Этика в психологии

Психология и соционика

Белая этика — этика интровертированная. В соционике эта этика называется «этика отношений». «Отношений» в прямом смысле этого слова, под которым понимаются индивидуальные межличностные отношения двух людей. Однако межличностные отношения — это всего лишь одна сфера, где белая этика проявляется ярче и нагляднее всего.

По сути же, белая этика в структуре социотипа отвечает за выработку своего личного, индивидуального отношения к разным объектам действительности, в том числе, и к людям. И не к людям «вообще», а к каждому конкретному человеку в отдельности. Индивидуальный подход в отношении к чему бы то ни было — это стихия и суть белой этики.

Белая этика — это функция своего собственного, индивидуального и неповторимого, внутреннего, интровертного отношения к чему-либо. Если белая этика в структуре социотипа является сильной функцией, то для человека свое личное, глубоко индивидуальное отношение и личные отношения с ближним становятся ведущими ценностями.

Поскольку межличностные индивидуальные отношения — это одна из важнейших ценностей для базовых белых этиков, то белые этики — это люди, у которых в крови умение устанавливать и поддерживать контакт.

Приемами активного слушания и проявления эмпатии, которым обучают психологов всех мастей и видов, белые этики самостоятельно овладевают и начинают их проявлять уже в раннем детстве: подбадривающие кивки, уместные «угу» и «ага», своевременные прикосновения, — всё это белые этики проявлют активно и спонтанно. Лучшего утешителя и подбадривателя, чем белый этик, найти сложно.

Белые этики, как правило, любят общаться с детьми и животными, умеют находить с ними общий язык. Белым этикам свойственно умение подстраиваться под собеседника, за счет чего они лучше понимают партнера. Однако это спонтанное стремление подстраиваться под партнера и стремление сохранить с ним хорошие, качественные отношения могут обернуться против белого этика неумением выразить свое личное мнение и отношение к происходящему (ведь если оно расходится с мнение партнера, это может нарушить отношения между ними).

Есть мнение, что благодаря умению тонко подстраиваться под другого, белый этик может ужиться и поддерживать хорошие отношения не только с дуалом, а вообще с кем угодно.

Белые этики с базовой функции: Достоевский (этико-интуитивный интроверт), Драйзер (этико-сенсорный интроверт).

Белые этики с творческой функции: Гексли (интуитивно-этический экстраверт), Наполеон (сенсорно-этический экстраверт).

Источник:
Психология и соционика
Белая этика как соционическая функция. Особенности белых этиков.
http://psy-resource.com/belaya-etika/

Этика в психологии

Проблемы этики в клинической психологии

Именно в процессе размышлений о том, как же ответить на сформулированные выше многочисленные и непростые вопросы, и написана данная статья. В рамках одной публикации едва ли возможно дать исчерпывающие ответы на все поставленные вопросы, однако представляется вполне реальным проанализировать хотя бы некоторые из существующих на сегодняшний день в психологии подходов к осмыслению этических проблем, попытаться увидеть, как преломляются эти подходы в клинико-психологическом контексте, описать те конкретные моменты практической деятельности клинических психологов, когда возникает необходимость реального применения «знаемых» этических принципов и норм, наметить возможную этическую парадигму клинико-психологического образования.

Однако, прежде чем мы продвинемся в обсуждении поставленной проблемы, следует сделать некоторые терминологические разъяснения. В обыденном языке и научной литературе можно встретить несколько слов, которые используются для обозначения практик различения добра и зла – мораль, нравственность и этика. Так же как и русское слово нравственность, латинское по своему происхождению слово мораль и греческое этика являются в своих языках производными от слов, обозначающих нравы или обычаи. Причем и в философии, и в обыденной речи эти слова часто используются и как синонимы, и как термины для обозначения различных понятий. Интересно отметить, что в русском и немецком языках присутствуют все три отмеченные термина, а в английском и французском – только два: мораль и этика.

Несмотря на отмеченный произвол в использовании слов мораль и этика, в России можно отметить достаточно устойчивую академическую традицию различать их значение. Словом мораль обычно обозначают существующую в обществе систему норм и принципов различения добра и зла, оценки тех или иных действий. А словом этика – философское учение, пытающееся дать обоснование тех или иных принципов и норм. В этом смысле этика – это философия морали; она выясняет место морали в системе общественных отношений, анализирует ее природу и структуру, изучает ее происхождение и историческое развитие (Философский энциклопедический словарь, 1983). Именно так слова мораль и этика используются практически повсеместно. Становится понятным, почему учебники и энциклопедии соответствующего профиля включают в свои названия, как правило, именно термин этика, а не термин мораль (см., напр.: Этика: Энцикл. словарь, 2001).

В западноевропейской философской литературе имеет место иная традиция различения значения слов мораль и этика. Моралью обычно называют принципы должного отношения людей друг к другу, а этикой – принципы отношения к самому себе. В российской литературе подобное употребление разбираемых слов встречается реже.

Слово нравственность и в России, и в Германии неоднозначно. Например, в гегелевской философии оно используется для обозначения принципов должного отношения к себе и другому – не так, как они представлены в субъективном самосознании (в морали), а так, как они находят объективное выражение в жизни конкретных целостных социальных образований (семьи, гражданского общества или государства). В отечественной литературе это слово также нередко используется для обозначения высших духовных ценностей общества или личности, воплощенных в их конкретной жизнедеятельности (нравственная жизнь). В философии М.М.Бахтина и В.С.Библера нравственностью обозначается способность человека на радикальный выбор себя, способность в определенной ситуации перерешить самостоятельно всю свою жизнь, начать ее как бы заново (Бахтин, 1986; Библер, 1990, 1991).

Мы придерживаемся отечественной традиции различения морали и этики, а термин нравственность пока использовать не будем. В заключение разбора характера употребления основных терминов, обозначающих человеческие практики различения добра и зла, следует еще раз подчеркнуть, что и в литературе, и в живой речи их значение неразрывно связано с контекстом.

Таким образом, будем считать, что профессиональная этика клинического психолога – это теоретически обоснованные представления о том, как в данной области научной и практической деятельности следует различать добро и зло, на какие ценности, традиции и нормы при этом ориентироваться.

Это определение уже отчасти содержит в себе объяснение того интереса, который проявляют различные области современной психологии к разработке этических норм, к созданию этических кодексов, регламентирующих различные аспекты их деятельности. Работа любого психолога не может быть выполнена успешно и признана профессиональной без корректного выстраивания этического аспекта тех сложных и многомерных, а иногда и проблемных отношений, в которые он неизбежно вступает со своими клиентами и коллегами. Фактически профессиональная этика психолога – это реализация им в своей деятельности специфических моральных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью (Краткий психологический словарь, 1998).

Разумеется, любой ученый- психолог должен соблюдать моральные принципы и нормы, значимые для всего научного сообщества. Это прежде всего честность и корректность при сборе экспериментальных данных, отказ от поспешных выводов на основе непроверенных результатов, отстаивание своих взглядов в аргументированной полемике с любыми научными авторитетами, категорический отказ от присвоения чужих идей и результатов исследований, беспристрастность, самокритичность и корректное отношение к мнению других.

Другой общепринятый этический принцип – это принцип уважения личности клиента. Он означает, что психолог может работать с клиентом только в случае информированного и добровольного согласия последнего; в отношениях психолога и клиента недопустимы какие-либо формы дискриминации или эксплуатации.

Нельзя не упомянуть и такой важный принцип, как принцип ненанесения ущерба клиенту. Он требует от психолога такой организации своей деятельности, чтобы ни ее процесс, ни результаты не наносили вреда здоровью клиента, не ухудшали его психическое или физическое состояние. Применяемые психологом диагностические или психотерапевтические методы должны отвечать требованиям безопасности.

Особое значение имеет в деятельности психолога и принцип конфиденциальности. Результаты психологических исследований, аудио- и видеозаписи ни в коем случаев нельзя разглашать без согласия клиента. Даже если психолог использует материалы случаев при обсуждениях с коллегами в консультативных, образовательных или научных целях, данные о личности пациента должны быть зашифрованы.

Наконец, нужно обязательно упомянуть о том, что любой психолог должен обязательно заботиться об интересах своего профессионального сообщества и общества в целом, поддерживать честь и достоинство своей профессии, осознанно принимать те ограничения, которые накладывает на него принадлежность к данной профессии.

Наряду с общими положениями разнообразные этические кодексы освещают и такие проблемы, которые характерны только для определенных областей практической психологии.

Усиление интереса к этическим проблемам характерно и для современной клинической психологии. Ответят ли на все вопросы об этических аспектах клинической психологии кодексы, разработанные для психологии в целом или для отдельных ее областей? По-видимому, нет. Скорее можно ожидать, что отношения клиента и клинического психолога обладают рядом таких особенностей, которые редко возникают (или не возникают никогда) в практической деятельности представителей других областей психологии. Поэтому, безусловно разделяя те общие этические принципы и правила, о которых шла речь выше, клиническая психология в силу специфики решаемых ею задач открывает в понимании этических норм и некоторые новые аспекты.

Источник:
Этика в психологии
Авторы статьи – профессиональные психологи и философы из Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова и Института философии РАН – уже ряд лет занимаются педагог
http://www.intelros.ru/readroom/bioyetika-i-gumanitarnaya-yekspertiza/vyp-1-2007/7362-problemy-yetiki-v-klinicheskoj-psixologii.html

Этика юриста

Х. Шарифбаева, судья в отставке.

Х. Шарифбаева , судья в отставке.

Работа, связанная с общением с людьми, разрешением их проблем требует от юриста соблюдения определенного такта, этики поведения, считает автор.

Экономические, политические и технические условия, в которых находится человек, определяют его личность. На формирование характера человека оказывают влияние его социальное положение в обществе, генетическое наследие, природный либо приобретенный интел лект, среда общения.

О человеке, как о личности, формируется мнение по его отношению к людям, работе, учебе, окружающей среде, по его речи, коммуникабельности.

За разрешением возникшей проблемы либо с целью получить консультацию во избежание возможных проблем, узнать пути их предотвращения приходят к юристу. Деятельность юриста связана с разрешением социальных и межличностных конфликтов.

Людей юридической профессии всегда сопровождают нравственные проблемы, возникающие из уголовных, административных гражданских правоотношений на почве нарушения, игнорирования либо незнания закона, в центре которых стоит человек.

Работа, связанная с общением с людьми, разрешением их проблем требует от юриста соблюдения определенного такта, этики поведения. Поэтому особенности профессии юриста обуславливают необходимость изучения профессиональной юридической этики, являющейся одной из отраслей этической науки.

Этика является одной из древнейших теоретических дисциплин. Это наука о морали, о нравственности, о правилах поведения человека как формах общественного сознания. Она анализирует и систематизирует принципы морали. Этика как наука включает в себя нормативную этику и теорию морали, которые неотделимы друг от друга.

Нормативная этика занимается исследованием вопросов о добре, зле, благе, она вырабатывает моральный кодекс поведения, формирует правильное поведение в обществе.

Теория морали исследует сущность морали, возникновение, историю и развитие. Мораль представляет собой форму общественного сознания. Это социальный институт, формирующий совокупность правил и норм поведения людей по отношению

Этику нельзя смешивать с моралью, так как этика является наукой о морали. Об этике еще говорят как о совокупности норм поведения людей определенной профессии, обусловленной корпоративными интересами, профессиональной культурой со специфическими именно для определенной профессии традициями. Это профессиональная этика.

Профессиональная этика юриста обусловлена тем, что объектом деятельности юриста является человек, его проблемы. Деятельность юриста связана с общением с людьми, влияет на внутренний мир, на мировоззрение и судьбу людей. Люди являются субъектами общественных отношений, в связи с чем можно сказать, что юрист занимается «общественной деятельностью». Физические лица, создавая различного рода хозяйствующие субъекты, вступают в правоотношения с юридическими лицами, и в области регулирования этих правоотношений прикладывает свои усилия юрист.

Юрист — лицо публичное. Юрист осуществляет свою деятельность гласно. Соблюдение юристом нравственных норм или же отступление от них, справедливость или несправедливость принимаемых им решений оценивается общественным мнением.

Профессия юриста обеспечивает все области общественных отношений, поэтому она всегда была универсальна, прибыльна и востребована. Сферы деятельности юриста широкомасштабны. Они охватывают:

— деятельность государственных органов, государственную службу;

— правосудие: разрешение споров уголовно-правового, административно-правового и гражданско-правового характера;

— правовой надзор и контроль;

— правовые услуги: консультирование, представительство, правовое сопровождение и др.

В законодательном органе представляют интересы граждан немало юристов. В местных исполнительных органах действует юридическая служба. Правосудие отправляют судьи, правовой надзор и контроль осуществляют прокуроры,адвокаты оказывают правовые услуги, юристы, работая в различных хозяйствующих субъектах, обеспечивают их правовое обслуживание.

В современном Казахстане, формирующем новую политическую и экономическую систему -правовое государство с рыночной экономикой, профессия юриста востребована. На профессиональную деятельность юристов возлагается большая ответственность.

Ощущается недостаток квалифицированных юристов, несмотря на большое количество учебных заведений, выпускающих юристов. Имеет место недостаток квалифицированных юристов и в правоохранительных органах, что объясняют оттоком профессионалов из государственных структур в частные, низким уровнем образования, общей неподготовленностью многих юристов к переменам.

Востребованным остается профессионал в своем деле, обеспечивающий качественное исполнение своих обязанностей. К юристу обращаются как физические, так и юридические лица, будучи уверенными в его профессионализме.

Так, например, кредитор просит юриста подготовить заявление о взыскании с должника не погашенную задолженность на основании нотариально удостоверенного договора займа. Юрист обещает решить проблему быстро и помогает кредитору составить заявление о вынесении судебного приказа. При этом в заявлении о вынесении судебного приказа излагает просьбу о взыскании неустойки, размер которой не оговорен в договоре займа, и наложить арест на имущество должника. Судья выносит определение об отказе в принятии и возвращении заявления о вынесении судебного приказа, указывая, что статьей 140 ГПК РК не предусмотрено требование, не основанное на нотариально удостоверенной сделке.

Кредитор возмущается, поскольку не осуществлены его планы в ближайшее время получить свои деньги. Если юрист правильно подойдет к разрешению возникшей проблемы, объяснит клиенту причину сложившейся ситуации, пути выхода, что можно исправить без ущерба для клиента, найдет в себе мужество извиниться, то, возможно, данный клиент не уйдет от него. Но ситуация может так сложиться, что клиент уйдет от него.

Этика юриста предполагает также и умение приносить извинения за свои ошибки. Юристу следует так принести свои извинения, чтобы клиент правильно понял его ошибку, что исправить ее можно без проблем.

Во избежание таких ситуаций юрист должен делать обдуманные предложения, поскольку неверные, не продуманные действия могут повлечь для клиента сложные правовые последствия.

Можно быть профессионалом своего дела, но не умеющим его реализовать. Юрист, не умеющий правильно излагать свои мысли, свое видение проблемы и пути ее решения, не будет востребован.

Для того чтобы быть востребованным, юристу необходимо постоянно работать не только над повышением своих знаний, над профессионализмом, но и совершенствованием своей личности. Это постоянная и системная работа над мировоззрением, интеллектом, волей.

Мировоззрение юриста определяется совокупностью его знаний, умением применять их на практике, осознанием значимости рекомендаций и принимаемых им решений, его коммуникабельностью.

Юристу, так как его деятельность связана с человеком, направлена на защиту его интересов, следует вырабатывать в себе чуткое отношение к общепризнанным социальным ценностям: личности, ее основным правам и свободам. Необходимо работать над правовым сознанием, т.е. отношением к праву, закону, государству. У юриста должны быть развиты этические и моральные нормативы: чувство долга, верности, чести, собственного достоинства, милосердие и т.д.

Имеет место, когда своей бестактностью юрист отталкивает от себя клиента. Войдя в юридическую контору, лицо, у которого возникла проблема, обращается к тому из адвокатов, который приветливо улыбается и будет внимательно, не перебивая, не торопясь, без суеты не только слушать, но и услышит суть проблемы.

Так, если юрист защищает интересы автора, то ему не достаточно знаний только норм материального права, регулирующих авторские правоотношения, и процессуального законодательства. Ему следует также понять само произведение, на которое, как полагает клиент, он имеет авторские права, т.е. уяснить суть проблемы, предмет возникшего спора. Если речь идет о незаконном воспроизведении, то следует концентрировать внимание на нарушении именно этого права, на ответственности нарушителя за незаконное воспроизведение, а не излагать о других правах автора на произведение, поскольку это не является проблемой клиента, не относится к существу спора.

Для правильного построения своей позиции юрист должен развивать свои интеллектуально-мыслительные способности. К ним относятся общие профессиональные знания, способность приниматьлогическое разрешение сложившейся ситуации, которая может быть как типовой, так и нестандартной

Так, например, адвокату в приватной беседе клиент рассказал о совершенном им преступлении, которое неизвестно органам следствия. Адвокатская этика не допускает, чтобы адвокат сообщил об этом органам следствия. Как быть адвокату в этой ситуации? Один адвокат промолчит, другой разъяснит клиенту о возможных последствиях сокрытия клиентом совершенного преступления. Правильным будет поведение того юриста, который разъяснит клиенту последствия сокрытия преступления, поскольку, как говорится в русских пословицах: «Сколько веревочке не виться, а концу быть», «Как вор не ворует, тюрьмы не минует».

Профессионализм юриста, его сформировавшееся понятие принципов морали и этики, его правовое сознание выражаются также и в ходе составления различного рода юридических текстов, официально-деловых документов, выступлений в суде. Юридически грамотно составленный документ отвечает определенным правовым и стилистическим требованиям. Все виды юридических документов требуют соблюдения точного и лаконичного изложения сути проблемы со ссылкой на нормы права, применительно к конкретной ситуации. Недопустимы в документах, составленных юристом, грамматические ошибки, применение нелитературных, более того, нецензурных слов, выражений.

К великому сожалению, документы юристов -адвокатов, прокуроров и даже судей — не всегда отвечают этическим требованиям, предъявляемым к официальным документам.

Такие документы могут свидетельствовать о сознательном нарушении закона, либо о противозаконных действиях и решениях, обусловленных отсутствием необходимых знаний, нежеланием исследовать представшую перед ними проблему, поставленную задачу. Более того, это говорит об отсутствии внутренней дисциплины и культуры юриста.

Никакая нагрузка не оправдывает юридически и стилистически неграмотно составленный документ. Поэтому не только начинающим юристам, но и юристам с большим стажем работы следует скрупулезно работать над каждым составляемым документом, независимо от того, сколько времени понадобится для его изготовления.

Процессуальные документы, соответствующие закону, правильно излагающие сущность ситуации, содержащие аргументированные выводы, соответствуют нравственным нормам требованиям юридической этики. Документы, изготовленные с отступлением от требований закона, содержащие неверное толкование и применение закона, противоречат не только правовым нормам, но и нормам морали, профессиональной этики юриста.

В работе юриста большое значение имеют его психологические способности. К ним можно отнести волю, психологическую восприимчивость, правдивость, терпение, мужество.

Так, до логического конца доводит начатое дело только тот адвокат, который имеет силу воли иустоит перед соблазном, когда его оппонент с целью увести от участия в деле хочет заинтересовать чем-либо; не боится шантажа, угроз и т.д.; не склонен к соблазну материального либо иного характера; умеет должным образом оценить сложившуюся ситуацию и находит выход из нее без ущерба интересам своего клиента.

Юрист должен помнить, что общество постоянно проявляет к нему повышенный интерес, поэтому он должен быть требовательным к своему поведению, внешнему виду (одежде, макияжу и т.д.). Он несет повышенную нравственную ответственность за свои поведение, действия и решения. Поэтому профессия юриста обусловлена необходимостью соблюдения юридической этики.

В соответствии с п. 27 Венской декларации и Программы действий, принятой на Всемирной конференции по правам человека 25 июня 1993 г. в Вене, «каждая страна должна создать эффективную систему средств правовой защиты для рассмотрения жалоб, в связи с нарушением прав человека и устранением таких нарушений. Система осуществления правосудия, включая правоохранительные органы и органы прокуратуры, а также работники независимых судебных органов и адвокатуры, в полном соответствии с существующими стандартами, которые упоминаются в международных договорах по правам человека, имеет исключительное значение для всесторонней и не дискриминационной реализации прав человека и является неотъемлемым элементом процессов демократии и стойкого развития».

С целью обеспечить интересы общества и граждан, во избежание злоупотребления значительными возможностями юридической профессии приняты правовые акты, осуществляющие регулирование профессионального поведения юристов.

Так, Кодекс чести государственных служащих, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 03.05 2005 г. № 1 567, в редакции Указа Президента Республики Казахстан от 01.04.2011 г. № 1180 регламентируют Правила служебной этики государственных служащих.

На I съезде судей Республики Казахстан 19.12.1996 г. впервые принят Кодекс судейской этики, на V съезде судей 18.11.2009 г. принята новая редакция Кодекса судейской этики, которая устанавливает этические стандарты поведения для действующего судьи и судьи, находящегося в отставке.

Кодекс служебной этики сотрудников органов прокуратуры Республики Казахстан, Кодекс чести сотрудников органов внутренних дел Республики Казахстан регламентируют правила служебной этики сотрудников этих органов. У адвокатов есть свои правила профессиональной этики адвокатов, которые принимаются на конференциях, на заседаниях коллегий адвокатов.

Анализ вышеприведенных нормативных и правовых актов показывает, что регулирование профессионального поведения юристов основано на:

— запрете совершать определенные действия либо наносить ущерб авторитету профессии;

— предписании вести себя должным образом в соответствующих ситуациях.

Действующие кодексы чести, этики, правила профессионального поведения подробно регламентируют профессиональное поведение юристов именно путем запретов. Запрет вызван необходимостью предупредить нарушение прав и свобод других лиц, не подрывать доверие к профессиональной деятельности юристов, подняться над своими субъективными желаниями и страстями.

Так, судьям, государственным служащим, прокурорам, адвокатам запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой; быть депутатом органов представительного и местного самоуправления, осуществлять предпринимательскую деятельность.

Такое требование государства и общества вызвано характером задач, стоящих перед ними, особенностями организации труда, требующей повышенной ответственности, напряжения нравственных и физических сил, во избежание коррумпированности в государственных органах.

Правила поведения судей, прокуроров, сотрудников правоохранительных органов, адвокатов, изложенные в соответствующих нравственных кодексах обязывают их вне работы вести себя так, чтобы не было оснований для сомнений в их порядочности и честности. Они должны избегать посещения любых мест, компрометирующих их репутацию.

Высокие нравственные требования формируют дисциплинированность, самосознание, нравственное отношение к своему профессиональному долгу.

В условиях социально-экономических проблем общества юристы обязаны строго соблюдать требования, предъявляемые к ним профессиональными нравственными кодексами, выработанными в соответствии с международными стандартами, и являющимися свидетельством общественного прогресса.

Источник:
Этика юриста
Х. Шарифбаева, судья в отставке. Работа, связанная с общением с людьми, разрешением их проблем требует от юриста соблюдения определенного такта, этики поведения, считает автор. Этика юрист
http://www.zakon.kz/4478399-jetika-jurista-kh.-sharifbaeva.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES