Духовный образ жизни это

11 ловушек, которые мешают вашему духовному росту

Духовный рост личности — это опыт, через который мы все проходим, когда переживаем процесс духовного пробуждения. Когда мы начинаем осознавать истину о том, кто мы есть, мы развиваем связь с нашей подлинной природой, Высшим Существом, или Душой.

По мере того, как мы постепенно продвигаемся по нашим тропам, наша духовная сущность начинает расцветать, подобно светящемуся цветку в сердце.

И чем больше мы очищаем мертвые, искаженные и излишне разросшиеся убеждения, взгляды и эмоциональный багаж внутри нас, тем яснее мы ощущаем нашу божественную сущность.

Когда мы хорошо ухаживаем за нашим внутренним садом, мы ощущаем все больше и больше любви, мудрости, мира и целостности, поскольку наша Истинная Природа медленно раскрывается для нас.

Тем не менее, как и любой сад, наши метафорические внутренние пейзажи могут быть уничтожены сорняками, эпидемиями и другими формами загрязнений, которые душат все прекрасное, что мы взращиваем. Иногда мы даже саботируем рост, происходящий внутри нас, сами того не подозревая.

[Сабота?ж (фр. sabotage от saboter — стучать башмаком) — умышленное неисполнение или небрежное исполнение определённых обязанностей, скрытое противодействие осуществлению чего-либо. Самая распространенная этимология слова идёт от фр. sabot — деревянный башмак, которым можно было заблокировать работу ткацких станков.]

Духовный рост — это процесс пробуждения к вашей истинной природе, осознание своей цели и потенциала. В процессе духовного роста вы испытываете расширение сознания и инсайт, также известный как состояние более высокого сознания.

У всего духовного развития есть одна цель: помочь вам реализовать свою Душу, Высшее Я, или Атман. Когда вы сможете соединиться со своей Душой, вы испытаете то, что понимается как просветление, «блаженство», «Единство», или «мокша».

Проблема духовного путешествия состоит в том, что оно часто изобилует ловушками различных видов. Эти ловушки не являются физическими, они ментальные и часто упоминаются как силы, препятствующие пробуждению.

Поскольку мы обрабатываем жизненные процессы прежде всего через ум, мы склонны рассматривать духовность также с помощью ума.

Проблема в том, что для духовности мысли являются слишком ограниченным инструментом.

Как только духовность захватывается в пределы мысли, она перестает соответствовать своей истинной сущности и вместо этого становится ограничивающим убеждением или догмой.

Другими словами, духовность теряет свою живую, вечно изменяющуюся сущность, когда она отделена и заключена внутри ума.

Подумайте об этом таким образом: вы когда-нибудь испытывали огромное благоговение и удивление в присутствии чего-то прекрасного и очаровательного, как, например, восход солнца?

Вы начинаете фотографировать его или описывать в текстовом сообщении, и в этот момент вы перестаете погружаться в чувство восхода солнца, вы больше не присутствуете в процессе восхода солнца.

Вместо этого вы пропускаете его через свои мысли, как через объектив фотоаппарата, или разбираете прекрасный природный процесс на отдельные детали в виде слов в сообщении. То же самое можно сказать и о духовности.

Чем больше мы используем ум для приближения к нашей Душе, тем более удаленной чувствует себя наша Душа.

Но как только мы отпускаем наши мысли и позволяем себе просто чувствовать нашу Душу, мы снова находимся у себя дома.

Подумайте об этом следующим образом: когда вы стремитесь настигнуть солнце за уходящим вдаль горизонтом, вы двигаетесь в его направлении, но вы не можете его достичь, потому что это иллюзия.

Но когда вы останавливаетесь и чувствуете присутствие солнца, сияющего на вашей коже, вы наслаждаетесь и больше не нуждаетесь в бесконечном преследовании.

Нам, как ориентированным на мышление существам, трудно стать осознающими свои мысли, поскольку мы были обусловлены тем, что отождествлялись с ними с раннего возраста.

Но как только мы сможем наблюдать наши мысли и то, как они имеют тенденцию саботировать наше счастье, мы испытаем настоящий духовный рост.

Ниже приведены одиннадцать из наиболее распространенных ловушек, в которые мы попадаем, продвигаясь на духовном пути.

Встреча с такими подводными камнями может привести к сильной боли и сопротивлению. Посмотрите, сколько из этих ловушек вы можете распознать у себя.

Уход в духовность – это практика использования духовности для уклонения, подавления или убегания от определенных эмоций или стрессовых ситуаций в жизни.

К обычным типам ухода в духовность относятся:

• замораживание своих эмоций посредством «одухотворенного» подавления и избегания;
• нездоровая одержимость и привязанность к позитивному (например, к позитивному мышлению) и принятие пассивно-агрессивной «красивой» маски;
• изнурительные рассуждения о негативности или теневой стороне личности человека;
• гнев-фобия;
• слабые личные границы;
• слепое или чрезмерно терпимое сострадание (в ущерб себе и другому);
• насильственная попытка «убить» эго и осудить его как плохое или злое;
• преувеличенное отстранение;
• застревание в теоретической духовности и догматических убеждениях в отношении «истины»;
• отказ от ответственности, предоставление ее другому высшему существу (например, духовному наставнику, ангелу);
• иллюзии достижения более высокого уровня бытия, чем другие;
• использование духовных практик для избежания неприятных эмоций: например, медитировать, чтобы отделиться от эмоций, а не преобразовать их.


2. Ловушка превосходства

Она проявляется в тенденции «смотреть сверху вниз» на других, которые не являются «сознательно развитыми» или «пробужденными».

Ловушку превосходства можно рассматривать как тонкое чувство «быть лучше» других, которые не являются «духовными».

В более крайних случаях эта ловушка может проявляться как тенденция набрасываться на людей, которые все еще «спят»,«слепые» или «овцы» общества.

Такого рода реагирование часто можно увидеть у людей, которые только что «проснулись» к состоянию мира, хотя и подверглись минимальному духовному росту.

Мы должны помнить, что каждый делает все возможное на своем уровне сознания. Когда придет время, все пробудятся.

Как только мы проснулись из «матрицы», мы часто отчаянно хотим, чтобы наши окружающие тоже пробудились. Мы можем видеть, сколько боли и заблуждений испытывают другие люди, и у нас возникает сильное желание «показать им правду».

Однако часто наша попытка насильно пробуждать людей быстро терпит неудачу. При всех наших хороших намерениях, наше желание «спасти» других вызывает у них отрицательную реакцию, таким образом, приводя в бешенство и их, и нас.

Чем менее отзывчивы они к нашим настойчивым попыткам «разбудить их», тем более расстроенными и отчужденными мы становимся. В конце концов, попытка заставить других проснуться заканчивает тем, что вредит и нам, и другим.

Эта ловушка порождает много гнева и недоразумений, что приводит к дальнейшему усилению эго, саботируя наш духовный рост. Дайте людям проснуться, когда они будут готовы.

Эта ловушка тесно переплетена с предыдущей ловушкой, за исключением того, что она больше ориентирована на предоставление рекомендаций другим.

Нет ничего плохого в том, чтобы помогать другим людям, если вы уважаете их границы. Но иногда расширение духовной перспективы дает эго возможность чувствовать себя более «знающим», чем другие, которые все еще находятся в ловушке иллюзии.

Когда незапрашиваемый совет предоставляется другим, результаты могут быть катастрофическими (гнев, расстройство, разрушения и т.д.).

Желание помочь другим может также использоваться, как способ убежать от насущной личной потребности в помощи. Под маской быть «духовным» и сострадательным помощь другим может быть лишь другой формой ухода в духовность.

Как только мы пробудимся и осознаем ложь и коррупцию, существующую в нашей нынешней социальной структуре, многие из нас отчаянно хотят изменить общество.

Мы попадаем в ловушку мысли о том, что свободу, честность и справедливость можно создать, изменив внешнюю систему.

В результате мы покупаемся на менталитет «нас против них» и «разделяй и властвуй», который является продуктом туннельного видения эго.

Мы не понимаем, что мы фактически ещё больше разжигаем коррумпированную систему, которая нуждается в гневе и хаосе, чтобы процветать и выживать.

Вместо того, чтобы понимать, что все истинные изменения происходят от внутренней революции, мы увязли в стремлении к внешней революции, которая несет ненадежные и кратковременные изменения.

Как только мы переживаем божественные и трансцендентные состояния бытия, в которых мы становимся Единым со всем, мы можем попасть в ловушку духовного нигилизма после прохождения такого опыта.

Другими словами, как только мы осознаем с точки зрения Вселенной, что все, что мы делаем, в конечном счете, не имеет значения, потому что все проходит, мы можем впасть в депрессивное мышление.

Используя такие истины, как «все есть иллюзия», человек, попавший в эту ловушку, как правило, рассматривает жизнь через ум.

Цепляясь умом за духовные истины, превращает их в личные убеждения, которые эго использует в качестве предлога, чтобы парадоксально чувствовать себя отделенным от Сущего.

Некоторые люди настолько увлечены духовным путем, что избегают заниматься обычными повседневными делами.

Эта форма эскапизма может приводить к отторжению человеческих отношений, отказу от оплаты счетов, уклонению от налогов, одержимостью «проживанием вне матрицы» и т.д.

Когда избегание повседневных обязанностей носится как сознательно поднятый флаг с претензией на большую духовность, это тоже скрытая форма эгоизма.

Избегание обычных обязанностей, которые не воспринимаются как «достаточно духовные», также может быть формой отвлечения, которую эго использует для ограничения духовного роста.

Чем больше вы озабочены и одержимы идеей жить внешне «духовной» жизнью, тем дальше от вашей душевной работы вы находитесь. Иногда нам нужно кормить акул, чтобы жить мирной и гармоничной жизнью.

Помните древний Дзен, говорящий: «Перед Просветлением: рубить дрова, нести воду; после Просветления: рубить дрова, нести воду».

Мы должны быть смиренными и осознавать, что обычная повседневная жизнь — идеальное место для духовного роста и созревания.

Вскоре после того, как мы переживаем духовное пробуждение и осознаем все сумасшествие этого мира, мы часто застреваем на самокритике.

Мы можем начать воспринимать мир как «тюрьму», а других людей — «пленниками» или даже «захватчиками». Шок пробуждения может привести нас к тревоге и паранойе.

Неизбежно, что мы можем начать чувствовать себя жертвами, в результате чего мы обвиняем других людей и высшие силы в том, что мы чувствуем.

Духовную ловушку самобичевания можно увидеть в социальных сетях, которые часто становятся грустной вечеринкой для новичков. В конце дня мы должны увидеть, что именно наши мысли заставляют нас страдать, а не другие люди или ситуации.

Как только мы сможем взять на себя ответственность за свои взгляды и убеждения, мы снова сможем стать уверенными в себе.

Эта ловушка связана с ранее упомянутой ловушкой желания помочь другим.

Комплекс Спасителя принят людьми, которые ощущают чувство превосходства над остальным человечеством.

Их чувство «уникальности» и «духовное возвышение» может заставить их почувствовать себя так, как будто они предназначены для исправления мира.

Комплекс Спасителя чаще всего можно увидеть в кругах «работников света/звездных посланников/целителей», которые стремятся встать на пьедесталы, полагая, что их космический долг «спасти планету».

Это восприятие совпадает с убеждением, что есть что-то «неправильное» с реальностью, другие люди «испорчены» и должны быть исправлены (что является точкой зрения эго).

Такое восприятие также усиливает чувство «индивидуальности» и самооценки эго.

Комплекс Спасителя может продвинуться на один шаг дальше и превратиться в комплекс Мучеников. Мученики считают, что они должны «нести бремя» других.

Очевидно, что это крайне нездоровый образ жизни, основанный на христианской обусловленности (вспомните историю Иисуса). «Несущие» чужую боль мученики уклоняются от ответственности за собственное счастье и потворствуют незрелому поведению других людей.

Почувствовав глубокие и обширные мистические переживания, которые часто наступают после значительного духовного роста, для нас становится обычным привязаться к этим переживаниям.

Это может быть болезненно: спуститься с высоты этих переживаний и вернуться к обычной, непросветлённой реальности. Также мы можем привязаться к нашей «истории» и убеждениям о духовности.

Поскольку ум пытается придать смысл этому трансцендентному опыту, он часто будет зацикливаться на различных идеях как какой-то форме контроля.

Но чем больше мы привязываемся к нашим убеждениям, историям, желаниям и мысленным интерпретациям, тем больше страдаем. Мы забываем, что все проходит, даже трансцендентные переживания.

Просветление — это не цель, а полная сдача; фундаментальное изменение в способе восприятия жизни.

Привязанность — это, пожалуй, самая распространенная ловушка, которая саботирует наш духовный рост.

С одной стороны, привязанность к идеям помогает нам расти, но в конечном итоге те идеи, которые мы не хотим отпускать, приводят к застою нашего роста.

Когда идеи становятся защитными оболочками, а не катализаторами нашего роста, возникает большая проблема.

Нам нужно понять, что свобода не может быть пережита через ум. Свобода ощущается, когда мы можем быть освобождены от привязанности к нашим мыслям.

Когда мы продвигаемся по нашим духовным путям, это нормально и полезно для нас — искать внешнюю поддержку.

Чтение книг, участие в симпозиумах и семинарах, посещение ретритов, практика холических техник и обретение личного гуру — все это помогает нам ощущать духовный рост.

Однако через некоторое время мы становимся так сильно зависимыми от внешних ответов, что не можем быть свободными и счастливыми.

Такое заблуждение может быть замечено в одержимости многих духовных искателей прославлением своих гуру (другими словами, отрицание своей божественности и проектирование ее на другую личность).

В конце концов, когда мы привыкаем постоянно искать ответы вне себя, мы забываем о присутствии нашей собственной Души.

Мы забываем, что наш главный источник руководства и мудрости находится внутри нас, и вместо этого мы продолжаем гнаться за вещами вне нас самих, которые, как мы считаем, «просветлят» нас.

Нам нужно остановиться, сделать паузу и подумать о наших духовных путешествиях.

Ищем ли мы опыт из первых рук или бывший в употреблении опыт других?

Не забудьте также посмотреть внутрь, чтобы найти ответы, потому что, благодаря соединению с вашей Душой, вы, в конце концов, испытаете свободу.

Чтобы увидеть и вырваться из этих ловушек, нам нужно быть предельно честными с самими собой.

Нам нужно быть готовыми осознать, что мы действительно заблудились и попали в эго. Мы также с огромной пользой исследуем наши Теневые самости и изучаем наши ошибочные убеждения.

Не беспокойтесь, если вы попали в любую из этих ловушек. Мы все попадаем в ловушки эго.

Нам может быть особенно трудно ясно это видеть, когда эго «одухотворяет» и возвышает определенные убеждения и идеи.

Чем более открытым, смиренным и честным вы являетесь, тем быстрее можно увидеть эти проделки и освободиться.

В заключение хочу сказать: не бойтесь темноты. Не бойтесь ошибиться. Все, что случается, независимо от того, насколько оно болезненно, является возможностью обучения.

В конечном счете, ваша Душа — это все, что вам нужно найти.

P.S. Если у вас есть какие-то дополнительные мысли или идеи о ловушках, которые тормозят ваш духовный рост? Расскажите о собственном путешествии к духовности.

Переводчик, учитель английского языка, консультант реинкарнационики

Источник:
11 ловушек, которые мешают вашему духовному росту
Знаете ли вы, какие 11 ловушек замедляют духовный рост личности? Избежать этих ловушек можно, если знаете, что они собой представляют.
http://journal.reincarnationics.com/duhovnyi-rost-lichnosti/

Духовный образ жизни это

С тех пор как я начал вести праведный образ жизни, моя жизнь постепенно но уверенно поменялась в положительную сторону, а все задачи и вопросы сильно упростились.

Что же такое – праведный образ жизни? Всё очень просто, ты живёшь в первую очередь по законам совести. Кроме того ты соблюдаешь все 10 заповедей. И в третьих, ты живёшь в первую очередь для других а не для себя.

Я уже давно перестал лгать, и отпала необходимость запоминать что и где соврал. Мне не нужно оправдываться за свои поступки, так как я не совершаю ничего дурного. Главным мерилом моих действий является совесть, которая без труда подсказывает, что хорошо а что плохо. Если возникают вопросы, я просто нахожу на них ответы.

Я благодарен Богу за то что он находит для меня возможность помогать безвозмездно друзьям, близким и незнакомцам. Помогая, я не прошу ничего взамен, так как любое добро автоматически рано или поздно возвращается на круги своя. Я не пью и не курю, не употребляю никаких веществ, уделяю равное внимание своей семье и родителям. Веду здоровый образ жизни и употребляю только здоровую пищу.

Я никому не навязываю свою точку зрения, однако если кто-то спрашивает у меня совета, то я не могу отказать. Если человек не понимает моих слов, то либо я не умею объяснять, либо он не хочет понять. С тех пор как я начал общаться с Богом, я понял как нужно жить, и такая жизнь приносит свои результаты. Я заметил это по общению с совершенно незнакомыми людьми, так как наше общение происходит в таком ритме, будто бы мы уже были старыми друзьями. Я уважаю каждого, до тех пор пока тот не убедит меня в обратном. Но и в этом случае, не могу осуждать человека, а просто продолжаю общение с другим. Мы все равны перед богом и друг-другом, и если кто-то считает что это не так, рано или поздно убедится в обратном. Жизнь нам всё время подсказывает ответы на любые вопросы, главное правильно их услышать, понять и по возможности принять во внимание.

Поддержка тела в хорошей физической форме, позволяет мне чувствовать себя живым, активным и здоровым. Это не сложно, главное в этом деле регулярность и сила воли. Ничто не даётся просто так с воздуха, и если ты не прилагаешь усилий ради собственного блага, ты не сможешь получить то что хочешь.
Любое общение строится на взаимном уважении друг-друга и терпимости к чужим недостаткам. Прежде чем искать соринку в чужом глазу, вытащи бревно из своего. А вытащив, попробуй помочь другому так, чтобы тот не испытывал дискомфорта. Вместо критики, попробуйте найти даже в самом отвратительном человеке хоть одно достоинство и развивайте его. Помните что никакие убеждения в праведном образе жизни не заставят других изменить её, только собственный пример.

Любите других как самого себя, и тогда ваша жизнь резко улучшится. Перестаньте думать о своих потребностях, умерьте свои соблазны и жажду к удовольствиям и жизнь отблагодарит вас. Любое самоограничение воспитывает силу воли и стойкость духа к любым неприятностям. Дух первичен – материя вторична. Не позволяйте отравлять свою жизнь чрезмерной жаждой к удовлетворению своего эго, учитесь радоватся тому что есть и благодарить Бога за всё. Он уже подарил вам жизнь, а стало быть есть повод для благодарности.

Любите и уважайте своих родителей, даже в тех случаях когда они не понимают вас, и вы не чувствуете поддержки с их стороны. Возможно в этот момент они нуждаются в вашем участии. Вы моложе, вы сильнее, так и оставайтесь такими. Бог вам в помощь.

Будьте стойкими к любым проявлениям грубости, хамства и невежества. На любое хамство отвечайте добром и искренностью. Любой вызов и лесть принимайте с одинаковым спокойствием. Любое зло имеет накопительный эффект и отвечая злом на зло, вы тем самым только увеличиваете негатив. А любой негатив рано или поздно находит выход, как неконтролируемая ядерная реакция. Поэтому пыл любой ссоры возможно погасить холодным спокойствием и собранностью. Хам вряд ли захочет оскорбить в лицо того кто его сильнее, поэтому будьте сильными и тем самым вы заранее обезопасите себя от неприятностей.

Не стоит ждать помощи от других всегда надейтесь только на себя. Тот кто хочет помочь и может это сделать, сделает. Не бойтесь просить, но прося что-то у других не питайте надежд на то что вам ответят положительно. Чаще всего мы разочаровываемся не от отказов, а от своих ложных надежд. Всё что не делается, делается к лучшему.

Содержите ваш дом и мысли и слова в чистоте. Бранные слова словно мусор во дворе дома. И любому приятнее ходить там где чище, поэтому своими словами вы демонстрируете чистоту помыслов.

Праведный образ жизни это трудный путь, но любой путь труден только в начале с непривычки. Если не сворачивать с него, ты увидишь как это легко, и как просто меняется твоя жизнь в положительную сторону.
Праведный путь это путь развития и постоянной работы над собой. Любое дело по плечу если в душе отсутствует страх и сомнение. Тот кто говорит я не могу обманывает в первую очередь самого себя, ведь рядом всегда найдётся пример того кто может, и делает это легко. Отсутствие желания учится и силы воли делает нас слабыми, а равнодушие и страх парализуют.

Бог дал нам возможность самим делать выбор своего пути, а это самая лучшая тактика с позиции всесильного. Так что выбор у вас есть, и никогда не поздно повернуть в другую сторону.

Да хранит вас Бог
Ваш друг, мистер Вихлюн

Источник:
Духовный образ жизни это
С тех пор как я начал вести праведный образ жизни, моя жизнь постепенно но уверенно поменялась в положительную сторону, а все задачи и вопросы сильно упростились. Что же такое – праведный образ жизни? Всё очень просто, ты живёшь в первую очередь по законам совести. Кроме того ты соблюдаешь все 10…
http://duhovnyi-put.livejournal.com/44774.html

Здоровый образ жизни как духовно-нравственная ценность безопасного существования человека Текст научной статьи по специальности — Социология

Здоровый образ жизни как духовно-нравственная ценность безопасного существования человека Текст научной статьи по специальности «Социология»

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Майкова Нина Олеговна

Похожие темы научных работ по социологии , автор научной работы — Майкова Нина Олеговна,

Текст научной работы на тему «Здоровый образ жизни как духовно-нравственная ценность безопасного существования человека»

здоровый образ жизни как духовно-нравственная ценность безопасного существования человека

Московский государственный областной университет 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассмотрена проблема аксиологических оснований здорового образа жизни с точки зрения духовно-нравственного выбора и целевых ориентаций личности, связанных с сохранением долголетия и стратегией обретения новых смыслов жизни. Осуществлены наблюдения безопасного существования в социуме, соотнесённого с достижением глобальных задач: выживанием и продлением жизни; сохранением и укреплением здоровья; повышением качества жизни. Раскрываются такие явления, как культура здоровья, образ жизни и духовно-нравственные качества, позволяющие преодолевать трудности социально-экономического и культурного кризиса. По заключению автора статьи, комплекс факторов здорового образа жизни выступает необходимой константой духовно-нравственного бытия индивида, позволяющей сохранить интерес к жизни и достичь долголетия.

Ключевые слова: качество жизни, здоровье, духовность, поиск смыслов, развитие личности, общество, ценности.

HEALTHY LIFEsTYLE As A spiRITUAL AND MoRAL VALUE

of safe human existence

Moscow Region State University

10А, Radio st., Moscow, 105005, Russian Federation

Abstract. The article discusses the problem of the axiological foundations of a healthy lifestyle from the point of view of the spiritual and moral choice and target orientations of the individual associated with the preservation of longevity and the strategy of acquiring new meanings of life. Observations are made of safe existence in the society correlated with the achievement of global tasks: survival and prolongation of life; preservation and strengthening of health; improvement of quality of life. Such concepts as culture of health, lifestyle and spiritually-moral qualities, allowing to overcome difficulties of social and economic and cultural crisis are revealed. The author concluded that the complex of healthy lifestyle factors is a necessary constant of the spiritual and moral being of the individual, which allows to preserve interest in life and prolong longevity.

Key words: quality of life, health, spirituality, search for meaning, personal development, society, values.

© Майкова Н.О., 2018.

Формирование здорового образа жизни — глобальная задача человечества и каждого индивида. На пути самосохранения и развития личность и общество подвергаются различным испытаниям материального и нравственного характера. Попытки преодолеть сложности таких испытаний характеризуют экзистенциальную природу познания личности. Но социальные и нравственные потрясения общества переживаются долго и трудно и во многом влияют на итоговые процессы самого образа жизни людей, входящих в данный социум.

Для исследования сущности здорового образа жизни и обеспечения безопасности жизни на данном этапе развития общества необходимо вычленить компоненты этого образа жизни, обозначив оптимальные условия его достижения.

Образ жизни объединяет 4 компонента: уровень, качество, уклад и стиль жизни [1].

Образ жизни конкретного индивида во многом зависит от окружающей природной среды: климатических условий, географического положения. Так, территория России находится в умеренном климатическом поясе с межсезонными температурными колебаниями до 20-30°С, что создаёт дополнительную нагрузку на здоровье, ведущую к напряжению биологических адаптационных механизмов с последующим их истощением.

По уровню жизни человека определяют степень его удовлетворённости в потреблении материальных, культурных и духовных благ. Показатель отражает благополучие отдельного человека и благосостояние общества в целом.

Качество жизни отражает качественную сторону удовлетворения материальных и культурных потребностей людей, а также субъективную оценку человеком условий жизни, характеризует экономические, политические, социальные факторы, определяющие общественное положение человека. Показатели уровня и качества жизни, дополняя друг друга, дают оценку степени соответствия условий жизни людей, их потребностям и ожиданиям в реализации их трудовых, профессиональных, социальных способностей.

Стиль жизни индивида зависит от его общего культурного развития, уровня образования, духовно-нравственных устоев, ценностей и смыслов и формируется под влиянием общественно-исторических условий, общественной атмосферы, социальных ценностей.

Поэтому в условиях поиска новых смыслов, в период трансформации социально-политических ориентиров и жизненных установок необходимо направлять свои усилия на саморазвитие культуры здоровья, духовно-нравственных качеств, позволяющих преодолевать трудности социально-экономического и культурного кризиса.

Таким образом, понятие «образ жизни» затрагивает корневые основы существования и развития народа и его будущих поколений. Образ жизни индивида, выстроенный на основе саморазвития, самосовершенствования здоровья, формирования самостоятельного мышления, профессиональной подготовки, психологической стрессоустойчивости, стратегии преодоления трудностей, самореализации, является здоровым образом жизни [2].

Здоровый образ жизни объединяет комплекс оздоровительных, образов ательных, духовно -нр ав ственных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие, укрепление здоровья, повышение работоспособности людей. Он включает в себя результативную учебную и трудовую деятельность, разумные потребности и отказ от вредных привычек, рациональное питание и поведение, а также жизне-творчество и является основой продуктивной, творческой жизни, условием долголетия.

Индивид создаёт свой индивидуальный маршрут здорового образа жизни на основе двух возможных стратегий: развития здоровья и снижения потерь здоровья.

Сущность бытия не сводима к набору простых жизненных потребностей, которые должны быть удовлетворены. Вместе с тем нельзя не обратить внимания на шаткость конструкции безопасного существования человека в пределах его целевых жизненных установок. Вопрос о снижении потерь здоровья немыслим без тенденции общества к обеспечению порядка нормирования труда и отдыха, к желанию увидеть и заботиться о собственном потомстве, к возможности дожития до преклонных лет без болезней или с незначительными недугами. Безопасность существования всегда включает несколько компонентов [3]:

— безопасность как отсутствие опасности;

— безопасность как свойство социальной системы;

— безопасность при осуществлении профессиональной деятельности;

— безопасность как состояние защищенности.

В каждом из них индивид способен сформировать ценностные ориентиры, найдя для себя значимые условия в их проявлениях.

В современном мире опасность существует даже в мирное время. Индивид подвергается влиянию и воздействию, его соблазняют новинками материального мира и сексуальной свободы, погружают в новые обстоятельства и испытывают на устойчивость к стрессам. Его мотивируют к приобретениям и обременениям, одновременно упрекая в безответственном отношении к последствиям и нездоровом образе жизни.

Поскольку человек существует в социуме, и последний во многом определяет и задаёт ритм жизненных ориентиров, никто не свободен от его установок и даже заблуждений. Вместе с тем социум может одновременно сформировать позитивный образ жизни человека, объявив вне закона и вне моральных норм поведенческие деструктивы и привычки.

В профессиональной среде вопрос о безопасности возникает как непременное условие выполнения трудового контракта со стороны работодателя. Право на отдых и питание является неотъемлемым правом индивида. Только современные условия труда нередко не только не поддерживают санитарных норм, но фактически подрывают здоровье работника, заставляя его выкладываться на пути к достижению профессионального успеха.

Проблема формирования ценностных ориентаций к здоровому образу жизни как элемента самосохранения в концепции обеспечения безопасного существования человека не разрешима без уделения внимания анализу

внутренних и внешних установок, об-ращённых к личности через экзистенциальный поиск собственных смыслов и реализацию коллективных семейных, общественных смыслов, проходящих по жизни объектно-субъектными связями.

Внутренние и внешние установки личности всегда зависимы и обусловлены теми жизненными ценностями и ориентирами, что присущи социальному окружению, в которых происходит её формирование и бытие.

В этой связи обращение к поиску смыслов проходит границу между общественными установками, которые разделяются или отвергаются личностью и её социальным окружением, и собственными устремлениями, которые могут не совпадать по смыслу с установками общества или семьи.

Э.В. Переверзева, С.Н. Филиппова, С.И. Белых выделяют ряд общих факторов и причин нездорового образа жизни [1, с. 130]:

1. Низкая культура здоровья, не сформированное у молодёжи отношение к здоровью как к главному ресурсу человеческой жизни [4].

2. Рост и распространение в социуме разрушительных форм поведения: курения, алкоголизма, наркомании [5].

3. Кризис семьи в России, при котором этот институт во многом утратил свои охранительные функции, стабилизирующие жизнь человека и народа, и теперь оказывает стрессогенное воздействие на членов семьи. Пропаганда «безграничной свободы» привела к разрушительной «свободе от ответственности» в семейной сфере [7].

4. Бездуховность, пренебрежение к нормам морали и нравственности.

Эти факторы приводят к потере смысла жизни человеком, деградации его личности, разрушению общественных связей. Социальная атмосфера негативизма, пессимизма и упадка «заражает» человека, подрывает духовную стойкость, сопротивляемость, волю к преодолению трудностей, приводит к дезадаптации населения.

Представляется, что обеспечение здорового образа жизни тесно связано с полноценным питанием, социально-приемлемым и самосберегаемым поведением, удовлетворением значимых для индивида потребностей для формирования культуры развития. Поддержание и сохранение здоровья — это всегда ориентация на создание образа лучшего себя. В его основе лежит социально-психологическая потребность в самореализации. Отказ от лёгкой, приятной бездумной жизни ради выполнения важного предназначения человека — раскрытия своих способностей и талантов в различных сферах жизни, фундаментом которых является целостное физическое благополучие [1, с. 135].

При этом поиск каких-либо смыслов может быть обесценен единственным смыслом, связанным с выживанием, который в нашей стране всегда актуален.

В качестве примера приведём феномен бедной семьи, которая не только не способна устремляться к поиску высших смыслов, а довольствуется лишь наименьшим из возможных благ, удовлетворяя, по сути, лишь потребность в самосохранении.

В настоящее время науке известны черты так называемой философии бедности, которая идеализируется в восприятии её апологетов как высшее

благо существования личности. Более того, терпимое отношение к бедности передаётся из поколения в поколение и становится жизненным ориентиром для потомков.

Это означает, что духовно-нравственным ориентиром бедной семьи будет философия выживания, диктуемая удовлетворением голода и защитой от холода, тогда как иные культурологические связи будут отключены.

Вместе с тем многие верующие целенаправленно противостоят богатству, считая его источником пороков и гордыни. Следуя этому принципу, прибегают к добровольной бедности, которая позволяет демонстрировать «отречение от вещизма, земной суеты, греховной плоти» [6].

Семья с низким уровнем потребления становится благодатной почвой для распространения всевозможных пороков, от алкогольной зависимости до заражения ВИЧ и гепатитом С, как социальных заболеваний неблагополучного общества.

Вместе с тем, говоря о бедности, имеет смысл выделить её как особую поведенческую стратегию, передающую нормы-принципы отдельным группам индивидов, которые нередко противопоставляют себя обществу, бравируя отсутствием общих смыслов с обществом и другими людьми, и ведут губительный и социально опасный образ жизни. Причём такая опасность может не только носить локальный, внутригрупповой характер, но и создавать возможность реальной угрозы утраты здоровья для других членов общества. Так, заражённый открытой формой туберкулёза, не вставший на диспансерный учёт и не прошедший своевременно курса лечения может

стать причиной заражения туберкулёзом большого числа жителей одного подъезда и даже дома.

Представляется, что утрата смысла собственной жизни одним индивидом не должна и не способна приводить к утрате смыслов у других индивидов. Распространение ценностных стратегий маргинальных групп, выражающихся в отказе от лечения, от обеспечения собственной безопасности жизни и в утрате духовно-нравственных ориентиров, должно пресекаться обществом и государством. Однако во всех странах мира имеет место феномен последователей известных людей, прославившихся на музыкальном или ином культурном поприще и завершивших жизненный путь самоубийством по причине утраты смысла жизни.

Забота о сохранении жизни есть высший смысл любой жизни. В ней также проявляется забота и о жизнях окружающих — в предупреждении ранней смерти и возможности сохранения жизней многих в их недолгий земной срок. Ожидание смерти близкого человека способно разбудить в душе истинную картину бытия, не столько свидетельствуя о тщетности любых усилий, сколько показывая другому, как много надо успеть до своей собственной кончины.

Возможность переживания чужой смерти, выражения соболезнования родным и близким умершего открывает в индивидууме сакральное знание конечности собственного бытия. Конечность жизненного пути, непреодолимость смерти как завершающего этапа любой жизни позволяет провести переоценку принятых и оформленных в сознании ценностных ориентиров: от неуёмной жажды жизни

до её полной потери. Кроме того, реальность смерти выступает мотивирующей константой в переоценке жизненных ориентиров, не только неся в себе «безусловное зло», но и открывая истины самосохранения через ведение здорового образа жизни и отказ от чрезмерных психических и физических перегрузок.

Н. Трубников полагал, что от того, «какой мы видим смерть, зависит духовно-нравственная ценность нашего образа жизни» [10].

Через восприятие смерти происходит осознание смыслов достижения бессмертия, воплощённого в вере как духовно-нравственном ориентире развития личности.

Вера в Бога позволяет преодолевать горести и страдания, легче переносить неудачи, находить ответы на духовные запросы своей личности.

При этом достаточно холодное и отстранённое отношение общества к экзистенциальным переживаниям личности не станет препятствием к постижению новой реальности и созданию новых смыслов. Наибольшую сложность в постижении себя представляют как раз отделение своей личности от остального социума и формирование собственного проекта жизни. Поиск собственного смысла или его изменение всегда затрагивает чьи-то интересы и заходит в зону комфорта иных людей, которые не только и не столько одобряют идеи и их реализацию, сколько препятствуют их осу-

ществлению, создавая видимые или невидимые барьеры, искусственные сложности для преодоления. В таких условиях индивид должен проявить стойкость духа, обращаясь к Богу за помощью и полагаясь на собственные силы. Не поддаваться, не снижать ритма собственной жизни, осознавая границы безопасного существования. Отказ от соблюдения требований безопасности существования человека снижает духовно-нравственную ценность здорового образа жизни.

Таким образом, здоровый образ жизни выступает необходимой константой духовно-нравственного бытия индивида, позволяющей сохранить интерес и обеспечить долголетие, изменяя собственную реальность и встраиваясь в новые социальные стратегии. Духовно-нравственная ценность здорового образа жизни связана с вопросами её смысла, духовного развития личности человека, безопасности существования [8; 9].

Опыт безопасного существования в социуме всегда направлен на достижение глобальных задач: выживания и продления жизни; сохранения и укрепления здоровья; повышения качества жизни. Реализация этих задач на практике позволит минимизировать риски самоуничтожения человечества в глобальных мировых войнах и воплотить гуманистические миссии оказания помощи и участия в жизни нуждающихся, бедных и больных как высшую ценность развитого духовного общества.

1. Бондарев С.К., Колесов Д.В. Наркотизм: природа и преодоление. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЖ», 2006. 432 с.

2. Доброрадных М.Б. Формирование ценности здоровья у студентов в процессе их профессионального образования: дис. . канд. пед. наук. М., 2003. 164 с.

3. Здоровый образ жизни: сб. науч. трудов / под ред. С.А. Симбирцева. Л., 1988. 232 с.

4. Калмыкова О.А. Социально-философский портрет бедных людей // Гуманитарный вектор. 2010. № 2 (22). С. 178-182.

5. Коршунов А.В. Проблемы изучения духовной безопасности российского общества в современной научной литературе // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 2 (18). С. 121-126.

6. Майкова В.П. Методология педагогики и экологическое мировоззрение // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 1. С. 289-298.

7. Майкова В.П. Социально-философские проблемы динамики общественного сознания в современной философии. М.: Московский государственный университет леса, 2013. 385 с.

8. Майкова В.П. Молчан Э.М. Духовность как фактор устойчивости социальных систем // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2017. № 1. С. 46-53.

9. Переверзева Э.В., Филиппова С.Н., Белых С.И. Здоровый образ жизни как проявление культуры здоровья человека // Вестник Российской академии международного туризма. 2016. № 3. С. 128-138.

10. Трубников H.H. Проблема смерти, времени и цели человеческой жизни (через смерть и время к вечности) // MarsExX.ru. URL: http://www.marsexx.ru/psychology/trubnikov-smert.html (дата обращения: 31.01.2018).

1. Bondarev S.K., Kolesov D.V. Narkotizm: priroda i preodolenie [Drug Addiction: Nature and

Overcoming]. Moscow, Moscow Psychology and Social Institute Publ., Voronezh, NPO «MODZH» Publ., 2006. 432 p.

2. Dobroradnykh M.B. Formirovanie tsennosti zdorov’ya u studentov v protsesse ikh professional’nogo obrazovaniya: dis. . kand. ped. nauk [The Formation of Values of Health with Students During Their Professional Education: PhD Thesis in Pedagogical Sciences]. Moscow, 2003. 164 p.

3. Simbirtsev S.A., ed. Zdorovyi obrazzhizni [Healthy Lifestyle]. Leningrad, 1988. 232 p.

4. Kalmykova O.A. [Socio-Philosophical Portrait of Poor People]. In: Gumanitarnyi vector

[Humanitarian Vector], 2010, no. 2 (22), pp. 178-182.

5. Korshunov A.V. [Problems of Study of Spiritual Security of Russian Society in Modern Scientific Literature]. In: Istoricheskaya i sotsial’no-obrazovatel’naya mysl’ [Historical and Social-Educational Thought], 2013, no. 2 (18), pp. 121-126.

6. Maikova V.P. [Methodology of Pedagogy and Ecological Worldview]. In: Sotsial’no-gumanitarnye znaniya [Social and Humanitarian Knowledge], 2013, no. 1, pp. 289-298.

7. Maikova V.P. Sotsial’no-filosofskie problemy dinamiki obshchestvennogo soznaniya v sovremennoi

filosofii [Socio-Philosophical Problems of the Dynamics of Social Consciousness in Modern Philosophy]. Moscow, MSUL Publ., 2013. 385 p.

8. Maikova V.P., Molchan E.M. [Spirituality as a Factor of Stability of Social Systems]. In: Vestnik

Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Filosofskie nauki [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy], 2017, no. 1, pp. 46-53.

9. Pereverzeva E.V., Filippova S.N., Belykh S.I. [Healthy lifestyle as aManifestation of Health

Culture]. In: Vestnik Rossiiskoi akademii mezhdunarodnogo turizma [Bulletin of the Russian Academy of International Tourism], 2016, no. 3, pp. 128-138.

10. Trubnikov H.H. [The Problem of Death, Time, and Purpose of Human Life (Through Death and Time to Eternity)]. In: MarsExX.ru. Available at: http://www.marsexx.ru/psychology/ trubnikov-smert.html (accessed: 31.01.2018).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Майкова Нина Олеговна — аспирант кафедры философии Московского государственного областного университета; e-mail: maini1@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Nina O. Maykova — postgraduate student at the Department of Philosophy, Moscow Region State University; e-mail: maini1@mail.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ Майкова Н.О. Здоровый образ жизни как духовно-нравственная ценность безопасного существования человека // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2018. № 1. С. 68-75 DOI: 10.18384/2310-7227-2018-1-68-75

Источник:
Здоровый образ жизни как духовно-нравственная ценность безопасного существования человека Текст научной статьи по специальности — Социология
В статье рассмотрена проблема аксиологических оснований здорового образа жизни с точки зрения духовно-нравственного выбора и целевых ориентаций личности, связанных с сохранением долголетия и стратегией обретения новых смыслов жизни. Осуществлены наблюдения безопасного существования в социуме, соотнесённого с достижением глобальных задач: выживанием и продлением жизни; сохранением и укреплением здоровья; повышением качества жизни. Раскрываются такие явления, как культура здоровья, образ жизни и духовно-нравственные качества, позволяющие преодолевать трудности социально-экономического и культурного кризиса. По заключению автора статьи, комплекс факторов здорового образа жизни выступает необходимой константой духовно-нравственного бытия индивида, позволяющей сохранить интерес к жизни и достичь долголетия.The article discusses the problem of the axiological foundations of a healthy lifestyle from the point of view of the spiritual and moral choice and target orientations of the individual associated with the preservation of longevity and the strategy of acquiring new meanings of life. Observations are made of safe existence in the society correlated with the achievement of global tasks: survival and prolongation of life; preservation and strengthening of health; improvement of quality of life. Such concepts as culture of health, lifestyle and spiritually-moral qualities, allowing to overcome difficulties of social and economic and cultural crisis are revealed. The author concluded that the complex of healthy lifestyle factors is a necessary constant of the spiritual and moral being of the individual, which allows to preserve interest in life and prolong longevity.
http://cyberleninka.ru/article/n/zdorovyy-obraz-zhizni-kak-duhovno-nravstvennaya-tsennost-bezopasnogo-suschestvovaniya-cheloveka

Какой образ жизни способствует духовному росту

1. Вы обеспечены пищей, кровом, одеждой и другими предметами первой необходимости. Иными словами, обездоленный человек не способен думать о духовном — он полностью погружен в земные нужды, что понятно и простительно.

2. Место для медитаций должно быть спокойным, уединенным, то есть таким, где вас никто и ничто не отвлечет и не потревожит. Более того, важен не только покой, но и ощущение безопасности — особенно для тех, кто медитирует на природе. Только так можно по-настоящему раскрепоститься.

3. В идеале, желательно, чтобы окружающая обстановка была благоприятна с экологической и эстетической точки зрения. Ведь недаром буддийские мудрецы медитируют в лесу, на горных вершинах или в прекрасных храмах. Если вы медитируете на природе, подыщите место, с которого открывается вид, вызывающий у вас ощущение свободы и раскрепощённости, если дома — проветрите помещение и позаботьтесь о красоте интерьера (лучше, если обстановка будет простой).

4. Для медитации в компании принципиально важны хорошие товарищи (коллективная медитация практикуется во многих направлениях буддизма). Сам Будда однажды сказал, что залог успеха духовного совершенствования — в наличии товарищей. Занятия продвигаются намного лучше, если вас понимают. Даже если ваши домашние или друзья не медитируют вместе с вами (принуждать никого не надо!), важно, чтобы они уважали и понимали ваши интересы, не беспокоили вас во время выполнения упражнений. Обсудите с ними все заранее.

5. Отдельный аспект — отсутствие внешних раздражителей, особенно шумовых. Медитируйте в тишине, отключив телефон, если это происходит в помещении, или, если на природе, удалившись от человеческого жилья и шумных дорог. Буддийские созерцатели передают из поколения в поколение афоризм, утверждающий, что для глубокой медитации «звук — это терний». Легко закрыть глаза, но трудно заткнуть уши.

Итак, с требованиями к окружающей обстановке мы разобрались. Но это еще не все. Следующая важная рекомендация заключается в том, чтобы свести свои желания к минимуму. Желания порождают страсти и суету, а те, в свою очередь, затуманивают разум и мешают беспристрастности. Постарайтесь искоренить в себе жадность, стремление купить как можно больше, владеть самыми дорогими и качественными вещами. Обходитесь минимумом, и вы обретете душевную свободу. Пусть вас вдохновляет мысль о том, как странники-монахи, все имущество которых составляла чаша для подаяний, простая одежда и бумага для записей, достигали высот просветления! Конечно, никто не призывает вас стать нищим. Просто не разменивайтесь на сиюминутные желания и материальные интересы, не поддавайтесь рекламе, научитесь абстрагироваться от ценностей, которые навязывают СМИ.

Третье необходимое условие — удовлетворенность. Взгляните на то, чем вы обладаете, и посмотрите, не достаточно ли уже этого. Если достаточно, будьте довольны. Как можно называть «состоятельным» в каком бы то ни было смысле человека, который материально богат, но не удовлетворен? У этого человека просто много пожиток. Но независимо от того, много или мало у вас вещей, если вы довольны, то вы владеете истинным богатством.

Четвертое требование — простота образа жизни. Однажды я услышал от современного тибетского отшельника Ген Ламримпа чеканную формулировку: «Не засоряйте свою жизнь». Он уговаривал участников буддийского семинара отказаться даже от ведения дневника. Опять-таки, никто не требует от вас столь радикальных мер и полного аскетизма. Но провести смотр своему имуществу и занятиям не помешает: в вашей жизни наверняка много лишнего. Например, к «сору» определенно относится чрезмерное увлечение телевизором и Интернетом. Когда вы постоянно перегружены лишней информацией, будь то политические новости, сплетни о кинозвездах или любой другой «сор», вы не слышите себя, не в состоянии думать и чувствовать и уж тем более не можете радоваться простым вещам — природе, солнцу, глубинам своей души.

Пятая рекомендация — самому поддерживать в себе строгую моральную дисциплину. В частности, буддизм настоятельно советует избегать участия в делах, которые могут повредить благополучию, как вашему, так и окружающих. Тщательно обдумывайте любой свой поступок и его возможные последствия: Помните, что слова порой разят сильнее оружия. Аморальные поступки, пусть даже незначительные, загрязняют душу и сознание, и если вы лжете, обманываете, распространяете сплетни, обижаете окружающих, медитация вам не поможет. Кстати, быть честным с самим собой не менее важно, чем быть честным с окружающими. Буддийские мудрецы наставляют нас:

«Не лги себе, не преувеличивай свои достижения в медитации, ибо это суетное тщеславие».

Шестое, и последнее, требование — не поддаваться фантазиям. Что имеется в виду? Конечно, творческим людям с живым воображением буддизм фантазировать не воспрещает: ведь для художников, литераторов, любых креативных личностей это принципиально важно. Речь идет о другом: не нужно размениваться на пустые грезы, дразнить себя несбыточными мечтами. Тем более что мечты современных людей чаще всего сводятся к материальным благам, а они, как вы уже знаете, мешают сосредоточиться на подлинных ценностях. В принципе, слово «фантазия» здесь нужно понимать шире: избегайте навязчивых мыслей в любой форме, не муссируйте какие-то обиды или надежды, потому что это отвлекает вас от главного.

по материалам из книги: Алан Уоллес — «Невероятная сила вашего подсознания. Медитация — практическое руководство».

Источник:
Какой образ жизни способствует духовному росту
1. Вы обеспечены пищей, кровом, одеждой и другими предметами первой необходимости. Иными словами, обездоленный человек не способен думать о духовном — он полностью погружен в земные нужды,
http://regeneratione.ru/jezoterika/samopoznanie/kakoj-obraz-zhizni-sposobstvuet-duhovnomu-rostu/

О духовничестве и духовной жизни

Кто такой духовник

Слово «духовник» и собственно «духовная жизнь» в корне своем содержат слово «дух». Духовная жизнь – это стяжание Духа Божия посредством очищения души. Очистить же душу можно через исполнение заповедей. А духовник – это как раз человек, «ведущий духовный образ жизни очищением сердца и души», чтобы чистым сердцем узреть Бога.

Найти опытного духовника сложно нынче. Духовник, он как хороший врач. Но много ли в действительности врачей по призванию, у которых еще сохраняется определенная врачебная трепетность к человеку. Может быть, один на тысячу, а, скорее, и того меньше. Чувства притупляются со временем. По окончании института какой-то врач, может быть, и мог еще ощущать трепетность, а потом вдруг буквально коновалом стал. Врачебная деятельность требует, конечно, определенного усилия и мастерства, однако, она не требует сильной духовной и душевной борьбы, что требуется от духовника.

Вы ведь знаете, нет ничего сложнее, чем бороться со своими страстями и немощами. А без борьбы нет духовной жизни. И вот представьте себе, какой нужно иметь опыт духовнику, чтобы быть духовником не одного человека, а сразу нескольких! Где и как научиться видеть душу? Это же великий дар! Вы думаете, что тот, кто получил дар священства, уже может быть духовником? Отнюдь нет. Дар священства – это совершенно не дар духовничества, это разные вещи. Батюшка в храме, как бы это парадоксально ни звучало – не всегда духовник. Их же много сейчас посвящают, молоденьких, только пришедших из семинарии. Они становятся священниками, но у них еще мало опыта.

Духовник – это тот, кто может наставить, кто сам прошел большой путь. Это должен быть опытный в духовной жизни человек, тот, кто ведет духовный образ жизни или хотя бы пытается воплотить в своей жизни идеалы Евангелия, пытается выполнить заповеди, приобретает опыт борьбы со страстями. Истинного духовника, настолько авторитетного, что все, что бы он ни сказал, надо непременно выполнить и именно так поступить – таких сейчас нет. Найти духовника по образу тех, древних, теперь практически невозможно. Есть такое выражение «оскуде преподобный». «Оскуде» – значит малое, скудное количество людей святой жизни.

Для чего и кому нужен духовник?

Для того, чтобы найти своего духовника, нужно долго искать и всматриваться. Наша беда, пожалуй, в том, что ищем мы, прежде всего, прозорливых, чтобы сразу нам все сказал: на ком жениться, что лучше купить. Подобного рода вопросы буквально одни из самых частых.

Но, понимаете, для Бога это может быть даже оскорбительно. И это не совсем правильно, как не совсем правильно брать абсолютно на все благословение Божье. Бог однажды уже благословил нас, послал на эту землю и сказал «плодитесь, размножайтесь и населяйте землю». И вовсе не обязательно прежде, чем картошку сажать, брать на это благословение у батюшки. А лучше перекреститься, помолиться и сказать: «Господи, по Твоей заповеди будем сажать». К старцу Кириллу Павлову из Троице-Сергиевой Лавры бабушки приходили с вопросами: брать эту корову или другую или лучше вообще не брать; а что делать с незаживающим пупком правнука? Лучше помолиться самим: Бог-то все знает и слышит.

Бывают случаи, когда человек приходит к священнику, например, с такой дилеммой: «Хочу на Рождество уехать с друзьями на охоту. В этот раз все как полагается, жену беру. Выезжаем 5-го числа». А ему священник отвечает: «6-го – день рождения Того, Кто создал мир. Когда-то Он пришел в этот мир, чтобы тебя спасти, куда же ты уезжаешь? Нет, не благословляю тебя на эту поездку». Мужчине это кажется нелиберальным, и он решает пойти в ближайшие дни к другому священнику. Приходит с праздничными подарками: «Вот, батюшка, с прошедшим вас новым годом. Такая ситуация: с друзьями на охоту собрались и жену берем в этот раз. Благословите!» — «Да съездите, почему бы и нет», – вдруг отвечает обмякший от такого внимания священник и благословляет.

И вот, нужно, чтобы подобного лукавства не было: когда мы пытаемся, набрав благословений полные карманы, сидеть и выбирать наиболее удобный для нас вариант. Не следует в случае, казалось бы, неподходящего или неожиданного ответа батюшки идти к другому. В чем тогда смысл благословений?

Не надо путать духовную жизнь с душевной. Духовник нужен тому, кто серьезно настроен именно на духовную жизнь. И нужен он для того, чтобы направлять нас на этом пути. А если мы с вами духовную жизнь не ведем и не имеем к ней стремления, то нужен ли нам духовник? Тренер нужен тому, кто тренируется. А если он нужен нам только затем, чтобы обсудить повседневные бытовые вопросы, то в чем заключается тренерство? Многого ли оно стоит? И какой при этом из меня спортсмен?

Младостарчество

Если духовный руководитель, к которому вы попали, – деспотичный или раздает благословения без разбора, то это некоторые из признаков того, что «царь ненастоящий».

Не будем отрицать, что в церкви сегодня пышным цветом цветет младостарчество, когда молодой священник берет не свойственные ему функции духовного руководства. Считает, что раз получил дар священства, то имеет право налагать епитимии, требовать от людей особых духовных упражнений. Про таких Христос сказал в Евангелии, что налагают на людей бремена неудобоносимые, а сами и пальцем не желают пошевелить.

Младостарцы – это те, кто, не понимая современных реалий жизни, начинают мнить о себе, наставлять направо и налево: «Не получай паспорта, с мужем в пост не спи, сама мяса не ешь и детей не корми». Порой эти строгости почерпнуты младостарцем из старых правил Церкви, так называемых канонов Церкви. Все наши каноны, любое церковное правило в отрыве от человека имеют небольшую ценность. Юридизм в чистом виде отчасти, конечно, должен быть… Но с другой стороны, этот вот юридизм и погубил фарисея, про которого Христос сказал: «Отцеживают комара, пожирают верблюда». Фарисейский же юридизм позволил распять совершенно невинного Христа, довел до тупости и извращения смысл церковной жизни. Не будем кривить душой: у нас же тоже есть свои фарисеи, которые читают букву закона и по этим буквам рассуждают в отрыве от действительности.

Все эти правила предназначены и применялись ранее в качестве меры воспитания людей. Но если в каком-то конкретном случае эта мера не способна привести человека в храм, а, наоборот, только оттолкнет его, то будет ли спасен в случае своей смерти буквоед? Представьте себе врача, который взял за «рецепт» от всех болезней книгу по фармакологии. У пациента болит селезенка, а врач ему прописывает обезболивающее. Между тем, как внутренние процессы в организме продолжают развиваться – больной умирает от инсульта. У врача, если его осудить, найдется оправдание, он сошлется на медицинский справочник.

То есть, что я хочу сказать? Мы с вами призваны научиться рассуждать. Не все то, что сегодня говорит батюшка, является словом Божьим. Сказанное надо соотносить с тем, что говорит Евангелие…

Об исповеди

То, что происходит в храме у аналоя, порой трудно назвать исповедью, а скорее – своеобразным психологическим актом. Очень часто исповедь стала сводиться к декларации батюшке некоторых своих проступков. После чего с чувством исполненного долга человек подходит к Чаше, причащается, выходит из храма и где-то закрадывается в его подсознании надежда на Царствие Небесное. И в этой надежде даже может возникнуть чувство, что Бог как будто бы немножко и должен: человек же все выполнил. Вот такое отношение встречается сегодня, и мы после этого надеемся спастись! И мы это называем духовной жизнью.

(Примечание Дмитрия: как не надо — сказали, напугали, а как надо – ни слова. Поэтому надо или дополнить или убрать.).

Про отчитку

К сожалению, немалое количество людей исповеди предпочитают отчитку. Как к этому относиться? То, что происходит в настоящее время на отчитках – это совершенно не православная практика. Почему те, кто тысячи чудес совершал, никого не отчитывали? Примеры тому — Иоанн Кронштадский, Серафим Саровский. Безусловно, были случая изгнания бесов, но они были единичными. А у нас отчитка уже поставлена на поток.

Этот опыт не приносит ничего полезного! Дух злобы изгоняется Духом Божиим, а не литрами воды или заклинательными молитвами. Что, Господь не знает, в чем человек нуждается? Может, болезнь, от которой человек всеми правдами и неправдами пытается избавиться, спасительна для него? К тому же мы не знаем, чем заканчивается для батюшек увлечение отчиткой. Ефрем Сирин писал: «Только тот может изгнать духа злобы из человека и ту страсть в другом, кто сам победил эту страсть в себе». Законы духовной жизни таковы, что если ты идешь кого-то защищать от дьявола, то сам должен иметь определенную духовную силу, победить одну из духовных страстей, иначе дьявол над тобой посмеется – страсти перейдут к тебе.

Некоторые скажут: «Но Господь же исцелял». Так вот и оставьте Ему это Божественное право. Не нужно себя мнить Христом! Или же попробуй, сходи на Крест, попостись 40 дней, научись любить. И если все это пройдешь, то потом, пожалуй, смирение не позволит заниматься отчиткой. Господь позволил войти болезни – Господь, когда надо и изгонит. Вот так рассуждали великие люди. Брать на себя такую миссию, выходить на подобного рода брань – упаси Господь. На это надо особое благословение, особый подвиг. Да, многие вещи индивидуальны, мы не будем обобщать все. Тем не менее, то, что поставлено на поток, – очень сомнительно…

Вы заметьте, что в деяниях Апостолов есть буквально только пару моментов изгнания, а разве раньше было меньше бесов. Мне рассказывал профессор Осипов, что к одному батюшке ходила женщина, у которой дочка, молодая и красивая девушка, была одержимой. Он молился, чтобы Господь ее исцелил. И представьте себе, вышел из нее злой дух. Но сколько потом этот батюшка просил прощения! Эта девушка после исцеления как ударилась в блуд, что дала фору всем местным «специалисткам»…

Итак, как вы думаете, болезнь так ли уж всегда бесполезна? Господь знает устроение души человека, и порой болезнь является для него избавлением от какого-то более страшного греха. Физические болезни нам даны, чтобы, прежде всего, внутренний человек был здоров. Святые отцы еще говорили, что наши скорби и святоотеческий опыт должны быть нашими руководителями.

О духовной жизни

Возможно ли сегодня жить духовной жизнью? Святые отцы и старцы советовали, чтобы не попасть в прелесть и соблазны, руководствоваться теми книгами, по которым мы можем изучить опыт духовной жизни самих же святых отцов. На духовном пути же масса опасностей!

Духовная жизнь – это свободная жизнь, свободный выбор, поскольку в Православии к подлинной духовной жизни можно прийти только по своей воле. И заставить здесь человека невозможно: это приведет лично к его катастрофе, а также и Церкви!

В XVIII–XIX столетиях Церковь была департаментом Синодального отдела. Департамент требовал консисторию предоставлять справки о том, кто причастился, а кто исповедался. И тут можно заметить, что, например, Ленин очень исправно носил справки, но ему это не помешало стать революционером, разрушить храмы, погубить колоссальное количество жизней. Формализм и фарисейство уничтожают дух. Формальное отношение уничтожает суть.

В духовной жизни надо руководствоваться литературой святых отцов, в том числе тех, кто близки нам по времени: схиигумен Иоанн Валаамский, игумения Арсения Серебрякова, святитель Игнатий Брянчанинов, игумен Никон Воробьев. У Игнатия Брянчанинова есть письма к мирянам в пятом томе «Приношение к современному монашеству». Очень полезно и нужно для новоначальных. Эта литература близка нам и понятна, с нее надо начинать.

Обязательно нужно понуждать себя молиться. В то же время тут есть одно но: молитва не должна превратиться в вычитку, молитва должна быть настоящей. Вычитка – страшное явление! В ней нет преображения души, нет искренности. Человек призван к исцелению себя и преображению. Вычитка приводит к ложному чувству праведности. Это чувство прекрасно продемонстрировали фарисеи. Фарисейское чувство очень тяжело истребляется из души и производит гордыню. Если я иду молиться к Богу, то это общение живое, я что-то рассказываю о наболевшем, прошу – какая тут может быть вычитка?! Стоит только подумать: «Сейчас прочитаю две или три молитвы, и каждое слово со вниманием», – и понаблюдайте, удастся ли вам это.

Игнатий Брянчанинов говорит о трех важных условиях молитвы: внимание (без которого молитва не является молитвой, а в лучшем случае сотрясением воздуха, в худшем же – развивает самомнение и чувство ложной праведности); благоговение (без благоговения нет христианства, а не благоговейно можно молиться сколько угодно); сокрушение сердца (ощущение раскаяния в человеке). А как добиться раскаяния, если глух и нем. От отсутствия раскаянности происходит окамененное бесчувствие.

Молиться человек по-настоящему сможет только тогда, когда ежедневно в своей жизни начнет пытаться соблюдать заповеди Христовы, идеалы Евангелия. Если мы будем просто молиться, просто подавать милостыню, просто поститься, не занимаясь каждодневно своей душей – все эти добродетели окажутся для нас губительными. Без борьбы со своими страстями не появится сокрушение сердца. Посмотрите на сектантское отношение: Священное Писание знают наизусть, в хосписах помогают… Бог бы только не забыл про все их добрые дела. От Него уже волей-неволей, но ожидается что-то в ответ.

Вы помните старца Ферапонта из «Братьев Карамазовых», как он всех осуждал? Он считал себя выше всех, потому что жил отшельником. Монахи же кушали карасей: для них это было очень вкусно. А он постник, отшельник. Действительно молился, действительно постился, но насколько в нем разрослась гордыня! Вот к чему может привести и пост, и молитва.

Что же такое в действительности пост? Это очищение ума и сердца посредством физических ограничений. Физические ограничения не самоцель, а просто инструмент, и относиться к этому надо как к инструменту. Если случилось, что приехали к тебе гости в пост – не рисуйся, не строй из себя великого постника, прими и накорми. Добродетели должны быть втайне. А не так, что человек едет навещать больных детей и тащит с собой три видеокамеры, чтобы известить об этом весь мир.

Начало христианской жизни – это жить в мире с самим собой, жить честно со своей совестью, то есть не лукавить и не рисоваться, не напускать на себя чужие образы.

В «Духовном алфавите» Ефрема Сирина можно найти размышления о молитве, где он пишет: «Всегда нам, братья мои, надобно быть готовыми к молитве. Потому что молитва весьма великое дело. Когда молитва с любовью возносится к Богу, чтобы собеседовать с Ним, тогда отверсты для нее Горние врата, и никто не препятствует ей войти в них». Обратите внимание: с любовью! Любовь появляется вследствие исполнения духовных заповедей! Мы же все в основном тараторки.

«Не задержат ее ангелы, не остановят огневидные, как только она пожелает войти и получить от Бога исполнение просимого. Поэтому всякий возлюби молитву и упражняйся в ней и день, и ночь… Когда станешь перед Богом на молитву – смотри, чтобы прекрасных орудий, на которых поешь Богу (то есть помыслов твоих) не расхитили враги … Как или чем будешь служить Богу, когда отнято у тебя орудие (пленены помыслы)?… Бог не имеет нужды, чтобы молились уста или язык… Служение Богу требует, чтобы помыслы, вся крепость и сила души, весь ум были не рассеянны, но напряжены были б к Богу….» То есть не надо вычитывать! Где рассеялся ум – вернись, повтори. Никак не можешь с Трисвятого выйти – оставайся на нем.

«Будь внимателен к себе, тогда придет к тебе сам Христос. А если нет, то день и ночь домогайся получить сие средоточие, потому что ты слеп». А терпеливо вычитывать, даже читать наизусть – это не значит, что ты овладел навыком молитвы. «Поэтому, когда видишь солнце – взыщи истинное солнце и загляни в душу свою: обрел ли ты истинный свет, потому что все видимое есть тень невидимых и истинных предметов души, ибо кроме видимых есть иной, внутренний человек, иные очи, которые ослепил сатана, иные уши, которые сделал глухими. Но Иисус пришел спасти и сделать человека здоровым». Если молитва не сопряжена с борьбой со страстями, очищением своего внутреннего человека, то молитвы не будет, «ибо Сын Человеческий пришел взыскать и найти погибшее».

Неправильная же молитва приносит вред и скорби. При исполнении только лишь внешнем появится и будет расти гордыня, присущая внутреннему человеку. То есть добродетель может стать волчцами. Внутренне гордый будет внешне опускать глаза вниз, стремиться казаться праведником. В «Добротолюбии» приводится хороший пример: «Один человек подходит к великому Антонию и говорит: «Отче, я достиг дара постоянного памятования о Боге и дара постоянной молитвы». Антоний сделал паузу и сказал: «Это не велико! Велико было бы, если бы ты научился постоянно зреть бездну своих грехов!»…

У Ефрема Сирина можно встретить такие размышления о молитве: «О, как прекрасна ты, молитва! Блажен, кто ревностно упражняется в молитве; к нему, если только он чист от лукавства и обмана, не приближается лукавый. Но обрати внимание на то, что Спаситель наш сказал чистому стаду учеников своих, когда учил их молитве: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Итак, смотри, Господь не прощает того, кто не прощает брата своего! Смотри, как прекрасна молитва, которой ученики Христовы научились у истинного пастыря для борьбы с лукавым. Итак, у кого есть в сердце лживость, ненависть и осуждение, тот пусть очистит прежде душу свою, и тогда уже приходит, и постится, и молится».

Источник:
О духовничестве и духовной жизни
Как найти духовника
http://www.duhovnik.ru/main/who_is?id=255

Что значит жить духовной жизнью?

Очень часто в современном обществе звучат наставления от духовных лидеров различных религиозных общин о необходимости жить духовной жизнью. Что же это означает? Прежде разъяснения поставленного вопроса необходимо обратиться к определению самого понятия духовности.

Человек представляет собой не просто сугубо материальное существо, но многосоставную Личность. Имеется в виду та особенность, что люди наделены душой и духом. В христианстве иногда говорится о двусоставности человеческой природы (тело и душа). Ислам также придерживается этой точки зрения. Вообще, под духовностью следует подразумевать общие проявления духа в эмпирическом мире и самом человеке. В конкретных социальных или психологических аспектах данный термин может иметь смысл приложения к культуре, традициям и искусству определенной нации.

В религиозном христианском понимании последнее можно отнести к области душевных предрасположенностей человека, неслучайно говорят, что посещение культурных мероприятий полезно для души. Однако, выражение вести «духовный образ жизни» в большей степени относятся к области верующего человеческого сознания и сердца. Духовная жизнь многогранна. Главной особенностью ее считается стремление человека к возвышению своей Личности и стяжанию определенной благодати посредством избегания греха и целенаправленной работы над собой в утверждении к добру. В данном случае понятия религиозности и духовности весьма схожи.

Духовная жизнь не является исключительно верой в своем сердце в бытие Бога, она представляет собой позиционирование человека в обществе себя, как верующего. Это не гордость и тщеславие, но четкая уверенность исполнять основные нравственные принципы в своей жизни, руководствуясь теми средствами, которые дает человеку вера. В понятие духовного образа жизни входят хранение постов, участие в церковных таинствах, стремление к любви (для христианина), молитва, паломничество, милостыня (для мусульманина). Таким образом, жить духовной жизнью значит иметь стремление к исполнению главной цели человеческой жизни, предназначенной ему Богом.

Источник:
Что значит жить духовной жизнью?
Очень часто в современном обществе звучат наставления от духовных лидеров различных религиозных общин о необходимости жить духовной жизнью. Что же это означает? Прежде разъяснения поставленного
http://znaj-vse.ru/lyudi/chto-znachit-zhit-duhovnoy-zhiznyu/

(Visited 1 times, 1 visits today)
CATEGORIES