Единство типичных видов жизнедеятельности человека определяется понятием

Единство типичных видов жизнедеятельности человека определяется понятием

Единство типичных видов жизнедеятельности человека определяется понятием

Слово «личность» в английском языке происходит от слова «персона». Первоначально оно обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний поверхностный социальный образ, который принимает человек, когда играет определенные жизненные роли, — некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Отсюда следует, что понятие «личность», в первую очередь, связано с социальной сущностью человека.

Слово «личность» широко используется в повседневном общении наряду с понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность», которые, однако, не являются тождественными. Необходимо провести разграничение между ними, чтобы определить понятие «личность».

Определение. Человекэто социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Понятие «человек» используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

Основные характеристики человека:

особое строение организма;

способность к трудовой деятельности;

Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием «индивид».

Определение. Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

Общие характеристики индивида:

целостность психофизической организации организма;

устойчивость по отношению к окружающей действительности;

Иначе, можно сказать, что индивид — это «конкретный человек» от рождения до смерти. Индивид — исходное состояние человека в филогенетическом и онтогенетическом развитии.

Личность же рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств. Личность — это социальная сущность человека.

Определение. Личностьэто конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся.

Сложнее определить понятие «индивидуальность», потому что, помимо личностных особенностей, которые выступают основными составляющими индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические и другие особенности человека. Можно дать следующее определение индивидуальности.

Определение. Индивидуальностьэто конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

С помощью понятия «индивидуальность» чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют сочетания. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения.

Источник:
Единство типичных видов жизнедеятельности человека определяется понятием
1. Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»
http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met121/node3.html

Интерпретация в системе объекта

Уровень жизни – это комплексная социально-экономическая категория, которая отражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения и условия в общества для развития и удовлетворения этих потребностей.

Образ жизни – философско-социологическое понятие, охватывающее совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом в единстве с условиями жизни.

Благосостояние – обеспеченность населения необходимыми материальными и духовными благами, т. е. предметами, услугами и условиями, удовлетворяющими определенные человеческие потребности.

Уклад жизни – образ жизни людей, определяемый характером собственности на средства производства: политическими, экономическими, социальными отношениями.

Человеческое развитие – возможности реализации человека как личности и как члена данного общества.

Качество жизни – совокупность показателей общего благосостояния людей, характеризующих уровень материального потребления, а также потребления непосредственно неоплачиваемых благ.

Социальные нормативы – научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе.

Потребность – состояние нужды организма (личности) в чем-либо необходимом для его существования.

Жизнедеятельность – это способ существования человека, нормальная повседневная деятельность и отдых.

Структурная операционализация в системе объекта

Интерпретация в системе предмета

Общественный строй – система общественных отношений, свойственных данному обществу на конкретном этапе его развития.

Политическая власть – реальная возможность какого-либо класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах.

Институт права – устойчивая и объективно обособленная группа юридических норм, регулирующих однородные общественные отношения, входящие в соответствующую отрасль права.

Экономический потенциал – совокупная способность отраслей народного хозяйства производить промышленную и сельскохозяйственную продукцию, осуществлять капитальное строительство, перевозки грузов, оказывать услуги населению в определенный исторический момент.

Слои населения – это группа людей, однородная по социальным, культурным и т.п. признакам.

Национальное богатство – представляет собой совокупность материальных ресурсов, накопленных продуктов прошлого труда и учтенных и вовлеченных в экономический оборот природных ресурсов, которыми обладает общество.

Здоровье населения – характеристика состояния здоровья членов социальной общности, измеряемая комплексом социально-демографических показателей: рождаемостью, смертностью, средней продолжительностью жизни, заболеваемостью и т.д.

Здравоохранение – комплекс государственных, социальных, экономических и др. мер, предпринимаемых обществом для охраны и улучшения здоровья членов этого общества.

Культура населения – это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции, присущие населению данного общества.

Образованность населения – это уровень образования как совокупности знаний, полученных в процессе обучения.

Структурная операционализация в системе предмета

Гипотезы исследования

1) официальный выход на пенсию качественно изменяет положение человека в обществе, его социальный статус, защищенность, уровень доходов, образ жизни и состояние здоровья (объяснительная);

2) ухудшение социального положения и снижение статуса пенсионеров обусловили изменение их экономического поведения, снижение социально-психологического настроя и доверия (объяснительная);

3) пенсионные проблемы возможно решить путем создания и развития региональных накопительных пенсионных систем как эффективной технологии пенсионного обеспечения граждан (гипотеза основания);

4) региональные накопительные пенсионные системы могут послужить улучшению качества жизни пенсионеров в ближайшей перспективе (гипотеза следствия);

5) региональные накопительные пенсионные системы могут способствовать социально-экономическому развитию регионов путем направления на эти цели сформированных в них ресурсов (гипотеза следствия);

6) главное социальное противоречие есть противоречие между конституционным правом пенсионеров «на заслуженный отдых», получением государственного обеспечения и вынужденной трудовой занятостью для содержания себя и своей семьи (описательная);

7) в результате осуществления пенсионной реформы переход от распределительной системы к системе распределительно-накопительной повысит уровень благосостояния пенсионеров России (прогностическая).

1) как социально-демографическая группа, пенсионеры имеют свои социально-психологические особенности: верность традициям, дисциплинированность, морально-нравственные качества, ценностные ориентации, социально-психологический настрой и другие (описательная);

2) увеличение доли пенсионеров в социальной структуре российского общества влечет за собой социальные, экономические и политические последствия (объяснительная);

3) социальное положение пенсионеров в условиях перехода к рыночной экономике резко ухудшилось, абсолютное большинство пенсионеров относят себя к бедным (описательная);

4) уровень доверия властным институтам, политическим партиям и политическим лидерам — низкий. Российские пенсионеры доверяют в «полной мере» лишь близким родственникам и авторитетным знакомым (описательная);

5) социально — психологический настрой пенсионеров пессимистический (описательная).

1. Бирман И. Уровень русской жизни (а также американской): вопросы-материалы-сравнения-некоторые ответы. М.: Научный мир, 2004.

2. Григорьева И.А. Политика рационализации социальных обязательств в отношении пожилых // Журнал исследований социальной политики. 2005. Т.3. №4.

3. Данные о переписи населения 2002 года. [Электронный ресурс] — http://www.perepis2002.ru

4. Еремина Н. Пенсионерам подкинули на бедность // Газета. 2010. №36.

5. Козлова Т.З. Мониторинг удовлетворенности пенсионеров материальным положением в 2000-е годы // Социс. 2006. №5.

6. Малева Т.М., Синявская О.В. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы. М.: Независимый институт социальной политики, 2005.

7. Овчарова Л. Профиль российской бедности // Население и общество. 2005. №89.

8. О пенсионной реформе. [Электронный ресурс] — http://www.npf.uralsib.ru/docs/questions/reforma/about.wbp

9. Опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения о повышении пенсионного возраста 2010г. [Электронный ресурс] — http://pensionary.ru/pensionnaya-sistema/opros-vserossiyskogo-tsentra-izucheniya-obschestvennogo-mneniya-o-povishenii-pensionnogo-vozrasta

10. Розенбаум М.Д., Ратманская Л.Б., Розенбаум А.В. Психологическая оценка качества жизни пожилых людей (сравнительный анализ) // Социс. 2005. №4.

11. Синявская О.В. Бедность пенсионеров. [Электронный ресурс] — http://www.polit.ru/research/2006/09/28/demoscope257.html#_ftn1

12. Тихонова Н.Е. Малообеспеченность в современной России. Причины и перспективы // Социс. 2010. №1.

Источник:
Интерпретация в системе объекта
Уровень жизни – это комплексная социально-экономическая категория, которая отражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения и условия в общества
http://infopedia.su/10xd2a.html

ОБРАЗ ЖИЗНИ

Найдено 11 определений термина ОБРАЗ ЖИЗНИ

вошедший в привычку способ жизнедеятельности, поведения людей.

вошедший в привычку способ жизнедеятельности, поведения людей, в которой воплощается: система господствующих социальных ценностей.

философско-социологическое понятие, охватывающее совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом в единстве с условиями жизни.

философско-социологическая категория, означающая устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в нормах их общения, поведения, складе мышления.

англ. way of living; нем. Lebensweise. Способ, формы и условия индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека (трудовой, бытовой, соц.-полит. и культ.), типичные для конкретно-истор. соц.-экон. отношений. См. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, СТИЛЬ ЖИЗНИ, ЖИЗНЕННЫЙ СТАНДАРТ, КАЧЕСТВО ЖИЗНИ.

устойчивая форма социального бытия, совместной жизнедеятельности людей, типичная для конкретных социальных отношений. Впервые рассмотрен М. Вебером в ходе социологического анализа религии как социокультурного явления. Понимался им как этически определенная модификация формы человеческого существования, исторически сложившаяся систе- ма жизнедеятельности, функционирующая на основе ценностных смысложизненных установок. Категория образа жизни связана с категориями «стиль жизни», «качество жизни», «способ жизни», «ритм жизни», но далеко не тождественна им. Изучение образа жизни обычно направлено на выделение общих черт и прослеживание интегративных тенденций в жизнедеятельности людей. Так, рассматривают образы жизни городской и сельский, предпринимательский, фермерский, вахтовый и т.д. [22, 43, 58].

OБРАЗ ЖИЗНИ, устоявшиеся, типичные для исторически конкретных социальных отношений формы групповой (обществ., классовой, социального слоя, семейной и др.), а также индивидуальной жизнедеятельности людей. Категория ?О. ж.? позволяет комплексно, во взаимосвязи рассматривать осн. сферы жизнедеятельности людей: их труд, быт, общественно-политич. жизнь и культуру, выявлять причины их поведения, обусловленного укладом, уровнем жизни, качеством жизни.

О. ж. формируется как результат воздействия на человека совокупности социально-экон. отношений, общественно-экономич. строя, идеологии и культуры, окружающей среды в той или иной общественно-экон. формации. В свою очередь, О. ж. оказывает активное влияние на экон. и социально-политич. процессы в обществе.

Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Социалистический образ жизни и современная идеологическая борьба, М., 1976; Бутенко А. П., Социалистический образ жизни, М., 1978.

Источник:
ОБРАЗ ЖИЗНИ
ОБРАЗ ЖИЗНИ, определение — понятие отечественной социологии, характеризующее конкретные социокультурные интерьеры (типичные формы, способы и механизмы)
http://voluntary.ru/termin/obraz-zhizni.html

Образ жизни как интегральное выражение жизнедеятельности личности, группы, общества

Образ жизни как интегральное выражение жизнедеятельности личности, группы, общества

Содержание

1. Образ жизни как интегральное выражение жизнедеятельности личности, группы, общества………………………………………3

2. Лидерство в группе. Классификация лидерства……………….12

3. Список использованной литературы……………………………..24

Образ жизни как интегральное выражение жизнедеятельности личности, группы, общества

Образ жизни – это устойчивая совокупность всего того своеобразно-отличительного, типичного, что присуще жизнедеятельности именно данной конкретной личности, группы и общества. Человек входит в жизнь как целостный феномен. Жизненная деятельность человека всегда несет на себе отпечаток уровня его развития как личности во всей ее разносторонности. Жизненная позиция личности формируется совокупностью всех социальных влияний на человека, и прежде всего системой общественного воспитания Личность есть системное и поэтому «сверчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами. Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционирования личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида.

Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого. Целенаправленное формирование личности человека предполагает её проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности.

Главная цель развития личности – возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе.

Понятие группа в психологической категории введено в XIX в. Группы – большие социальные сообщества. Для социально-психологического подхода характерен такой угол зрения. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния. Это имеет для Личности 2 важных следствия: с одной стороны, определяет объективное место Личности в системе социальной Деятельности, с другой -–сказывается на формировании сознания Личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп.

Группа – связка (итал.).

Как в индивидуальном развитии вслед за преодолением биологической, физической слитности с другим человеком стремление к свободе, к отделенности от себе подобных, заключенное в позиции ребенка «Я сам!», оказывается одним из этапов становления личности, так и понятие «общество» формируется по мере развития способности людей отделять себя от природы.

«Общество» — основополагающая категория современной социологии, трактующей его в широком смысле как обособившуюся от природы часть материального мира, представляющую собой, исторически развивающуюся совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга, а в узком смысле – как структурно или генетически определенный род, вид, подвид общения.

Образ жизни рассматривают с учетом многообразных условий общественной жизни:

1) естественно-географические предпосылки этой жизни: рельеф местности, естественные пути сообщения, климат, природные ресурсы и т.д.;

2) вся совокупность объективных условий данной общественной жизни: характер технологии, специфика экономических отношений, особенности политической организации;

3) «уровень жизни», т.е. уровень обеспеченности личности и населения в целом материальными, социальными и культурными благами и услугами;

4) целая сфера культурных детерминаций – национальных, религиозных, образовательных, бытовых, досуговых, ментальных и т.д.

Решающим базисом любого конкретного образа жизни выступает источник средств существования. В зависимости от характера этого источника все население принято подразделять на две большие группы:

Самодеятельное население – это все те, кто имеет самостоятельный источник дохода и вполне самостоятелен в своем образе жизни.

Несамодеятельное население – это все те, кто лишен самостоятельного источника средств своего существования, и поэтому существует на чьем-то иждивении – частном или благотворительном (дети, домохозяйки, безработные и т.д.).

В самодеятельном населении в зависимости от характера источника дохода выделяют две подгруппы населения – экономически активного и неактивного. Экономически активное население – это все те, кто существует на доход от какого-либо занятия:

1) все занятые какой-то приносящей доход трудовой деятельностью («занятое население»);

2) официально зафиксированные безработные, как лица, лишь временно утратившие занятость, ищущие работу и временно же существующие на соответствующее государственное пособие;

3) военнослужащие и заключенные исправительно-трудовых учреждений.

Экономически неактивное население – это все те, кто имеет самостоятельный доход нетрудового характера. Можно выделить три группы экономически неактивного населения, различимых по своему статусу и образу жизни:

1) это все те, чей нетрудовой доход находится в прямой связи с прошлым или предстоящим трудовым доходом (пенсионеры, студенты — стипендиаты). Их образ жизни, система жизненных ценностей, менталитет наиболее близки к ориентациям занятого населения;

2) все те, чей нетрудовой доход обусловлен находящейся в их распоряжении собственностью: проценты и дивиденды вкладов и помещенного капитала, доходы от сдачи в аренду, наследство и т.д.;

3) все те, кто существует на «случайные», в том числе и на противоправные доходы – нищие, бродяги, проститутки, преступники и деклассированные элементы. Их образ жизни демонстрирует наибольшие отклонения от общепринятых в данном обществе нормативов образа жизни.

Качественная и количественная определенность образа жизни.

Качественная определенность образа жизни представлена содержательной спецификой характерных для данного общества видов и форм жизнедеятельности. Эта специфика предопределяется сложившимися в данном обществе технологическими и социально-экономическими условиями его существования. С понятием качественная определенность образа жизни нельзя смешивать понятие «качество жизни». Качество жизни характеризуется:

1) как совокупность объективных условий существования личности, группы, общества в целом;

2) субъективная оценка личностью или группой степени своей удовлетворенности сложившимся образом жизни и условиями, его предопределяющими.

Если уровень жизни фиксирует только соотношение доходов и расходов, то качество жизни – тонкий и чувствительный интегральный индикатор, учитывающий например, такие признаки: живет человек в престижном районе или нет, пользуется общественным транспортом или личным, питается экологически чистыми продуктами питания или токсичными, имеет доступ к культурным ценностям или нет и т.п.

Количественная определенность образа жизни четко фиксируется в том распределении времени, которое затрачивается личностью, группой, обществом на соответствующие формы деятельности.

Бюджет времени и баланс времени – это оба понятия, с помощью которых в современной науке описывается и изучается это временное распределение. Под балансом времени понимается распределение совокупного фонда времени (суток, недели, месяца, года и т. д.) данного субъекта образа жизни ( личности, группы, общества в целом) по различным видам присущей ему жизнедеятельности. Бюджет времени характеризуется достаточно устойчивой структурой предопределяемой спецификой тех форм жизнедеятельности, которые имеют место в современном обществе. Как правило, в ее составе выделяется время рабочее и внерабочее. В структуре внерабочего времени выделяют три временные позиции: время, связанное с работой; время бытовой жизнедеятельности, свободное время. В качестве субъекта (носителя) образа жизни могут выступать личности, группы, данное общество в целом.

Уровни образа жизни.

Фундаментальным в общей структуре образа жизни выступает личностный уровень образа жизни, который представлен двумя формами существования: ролестатусной и индивидуальной.

Ролевая форма образа жизни личности фиксирует конкретное своеобразие включенности индивида именно в данную ролевую совокупность форм жизнедеятельности, отвечающей определенному статусу.

В ролестатусной форме образа жизни фиксируется социально-типичное и поэтому устойчивое в поведении людей, все то, что отвечает нормативным стандартам поведения лиц данного социального статуса.

Индивидуальная форма образа жизни раскрывает перед нами индивидуально-типичное и устойчивое в поведении именно данной конкретной личности, ее личностные определенность и специфичность.

Ролестатусный и индивидуальный образ жизни личности обладает диахронической («возрастной») структурой. Она сводится к четырем последовательно-временным стадиям развертывания образа жизни личности – детство, молодость, зрелость, старость. На первых трех стадиях происходят последовательное накопление и обогащение поля личностной жизнедеятельности, на последней — доминируют процессы его естественного сужения и угасания. Групповой уровень образа жизни – это сумма наиболее типичных форм жизнедеятельности составляющих ее индивидов и формы жизнедеятельности группы как целостности. У каждого общественного слоя свои отличительные черты образа жизни, что в современной социологии получило специальное терминологическое закрепление – групповая «субкультура».

Структура образа жизни.

Структура образа жизни включает в себя следующие компоненты:
аксиологический (ценностный, нормативный), означающий ориентацию на соблюдение правил поведения;

поведенческий, выражающийся в привычках, устойчивых способах реагирования на различные социальные ситуации;

когнитивный, связанный с содержанием картин мира, познавательных стереотипов;

коммуникативный, обусловленный включенностью человека в систему социальных связей, а также состоянием активного словарного запаса различных социальных групп, их лексикой, стилистикой, жаргоном, профессионализмами, особой терминологией, произношением.

Существуют различные виды образа жизни:

здоровый, который предполагает правильное питание, соблюдение гигиенических норм, наличие психологически комфортных условий на работе и быту, занятие спортом, упорядоченный отдых, избежание стресса, крепкий сон, минимальное употребление алкоголя;

нравственно-здоровый, отвечающий содержанию основных ценностей жизни и культуры;

замкнутый, аскетический, предполагающий постоянную заботу о спасении души и спартанскую скромность;

богемный, связанный с нестрогим соблюдением повседневных норм общения;

студенческий, ассоциирующийся с беззаботностью и легким отношением к жизни. В рамках анализа жизненной позиции встает вопрос об образе жизни личности.

Образ жизни – совокупность типичных форм жизнедеятельности людей, объективно существующих в обществе: труд, общественно-политическая сфера, образование, досуг и отдых, личная, семейная жизнь и т.д. Свои социальные устремления личность реализует в материальной и духовно-идеологической жизни. Жизненная позиция выступает в этом ряду характеристикой конкретного субъекта, который в рамках данного образа жизни ведет материальную и духовно-идеологическую жизнь определенной направленности, содержания и активности. Личность – это ученик и соавтор человеческой истории, определенного образа жизни.

В момент жизненного выбора личность проходит испытание на зрелость и социальную устойчивость как сознательный субъект общественной жизни.

Понятие «жизненная позиция» связано с активным, избирательным отношением людей к природе и обществу, способностью человека делать выбор и принимать решения в тех или иных условиях, в том числе и в рамках определенного образа жизни. Объективными (внешними) условиями самоопределения личности выступает вся совокупность социально-экономических, политических и духовно-идеологических процессов конкретно-исторического общества (на уровне общества в целом и составляющих его социальных групп, на уровне региона, на уровне трудового коллектива и семьи). Своеобразными внешними условиями являются также и образы жизни коллективных и индивидуальных субъектов, с которыми она взаимодействует

Источник:
Образ жизни как интегральное выражение жизнедеятельности личности, группы, общества
Образ жизни как интегральное выражение жизнедеятельности личности, группы, общества Содержание 1. Образ жизни как интегральное выражение жизнедеятельности личности, группы,
http://studopedia.ru/8_71748_obraz-zhizni-kak-integralnoe-virazhenie-zhiznedeyatelnosti-lichnosti-gruppi-obshchestva.html

Понятие о жизнедеятельности человека

Сохранение жизни и условий, необходимых для ее поддержания, является естественной потребностью всех живых существ. По мере развития человеческой популяции сформировались общественные системы жизнеобеспечения: вооруженная и правовая защита, медицина, производство и распределение пищевых продуктов, одежды и других средств поддержания жизни. В последние два десятилетия производство техники и всплеск урбанизации общества потребовали создания новых систем обеспечения жизнедеятельности людей.

Жизнедеятельность — это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека, т.е. совокупность процессов, протекающих в любом организме и составляющих сущность и проявления жизни.

По своей сути жизнедеятельность представляет собой процесс взаимодействия факторов внутренней среды организма с внешней, окружающей средой.

К наиболее известным проявлениям деятельности большинства биологических систем, как правило, относят: межклеточную коммуникацию, клеточное распознавание, физиологические процессы клетки, развитие, биологическое размножение, взаимодействие между организмами и другие процессы.

В отличие от других организмов проявления жизнедеятельности человека более многочисленны. Их обстоятельное научное познание возможно лишь при четкой систематизации знаний на основе использования метода классификации по тем или иным критериям. Вместе с тем, право на существование имеют и иные точки зрения. Например, с позиции социологических наук явление жизнедеятельности человека «представляет собой основанную на материальном производстве и осуществляющуюся в системе общественных отношений, совокупность процессов сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования, развития».

Специалисты в области создания сложных технических систем, применяя для познания жизнедеятельности человека метод моделирования, рассматривают ее в качестве процесса. По их мнению, «модель процесса деятельности состоит из двух элементов: человека и среды, имеющих прямые связи — воздействие человека на среду, и обратные, обусловленные всеобщим законом реактивности материального мира». При этом система «человек-среда» имеет двухцелевую направленность: 1- достижение определенного эффекта (все виды человеческой активности: работа, отдых, быт, занятия спортом и т.д.) и 2- исключение нежелательных последствий (ущерба здоровью и жизни человека, пожаров, аварий, катастроф и т.п.).

С позиций медицинской науки целесообразно рассматривать организм человека как открытую саморегулирующуюся многофункциональную суперсистему, а его жизнедеятельность – как совокупность процессов, обеспечивающих осуществление функций поддержания жизни, то есть — жизненно важных функций.

Согласно теории функциональных систем академика П.К. Анохина осуществление каждой функции обеспечивается временной или постоянной специфической системой различных процессов и структур. Например, для осуществления поворота головы временно создается функциональная система, включающая в себя: головной и спинной мозг, двигательные нервы, костно-мышечный аппарат шеи, а также системы, постоянно обеспечивающие обмен веществ в организме. Одной из постоянных систем является функциональная система, поддерживающая оптимальный для обмена веществ уровень углекислого газа и кислорода и для этого объединяющая органы дыхания, сердце, аппарат кровообращения и кровь, органы пищеварения и выделения, железы внутренней секреции и т.д.

В зависимости от целевой установки организма его функции могут быть основными и вспомогательными.

Например, в общебиологическом аспекте основной функцией организма является репродуктивная функция, обеспечивающая воспроизводство себе подобных, а вспомогательной – функция выживания в реально существующих условиях.

Функция выживания, в свою очередь, интегрирует множество процессов и явлений, обеспечивающих максимальную продолжительность существования конкретного организма, продолжительность его жизни.

В ходе эволюции репродуктивной функции и функции выживания у человека сформировались системы активной осознанной деятельности, т.е. функциональные системы по выполнению физической и психической работы. Работоспособность (трудоспособность, боеспособность) и ее продолжительность приобретают особое общественное значение при рассмотрении человека в социальном аспекте, когда его организм используется в качестве орудия выполнения политических, экономических и других задач. Продолжительность трудоспособности, как и жизни вообще, зависит от выживаемости индивидуума, являясь в определенной степени результатом интегральной функции выживаемости.

Общеизвестно, что эффективность социально значимых функциональных систем обеспечения репродуктивности, работоспособности и выживаемости человека во многом зависит от эмоционального состояния организма, основу которого составляет эмоциональная реактивность — способность организма отвечать на изменения окружающей и внутренней сред возникновением эмоций.

Таким образом, жизнь человека, как биологического и общественного существа, проявляется, в основном, репродуктивностью, выживаемостью, работоспособностью и эмоциональной реактивностью, а под «жизнедеятельностью человека»следует понимать не только совокупность процессов, протекающих в его организме, но и процессов, осуществляемых человеком в окружающей среде с целью удовлетворения своих биологических и социальных потребностей.

Состояния здоровья и болезни знакомы каждому человеку. И каждый человек знает, что одновременно можно быть и больным и здоровым, что наши ощущения отражают лишь отдельные, частные и не всегда существенные нарушения тех или иных функций организма. Несмотря на то, что человеку иногда кажется, что он полностью болен, вполне очевидно, что универсальной болезни нет. Естественно, что не может быть и универсального здоровья.

Определения здоровья, как нормы существования человека, которое смогло бы быть безоговорочно принято учеными всех специальностей, нет. Медики и философы, социологи и экономисты, рассматривая данную абстрактно-логическую категорию с разных позиций, определяют ее по-своему, акцентируя внимание на аспектах, представляющих сугубо профессиональный интерес.

В российской медицинской литературе получило распространение мнение о том, что определение здоровья человека дано в 1946 г. при создании Всемирной организации здравоохранения. Однаков преамбуле устава, на которую у нас принято ссылаться, изложены лишь принципы, которые авторы текста посчитали основными «для счастья, гармоничных отношений между всеми народами и для их безопасности». Один из них сформулирован так: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». По общему признанию этот принцип является удачным политическим лозунгом и в этом качестве успешно используется в управлении государственными и межгосударственными структурами мирового сообщества.

В преамбуле и во всем английском тексте Устава Всемирной организации здравоохранения нет даже намека на толкование слова «health» (здоровье). Зато оно имеется в дополненном переводе 26-го издания Англо-русского медицинского энциклопедического словаря Т. Стедмана (2000 г.): «Health – здоровье — состояние организма с оптимальным функционированием органов и тканей, без признаков болезни или аномалий».

Подобное понятие существует и в русском языке. Например, в Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля (2-е издание, 1880 г.) написано: «ЗДОРОВЬЕ или здравiе ср. состояние животнаго тела (или растенiя), когда все жизненныя отправления идутъ въ полном порядке; отсутствие недуга, болезни».

При таком толковании слово «здоровье» приобретает значение научного, медицинского термина, так как состояние организма можно изучать и оценивать на молекулярном, клеточном, организменном и социальном уровнях.

В Федеральном законе Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дано следующее определение здоровья: «здоровье — состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма».

Для того, чтобы приведенное определение здоровья приобрело практическую значимость, необходима детальная характеристика основных функций человеческого организма с позиции их значения для жизни человека и общества. В зависимости от уровня исследования организма, критерии здоровья человека могут быть биологическими, медико-биологическими и общественно значимыми. К биологическим показателям состояния организма отнесены биохимические, гистохимические, цитохимические и другие. Медико-биологическими являются показатели состояния физиологических систем, иммунологической реактивности и других, общественно значимыми — показатели репродуктивности, выживаемости, работоспособности, эмоциональной реактивности.

Следовательно, здоровье— это состояние организма с оптимальным функционированием органов и тканей, то есть состояние, обеспечивающее осуществление жизненных функций. Соответственно, болезнь— это состояние организма с неудовлетворительным функционированием органов и тканей, то есть состояние организма, ограничивающее осуществление жизненных функций.

Источник:
Понятие о жизнедеятельности человека
Сохранение жизни и условий, необходимых для ее поддержания, является естественной потребностью всех живых существ. По мере развития человеческой популяции сформировались общественные системы
http://megaobuchalka.ru/4/12516.html

Понятие образа, стиля и уклада жизни

Если уровень жизни – категория объективная, то в понятиях образа, стиля и уклада жизни уже присутствуют отдельные признаки субъективности.

Понятие образа жизни исследовалось в основном советскими авторами[10]. Образ жизни – это способ жизнедеятельности отдельного человека, точнее говоря, способ удовлетворения потребностей. Человек выступает как единство влияний среды и сознательного начала. Следовательно, образ жизни человека зависит, с одной стороны, от условий существования, а с другой, от отношения к жизни, себе и окружающим. Понятие образа жизни отражает нравственные требования общества к человеку, его повседневному поведению. Государство, воздействуя на образ жизни, заботится о своей безопасности.

Понятие стиля жизни применяется для обозначения характерных специфичных способов самовыражения представителей различных социокультурных групп, проявляющихся в их повседневной жизни: деятельности, поведении, отношениях. Показателями стиля жизни являются особенности индивидуальной организации приемов и навыков трудовой деятельности, выбор круга и форм общения, характерные способы самовыражения (включая демонстративные черты поведения), специфика структуры и содержания потребления товаров и услуг, а также организация непосредственной социокультурной среды и свободного времени.

Стиль жизни – это образ жизни человека, приведенный им в соответствие с интересами группы, на которую он ориентируется. Стиль жизни представляет собой внешнее выражение образа жизни. Формирование стиля жизни происходит в большей мере сознательно, нежели складывание образа жизни, когда условия могут оказывать давление на человека. Формирование стиля жизни представляет собой часть процесса отождествления себя с группой.

Стиль жизни характеризуется ритмикой, интенсивностью, темпом жизни, а также социально-психологическими чертами быта и взаимоотношений между людьми.

Уклад жизни – это образ жизни человека, соответствующий традициям окружающей социальной среды. Если стиль жизни человек выбирает, то укладу подчиняется. Когда исследователи говорят об укладе жизни, они имеют в виду типичные признаки повседневности ? воспроизводство одних и тех же отношений, прагматизм, непроблематичное видение мира таким, каков он есть.

Таким образом, рассмотрение понятий, содержащих элемент субъективности, позволяет предварительно определить роль самого человека в обеспечении своего материального и душевного благополучия.

Источник:
Понятие образа, стиля и уклада жизни
Если уровень жизни – категория объективная, то в понятиях образа, стиля и уклада жизни уже присутствуют отдельные признаки субъективности. Понятие образа жизни исследовалось в основном советскими
http://studopedia.su/15_140216_ponyatie-obraza-stilya-i-uklada-zhizni.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Благодарность любимому в прозе Благодарность любимому в прозе Когда мы рядом, мне хочется уткнуться носом в твое крепкое плечо… (29)Письмо любимой девушке своими словами Признания в любви своими словами любимой девушке С тобою каждый миг волшебный и чудесный, ты… (23)Кейсы по конфликтологии Мини-кейс: 5 возможных реакций на ситуацию неравенстваМини-кейс: 5 возможных реакций на ситуацию неравенства Автор: Дмитрий… (8)Как вести себя с мужчиной овном после ссоры Как вернуть Овна после ссоры, если он ушел, если расстались – советы психологаКак вернуть Овна… (6)Как козерог переживает разрыв отношений Как мужчина переживает разрыв отношений Считаете, что только вы глубоко переживаете разрыв отношений с мужчиной?… (5)

COMMENTS