этом иметь в виду, что для здорового образа жизни недостаточно сосредотачивать усилия лишь на преодоление факторов риска возникновения различных заболеваний (борьбе с алкоголизмом, табакокурением, наркоманией, гиподинамией, нерациональным питанием, конфликтными отношениями), а важно выделить и развивать все те многообразные тенденции, которые «работают» на формирование здорового образа жизни и содержатся в самых различных сторонах жизни человека.

Научную основу здорового образа жизни составляют основные положения валеологии. Согласно этим положениям, образ жизни представляет выбор способа жизни, сделанный самим человеком в отношении того, как ему жить. Совершенно очевидно, что реализация принципов здорового образа жизни преломляется через призму социально-экономических отношений и формирование соответствующих поведенческих мероприятий.

К основным принципам здорового образа жизни относятся следующие:

  • к социальным — образ жизни должен быть эстетичным, нравственным и волевым.
  • к биологическим — образ жизни должен быть возрастным, обеспечен энергетически, укрепляющим, ритмичным.

Говоря о принципах здорового образа жизни, следует обратить внимание на тибетский «Рецепт вечной молодости и здоровья». Вот основные его положения:

1. Не лечи болезнь, лечи свою жизнь, не доводи тело и дух до страдания, живи по законам природы, разума и меры.

2. Ешь много трав и мало мяса. Будь травоядным, не будь кровоядным.

3. Очищай тело от внешней и внутренней грязи. Пусть пища твоя не засоряет тебя.

4. Очищай душу от мрачных мыслей и душевной грязи, от зависти, зла, гордыни, высокомерия.

5. Получай в любви радость и наслаждение. Живи по законам любви.

6. Вставай утром с радостью, ложись спать с улыбкой. Ты радуешься, улыбаешься — значит, ты здоров.

Вполне очевидно, что залогом сохранения здоровья является здоровый образ жизни. Если человек не будет любить жизнь, бороться за полноценное духовное и физическое долголетие, то никакие лекарства и рецепты не помогут. Прежде всего, необходима высокая культура поведения, культура жизни, культура мысли и здоровый образ жизни.

Факторами риска для здоровья являются избыточная масса тела, гиподинамия, нерациональное питание, психическое перенапряжение, злоупотребление алкоголем, курение.
Баланс здоровья человека между организмом и окружающей средой обеспечивается комплексом факторов – биологических, социальных, политических, экономических, культурных, психологических, которые объединяются в 4 группы с различным вкладом в индивидуальное здоровье: их соотношение применительно к нашей стране выглядит следующим образом:

· генетические факторы (пол, возраст, конституция, наследственность) – 15-20%;

· состояние окружающей среды (климатические, гелиогеофизические, антропогенное загрязнение и др.) – 20-25%;

· медицинское обеспечение – 8-10%;

· социальные и социально-экономические (условия и образ жизни людей) – 50-55%.

Все названные 4 группы факторов воздействуют как на здоровье человека, так и на здоровье всего населения, причем они взаимосвязаны и между собой. Но сила влияния этих факторов на здоровье неодинакова.

Ведущее (основное) значение в формировании здоровья принадлежит социальным факторам. Это подтверждается различиями в уровне общественного здоровья в зависимости от степени социально-экономического развития страны. Как свидетельствует практика, чем выше уровень экономического развития страны, тем выше показатели общественного здоровья и здоровья отдельных граждан, и наоборот. Примером ведущего влияния социальных условий на здоровье могут служить падение и кризис экономики России. В результате этого здоровье населения резко упало, а демографическая ситуация характеризуется кризисной. Таким образом, можно говорить о социальной обусловленности здоровья. Это означает, что социальные условия (факторы) через условия и образ жизни, состояние природной среды, состояние здравоохранения формируют здоровье индивидуальное, групповое, общественное.

Существует деление факторов повреждающих здоровье на так называемые объективные и субъективные факторы.

К объективным факторам относятся:

· психо-эмоциональное напряжение (стрессы);

· уровень развития медицины;

· социально-экономический статус страны.

К субъективным факторам относятся:

· малоподвижный образ жизни;

· нерациональный режим жизни (работа, отдых, сон);

В качестве основных составляющих здорового образа жизни можно назвать способность к рефлекции, состояние среды обитания, приемлемый режим труда и отдыха.

Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых — сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

На мой взгляд, третья составная часть Валеологии – Валеопрактика, достаточно интересна и познавательна, т.к. затрагивает практические аспекты.

Итак, стоит отметить основные алгоритмы здоровья и рассмотреть каждый из них более подробно:

Источник:
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет
http://megalektsii.ru/s44892t9.html

Здоровый образ жизни как фактор, влияющий на здоровье человека

Здоровый образ жизни как фактор, влияющий на здоровье человека

Образ жизни включает основную деятельность человека, куда входят трудовая деятельность, социальная, психоинтеллектуальная, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения. Академик Ю.П. Лисисцин в понятие «образ жизни» включает еще один важный фактор – медицинскую активность, рассматривая ее в трех аспектах:

  • характер активности людей – интеллектуальная, физическая;
  • сфера активности – трудовая, внетрудовая;
  • виды (формы) активности – производственная, социальная, культурная (образовательная), деятельность в быту, физическая, медицинская.

Следовательно, образа жизни — это деятельность личности, протекающая в конкретных условиях жизни и зависящая от них.

Образ жизни – это способ переживания жизненных ситуаций, а условия жизни – это деятельность людей в определенной сфере обитания, в которой можно выделить экологическую обстановку, образовательный ценз, психологическую ситуацию в мини- и макросфере, быт и устройство своего жилища. Как правило, образ жизни взаимосвязан с укладом жизни, уровнем жизни, качеством и стилем жизни. Данные понятия объединены четырьмя категориями: экономическая представлена уровнем жизни и отвечает на вопрос, каково Ваше материальное благополучие; социологическая – каково качество Вашей жизни; социально-экономическая – каков Ваш уклад жизни; социально-психологическая – каков стиль Вашей жизни.

Выделяют две сферы, характеризующие образ жизни – здоровый и нездоровый образ жизни. В здоровом образе жизни (ЗОЖ) выделяют восемь позиций, отражающих наиболее благоприятные воздействия (рис. 1). Каждая из позиции ЗОЖ характеризуется психофизиологической удовлетворенностью. Позиции нездорового образа жизни (НОЖ) связаны с дискомфортом, накоплением отрицательных эмоций и факторов, которые отражаются на нервно-психологическом статусе.

Рис. 1. Позиции здорового и нездорового образа жизни

Здоровый образ жизни можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование ЗОЖ является главным аспектом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровлении с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

Источник:
Здоровый образ жизни как фактор, влияющий на здоровье человека
Образ жизни включает основную деятельность человека, куда входят трудовая деятельность, социальная, психоинтеллектуальная, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения. Академи
http://kto.guru/biologia/1133-zdorovyj-obraz-zhizni-kak-faktor-vlijajushhij-na.html

Социальные факторы, влияющие на здоровый образ жизни

Социальные факторы, влияющие на здоровый образ жизни

В настоящее время в нашей стране происходят резкие изменения в экономической, политической и социальной жизни, которые привели к появлению новых социальных проблем, в первую очередь, сказавшиеся на воспитании, развитии, социальном формировании детей, подростков и молодёжи. В связи с этим возникла острая необходимость в развитии социально-педагогической службы по оказанию помощи детям и подросткам.

Необходимо методами активного просвещения и направленного, действенного воспитания обеспечить достойное место в общеобразовательных программах основам формирования ЗОЖ, простых ценностей радости и счастья от здоровья. Важно воспитать у ребёнка потребность быть здоровым, научить его избегать нажитых болезней, знать грозящие опасности и пути их предупреждения [6, с.34].

Речь идёт не о передаче минимума информации о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а именно о задаче школы по формированию новой системы ценностей, ведущее место среди которых занимает здоровье.

Необходимо специально фиксировать внимание на проблеме здоровья, потому что мотивация на здоровье и здоровый образ жизни, несомненно, является одним из ведущих факторов защиты от негативного влияния окружающей среды. Формирование ценностей и стиля ЗОЖ, несомненно, должно идти не через нравоучения, а через организацию насыщенной положительными эмоциями двигательной активности, спортивных занятий, через привитие устойчивых гигиенических, коммуникативных навыков, создание психологической поддержки в среде сверстников. Образовательные программы должны быть основаны на дифференцированном подходе к детям с учетом их возраста (младший, средний и старший школьный).

С точки зрения ВОЗ, здоровье людей — качество социальное, в связи с чем для оценки общественного здоровья рекомендуются следующие показатели:

  • — отчисление валового национального продукта на здравоохранение;
  • — доступность первичной медико-социальной помощи;
  • — уровень иммунизации населения;
  • — степень обследования беременных квалифицированным персоналом;
  • — состояние питания детей;
  • — уровень детской смертности;
  • — средняя продолжительность предстоящей жизни;
  • — гигиеническая грамотность населения.

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка — поступление в школу. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. С физиологической точки зрения — это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы.

Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет [23, с.101].

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (не важно — вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.

С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются первые серьезные обязанности по дому, связанные с учением и трудом. Взрослые начинают предъявлять к нему повышенные требования. Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребенку необходимо решать с помощью взрослых на начальном этапе обучения в школе.

На границе младшего школьного возраста ребенок проходит через возрастной кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам.

В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. И.В. Дубровина, Э.А. Минкова, М.К. Бардышевская и другие исследователи показали, что общее физическое, и психическое развитие детей, воспитывающихся в таких семьях, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, и позднее формирование навыков саморегуляции поведения [18, с.89].

Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием им события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

По мнению зарубежных психологов, причины психологических травм объясняются с точки зрения четырех понятий: смерти, свободы, изоляции, бессмысленности. На протяжении жизни у человека вырабатывается психологическая защита в виде базовых иллюзий, таких как чувство собственного бессмертия, простоты устройства мира [24, с.107]. Человек не может жить без иллюзии, они помогают ему верить в будущее, находить силы для достижения поставленных целей, переживать трудности, противостоять им.

Таким образом, нарушение в семье системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, приводя к различным личностным деформациям. Следствие неблагополучия семейного воспитания ребенка довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми.

Так как семья является главным источником становления ребенка как личности. Главной ее ролью является воспитание ребенка. Благодаря этой роли в ребенка закладываются общественные ценности, нормы проведения и общения. Но в современном обществе не все семьи положительно влияют на полноценное развитие ребенка. Именно неблагополучные семьи негативно влияют на психофизиологическое развитие ребенка. В дальнейшем, как правило, у детей из неблагополучной семьи выражены такие качества как замкнутость, эгоизм, страх, отклоняющее поведение.

Семейное неблагополучие, школьная дезадаптация, такие травматические события, как смерть одного из родителей, жестокое обращение с ребенком в семье и вне семьи — эти факторы выступают на первый план при обсуждении нарушенной «социальной экологии » как условий жизни подростка. Это во многих случаях сопровождается полной безнадзорностью, что неблагоприятно сказывается на подростках. Тенденции криминализации подростковой среды рассматриваются в связи с такими факторами, как проживание ребенка в неполной семье, из-за чего он лишается необходимых моделей поведения для множества ситуаций, распространение в среде подростков курения и злоупотребление наркотическими веществами, внедрение в сознание агрессивных моделей поведения благодаря специальному построению программ телепередач (в частности, рекламы) [23, с.189].

Для формирования ЗОЖ младших школьников очень важно обеспечить условия, которые бы способствовали успешности данной деятельности. Рассмотрим эти условия.

1. Учёт возрастных особенностей младших школьников.

Всю свою деятельность по формированию ЗОЖ необходимо проводить с учётом возрастных, индивидуальных и психологических особенностей детей и взрослых. Обязательным также является учёт научно-обоснованных представлений о стадиях полового развития девочек и мальчиков. Существенное значение имеет и правильная оценка психологической ситуации в семье, школьном классе, неформальном объединении и клубе.

2. Учёт особенностей социализации младших школьников.

Однако, эти характеристики жизни в малом городе во многом компенсируются тем, что в малом городе ребёнок находится ближе к природе, ежедневным занятиям своих родителей. Здесь намного лучше экологические условия жизни: чище воздух, меньше автомобилей, которые представляют большую опасность для ребёнка; меньше и других опасностей, способных повлечь за собой травматизм несовершеннолетних. В таком городе менее острой является и криминогенная ситуация: родители без особой тревоги отпускают своего ребёнка на прогулки, на секции, кружки. Ребёнок растёт и развивается в более естественных условиях.

3. Создание благоприятного морального климата в семье.

Главный момент влияния семьи на психическое здоровье ребёнка состоит в наличии благоприятной эмоциональной обстановки. Это очень важное условие, которое обеспечивается укреплением доброжелательности каждого по отношению к другим членам семьи, готовности простить и понять, стремления прийти на помощь, сделать приятное друг другу, заботой о здоровье всех членов семьи. Конечно, это совершенно исключено в тех семьях, где часты скандалы, где кто-то из родителей пьёт, где царит культ насилия и грубости. Необходима тесная, искренняя дружба родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться. Общение — великая сила, которая помогает родителям понять ход мыслей ребёнка и по первым признакам определить его склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их.

Слишком часто семья становится местом баталий, выраженного психического напряжения в отношениях между родственниками, в которой ребенок может чувствовать себя лишним, ненужным. Ребёнок не должен находиться в эпицентре конфликта. Ему важно ощущать эмоциональную поддержку со стороны близких, живую заинтересованность его школьными и внешкольными делами.

Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается за счёт совместного усилия детей и родителей в разнообразных делах. Труд — один из ведущих факторов воспитания у детей правильных представлений об образе жизни [23, с.101].

Таким образом, начиная с младшего школьного возраста необходимо формирование у детей ценностей и навыков ЗОЖ. Проблема формирования ЗОЖ и укрепления здоровья у детей становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которых — воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.

Источник:
Социальные факторы, влияющие на здоровый образ жизни
Социальные факторы, влияющие на здоровый образ жизни В настоящее время в нашей стране происходят резкие изменения в экономической, политической и социальной жизни, которые привели к появлению
http://vuzlit.ru/485116/sotsialnye_faktory_vliyayuschie_zdorovyy_obraz_zhizni

Факторы, влияющие на здоровый образ жизни

Есть в мировой практике индекс Пинквинота. Он свидетельствует: при ежедневном употреблении в течение 3 лет 120 г этилового спирта мужчинами, 80 г женщинами у них развивается алкогольное поражение печени.

2. Алкоголь повреждает поджелудочную железу, вызывая острый, а также хронический панкреатит.

3. Алкоголь поражает сердце, вызывая аритмии и сердечную недостаточность, приводит к повышению артериального давления.

4. Алкоголь снижает иммунитет.

5. Алкоголь взаимодействует со многими лекарственными средствами, в результате чего возможны многочисленные побочные эффекты.

6. Алкоголь ведет к импотенции и другим сексуальным проблемам.

7. Алкоголь вызывает поражение мозга – снижается память, наблюдается похмельный синдром, галлюцинации, полиневриты.

Результаты научных исследований показывают, что прием через день небольшого количества алкоголя – одного стакана пива (250 мл), одного бокала вина (125 мл) или одной рюмки крепких напитков (25мл) – относительно безопасен для большинства наших органов (для сердца, сосудов, печени, поджелудочной железы).

ПИВО – ТОЖЕ АЛКОГОЛЬНЫЙ НАПИТОК.

АЛКОГОЛЬ АБСОЛЮТНО ПРОТИВОПОКАЗАН:

— детям и подросткам.

— людям, работающим на производстве, требующим повышенного внимания (водители, операторы, диспетчеры).

Основные алкогольные факторы, ОТРИЦАТЕЛЬНО ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ:

— повышенный уровень потребления алкоголя,

— потребление алкоголя в виде крепких напитков.

— потребление алкоголя в высоких разовых доза (северный тип потребления),

— потребление суррогатов алкоголя домашнего изготовления,

— повышенная токсичность нелегально изготовляемой алкогольной продукции.

Основными факторами, определяющими здоровый образ жизни, являются:

— отсутствие вредных привычек (злоупотребление алкоголем табакокурения);

— полноценное и сбалансированное питание;

— культура обучения и труда;

— состояние окружающей среды.

Вопросы для самоконтроля:

— Что такое «Валеология».

— Понятие «Здоровье», его формирование, сохранение и укрепление. Факторы, формирующие здоровье населения и факторы риска потенциально опасные для здоровья.

— Основные задачи медицинской валеологии.

— Основы профилактики, первичная и вторичная профилактика.

— Назвать категории, влияющие на уровень здоровья.

— Гигиеническая диагностика состояния окружающей среды и обеспечение здоровых условий жизни, безопасной среды обитания населению.

— Типы мотивации человека (познавательная, мотивация достижения, мотивация долга).

— Группы проблем различных групп населения, на раннюю диагностику и профилактику которых следует обратить особое внимание.

— Рациональное и нерациональное питание. Основы приготовления здоровой пищи.

— Профилактика АГ, атеросклероза, ожирения.

— Нормальные показатели сахара и холестерина в крови.

— Гиподинамия. Рекомендуемые процедуры по физической активности.

— Меры по борьбе с табакокурением и алкоголизмом.

Тесты (необходимо выбрать один или несколько правильных ответов):

1. Валеология – это:

1. Наука о питании

2. Наука о здоровье

3. Наука о витаминах

2. Какие заболевания относятся к неинфекционным:

1. Гипертоническая болезнь

3. Сахарный диабет

3. Что необходимо ограничить больному артериальной гипертонией:

4. Недостаток, каких микроэлементов способствует развитию кариеса:

5. Нормальный уровень сахара в крови натощак:

1. 3,3 – 5,5 ммоль/л

3. 3,5 – 6,5 ммоль/л

6. К группе антиоксидантов не относится:

7. Чем восполнить дефицит витамина А:

1. Молочными продуктами

2. Красными, желтыми овощами

8. Чем восполнить дефицит кальция:

2. Хлебом и зерновыми продуктами

3. Молочными продуктами

9. Факторы риска развития гипертонической болезни:

10. Для профилактики облитерирующего эндартериита пациентам рекомендуют:

1. Соблюдение гипохолестериновой диеты

2. Усиление физической активности

3. Употребление пищи, богатой животными жирами

4. Отказ от курения

11. Основные задачи диспансеризации:

1. Выявление лиц, подлежащих активному врачебному наблюдению

2. Составление и реализация плана профилактических мероприятий

3. Снижение заболеваемости с утратой нетрудоспособности

4. Активная иммунизация населения

5. Учет лиц пенсионного возраста

12. Строго вегетарианский рацион приводит к дефициту:

1. Растительного жира

2. Животного жира

3. Животного белка

13. Факторы риска развития сахарного диабета 2 типа:

1. Наследственный фактор

3. Избыточное употребление углеводов, ожирение

4. Психическая травма

6. Язвенная болезнь желудка

14. Основные симптомы сахарного диабета:

2. Жажда, полиурия

4. Олигурия, анурия

5. Упорный фурункулез

15. Нормальные показатели артериального давления:

1. 120/60 – 140/90 мм рт. ст.

2. 140/90 -160/95 мм рт. ст.

3. Больше 160/95 мм рт. ст.

4. 100/60 – 120/60 мм рт. ст.

16. Возможные осложнения гипертонической болезни:

1. Инфаркт миокарда

17. Методы ранней диагностики рака легких:

2. Биохимический анализ крови

4. Исследование мокроты

18. Какой ИМТ считается нормальным:

20. Оптимальные значения уровня холестерина:

1. Менее 3,5ммоль/л

2. Менее 5,2 ммоль/л

3. Более 5,2 ммоль/л

21. Факторы, влияющие на здоровый образ жизни:

1. Отсутствие вредных привычек

2. Физическая активность

3. Экономическая и материальная независимость

4. Состояние окружающей среды

5. Активная жизненная позиция

7. Полноценное и сбалансированное питание

22. К факторам окружающим среды относятся:

1. Солнечные лучи

4. Избыток сахара

23. Для профилактики гиперхолестеринемии используют:

1. Медикаментозное снижение ХС

2. Максимальное пребывание на свежем воздухе

3. Диету, снижающую ХС, отказ от курения

4. Полноценный сон

24. В своей профессиональной деятельности медицинский работник решает следующие вопросы:

1. Диагностировать состояние здоровья

2. Прогнозировать изменения в состоянии здоровья

3. Убедить пациента правильно питаться

4. Убедить пациента заниматься спортом

5. Оказать влияние на состояние здоровья (профилактика заболеваний, укрепление здоровья)

25. Медицинская активность – это:

1. Уровень медицинской грамотности

2. Отношение к своему здоровью (преодоление вредных привычек, обычаев)

3. Поведение при заболевании, отношение к лечению

4. Степень выполнения врачебных рекомендаций

5. Все перечисленное верно

26. Нерациональное питание повышает риск развития:

1. Сердечно-сосудистых заболеваний

3. Онкологических заболеваний

5. Сахарного диабета 1-го типа

27. Ожирение приводит к развитию:

1. Артериальной гипертензии

2. Сахарному диабету 2-го типа

3. Желчнокаменной болезни

4. Синдрому хронической усталости

28. Одним из мощных факторов риска развития ИБС является:

1. Повышенный уровень холестерина в крови

2. Неблагоприятные климатические условия

3. Повышенный уровень сахара в крови

29. Из характеристик физических упражнений наиболее важна для людей пожилого возраста:

1. Влияние на нервную систему

3. Точность дозировки

30. Рациональное питание необходимо для:

1. Оказание лечебного эффекта

2. Обеспечения нормального функционирования организма

3. Для профилактики заболеваний

31. К рациональному питанию предъявляются требование:

1. Применение только растительной пищи

2. Соблюдение правил раздельного питания

3. Разнообразие продуктов питания

4. Максимально возможное применение сырых продуктов

32. Желательная частота определения ХС у взрослых, имеющих нормальные показатели:

2. 1 раз в 3 года

3. 1 раз в 5 лет

4. По самочувствию

33. Из немедикаментозных средств эффективны для профилактики повышения АД:

1. Снижение физической активности

2. Уменьшение потребления калия

3. Ограничение потребления соли до 5-6 г с сутки

4. Контроль за массой тела

34. Голодание при ожирении:

35. Оптимально, чтобы человек давал трудиться своим мышцам:

2. 1-2 раза в неделю по 2-3 часа

3. По 30-45 минут ежедневно

36. Основными стратегиями, лежащими в основе выполнения программ, направленных на увеличение физической активности отдельных групп и лиц, являются:

1. Обучение населения с помощью средств массовой информации

2. Непосредственное обучение и консультирование пациентов в первичном звене здравоохранения

3. Обязательная сдача физкультурных нормативов

4. Привлечение населения к массовым спортивным мероприятиям

37. При занятии физкультурой принимают во внимание следующие факторы:

38. В рацион питания изделия из злаков включаются потому, что содержат:

1. Большое количество витаминов группы «В»

2. Содержат растительную клетчатку (пищевые волокна), адсорбируют шлаки

3. Содержат большое количество йода

Литература

1. Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко. — Ростов — на –Дону, 2000.

2. Чумаков, Б.Н. Валеология. Курс лекций / Б.Н. Чумаков. — Москва, 2000.

3. Оганова, Р.Г. Руководство по медицинской профилактике / Р.Г. Органова. — М.: «ГЭОТАР – Медиа», 2007.

4. Вайнер, Э.Н. Валеология / Э.Н. Вайнер. – Москва, 2001.

5. Богданов, С.И. Наркомания и алкоголизм: медицинские, социальные и экономические последствия / С.И. Богданов. – изд. «Екатеринбург», 2005. – 280с.

6. Баранов А.А. Табакокурение детей и подростков: гигиенические и медико-социальные проблемы и пути решения / А.А. Баранов. – изд. «Литтера», 2007. – 216с.

7. Лечебное и рациональное питание / В.И. Мурох, Л.А. Соколовская и др.; под ред. В.И. Муроха. – изд. «Ураджай», 2002. – 692с.

8. Барановский, А.Ю. Ожирение. Клинические очерки / А.Ю. Барановский. – изд. «Диалект», 2007. – 240с.

Источник:
Факторы, влияющие на здоровый образ жизни
Есть в мировой практике индекс Пинквинота. Он свидетельствует: при ежедневном употреблении в течение 3 лет 120 г этилового спирта мужчинами, 80 г женщинами у них развивается алкогольное поражение
http://studopedia.su/15_167651_faktori-vliyayushchie-na-zdoroviy-obraz-zhizni.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES