Этика семьи

Рабочая программа (4 класс) по теме: рабочая программа 4 класс«Основы религиозных культур и светской этики»

рабочая программа 4 класс«Основы религиозных культур и светской этики»

рабочая программа 4 класс«Основы религиозных культур и светской этики»

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Введение в предмет.

Россия — Родина моя.

Основные термины и понятия: Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы.

культура, мораль, этика

Понятия этика, мораль (нравствен-

ность) . Назначение этики, ее кате-

гории. Понятие этикет , его про-

исхождение и назначение. Нормы

этикета, их развитие и совершенс-

твование. Современные правила по-

ведения, манеры поведения челове-

ка, их характеристика

материальная культура, духовная культура, мораль

свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт.

Работа с понятиями мораль, нравственность, светская и религиозная этика.

Уметь: следовать правилам хоро-

начало доброго отношения к лю-

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Самостоятельная творческая работа учащихся..

Моя малая Родина.

Презентация «Город на Каме»про город Челны.

Этикетная сторона костюма. Школьная форма – «за и против».

подготовка творческой беседы с членами семьи

Добро и зло – язык жестов.

Обсуждение результатов самостоятельной работы

Честность и искренность.

Справедливость. Моральные правила справедливого человека.

Уметь: сравнивать и сопоставлять;

критически осмысливать свои

• знаково-символические моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель,

Позитивные качества честности.

вость и тактичность. Позитивные

качества честности. Искренность —

составная часть честности.

ка чества честности; проявлять

честность по выполнению правил

поведения в школе и дома.

умение структурировать знания

Гордость и гордыня.

Понятия гордость и гордыня . Чувство

собственного достоинства челове-

ка, самоуважения. Порядочность и

скромность. Зазнайство и гордыня,

Работа с толковым словарем. Задание: прочитайте в словаре значение слов альтруизм и эгоизм .

Я- личность. Положительные качества личности.

термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия

Составление плана творческой работы – рассказа о своем друге.

Обычаи и обряды русского народа.

Добро и зло. Добродетель. Свобода.Моральный выбор. Моральные нормы.

Уметь: подобрать нужные пос-

ловицы и поговорки;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Обычаи и обряды татарского народа.

Сваты. Помолвка. Венчание.

Обычай встречи молодых хлебом-

солью. Этикет царского обеда. Осо-

бенности бракосочетания в совре-

Творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему.

Терпение и труд.

Значение труда в жизни человека и

общества. Свободный и посильный

Уметь: заниматься самообслу-

живающим трудом; выполнять

порученное дело, практические

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Профессии моих родителей.

Знать профессии родителей.

Уметь рассказывать о профессии своих родителей.

Семья. Семья на Руси.

Фамилия — наследственное семей-

ное имя. Происхождение фамилии.

Роль родителей в современной се-

• смысловое чтение определение основной и второстепенной информации; свободная

Родословная моей семьи.

Уметь рассказывать о родословной семьи.

самостоятельная работа с источниками информации

Семейные традиции русского и татарского народа.

Разнообразие традиций, собствен-

ные традиции семьи, их создание

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

Презентация «Традиции моей семьи»

определение основной и второстепенной информации;

Моя любимая мама.

Уметь: проявлять внимательное

и уважительное отношение к

своим близким, к маме.

понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

Правила твоей жизни.

Иметь представление о поняти-

ях: правила, дисциплина, чест-

ность, равнодушие, сочувствие,

Уметь: выполнять требования

соблюдения дисциплины; за-

• умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Культура общения сверстников.

ти общения детей между собой и с

посторонними взрослыми людьми,

определить свое пове-

дение или свою позицию, обос-

Праздники народов России.

Иметь представление о поня-

тиях: праздник, религия, христи-

анство, мусульманство, буддизм,

Уметь: выполнять правила пове-

дения на праздниках; проявлять

чувство уважительного, терпимо-

го отношения к людям, к их ре-

лигии; соблюдать праздничный

застольный этикет; пользоваться

справочниками и словарями

Праздники народов Республики Татарстан.

Ценности. Жизнь человека. Уникальность, неповторимость жизни.

Иметь представление о поняти-

ях: Отечество, защитник, патри-

Уметь: уважительно относить-

ся к защитникам Отечества,

ветеранам Великой Отечест-

венной войны 1941–1945 гг.;

подготовить сообщение о пат-

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

ны – долг каждого гражданина РФ,

служба в Вооруженных силах РФ –

почетная обязанность каждого муж-

чины. Подарочный этикет

Методика создания морального кодекса в школе.

Знать кодекс школьника.

свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей

Образование как нравственная норма

Учеба – твой главный труд.

Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

самостоятельная работа с источниками информации

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»

государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ

• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

Проектная работа по теме «Чему меня научила «Светская этика»».

Иметь представление о: основ-

ном содержании учебника, важ-

Уметь: ответить на вопросы, со-

отнеся определения с поняти-

ями, пословицы с изученными

темами; выполнить тестовые за-

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса

« Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы светской этики» для 4 класса

Рабочая программа по предмету « Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы светской этики»в 4Б классе разработана на основе программы курса: к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики».4 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.:ООО «Русское слово — учебник», 2012. — 32 с. — (Начальная инновационная школа) в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 3» на 2012/2013 учебный год.

Программа разработана на 35 часов в год, из расчета 1 час в неделю.

Для реализации рабочей программы используется УМК , в состав которого входят:

ПРОГРАММА КУРСА к учебнику М.Т. Студеникина«Основы духовно-нравственной культурынародов России. Основы светской этики» , 4 класс

2-e издание, исправленное и дополненное , Москва , «Русское слово» , 2012года;

2.Учебник М.Т.Студеникин.Основы светской этики.М. «Русское слово»,2012года;

Преобладающие формы текущего контроля знаний — творческие и проектные работы, результаты самостоятельной деятельности учащихся, самоконтроль и взаимоконтроль.

« Основы религиозных культур и светской этики»в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта (ФК ГОС) 2004 г.Приказом Министерства образования и науки № 69 от31.01.2012 г. были внесены изменения в Федеральный компонентгосударственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования2004 г. Суть их заключается во введении в 4 классе комплексногоучебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»с делением на соответствующие модули.

Его изучение направлено на достижение следующих целей:

• развитие представлений о значении нравственных норм и

ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию,

• знакомство с основными нормами светской и религиозной

морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных

отношений в семье и обществе; формирование первоначальных

представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли

в культуре, истории и современности России; об исторической роли

традиционных религий в становлении российскойгосударственнос-

ти; осознание ценности человеческой жизни;

• воспитание нравственности, основанной на свободе совести

и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства.

Модуль «Основы светской этики» призван воспитывать патриотизм, любовь и уважение к нашей Родине — России, готовить юных граждан к службе в армии, к выполнению священного долга по защите Отечества. Этим проблемам посвящены темы: «Россия —Родина моя», «Защитники Отечества». В теме «Защитники Отечества» следует остановиться на Дне защитника Отечества, рассказать о составе Вооруженных сил, об истории ратных подвигов наших далеких предков. При изучении этих тем продолжается формирование гражданских качеств личности подростка, происходит усвоение опыта положительного общественного действия. У детей возникает чувство гордости за свою Родину и свой народ.

На уроках светской этики формируются семейные ценности и традиции, рассказывается о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим.

Происходит формирование у детей первичных представлений о куль-

туре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы

«Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».

На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду,они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной

труд школьника — это его ответственная и добросовестная учеба.

Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь куль-

тура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.

Источник:
Рабочая программа (4 класс) по теме: рабочая программа 4 класс«Основы религиозных культур и светской этики»
рабочая программа 4 класс«Основы религиозных культур и светской этики»
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/11/15/rabochaya-programma-4-klassosnovy-religioznykh-kultur-i-svetskoy

Этика семьи

Авторская программа по этике учителя начальных классов

МОУ Ульяновская СОШ Высотиной Е.Б.

Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить людей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.

Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения ( в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания им помощи, приветливых форм общения и т.д), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека и в доступной форме раскрывать их.

Этикет – это условный язык, с помощью которого можно многое понять. Уже по тому, как человек входит в комнату, как здоровается, какие первые слова произносит, как садится, ест, как держит руку, судя об уровне его культуры, о нравственных и интеллектуальных достоинствах.

Начиная активно пользоваться правилами поведения в быту, игре, другой деятельности, дети усваивают их, а понимание смысла помогает ребёнку сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях.

Культурные люди подчиняются дисциплине, т.е. самоконтролю и самокритике. Важно, чтобы дети поняли, что следуя принципу:

«Я хочу и буду делать то, что хочу, не считаясь ни с кем», они никогда не узнают, что такое уважение окружающих, привязанность и любовь близких. Такие личности никому не в радость. С честными, благородными, верными данному слову, уважающими других, радушными и гостеприимными людьми нам всегда хочется общаться, это доставляет истинную радость, обогащает нас духовно. Культурные люди держат под контролем свои эмоции, управляют ими. Они никогда не опустятся до оскорблений или крика, потому что унизят прежде всего себя.

Задача моей программы через ролевые (деловые) игры, занятия ввести детей в «мир культуры», создать условия для становления у них осознанного отношения и поведения.

Темы программы раскрываются в форме занятий — непосредственного общения педагога с детьми, так как, решая проблемные задания и игры, ребенок обучается отстаивать свои интересы, считаясь с интересами других. На занятиях дети учатся сочувствовать и быть милосердными, находить достойный выход из трудных обстоятельств, проявлять силу воли.

Возможные цели занятий:

— знакомить с правилами этикета;

— формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;

-учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять; избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных;

— научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять не терпимость к дурным поступкам;

— воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям;

— воспитывать уважение к самому себе и своему здоровью;

— воспитывать бережное отношение к культурным ценностям, к родному языку;

— формировать любовь к природе, родному краю, стремление сохранять и приумножать его богатства; воспитывать сострадание ко всему живому;

— способствовать развитию социальной, познавательной активности детей;

— способствовать формированию качеств гражданина, патриота, воспитанию личности, стремящейся к нравственному совершенствованию.

— к проведению занятий необходимо подходить творчески;

-не следует увлекаться убеждениями;

— дети должны иметь возможность высказаться;

— обучение детей должно опираться на уже имеющиеся у них знания и жизненный опыт;

— при построении занятий необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.

Тематическое распределение часов

на изучение курса этики 1-й класс.

1. Введение. Этика – наука о морали. (1ч)

2. Как я выгляжу. (3ч)

3. Школьный этикет. (1ч)

4. Зачем быть вежливым. (1ч)

5. Ролевая игра «Каким я хочу быть» (1ч)

6. Сказки о вежливости. (3ч)

7. Добро и зло в сказках. (2ч)

8. Утренник «Мы любим сказки» (1ч)

9. Сказка в нашей жизни. (1ч)

10. Твои поступки и твои родители. (1ч)

11. Обязанности ученика в школе и дома. (2ч)

12. Наш класс. (2ч)

13. Чем богат человек. (1ч)

14. Урок – путешествие «Здравствуйте, это я!» (1ч)

15. Учись общаться. (3ч)

16. Праздник «Чтобы добрым и вежливым быть надо людям радость дарить». (1ч)

17. Праздничный этикет (1ч)

18. День рождения. (2ч)

19. Моя мама – самая лучшая. (1ч)

20. Ты и твоё здоровье. (2 ч)

21. Праздник «Учат в школе, учат в школе, учат в школе…». (1ч)

на изучение курса «Этики» — 2 класс.

1. Введение. Я среди людей. (2ч)

2. Кто я и как выгляжу. (2ч)

3. Я – личность. (1ч)

4. Я и мои родители. (2ч)

5. Ролевая игра «Я и моя семья». (1ч)

6. Добро и зло в сказках. (1ч)

7. Что за прелесть эти сказки! (1ч)

8. Сказка – волшебство, чудо и правда. (1ч)

9. Сказка – ложь, да в ней намёк добру молодцу урок. (1ч)

10. Кто сочиняет сказки? (1ч)

11. Русские народные сказки. (1ч)

12. Викторина «В мире сказок». (1ч)

13. Что в нашем имени. (1ч)

14. Товарищи и друзья. (1ч)

15. Плохо одному. (1ч)

16. Отношение к учителю. (1ч)

17. Отношение к старшим. (2ч)

18. Деловая игра «Я в мире взрослых». (1ч)

19. Речевой этикет. (3ч)

20. Вежливость и этикет. (3ч)

21. Урок – путешествие «В мире вежливых слов». (1ч)

22. Праздники в жизни человека. (2ч)

23. Правила поведения человека. (1ч)

24. Деловая игра «Азбука поведения». (1ч)

25. Викторина «Я соблюдаю этикет» (1ч).

на изучение курса «Этики» — 3 класс.

1. Введение. Азбука этики. Основные понятия этики (2ч)

2. Как я выгляжу (2ч)

3. Я – личность. Мои – роли. (2ч)

4. Деловая игра «Я — культурный человек» (1ч)

5. Нравственный мир сказок (2ч)

6. Устав – основной закон школы (1ч)

7. Человек и его имя (1ч)

8. Я и мои друзья (2ч)

9. Верность слову (2ч)

10. Отзывчивость и доброта (2ч)

11. Я познаю себя и других (2ч)

12. Формы моральной оценки и самооценки. (2ч)

13. Ролевая игра «Я в кругу друзей» (1ч)

14. Речевой этикет (1ч)

15. Умение общаться (1ч)

16. Урок – путешествие «В стране волшебных слов» (1ч)

17. Культура поведения человека (2ч)

18. Праздничный этикет (1ч)

19. Этикет в общественных местах (2ч)

20. Деловая игра «Я соблюдаю этикет» (1ч)

21. Библиотека – хранительница знаний (2ч)

22. Утренник «Книга и труд рядом идут» (1ч)

на изучение курса «Этики» — 4 класс.

1. Азбука этики. Культура поведения и такт (2ч)

2. Культура общения (2ч)

3. Мода и школьная одежда (2ч)

4. Приветствия и знакомства (2ч)

5. Нравственные отношения в коллективе (2ч)

6. Поступки человека и его характер (2ч)

7. Деловая игра «Мои достоинства и недостатки» (1ч)

8. Человек и его имя (2ч)

9. Моя малая Родина (2ч)

10. Устав – основной закон жизни (2ч)

11. Викторина «Знаешь ли ты свою Родину» (1ч)

12. Речевой этикет (2ч)

13. Чувство, настроение и характер (2ч)

14. Школьный этикет (1ч)

15. Ролевая игра «Мы в школе» (1ч)

16. Праздники в жизни человека (1ч)

17. Цветы в жизни человека (1ч)

18. Нравственные отношения в семье (1ч)

19. Поведение в общественных местах (2ч)

20. Человек в природе и его здоровье (2ч)

21. Праздник «Прощание с начальной школой» (1ч)

1. Научно – практический журнал Завуч №3,№4,№5,№6 /2004 год. Центр «Педагогический поиск».

Л.И.Лаврентьева, директор МОУ СОШ № 34;

А.Е.Сапчарова, учитель начальных классов;

Э.Г.Ерина, преподаватель этики, г.Ставрополь

2. С.О.Николаева «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками». Учебно – методическое пособие «Воспитание и дошкольное образование детей». Москва Гуманитарный издательство центр 2003 Владос

3. Л.В.Строганова « Классные часы, беседы для мл. шк. и подростков» (воспитание толерантности). Педагогическое общество России Москва 2006.

4. В.И. Максакова «Организация воспитания младших школьников» Москва «Просвещение» 2003. «Воспитание в современной школе» методическое пособие для учителей.

5. О.С Богданова, О.Д. Калинина (пособие для учителей) Москва «Просвещение» 1985г.

Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками

Используются для занятий:

1. Н.В. Пилипко «Приглашение в мир общения». Развивающие занятия по психологии д./мл.шк. часть 2,3. УЦ «Перспектива» Москва 2004

2. Воспитание в школе «Учебно – воспитательные занятия в группе продлённого дня». Издательство «Учитель» Выпуск 1,2. Автор – составитель Н.А.Кагаткина Волгоград

Как вести тетради по этике?

Желательно вести тетради, так как учебников для учащихся нет. Записывать следует самое главное по теме в виде плана или конспектов. (3-4кл). Запись темы и зарисовке к ней (1-2кл).

Тема: «Приветствия и знакомство»

Приветствие – это обращение к кому-то с приветом, речь с выражением добрых пожеланий.

Выражается жестами, словами, рукопожатием.

Особая роль позе, манере, жесту, мимике лица и тону голоса.

Тема: «Я – личность»

Как давать домашнее задание?

Загружать учащихся домашним заданием по этике не следует. Можно предлагать лишь вопросы для размышлений, обсуждений с родителями и друзьями, либо сделать какие – то краткие записи, рисунки. Это даст больше пользы, чем переписывание из специальной литературы фактического материала.

Требования к учителю, обучающему детей этике.

• Неавторитарные методы руководства классным коллективом;

• Вежливость и деликатность в общении;

• Уважение личности каждого учащегося;

• Знание психофизических возрастных особенностей детей;

• Умение одеваться со вкусом;

• Соблюдение правил этикета в общении с учащимися и коллегами;

• Свободная, грамотная, образная речь;

• Методическое мастерство в применении таких форм обучения как тренинги, игры, моделирование и решение ситуаций, их исследование.

1. — усвоить основные понятия курса: этика, этикет, нравственность, мораль, культура, воспитанность, вежливость, деликатность, такт, толерантность, культура речи, мода, красота, гармоничность, честь, достоинство, совесть, порядочность;

2. — иметь чёткое представление о том, кто может называться воспитанным, культурным человеком;

3. — знать, что в дружбе и любви нужно больше отдавать, чем брать; в общении быть вежливым, тактичным, уважать другие вкусы и взгляды, уважать в любом человеке человека;

4. — уметь анализировать свои поступки и соизмерять их с понятиями порядочности, чести и достоинства;

5. – соблюдать школьный этикет;

6. – соблюдать правила поведения в школе, дома, на улице и в общественных местах;

7. – уметь одеваться в соответствии с событием;

8. – уметь культурно вести себя в гостях, дарить подарки;

9. – знать и иметь навыки приёма гостей дома;

10. – стремиться к совершенствованию физической красоты и нравственности.

В классных коллективах взаимоотношения должны основываться на вежливости, терпимости, уважении.

Источник:
Этика семьи
Авторская программа по этике учителя начальных классов МОУ Ульяновская СОШ Высотиной Е.Б . Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной
http://www.yl-school.ru/avtorskaja_program.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES