Деятельность психология

Деятельность психология

Деятельность субъекта всегда связана с некоторой потребностью. Являясь выражением нужды субъекта в чем-либо, потребность вызывает его поисковую активность, в которой проявляется пластичность деятельности — ее уподобление свойствам независимо существующих от нее объектов. В этой подчиненности объекту, уподоблении ему заключается детерминированность деятельности человека внешним миром. В процессе этого уподобления происходит потребностью своего предмета, ее опредмечивание, превращение в конкретный мотив деятельности. В дальнейшем деятельность субъекта направляется уже не самим объектом, а его образом, возникающим в поисковой ситуации в процессе уподобления деятельности человека свойствам объекта.

Понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает: деятельность — это деятельность, не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом. Деятельность обычно осуществляется некоторой совокупностью действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели. Роль общей цели выполняет осознанный мотив.

Деятельность — основной путь, единственный эффективный способ быть личностью; человек своей деятельностью продолжает себя в других людях. Произведенный предмет-это, с одной стороны, предмет деятельности, а с другой — средство, с помощью которого человек утверждает себя в мире, потому что этот предмет произведен для других людей.

Деятельность порождается встречей потребности с сопротивлением, препятствием. Предметность деятельности и заключается ,в предметном характере сопротивления, оказываемого субъекту средой, миром предметов, в котором ему приходится действовать. Но человек живет и действует не только в мире предметов, но и в социальной среде. К предметному сопротивлению удовлетворению потребностей добавляется социальное сопротивление в виде норм, правил, запретов и т. д. Следовательно, человеческая деятельность столь же социальна, сколь и предметна.

Всякая ли активность человека есть деятельность? Критерий деятельности (поведения) выдвинул П. Я. Гальперин. Он полагает, что действия, которые управляются субъектом на основе ориентировки в плане образа, являются актами поведения, а там, где нет ориентировки действий на основе образа, нет и поведения, там есть только реакция организма (автоматизм). Если сопротивления удовлетворению потребности нет вообще, не нужна ни ориентировка, ни деятельность. Когда же невозможно автоматически удовлетворить потребность в силу социального и предметного сопротивления, возникает необходимость в активной ориентировке, в деятельности.

Деятельность осуществляется ради удовлетворения предметом потребности. В зависимости от того, какие потребности и как удовлетворяются данным предметом, он приобретает для субъекта тот или иной смысл. Источником смысла выступает удовлетворение потребности, представленное субъекту в виде предвосхищаемого эмоционального состояния, связанного с процессом удовлетворения потребности.

Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается. Без активности, выражающейся в деятельности, невозможно раскрытие богатства духов­ной жизни человека: глубины ума и чувств, силы воображения и воли, способностей и черт характера.

Деятельность — категория социальная. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из при­роды, познание ее закономерностей и осознанное воздействие на нее. Человек как личность ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности.

Любой вид деятельности связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускульно-мышечное движение руки при письме, при выполнении трудовой операции станочником или движение речевого аппарата при произнесении слов. Движение есть физиологическая функция живого организма. Двигательная, или моторная, функция у человека появляется очень рано. Первые движения наблюдаются во внутриутробный период развития, у зародыша. Новорожденный.кричит и производит руками и ногами хаотические движения, у него проявляются и врожденные комплексы сложных движений; например, сосательный, хватательный рефлексы.

По физиологической основе все движения человека могут быть разделены на две группы: врожденные (безусловно-рефлекторные) и приобретенные (условно-рефлекторные). Подавляющее количество движений, включая даже такой элементарный, общий с животными акт, как передвижение в пространстве, человек приобретает в жизненном опыте, т, е. большинство его движений являются условно-рефлекторными. Лишь очень не­значительное количество движений (крик, моргание) являются врожденными. Двигательное развитие ребенка связано с преобразованием безусловно рефлекторной регуляции движений в систему условно-рефлекторных связей.

Огромны прижизненные возможности развития движений человека. Они включены в различные виды труда обслуживают межличностные отношения. Упрочившиеся системы движений начинают выражать некоторые индивидуальные особенности личности. Движения ходьбы образуют походку, которая отличает одного человека от другого. На изменение походки, скорости движения оказывают влияние переживания. Огромное число движений (мимика, жесты) передают чувства, мысли, отношения. Жесты и мимика выполняют роль языка знаков. Звуки речи, создаваемые движением гортани, напряжением голосовых связок, полостью рта, также относятся к движениям, обеспечивающим через звук речи информацию о психических состояниях человека.

Двигательные способности у людей различны. Они тесно связаны с двигательными задатками. У балерин, спортсменов, певцов, актеров двигательные способности доводятся до такой степени совершенства, что они становятся объектом эстетического восприятия.

Система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения, называется действием. В отличие от движений, которые связаны с моторной функцией организма, действия изначально носят социальный характер: они зависят от предметов, созданных предшествующими поколениями, с которыми сталкивается человек.

Самыми простыми действиями являются предметные. Ребенок учится есть ложкой, мыть руки мылом, вытирать их полотенцем. В самих предметах, созданных руками человека, заложен способ действия с ними.

Ребенок постепенно овладевает предметным миром, и соответственно с этим происходит развитие его действий. Из случайных соприкосновений с предметами постепенно развиваются целенаправленные действия. Появление действий связано с вы­делением предметов из окружающей среды и их использованием в соответствии с потребностями ребенка. На первом году жизни выделение предметов и операции с ними основываются только в чувственном образе. С развитием речи слово начинает направлять и регулировать действие, хотя образ и остается по-прежнему важнейшим его компонентом.

Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружающих людей. Тогда они становятся актом по­ведения: поступком, если они соответствуют установившимся в обществе нормам поведения, или проступком, если противоречат им. Классовые нормы морали определяют разноречивую оценку поступка представителями различных общественных классов. Только в условиях социалистического общества складываются единые требования и оценка поведения всех членов общества.

В психологии различают физические (внешние, моторные) действия с предметами и умственные (внутренние, психические) действия с психическими реальностями. Исследования советских психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, /7. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией. Рассмотрим это на примере.

Ребенок учится считать. Вначале он считает палочки, прикладывая их друг к другу. Затем наступает время, когда палочки становятся ненужными, так как счет превращается в умственное действие, отвлеченное от самих предметов и внеш­него действия с ними. Объектом оперирования становятся сим­волы: слова и числа. Формирование разнообразных умственных действий обеспечивает умственную деятельность на достигнутом человеком уровне опыта.

Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что, прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной.на достижение желаемой цели, человек планирует действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность направляется и контролируется умственной деятельностью. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией.

Внешняя деятельность контролируется внутренним планом действия. Человек сравнивает производимое действие с запланированным, существующим в виде образов и мыслей. Умственный план реального действия и регулирование на его основе движений и действий названы акцептором действия. Данный механизм позволяет сравнивать реальный результат с желаемым и вносить коррективы, направленные на достижение окончательной цели. П. К. Анохин, разработавший понятие акцептора действия, определяет его как аппарат контроля результатов действия и сличения их с поставленной целью.

По степени осознанности целей (“зачем я это делаю”) и последствий (“к чему это может привести”) действия делятся на импульсивные и волевые. Импульсивные действия характеризуются малой степенью осознанности целей и возможных последствий. Возникший в сознании образ или слово, команда сразу) же вызывает действие. Импульсивные действия часто встречаются у младших школьников и подростков — это обычные случаи не злостного, случайного нарушения дисциплины.

Волевые действия предполагают продуманность целей и возможных последствий.

Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию, составляет деятельность.

Источник:
Деятельность психология
Деятельность субъекта всегда связана с некоторой потребностью. Являясь выражением нужды субъекта в чем-либо, потребность вызывает его поисковую активность, в которой проявляется пластичность
http://azps.ru/articles/cmmn/indexde.html

Мир Психологии

Деятельность (англ. activity; нем. Tatigkeit) — активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т. о. свои потребности. Вследствие чрезвычайной сложности и непрерывной изменчивости внешних условий уже на относительно ранних стадиях филогенеза создается жизненная необходимость в возникновении психических форм управления практическим взаимодействием живого существа с окружающей средой. Особое значение имеет развитие ориентировочно-исследовательской Д. ( см . Ориентировочная деятельность), заключающейся в обследовании окружающего и в формировании образа ситуации, на основе которого осуществляется ориентация и регуляция двигательного поведения животного в соответствии с условиями стоящей перед ним задачи (см. Психика, Развитие психики).

В процессе эволюции животных их практическое взаимодействие с окружающей действительностью, а вместе с тем их ориентировочно-исследовательская Д. становятся все сложнее и разнообразнее. Однако на всех ступенях своего развития Д. животных сохраняет в основном узкоприспособительный инстинктивный характер, и они способны ориентироваться лишь на внешнюю, непосредственно воспринимаемую (или наглядно представляемую) сторону окружающих предметов и явлений ( см . Инстинкты животных).

Основным видом человеческой Деятельности, сыгравшим решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека, является труд. С трудом генетически связаны др. виды человеческой Д. (игра, учение и т.д.). На основе труда в ходе социально-исторического развития возникает труд умственный, как особая, общественно необходимая теоретическая Д.

Анализ структуры как материальной, так и духовной Д. обнаруживает след. основные элементы, составляющие ее примерное содержание: мотивы, побуждающие субъект к Д.; цели — образы результатов, на достижение которых Д. направлена; средства ( см . Медиатор), с помощью которых Д. осуществляется. В соответствии с этим в самом процессе взаимодействия субъекта с действительностью выделяются определенным образом мотивированная Д. в целом, входящие в ее состав целенаправленные действия и, наконец, автоматизированные компоненты этих действий — операции, обеспечивающие использование имеющихся средств и условий для достижения необходимого результата.

Как показали исследования рос. психологов (А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.А. Смирнова, Б.М. Теплова и др.), протекание и развитие различных психических процессов существенно зависят от содержания и структуры Д., от ее мотивов, целей и средств осуществления. Вместе с тем проведенные исследования (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.) обнаружили, что на основе внешних материальных действий путем их последовательных изменений и сокращений формируются внутренние, идеальные действия, совершаемые в умственном плане и обеспечивающие человеку всестороннюю ориентировку в окружающем мире ( см . Умственные действия).

В ходе исторического развития изменяются содержание и технические средства деятельности человека, что определяет и формирование его сознания. На протяжении детства Д. меняется в связи с ростом психофизиологических возможностей ребенка, расширением его жизненного опыта, необходимостью выполнять все более сложные требования окружающих людей. На каждой ступени возрастного развития определенная Д. (напр., игра в дошкольном возрасте, учение — в школьном) приобретает ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств личности индивида ( см . Ведущая деятельность, Деятельность детская). См . также Деятельность (как методологическая проблема психологии), Деятельностный подход в психологии, Психология.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Деятельность — целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. В качестве объяснительного принципа психики категория Д. используется при изучении различных областей психической реальности (психология познавательных процессов, мотивации, воли, эмоций, личности, внутригрупповых процессов) и при построении различных отраслей психологии.

Использование категории Д. в качестве объяснительного принципа привело к изменению принципов анализа психики в общей психологии (принцип единства сознания и Д., принцип единства строения внешней и внутренней Д., принцип интериоризации — экстериоризации как механизма усвоения общественно-исторического опыта (принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре Д. и др.) и к разработке положений о планомерном формировании умственных действий, о микроструктурном анализе познавательной и исполнительной Д., о деятельностном опосредствовании межличностных отношений и т.д.

Основными характеристиками Д. являются предметность и субъектность. Специфика предметной детерминации Д. состоит в том, что объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь будучи преобразованы в процессе Д., благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Филогенетические предпосылки предметности проявляются в обусловленности Д. животных свойствами объектов, ключевыми раздражителями, выделившимися в ходе эволюции вида и служащими удовлетворению тех или иных биологических потребностей, а не любыми воздействиями внешнего мира.

В своей развитой форме предметность свойственна исключительно человеческой Д. Она проявляется в социальной обусловленности Д. человека, ее связи со значениями, фиксированными в закрепленных в орудиях схемах действия, в понятиях языка, социальных ролях, в ценностях, социальных нормах ( см . Нормы социальные). Субъектность Д. находит свое выражение в следующих аспектах активности субъекта: в обусловленности психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность Д.; в личностном смысле («значение для меня»), придаваемом мотивами различным событиям, действиям и деяниям. При анализе Д. выделяются три плана ее рассмотрения: генетический, структурно-функциональный и динамический.

В генетическом плане исходной формой любой человеческой деятельности является социальная совместная Д., а механизмом развития психики человека выступает Интериоризация, обеспечивающая усвоение общественно-исторического опыта путем преобразования социальной совместной Д. в индивидуальную Д. В ходе интериоризации происходит также переход внешней по форме протекания Д. во внутреннюю Д. В основе структурно-функционального рассмотрения Д. лежит принцип анализа «по единицам» (Л.С. Выготский), при к-ром та или иная реальность разлагается на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие этой реальности как целому. Иерархические взаимосвязи между единицами Д. подвижны. В зависимости от места отражаемого объекта в структуре Д. изменяются содержание психического отражения, уровень отражения (осознаваемый, неосознаваемый) и вид регуляции Д. (произвольный, непроизвольный).

При рассмотрении Д. в динамическом плане изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой Д.: надситуативная активность (см. Активность надситуативная), определяющая саморазвитие Д. и возникновение ее новых форм, и установка, обусловливающая устойчивый характер целенаправленной Д. в постоянно изменяющейся действительности. Реализация Д. осуществляется на основе психофизиологических механизмов, изученных в русле «физиологии активности» Н.А. Бернштейна (см. Уровня построения движений концепция), теории «функциональных систем» П.К. Анохина ( см . Акцептор результатов действия) и представлений о системной организации высших корковых функций А.Р. Лурия ( см . Высшие психические функции).

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

  1. Родовой термин, применимый как синоним для обозначения действия, движения, поведения, мыслительного процесса, физиологических функций и т.д. Из-за большой обобщенности «деятельность» обычно употребляется вместе с определяющим прилагательным, например, целенаправленная деятельность, спонтанная деятельность, деятельность, направленная на решение задач, и т.д.
  2. Одна из трех гипотетических универсалий семантического пространства в теории значения слов Ч. Осгуда. См. семантический дифференциал.

предметная область термина

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ — поведение, основанное на обследовании окружающих предметов в целью формирования образа того пространства, где должно выполняться действие предметное; совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения. Следует различать рефлекс ориентировочный — настройку анализаторов на лучшее восприятие раздражителя, торможение предшествующей активности; и деятельность ориентировочную (ориентировочно-исследовательскую). Основные и самые общие задачами деятельности ориентировочной таковы:

  1. анализ ситуации проблемной;
  2. установление актуальных значений элементов ситуации и отношений между этими элементами;
  3. построение плана действия, а при выполнении — контроль и коррекция действия. Необходимое условие осуществления деятельности ориентировочной — наличие различных форм отражения психического, обеспечивающих реализацию ее функций: подготовку, регулирование и контроль поведения субъекта в индивидуально-изменчивых ситуациях.

Существенное отличие деятельности ориентировочной человека и животных — в том, что при планировании и регулировании поведения человек опирается на накопленные обществом знания о предметах и способах действия с ними.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ сновидения (Dreamwork) — процесс искажения, отбора, перестановки, замещения, преобразования и других видоизменений исходного желания, чтобы привести его к состоянию, приемлемому для эго, даже если само исходное желание для него неприемлемо.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — это особый вид деятельности, в основе которого лежит ряд непременных условий, требований и методов деятельности: свобода в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельность принятия решений, ответственность за принимаемые решения, достижение коммерческого успеха, получение прибыли. В основе предпринимательской деятельности лежит спрос на производимую продукцию или оказываемые услуги со стороны потребителя (клиента), поэтому предприниматель заинтересован в высоком качестве продукции и сервиса, предлагаемых клиенту, что позволяет увеличить спрос на них и принести наибольшую прибыль.

ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭМБРИОНА — это поведение и психика в процессе их становления на начальном этапе (стадии) существования особи. Психика, как и эмбрион, который является лишь формирующимся организмом, существует на предна-галькой стадии развития лиш» в зачаточной форме и выступает как основа преадаптивного поведения.

Источник:
Мир Психологии
целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта
http://www.persev.ru/deyatelnost

Педагогическая психология

2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н / Д: Феникс, 2003 — 544 с.

В учебном пособии в соответствии с государственным образовательным стандартом рассматриваются основные проблемы педагогической психологии: психологические аспекты образовательной деятельности, педагогической и учебной деятельности, психологические особенности обучающихся и педагогов, психологические характеристики обучения в начальной и средней школе, профессионального образования, проблемы воспитания. В него включены психодиагностические методики по выявлению индивидуальных особенностей учащихся, педагогов, мотивации, профессиональных склонностей.

Предназначено для студентов, аспирантов, слушателей ФПК, изучающих дисциплину `Педагогическая психология`, а также преподавателей школ, техникумов, вузов, интересующихся проблемами педагогической психологии.

Скачать / Download файл

1.2. Методы исследования 7

1.3. История становления отечественной педагогической психологии 16

Глава 2. Психология образовательной деятельности 26

2.2. Теории обучения 29

2.3. Концепция развития и обучения Л.С. Выготского 34

2.4. Уровни и формы научения 38

2.5. Стратегии формирования новых знаний и способностей 41

Стратегия формирования психики — стратегия интериоризации 41

Стратегия экстериоризации 47

Стратегия проблематизации и рефлексии 48

2.6. Процесс и концепции обучения 49

Направления современного обучения 53

2.7. Педагогическое проектирование и педагогические технологии 55

Принципы педагогического проектирования .: 58

Виды педагогического творчества 59

Технологии обучения , 59

Глава 3. Психология учебной деятельности 62

3.2. Учебные задачи и учебные действия 70

3.3. Психологические факторы, влияющие на процесс обучения

Глава 4. Психология обучающихся (школьника, студента) 93

4.2. Развитие познавательной сферы и интеллекта 98

4.3. Развитие личности 107

Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона 113

Концепции развития личности по Адлеру и Э. Берну 118

Теория интенционалъности (намерений) 119

Гуманистический подход к развитию личности 122

4.4. Развитие деятельности 124

4.5. Обучаемость и ее критерии 125

4.6. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников 127

4.7. Психологические новообразования в младшем школьном возрасте . 140

4.8. Подросток как субъект учебной деятельности —

4.9. Старшеклассник как субъект учебной деятельности 152

4.10. Студент как субъект учебной деятельности 160

4.11. Мотивация и учебные мотивы 167

Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей 168

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса

Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса 173

Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта . 175

4.12. Индивидуальные особенности темперамента, психосоциотипа, характера обучающихся 177

Типы темперамента и их психологическая характеристика 177

Акцентуации характера 183

4.13. Я-концепция и самооценка школьника 187

4.14. Агрессивность и агрессивное поведение молодежи

Научные подходы к объяснению агрессивности преступности 200

Приложение к главе 4. Психодиагностические методики

Характерологические особенности личности учащихся 215

Глава 5„ Психология педагога

Методологическая структура педагогической деятельности 230

Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность 232

Самосознание педагога и структура педагогической деятельности 235

5.2. Профессия педагога и педагогические способности .;

5.3. Направленность личности педагога и типы педагогов

5.4. Педагогическая социальная перцепция 255

Глава 6. Педагогическая психология школьного обучения

6.2. Развивающее обучение 265

6.3. Психология обучения в начальной школе 268

6.4. Индивидуальная работа с обучающимися по формированию учебной мотивации 274

6.5. Формирование начальных логических приемов мышления 277

6.6. Психологические умения

6.7. Специфические приемы познавательной деятельности 295

6.8. Умение учиться 298

6.9. Младшие школьники. «Группы риска» 300

Дети с эмоциональными нарушениями 306

6.10. Психологическая служба в школе 308

6.11. Взаимоотношения одноклассников 311

Приложение к главе 6. Психологические методики 318

Социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе 318

Изучение психологического климата коллектива 327

Школьный тест умственного развития (ШТУР) 329

Глава 7. Психология воспитания 349

7.2. Нравственное развитие 358

7.1.1. Общая характеристика превентивного поведения несовершеннолетних 360

7.2.2. Нарушения социализации 372

7.2.3. Группировка характеров и их недостатков 376

7.2.4. Виды педагогической и психологической коррекции «трудных подростков» 383

Глава 8. Психология профессионального образования 399

8.2. Профессиональное самоопределение и классификация профессий 406

8.3. Теории профессионального развития и выбора профессиональных предпочтений 414

8.3.1. Психодинамическое направление 414

8.3.2. Сценарная теория 418

8.3.3. Теория профессионального развития Д. Съюпера 421

8.3.4. Типологическая теория Дж. Холланда 422

8.3.5. Теория компромисса с реальностью Э. Гинзберга 425

8.4. Профессиональная пригодность» профориентация и профотбор „, 429

8.5. Психологические аспекты профессионального становления личности . —

8.6. Профессиональное обучение дидактически запущенных учащихся в средних специальных учебно-профессиональных заведениях

8.7. Производственно-профессиональное обучение: формирование профессиональных умений и навыков 451

8.8. Профессиональное обучение и формирование профессионального мышления

8.9. Психологические и дидактические основы построения учебных курсов

8.10. Психологические особенности усвоения знаний и проблема формирования индивидуальных стилей учебно-познавательной деятельности 472

8.11. Социально-психологические аспекты обучения и воспитания

8.12. Педагогическое общение

Приложение к главе 9. Психодиагностические методики 508

Профориентационная работа и выбор профессии 508

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)

Классификация профессий и опросник «Выбор профессии» Холланда , 510

Источник:
Педагогическая психология
Скачать: Педагогическая психология. Столяренко Л.Д. (pdf)
http://www.alleng.ru/d/psy/psy012.htm

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES