Этический кодекс психолога

Этический кодекс психолога-консультанта

ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ В ОБЛАСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И СЕМЕЙНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Этический Кодекс психологов-консультантов в области индивидуального и семейного психологического консультирования (далее по тексту “психолог-консультант”) призван:

– оградить общество от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний;

– защитить психологов-консультантов и психологию от дискредитации и манипуляций.

Этические нормы устанавливают обязательные правила профессиональной психологической деятельности психолога-консультанта. Этические нормы не исчерпывают всех ситуаций профессиональной деятельности психолога-консультанта.

Данный Этический Кодекс распространяется только на тот вид психологической деятельности, который относится к индивидуальному и семейному психологическому консультированию.

Под индивидуальным психологическим консультированием понимается оказание профессиональной психологической помощи человеку (семье) посредством организации такого взаимодействия консультанта и клиента, построенного на базе научно-обоснованных концептуальных и процессуальных моделях, при котором происходит трансформация страдания клиента в усиление его способности к развитию и осознанному выбору, а также разрешению личностных проблем и преодолению жизненных кризисов.

При принятии решений о профессиональном поведении, в дополнение к существующему законодательству, психологи-консультанты должны руководствоваться данным Этическим Кодексом. Если отдельные нормы поведения Этического Кодекса отличны от норм действующего законодательства, психологи-консультанты в профессиональной деятельности выбирают соответствие более высоким стандартам.

За нарушение Этического Кодекса психолог-консультант может лишиться сертификата СПбПО, а также к нему могут быть применены такие санкции, как общественное порицание и исключение из членов СПбПО. В случае серьезных нарушений Этического Кодекса СПбПО может ходатайствовать о привлечении психолога-консультанта к суду. Для утверждения норм Этического Кодекса и в соответствии с ними СПбПО может выступать в суде в качестве общественного обвинителя или защитника.

1.1. Границы компетентности

(а) Психологи-консультанты занимаются профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом.

(в) Психологи-консультанты осуществляют профессиональную деятельность в новых областях или используют новые методики только после их соответствующего изучения, прохождения обучения, супервизорства и (или) консультирования у компетентных в этих областях или методиках специалистов.

(c) В областях деятельности, в которых еще не выработаны приемлемые стандарты подготовки, психологи-консультанты делают все возможное для повышения компетентности своей работы и защиты клиентов от возможного вреда и т.п.

(d) Психолог-консультант, принимая решение, связанное с профессиональной деятельностью, должен учитывать свою квалификацию и опыт работы с клиентами, обладающими определенными индивидуальными отличиями (возраст, пол, национальность, вероисповедание, сексуальная ориентация, разновидность психологической проблемы, физического или психического расстройства, язык или социо-экономический статус и т.п.).

(е) Психологи-консультанты наделяют своих подчиненных, супервизируемых и ассистентов только той ответственностью, с которой те могут справиться на основе их компетенции (образования, опыта, подготовки и т.п.), независимо от того будут ли они действовать самостоятельно или под наблюдением.

1.2. Описание и/или объяснение результатов психологической работы

(а) В работе с клиентами-непрофессионалами психологи-консультанты используют понятные для них термины и объяснения.

(в) Если по каким-либо причинам (контракт о неразглашении полученных результатов, незаконность сообщения результатов определенным группам лиц) психологи-консультанты не могут сообщать информацию тем, кому она нужна и к кому относится, то они должны заранее их предупредить о невозможности пользования этой информацией.

1.3. Уважение права других оставаться другими

В своей профессиональной деятельности психологи-консультанты с уважением относится к правам других людей на установки, мнения, моральные нормы и т.п., отличные от их собственных.

В своей профессиональной деятельности психологи-консультанты всячески избегают какой-либо дискриминации на основе возраста, пола, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, того или иного физического или психического расстройства, языка, социо- экономического статуса или иного признака, оговоренного в законе.

1.5. Посягательства на честь и достоинство клиентов

Психологи-консультанты не имеют права осуществлять действия, которые могут оскорбить или унизить честь и достоинство клиентов.

1.6. Отношение к личным проблемам

(а) Психологи-консультанты хорошо представляют, что их личные проблемы могут влиять на эффективность профессиональной деятельности. Поэтому они избегают тех областей своей профессиональной деятельности, в которой эти проблемы могут отразиться особо остро и нанести какой-либо вред включенным в эту деятельность клиентам.

(в) Психологи-консультанты обязаны делать все возможное для распознавания на как можно более ранних этапах формирования и/или наличия своих личностных проблем, которые могут явиться препятствием в осуществлении их профессиональной деятельности.

(с) Для устранения обнаруженных внутриличностных препятствий в осуществлении своей профессиональной деятельности психологи-консультанты обращаются за профессиональной помощью к коллегам и определяют на это время ограничения, налагаемые на свою профессиональную деятельность.

1.7. Ненанесение вреда

Психологи делают все возможное, чтобы предотвратить или уменьшить нежелательные последствия от своей профессиональной деятельности, а также избавить и защитить клиентов от подобных последствий.

1.8. Неправильное использование психологических знаний

Признавая силу психологических знаний, психологи-консультанты делают все возможное для предотвращения чьего-либо личного, финансового, социального, организационного и политического влияния с целью принуждения к неправильному использованию психологических знаний.

1.9. Неправильное использование психологов-консультантов • результатов их работы

(а) Психологи-консультанты не участвуют в деятельности, результаты которой могут быть использованы для дискредитации психологии.

(в) Если психологам-консультантам становится известно о неправильном использовании результатов их работы, они делают все возможное для устранения и/или исправления допущенных ошибок.

1.10. Бартер с клиентами

Психологи, как правило, воздерживаются от получения подарков и услуг от клиентов взамен на оказанную им помощь, поскольку такая практика является серьезным источником конфликтов, эксплуатации и девальвации профессиональных отношений. Психолог-консультант может участвовать в бартере только в тех случаях, когда это не мешает профессиональной деятельности и не приводит к манипуляции.

1.11. Денежное вознаграждение

• Вопросы денежного вознаграждения в качестве оплаты своего труда психологи-консультанты решают на самых ранних стадиях психологического взаимодействия с клиентом, но в любом случае до момента психологического вмешательства (интервенции).

1.12. Ведение профессиональном и научной документации Психологи-консультанты должным образом документируют свою профессиональную работу с целью обобщения и распространения своего опыта, облегчения дальнейшей деятельности, а также для возможности предъявить свою работу в других инстанциях.

Источник:
Этический кодекс психолога-консультанта
ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ В ОБЛАСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И СЕМЕЙНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Этический Кодекс психологов-консультантов в области индивидуального и
https://studfiles.net/preview/2487023/

Этический кодекс психолога-консультанта

1.1. Границы компетентности

(а) Психологи-консультанты занимаются профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом.

(в) Психологи-консультанты осуществляют профессиональную деятельность в новых областях или используют новые методики только после их соответствующего изучения, прохождения обучения, супервизорства и (или) консультирования у компетентных в этих областях или методиках специалистов.

(c) В областях деятельности, в которых еще не выработаны приемлемые стандарты подготовки, психологи-консультанты делают все возможное для повышения компетентности своей работы и защиты клиентов от возможного вреда и т.п.

(d) Психолог-консультант, принимая решение, связанное с профессиональной деятельностью, должен учитывать свою квалификацию и опыт работы с клиентами, обладающими определенными индивидуальными отличиями (возраст, пол, национальность, вероисповедание, сексуальная ориентация, разновидность психологической проблемы, физического или психического расстройства, язык или социо-экономический статус и т.п.).

(е) Психологи-консультанты наделяют своих подчиненных, супервизируемых и ассистентов только той ответственностью, с которой те могут справиться на основе их компетенции (образования, опыта, подготовки и т.п.), независимо от того будут ли они действовать самостоятельно или под наблюдением.

1.2. Описание и/или объяснение результатов психологической работы

(а) В работе с клиентами-непрофессионалами психологи-консультанты используют понятные для них термины и объяснения.

(в) Если по каким-либо причинам (контракт о неразглашении полученных результатов, незаконность сообщения результатов определенным группам лиц) психологи-консультанты не могут сообщать информацию тем, кому она нужна и к кому относится, то они должны заранее их предупредить о невозможности пользования этой информацией.

1.3. Уважение права других оставаться другими

В своей профессиональной деятельности психологи-консультанты с уважением относится к правам других людей на установки, мнения, моральные нормы и т.п., отличные от их собственных.

В своей профессиональной деятельности психологи-консультанты всячески избегают какой-либо дискриминации на основе возраста, пола, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, того или иного физического или психического расстройства, языка, социо- экономического статуса или иного признака, оговоренного в законе.

1.5. Посягательства на честь и достоинство клиентов

Психологи-консультанты не имеют права осуществлять действия, которые могут оскорбить или унизить честь и достоинство клиентов.

1.6. Отношение к личным проблемам

(а) Психологи-консультанты хорошо представляют, что их личные проблемы могут влиять на эффективность профессиональной деятельности. Поэтому они избегают тех областей своей профессиональной деятельности, в которой эти проблемы могут отразиться особо остро и нанести какой-либо вред включенным в эту деятельность клиентам.

(в) Психологи-консультанты обязаны делать все возможное для распознавания на как можно более ранних этапах формирования и/или наличия своих личностных проблем, которые могут явиться препятствием в осуществлении их профессиональной деятельности.

(с) Для устранения обнаруженных внутриличностных препятствий в осуществлении своей профессиональной деятельности психологи-консультанты обращаются за профессиональной помощью к коллегам и определяют на это время ограничения, налагаемые на свою профессиональную деятельность.

1.7. Ненанесение вреда

Психологи делают все возможное, чтобы предотвратить или уменьшить нежелательные последствия от своей профессиональной деятельности, а также избавить и защитить клиентов от подобных последствий.

1.8. Неправильное использование психологических знаний

Признавая силу психологических знаний, психологи-консультанты делают все возможное для предотвращения чьего-либо личного, финансового, социального, организационного и политического влияния с целью принуждения к неправильному использованию психологических знаний.

1.9. Неправильное использование психологов-консультантов • результатов их работы

(а) Психологи-консультанты не участвуют в деятельности, результаты которой могут быть использованы для дискредитации психологии.

(в) Если психологам-консультантам становится известно о неправильном использовании результатов их работы, они делают все возможное для устранения и/или исправления допущенных ошибок.

1.10. Бартер с клиентами

Психологи, как правило, воздерживаются от получения подарков и услуг от клиентов взамен на оказанную им помощь, поскольку такая практика является серьезным источником конфликтов, эксплуатации и девальвации профессиональных отношений. Психолог-консультант может участвовать в бартере только в тех случаях, когда это не мешает профессиональной деятельности и не приводит к манипуляции.

1.11. Денежное вознаграждение

• Вопросы денежного вознаграждения в качестве оплаты своего труда психологи-консультанты решают на самых ранних стадиях психологического взаимодействия с клиентом, но в любом случае до момента психологического вмешательства (интервенции).

1.12. Ведение профессиональном и научной документации Психологи-консультанты должным образом документируют свою профессиональную работу с целью обобщения и распространения своего опыта, облегчения дальнейшей деятельности, а также для возможности предъявить свою работу в других инстанциях.

Публичные выступления и публикации включают в себя брошюры, газетные и научные статьи, резюме, интервью в СМИ, лекции и устные выступления, платную или бесплатную рекламу, а также любые материалы, распространяемые электронным путем (Интернет, электронные конференции и т.п.).

2.1. Избегание ложных или неверных утверждений

(а) Психологи-консультанты в публичных выступлениях и публикациях не допускают ложных и/или неверных высказываний и не пользуются непроверенной информацией,

(в) Для подтверждения своего профессионального статуса психологи-консультанты используют только те документы, которые официально признаются государством и психологическим сообществом.

2.2. Свидетельства и подтверждения

Психологи-консультанты не используют и не апеллируют к свидетельствам и подтверждениям клиентов, работа с которыми не закончена.

3.1. Оценка и диагноз

(а) Психологи-консультанты осуществляют оценивание, диагностические работы и вмешательство только в рамках, определенных профессиональными отношениями.

(в) Психологические заключения, отчеты, рекомендации и диагнозы строятся только на информации, полученной посредством валидного психологического инструментария.

3.2. Использование психологического инструментария

(а) Используя любой психологический инструментарий, психологи-консультанты должны быть уверены, что данный инструментарий адекватен решению поставленных задач, а его использование учитывает границы применимости.

(в) Психологи-консультанты, пользующиеся инструментарием, знают границы достоверности, валидизации, стандартизации и другие особенности применения инструментария.

(c) Психологи-консультанты не допускают неквалифицированного использования психологического инструментария.

(d) Когда стоит вопрос о диагнозе, оценке и прогнозе в отношении клиента, психологи-консультанты обращают особое внимание на ограничения в применении инструментария и интерпретации полученных с его помощью данных,

(e) Психологи-консультанты делают все возможное для определения ситуаций, в которых психологические техники или инструментарий могут быть использованы неадекватно или на их использование должны быть наложены соответствующие ограничения.

3.3. Интерпретация данных

При интерпретации данных, в том числе и при автоматизированных интерпретациях, психологи-консультанты стараются учитывать факторы, зависящие как от данного инструментария, так и от конкретного испытуемого, что может повлиять на психологическое заключение или достоверность интерпретаций. Психологи-консультанты отмечают любые значимые факторы, которые влияют на достоверность или ограничения интерпретаций.

3.4. Создание тестовых оценок и интерпретаций

Психологи-консультанты, распространяющие психологический инструментарий среди других профессионалов, должны точно указать цели, нормы, валидность, достоверность, применимость процедур и необходимую квалификацию для пользования данным инструментарием и несут ответственность за правильное применение и интерпретацию результатов, не зависимо от того, проводили ли они подсчет и интерпретацию сами или это делалось автоматизировано.

3.5. Объяснение полученных результатов

Результаты обследования должны быть объяснены клиентам на доступном им языке, не зависимо от того, кем проводилось исследование — психологом-консультантом, ассистентом или в автоматическом режиме.

3.6. Обеспечение безопасности психологического инструментария

Психологи-консультанты делают все возможное для сохранения целостности и безопасности психологического инструментария в соответствии с законом, взятыми обязательствами и стандартами данного Этического кодекса.

4.1. Информирование клиента

(а) При установлении профессиональных отношений между психологом-консультантом и клиентом необходимо как можно раньше обсудить то, что будет происходить во время сессии(ий), как будет соблюдаться конфиденциальность и как будут решаться финансовые вопросы.

(в) Если в работе психолога-консультанта участвует супервизор, то этот факт оговаривается в предыдущем обсуждении, с указанием фамилии, имени и отчества супервизора, если он несет ответственность за данный случай.

(с) Психологи-консультанты во избежание какого-либо непонимания предпринимают все, чтобы ответить на все вопросы клиентов о предстоящем консультировании.

4.2. Осознанное согласие

(а) Психологи-консультанты должны получить осознанное согласие на консультирование, пользуясь понятным для участников консультирования языком. Содержание даваемого согласия будет зависеть от многих обстоятельств; однако, осознанное согласие в общем виде отражает, что клиент:

(1) способен дать согласие; (2) получил значимую информацию относительно всех процедур; (3) дал свое согласие на основе свободного волеизъявления и без нажима со стороны; (4) данное согласие правильно оформлено.

(в) В тех случаях, когда клиент официально не может дать осознанное согласие, психологи-консультанты получают осознанное разрешение от тех, кто в соответствии с законом несет за клиента ответственность.

(с) Дополнительно, психологи-консультанты: (1) информируют недееспособных клиентов о проводимых вмешательствах, сообразуясь с их психическим состоянием и особенностями; (2) стараются получить их одобрение и (3) учитывают личностные пристрастия и интересы.

4.3. Взаимоотношения с парой и с семьей

(а) В тех случаях, когда психологи-консультанты оказывают услугу сразу нескольким людям, между которыми существуют близкие и/или родственные отношения (муж и жена, родители и дети, вступающие в брак и т.п.), психологи-консультанты в самом начале стараются прояснить: (1) кто из них является клиентом и (2) какие отношения будут у психолога-консультанта с каждым из участников консультации.

(в) Как только психолог-консультант сталкивается с выполнением потенциально противоречивых ролей (например, семейного консультанта мужа и жены и свидетеля одной из этих сторон на бракоразводном процессе). он должен сделать выбор в направлении одной из них.

4.4. Осуществление работы с клиентами, курируемыми другими психологами

При принятии решений об оказании услуг тем, кто уже получает поддержку в отношении психического здоровья, психологи-консультанты тщательно взвешивают лечебные вопросы и их влияние на благополучие клиента. Психологи-консультанты выясняют у клиентов или тех, кто официально представляет их права, информацию, направленную на уменьшение риска непонимания или конфликта с теми, кто уже оказывает психологические услуги, и для того, чтобы не нарушить терапевтического процесса.

4.5. Консультации и взаимодействие с коллегами

Психологи-консультанты организуют необходимые консультации и взаимодействие с коллегами, исходя из интересов своих клиентов и с их согласия.

4.6. Прерывание помощи

(а) Психологи-консультанты планируют возможность продолжения работы с клиентами в случаях неожиданного прекращения своих услуг, вызванных болезнью, потерей работоспособности, переездом или финансовыми ограничениями, о чем заранее уведомляют клиента.

(в) Если отношения между клиентом и психологом-консультантом определяются контрактом или договором о найме, то последние в случае окончания срока действия контракта или договора предпринимают меры для последующего оказания помощи клиентам.

4.7. Окончание профессиональных отношений

(а) Психологи-консультанты не бросают клиентов.

(в) Психологи-консультанты прекращают свое вмешательство, когда становиться ясно, что клиент не нуждается больше в его услугах и/или дальнейшая работа не приносит результата, а ее продолжение может нанести вред клиенту.

(с) Перед прекращением терапии психолог-консультант выясняет актуальное состояние клиента и проводит соответствующую подготовку по прекращению работы или предпринимает усилия по передаче клиента другим специалистам.

5.1. Внепрофессиональные отношения с клиентами

(а) В ситуациях, когда психологи-консультанты не могут избежать внепрофессиональных отношений с клиентами, они должны быть особенно осторожны н внимательны и учитывать силу своего влияния.

(в) Психологи-консультанты должны стремиться избегать внепрофессиональных контактов с клиентами в ситуациях, способных нанести им вред.

(с) Если же в силу обстоятельств психолог-консультант не может предотвратить вред от внепрофессиональных отношений, то проблема должна решаться, исходя из интересов слабой стороны, и в полном соответствии с Этическим кодексом.

5.2. Сексуальные отношения

(а) Психологи-консультанты уважают сексуальную неприкосновенность всех людей и стараются не допускать се нарушения.

(б) Психологи-консультанты не вступают в сексуальные отношения с клиентами, студентами или супервизируемыми.

5.3. Консультирование бывших сексуальных партнеров

Психологи-консультанты не берут к себе в качестве клиентов тех, с кем находились в сексуальных отношениях.

6.1. Обсуждение ограничений конфиденциальности

(а) Психологи-консультанты обсуждают с клиентами и/или организациями. с которыми они устанавливают профессиональные отношения:

(1) вопросы конфиденциальности; (2) необходимые ограничения на возможное использование информации, полученной во время работы.

(в) Обсуждение вопросов конфиденциальности должно проходить на самых ранних этапах психологической работы.

(с) Полученные с согласия клиента любые виды записи сессии охраняются от неправильного их использования клиентами.

6.2. Сохранение конфиденциальности

Психологи-консультанты охраняют права на конфиденциальность всех клиентов, с которыми им пришлось работать.

6.3. Минимизация вторжения во внутренний мир

(а) Для минимизации вторжения во внутренний мир клиента психологи-консультанты в письменные и устные отчеты, заключения и т.п. включают только ту информацию, ради которой и осуществлялось профессиональное взаимодействие.

(в) Психологи-консультанты обсуждают конфиденциальную информацию, полученную от клиентов, студентов, участников экспериментов, супервизоров только в соответствии с научными или профессиональными задачами и только с теми, кто ясно представляет границы обсуждения этой информации.

6.4. Обеспечение сохранности и неприкосновенности собранной информации

Психологи-консультанты несут ответственность за необходимый уровень конфиденциальности при сборе, обработке, переносе и сохранении письменной, автоматизированной или существующей в ином виде информации. Психологи-консультанты сохраняют и используют собранную ими конфиденциальную информацию в соответствии с законом и Этическим Кодексом.

6.5. Разглашение информации

(а) Психологи-консультанты раскрывают конфиденциальную информацию без согласия клиента только в случаях, предусмотренных законом, а также, если это направлено на: (1) обеспечение необходимой профессиональной помощи клиентам; (2) проведение необходимых профессиональных консультаций; (3) защиту клиентов.

(в) Психологи-консультанты могут разглашать конфиденциальную информацию при наличии соответствующего разрешения от клиента.

(с) При консультации с коллегами, психологи не делятся конфиденциальной информацией, которая могла бы привести к идентификации клиента, за исключением случаев, когда на разглашение конфиденциальной информации было получено разрешение или разглашение не возбранялось. Психологи-консультанты предоставляют только ту информацию, которая необходима для проведения консультации.

6.6. Конфиденциальная информация о базе данных

(а) При введении конфиденциальной информации в базу данных или в систему записей, которые доступны людям, в отношении которых с клиентами не оговаривался доступ к конфиденциальной информации, психологи-консультанты должны использовать кодирование или другие технические приемы для предотвращения вторжения в личные данные.

(в) Предоставляя записи третьим лицам, психолог-консультант должен позаботиться о том, чтобы в них отсутствовала информация, позволяющая идентифицировать участников этих записей.

(с) Если с носителей информации невозможно стереть идентифицирующую участников информацию, психолог-консультант должен получить от идентифицируемых участников разрешение на предоставление этой информации третьим лицам, в ином случае данные носители информации не подлежат передаче третьим лицам.

6.7. Использование конфиденциальной информации в обучении, публикациях и публичных выступлеинях

(а) В публикациях, лекциях или других публичных выступлениях психологи-консультанты не разглашают конфиденциальную информацию, в которой возможна идентификация клиентов, если только на это не было получено их письменное или устное согласие.

(в) Во время научного или профессионального общения психологи-консультанты должны настолько изменить конфиденциальную информацию об обсуждаемых лицах, чтобы они не могли быть идентифицированы третьими лицами, а обсуждение не нанесло им вреда, если они узнают сами себя.

6.8. Защита записей и данных

Психолог-консультант должен быть заранее готов к защите конфиденциальной информации на случай потери своей работоспособности или смерти, а также изъятия или кражи записей и данных.

7.1. Знание Этического Кодекса

Психологи-консультанты должны быть знакомы с данным Этическим Кодексом и другими положениями, затрагивающими этические вопросы, и представлять применимость этих норм к своей работе. Незнание, непонимание или заблуждение относительно этических норм не может быть оправданием неэтичного поведения.

7.2. Возникновение этических вопросов

В тех случаях, когда психолог-консультант самостоятельно не может разрешить этические вопросы в отношении своих действий в какой-либо ситуации, он обращается за помощью к другим психологам, более искушенным в этических вопросах, а также к психологическим общественным объединениям или государственным организациям.

7.3. Противоречия между этическими нормами и служебными обязанностями

Если служебные обязанности психолога-консультанта входят в противоречие с Этическим Кодексом, он должен как можно раньше выявить суть противоречия и устранить его в пользу профессиональных этических норм.

7.4. Неформальное устранение этических нарушений

В тех случаях, когда психологам-консультантам становится известно об этических нарушениях другого психолога-консультанта, они обращают его внимание на эти нарушения и ограничиваются этим, если подобное обращение привело к приемлемому разрешению ситуации.

7.5. Сообщение об этических нарушениях

Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем или оно не было устранено в приемлемой форме, психологи-консультанты предпринимают действия, направленные на подключение психологической общественности с целью пресечения этих нарушений.

7.6. Необоснованные претензии

Психологи-консультанты не допускают разбирательств по поводу этических претензий, которые недостаточно обоснованы, анонимны или преследуют цель дискредитации другого психолога-консультанта.

Источник:
Этический кодекс психолога-консультанта
Психологос энциклопедия практической психологии
https://www.psychologos.ru/articles/view/eticheskiy-kodeks-psihologa-konsultanta

Этический кодекс психолога

Этический кодекс психолога действительно существует вопреки сомнениям многих. Он утверждает главные нормы морали, правила поведения, которые специалист обязан соблюдать при выполнении своей работы. Однако парадокс заключается в том, что в нашей стране за его нарушение не предусмотрено никаких санкций. Если в США этический кодекс психолога необходимо строго соблюдать, так как в ином случае можно поплатиться не только репутацией, но и разбирать обстоятельства дела в суде, то в России высшей мерой наказания считается огласка недостойного поведения.

Итак, деятельность психолога базируется на основных принципах, которые предусматривают защиту прав человека, его личной жизни. Самым важным правилом, соблюдение которого необходимо, когда проводится консультация психиатра или психолога, считается конфиденциальность. Это правило подразумевает абсолютное неразглашение информации, полученной от клиента. Пациент сможет по-настоящему раскрыться, только зная, что дальше двух людей его слова не распространятся. В случае если специалисту нужна дополнительная консультация с коллегой, он обязан осведомить человека о такой необходимости и поинтересоваться о возможности ее проведения. Только с согласия самого клиента информация может быть разглашена. Многие психологи часто пишут научные работы, основываясь на личном опыте, то есть примерах из жизни. В этой ситуации конкретизация имен будет излишней и незаконной.

Этический кодекс психолога включает и принцип компетентности, который подразумевает полную ответственность за выбранный им метод работы. Кроме того, он должен четко понимать, где заканчивается грань его квалификации и в каких вопросах он не осведомлен. Любой совет психолога может оказать сильное воздействие на пациента. Именно поэтому все, что клиент делает, опираясь на указания специалиста, остается на совести и ответственности последнего. Он должен всегда помнить, что способен повлиять на судьбу человека, а это очень серьезно. Во время осуществления работы и проведения приема специалист не имеет права выказывать личное негативное отношение к клиенту или другим образом преднамеренно вредить его самочувствию.

Этический кодекс психолога базируется на принципе уважения личности. Если он сталкивается с ситуацией, в которой нравственные нормы диссонируют с профессиональными обязанностями, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против» и принять решение, которое бы максимально содействовало благополучию клиента. То есть, необходимо помнить о заповеди «не навредить ближнему». На деятельность квалифицированного психолога не должны влиять религиозная, национальная или половая принадлежность консультируемого.

Стоит помнить и о профессиональной кооперации, которая предполагает уважительное отношение к коллегам и их методам работы, независимо от собственной компетентности или мнения. Публичное озвучивание резко негативного отзыва о работе другого специалиста считается нравственно необоснованным поступком.

И главное: при работе с каждым клиентом психолог обязан со всей ответственностью и заинтересованностью подходить к его проблемам или недугам. Он должен разработать некий план, в котором четко обозначены главные проблемы, методы их решения и предполагаемый конечный результат. Все это следует обсудить с клиентом, ведь он должен быть полностью проинформирован о том, к чему они хотят прийти, должен быть согласен с поставленной целью. Тогда процесс осознания причины проблемы и реализация мер по ее устранению пройдут гораздо быстрее и эффективнее.

Кроме того, не стоит заставлять человека говорить на ту или иную тему, можно предложить ему сделать это. В случае отказа следует дождаться того момента, когда он сам будет готов к разговору на конкретную тему. Причем неважно, сколько времени это займет, ведь у каждого свой срок. Таким образом, психолог в своей деятельности опирается на принцип добровольности и желания клиента при проведении любой работы с ним.

Источник:
Этический кодекс психолога
Этический кодекс психолога действительно существует вопреки сомнениям многих. Он утверждает главные нормы морали, правила поведения, которые специалист обязан соблюдать при выполнении своей работы. Однако парадокс заключается в том, что в нашей стране за его нарушение не предусмотрено никаких санкций.
http://fb.ru/article/38675/eticheskiy-kodeks-psihologa

Этический кодекс психолога

Этический кодекс психолога

Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах человека» и действующим Российским законодательством.

Основными этическими принципами являются:

1. Принцип конфиденциальности.

4. Принцип этической и юридической правомочности.

5. Принцип квалификационной пропаганды психологии.

6. Принцип благополучия клиента.

7. Принцип профессиональной кооперации.

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.

Этические стандарты психолога

На съезде Официального общества психологов в Мадриде в мае 1984 года Руководящий совет ООП принял на себя обязательства по созданию этического кодекса для профессиональных психологов, исходя из предварительного проекта, представленного съезду профессором А. Ф. Бардажи.

На рабочем совещании в январе 1987 г., в котором приняли участие представители многих психологических ассоциаций и учебных заведений, в проект были внесены различные изменения и дополнения, после чего он широко обсуждался научной общественностью. Окончательный вариант был распространен среди всех членов ООП и рекомендован Официальной коллегии психологов Каталонии.

Пункт 1. Настоящие этические стандарты предназначены для использования в качестве руководства в профессиональной деятельности в психологии во всех ее формах. Официальное общество психологов отвечает за них и в соответствии с ними будет оценивать работу всех своих членов.

Этические принципы и правила работы практического психолога образования

Об утверждении Положения о службе практической психологии образования и статуса практического психолога России

Этика работы практического психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает.

А). Политика – особая область деятельности, в которой работают специальным образом подготовленные психологи. Политика – наука, исследующая, проектирующая, формирующая и эксплуатирующая психологические конструкции власти. Поэтому политическая деятельность – экстремальный вид профессиональной трудовой деятельности, цена ошибки в которой – страдания и гибель политиков, целых народов, и самих психологов.

Б). Право на деятельность в области политики дают уникальные способности к политическому целеобразованию, которое и является основанием для реальной политической власти. Политика несет ответственность за смысл жизни масс людей, ценности общества, цели его развития, что и дает ей право на власть. Политическая психология работает с массовидными явлениями типа толпы, публики, собраний, митингов аудиторий, парламентов и т.д. Политические психологи создают психолого-политические основы политических партий.

Этические нормы психолога-консультанта

(а) Психологи-консультанты занимаются профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом.

(в) Психологи-консультанты осуществляют профессиональную деятельность в новых областях или используют новые методики только после их соответствующего изучения, прохождения обучения, супервизорства и (или) консультирования у компетентных в этих областях или методиках специалистов.

(c) В областях деятельности, в которых еще не выработаны приемлемые стандарты подготовки, психологи-консультанты делают все возможное для повышения компетентности своей работы и защиты клиентов от возможного вреда и т.п.

Источник:
Этический кодекс психолога
Психология — образовательный психологический сайт, содержит тесты, тренинги, статьи, книги по психологии личности
https://psychologiya.com.ua/kodeks-psixologa.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES