Доверие в психологии

Доверие в психологии

Что такое доверие, знает каждый.
В такой кажущейся простоте понятия таится сложность. И в этой статье мне хочется поговорить о некоторых проявлениях доверия в разных сферах жизни.

Для начала определение:
«Доверие есть способность человека априори наделять явления и объекты окружающего мира, а также других людей, их возможные действия и собственные предполагаемые действия свойствами безопасности (надежности) и ситуативной полезности (значимости).»
/Скрипкина Т.П.»Психология доверия»./

Базовое доверие. Доверие формируется в раннем детстве во взаимоотношениях с мамой. Это не только кормление и забота, это отношения на глубинном уровне, на нюансах взаимодействия, о которых знает только мать. Хорошее взаимодействие формирует базовое доверие.

Ребенок не боится оставаться без мамы, он проявляет интерес к миру, доверяя ему. Его энергия направлена на развитие, изучение окружающей действительности. Его не мучит страх возможной опасности. Эриксон считал базовое доверие к миру основой нормальной жизни человека в обществе.

Что же делать, если базовое доверие не сформировано?
Психоаналитическое направление в психологии придает большое значение детским травмам, однако не все психологи с этим согласны. Например, Мартин Селигман и его позитивная психология утверждают, что события раннего детства не сильно влияют на будущую жизнь, и все можно изменить.

Очень многое определяет модель взаимоотношений в семье. Открытые теплые отношения, основанные на любви и уважении, воспитывают доверие. Надо сказать, что когда они есть, то и базовое доверие обычно сформировано. Но и во взрослой жизни, несмотря на все трудности детства, можно изменить недоверчивое отношение к людям и себе, если подходить к своей жизни ответственно и осознанно.

Каждый день общаясь с разными людьми, человек узнает что-то новое, учится, расширяет свой опыт доверия или не делает этого, замыкаясь в себе. Выбор есть. Опыт во многом определяет степень доверия, особенно отрицательный. Собственно, базовое доверие — это тоже опыт. И новый положительный опыт, наложенный на отрицательный, может его изменить.

Доверие и мир. Доверие определяет уровень взаимодействия с миром. У открытого человека много друзей, контактов, общения. Его уровень доверия окружающему миру выше, чем у закрытого, который опасается возможных неприятностей, жесткого отношения к себе.

Недоверие рождает страх. Обман отбрасывает доверие, заставляет его съеживаться. Любой страх, если ему следовать, ограничивает жизненное пространство. Так и с доверием — человек, доверие которого обманули, ограничивает свои контакты, уходит в себя, сваливается в депрессию. Травма доверия рождает одиночество.

Чем больше раскрываешься и доверяешь, тем больше возможностей получения ран. И с этим ничего не поделаешь. Но есть еще принцип бумеранга: то, то ты посылаешь — возвращается.

Любопытный случай рассказала мне участница событий. Во времена неспокойных девяностых она, тогда совсем молоденькая девушка, не сталкивавшаяся в юности с насилием, оказавшись ночью в Подмосковье согласилась на предложение подвести трех незнакомых молодых людей на старом Мерседесе. (На таких машинах ездили тогда бесчисленные бригады лихих ребят по ночным делам).

Она не чувствовала страха. Она им доверяла и благополучно доехала до места. Страх от вероятного развития событий догнал ее потом. Доверие оправдалось. Есть только одно условие: чувства должны быть искренними. Даже слабая нотка фальши будет замечена, и вы получите ее в ответ умноженной.

Доверие и интуиция. Мы привыкли в повседневной жизни мыслить причинно-следственными связями. «На улице дождь, следовательно, нужно взять зонт». Интуиция не использует эти связи, во всяком случае, они не прослеживаются при интуитивном решении. Такое решение возникает откуда-то из бессознательного, но сигналы на уровне ощущений и смутных желаний все же появляются. Если внимательно к ним прислушиваться, не противопоставлять им логические рассуждения, то вероятность ошибки меньше.

К степени доверия в конкретной ситуации это относится в полной мере. Например, с точки зрения здравого смысла ситуация не опасна, но что-то необъяснимо настораживает. По-видимому, информации, которую перерабатывает мозг, гораздо больше, чем той, которая осознается. Стоит прислушаться. Доверяя интуиции, мы по сути доверяем себе без контроля ума. К.Роджерс назвал интуицию в контексте доверия «Целостным организмическим чувствованием ситуации». Чувствование организмом, не только умом, но и ощущениями.

Доверие к себе. Доверие к миру невозможно без доверия к себе. Они находятся в динамическом равновесии примерно в равных пропорциях. Невозможно сильно доверять миру и не доверять себе, невозможно доверять только себе и не доверять другому. Попытка приспособиться, адаптивное поведение говорит о бОльшем доверии миру. Когда человек идет на риск, то больше доверяет себе, пытается преобразовать действительность. Доверие к себе является основой творческой деятельности. Если делаешь что-то новое, то неизбежно сталкиваешься с вызовами, с необходимостью принимать решения, что невозможно без доверия к себе.

Доверия и отношения. Одним из основных условий близких отношений является доверие. Без него невозможен нормальный брак. Если его нет, на его место приходят контроль, подозрительность, ревность.

Недоверие следует за супружеской изменой. Тяжелый момент в браке. Кажется, что вернуть доверие невозможно. Провинившийся, осознав свою ошибку, очень старается вернуть доверие, но часто не получается. У него мало рычагов для выполнения этой задачи. Это все равно, что пытаться управлять автомобилем с места пассажира.

Вернуть доверие нельзя, как что-то взятое в долг. Можно только обозначить свою позицию и поступать с ней в соответствии. А дальше только партнер решает — доверять или нет. Это непростая задача.

Семейный автомобиль плохо едет, если организм водителя отравлен недоверием, лекарством может быть прощение. Пассажиру хорошо бы осознать и не мешать этому процессу, если он хочет в этом автомобиле ехать.

Доверие в сексе касается самых сокровенных глубин человека, дает самые сильные эмоции и наслаждение. Без него это процесс рискованный и не очень приятный. Мужчине он дает разрядку, практически без эмоций, а женщина обычно не получает ничего, кроме стыда и чувства сожаления.

Доверие и ответственность. Иногда под благородным понятием доверия маскируется что-то другое, уже не столь замечательное. Ответственность за себя и принятие решений порой тяжкая ноша. Как хочется доверить свою жизнь кому-нибудь надежному, знающему, уверенному в себе, вручить право принимать за себя решения. И пусть будет, что будет. Это не доверие, а избегание ответственности. Я тебе доверяю, значит, теперь ты за все отвечаешь, и за меня — тоже.

Мотивом является страх не справиться и желание свалить на другого эту самую ответственность, как рюкзак. Если доверяешь человеку на 100%, то должны быть к этому основания. Пусть их нет, но это сознательный риск и собственная ответственность за него. Иными словами, тот, кому вы доверили, не несет ответственности за степень вашего доверия к нему.

Особенно заметно это в отношениях, когда один из партнеров буквально шантажирует другого виной за свою загубленную жизнь, если они расстанутся. «Я сопьюсь, если ты меня бросишь», «Я не смогу жить без тебя». Доверие здесь ни при чем. Это об ответственности за себя. А ее нельзя доверить другому, если вы взрослый и дееспособный человек.

Если на осла нагрузить слишком много поклажи, то он скоро упадет. Так и партнер в отношениях, перегруженный «доверием», не в состоянии это тащить. Мучается, страдает из последних сил под грузом чужой ответственности, которую партнер под благовидным предлогом доверил нести. Это использование или манипуляция. В таких случаях стоит вспомнить о личных границах, о том, что вы не сиамские близнецы.

Любое взаимодействие содержит в себе грань доверия. Его проявления очень разнообразны. Доверие к государству, бизнес и доверие, доверие к информации, доверие к друзьям и незнакомым людям.

Доверять трудно, иногда опасно, но стоит попробовать доверять чуть больше. Доверие расширяет мир, увеличивает возможности, добавляет эмоций.
Оно, как правило, оправдывается.

Источник:
Доверие в психологии
Что такое доверие, знает каждый.В такой кажущейся простоте понятия таится сложность. И в этой статье мне хочется поговорить о некоторых проявлениях
http://www.all-psy.com/stati/detail/3986

Доверие между людьми: где разумные границы?

Мини-консультация «Мне трудно обнять близкого человека».
скачать видео

???????Доверие — готовность передать в пользование другому человеку ценные для себя вещи. Основывается на уверенности в порядочности, доброжелательности и компетентности партнера.

Доверие может быть финансовым, деловым и личным (психологическим). Финансовое доверие — готовность одолжить деньги в уверенности, что человек их возвратит в срок. Деловое — готовность поручить задание в уверенности, что человек его качественно выполнит. Личное доверие — готовность поделиться личной или сокровенной информацией, уверенность в его заботе и ответственности в том, что касается наших интересов.

Психологическое доверие — готовность впускать человека в свою личную и интимную зону, готовность поделиться личной или сокровенной информацией. Психологическое доверие — основа душевной открытости. Тот, кто доверяет, обычно открыт, поэтому «открытость» и «доверие» обычно используются как синонимы.

Доверие и открытость – важнейшие вещи для строительства близких и теплых отношений, но бездумно доверять всем и вся — глупо. Люди встречаются разные, наше окружение не всегда самое дружественное, и если у человека головы на плечах нет, и он собирается доверять не глядя всем вокруг, то ничего, кроме хлопот, он себе не наживет. Кроме умения доверять, требуется еще умение разбираться в людях. См.>

Для людей разного уровня взрослости доверие будет иметь существенно разное содержание. Для переживательной личности доверие — это состояние, когда рядом с другим человеком нет страхов. Для деятельной личности доверие — возможность? дать человеку ту или иную работу, нагрузку, с уверенностью что он с этим справится.

Возможность — это то, что возможно (разрешено) согласно физическим законам, хотя бы теоретически. Зона наших возможностей очень широка (ходить на руках, стоять на голове, слетать в космос и т.д.)
Способность — это та возможность, в которую мы верим как в реальное. Основные противопоставления: возможность — необходимость. Можно и надо. Проблема — возможность. В категории проблем мыслят люди с негативным мышлением, в категории возможности — с позитивным мышлением.

Человеку скорее стоит доверять, если:

  • он человек порядочный,
  • ему выгодно вас поддерживать и не выгодно вас кидать,
  • если ваше доверие может вызвать его доверие к вам и наладить добрые отношения.

Стоит задуматься, доверять ли человеку, если:

  • порядочность этого человека под вопросом,
  • ему выгоднее не думать о ваших интересах,
  • этот человек сам мало кому доверяет,
  • если вы чувствуете неискренность. Однако тут все сложнее. Смотри Искренность и доверие

Достаточно типовая ситуация, когда люди боятся окружающих, не доверяют окружающим без серьезных на то причин.

Тренинговая группа, первое занятие. Люди смотрят друг на друга — каждый боится каждого. Боятся заговорить, боятся подойти, сидят отдельно, молчат, держутся формально. Вместо доверия — страхи. Впрочем, пройдет одно или два занятия, и все начнут дружить и доверять друг другу, и будут от этого довольны и счастливы. Доверять — лучше!

Что помогает человеку начать относиться к окружающим с большим доверием?

  • атмосфера безопасности
  • система безопасности
  • наличие островков безопасности
  • совместная деятельность
  • готовность к политике доверия

Источник:
Доверие между людьми: где разумные границы?
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/articles/view/doverie-mezhdu-lyudmi-dvoe-zn—gde-razumnye-granicy-vop-zn-

Психология доверия

Если в тебе недостаток веры, то бытие не верит в тебя.

Доверие – нечто возвышенное, идеальное, без чего жизнь превращается в чреду логических формул. С темой отсутствия доверия у человека к окружающему миру связано огромное количество различных социофобий и страхов, сковывающих поведение человека, мешающих строить свою жизнь. О роли доверия в жизни современного человека, об утрате и восстановлении доверия размышляю в статье.

Словарь Ушакова определяет доверие как убежденность в чьей-нибудь честности, порядочности; как веру в искренность и добросовестность кого-нибудь. Доверие это состояние и процесс, такое же, как и уважение, здоровье или любовь — нескончаемый поток жизни. Перечисленные понятия, так или иначе, соприкасаются с доверием, обогащаются им, т.к. доверие является условием их развития. Если нет доверия, то есть иное, т.к. энергия не исчезает, а трансформируется. Доверие замещается подозрительностью, страхами и агрессией. Следовательно, без возможности доверять, люди обречены на страдание.

Жить – значит доверять, сначала себе, другому, затем и всему миру. Доверяем ли мы изначально, или это навык, даруемый другими, прежде всего родителями? Как и любой навык человека, доверие дается нам в зачаточном состоянии, но через соприкосновение с окружающей действительностью мы создаем развитую способность. Американский психолог и психоаналитик Э.Эриксон считал, что для формирования доверия очень важен первый год жизни ребенка, опыт его общения с матерью. Именно здесь ребенок максимально открыт к восприятию мира. Общение с матерью закладывает закон адаптации человека, который заключается в том, что способность заботиться о своей безопасности формируется позже способности доверять. В дальнейшем семейные отношения, другие условия формирования человека и воспитания его личности закладывают базисы, среди которых доверию определено значительное место.

Доверие сильно связано с психическим (в плане адаптации к миру) и физическим здоровьем. Человек, который не доверяет, всегда напряжен, так как постоянно находится в ожидании подвоха, опасности. Но, если, рядом с тобой человек, которому можешь открыться, это сопровождается мышечным релаксом, так как ты в безопасности. Постоянное перенапряжение ведет к стрессу, неврозу. Программы головного мозга начинают сбиваться, т.к. не получают в достаточной мере энергии, из-за постоянного перенапряжения. В итоге, человек-недоверяющий вполне может стать обладателем диабета, ишемической болезни сердца, гипертонии и других системных заболеваний. Страдания души приводят к мукам тела.

Так как это чувство берет свое начало в лоне материнской любви, доверие позволяет быть любимым и любить. Иногда, на психотерапию приходят люди, не умеющие доверять, но при этом, предъявляющие иную проблему, например одиночество. У меня всегда возникает вопрос, можно ли без доверия, открыться, впустить в свою жизнь другого человека, если все окружающее пространство воспринимается как зло. Именно здесь возникает тема сопротивления в психотерапии – психологических защит, работа с которыми занимает много времени. Только, научившись доверять хотя бы психотерапевту, пациент сможет доверять и окружающему миру, что в свою очередь поможет устанавливать интересующие отношения.

Кому мы доверяем? Как правило, людям, разделяющим наши убеждения, и с которыми нас связывает позитивный опыт. В доверии необходима осторожность, но более всего она необходима в недоверии. В жизни важно уметь не верить. Например, когда тебе говорят, что ты не имеешь способностей, что у тебя не получится, что может он, а не ты. В данном случае следует отстраняться от сказанного, освоить искусство неверия. Но, нужно быть осторожным, чтобы неверие не превратилось в патологическую веру — подозрительность. Иными словами, есть контексты, где недоверие к окружающему миру может быть полезно, и даже спасительным для целостности человека. Таким образом, как патологическое недоверье, так и излишняя доверчивость могут ограничивать человека.

Причина утраты доверия — разочарование. И часто такое разочарование связано с травмой нанесенной внутреннему ребенку – субличности, объединяющей способности искренне воспринимать мир, с интересом и ликованием. В минуты разочарования внутренний ребенок как бы прячется вглубь, на авансцену выступают субличности взрослого человека, которые и должны позаботиться о ребенке, при помощи психологических защит. Но, не всегда такая забота благотворна, часто психических защит становится на столько много, что человек превращается в сплошной панцирь, не имеющий чувствовать, обмениваться энергией, дышать и жить.

Можно ли восстановить доверие к окружающему миру? Да, можно, но в начале этого длительного пути необходимо признание человеком данной проблемы как таковой. Психологическая работа по обретению способности доверять требует большой душевной концентрации, нового опыта в общении, раскрытия себя в нем через переживание эмоций различной силы и направленности, духовного интереса к себе как уникальному и творческому существу. Эта душевная, кропотливая работа противопоставлена быстротечности времени. Со временем психологические защиты закрепляют панцирь недоверия еще больше. Нерастраченные эмоции становятся частоколами крепости, которая постепенно превращается в клетку, где невозможно дышать, а обиженный внутренний ребенок, тихо сидит внутри и всхлипывает, пытаясь донести свою боль до правильного взрослого.

Источник:
Психология доверия
Психолог Павел Пономарев
http://pavelp.ru/psihologiya-doveriya-zhivu-znachit-dover/

Что такое доверие

В различных словарях при определении доверия упор делается на двух моментах: убеждение в правоте кого-то и вера в его порядочность, честность.

В «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона доверие — это «психическое состояние, в силу которого мы полагаемся на какое-либо мнение, кажущееся нам авторитетным, и потому отказываемся от самостоятельного исследования вопроса, могущего быть нами исследованным».

В «Словаре» В. Даля «довериться» — «отдаться на веру, на совесть, вверить кому-то себя, свои тайны, свои дела, положиться на кого-то вполне».

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова (1985) дается следующее определение доверию: это «уверенность в чьей-нибудь добросовестности, искренности, в правильности чего-нибудь и основанное на этом отношение к кому-, чему-нибудь».

«Толковый словарь» Ушакова: «доверие — убежденность в чьей-нибудь честности, порядочности; вера в искренность и добросовестность кого-нибудь».

В «Словаре по этике» (1983) доверие определяется как «отношение к действиям другого лица и к нему самому, которое основывается на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности. Противоположностью доверия является недоверие, подозрительность, когда подвергается сомнению верность другого общему делу, его готовность соблюдать общие интересы или условия взаимного договора, искренность мотивов его действий».

Т. С. Пухарева опросила молодых людей: как они понимают доверие? В основном ответы были трех типов: 1) раскрытие себя для другого; 2) хорошие взаимоотношения; 3) уверенность в другом человеке. Все эти определения не взаимоисключающие, а отражают различные стороны проявления доверия.
Таким образом, в доверии человек выражает свое положительное отношение не только к даваемой ему информации, но и к личности информатора.

Учеными доверие определяется тоже по-разному. Доверие рассматривается как ожидание, установка, отношение, состояние, чувство, процесс социального обмена и передачи информации и других значимых благ, личностное и групповое свойство или настроение, компетенция субъекта, а также как общественное и групповое настроение, климат, социальная ситуация и социальная проблема. Такое разнообразие в понимании феномена доверия обусловлено тем, что за его рассмотрение взялись представители разных наук.

Ученые (Castaldo, 2002; Misztal, 1996; Rose-Ackerman, 2001; Sztompka, 1999) сходятся во мнении, что общая черта исследований доверия — разнообразие концептуальных типологий, отсутствие ясного и общего определения концепции доверия.

Как отмечает С. Касталдо (Castaldo, 2002), основная причина разнообразия определений состоит в том, что доверием называют самые разные феномены. С. Касталдо в своих работах приводит достаточно подробный анализ определений доверия, хотя это сделать не так просто. Например, в английском языке используется несколько слов, обозначающих «доверие»: confidence, trust, faith.

В результате компьютерного контент-анализа наиболее часто цитируемых определений доверия (72 варианта) он сделал пять основных выводов.

Во-первых, доверие непосредственным образом связано с ожиданиями, убеждениями, волеизъявлением или установкой.

Во-вторых, доверие проявляется по отношению к разным объектам; таковыми могут выступать другие индивиды, группы, организации, социальные институты.

В-третьих, доверие довольно часто (в 42 из 72 случаев) определяется через действие или поведение, тем самым подчеркивается деятельностный аспект доверия, а именно действие субъекта как способа проявления доверия.

В-четвертых, определения доверия включают результаты и следствия оказания доверия; предполагается, что действия контрагента могут быть предсказаны и позитивно оценены субъектом доверия.
В-пятых, толкование доверия включает рискованность ситуации принятия решения.
Алексеева А. Ю., 2007. С. 3-4

Доверие как ожидание, предчувствие. По мнению Д. Гамбетты (Gambetta 1988), доверие — это ожидание благоприятного или по крайней мере не негативного поведения в условиях, когда это поведение неподконтрольно. Доверие позволяет преодолеть неуверенность, обусловленную нехваткой информации о партнере. Доверяя, индивид рискует, но этот риск доброволен и связан с процессом принятия решения.

Многие зарубежные авторы характеризуют доверие как: 1) действия на основе ожидания, связанные с риском; 2) ожидание безопасной и благоприятной ответной реакции другого; 3) ожидание честности в поведении других; 4) ожидание предсказуемости, надежности и отзывчивости, заботы о благосостоянии другого человека; 5) уверенность в подтверждении ожиданий и доброжелательности другого. Таким образом, большинство исследователей определяют доверие как уверенно позитивные или оптимистические ожидания относительно поведения другого, а недоверие — как уверенно негативные ожидания (Govier, 1994; Hosmer, 1995). Однако у других авторов доверие — это восприятие источника информации в качестве компетентного и надежного.

Ф. Фукуяма (1996) характеризует доверие как возникающее в рамках определенного сообщества ожидание того, что его члены будут вести себя нормально и честно, проявляя готовность к взаимопомощи в соответствии с общепринятыми нормами, культурными традициями, обычаями, общими этическими ценностями.

Доверие как готовность. Е. С. Яхонтова (2004) считает, что доверие — это готовность быть зависимым от других людей в ситуации неопределенности и в ожидании определенной выгоды от этого. Ситуация неопределенности детерминирована отсутствием возможности контроля и опасностью неверного прогнозирования поведения других людей. Если человек имеет широкие возможности контролировать ситуацию и поведение других людей, не рискует что-либо потерять, принимая то или иное решение, то вопрос о доверии не стоит. В менеджменте, например, доверие тесно связано с понятиями «выгода», «риски» и «зависимость». Оно является следствием оценки менеджером своей зависимости от персонала, возможного риска и потенциальной выгоды от решения о доверии.

М. В. Якушевой (2008) доверие трактуется как внутреннее состояние готовности к проявлению доверия хотя бы одного из двух взаимодействующих субъектов.

Доверие/недоверие как отношение. В отечественной психологии феномен доверия чаще трактуется как субъективное личностное отношение к другому или к другим.

Т. П. Скрипкина (2000, 2004) определяет доверие как специфический субъектный феномен, сущность которого состоит в определенном отношении субъекта к различным объектам или фрагментам мира, заключающемся в переживании актуальной значимости и априорной безопасности этих объектов или фрагментов мира для человека. Отсутствие доверия, или недоверие, представляет собой, таким образом, ситуацию невозможности такого отношения (Г. Еремичева, Ю. Симпура, 1999). О доверии как отношении пишет и И. В. Антоненко (2008).

М. Г. Шукюровой (2005) доверие рассматривается неоднозначно: то как отношение («Доверие к субъекту политики представляет собой особое позитивное отношение индивидов»), то как состояние («Как психическое состояние доверие выступает. »). Кстати, доверие как психическое состояние рассматривается и З. Б. Мильнером (1998).

Доверие как надежда. Доверие определяется как «надежда на то, что люди, от которых мы зависим, оправдают наши ожидания» (Р. Б. Шо, 2000), и связывается с такими понятиями, как «порядочность», «честность» и «проявление заботы».

Доверие как социальная эмоция. Некоторые ученые обращают внимание на эмоциональную сторону доверия. Еще Э. Дюркгейм (1995) пришел к выводу о том, что социальное доверие зиждется скорее на эмоциональной и на интуитивной основе, чем на рациональной. Л. Ронигером и Ш. Эйзенштадтом (1984) было отмечено, что особенности межличностного доверия должны изучаться в ситуациях длительных отношений, характеризующихся определенной степенью интимности, когда акцент делается на эмоциональную (аффективную) составляющую доверия.

Э. Эриксон считает доверие и недоверие базисными чувствами, определяющими в дальнейшем развитие практически всех основных отношений к другим людям, к себе самим и к миру в целом. Идея рассмотрения доверия как социальной эмоции развита Дж. Барбалетом. Свою точку зрения он аргументировал тем, что социальная структура связана с определенными эмоциями, такими как уверенность (confidence).1 По Барбалету, уверенность может быть описана как «эмоция безопасных ожиданий», причем эмоция-уверенность выступает как «основание к действию». Дж. Барбалет пишет, что доверие — это «уверенность, связанная с ожиданиями относительно интенций других».

Сходное понимание доверия имеется у В. П. Зинченко (2001). Он пишет, что «доверие в огромной своей части относится к эмоциональной, т. е. плохо рационализируемой сфере человеческой психики. Более того, оно представляет собой базисное чувство, которое способно порождать многие другие чувства (от любви до ненависти), состояния (от комфорта до стресса и фрустрации), социальные установки (от приятия до отторжения) это аффективное предвосхищение и оценка смысла событий, которое, однако, не исключает, когда есть время, его интеллектуальной проработки» (с. 69).

В более поздней работе В. П. Зинченко пишет уже иначе. Доверие — это чувство, но особое, характеризующее отношение человека: «Прежде всего — это чувство, причем чувство особое. В отличие от базовых, таких как обоняние, осязание или зрение, оно характеризует не только способности человека к восприятию внешних стимулов, но и его отношение к другим людям во всей полноте их человеческих функций — будь то поступки, намерения (реальные или мнимые) или их материальные знаки и следствия, через которые опять-таки проступает отношение человека к себе подобным. Чувство доверия вбирает в себя целую гамму эмоций, проявлений и противопоставлений, одинаково важных как для понимания внутреннего мира человека, его намерений и мотивов, так и для понимания его поведения и деятельности» (А. В. Белянин, В. П. Зинченко, 2010, с. 10).

Более разумно представление, что у доверия имеются две составляющие — рациональная и эмоциональная. К рациональной относится уверенность в том, что объект доверия способен выполнить взятые на себя обязательства. Она основывается на оценке его компетентности, результативности труда, а также последовательности, предсказуемости поступков. Эмоциональная составляющая доверия основана на оценке «доброй воли» партнера, общности ценностей и мотивов: доброжелательности, открытости для успешного решения проблем, мотивированности на достижение общей цели, порядочности.

Доверие как функциональный орган. В связи с многообразием понимания сущности феномена доверия И. В. Антоненко (2006) задается вопросом: чем является доверие по своей сути — психическим состоянием (состояние, вера, уверенность), психическим процессом (эмоция, чувство), формой направленности личности (убеждение, убежденность) или чем-то существенно иным? И предполагает, что доверие содержит в себе все эти характеристики как свои определенные моменты. В более широком плане можно утверждать, пишет автор, что доверие как психический феномен является психическим состоянием, которое манифестирует себя через совокупность определенных психических процессов, как свойство личности выступает некоторой инвариантной величиной и выражается вовне как конкретное отношение. И все это реализуется определенным «сочетанием психических сил», обозначаемых понятием функционального органа.

Функциональный орган доверия включен в социально-психологический механизм формирования и проявления доверия. В этот механизм входят: 1) ситуация доверия, 2) субъективная данность ситуации, 3) орган доверия и 4) актуальное проявление доверия. Под ситуацией доверия понимается такая ситуация, которая требует проявления доверия. Орган доверия вне ситуации доверия находится в латентном (неактивном) состоянии. В ситуации доверия он активизируется, и в соответствии с субъективной данностью ситуации субъект доверия проявляет актуальное доверие в отношении объекта доверия.

И. В. Антоненко пишет, что понятие доверия рассматривается в узком смысле (собственно доверие) и в широком смысле (весь спектр отношений доверия/недоверия). В соответствии с этим доверие в узком смысле слова — это психическое образование субъекта, выражающее его положительное отношение к объекту, обладающему качествами общей социальной или личной (по отношению к субъекту) позитивности. Соответственно недоверие — это психическое образование субъекта, выражающее его отрицательное отношение к объекту, обладающему качествами общей социальной или личной негативности. Доверие в широком значении слова (доверие/недоверие) — это психическое образование субъекта, выражающее его отношение к объекту в прямой зависимости от обладания этим объектом качествами общей социальной или личной позитивности или негативности.

Доверие — это состояние функционального органа доверия как психического образования субъекта, выражающее его положительное отношение к объекту, обладающему качеством встречной позитивности эквивалентного характера. «Формула» доверия: позитивность состояния функционального органа доверия, позитивность отношения к объекту доверия, позитивность встречного отношения (очевидно, за всей этой мудреностью скрывается простая вещь — взаимное доверие партнеров общения).

Таким образом, по И. В. Антоненко, о доверии можно говорить только в том случае, если субъекты общения доверяют друг другу. По сути об этом же пишут С. В. Гельфанова и В. Н. Лавров, когда утверждают, что «любовь может быть безответной, доверие — нет». И хотя авторы рассматривают только один из аспектов проявления доверия, а именно социально-психологический, такое ограничение в понимании доверия мне представляется неоправданным.1 То, о чем пишут эти авторы, относится к доверительному общению (см. гл. 6). Однако доверять или не доверять можно и информации, получаемой вне общения (например, из газет, радио), когда встречное доверие отсутствует. Но влияние воздействия на человека СМИ тоже является предметом рассмотрения социальной психологии. Кроме того, нельзя игнорировать и такой аспект проблемы, как доверие к миру, которое тоже относится к компетенции социальной психологии.

Имеются и другие спорные положения, высказанные И. В. Антоненко. Например, что доверие в межличностных отношениях является вторичным результатом совместной деятельности. Это действительно может иметь место. Но можно ведь утверждать и обратное, что успешная совместная деятельность является результатом доверия между людьми, имевшегося еще до начала деятельности (вспомним: «Его я бы взял в разведку»).

Функциональный орган доверия, пишет И. В. Антоненко, в основных своих моментах формируется в процессе первого года жизни ребенка, критерием чего является возникновение базисного доверия. Его функционирование в ситуации доверия проявляется как актуальное доверие, в основе которого лежат базисное доверие, опыт доверия личности и конкретное доверие к объекту доверия (другой личности). Мне представляется, что введение конструктора, именуемого И. В. Ан-тоненко «органомдоверия», больше порождает новые вопросы, чем проясняет ситуацию. Например, чем неактуализированное базовое доверие как функциональный орган отличается от доверчивости, на чем настаивает автор?

П. Наннестед (Nannestad, 2008), осуществивший обзор западных исследований доверия за период 2000-2007 гг., приходит к выводу, что на данный момент в социальных науках не только нет единого понимания доверия, но и нет согласия по поводу того, что оно собой представляет. Является ли оно «общим взглядом на природу человека» (Э. М. Усланер, 2002), установкой (аффективной или эмоциональной) (К. Джонс, 1996; Дж. Миллер, 2000), отношением (Р. Харндин, 2001, 2002, 2003, 2006), решением (А. Бохнет, Р. Зекхаузер, 2004; К. К. Экель, Р. К. Вилсон, 2004; Ф. Геррерос, 2004), действием (П. Штомпка, 1999) или типом капитала (социального) (П. Штомпка, 1999)? Или, отойдя от концепций социальных наук, является ли доверие каким-то устоявшимся в ходе эволюции образованием мозга (Р. Курзбан, 2003) или же только психологической реакцией, вызванной окситоцином (М. Корсфелд и др., 2005)?
Купрейченко А. Б., Шляховая Е. Б., 2012

Источник:
Что такое доверие
В различных словарях при определении доверия упор делается на двух моментах: убеждение в правоте кого-то и вера в его порядочность, честность. В «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона
http://psyera.ru/chto-takoe-doverie_9058.htm

(Visited 10 times, 1 visits today)

CATEGORIES