Популярные записи:

Письмо любимой девушке своими словами Признания в любви своими словами любимой девушке С тобою каждый миг волшебный и чудесный, ты… (33)Благодарность любимому в прозе Благодарность любимому в прозе Когда мы рядом, мне хочется уткнуться носом в твое крепкое плечо… (15)Прошло 2 месяца после расставания Вы пробовали вернуть парня после расставания?Поделитесь пожалуйста опытом. Или может он сам возвращался? И по… (5)Как вести себя с мужчиной овном после ссоры Как вернуть Овна после ссоры, если он ушел, если расстались – советы психологаКак вернуть Овна… (4)Медитация на позитивное мышление Медитация на позитивное мышление * прочитать, запомнить основные ключевые моменты и визуализировать их под приятную… (3)

Экспериментальная психология

Экспериментальная психология

Категория: Разделы психологии

Экспериментальная психология — область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах психологических исследований.

Экспериментальная психология стала активно формироваться в XIX веке как следствие необходимости приведения психологии к удовлетворению основных требований, предъявляемых к науке. Считается, что любая наука должна обладать своим предметом исследования, своей методологией и своим тезаурусом. Изначальной задачей экспериментальной психологии было введение научного метода в психологию. Основателем экспериментальной психологии, человеком, превратившим доэкспериментальную психологию в экспериментальную, считается В. Вундт, немецкий психолог и физиолог, создавший первую в мире научную психологическую школу.

По мере развития экспериментальная психология расширяла область своих интересов: начав с разработки принципов психофизиологического эксперимента, из инструкции к корректной постановке психологического эксперимента она превратилась в научную дисциплину, которая стремится обобщить знания о методах исследования для всех направлений психологии (эксперимент при этом становится лишь одним из доступных методов). Разумеется, экспериментальная психология не занимается лишь классификацией исследовательских методов, она изучает их эффективность и развивает их.

На сегодня данная научная дисциплина сумела достичь значительного уровня развития, однако процесс её формирования далёк от завершения: до сих пор в психологии отсутствует выработанный взгляд на роль и возможности эксперимента в научном исследовании, который бы мог претендовать на звание общепринятого.

В списке выдающихся учёных, активно применявших экспериментальные методы в изучении психических процессов и внёсших вклад в развитие данной научной дисциплины, присутствуют фамилии физиологов (Бине, Павлов, Сеченов), физиков (Бугер, Вебер, Фехнер, Гельмгольц), врачей (Бехтерев). Будучи естествоиспытателями, они оказали значительное влияние на развитие подхода к психологической науке, во многом перенося в неё свой исследовательский опыт из других научных областей. Также на формирование экспериментальной психологии в огромной степени повлияли бихевиористы, что определяет специфику многих её аспектов. Отличительной чертой экспериментальной психологии во все периоды её развития можно рассматривать широкое применение математических методов. Ответственным за введение математики в психологию считается Ф. Гальтон.

Сейчас экспериментальная психология на практике рассматривается как дисциплина, отвечающая за постановку корректных экспериментов в рамках многих направлений прикладной психологии, — к примеру, для определения целесообразности, эффективности того или иного изменения, нововведения (например, в психологии труда). Большие успехи в использовании её методов достигнуты при изучении психофизиологии и психологии ощущений и восприятия. Однако достижения экспериментальной психологии в продвижении фундаментальной психологии на данный момент менее значимы и находятся под вопросом. Границы применимости экспериментальных методов в психологии — предмет обсуждения среди психологов и поныне.

Методология экспериментальной психологии основывается на следующих принципах:

1. Общенаучные методологические принципы:

1.1. Принцип детерминизма. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы.

1.2. Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие.

1.3. Принцип фальсифицируемости — предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.

2. Специфичные для психологии принципы:

2.1. Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.

2.2. Принцип единства сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией. Выражается следующей функцией: R=f(P,S), где R — поведение, P — личность, а S — ситуация.

2.3. Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Согласно данному принципу психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.

2.4. Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы. (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)

Онтологические и гносеологические принципы психологического исследования

В. И. Мамсик рассматривает психологическое исследование как систему.

В качестве элементов системы исследования он выделяет: объект (S), предмет (Пси), метод (М), условия (иначе — среда Е) и результат (R — поведение, либо продукт деятельности). Метод можно определить как систему временных отношений на выделенном ранее множестве элементов или иначе: как взаимодействие исследователя с элементами, выделенными в ходе предыдущего анализа.

Отношения элементов психологического исследования образуют систему. При этом принципы и правила психологического исследования и составляют структуру системы. Они являются реализацией основного методологического принципа — принципа инвариантности результата.

Основные онтологические принципы психологического исследования:

1. Принцип репрезентативности определяет отношения объекта с предметом, условиями, методом и результатом. Объект должен быть выбран в соответствии с задачей исследования.

2. Принцип валидности характеризует отношения предмета с элементами системы исследования. Предмет исследования не должен подменяться в ходе исследования.

3. Принцип надежности характеризует отношения метода с другими элементами системы и обеспечивает инвариантность результата, полученного данным методом.

4. Принцип стандартизации условий: соответствие реальных условий исследования идеально предполагаемым следует охарактеризовать как экологическую валидность исследования. Применительно к наблюдению стандартизация заменяется выбором ситуации наблюдения, соответствующей замыслу исследования.

5. Принцип инвариантности результата является результирующим, обеспечивается применением вышеперечисленных принципов и предполагает воспроизводимость экспериментального результата в других исследованиях и сопоставимость результата, полученного одним исследователем с результатами, полученными другим исследователями.

Таким образом, принципы отражают соответствие замысла исследователя реальной системе, которую он реализует.

Каждому онтологическому элементу соответствует гносеологический элемент:

1. Метод характеризуется дефектами, то есть функционально может быть непригодным для решения исследовательской задачи.

2. Объект является источником фактов.

3. Предмет (психика) характеризуется факторами-переменными, влияющими на нее в ходе исследования.

4. Условия (среда) является источником артефактов.

5. Эффект характеризует оценку результатов проведенного исследования: исследование может быть эффективным и неэффективным.

Соответственно В. И. Мамсик выделяет 5 основных гносеологических принципов:

1. принцип регистрации фактов;

2. принцип планирования факторов;

3. принцип контроля дефектов;

4. принцип элиминации артефактов;

5. принцип контроля результата.

Основные события в создании экспериментальной психологии

(По материалам: Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 17—21)

XVI век — первые сведения о психологических экспериментах.

XVIII век — начало систематической постановки психологических экспериментов с научной целью (большей частью, опыты с элементарными зрительными ощущениями).

1860 — публикация книги Г. Т. Фехнера «Элементы психофизики», основавшей психофизику и считающейся первой работой по экспериментальной психологии.

1874 — публикация книги В. Вундта «Физиологическая психология».

1879 — основание психологической лаборатории Вундта, в которой была создана первая научная психологическая школа.

1885 — публикация работы Г. Эббингауза «О памяти», в которой автор приходит к пониманию задачи экспериментальной психологии в качестве установления функциональной связи между определёнными явлениями и определёнными факторами посредством решения каких-либо задач.

Источник:
Экспериментальная психология
Категория: Разделы психологии Экспериментальная психология — область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их
http://psychologylib.ru/enc/item/f00/s00/e0000048/index.shtml

Экспериментальная психология в схемах и комментариях

Экспериментальная психология в схемах и комментариях. Худяков А.И.

СПб.: 2008. — 320 с.

В учебном пособии систематизированы знания в области экспериментальной психологии, от её методологических трудностей до практических прикладных аспектов. Весь материал представлен в виде схем, сопровождающихся комментариями, и следует логике научного исследования, а также его описания.

Содержание пособия соответствует всем требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Экспериментальная психология».

Пособие предназначено для студентов, магистрантов и аспирантов психологических специальностей, а также будет полезно всем, кто интересуется психологией как наукой.

Глава 1. Принципы научного исследования 9

1.2. Три подхода к познанию 12

1.3. Этапы развития познания 14

1.4. Соответствие между различными подходами к познанию и этапами развития познания 16

1.5. Сущность номотетического подхода 18

1.6. Теория и эксперимент 20

1.7. Принципы проверки теории 22

1.8. Реальный мир и его представление в научном познании 24

1.9. Некоторые особенности построения теории 26

1.10. Эмпирическая загруженность теории (схема Хольцкампа) 28

1.11. Четыре «формальные ступени» экспериментирования 30

1.12. Интерпретация и объяснение результатов 32

1.13. Обобщение. Виды обобщений 34

1.14. Объяснения 36

1.16. Ошибочные выводы 40

1.17. Основные этапы научного исследования 42

1.18. Психологическая гипотеза исследования 44

1.19. Основные характеристики научной гипотезы 46

1.20. «Хорошая» гипотеза 48

1.21. Содержание экспериментальных (рабочих) гипотез 50

1.22. Виды гипотез 52

1.23. Варианты гипотез 54

1.24. Основные проблемы эмпирической науки 56

1.25. Эмпирико-индукционная доктрина 58

1.26. Экспериментальная гипотеза как основной инструмент эмпирического исследования 60

1.27. Экспериментальная гипотеза в эмпирическом исследовании 62

Глава 2. Методологические основы психологического исследования . 65

2.2. Предмет психологии 68

2.3. Методы исследования 70

2.4. Структура психики 72

2.5. Структура психики по В. А. Ганзену 74

2.6. Создание научной психологии 76

2.7. Г. Т. Фехнер и В. Вундт 78

2.8. Атрибуты научной психологии 80

2.9. Связь между экспериментальной и общей психологией 82

2.10. Методологические основы экспериментальной психологии 84

2.11. Методологические принципы 86

2.12. Разработка инструментария эмпирического исследования 88

2.13. Предмет и задачи экспериментальной психологии 90

2.14. Эксперимент — основа психологического исследования 92

2.15. Критика экспериментальной психологии 94

2.16. Уровни психического отражения и регуляции 96

2.17. Соотношение герменевтики и естественнонаучного метода 98

2.18. Эксперимент в психологии — доводы «против» и «за» 100

2.19. Направления в психологии 102

2.20. Бихевиоризм 104

2.21. Психология в России 106

2.22. Теория деятельности 108

2.23. Этика психологических исследований 110

Глава 3. Классификация методов исследования в психологии 113

3.2. Примеры критериев (оснований) классификации 116

3.3. Классификация методов Г. Д. Пирьова 118

3.4. Классификация Б. Г. Ананьева 120

3.5. Классификация В. В. Никандрова 122

3.6. Классификация М. С. Роговина и Г. В. Залевского 124

3.7. Классификация В. Н. Дружинина 126

3.8. Организационные методы 128

3.9. Классификация И. Шванцары и В. Смекала 130

3.10. Классификация А. И. Худякова и К. Д. Зароченцева 132

Глава 4. Обработка результатов исследования 135

4.2. Представление и обработка данных 138

4.3. Общая схема обработки результатов исследования 140

4.4. Качественный анализ 142

4.5. Количественный анализ 144

4.6. Первичная обработка данных 146

4.7. Построение гистограммы 148

4.8. Вторичная обработка данных 150

4.9. Числовые характеристики гистограммы 152

4.10. Параметрическая статистика 154

4.11. Законы распределения вероятностей 156

4.12. Нормальный закон распределения вероятностей 158

4.13. Принятие статистического решения 160

4.14. Статистический критерий 162

4.15. Понятие статистической выборки 164

4.16. Последовательность обработки данных на примере сравнения двух выборок 166

4.17. Понятие корреляционного анализа 168

Глава 5. Измерения в психологии 171

5.2. Метрология 174

5.3. Теория ошибок 176

5.4. Измерение в психологии 178

5.5. Психологическое измерение-эксперимент 180

5.6. Типы измерительных шкал 182

5.7. Шкалы С. С. Стивенса 184

5.8. Компоненты процесса психологического измерения 186

5.9. Методы психологического измерения 188

5.10. Прямые методы измерения 190

5.11. Свойства прямых методов 192

5.12. Основы психометрии 194

5.13. Измерение и психодиагностика 196

Глава 6. Метод наблюдения 199

6.2. Преимущества и недостатки метода наблюдения 202

6.3. Методология наблюдения 204

6.4. Формы наблюдения 206

6.5. Наблюдение объекта 208

6.6. Виды наблюдения 212

Глава 7. Вербально-коммуникативные методы 215

7.3. Искусство слушать 220

7.4. Метод опроса 222

7.5. Виды вопросов 224

7.6. Интервью 226

7.7. Проведение интервью 228

7.8. Метод анкетирования 230

7.9. Составление анкеты 232

Глава 8. Теория психологического эксперимента 235

8.2. Определение эксперимента 238

8.3. Виды экспериментов 240

8.4. Переменные в эксперименте 242

8.5. Наблюдение и эксперимент 244

8.6. Эксперимент и наблюдение 246

8.7. Характеристики психологического эксперимента 248

8.8. Валидность эксперимента 250

8.9. Факторы, угрожающие внутренней валидности эксперимента 252

8.10. Подготовка эксперимента 254

8.11. Организация экспериментального взаимодействия 256

8.12. Безупречный эксперимент 258

8.13. Организация эксперимента 260

8.14. Схема психологического эксперимента 262

8.15. Выборка испытуемых 264

8.16. Взаимодействие испытуемых и экспериментаторов 266

Глава 9. Планирование эмпирических исследований 269

9.2. Планирование эксперимента 272

9.3. Методы улучшения результатов эксперимента 274

9.4. Понятие контроля экспериментальной ситуации 276

9.5. Методы контроля нерелевантных стимулов 278

9.6. Комплексные планы 280

9.7. Преимущества и недостатки простых и комплексных планов 282

9.8. Квазиэксперименты 284

9.9. Квазиэкспериментальные планы с малым N 286

Глава 10. Основы психофизики 289

10.2. Физические характеристики сигналов и их психические корреляты 292

10.3. Модальность сигнала 294

10.4. Схема построения сенсорного образа 296

10.5. Пороги чувствительности 298

10.6. Пороговая проблема 300

10.7. Метод минимальных изменений 302

10.8. Метод констант (метод постоянных раздражителей) 304

Источник:
Экспериментальная психология в схемах и комментариях
Скачать: Экспериментальная психология в схемах и комментариях. Худяков А.И. (pdf)
http://www.alleng.ru/d/psy/psy149.htm

Экспериментальная психологияИстоки, определения, виды и типы тестов, результаты тестирования

Истоки, определения, виды и типы тестов, результаты тестирования. Методы экспериментальной психологии

Эксперимент в психологии стал решающим фактором в преобразовании психологических знаний, он выделил психологию из философии и превратил ее в самостоятельную науку. Различные виды исследования психики при помощи экспериментальных методов это и есть экспериментальная психология.

С конца 19 века ученые вплотную занялись изучением элементарных психических функций — сенсорных систем человека. Вначале это были первые робкие шаги, которые подвели фундамент под здание экспериментальной психологии, отделив ее от философии и физиологии.

Особенно следует заметен Вильгельм Вундт (1832-1920), немецкий психолог, физиолог, философ и языковед. Он создал первую в мире психологическую лабораторию (международный центр). Из этой лаборатории, получившей впоследствии статус института, вышло целое поколение специалистов по экспериментальной психологии.

В первых своих работах В. Вундт выдвинул план разработки физиологической психологии как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы и выяснения закономерной связи между ними.

Предметом психологии Вундт считал непосредственный опыт — доступные самонаблюдению явления или факты сознания; однако высшие психические процессы (речь, мышление, воля), он считал недоступными эксперименту, и предложил изучать их культурно-историческим методом.

Вначале главным объектом экспериментальной психологии считались внутренние психические процессы нормального взрослого человека, анализируемые с помощью специально организованного самонаблюдения (интроспекции), а затем эксперименты проводились над животными (К. Ллойд-Морган, Э. Ли Торндайк), исследовались душевнобольные, дети.

Экспериментальная психология начинает исследовать не только общие закономерности психических процессов, но и индивидуальные изменения чувствительности, времени реакции, памяти, ассоциаций и т.д. (Ф. Гальтон, Д. Кеттел).

Гальтон разработал приёмы диагностики способностей, которые положили начало тестированию, методы статистической обработки результатов исследований (в частности, метод исчисления корреляций между переменными), массовое анкетирование.

Кеттел рассматривал личность как совокупность некоторого числа эмпирически (при помощи тестов) установленных и более или менее автономных психологических характеристик.

Предпосылкой возникновения дифференциальной психологии, изучающей индивидуальные различия между людьми и группами, на рубеже 19 и 20 веков явилось введение в психологию эксперимента, а также генетических и математических методов.

В настоящее время методы экспериментальной психологии широко применяются в различных областях человеческой деятельности. Прогресс человеческого познания уже немыслим без методик экспериментальной психологии, тестирования, математической и статистической обработки результатов исследований. Успехи экспериментальной психологии основаны на использовании методов различных наук: физиологии, биологии, психологии, математики.

Тест (англ. test — проба, испытание, исследование) экспериментальный метод в психологии и педагогике, стандартизированные задания, позволяющие измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.

Тесты начали применяться в 1864 году Дж. Фишером в Великобритании для проверки знаний учащихся. Теоретические основы тестирования были разработаны английским психологом Ф. Гальтоном в 1883 году: применение серии одинаковых испытаний к большому числу индивидов, статистической обработке результатов, выделение эталонов оценки.

Термин «тест» впервые ввёл американский психолог Дж. Кеттел в 1890 году. Предложенная им серия из 50 тестов фактически представляла программу определения примитивных психофизиологических характеристик: базирующихся на наиболее разработанных в то время психологических экспериментах (например, измерение силы правой и левой рук посредством динамометра, скорости реакции на звук, и т.д.)

Французский психолог А. Бине применил принципы тестологических исследований к высшим психическим функциям человека: в его серию тестов (1891) вошли задания на испытание памяти, типа представления, внимания, эстетические и этические чувства и т.д.

Первый стандартизированный педагогический тест был составлен американским психологом Э. Торнодайком. Развитие тестирования было одной из причин, обусловивших проникновение в психологию и педагогику математических методов.

Американский психолог К. Спирмен разработал основные методы корреляционного анализа для стандартизации тестов и объективного измерения тестологических исследований. Статистические методы Спирмена — применение факторного анализа — сыграли большую роль в дальнейшем развитии тестирования.

Значительное распространение тестирование получило в психотехнике для профессионального отбора. Интенсивное развитие психотехники приходится на время 1-й мировой войны 1914-1918 года, когда первоочередными стали вопросы профессионального отбора для нужд армии и военного производства. В связи с этим широкое применение в психотехнике имеет метод тестов.

Наибольшее развитие тестологического исследования получили в США (например, за время 2-й мировой войны с 1939 по 45 год при мобилизации в армию было тестировано около 20 миллионов человек). В России составление и применение тестов относится к 20-м годам прошлого века, в 1926 году была опубликована первая серия тестов для школ.

С конца прошлого века эксперимент стал применяться и в исследовании высших умственных процессов (суждения, умозаключения, мышления), хотя раньше неоднократно высказывалось убеждение, что эксперимент может применяться только к элементарным психическим процессам.

Для чего нужны психологические тесты? Чтобы выяснить, что испытуемый может, а какие задачи пока решить не в состоянии. Для этого в тест вводится определенное содержание в отношении тех знаний и умений, которые будут изучаться.

Составление тестов строится по единой схеме: определение целей тестирования, составление тестов в черновом виде, апробация тестов на репрезентативной выборке испытуемых и исправление недостатков, разработка шкалы измерений (на основе качественных соображений и статистической обработки результатов) и правил интерпретации результатов.

Качество тестов определяется по таким характеристикам, как надёжность, валидность (соответствие полученных результатов цели тестирования), дифференцирующая сила заданий и др.

Валидность теста — это его психометрическая характеристика, действительная способность теста измерять ту психологическую характеристику, для диагностики которой он заявлен и указывает на степень соответствия получаемой информации диагностируемому психическому свойству.

Количественно валидность теста может выражаться через корреляции результатов, полученных с его помощью, с другими показателями, например, с успешностью выполнения соответствующей деятельности. Совокупность характеристик валидности теста, полученных экспериментально-статистическим способом — валидность эмпирическая.

Практическое использование тестирования связано главным образом с диагностированием личностных характеристик человека, выражаемых через количественные показатели.

Различают тесты вербальные и невербальные, это зависит от того, представлен или нет в тесте речевой компонент. Так, тест на словарный запас — вербальный, невербальный — тест, требующий определенных действий в качестве ответа.

Групповые и индивидуальные тесты отличаются тем, что при групповом тестировании исследуется группа испытуемых.

Тесты достижений и личностные тесты различаются на основе того, какие из свойств личности подвергаются тестированию.

Тесты достижений — это тесты успеваемости, тесты творческих возможностей, тесты способностей, сенсорно-моторные тесты и, конечно, тесты интеллекта.

Личностные тесты — это тесты на установки, характерологические тесты, интересы, темперамент и мотивационные тесты. Однако понятно, что это деление довольно схематично, возможны некоторые отклонения.

Объективные тесты включают в себя большинство тестов достижений и психофизиологических тестов. Это отличается от субъективных тестов, при выполнении которых испытуемый может не предполагать о действительной цели исследования.

Проективные тесты в результате дают ответ, который не может быть расценен как «правильный» или «не правильный», а должен быть дан свободный ответ, т.е. должен быть такой способ построения тестового задания, при котором испытуемый должен получить ответ «из головы», а не выбирать его из заданного списка.

Простые и сложные тесты различаются тем, что последние состоят из нескольких самостоятельных подтестов, по каждому из которых должен быть получен ответ, при этом высчитывается общая оценка. В случае соединения нескольких единичных тестов образуется тестовая батарея или пакет тестов.

Опросники также могут быть отнесены к тестам, если они удовлетворяют требованиям, предъявляемым к данному методу сбора психологической или социологической информации.

В настоящее время получили распространение критериально-ориентированные тесты, позволяющие оценивать испытуемого по отношению к заранее заданной норме, не сравнивая со среднестатистическими данными.

Норма в тестологии — это среднестатистические данные, полученные в результате предварительного тестирования определенной группы лиц. Переносить интерпретацию полученных результатов можно только на те группы испытуемых, которые по своим основным социокультурным и демографическим признакам аналогичны базовой.

Для повышения надежности результатов необходимо увеличить базовые выборки, т.е. повысить репрезентативность, ввести поправочные коэффициенты с учетом характеристик выборки, ввести невербальный способ предъявления материала.

Для наглядности результаты тестирования могут быть представлены в виде графического изображения по каждому подтесту тестовым профилем.

Источник:
Экспериментальная психологияИстоки, определения, виды и типы тестов, результаты тестирования
Диагностика способностей, внутренних психических процессов. Дифференциальная психология: тест, виды тестов, тестирование, валидность теста. Результаты тестирования: норма в тестологии, базовые выборки, поправочные коэффициенты, тестовый профиль.
http://www.effecton.ru/199.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

COMMENTS