Этническая психология

Реферат №3412 Этническая психология

1. Основные понятия этнической психологии………………………………………..4

2. Психологическая характеристика этнических общностей… …………………….5

3. Русские как представители славянского этноса………………… …….………….9

4. Тюркские и алтайские народы России…………………………………………….11

Это ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ работы №3412, цена оригинала 200 рублей. Оформлена в программе Microsoft Word.

В современной системе психологических знаний существует два подхода к изучению обусловленности психологии человека его этнической принадлежностью. В западной науке изучением связи культуры и психологии занимаются психологическая антропология и кросскультурная психология. В отечественной научной традиции, идущей от европейской философской мысли, подобные исследования ведутся в рамках этнической психологии.

Кросскультурная (сравнительнокультурная) психология занимается изучением сходств и различий в психологии индивидов, принадлежащих к разным культурным и этническим группам; связей психологических различий с социокультурными, экологическими и биологическими особенностями, а также изучением современных изменений этих различий.

Этническая психология это самостоятельная, довольно молодая и одновременно сложная отрасль знаний, возникшая на стыке таких наук, как психология, социология, культурология и этнология, которые в той или иной мере изучают национальные особенности психики человека и групп людей. Первоначально целью этнической психологии было изучение психологических особенностей, духовной культуры народов. Уже во второй половине XIX столетия сформировались самые общие понятия этнопсихологии «психология народов», «национальный характер», «народный дух»; также появился термин «этническая (или этнографическая) психология».

Актуальность данной работы заключается в том, Россия страна многонациональная, и в ней остро стоит проблема недопущения межэтнических конфликтов. Само же решение вопросов национального строительства, проблем межнациональных отношений, осмысление различных форм взаимодействия и взаимного проникновения национальных культур, своеобразия поведения представителей конкретных этнических общностей всегда требовало изучения особенностей национальной психологии людей, которая опосредует все формы межнациональных отношений. От правильного ее учета зависят и укрепление связей между народами, их взаимопонимание, дружба и сотрудничество.

1. Основные понятия этнической психологии

Этнос. В современной этнологической науке не существует единого понимания, что же такое этнос, какова его сущность, природа и строение. Согласно наиболее распространенному определению, этнос это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании.

Этническое самосознание и этническая идентичность. В отечественной этнопсихологии основным предметом теоретических и эмпирических исследований долгое время было этническое самосознание осознание индивидами собственной принадлежности к определенной этнической общности. Позднее было выделено более широкое понятие «этническое сознание», которое описывает всю совокупность представлений членов этнической общности о своем и других этносах, включая социальнопсихологические установки и стереотипы. В таком понимании этническое самосознание это часть этнического сознания, отражающая восприятие и представление индивидов о себе как представителях определенной этнической общности.

«Этничность» и «этническая идентичность» понятия довольно новые, вошедшие в научный обиход лишь с середины XX в. Этническая идентичность понимается как часть социальной идентичности, а именно представление человека о себе как о члене определенной этнической группы наряду с эмоциональным и ценностным значением, приписываемым этому членству.

Этноцентризм это восприятие и интерпретация поведения других через призму своей культуры. Оценки различий между группами по типу «мы лучше, они хуже» известны давно. Наша собственная культура задает нам когнитивную матрицу для понимания мира, так называемую «картину мира». Если мы все время живем в одной культуре, то естественным для нас будет считать свою культуру стандартом.

2. Психологическая характеристика этнических общностей.

Любой этнос всегда проявляет себя как сложная социальная система. Поэтому он имеет массу различных характеристик, с одной стороны, сходных с другими общностями, а с другой выделяющих его среди них. Формирование этноса обычно происходит на основе единства территории и экономической жизни. Однако в результате миграций, вызванных различными историческими причинами, территория современного расселения этносов не всегда компактна, и многие народы могут быть расселены в пределах нескольких государств. К признакам, выражающим системные свойства существующего этноса и отделяющим его от других, относятся язык, народное искусство, традиции, обычаи, нормы поведения.

Нация (от лат. natio народ) большая социальная группа, высший этап развития этноса, представляющий собой определенную чрезвычайно сплоченную общность людей, характеризующуюся единством территории, языка, культуры, черт национальной психики, а также очень тесными экономическими связями.

Понятие «нация» несколько шире и сложнее понятий «этнос», «этническая группа», поскольку в любую нацию могут входить представители нескольких этнических групп, осознанно идентифицирующих себя с конкретной национальностью и самоопределяющихся в отдельную территориальногосударственную и (или) социокультурную систему.

Каждая нация существует за счет системы устойчивых внутренних связей и отношений составляющих ее людей. Эти связи и отношения формируются в процессе этнического развития, регулируется традициями и нормами поведения, принятыми в данной среде, и совершенствуются по мере становления и развития самобытной национальной культуры, языка и психологии.

Каждая нация имеет свое национальное сознание, выражающееся в сложной совокупности социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень ее духовного развития. Национальное сознание является продуктом длительного исторического развития, а его центральным компонентом выступает национальное самосознание. В структуру национального сознания, помимо последнего, входят и другие элементы, например осознание нацией необходимости своего единства, целостности и сплоченности во имя реализации своих интересов, понимание важности обеспечения добрососедских отношений с другими этническими общностями, бережливое отношение нации к своим материальным и духовным ценностям и т.д.

Сознание общества состоит из двух взаимосвязанных частей: теоретического уровня и уровня обыденного сознания. Теоретический уровень включает в себя идеологию: обобщенные людьми взгляды на жизнь и общество. Обыденный уровень национального сознания включает в себя потребности, интересы, ценностные ориентации, установки, стереотипы, чувства, настроения, обычаи и традиции членов этой общности, проявляющиеся в повседневной жизни и деятельности. Все эти компоненты находятся в тесном единстве, они неразрывно связаны друг с другом. Обыденное национальное сознание является главной психологической основой межнациональных трений и конфликтов, поскольку именно в нем формируются национальные предрассудки, негативные установки, нетерпимость к другим общностям.

Национальное самосознание, являясь ядром национального сознания, результат осмысления людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и положения последней в системе общественных отношений. Национальное самосознание может выражать интересы как отдельной группы этноса, так и нации в целом. В основе проявления национального самосознания лежит феномен этнической идентификации, т.е. формирования устойчивых представлений человека о себе как о члене конкретной этнической группы.

Национальное самосознание проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержание, уровень и особенности представлений членов нации:

• о своей определенной идентичности и отличиях от представителей других общностей;

• национальных ценностях и интересах;

• истории нации, ее нынешнем состоянии и перспективах развития;

• месте своей социальноэтнической общности во внутригосударственных, межгосударственных и межнациональных отношениях

Особую роль в жизни нации играют ее национальные интересы, отражающие ценности этнической общности и служащие сохранению ее единства и целостности. Они являются важнейшей движущей силой поведения и деятельности как отдельных личностей, так и нации, государства в целом.

Попытка ущемить интересы нации всегда рассматривается ее членами как покушение на их свободу и жизненные права. Обладая развитым национальным сознанием, представители различных этнических общностей стремятся к единству, не поступаются своими национальными интересами, защищая их всеми возможными средствами, не только политическими, но и правовыми, а также вооруженным путем. Национальные интересы русского народа, например, всегда выражались в стремлении его представителей жить в мире с другими нациями, желании оказывать им помощь и поддержку, сохранять атмосферу дружбы и взаимопомощи в многонациональном российском обществе, обеспечивая тем самым его сплоченность.

В основе национальных интересов лежат ценности нации совокупность духовных идеалов ее представителей, в которых находит отражение своеобразие исторического развития и культуры. Национальные ценности выступают в роли социальных и психологических регуляторов поведения людей одной этнической принадлежности.

Обеспечивают окончательную выраженность жизни нации ее культура и язык. Национальная культура это совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых ею основных способов взаимодействия с природой и представителями других этнических общностей. Культура цементирует жизнь нации, обеспечивая функционирование ее социальных институтов, наполняя их полноценным, значимым для всех людей содержанием, проявляясь в специфических интересах, складе ума и образе жизни, традициях и моральных нормах, образцах межличностного и межгруппового поведения и самовыражения.

Разные культуры формируют и разные типы поведения, образа жизни и деятельности. Русская культура формировала личность, которая должна подчинять свои действия и поступки обществу в целом.

Национальный язык, будучи действенным средством общения, накопления и выражения опыта членов нации, позволяет придать их культуре и всей жизни специфическое звучание и самовыражение. На основе его возникают и постоянно проявляются взаимные симпатии, доверительность межличностных отношений, совместимость всех представителей нации, функционирующих в результате как единый и неделимый организм.

3. Русские как представители славянского этноса.

Русские, украинцы и белорусы народы, очень близкие между собой по генотипу, языку, культуре, общности исторического развития. Изучение разнообразных источников, отражающих жизнь, культуру и быт представителей славянских национальностей, обобщение результатов специальных социальнопсихологических исследований свидетельствует, что в целом большинству из них в настоящее время присущи:

высокая степень осмысления действительности, хотя и несколько отсроченного по времени от конкретной ситуации;

достаточно высокие общеобразовательный уровень и подготовленность к жизни и труду;

уравновешенность в решениях, поступках и трудовой деятельности, реакциях на сложности и трудности жизни;

общительность, дружелюбие без навязчивости, постоянная готовность оказать поддержку другим людям;

достаточно ровное и доброжелательное отношение к представителям других национальностей;

отсутствие в обычных условиях повседневной жизни стремления к образованию изолированных от других микрогрупп по национальному признаку;

стойкость, самоотверженность, готовность к самопожертвованию в экстремальных условиях жизни и деятельности, требующих предельного напряжения духовных и физических сил.

Важнейшими чертами русских являются человеколюбие и терпимость. Как бы ни поворачивалась к русскому народу судьба, его никогда не покидали милосердие и сострадание к другим людям, готовность поделиться последним куском хлеба с голодающими, прийти на помощь всем нуждающимся. Такие знатоки психологии русского человека, как Л. Н. Толстой, А. Н. Толстой, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, К. М. Симонов и др. подчеркивали, что отличительными чертами русского национального характера являются высокая гражданская солидарность, готовность прийти на помощь, общительность, доброжелательность, храбрость, мужество, неприхотливость и старательность.

Представители русской национальности достаточно легко адаптируются к окружающему образу жизни, быстро привыкают к новым для них условиям, не проявляют особенного пристрастия к национальному питанию, одежде. Они успешно овладевают знаниями, быстро привыкают к предъявляемому уровню требований со стороны окружающих.

В целом русские обычно неплохо подготовлены к самостоятельной жизни, однако в некоторых случаях чрезмерно романтизируют ее отдельные стороны, слишком абсолютизируя их значение. Эта черта часто порождает у них стремление к излишней и неорганизованной активности, а иногда и приводит к некоторому разочарованию.

Формирование дружеских связей у русских основывается в первую очередь на общности жизненного опыта, интересов. В этом процессе главным критерием они считают индивидуальные качества товарищей по совместной деятельности, а не национальность последних.

Особенности русского национального характера подмечали многие как отечественные, так и зарубежные писатели и ученые, считая, что они выражаются не в принадлежности к русской нации, а в «особом состоянии души».

На формирование и функционирование психологии русского народа, безусловно, оказало и оказывает влияние православие. Нельзя понять русского человека, его мировосприятие, душевные устремления и образ действий не осознав правильно суть и дух его религиозных приоритетов, их отличие от других религий и других конфессий христианства. Вот почему в психологию русского народа накрепко вошли и постоянно проявляются в ней такие психологические качества, как любовь и сострадание, жертвенность и ответственность, солидарность и взаимная выручка, стойкость в страданиях и отсутствие жесткой регламентации поведения человека.

4. Тюркские и алтайские народы России

Представители тюркской группы народов России (татары, чуваши, башкиры, тувинцы, хакасы, алтайцы), проживающие сегодня преимущественно на территории Поволжья, Урала, Южной Сибири и Алтайского края и представляющие собой достаточно самобытные, сплоченные национальные общности, в силу особенностей исторического прошлого по своим этнопсихологическим характеристикам не столь резко отличаются друг от друга и имеют гораздо больше сходства между собой по сравнению, например, с коренными народами Кавказа.

Наиболее общими национальнопсихологическими особенностями их представителей, влияющими на межнациональные отношения, являются:

острое национальное самолюбие, особое чувство осознания своей национальной принадлежности;

неприхотливость и непритязательность в быту и при выполнении профессиональных и повседневных обязанностей;

высокое чувство ответственности перед коллективом, руководителем и сослуживцами;

дисциплинированность, исполнительность и настойчивость при выполнении любых видов деятельности;

резкая прямота суждений, открытость во взаимодействии и общении с представителями своей и других этнических общностей, стремление к равноправным отношениям;

групповая, национальная и родовая сплоченность;

при слабом знании русского языка у них присутствуют определенная стеснительность и скованность в общении с представителями других этнических общностей, некоторая пассивность, стремление удовлетвориться общением в своем национальном окружении.

5. Финноугорские народы России

Финноугорские народы нашей страны (мордва, удмурты, мари, коми, ханты, манси, саамы, карелы), проживающие в северной, центральной и южной частях Урала, в Карелии и на севере Кольского полуострова, ведут свое происхождение от ананьинской археологической культуры (VII III вв. до н.э.), когда начали формироваться пермские и волжские финны предки представителей этой этнической общности. Все эти народы, а также финнов, карелов и венгров объединяют общее происхождение, сходный язык, некоторые идентичные элементы в культуре и своеобразные национальнопсихологические особенности. К последним можно отнести:

трудолюбие, дисциплинированность, исполнительность и аккуратность во всех видах деятельности;

неприхотливость в повседневной жизни и в быту;

твердость, рассудительность, неторопливость и последовательность в действиях и поступках;

обостренное чутье в выборе средств и способов достижения в любом деле продуктивных положительных результатов;

стремление к эмоциональной и интеллектуальной близости с другими людьми, пониманию их образа жизни и мышления, уважению их мнений, традиций, обычаев и привычек;

высокая чувствительность в межличностных отношениях, готовность понять и простить заблуждения и ошибки представителей иных этнических общностей.

Представители мордовской национальности просты и добродушны в общении с представителями других этносов, обладают живостью ума, хорошей памятью, постоянством и стабильностью поведения, честолюбием. У мордвин высоко развито чувство национальной гордости, но они предпочитают, чтобы прежде всего отмечали их индивидуальные заслуги и личное достоинство.

6. Народы Северного Кавказа.

Кавказ представляет собой историкоэтнографическую область очень сложную по национальному составу. В свое время арабские географы называли Кавказ «ДжабельальСуни», что дословно означает «Гора языков». На сравнительно небольшом пространстве Кавказа расселено великое множество народов, различных по численности и говорящих на разных языках. Наряду с крупными нациями, здесь живут народы, численность которых не превышает нескольких тысяч.

Северный Кавказ наиболее сложный в этническом, религиозном и языковом отношение регион России, включающей в себя большое количество национальнотерриториальных образований и населенный многими народами.

Определенные общность и своеобразие социальноэкономических, политических и исторических условий развития, образа жизни, культуры привели к формированию типичных черт национальнопсихологического облика представителей Северного Кавказа. Данные этнографических, социальнопсихологических и социологических исследований показывают, что они наделены:

высокоразвитым, обостренным чувством национальной гордости, самолюбия и самоуважения, приверженностью национальным традициям и привычкам, способствующим поддержанию родовой сплоченности и ответственности;

чертами холерического и сангвинического типов темперамента, взрывной эмоциональностью, чувствительностью к чужим поступкам и суждениям;

большой самостоятельностью, активностью и инициативностью, упорством и настойчивостью в достижении поставленных целей во всех видах деятельности;

подчеркнутым вниманием и уважением к старшим по возрасту, социальному положению и должности;

достаточно высоким образовательным уровнем, хорошей физической подготовкой, относительно слабым знанием русского языка;

стремлением к лидерству среди представителей других этнических общностей и в многонациональных коллективах, а также к образованию многочисленных микрогрупп по земляческому признаку.

В условиях повседневной трудовой деятельности и общения с представителями других национальностей у жителей Северного Кавказа заметна тенденция к образованию микрогрупп не только по национальному признаку, но и по принадлежности к коренным народам Кавказа вообще. Обладая хорошими организаторскими способностями, коммуникативными качествами, самостоятельностью, они стремятся стать неформальными лидерами в коллективах.

В данном случае проявляются особенности воспитания мальчиков в семьях на Кавказе. С детства они сориентированы на значимость роли мужчины, отца, брата, их с малых лет приучают заботиться о сестрах, даже старших, о младших братьях. В семьях культивируется любовь к младшим, помощь им во всем, что превратилось в национальную особенность и постоянную потребность. Дети на Кавказе почти не подвергаются наказаниям, растут самостоятельными в условиях минимума запретов. Занятия спортаом, а также своеобразная народная педагогика с ранних лет формируют сильную волю, постоянную готовность к отпору, активность. Такие качества позволяют им довольно быстро адаптироваться к разнообразным условиям жизни и деятельности.

Безоговорочное уважение и подчинение старшим проявляется дифференцированно. Если жители считают, что те или иные распоряжения руководителей других национальностей в многонациональном коллективе задевают их достоинство и самолюбие, не учитывают их национальных традиций, то они способны воспротивиться выполнению их указаний. Встречая в подобных случаях жесткую требовательность, решительность и уверенность в действиях своего непосредственного начальства, представители народов Кавказа осознают бесперспективность такого поведения, однако перестраиваются с трудом. Здесь большую роль играют терпение и последовательность в действиях руководителя, его способность найти пути продуктивного взаимодействия со своими подчиненными и сослуживцами

В силу особенностей исторического, экономического и социальнополитического развития, специфики религиозных, культурных, языковых, миграционных и других влияний многие нации и народы России имеют значительное хозяйственное, культурное и соответственно национальное сходство. Рассматривая национальнопсихологические особенности представителей разных регионов нашей страны можно на этой основе строить стратегию и тактику межнациональных отношений.

Чтобы избежать напряженности и конфликтов, каждая нация в процессе своего развития должна совершенствовать свои отношения с другими этническими общностями, вырабатывать такие формы взаимодействия и общения, которые облегчают совместную жизнь людей, их интеграцию и адаптацию в многонациональной среде. Эти отношения в то же время поддаются управлению и оптимизации, на основе чего вырабатываются и реализуются возможности предвидения и локализации конфликтов, возникающих на почве какихто неожиданно складывающихся противоречий между нациями.

Всякая общность людей, любые отношения между ними возникают, укрепляются и функционируют лишь до тех пор, пока сохраняется феномен «мы», т.е. пока все люди (или их большинство) считают себя принадлежащими к данной нации, идентифицируют себя с ней. «Мы» есть не что иное, как отражение в сознании конкретной социальной общности факта объективных условий сосуществования ее представителей.

На психологию народов России, оказала большое влияние религия: православие, ислам и буддизм. Каждая из этих религий и конфессий формировала определенные особенности мышления, традиции поведения.

Трудно рассмотреть национальнопсихологические особенности всех народов России, поэтому основное внимание мы уделили характеристике лишь некоторых титульных национальных и этнических групп.

1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: Социальнопсихологические проблемы. Издво МГУ, 1990. 239 с.

2. В. Г. Крысько «Этническая психология», Учебное пособие Серия: Высшее профессиональное образование Издательство: Академия 2008 г.

3. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. СПб.:Питер, 2001. 656 с.: ил. (Серия «Учебник нового века»).

4. Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. М.: ИнфраМ, 1999. 687 с. (Справочники «ИНФРАМ»).

5. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: Учебник. М.: Инт психологии РАН: Академический проект, 1999. 320 с. ( Бка соц. психологии).

6. Этническая психология и общество. / СПбГУ. СПб.: Издво СПб ГУ, 1994. 168 с.

Источник:
Реферат №3412 Этническая психология
1. Основные понятия этнической психологии………………………………………..4 2. Психологическая характеристика этнических общностей… …………………….5 3. Русские как представители славянского этноса…………………
http://xn--d1aigtgr.xn--p1ai/?p=5107

ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, 1) особенности духовной жизни этносов, проявляющиеся в т. н. этнич. или нац. характере. Попытки дать цельное развёрнутое описание этнич. характера к.-л. народа мира до сих пор оказывались неудачными, т. к. не учитывались социально-классовые и психол. различия внутри народов. 2) Новая отрасль науки — этнопсихология, формирующаяся на стыке этнографии и психологии и изучающая этнич. особенности психологии людей, в т. ч. особенности их демографич. поведения (традиц. отношение к вступлению в брак и разводу, к бездетности, мало- и многодетности, к контролю над рождаемостью, к заболеваемости и смертности и т. д.); в этих аспектах Э. п. взаимодействует с этнической демографией.

Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Главный редактор Д.И. Валентей . 1985 .

Смотреть что такое «ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» в других словарях:

Этническая психология — Психология народов (этническая психология, этнопсихология) одна из ветвей психологии, считающая своим предметом особенности психического склада различных рас и народов; самый крупный раздел т. н. социальной психологии. Термин «Э. п.»… … Википедия

ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — дисциплина, изучающая особенности психич. склада и поведения людей, определяемые их национальной (племенной) принадлежностью или этнич. общностью. Характерными объектами Э. п. являются относительно обособленные народности и группы населения (напр … Философская энциклопедия

Этническая психология — дисциплина, изучающая особенности психического склада и поведения людей определённой этнической общности (См. Этническая общность). Основные объекты Э. п. племена, народности, нации, а также специфические в этническом отношении группы… … Большая советская энциклопедия

Психология народов — Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения. Психология народов (этническая психология … Википедия

ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… … Большая медицинская энциклопедия

ПСИХОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ — см. Этнопсихология. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

Процессуально ориентированная психология — Процессуально ориентированная психология, процессуальная работа (англ. process oriented psychology, Process Work) теоретическое и практическое направление в психологии, объединяющее широкий спектр областей, включая психотерапию, личностный… … Википедия

Процессуально-ориентированная психология — Процессуально ориентированная психология, процессуальная работа (англ. process oriented psychology, Process Work) теоретическое и практическое направление в психологии, объединяющее широкий спектр областей, включая психотерапию, личностный рост и … Википедия

Дифференциальная психология (differential psychology) — Д. п. занимается изучением характера и истоков индивидуальных и групповых различий в поведении. Измерение таких различий породило громадный объем описательных данных, к рые сами по себе представляют большой научный и практ. интерес. Более… … Психологическая энциклопедия

Толерантность этническая — 1) свойство этнич. общности или отдельного ее представителя, характеризующееся готовностью признать и принять легитимность культуры, традиций, ценностей, поведенческих и коммуникативных моделей, образа жизни др. этносов; 2) направленность этнич.… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Источник:
ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, 1) особенности духовной жизни этносов, проявляющиеся в т. н. этнич. или нац. характере. Попытки дать цельное развёрнутое описание этнич. характера к.-л. народа мира до сих пор
http://demography.academic.ru/2766/%D0%AD%D0%A2%D0%9D%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF_%D0%9F%D0%A1%D0%98%D0%A5%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%AF

Этническая психология

СССР СССР Россия Россия

  • В 1975 году окончил факультет психологии Ленинградского государственного университета.
  • C 1978 по 2008 год работал на факультете психологии СПбГУ заведующим кафедрой прикладной социальной психологии.
  • В 1984 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Профессиональная направленность мастера производственного обучения среднего профтехучилища».
  • С 1990 по 2005 год — директор Высших курсов практической психологи при СПбГУ.
  • В 1991 году защитил докторскую диссертацию на тему «Психологические основы коллективной деятельности».
  • В 1992 году выступил организатором Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы
  • С 1993 года возглавил кафедру прикладной социальной психологии и конфликтологии СПбГИПСР.
  • C 1994 по 2007 год — профессор кафедры организационного поведения и управления персоналом Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, руководитель Высших курсов практической психологии.
  • С 1992 года по настоящее время является ректором СПбГИПСР
  • Награждён Орденом Почета (2006) — за заслуги в области образования и науки, и многолетний добросовестный труд [1] .
  • Награждён Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2011) — за выдающиеся заслуги в области образования, науки и большой вклад в подготовку квалифицированных специалистов [2]
  • Вице-президент Петербургского психологического общества.
  • Действительный член Российской академии естественных наук.
  • Заслуженный работник Высшей школы РФ.

Платонов Юрий Петрович является автором более 190 работ в области прикладной социальной психологии и конфликтологии.

Источник:
Этническая психология
СССР СССР Россия Россия В 1975 году окончил факультет психологии Ленинградского государственного университета. C 1978 по 2008 год работал на факультете психологии СПбГУ
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Этническая психология

Реферат — Этнические группы в социальной психологии. Этнические стереотипы, предубеждения, этноцентризм

Понятие этнических групп

Психологические характеристики этнических групп

Происхождение этнических предубеждений

Реферат — Этнопсихологические особенности народов Греции

Национальные чувства и настроения

Как видят греков со стороны

Реферат — Этнопсихологические особенности народов Греции

Национальные чувства и настроения

Как видят греков со стороны

Куєвда В. Міфологічні джерела української етнокультурної моделі: психологічний аспект

Реферат — Етнологічний аналіз етнічної групи (етнічної меншини України). Німці

Ценности южно-российского менталитета в ситуации социокультурного кризиса

Цель исследования: изучить закономерности трансформации южно-российского менталитета в ситуации социокультурного кризиса.

Понятие этнопсихологии, её история возникновения, основные характеристики этнопсихологии как науки, понятийный аппарат этнопсихологии

7. Коренной этнос

9. Культурная дистанция

10. Культурный релятивизм

Реферат — Этнопсихологические особенности народов Великобритании

Национальные чувства, настроения, традиции

Презентация — Психологические особенности народов Прибалтики

приоритет в обществе

Реферат — Этнопсихологические особенности народов Великобритании

Национальные чувства, настроения, традиции

Презентация — Этнопсихологические особенности народов Великобритании

Национальные чувства, настроения, традиции

Егоркина Т.В. Опыт ранних травматических переживаний в системе отношений личности подростков — свидетелей и участников межэтнического конфликта

– РГПУ. — Санкт-Петербург., — 2009 — 20 стр. Специальность: 19.00.04 — медицинская психология. Научный руководитель – доктор медицинских наук, профессор Алехин Анатолий Николаевич.

Целью исследования является клинико-п.

Почебут Л.Г. Психология социальных общностей (толпа, социум, этнос)

– Санкт-Петербург., — 2003 — 46 стр. Специальность: 19.00.05 — социальная психология. Научный руководитель – доктор психологических наук, профессор Свенцицкий А.Л.

Цель теоретико-эмпирического исследования состояла в раз.

Лобас М.А. Особенности психологической адаптации детей-мигрантов к русскоязычной школе

– ЯГУ. — Ярославль., — 2002 — 18 стр. Специальность: 19.00.05 — социальная психология. Научный руководитель – кандидат психологических наук, доцент Конева Е.В.

Целью данного исследования является выявление особенностей.

Будалина Е.Е. Психологическая адаптация к иной социокультурной среде (на материале исследования удмуртского и коми-пермяцкого этносов)

– УГУ. — Пермь., — 2004 — 25 стр. Специальность:

19.00.01. — Общая психология, психология личности, история психологии. Научный руководитель – доктор психологических наук, профессор Хотинец Вера Юрьевна.

Будалина Е.Е. Психологическая адаптация к иной социокультурной среде (на материале исследования удмуртского и коми-пермяцкого этносов)

– УГУ. — Пермь., — 2004 — 25 стр. Специальность:

19.00.01. — Общая психология, психология личности, история психологии. Научный руководитель – доктор психологических наук, профессор Хотинец Вера Юрьевна.

Объект исследования: психологический пол личности.

Дисциплина — Этническая психология.

Лекции — Этнопсихология как наука об этнической самоорганизации

Этническая культура как защитный механизм.

Защитные механизмы этнической культуры.

Этническая картина мира.

Репрессия деструктивной информации.

Традиционное сознание этноса и ценностная ориентация.

Традиционное сознание этноса.

Цикл лекций по этнопсихопедагогике рассматривает научные вопросы педагогического процесса через этническую специфику подходов в воспитательному процессу у разных народов. Этнопедагогика России не возможна без рассмотрения деятельности и значени.

Цикл лекций по этнопсипедагогике рассматривает научные вопросы педагогического процесса через этническую специфику подходов в воспитательному процессу у разных народов. Этнопедагогика России не возможна без рассмотрения деятельности и значения к.

7. Коренной этнос

9. Культурная дистанция

10. Культурный релятивизм

Контрольная по этнопсихологии — Введение в этническую психологию

2. Этническая психология как наука.

3. Понятие, предмет, объект и содержание этнической психологии

4. Методологические принципы этнопсихологии.

Контрольную работу следует перенести в соответствующий раздел психологии.

Контрольная работа — Адаптация к новой культурной среде: этапы и факторы

специальность клинический психолог 4 курс.

Контрольная работа — Аккультурация как коммуникация

Наличие списка использованной литературы.

Контрольная работа — Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры

Контрольная работа — Формы и факторы межэтнического взаимодействия

Контрольная работа — Этнические конфликты, способы их разрешения

Контрольная работа — Этнодифференциирующие признаки

Этноним (название этноса) и историческая память.

Етнопсихологічні особливості українського народу

Презентация — Психологические особенности народов Прибалтики

приоритет в обществе

История расизма (США, Германия, Россия и др. ).

Борьба с расизмом и расовой дискриминацией.

Статистика по России.

БПГУ, факультет психологии, 4 курс.

Презентация — Этнопсихологические особенности народов Великобритании

Национальные чувства, настроения, традиции

Реферат — Етнологічний аналіз етнічної групи (етнічної меншини України). Німці

Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности

386. ISBN: 5-89357-029-4

Фундаментальная монография, посвященная психологическим аспектам межэтнических отношений. На материале как углубленного теоретического анализа, так и масштабных эмпирических исследований автор анализирует факторы и закономерности динамики межэтниче.

Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения

2002. — 191с. В курсе лекций раскрывается психологическое своеобразие межнациональных различий и отношений, показывается их происхождение и специфика. Делается это на основе новейших представлений этнопсихологии — одной и с.

Дисциплина — Этническая психология.

История расизма (США, Германия, Россия и др. ).

Борьба с расизмом и расовой дискриминацией.

Статистика по России.

БПГУ, факультет психологии, 4 курс.

Введение в этническую психологию / Под ред. Ю. П. Платонова. Учебное пособие. СПб.: Издательство СПбГУ, 2000.

Лурье С. В Историческая этнология. Учебное пособие для вузов. М.: Гаудеамус, 2004.

Льюис Ричард Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: Пер. с англ. – 2-е изд.

Этнопсихология изучает своеобразие проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей и является в настоящее время одной из самых молодых, сложных и перспективных наук. В учебном пособии раскрываются история развития этнопсихологии в России и за рубежом, основные понятия и категории э.

Данное учебное пособие является одной из первых публикаций в Украине, раскрывающей проблемы этнической психологии — отрасли социальной психологии, рассматривающей особенности поведения, эмоциональных реакций, психики, характера этнических общностей. В частно.

Ответы на вопросы к экзамену по этнической психологии

1. Общая характеристика этнической психологии как науки

2. Предпосылки развития и становления этнопсихологии как самостоятельно науки

3. Становление этнической психологии в России

4. Развитие этнической психологии в России в XX в. Специфика современных исследований в области этнопсихологии

5. Особенности про.

Год издания: 2005.

Используя данную книгу при подготовке к сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и .

Гестеланд Ричард Р. Кросс-культурное поведение в бизнесе. Маркетинговые исследования, ведение переговоров, менеджмент в различных культурах

Перевод канд.филол. наук Байсара Л.И.

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений. Рассмотрены психологические детерминации межэтнических отношений, а также проблема развития и трансформации этнической идентичнос.

Этнопсихология изучает своеобразие проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей и является в настоящее время одной из самых молодых, сложных и перспективных наук. В учебном пособии раскрываются история развития этнопсихологии в России и за рубежом, основные понятия и категории э.

Льюис Ричард Д. Деловые культуры в международном бизнесе: от столкновения к взаимопониманию

У посібнику висвітлюються актуальні питання етнічної психології як науки про психічну своєрідність людей, які належать до різних етнічних об’єднань — родоплемінних утворень, народностей, націй.

Розглянуті основні наукові та.

Ламанов И.А. (сост.) Учебник Юнита 1. Введение в этнопсихологию

В пособии освещают актуальные вопросы этнической психологии как науки

о психическом своеобразии людей, которые принадлежат к разным этническим объединениям, — родоплеменных образований, народностей, наций.

Рассмотрены основные научные и прикладные проблемы этнопс.

Источник:
Этническая психология
Реферат — Этнические группы в социальной психологии. Этнические стереотипы, предубеждения, этноцентризм Понятие этнических групп Психологические характеристики этнических групп
http://www.studmed.ru/psihologicheskie-discipliny/etnicheskaya-psihologiya/

(Visited 2 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Благодарность любимому в прозе Благодарность любимому в прозе Когда мы рядом, мне хочется уткнуться носом в твое крепкое плечо… (28)Письмо любимой девушке своими словами Признания в любви своими словами любимой девушке С тобою каждый миг волшебный и чудесный, ты… (22)Мужчина рак уходит и возвращается Как мужчина рак уходит?Мужчины-Раки являются скрытными мечтателями, нежными и чувственными людьми. Все данные качества позволяют… (6)Как расстаться с овном мужчиной Как Овны расстаются: комментарии астролога Расставание Месть Взаимоотношения Любовь Обида Расставание Овны переносят очень тяжело… (5)Как можно полюбить себя Как полюбить себя? Недавно ко мне на консультацию пришла девушка. Внешне вполне привлекательная, производит хорошее… (5)

COMMENTS