Доклад по психологии

Доклад по психологии

Способности человека (доклад)

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, то обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такое способности?

Термин "способности", несмотря на его давнее и широко применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Суммировав его значения, Немов Р.С. представил их в компактной классификации:

1. Способности — свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.

2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII-XIX вв., отчасти является употребимым и в настоящее время.

3. Способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это деление принято сейчас и наиболее распространено.

Мы будем опираться на третье определение, предложенное Тепловым Б.М. Уточним его, пользуясь ссылками на работы Б.М.Теплова. В понятии "способности", по его мысли, заключены три идеи. "Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека"

Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способа-ми. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других.

Рассмотрим вопрос о классификации способностей человека. Их довольно много. В первую очередь необходимо различать природные, или естественные, способности и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например — у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.

У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых не-обходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Не-редко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые — к конкретным, практическим действиям. Такие способности, в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятелъностные, или предметно-познавательные, способности — в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.п.

Определяют успешность выполнения какой-либо деятельности не отдельные способности, а лишь их удачное сочетание, именно такое, какое для данной деятельности необходимо. Практически нет такой деятельности, успех в которой определялся бы лишь одной способностью. С другой стороны, относительная слабость какой-нибудь одной способности не исключает возможности успешного выполнения той деятельности, с которой она связана, так как недостающая способность может быть компенсирована другими, входящими в комплекс, обеспечивающий данную деятельность. К примеру, слабое зрение частично компенсируется особым развитием слуха и кожной чувствительности.

Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности.

Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека. Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.

Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С.Выготский называл зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

Источник:
Доклад по психологии
Психология: Способности человека — доклад
http://www.slotos.ru/mo_shul_03.html

Доклад по психологии

Автор: Мари-Элен Мандрильон

Алкоголизм, токсикомания, наркомания, совокупность патологических изменений в организме вследствие неумеренного потребления алкоголя, выражение негативных последствий потребления алкоголя для общества, выражение социальной патологии

Взаимосвязь жизненного пути и научного исследования русского психолога Г.Г.Шпета, на основе анализа его основных литературных трудов, универсальные научные методологические принципы

Духовность человека, понятие духовности человека, зависимость духовности индивида от реализации его задатков, диалектические аспекты и проблемы духовности человека

Механизм психологической защиты и компенсаторные факторы, комплексы и их понятия, механизмы психологической защиты, зачем они нужны их функции, особенности возникновения

Мода, дух времени, массовое сознание, использование средств массовой информации, развитие моды, циклический характер развития моды

Автор: Александр Эткинд

Общества и настроения, индивидуализм, личность, мировоззрение признающее высшую ценность уникальной человеческой жизни и интересов отдельного человека, признании индивида основной формой человеческого бытия

Психология, поведенческий портрет, организационное поведение, пример Казакова Федора Николаевича

Автор: Агеева Марина Андреевна

психологические проблемы лидера творческой команды, этическое измерение, лидеры российского творческого предпринимательства, внутренние цели и оценка собственных достижений, этика служения и этика самоутверждения

Психология учителя, место педагога в современном обществе, психологические требования к личности педагога, общие и специальные способности педагога, индивидуальный стиль деятельности педагога

Развитие психологии в советский период, современная отечественная психология и ее место в системе наук, принципы классификации отраслей психологии и структура современной психологической науки

Размышления о виртуальной реальности, история материального прогресса, улучшение условий человеческой жизни, власть информационных технологий, обращение человека с информационными потоками

Автор: Семенов Александр Сергеевич

Роль воображения в решении творческих задач, определение и виды воображения, воображение как инструмент человеческой деятельности, влияние воображения на процессы искусства

Социально-психологические методы разрешения социальных конфликтов, динамика социальных конфликтов, виды и формы протекания конфликтов на предприятии

Социальные институты, институциональный аспект функционирования социума, область интересов социологической науки

Автор: Матушкин А.В.

Структура личности по З. Фрейду, основные идеи во взглядах З.Фрейда на человека и его личность, структурная теория личности, структура лидера как личности

Счастье и духовное совершенствование человека, самореализация, поиск самого себя, стремление к идеалу, поиск истины, реализация своих творческих потенций

Художественное творчество, творческая жизнь, художественное творчество в понимании представителя западной культуры, творчество и свобода, творчество и личность, творчество и мастерство, творчество и общество

Частная жизнь, сферы человеческого поведения в которых индивид волен самостоятелен, автономная частная жизнь, устои частной жизни, материальные условия жизни

Источник:
Доклад по психологии
Автор: Мари-Элен Мандрильон Алкоголизм, токсикомания, наркомания, совокупность патологических изменений в организме вследствие неумеренного потребления алкоголя, выражение негативных последствий
http://www.xserver.ru/user/psiho.shtml

Доклад по психологии

XVII Международной научной конференции Ломоносов – 2010.

Москва, 12-15 апреля 2010 года

Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2010» / Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев, А.В. Андриянов. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2010. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см. — Систем. требования: ПК с процессором 486+; Windows 95; дисковод CD-ROM; Adobe Acrobat Reader.

  • Подсекция Современное детство, подростничество, юность, зрелость – теория и жизнь
  • Подсекция Психологические проблемы современной семьи
  • Подсекция Психология обучения и воспитания в системе непрерывного образования
  • Подсекция Психология сознания и психосемантика
  • Подсекция Философия и история психологии
  • Подсекция Организационная психология и управление персоналом
  • Подсекция Патопсихология и психосоматика
  • Подсекция Психология спорта
  • Подсекция Социальная психология: второй век развития
  • Подсекция Психология становления и развития профессионала
  • Подсекция Психофизиология и нейропсихология – новый взгляд
  • Подсекция Человек в информационной культуре: СМИ и Интернет
  • Подсекция Психология личности: индивид, личность, индивидуальность
  • Подсекция Психология познания – парадигмы, исследования, методы
  • Подсекция Психотерапия и психологическое консультирование
  • Подсекция Методологические проблемы современной психологии: развитие традиций и инновационный прорыв
  • Подсекция Психология безопасности и противодействия терроризму

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Дизайн и поддержка сайта 1997-2018: Станислав Козловский

Источник:
Доклад по психологии
XVII Международной научной конференции Ломоносов – 2010. Москва, 12-15 апреля 2010 года Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2010» / Отв. ред. И.А. Алешковский,
http://www.psy.msu.ru/science/conference/lomonosov/2010/theses.html

Психология — рефераты: Сон и сновидения

определению Большой Советской Энциклопедии, сон — это периодическое

физиологическое состояние мозга и организма человека и высших животных, внешне

харак­теризующееся значительной обездвиженностью и отключением от раздражителей

у человека при этом угнетается сознаваемая психичес­кая активность,

периодически вос­станавливающаяся при пережива­нии сновидений, часто с последу­ющим

их забыванием. Низшим животным свойственны периоды бездеятельного состояния.

Однако еще не выяснено, в какой мере оно функционально соответствует сну высших

животных. Но наш разговор главным образом о человеке. У него на сон уходит

примерно треть отпущенного ему времени на жизнь. Когда он спит, ему присущи

сновидения — субъек­тивно переживаемые психические явления, периодически

возникаю­щие во время естественного сна. Интерес к сновидениям характерен для

всех эпох человеческой куль­туры, однако подход к ним сущест­венно менялся на

протяжении истории. Многочисленные памятники древней письменности свиде­тельствуют

о том, что толкование сновидений занимало большое мес­то не только в

религиозных ритуалах, но и в повседневной жиз­ни и даже при решении военных и

государственных дел. Во сне виде­ли откровение богов или вторжение демонов,

один из способов кон­такта с «невидимым» миром. До­шедший до нас древнейший

сонник (около 2000 года до нашей эры, Древний Египет) содержит истол­кование

200 снов и описание магических ритуалов для «защиты»* спящего от вредоносных

духов. Толкование сновидений с целью указания путей лечения играло большую роль

в древней меди­цине, еще не отделившейся от религиозно-магической практики.

Человек видит во сне то, что когда-то увидено, задумано, вос­принято мозгом,

оставило свой, пусть мимолетный, след в нервных клетках мозга. Хорошо известно,

что слепым от рождения не снятся зрительные образы. Иначе говоря во сне можно

увидеть только то, что было. Но в каком виде? Человек видит порой совершенно

сказочные, невероятные сновиде­ния. Чего только не бывает во сне! Мы видим себя

в далеком детстве, путешествуем по различным стра­нам, сражаемся, без удивления

встречаемся с умершими людьми, говорим с животными, как в сказ­ках, летаем по

воздуху. В мозгу спящего, как в кино, за короткое время проходит порой вся

человеческая жизнь. И какие бы фантастические картины ни развер­тывались во

сне, все они кажутся подлинными, реальными.

Наука о сне не может похвастать своим

возрастом. По существу, исследо­ваниями работы мозга ученые за­нялись только

последние сто лет. Еще недавно ученые говорили, что сон — это отдых нервных

клеток коры головного мозга. Говоря точ­нее, это процесс охранительного

торможения, захватывающий клетки — нейроны коры и постепенно распространяющийся на более

глубокие участки мозга. При этом нейроны перестают отвечать на при­ходящие к

ним сигналы раздра­жения, находятся в состоянии торможения. Таким образом, ответственными за сон (и за сновидения)

признавались клетки коры головного мозга. И только. Новые исследования ученых

раскрыли бо­лее сложную картину. В ЗО-х годах известный советский ученый П. .К.

Анохин, исследуя работу мозга, высказал мысль: в механизме сна участвуют наряду

с клетками коры и подкорковые от­делы головного мозга. Исследования показали,

что так оно и есть. Это было открыто, когда ученые принялись детально изучать

работу отдельных частей головною мозга, в том числе и тех, которые находятся

под большими полуша­риями.

исследо­вателей так называемое сетчатое образование, или ретикулярная фор­мация

в стволе головного мозга. Было установлено: как только ствол мозга отделяют от

больших полушарий, животное (опыты проводи­лись на высших животных) погру­жается

в беспробудный сон. Стало, ясно, что именно тут, в стволе мозга, действует

какой-то меха­низм, организующий наш сон. Но какой? Ответ помогли найти

электрометоды исследования, что раньше не делалось (ученые стали исследовать

биоэлектрические токи мозга).

Исследователи сна добыли эти сведения с помощью электроэнцефалографа.

Этот прибор регистрирует слабые электрические импульсы мозга и записывает их в

виде электроэнцефалограммы (сокращенно ЭЭГ). Подобно тому как стереосистема

усиливает импульсы, зафиксированные в фоногра­фической записи, а затем передает

эту информа­цию на громкоговорители в виде звука, электроэнцефалограф

преобразует наши мозговые волны в графические картины, которые исследователь мо­жет

увидеть и расшифровать.

Независимо от того, спим мы или

бодрствуем, мозг непрерывно посылает разнообразные импульсы. Когда мы работаем,

мозг выдает импульсы определенного типа. В состоянии релаксации генери­руются

те же альфа-волны, что и в зоне сумерек. Когда мы спим, волны изменяются в

соответствии с различными стадиями сна. Перья электроэнцефалографа выписывают

эти изменяющиеся импульсы на движущейся бумажной ленте. На основе таких

волновых картин была принята формальная классификация стадий сна — она состоит

из четырех раз­личных стадий небыстрых движений глаз (НБДГ) и одной стадии быстрых

движений глаз (БДГ).

по ночному миру, мы входим в эти стадии и

выходим из них, так что можно на­считать от четырех до шести повторяющихся

циклов в зависимости от того, сколько времени длится сон. Каждый цикл продолжается около девяноста минут и состоит из

фазы НБДГ и следующей за ней фазы БДГ.

ЭЭГ и различные приборы для измерения

движения глаз, мышечной активности, дыхания и других функций, исследователи установили четкую картину

процесса сна. На основе этих данных мы теперь можем представить, как на геогра­фической

карте, «горы и долины», встречающиеся нам в путешествии через ночь. Мы

можем детально описать явления,

происходящие с нами в той части нашей

жизни, которая отдана сну.

Что происходит с нашими чувствами в мире сна? Много ли мы можем слышать?

Каковы движения наших, глаз когда мы «смотрим» сны? Почему

поворачиваемся ночью, меняя позу ?

Сон часто начинается с подергивания .

Это внезапное судорожное движение, которое происходит на первой стадии НБДГ,

называют миоклонной судорогой . Она вызвана резкой вспышкой электрической

активности мозга . Миоклонная судорога подобна миниатюрной версии

эпилептического приступа, но это —

вполне нормальная часть мира сна. В большинстве случаев мы ее не осознаем, и

наше тело снова релаксирует, когда мы

продолжаем путешествовать в ночи.

Теперь мы полностью вошли в первые две ста­дии сна. На стадии НБДГ-1,

легкого сна, ЭЭГ по­казывает

картину, похожую на ряд букв «m», на­писанных быстрыми судорожными каракулями. В этой

стадии мы пребываем всего минут пять. Затем мозговые волны снова изменяются,

наступает ста­дия НБДГ-2. В лаборатории

изучения сна перья энцефалографа будут двигаться рывками, записывать, новый графический рисунок, похожий на ряд ост­рых

зубцов. Стадия 2 есть, по-видимому, переход между первой стадией легкого сна и

более глубо­ким сном, наступающим в стадиях 3 и 4.

нас полностью охватывает мир сна, от­нося к бескрайнему горизонту. Для обеих

стадий, 3 и 4, характерны крупные, медленные, «перека­тывающиеся» мозговые

волны. Если сравнить моз­говые волны во время активного бодрствования с малыми,

быстрыми волнами ряби у океанского бе­рега в ветреный день, то медленные волны

в ста­диях 3 и 4 можно было бы описать в виде высоких, длинных, набегающих на

берег волн, идеальных для серфинга. Эти медленные волны никогда не возникают у

нормальных людей при дневном бод­рствовании, хотя их иногда находят у лиц,

страдающих поражением мозга. Здесь мы снова имеем ясное свидетельство того,

сколь фундаментально различны физиология сна и физиология бодрствования.

на стадиях 3 и 4 синхронизированы, в отличие от волн при бодрствовании. В

бодрственном состоянии мозг вынужден иметь дело с таким множеством разных,

иногда внезапных и часто сложных видов деятельности одновременно, что волны,

записанные на ЭЭГ, десинхронизованы, они имеют вид быстрых нерегулярных

всплесков, по­скольку различные отделы мозга выполняют свои специальные задачи.

Но чем глубже сон, тем мень­ше число функций, требующих концентрации и го­товности,

которые приходится контролировать моз­гу. В результате полной релаксации,

характерной для глубокого сна, волны все больше и больше синхронизируются,

показывая, что тело и мозг плавно »затихают», подобно машине на холостом

мы глубоко уснули. Глаза у нас двигаются очень слабо, тело полностью отдыхает в

той или иной позе сна. Но появляется и кое-что новое, чего не было в состоянии

бодрствования. Речь идет о не­которых биологически активных веществах семей­ства

аминов, подача которых начинает возрастать, и они накапливаются в различных

клетках и клеточных группах мозговой ткани. Если мы не спим достаточное время,

то этот процесс не будет идти с должной регулярностью — и это одна из причин

того, что недостаток сна в течение долгого времени оказывает ослабляющее

действие на функциониро­вание организма.

мы спим, в действие вступают другие фи­зиологические процессы. Начинают

вырабатываться различные гормоны.

Некоторые из них расходуются во время сна, тогда как другие запасаются

организ­мом для времени бодрствования.

биологических процессов, происходящих в организме во время сна, — это

центральный пункт многих экспериментов, которые постоянно проводятся учеными

исследующими сон. Это новая область, и здесь еще много не узнанного и непонят­ного. Но мы,

например, знаем, что антитела, которые

борются с инфекцией, вырабатываются во время сна в больших количествах. Когда

мы отдыхаем, орга­низм может сосредоточиться на восстановительных процессах, и

именно поэтому лучшее предписание во

время болезни — это вдоволь выспаться .

всего этого имеется и другой важный аспект сна. Когда мы проходим через полный

цикл, стадии НБДГ через определенные интервалы вре­мени сменяются другим,

фундаментально отличным видом сна — БДГ, или сном со сновидениями. Правда,

некоторое подобие сновидений может быть и в фазе НБДГ, но такие сны — это не

тот причудливый вид сна, который

типичен для БДГ. Содержание снов

в фазе НБДГ ближе по природе к мыслям бодрствующего человека и включает

обычные, повседневные образы, например, заполнение списка продуктов для

посещения универсама или какие-то специфические проблемы работы в учреждении.

период БДГ, наступающий примерно че­рез девяносто минут после засыпания, —

самый ко­роткий, он обычно длится от пяти до десяти минут. По мере продолжения

нашего путешествия через ночь длительность каждой последующей фазы БДГ

возрастает. Самая длинная из них, которая может за­нимать более получаса,

наступает утром, как раз пе­ред пробуждением.

момент, предшествующий начальному периода сна со сновидениями, поза спящего

человека изменя­ется. Хотя в НБДГ такие изменения изредка возмож­ны (особенно у

людей, спящих плохо из-за болезни или беспокойства), большинство движений тела

ночью происходит непосредственно перед или после каждого БДГ-сновидения. Этого

не случается во вре­мя самого сновидения, поскольку тонус мышц теря­ется и тело

охватывает своеобразный »паралич».

как засыпает кошка (стадия БДГ). Задние мускулы шеи теряют свой тонус пол­ностью,

и голова внезапно падает на лапы — это похоже на движение старика, который

кивает в своем кресле-качалке.

Когда со времени засыпания проходит чуть больше полутора часов,

приближается время наше­го первого, в эту ночь, сновидения. Мы поворачи­ваемся

в постели. Если поза, в которой мы заснули — «полузародышевая», т.е.

мы лежим на боку, со слегка поджатыми коленями, то в этот момент мы можем

повернуться, скажем, с левого бока на пра­вый, оставаясь в той же

перед началом БДГ-сна ЭЭГ показывает всплески пилообразного вида, похожие на

ряд печатных букв «m». Теперь, во время сно­видения, наши глаза под

закрытыми веками опять начинают совершать такие же быстрые синхронные движения

в разных направлениях, которые характеризуют нашу дневную активность. Эти

быстрые движения глаз, по-видимому, отражают характер сна, который мы видим.

Если нам снится, что мы входим в ком­нату, полную людей, наши глаза будут

двигаться в горизонтальном направлении из стороны в сторону, как это делали бы

мы в дневном мире, но если нам снится, что мы лежим, наши глаза будут двигаться

вверх и вниз, в вертикальном направлении, как бы стремясь охватить взглядом

землю внизу и облака вверху.

действительно «видим» наши сны и следим за действием глазами. Значение такого

«зрения» под­черкивается тем фактом, что слепые от рождения не имеют

визуальных снов и, значит, не могут «видеть» свой сон. Слепой от

рождения человек использует во сне другие органы чувств — осязание, слух и

обоняние. Кончики пальцев будут совершать пор­хающие движения, пытаясь очертить

форму объек­та, воспринимаемого во сне, будь это округлость жемчужины или

вытянутость палки. Люди же зря­чие от рождения, но ослепшие позже в тот или иной период жизни, продолжают, конечно, иметь визуальные сны.

всех нас, и зрячих и слепых, дрожание пальцев на руках и ногах — один из

немногих видов дви­жений, которые мы способны совершать во время сновидений.

Туловище, шея, веки и крупные мышцы рук и ног — все они охвачены

«параличом», упомя­нутым уже в этой главе.

БДГ полон кажущихся противоречий. Мы спим, но двигаем глазами, как если бы мы могли

видеть, — и, действительно, мы видим сны. К тому же во время БДГ-сна в на­шем

теле происходит «реверс» по отношению к тем процессам, которые

характерны для НБДГ-сна.

Когда мы видим сны, кровяное давление и тем­пература тела поднимаются, мы

начинаем дышать чаще и менее регулярно, желудочный сок и адре­налин выделяются

быстрее. Все эти функции в БДГ-сне существенно активизируются, достигая

«уровня бодрствования», а иногда поднимаясь до такой интенсивности,

которая при бодрствовании говорила бы о крайнем беспокойстве или даже панике. Создается впечатление, что

организм чувст­вует возможною опасность в окружающей обста­новка и возбуждает

себя в достаточной степени, чтобы следить за обстановкой не просыпаясь, подо­бно

тому как подводная лодка высовывает пери­скоп, чтобы избежать всплытия.

парадоксальная готовность в БДГ-сне фиксируется на энцефалограмме — на этой

стадии наши мозговые волны аналогичны низкоуровневым быстрым нерегулярным

энцефалограммам, отража­ющим нашу дневную жизнь.

это возбуждение сопровождается ночными кошмарами. Если же оно вызывается

ночными шумами, то мы просыпаемся. У людей, склонных к таким заболеваниям, как

язва желудка, астма, сердечная недостаточность, ночью особенно вероятны

приступы этих болезней во время периода возбуждения.

состоянии сна без сновидений мы не чувству­ем изменений, происходящих в нашем

мозгу и теле. Мы не осознаем своего собственного сущест­вования так, как это

бывает наяву, — мы спим «мертвым сном». Но во сне со сновидениями про­является

некоторое особое качество сознания. Мир наших сновидений может в некоторые

моменты вполне походить на тот мир, к которому привыкло наше дневное

«Я», а в другие моменты быть пол­ностью, фантастически отличным от

него. Но мы переживаем этот опыт, осознаем его. Если нас раз­будить во время

сновидений, мы способны в первые пять минут описать природу и содержание сна во

всех деталях. Именно в сновидениях мы наиболее ярко переживаем уникальный образ

жизни, кото­рый характеризует мир сна. Психологические ис­следования

показывают, что в сновидениях (и в других измененных состояниях сознания, таких

как гипнотический транс, некоторые виды религиозного экстаза или состояния,

вызванные наркотиками) мы не испытываем ни чувства усталости, ни напря­женной

сверхактивности. Что бы мы ни делали во сне, мы не ощущаем усталости.

глубокий сон, когда обычно активные мозг и тело широко вовлечены в

восстановительные функции, — это стадия НБДГ-4. Эта стадия кон­центрируется

преимущественно в первой половине ночи. В течение первых полутора часов мы

прово­дим в 4-й стадии сна фактически столько же време­ни, сколько за всю

оставшуюся часть ночи. Таким образом, лабораторные эксперименты подтверждают бабушкины

сказки о том, что лучший сон — первый сон. Тому факту, что мы получаем

«столь много» в первые часы ночи, обязаны многие знаменитые люди,

хвастающие, что им необходимы только три- четыре часа ночного сна. Наполеон,

Эдисон и дру­гие действительно были способны обойтись без по­следующих, не

столь освежающих часов сна. Однако они, вероятно, спали урывками в дневные

Эксперименты показали, что НБДГ-сон жизнен­но важен для здорового

функционирования в дневном мире. Человека можно лишить БДГ-сна, если будить его

каждый раз, когда ЭЭГ показывает, что он начал видеть сновидения, и это не

принесет ви­димого вреда. Но если оставить того же самого че­ловека без

НБДГ-сна, то в конце концов это при­ведет к раздражительности и потере

психической готовности, как и при полном лишении сна.

В двадцатом столетии наши знания о мире сна необычайно расширились.

Признание и анализ Фрейдом значения снов, открытие связи между быстрыми

движениями глаз и сновидениями, сделанное Азеринским и Клейтманом , продолжающаяся

работа по исследованию химии мозга,

гормональной активности во время сна – все эти важные открытия приближают нас к

более глубокому пониманию физиологических и психологических механизмов сна.

Ночной Язык Тела”

Рефераты физиология сна и сновидений Москва Россия Москве. Сон характеристика физиология значение сна и сновидения. Реферат психологические основы сна и сновидения. Психологические основы СНО сны и сновидения. Курсовые по психологии анализ сновидений. Сновидения большого количества животных. Здоровый сон и сновидения гигиена сна. Сновидения характерны для периода сна. Сны и сновидения ругаться с мужчиной. Сон и сновидения виды теории сна. Реферат на тему сон и сновидения. Доклад по биологии на тему сон. Общение с миром мертвых во сне. Сны и ведения курсовая работа. Сон и сновидения Гигиена сна.

Источник:
Психология — рефераты: Сон и сновидения
определению Большой Советской Энциклопедии, сон — это периодическое физиологическое состояние мозга и организма человека и высших животных, внешне харак­теризующееся значительной
http://www.e-ng.ru/psixologiya_-_referaty/son_i_snovideniya.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES