Доверие в общении

Доверие в общении

Доверие сводится к восприятию вашими подопечными ребятами трех ключевых моментов: компетентности, опыта и надежности. Таким образом, ваш авторитет зависит скорее от ощущений ваших подопечных: ваши личные действия и навыки отвечают за него только косвенно. Именно поэтому авторитет — хрупкий материал. Его легко потерять в один миг проявив недальновидность, допустив просчет или проступок. Рассмотрим три основные опоры, которые помогут вам завоевать и поддерживать доверие к себе.

Опора первая: компетентность

Один из наиболее распространенных способов завоевать доверие ребят — продемонстрировать умения, свидетельствующие о вашей компетентности и надежности в сфере вашей идеи. Если ребята знает, что вы лучший вожатый (физрук, кружковод, инструктор…), все препятствия перед вами исчезнут.

Опора вторая: профессионализм

Профессионализм — двоюродный брат доверия по линии компетенции. Ребята будут доверять вам и признавать вашу компетентность, если они уверены, что вы уже сделали нечто достойное. Доверяя, они признают ваши выводы, если узнают, что у вас есть специализированные знания в нужной области. Если вы достаточно уважаемы, вам будут доверять, даже несмотря на неумение показать себя в выгодном свете.

Опора третья: надежность

Доверие — это единственный фактор, способный поменять абсолютно все. С его помощью можно преодолеть практически любую трудность. Без него очень сложно сделать хоть что-то значительное. Можно согласиться с такой формулировкой, добавив несколько важных уточнений.

  • Во-первых, доверие бывает минимальным, относительным и полным. Минимум доверия лучше, чем его отсутствие. Будучи надежным и целостным во всем, что вы делаете, а не только в случаях, когда все на вас смотрят, вы строите основу доверия к вам со стороны ребят, которые не знают вас близко, и понемногу они начинают доверять вам. Благодаря такой основе можно завоевать больше доверия, поскольку дальше дети узнают вас все лучше.
  • Во-вторых, представления о доверии бывают разными. Например, когда вы, будучи вожатым, продаете идею с позиции власти, эта позиция помогает в продвижении идеи только в случае, если ваши ребята уверены, что вы легитимно пользуетесь своими полномочиями — то есть работаете в интересах детского коллектива, а не тешите свое самолюбие.

Аристотель однажды сказал, что «справедливый правитель ничего не требует, но трудится для других». Это означает, что ваш авторитет растет, когда вы фокусируетесь на проблеме, а не на мелочах из серии «кого вознаградят за решение этой проблемы». Такое отношение поощряет других к участию и помогает стать сторонниками вашей идеи.

Секрет эффективного использования власти с целью продвижения новых инициатив в детской среде заключается в сочетании такта, мудрого выстраивания отношений с твердым намерением сделать так, чтобы подопечные приняли вашу идею, при этом не чувствуя себя лишенными права голоса. Доверие появляется там, где формальные полномочия лидера дополняются его осознанием необходимости завоевать авторитет и сохранять легитимность.

От первого впечатления зависит многое, когда речь идет о доверии. Наблюдение за репутацией показали, что информация о потере доверия распространяется подопечными ребятами гораздо быстрее, чем сведения о слабых профессиональных вожатских навыках.

Если не рассматривать надежность и доверие в контексте руководства, то надежность обычно зависит от согласованности между словом и делом. Если вы хотите убедить ребят бросить курить, начните с выбрасывания в мусор собственных сигарет. Давая совет, старайтесь, чтобы слово не расходилось с делом. Малейший намек на лицемерие рождает желание отказаться от общения, потому что собеседник не воспринимается всерьез.

Кто лучше всех произносит мотивирующие речи? Тренеры, которые в свое время сами выигрывали чемпионаты; люди, выжившие в несчастных случаях; ветераны войны, жертвы трагедий, альпинисты, бывшие на грани смерти. Что общего у этих людей? Их личные истории не противоречат тому, что они говорят и советуют. Они — живые воплощения принципов «Не отчаивайся!» и «Всегда все можно начать сначала», которые и проповедуют. Искреннее сообщение от первого лица имеет огромную мотивационную силу просто потому, что говорящему доверяют.

Необходимыми предпосылками доверия подопечных ребят к вожатым относятся следующие характеристики и оценки:

  1. Порядочность — репутация честного и верного своему слову человека.
  2. Компетентность — способность к быстрому и правильному принятию решений, содействующих успешной деятельности детского коллектива, а также обладание специальными знаниями и навыками межличностного общения, необходимыми для выполнения обязательств.
  3. Справедливость — умение правильно оценить результаты работы и по достоинству вознаградить ребят.
  4. Честность как по отношению к своим подопечным ребятам, так и к коллегам вожатым.
  5. Последовательность — надежность, предсказуемость и здравый смысл в различных ситуациях.
  6. Лояльность — доброжелательность или готовность защитить, поддержать и подбодрить других.
  7. Открытость — психологическая доступность или готовность свободно делиться с другими идеями и информацией.

Доверие ребят порождает слаженность в деятельности детского коллектива.

Существенным элементом укрепления доверия является такой важнейший элемент системы управления, как обратная связь, которая позволяет оценить правильность посылаемой вожатыми информации, ее восприятие ребятами.

Доверие — непременное условие управления

Доверие — это не просто гуманный подход к отношениям между вожатым и детьми, не только благоприятный психологический климат. Создание атмосферы доверия требует внимания к каждому аспекту системы — к ее структуре, политике и практике менеджмента, технологическим системам, неформальной культуре, к ценностям и ожиданиям ее членов, а также к поведению вожатых. Ключевыми императивами создания организаций с высоким уровнем доверия являются:

  1. результативность деятельности;
  2. порядочность во взаимоотношениях;
  3. проявление заботы о ребятах.

Как показывает опыт успешно функционирующих организаций, такой стиль на практике означает соблюдение следующих принципов и условий.

  • Внимание к подопечным. Вожатый считается с нуждами и предпочтениями ребят, обращается с ними вежливо и доброжелательно и не принимает к ним жестких мер наказания. Такого вожатого часто называют «ориентированным на ребят» в противоположность «ориентированным на деятельность» или «ориентированным на задание».
  • Консультативное принятие решений. Вожатый спрашивает у подопечных их мнение, прежде чем принимает решения. Такой вожатый является демократичным руководителем (в противоположность одностороннему, авторитарному или деспотичному).
  • Делегирование полномочий. Вожатый делегирует полномочия подопечным и позволяет им свободно распределять работу вместо того, чтобы вести жесткое и скрытое наблюдение. Такая политика направлена на создание атмосферы взаимного доверия, взаимопонимания, в которой ребята чувствуют, что они могут свободно выражать свои идеи, мнения, проблемы и тревоги.

Доверие между ребятами и вожатыми возрастает в результате общения и представляет собой первейшую функцию любого вожатого. Вожатые тратят по крайней мере 3/4 своего рабочего времени на общение с ребятами. Вожатый, обеспечивающий успех дела, должен понимать, что общение состоит не только в передаче информации, но и в восприятии этой информации. Какой бы способ общения ни выбрал вожатый (беседу, словесное общение, сообщение или распоряжение), он должен быть уверен, что получатель информации понял его сообщения.

Отметим, что словесное общение — преимущественно выбираемый вожатым способ. Однако такое общение становится эффективным только после соответствующей тщательной подготовки. Для повышения уровня словесного общения вожатый может следовать рекомендациям, приведенным ниже.

Стремление любого человека к взаимодействию будет тем выше, чем в большей степени поддерживается представление о том, что собеседник стремится и способен повысить существующий уровень комфорта. В противном случае, если собеседник снижает уровень комфорта партнера, он либо избегает его, либо вступает с ним в бой, для того чтобы отстоять свои позиции.

Доверие — это то, что необходимо, чтобы соответствовать подсознательным (эмоциональным) запросам ребенка.

Если сгруппировать психологические факторы на подгруппы, то доверие — это:

  • безопасность (надежность, спокойствие, защита, соблюдение тайны);
  • совместимость (дружелюбие, понимание, общение, авторитет, вежливость, уважение, терпение);
  • искренность (честность, открытость);
  • ориентация на клиента (помощь, решение проблем, удобство, комфорт).

Как видите, мы перечислили общечеловеческие ценности. По существу, речь идет об элементарной человечности в общении людей.

Доверие необходимо нам для соответствия эмоциональным запросам подопечных ребят, т. е. запросам, определяющим 90% всех его решений и действий. Но это один уровень передачи информации. А что необходимо для соответствия наших действий на сознательном уровне восприятия? В общении сюда можно включить:

  • знание преимуществ и недостатков условий обсуждаемой темы;
  • знание проблем и умение понять задачи другой стороны;

Все перечисленное можно определить одним словом — опыт. В зависимости от специфики вашей конкретной деятельности вы можете по своему усмотрению расширить этот список.

С практической точки зрения нам важно знать, каково соотношение между влиянием на мотивы сознательной и подсознательной составляющих.

Все происходящее на смысловом, сознательном уровне передается во всех случаях на уровень подсознательный, уровень чувств, на котором и определяется конечное отношение к событию или обстоятельствам. Понятия смысловой, сознательный уровень и подсознательный уровень чувств условны, для того чтобы осознать их различные аспекты и уметь влиять на них.

В любом случае, оценка события и отношение к нему определяются на подсознательном уровне. Какое влияние на принятие решения окажет сознательная составляющая, зависит от степени ее значимости для решения проблемы. Значимость вызывает соответствующие эмоции. Можно утверждать, что отношение к предложениям в ходе переговоров будет получено в результате суммирования эмоций и чувств, сформированных смысловой составляющей, и чувств, полученных напрямую подсознательным восприятием всей остальной информации.

Стратегия добиться одностороннего преимущества любой ценой, включая манипуляции, абсолютно не эффективна и в корне ошибочна, если речь идет о долговременном партнерстве. Как бы искусно ребят не обманывали, изобразить искренность, скрыть негативные мысли довольно сложно. Сложно по двум причинам. Обсудим их.

1. Неосознанное восприятие эмоций

Допустим, ваш партнер пытается скрыть свое эмоциональное состояние. Это ему далеко не всегда удается: сложно утаить и скрыть эмоциональное состояние, особенно негативное. И один из способов определить энергию намерений человека состоит в том, чтобы прислушаться к своим собственным ощущениям и эмоциям в процессе взаимодействия с ним. Эта техника основана на следующем представлении.

Наше психологическое состояние, наши мысли, наши намерения представляют собой некоторую энергию, которая излучается в пространство вокруг нас и неосознанно воспринимается окружающими нас людьми примерно в радиусе 3-5 метров.

Это обстоятельство доказано и легко проверяется на практике. Например, известно, как трудно работать, читать или писать, если в комнате рядом с вами кто-то спит. Вас тоже тянет ко сну.

Участник общения, как и любой человек, также неосознанно воспринимает достаточно тонкую информацию о нашем состоянии. Ну а более ярко проявляемые нами эмоции он вообще может воспринимать и на осознанном уровне.

2. Особенности передачи информации

Как известно, мы воспринимаем информацию из внешнего мира по трем каналам:

  • визуальному;
  • аудиальному;
  • кинестетическому.

Визуальная информация связана с восприятием всего, что мы видим: форма, яркость, цвет, объемность. Если мы в ходе общения с человеком наблюдаем его жесты, мимику походку, осанку, мы воспринимаем визуальную составляющую информации. Это невербальные проявления контакта.

Аудиальная информация — это все, что мы воспринимаем на слух: громкость, темп, ритм, тональность, тембр. В общении это прежде всего речь человека, которая состоит из двух составляющих: вербальной (смысл слов) и аудиальной информации.

Кинестетическая информация связана с восприятием ощущений от прикосновений, запаха и вкуса.

При общении составляющие информации воспринимаются партнером в следующих пропорциях:

  • визуальная — 55% — язык мимики и жестов;
  • аудиальная — 38% — интонация речи;
  • вербальная — 7% — смысловая, специальная информация.

Когда мы говорим, мы прежде всего думаем, что необходимо сказать, исходя из логики общения. Но поразительно, что 93% информации (вы только вдумайтесь: девяносто три!) передается в это же время по двум другим каналам: аудиальному и визуальному. Наши жесты, мимика и позы тела, ритм, тональность, темп и громкость нашего голоса передаются собеседнику. И именно они определяют, как будет воспринят смысл нашего сообщения на глубинном уровне сознания слушателя. А мы даже не задумываемся о том, какую информацию передаем по первым двум каналам, а часто просто и не осознаем этого факта.

Таким образом, важно не то, что мы говорим, а то, как мы говорим.

Мы достаточно хорошо можем управлять вербальной информацией. А вот аудиальной и визуальной информацией управлять не всегда удается. Это связано с тем, что ими неосознанно, т. е. минуя сознательный контроль, управляют наши эмоции. Участник общения может даже не заметить, что ведет себя агрессивно, вызывающе или проявляет подавленность.

Подумайте только, мы передаем 93% информации, не управляемой и практически не контролируемой нашим сознанием. Именно по этой причине сложно контролировать скрытые намерения. Они проявляются нами неосознанно на невербальном уровне.

Наш партнер получает на неосознанном уровне эту информацию и формирует представление о нашем истинном состоянии.

На подсознательном уровне собеседника смысл слов сопоставляется с информацией, полученной по двум остальным каналам доступа (аудиальному и визуальному). Если они противоречат друг другу, то у него появляется ощущение дискомфорта, он интуитивно чувствует недоверие. Этим и определяется окончательный смысл полученной информации. Проницательный ребенок обычно быстро определяет состояние другого участника общения и вносит свои коррективы в его оценку.

Надо заметить: обработка информации на истинность может выполняться и на осознанном уровне, если наши жесты, поза, мимика и голос проявляются уж очень явно и выдают наш страх, неуверенность и беспокойство за исход встречи.

Негативное эмоциональное состояние передается ребятам в общении по нескольким каналам восприятия информации. Он может неосознанно, а иногда осознанно реагировать на это, проявляя защитную или агрессивную реакцию. Это, как правило, становиться ограничением развития отношений и принятия оптимальных решений.

Источник:
Доверие в общении
Доверие сводится к восприятию вашими подопечными ребятами трех ключевых моментов: компетентности, опыта и надежности. Таким образом, ваш авторитет зависит скорее от ощущений ваших подопечных: ваши
http://summercamp.ru/%D0%94%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B5_%D0%B2_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8

Доверие в профессиональном общении милиционера

Управление доверием является неотъемлемым компонентом профессионального мастерства милиционера, особенно в оперативном общении, поскольку позволяет устанавливать доверительный контакт с объектами заинтересованности, создавать предпосылки формирования потребности в регулярном общении, обеспечивать условия для влияния на коммуникативную ситуацию. Это не означает, что сотрудник должен иметь неизменные рецепты доверительного общения. Он должен обладать определенными знаниями и умениями, для того чтобы его поведение было креативным, творческим, поскольку в общении определенное количество ситуаций являются уникальными, непохожими друг на друга.

Доверительное общение это психологическое олицетворение с другим человеком, что осуществляется путем обмена значимой информацией на основе веры в то, что в силу моральных качеств собеседников их действия не будут протирічіти ее интересам и целям.

Впервые встретившись с человеком, полезно обратить внимание на следующие его особенности, влияющие на впервые впечатления:

2. Поведение и психическое состояние.

3. Движения и жесты.

4. Индивидуальный межличностный пространство, которое используется в общении.

5. Наличие контакта глаз.

На эти внешние признаки необходимо обращать внимание на каждой встрече потому, что они являются показателем того, насколько вы и обстоятельства вызывают доверие.

Важным в процессе установления доверия является понимание человека человеком. Оно способствует укреплению взаимного доверия и развитию отношений. Ощущение того, что тебя поняли, побуждает к дальнейшей искренности и открытости, к более глубокому анализу того, о чем говорилось ранее.

Для формирования чувства доверия необходимо владеть также навыками эффективного слушания (о чем писалось ранее). Эффективное слушание означает, что своей позой, жестами, кивками и отдельными словами вы показываете, что заинтересованы, следите за мыслью, и понимаете то, о чем говорится. Такие приемы, как повторение ключевых слов, короткие слова — подтверждение своей сосредоточенности, как «м-м-м», «ага», «да», «действительно» помогают естественному поддержанию беседы. Они эффективны для поддержания разговора, стимулируют человека к дальнейшей откровенности. В то же время, многословия, злоупотребление вопросами может привести к потере доверия.

Созданию климата доверия способствуют следующие условия или установки:

• на понимающе безоцінкове реагирования на мнения, эмоции, и представление объекта заинтересованности;

• на положительное принятие собеседника;

• на конгруентну поведение при взаимодействии с другим человеком. Установка на понимающее безоцінкове реагирования означает наше осознанное стремление реагировать на мысли и состояния объекта заинтересованности

(собеседника) с целью понять их с их позиции. Это связано со способностью человека понимать и предсказывать мысли и эмоциональные состояния собеседника, ставя себя на его место.

Понимающее реагирование не означает нашего согласия с тем, что говорит и чувствует собеседник, а является проявлением желания без предрассудков, без оценок в его адрес, понять его позицию, жизненную ситуацию.

Следует отметить, что тип оценочного понимания другого человека вызывает защитные реакции, которые затрудняют открытость в общении, открытость. Понимающее реагирование способствует саморозкриттю, а оцінкове затрудняет. Это есть закономерность доверительного общения.

Установка принятия личности собеседника — это наша готовность и желание в общении с человеком проявлять к нему безусловно позитивное внимание и уважение, независимо от его слабых сторон и недостатков. Это готовность проявлять искреннее, а не показное уважение, готовность с уважением признавать его право быть таким, какой он есть, независимо от нашего согласия или несогласия с ним.

Установка на конгруэнтность своего поведения при взаимодействии с собеседником возникает тогда, когда то что мы открыто выражаем словами и жестами, совпадает с тем, что мы действительно чувствуем во время беседы, и тогда, когда мы сами осознаем и контролируем свои эмоциональные состояния. В определенном смысле это означает, что мы как бы позволяем собеседнику «заглянуть» в себя, предлагаем открытость, «обмен доверием».

Иногда, возможно, что собеседник:

• не будет воспринимать наше поведение тогда, когда мы уверены, что делаем это согласно той или иной установке;

• будет оценивать наше поведение как отсутствие, по его мнению, интереса к тому, что он говорит;

• будет роздратовуватися из-за того, что мы не высказываем своих мнений и оценок, когда он нас об этом просит.

Подобное реагирования собеседника вероятно. Бояться этого не нужно. Процесс усвоения навыков понимающего общения в начальный период будет следующим — сначала вы, естественно, будете испытывать определенные затруднения.

Приемы понимающего неоцінкового реагирования на мысли и эмоции собеседника способствуют тому, что у человека формируется такое субъективное ощущение безопасности, когда он может открыто, без боязни быть негативно оцененным и непонятным, проявлять те мысли и эмоции, которые его волнуют и подсознательно начинает видеть в нас интересного и внимательного собеседника.

Правила понимающего общения. Чтобы эффективнее понимать и изучать собеседника, развивать с ним психологический контакт целесообразно придерживаться следующих правил:

• больше слушайте и меньше говорите сами, «идите» за высказываниями собеседника, старайтесь глубже прояснить их;

• * * воздерживайтесь от своих оценок, меньше задавайте вопросов и не подталкивайте его к обсуждению тех вопросов, о которых ему «следует» говорить;

• старайтесь реагировать на информацию, которая для человека является наиболее значимой;

• реагируйте на эмоциональные состояния собеседника.

Важным для установления доверия является создание доверительной атмосферы. Под доверительной атмосферой понимается атмосфера, в которой лица делятся лично значимой информации. Степени доверчивости является реагирование доверием на доверие в соответствии с обстоятельствами. Для создания доверительной атмосферы с целью получения юридически и психологически значимой информации целесообразно использование доверительных темам общения. Так, например, беседа на тему относительно погоды может способствовать установлению контакта, но эта тема не может стимулировать доверительное раскрытия собеседника.

Какие же темы психологи считают доверительными?

1) «жизненные планы» (будущее): идеалы, желания, достижения, каким образом достигаются жизненные цели, возможные препятствия и их преодоление на пути к цели, помощь друзей и знакомых по достижению цели и т. п;

2) «память» (то что было): важные события в жизни; тяжелые, стрессовые ситуации, приятные события, друзья (подруги), место (роль) в группе сверстников и т. п;

3) «семья, любовь» (интимные отношения): кем являются члены семьи (профессия), типичные занятия членов семьи, проведения выходных и праздничных дней, книги, фильмы, любимая еда членов семьи, роли семьи, знакомые и друзья семьи.

4) «ценности»: активная жизнь, жизненная мудрость, здоровье, интересная работа, любовь, материально обеспеченную жизнь, наличие хороших и верных друзей, позитивная обстановка в государстве, общественное признание, познание, самостоятельность, творчество, уверенность в себе, развлечения (приятное времяпрепровождение), аккуратность;

5) «идеальные психологические качества человека».

Еще одним эффективным средством в установлении доверия является самораскрытие. Осознание закономерностей процесса самораскрытия помогает ориентироваться в богатстве форм доверительного контакта и сознательно регулировать его.

Адекватное самораскрытие зависит от нескольких факторов:

• в соответствии самораскрытие контекста беседы;

• особенностей реципиента самораскрытие (близкий друг, знакомый, незнакомый, с высоким или низким статусом, старый или молодой);

• уровня конфиденциальности самораскрытию собеседника. Психологами было установлено, что самораскрытие имеет свои функции для коммуникатора (того, кто раскрывается):

1. Самораскрытие способствует психическому здоровью личности.

2. Благодаря саморозкриттю осуществляется регуляция и социальный контроль с помощью обратной связи.

3. Самораскрытие способствует удовлетворению эмоциональных потребностей.

Для реципиента (того, кому раскрываются) самораскрытие также имеет свои функции:

1. Самораскрытие других людей помогает реципиенту лучше познать (изучить) субъекта самораскрытия. Это зависит:

• от способности вызвать на самораскрытие другого;

• от способности раскрыться самому и тем самым стимулировать ответное самораскрытие;

• от широты круга общения;

• от способности проявлять «человеческое тепло» в общении.

2. Самораскрытие дает реципиенту ощущение того, что в нем есть потребность, что его положительно оценивают, ему доверяют.

Самораскрытие может рассматриваться и как средство развития доверия, и как критерий наличия таких отношений.

В процессе большего сближения (прогрессирование доверия):

• растет глубина самораскрытия (человек раскрывает больше информации о себе);

• возрастает широта самораскрытие (самораскрытие охватывает все новые жизненные сферы).

Особое внимание уделим негативным психологическим последствиям самораскрытия. Приведем реестр психологических преимуществ «закрытости» (по Амяга Н.В.).

1. Психологическая тайна важна для сохранения интегрированности личности, позволяет поддерживать чувство самоидентичности.

2. У людей есть потребность не только в контактах, но и потребность в одиночестве, блокирование которой может вести к негативным последствиям.

3. Большая открытость рассматривается как отклонения от коммуникативных норм. Неизбирательность в выборе лиц, которым доверяется информация, также воспринимается негативно.

4. Скрытность позволяет избежать нежелательной доверия, контакта, контроля со стороны другого.

5. Тайна имеет свои чары, открытость — иногда прозаична.

6. Самораскрытие делает человека «слабой», уязвимой.

7. Самораскрытие чаще сопряжено с негативными эмоциями, которые вызваны осознанием.

8. Ощущение «Мы», особенно в доверительных отношениях базируется на сохранении тайны.

Следующим способом доверительного общения, по мнению психологов, можно считать самопредставле ние личностных свойств. В прикладной социальной психологии было установлено, что доверие возникает к человеку, который имеет такие характеристики, как:

Поэтому предъявляя такие черты в общении можно рассчитывать на то, что собеседник, как правило, будет доверять субъекту самопредставле ние.

Важным для установления доверия и оценки того, насколько доверяют нам есть невербальный язык.

Язык телодвижений. Прямая спина, расправленные плечи, поднятая голова, равномерная ритмичная походка — являются признаками доверчивой лица. Напряжение в осанке, склоненная, или втянута в плечи голова — признак людей склонны к недоверию, подозрительности.

Язык рук также имеет свои знаки доверия и недоверия. Рука (иногда обе) на груди означает искренность эмоций и высказываний; поднятая открытая ладонь в приветствии — знак, что подчеркивает равенство позиций в общении; руки, мягко обнимая друг друга сверху — знак искренности; легкое прикосновение к руке или плечу партнера во время приветствия (общение) — признак близости; открытая ненапружена ладонь — знак открытости. Знаками недоверия есть руки, которые спрятаны в карманы или за спину, сжаты кулаки, скрещенные руки на груди, касание рукой носа, уха, глаза, лица и прочее.

Лицо и язык взгляда также имеет значимые признаки доверия. В первую очередь — это глаза (взгляд). Доверительный взгляд — полностью открытые глаза. моргают спокойно и редко. При этом контакт глаз попеременный. Взгляд сбоку, отвлечения лицо, «глаза в землю» — все это проявления скрытности, недоверия. При прямом взгляде показателем недоверия будет слишком твердый взгляд. «Пустое», безэмоциональное, застивше лица-простой и распространенный способ защиты от опасности. Улыбка также является не только знаком приветствия, а и показателем искренности. Если партнер доверяет, чувствует себя уверенно, то улыбка будет свободной и открытой (приподняті углы губ, открыты верхние зубы, легкая складка на нижних веках).

Неподвижное лицо, избегание взгляда, разглядывания собеседника поверх очков — знаки недоверия.

Голосовые характеристики. Речь того человека который доверяет — ритмичная, спокойная, тихая. Плавно меняется высота и тональность голоса. «Голос недоверия» — меняются интонации, ритм, скорость. Голос становится неравномерным, или монотонным, слишком быстрым или медленным, неадекватно интенсивным для помещения, или ситуации .

Пространственная поведение. Чем ближе стоят друг от друга субъекты общения, тем больше между ними доверия.

Подстройка и відзеркалювання поведения. Человек с большой долей вероятности ответит доверием тому, с кем ей будет комфортно, поэтому, кто считается «своим» человеком. Но как мы можем узнать, что другой человек похож на нас? Только за счет того, что мы видим, слышим и чувствуем.

Для установления доверия необходимо освоить технику «подстройки».

Підстройка — это установление соответствия с поведением другого человека. Підстройка — процесс порождения вербального и невербального поведения, техника создания сознательного и бессознательного доверительного контакта.

Когда используется техника подстройки, человек воспринимается как своя, такая, что говорит на общем языке — вербально и невербально.

В плане невербального контакта целесообразно, в первую очередь, подстроиться под тон и тембр голоса. Соответствие тона или тембра голоса партнера по общению — путь установления доверия с собеседником. Тон голоса бывает высоким и низким, с паузами, или без них. Люди, как правило, следуют привычном для нас тона и тембра. Для подстройки надо найти «общий знаменатель», большинство людей и не підмітять, что кто-то подстраивается под их голос.

Следующий шаг — научиться отвечать дыханию собеседника. Иногда уловить ритм дыхания трудно. В подобных случаях необходимо сосредоточиться на верхней линии плеч собеседника и различить заметные движения вверх вниз. Если вы уловите ритм дыхания партнера, вы можете соответственно подстроиться под него. Вы сможете подстроить под темп его дыхания темп собственной речи.

Следующий шаг — установление соответствия ритму движения — более сложный путь установления доверительного контакта. Главное, чтобы собеседник не заметил неестественной жестикуляции с вашей стороны. Большинство людей не задумываются о своих автоматических действий («бытовых движений»).

Дальше — соответствие позе человека. Для овладения этой техникой полезно понаблюдать, как люди «отражают» позы друг друга в процессе общения.

Підстройка и отражения являются эффективными способами установления психологического контакта, доверия в межличностных отношениях. Таким же эффективным является учет типов личности и репрезентативных систем.

Учет типов личности и репрезентативных систем в профессиональном общении. Согласно концепции нейролингвистического программирования существует пять каналов, по которым информация относительно внешнего мира поступает в мозг — глаза, уши, нос, язык, кожа. Каждый человек отдает предпочтение определенному каналу информации. Это будет «ведущая репрезентативная система». Например, если у человека ведущая репрезентативная система — зрение, то она воспринимает и сохраняет в памяти мир в «картинках». Такого человека называют «визуал».

Если человек больше доверяет чувствам, чем образам и словам, ее называют «кінестетиком». Если слуховым образам, звукам — «аудиал». Если абстрактным понятием — «дигитал».

Для того чтобы определить какую репрезентативную систему использует человек как ведущую, необходимо использовать наблюдения. Существуют три основных критерия, по которым можно определить репрезентативные систему:

• слова, которые используются;

Модели поведения, которые используют представители различных репрезентативных систем. «Визуал». Когда он собирается что-то сказать, как бы пролистывает в памяти образы, чтобы определить, что происходит в данный момент. Это осуществляется очень быстро. Его глаза поднимаются вверх и движутся по верхней линии глазного яблока, голос может быть высоким и слегка напряженным. Тембр голоса у них всегда выше, чем у людей с аудіальною и кінестетичною репрезентативными системами. Шея и плечи напряжены, потому, что это им «помогает» делать образ более четким и ярким. Они часто обращают внимание на краски и формы, подмечает оттенки цвета.

В их языке преобладают слова:

а) картина, точка зрения, истолкование, перспектива, видение, угол зрения, аспект, горизонт, иллюзия, экран;

б) видеть, представлять, появляться, подмечать, описывать, фокусировать, различать, иллюстрировать, прояснять, наблюдать, смотреть;

в) четкий, яркий, цветной, размытый, большой, маленький, открытый, закрытый, изолированный, гигантский, узкий;

г) «я вижу о чем вы говорите»; «видеть в розовых тонах»; «просветить»; «на глазах»; «на первый взгляд» и тому подобное.

«Аудиал» когда собирается что-то сказать, прислушивается к своему внутреннему голосу. Он часто ведет внутренние диалоги. Ему, как правило, трудно сделать выбор: внутренний голос постоянно ведет дискуссию. Аудиал доверяет своим чувствам. В процессе внутреннего диалога его глаза смотрят вправо или влево, двигаясь по средней линии, или идут вниз и влево. Голос аудиала мелодичный, имеет четкий ритм.

Дыхание сосредоточено в средней части груди, ниже чем у визуалов: это дает им возможность вдыхать достаточное количество воздуха, чтобы иметь ровный, ритмичный темп речи. Если у людей, предпочитающих аудіальному варианта восприятия возникают какие-либо осложнения в жизни, они могут отвлечься с помощью музыки, отправившись на концерт.

В речи аудиала преобладают такие слова:

а) тон, слово, крик, интонация, симфония, речь, шепот, аудиенция, голос, болтовня, монолог, диалог, музыка, ритм, мелодия, эхо, песня;

б) слушать, говорить, рычать, молчать, звать, напевать, спрашивать, обсуждать, кричать , звонить;

в) шумный, молчаливый, немой, болтливый, мелодичный, вокальный;

г) «говоря другими словами»; «задавать тон», «медведь на ухо наступил»; «напрячь уши».

«Кинестетик» перед тем как что-то сказать, прислушивается к своим внутренним ощущениям. их глаза в это время смотрят вниз и вправо. Они чаще «чувствуют проблему». Они делают паузы в речи, давая себе время и возможность почувствовать, что происходит.

В речи кинестетика преобладают слова:

а) тяжесть, дыхание, чувства, напряжение, нагрузка, давление, удар, контакт, движение, температура;

б) касаться, поражать, ощупувати, стучать, держать, ощущать, стабилизировать, шевелиться;

в) чувственный, крепкий, парализованный, холодный, ледяной, твердый, сентиментальный;

г) «чувствовать проблему», «развязывать узел», «наложить лапу», «воспользоваться ситуацией», «вбивать клин».

Таким образом, движения глаз, слова, темп и тембр голоса, дыхание, поза, зависит от того, какую репрезентативную систему использует человек. Вступая в контакт с лицом заинтересованности, необходимо обратить внимание на движения глаз человека, прислушиваться к ее словам, которые преобладают в его речи, присмотреться к жестам. Для установления контакта целесообразно общаться с лицом «на его языке». То есть необходимо распознать ведущую репрезентативную систему объекта заинтересованности для дальнейшего построения линии поведения с подстройки и отзеркаливания с целью установления юридически необходимых отношений.

Источник:
Доверие в профессиональном общении милиционера
Управление доверием является неотъемлемым компонентом профессионального мастерства милиционера, особенно в оперативном общении, поскольку позволяет устанавливать доверительный контакт с объектами
http://studbooks.net/65820/menedzhment/doverie_professionalnom_obschenii_militsionera

Доверительное общение

«. доверительность может возникать вне зависимости от того, находятся ли общающиеся в дружеских отношениях или нет, испытывает ли каждый из них симпатию или антипатию по отношению к другому, хорошо ли знакомы или незнакомы вообще («пациент — врач», «респондент — интервьюер», «случайные попутчики» и т.д.) Таким образом, доверительность в общении представляет собой относительно самостоятельный социально-психологический феномен, заслуживающий специального исследования.

Доверительное общение как феномен определяется, на наш взгляд, с одной стороны, значимостью «материала», раскрываемого собеседником о себе, с другой — отношением доверия к партнеру. Другими словами, доверительным можно назвать только такое общение, которое удовлетворяет одновременно двум указанным условиям.

Следует уточнить, что под доверием мы понимаем отношение к партнеру как к человеку, который не станет использовать раскрытие против доверившегося, и, причем не в силу вынуждающих его к этому внешних обстоятельств, а вследствие моральных, нравственных качеств личности.

Важным для нас аспектом рассмотрения доверия к партнеру является основа, на которой оно возникает. С одной стороны, доверие может основываться на знании партнера (его умении хранить тайну, порядочности и т.п.). В этом случае доверие выступает как уверенность, убежденность субъекта в том, что на собеседника можно положиться (К. К. Платонов).

С другой стороны, доверие к партнеру возможно не только на основе знаний (которые могут вообще отсутствовать), но и на, некоторым образом возникшей, «вере» в партнера («чем-то он внушает мне доверие» — говорят в таких случаях). Особенно ясно это проявляется в контактах «пациент-врач», «посетитель-консультант». Здесь субъект доверяется не только и не столько потому, что знает своего партнера, сколько потому, что собеседник «внушает» доверие своим внешним видом, манерой вести беседу и т.п.

Наконец, важнейшей особенностью доверия применительно к понятию феномена доверительного общения является то, доверие здесь непосредственно соотнесено с теми конкретными мыслями, чувствами переживаниями, которые «раскрывает» доверяющий. Действительно, одному и тому же собеседнику субъект может довериться в одних своих мыслях и не довериться в других. Даже от самого близкого друга человек может скрывать то, в чем он признается врачу, юрисконсульту или даже просто случайному попутчику. В этом и заключается особенность доверия как составляющей феномена доверительного общения — один человек доверяет другому не вообще, а доверяет конкретный значимый материал. Иначе говоря, доверие к партнеру у субъекта носит не общий характер («на этого человека можно положиться»), а всегда конкретно соотнесено с раскрываемым содержанием. .

Конечно, как уже отмечалось выше, важное значение имеет здесь не только знание субъектом данного партнера, прошлый опыт общения с ним, но и общее впечатление о нем. Вместе с тем определенный вклад в процесс формирования доверия к партнеру может быть сделан и на основе текущего общения, когда доверие «завоевывается» непосредственно в процессе взаимодействия. И тогда преодоление барьера может быть уже результатом скорее этого взаимодействия, нежели априорного образа собеседника». (В.С. Сафронов О психологии доверительного общения // Проблема общения в психологии. — М., 1981)

Необходимость «обмена» доверительными намерениями» подтверждает Окно Джогарри (см. Табл. 1). Поле взаимодействия (АРЕНА) расширяется при взаимном стремлении партнеров к сотрудничеству.

Источник:
Доверительное общение
«. доверительность может возникать вне зависимости от того, находятся ли общающиеся в дружеских отношениях или нет, испытывает ли каждый из них симпатию или антипатию по отношению к другому, хорошо
http://xstud.ru/34097/psihologiya/doveritelnoe_obschenie

Межличностное общение: как войти в доверие

Найти общий язык с человеком, уверить его в хороших намерениях – все это чрезвычайно помогает в достижении собственных целей. Пытаясь заставить некритично воспринимать собственные поступки, вы вторгаетесь в запретную зону, в которой надо вести себя очень осторожно.

Любое неверное движение, и вы надолго утратите авторитет в глазах человека, которому причинили боль. Потому при поиске ответа на вопрос, как войти в доверие, честно признайтесь себе, достойны ли вы особого отношения в каждой конкретной ситуации и сможете ли вы выдержать груз ответственности, который налагает на вас человек.

Даже если вы научились владеть своей речью, добавляя в тон своего голоса нотки доверительности, ваши движения сдадут вас с потрохами, если будет налицо диссонанс действий и слов. Даже если вы просто нервничаете, ваши жесты и мимика перестают соответствовать произнесенной речи, и собеседник чувствует фальшь. Поэтому очень важно научиться быть конгруэнтным обстановке.

Например, чтобы собеседник видел, что вы искренне заинтересованы в общении, он вам симпатичен, ваша поза должна быть открытой – никаких скрещенных рук и ног, рубящих движений. Такие жесты говорят о том, что вам есть что скрывать. Открытым должно быть и рукопожатие – подавайте руку ладонью вверх и чаще демонстрируйте ее в споре. Изучайте психологию общения, она даст вам немало ценной информации. Множество психологических приемов можно взять из руководств по прямым продажам.

В общении важна любая деталь, которая порой ускользает от прямого взгляда. Например, вы можете подсознательно вызвать симпатию, если будете подстраиваться под речь, жесты, дыхание; синхронизировать психические процессы; использовать по максимуму тот канал восприятия, который превалирует у другого человека. То есть, если вы хотите найти общий язык с девушкой, выясните, какой способ выражения чувств для нее является доминантным: слова, прикосновения, подарки, внимание и так далее. Чем тоньше вы ее будете чувствовать, тем проще будет войти в доверие.

Когда человек испытывает сложности, любая помощь воспринимается некритично. Именно в трудной ситуации проще войти в доверие. Не зря же говорят, что друг познается в беде. Станьте настоящим другом, верным соратником, тогда вы сможете быстро завоевать расположение. Не малодушничайте и не сдавайтесь. Есть один из вариантов, как смоделировать сильные переживания, чтобы сблизиться с девушкой. Пригласите ее в кино на ужасы или покатайте на экстремальных аттракционах. Эмоциональное потрясение сделает свое дело.

Доверия заслуживают лишь те люди, которые исполняют обещанное. Лучше сделать что-то молча, чем не оказаться пустозвоном. Одна-две оказанные услуги, и вы уже вошли в доверие человека. Если вы сами искренне заинтересованы в отношениях, помогайте искренне без злоупотреблений, чтобы ваши отношения с самого начала строились на прочном основании.

Источник:
Межличностное общение: как войти в доверие
Найти общий язык с человеком, уверить его в хороших намерениях – все это чрезвычайно помогает в достижении собственных целей. Пытаясь зас…
http://blog.teamo.ru/2012/12/15/22-2/

Что такое доверительное общение

Оказанное доверие обычно вызывает ответную верность.
Тит Ливий

Доверие — первое условие дружбы.
Ж. Лабрюйер

Когда заявляют, что доверие — чувство взаимное, то, скорее всего, имеют в виду доверительные отношения и общение. Как пишет М. В. Якушева (2008), «доверие к другому — это исходное условие человеческого общения, а также исходное психологическое отношение между людьми Другими словами, в каждом акте общения всегда присутствует определенное количество или мера доверия, без которого нормальное общение вообще невозможно, ибо оно становится лишь транслированием содержания какого-либо текста или простым безличностным актом передачи информации, без которого отношения становятся контрсуггестивными или конфронтационными».

Доверительные отношения и общение осуществляются не только между друзьями, но и между детьми и родителями, пациентом и врачом.

Среди особенностей доверительного общения, пишет М. В. Якушева (2008), разные авторы выделяют: отношение к партнеру, задающее его характер, активность и размеры; возможность развития индивидуальности каждого, исходное условие человеческого общения, этический эквивалент признания личности в другом; понимание индивидуальных особенностей партнера на основе децентрации; искренность и спонтанность, которые облегчают коммуникацию и способствуют улучшению совместного решения задач; наличие внутренней диспозиции; контекст дружеских отношений и сама ситуация общения; отсутствие жесткого контроля в процессе контакта и формального психологического воздействия, искренность, а также уверенность, что полученная информация не будет использована во вред; наличие установления близкой и оптимальной психологической дистанции.

Для человека, которому я говорю, что «верю в тебя», мое обращение не может остаться чисто внешним, не касающимся его бытийно. Он вместе со мной приглашается войти в состояние взаимного доверия, разделить мою веру в него и почувствовать ее воздействие на себе. Когда мы говорим «я верю в него», то вольно или невольно отодвигаем от себя предмет нашей веры, абстрагируемся от него и поэтому не ждем от него личного ответа. Но обращение «я верю в тебя» иного характера и затрагивает нечто такое, что находится между нами и может быть обоюдно воспринято и подтверждено.
Завершинский Г. //По материалам Интернета. Доверие или убеждение?

Доверие друг к другу, понимание друг друга и принятие друг друга такими, какие партнеры по общению есть, приводят к их самораскрытию (С. Джурард), поскольку каждый уверен, что такое раскрытие не приведет к потере привязанности другого. По мере самораскрытия партнеры все больше узнают друг друга. Общение приобретает интимный, исповедальный характер.

Доверительное общение как феномен определяется, с одной стороны, значимостью, интимностью информации о себе, раскрываемой собеседнику, а с другой — доверием к партнеру (В. С. Сафонов, 1981). В. С. Сафонов рассматривает доверительность в общении как одно из важных условий эффективности общения и как один из важнейших и необходимых компонентов связи людей между собой. Доверительность при этом понимается как специфический способ социально-психологического обособления личностей в некоторую специализированную общность «мы», имеющий три специфические функции — обратной связи в процессе самопознания личности, «психологического облегчения», «психологического сближения».

В зарубежных исследованиях имеются два основных направления. Первое рассматривает доверительность как раскрытие действительного Я, включающее уязвимые, негативные стороны личности. При этом доверительным взаимоотношениям способствует преодоление естественного страха потерять уважение к себе; непреодоленные страхи блокируют доверительность и разрушают личность изнутри, что приводит к разрыву ее связей с окружающими. Исследователи второго направления рассматривают доверие как трансакцию, как взаимное реагирование на возникающие в общении «полезные приобретения» на основе их «ценностного взвешивания». Доверительность при этом является «продуктом ситуации» и специфики взаимоотношений, возникающих независимо от исходных личностных характеристик (мотивации, состояний и др.).

Доверие в процессе общения и взаимодействия между людьми представляет собой самостоятельную социальную ценность, способствует раскрытию ряда положительных эмоций. При общении с людьми, которым доверяют, люди испытывают открытость и доброжелательность (58,8%), эмоциональный комфорт (55,3%), имеют возможность быть самими собой (48,2%), испытывают чувство безопасности (34,1%), стремятся продлить общение, взаимодействие (28,2%).
При общении с людьми, которым не доверяют, люди вынуждены контролировать ситуацию, поведение свое и партнера (63,8%), стремятся выйти из общения и взаимодействия (38,3%), испытывают необходимость играть нужную роль (33,3%), дискомфорт и быстрое утомление (26,2%).
Плесовских С. Н., 2004

Поскольку вступление в доверительное общение требует преодоления некоего психологического барьера (в связи с тем, что «раскрытие» себя связано с определенным риском), для начала доверительного общения необходимы некоторые специфические условия:
• настоятельная потребность «выговориться»; в этом случае пусковым фактором для возникновения доверительного общения может стать первый же «попавшийся под руку» человек (например, случайный попутчик), который воспринимается как способный выслушать, понять, сопереживать;
• поведение собеседника, которое располагает к такому общению (его открытость, проявление внимания, доброжелательности, искренней заинтересованности, просто согласие выслушать), общее впечатление о нем, прошлый опыт общения с ним.

З. Рубин (1973) из Мичиганского университета (США) в результате исследований счастливых и несчастливых в любви пар выявил, что одним из основных компонентов половой любви является интимность (доверие).

Интимность — близкие, доверительные отношения с человеком, когда каждый в паре делится с другим своими переживаниями, мыслями, идеями не только без опасения, но и с уверенностью быть понятым и поддержанным.

Изучены факторы, оказывающие влияние на возникновение доверительных отношений. И. В. Антоненко (2006) выделяет субъектные (установки, знания, предположения и т. д.), объектные (характер объекта общения и т. д.), средовые (уровень доверия в обществе, социальная стабильность и т. д.), ситуационные (например, присутствие на переговорах третьего лица) факторы. В. С. Сафонов (1981) делит факторы, препятствующие возникновению доверия (барьеры доверия), на субъективные (например, отсутствие опыта общения в конкретной ситуации) и ситуативные (например, недостаток времени на принятие решения: доверять или не доверять).

Другой источник доверия — чувство симпатии, которую чаще всего мы испытываем к людям того же класса, что и мы, или к значимым другим (В. П. Зинченко, 2001). Одним из способов возникновения доверия можно считать установление раппорта между объектом и субъектом диалога. Механизмом такого раппорта, который описывают Р. Бендлер и Д. Гриндер (1995), может быть разделение ценностей собеседника.

Барьер недоверия возникает вследствие неискренности одного или обоих партнеров по общению. Заметив малейшие проявления неискренности чувств, собеседник логично делает вывод, что его хотят обмануть. Доверие к словам собеседника исчезает, а процесс общения принимает формальный характер, становится игрой или вовсе прекращается.

В ходе эмпирического исследования А. Б. Купрейченко и С. П. Табхаровой установлена связь доверия и недоверия с отношением к соблюдению нравственных норм делового поведения. Анализ взаимосвязей позволяет выделить следующие функции отношения к соблюдению нравственных норм делового поведения в отношениях доверия и недоверия: поддержание доверия, завоевание доверия, преодоление недоверия, защита от прогнозируемых субъектом негативных последствий взаимодействия, эксплуатация доверия и злоупотребление им и др. Выявлены различия в уровне отношения к соблюдению нравственных норм делового поведения при четырех векторах доверия и недоверия (собственное или воспринимаемое). При этом отношение к соблюдению нравственных норм больше дифференцируется в зависимости от вектора доверия, чем от вектора недоверия.

А. Б. Купрейченко отмечает, что на сегодняшний день неясно, что в большей степени определяет поступки личности — уровень собственного доверия/недоверия другому человеку или же уровень воспринимаемого доверия/недоверия со стороны партнера. Это направление исследований, включающее анализ таких специфических форм, как Я-доверие и Мне-доверие, Я-недоверие и Мне-недоверие, и их влияние на отношения между партнерами на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных.

А. А. Черновой (2006) показано, что доверительные отношения подростков, взрослеющих в разных социальных условиях, различаются. Автором изучались три группы подростков. Первая группа — воспитывающиеся в полной семье; вторая группа — наличие отца и матери, но воспитывающиеся в детском доме начиная с раннего подросткового возраста; третья группа — подростки, воспитывающиеся в условиях детского дома с раннего возраста.

Источник:
Что такое доверительное общение
Оказанное доверие обычно вызывает ответную верность. Тит Ливий Доверие — первое условие дружбы. Ж. Лабрюйер Когда заявляют, что доверие — чувство взаимное, то, скорее всего, имеют в виду
http://psyera.ru/chto-takoe-doveritelnoe-obshchenie_9066.htm

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Благодарность любимому в прозе Благодарность любимому в прозе Когда мы рядом, мне хочется уткнуться носом в твое крепкое плечо… (24)Письмо любимой девушке своими словами Признания в любви своими словами любимой девушке С тобою каждый миг волшебный и чудесный, ты… (23)Очистить мысли от негатива Техника очищения сознания от негативных эмоций 21 день, Прикосновение к реальности Техника очищения сознания от… (6)Если мужчина дева влюбился Как ухаживают мужчины Девы?Поведение по которому можно понять что влюблен и вообще поступки. Мой мужчина… (3)Разные виды ведущие сходный образ жизни 2 заочный2 заочный / Экология / ecolog_text 293 / 4Биотические факторы 1. Для хищников характерны… (3)

COMMENTS