Детская психотерапия

Детская психотерапия («психотерапия с детьми»)

СПЕШИТЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ И ПОЛУЧИТЬ СКИДКУ!

ВедущийСкрипников Дмитрий Александрович, психотерапевт (психоаналитик, психодраматерапевт, гештальт-терапевт, сказкотерапевт), детский практический психолог, действительный член ОППЛ, руководитель психологической службы центра «Мамонтенок» (Москва).

Цель программы: ознакомить участников с современными технологиями в области индивидуальной и групповой работы с детьми, а также различными направлениями и методами психотерапевтической работы с детьми. Формирование теоретических представлений и практических навыков использования различных техник и средств в индивидуальной и групповой психотерапии детей.

  1. Ознакомить участников с современными направлениями и методами детской психотерапии.
  2. Ознакомить участников с основными принципами, положениями теории детской психотерапии.
  3. Ознакомить участников с основными направлениями применения детской психотерапии, её возможностями и ограничениями.
  4. Обучить участников базовым техникам и приёмам психотерапевтической работы с детьми.
  5. Ознакомить участников с основными положениями, принципами и методами системного подхода к процессу лечения.
  6. Ознакомить участников с основными принципами индивидуальной и групповой работы с детьми.
  7. Обучить участников основным средствам и техникам групповой работы с детьми.
  8. Ознакомить участников с клиническими основами психотерапевтической работы с детьми, на примере работы с детьми с аутистическим спектром расстройств.

1. Введение в детскую психотерапию. Основные понятия, модели, язык. Диагностическая карта.

1.1. Психотерапия с детьми: особенности и специфика.

1.2. Дети и Детство: факторы и модели, возрастные особенности.

1.3. Ребёнок клиент: круг проблем.

1.4. Системный взгляд: семья и ребёнок, семья-ребёнок-общество.

1.5. Игра — язык, инструмент, деятельность.

1.6. Диагностическая карта и диагностический этап терапии.

1.7. Диагностические возможности игры.

1.8. Работа с родителями в структуре диагностического этапа.

1.9. Кабинет детского психотерапевта: модели, требования, наполнение.

1.10. Начало терапевтического процесса: групповые и индивидуальные техники и упражнения.

1.11. Схемы процесса: краткосрочная и долгосрочная терапия.

1.12. Case и/или работа по запросу.

2. Сказкотерапия в работе с детьми.

2.1. Сказка: обзор теорий, виды сказок, значение и роль сказки в детстве.

2.2. Сказка и сказкотерапия.

2.3. Метафора и сюжет сказки.

2.4. Анализ сказки: уровни анализа, архетипический анализ.

2.5. Особенности современного этапа: особые сказки и особые герои.

2.6. Техники «входа» в сказку: ритуализация терапевтического процесса.

2.7. Техники работы с народной, авторской и «детской» сказкой.

2.8. Групповые и индивидуальные техники и приёмы работы со сказкой.

2.9. Спонтанные и структурированные техники работы со сказкой.

2.10. Проблемноориентированные приёмы и техники сказкотерапии.

2.11. Драматизация и способы разыгрывания сказок: техники и приёмы.

2.12. Сказочная работа с родителями.

2.13. Case и/или работа по запросу.

3. Психодрама в работе с детьми.

3.1. Психодрама: история, основные понятия, структура психодраматического процесса, формы, требования к пространству, нормы.

3.2. Базовые техники.

3.3. Инструменты психодрамы.

3.4. Социальный атом.

3.5. Использование игрушек в психодраме.

3.6. Особенности групповой и индивидуальной работы.

3.7. Playback театр: техники.

3.8. Работа с использованием ленточек и др. Реквизита.

3.9. Групповая игра «Ферма».

3.10. Case и/или работа по запросу.

4. Детская психодрама в индивидуальной, групповой, семейной психотерапии.

4.1. Психодрама и игра.

4.2. Структура психодраматической сессии и терапевтические техники.

4.3. Ход развития группы.

4.4. Фокусные интервенции.

4.5. Примеры психодраматической работы с проблемами ДРО в группе, с семьёй, индивидуально.

4.6. Монодрама: техники, принципы.

4.7. Групповая игра «Лес».

4.8. Сказкотерапия средствами психодрамы.

4.9. Работа с родителями с использованием психодрамы и ролевой игры. Психодрама в семейном консультировании.

4.10. Case и/или работа по запросу.

4.11. Полимодальный подход в работе с детьми.

5. Арт-терапия в работе с детьми.

5.1. Роль и место творчества в развитии.

5.2. Арт-терапия: обзор форм, средств, видов.

5.3. Исследование эмоционального мира средствами арт-терапии: «Путешествие в страну эмоций».

5.4. Техники установления контакта.

5.5. Диалогические техники.

5.6. Расширение и фокусирование техник: исследование темы, диагностика, групповой процесс, индивидуальный процесс.

5.7. Техники и приёмы применяемые на разных этапах терапевтического процесса.

5.8. «Рамочные» техники.

5.9. Особенности индивидуальной и групповой работы.

5.10. Динамика терапевтического процесса.

5.11. Case и/или работа по запросу.

6. Терапия творчеством.

6.1. Арт-терапия как метод и как инструмент.

6.2. Техники работы с телом: танце-двигательные практики.

6.3. Работа с различными эмоциональными нарушениями у детей: работа со страхами.

6.4. Приёмы и техники работы с глиной.

6.5. Метафорические ассоциативные карты как инструмент арт-терапии: Personita.

6.6. Работа с образом «Я» ребёнка: создание ниточной куклы.

6.7. Работа с родителями средствами арт-терапии. Работа с семьёй.

6.8. Полимодальный подход в работе.

6.9. Case и/или работа по запросу.

7. Психодинамический подход в работе с детьми. Защитные механизмы.

7.1. Защитные механизмы у детей: обзор.

7.2. Динамика развития защитных механизмов: защитные реакции и защитные механизмы.

7.3. Инструменты диагностики защитных механизмов: рисунок на заданную тему и работа с ним.

7.4. Защитные механизмы и копинг-стратегии.

7.5. Стратегические техники.

7.6. Интервенции в терапевтическом процессе.

7.7. Case и/или работа по запросу.

7.8. Работа с семьёй: системный подход.

8. Психодинамический подход в работе с детьми. Неврозы в детском возрасте.

8.1. Общая характеристика психодинамического подхода в работе с детьми: основные понятия, структура, сеттинг, техники.

8.2. Неврозы у детей: обзор.

8.3. Стратегическое планирование терапевтического процесса.

8.4. Техники и интервенции при работе с неврозами у детей.

8.5. Способы отыгрывания.

8.6. Практические аспекты переноса-контрпереноса.

8.7. Технические принципы: общие и частные.

8.8. Работа с семьёй: системный подход.

8.9. Case и/или работа по запросу.

8.10. Полимодальный подход.

9. Игровая терапия.

9.1. Игровая терапия: обзор, требования, сеттинг.

9.3. Ограничения в ИТ: границы времени, пространства, личности.

9.5. Взаимоотношения: процесс — среда перемен — результат.

9.6. Техники групповой и индивидуальной работы.

9.7. Интервенции: виды, позиция терапевта.

9.8. Проблемноориентированные техники ИТ.

9.9. Место и роль родителей в терапевтическом процессе.

9.10. Case и/или работа по запросу.

9.11. Полимодальный подход.

10. Клинические аспекты взаимодействия. Психотерапия детей с аутизмом. Завершение терапевтического процесса.

10.1. Аномальное развитие: что и как.

10.2. Аутизм: теория, практика, жизнь.

10.3. Комплексная помощь: взаимодействие со специалистами и организациями. Роль и место психотерапии среди других видов помощи.

10.4. Организация процесса терапии: требования к пространству и его наполнению, времени, личности.

10.5. Установление контакта: техники, время.

10.6. Стратегия работы (отечественная модель).

10.7. Работа с родителями: направления, способы и формы.

10.8. Особенности динамика терапевтического процесса.

10.9. Работа над собой: супервизия, ко-терапия.

10.10. Прогноз. Перспектива. Реалистическая оценка.

10.11. Завершение терапевтического процесса в индивидуальной и групповой работе: как этап и как тема.

10.12. Групповые техники: «Закрытие театра», «Карта нашего путешествия», работа с эмоциями и чувствами.

10.13. Завершение процесса в индивидуальной работе: работа с чувствами и эмоциями.

10.14. Полимодальный подход.

10.15. Case и/или работа по запросу.

Условия, необходимые для изучения курса: знания из области общей, педагогической и возрастной психологии. Желание и/или опыт работы с детьми.

Длительность курса: 200 академических часов (10 двухдневных семинаров). Регулярность семинаров — 1 раз в месяц.

Программа расчитана на очно-заочное обучение в течении одного года.

В результате обучения участник получит углублённые знания в области детской психотерапии, а также выработает умения и навыки применения базовых техник индивидуальной и групповой психотерапевтической работы с детьми.

Предварительная запись в группу обязательна!

Программа поддерживается накопительными сертификатами Профессиональной психотерапевтической лиги, действительным для получения Национального сертификата консультанта, Европейского сертификата психотерапевта, Всемирного сертификата психотерапевта.

Источник:
Детская психотерапия («психотерапия с детьми»)
Современные технологии в области детской и подростковой психотерапии в индивидуальной и групповой работе
http://www.oppl.ru/dolgosrochnyie-obrazovatelnyie-programmyi/detskaya-psihoterapiya-psihoterapiya-s-detmi.html

Детская психотерапия

В отличие от взрослых, которые обычно сами обращаются за помощью, ребенка чаще всего отправляют к психотерапевту родители или учителя. Во многих случаях обращение к детскому психотерапевту связано с тем, что ребенок чем-то серьезно огорчает взрослых, нарушает правила поведения или плохо контактирует со сверстниками. У большинства таких детей обнаруживаются поведенческие проблемы либо импульсивность, невнимательность и другие проявления синдрома дефицита внимания (см. ГИПЕРАКТИВНОСТЬ). Подобные расстройства поведения ребенка тяжело сказываются на его ближайшем окружении. Напротив, дети с тревожными и депрессивными расстройствами страдают в первую очередь сами и зачастую не знают, каким образом привлечь внимание тех, кто может им помочь.

Специалистам, занимающимся детской психотерапией, необходимо хорошее знание нормального хода психического развития. Многие из тех детских проблем, которые считаются расстройствами, обнаруживаются и у детей безо всяких отклонений. Разница может заключаться в степени выраженности проблемы, сопутствующих обстоятельствах или соответствии конкретного эмоционального состояния или поведения данной стадии развития. Уровень социальной адаптации ребенка должен оцениваться с учетом поведенческих вариаций в рамках нормального развития. Например, детские страхи в раннем детстве и в более поздние периоды различаются по своей природе, и наличие тех или иные страхов нормально для определенного возраста. Не менее важны и особенности семьи ребенка, в ряде случаев помощь требуется скорее родителям.

Применяемые в детской психотерапии подходы различаются как по типу проблем, на которые она направлена, так и по объему самой психотерапевтической помощи; основные из них – психодинамическая терапия, поведенческая и когнитивно-поведенческая терапия и семейная психотерапия.

Психодинамическая терапия, ориентированная на разрешение бессознательных конфликтов, появилась одной из первых. Поскольку возможности вербальной терапии в случае маленького ребенка весьма ограничены, развитие получили игровые формы воздействия. Игровая психотерапия освобождает сдерживаемые эмоции и позволяет ребенку выразить чувства, которые иначе остались бы скрытыми. Предлагая малышу рисовать, играть в игрушки или сочинять истории, психотерапевт проникает в его мир, прилагая все усилия к раскрытию внутреннего конфликта, вызывающего поведенческие или эмоциональные нарушения.

Поведенческая психотерапия детей ставит своей целью научить ребенка адаптивным способам поведения. Для этого психотерапевт обеспечивает ребенку возможность освоить новые образцы поведения и попрактиковаться в них, а также старается ободрить ребенка и вознаградить его за желательное поведение. Данный подход ориентирован на процесс деятельности ребенка, в ходе которой ему стараются привить новые навыки, побороть страхи, снять депрессию или облегчить социальные взаимодействия. Например, боязнь говорить на людях можно преодолеть, если подготовить ребенка к речевому общению и дать ему возможность попрактиковаться. Психотерапевт должен наблюдать за действиями ребенка и обеспечивать обратную связь, оценивая их результаты и вознаграждая за успехи.

Когнитивно-поведенческая психотерапия направлена на формирование адаптивного поведения и использует подкрепление вознаграждением, как это характерно и для собственно поведенческой терапии, однако учитывает также когнитивные процессы, т.е. особенности восприятия и мышления данного ребенка. Другими словами, внимание уделяется тому, как ребенок воспринимает и перерабатывает получаемую в ходе психотерапии информацию. Когнитивно-поведенческий подход ориентирован на процесс научения, психологическую подготовку ребенка к различным непредвиденным обстоятельствам и на подбор примеров поведения, которым он мог бы следовать; одновременно этот подход предполагает наблюдение за тем, как ребенок осмысливает то, чему его учат.

Семейный подход в психотерапии может использовать любую из перечисленных стратегий, но он сосредоточен на семье как едином целом, а не только на ребенке. При этом ребенок рассматривается как продукт всей системы взаимоотношений в семье, и именно с ней связывается возникновение и развитие дезадаптации ребенка. Лечение, таким образом, предполагает взаимодействие со всеми членами семьи.

Решение о том, нужна ли ребенку психотерапевтическая помощь, обычно принимается совместно – родителями, психотерапевтом и ребенком. Когда какие-либо факты узнаются из таких источников, как школа или другие члены семьи, учителей и родственников тоже стоит привлечь к обсуждению этого вопроса. Иногда именно неумение родителей обращаться с ребенком, их личные психологические проблемы или проблемы семейных отношений приводят к возникновению у ребенка серьезных трудностей. Обращение к различным источникам информации помогает определить, требуется ли лечение, и выбрать правильный психотерапевтический подход.

Процесс лечения. Посещения ребенком психотерапевта сами по себе еще не обеспечивают желаемого результата. Необходимо, чтобы ребенку было комфортно с психотерапевтом и чтобы он активно участвовал в процессе лечения. Многие психотерапевты утверждают, что вовлеченность ребенка в психотерапевтический процесс – залог улучшения его состояния.

Характер психотерапевтической помощи зависит от возникшего у ребенка нарушения. Поведенческое расстройство и отклоняющееся (связанное с преступностью) поведение лучше всего поддаются воздействию индивидуальной, и семейной психотерапии. В этом случае индивидуальная терапия прививает новые поведенческие навыки, а изменение окружающей среды достигается за счет работы со всей семьей. В другой ситуации ребенку могут назначить еженедельные индивидуальные психотерапевтические сеансы, а иногда бывает достаточно участия в специальных школьных программах. Некоторым детям требуется госпитализация, и в этом случае психотерапия проводится в стенах лечебного заведения.

Длительность терапии варьирует. Например, поведенческая или когнитивно-поведенческая психотерапия занимает несколько месяцев, тогда как психодинамическая терапия длится дольше, зачастую несколько лет. Различные исследования подтверждают эффективность как поведенческой психотерапии, так и ее сочетания с психотерапией когнитивной направленности. Установлено также, что подавляющее большинство детей, нуждающихся в психотерапии, чувствуют себя значительно лучше после окончания лечения.

См. также ПСИХОТЕРАПИЯ.

Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1979

Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л. 1982

Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994

Источник:
Детская психотерапия
Медицина, ДЕТСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
http://encyclopaedia.biga.ru/enc/medicine/DETSKAYA_PSIHOTERAPIYA.html

Детская психотерапия и ее отличительные особенности

Детская психотерапия и ее отличительные особенности

Психотерапевтические подходы и методы, применяемые в терапии и адаптации детей и подростков с пограничными, психическими и психосоматическими патологиями, направлены на воздействие как на ребенка, так и на его окружение. В психологии методы детской психотерапии применяются для коррекции развития и возрастных кризисов ребенка, а также для решения многих проблем в детском возрасте (личного, семейного и социального плана): фобии и страхи, энурез, трудности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками, учителями и пр.

«Детская» разительно и принципиально отличается от методик «взрослой» психотерапии. Это связано с незрелостью личности ребенка, своеобразием психогенных факторов, которые обуславливают невротическое реагирование, отличительными свойствами детской психики, — это высокая возбудимость, аффективность, внушаемость, впечатлительность, склонность к фантазированию. Кроме того, трудно умалить значение симбиотического характера взаимоотношений между ребенком и мамой в первые годы жизни. Именно поэтому, чем младше дитя, тем более обоснована ориентация психотерапии на работу специалиста с системой «мать-дитя». Но если речь вести о практике, терапевтическую работу с детьми чаще проводят в специальном пространстве.

Психотерапевтический центр, в который можно привести ребенка до 7 лет, имеет комнату для работы с детьми и в хороших центрах в такой конате есть игрушки, песочница, наборы карандашей и пластилина, запас бумаги, самые разные куклы и персонажи современных и популярных мультиков как мягкие игрушки. Детский психотерапевт участвует в оборудовании такого необычного кабинета.

Применение психотерапевтических методов и их сочетания в конкретном индивидуальном случае определяется уровнем нервно-психического реагирования, который преобладает в конкретном возрастном периоде ребенка:

от рождения до 3 лет — соматовегетативный уровень;

от 4 до 7 лет — психомоторный уровень;

от 5 до 10 лет — аффективный уровень;

от 11 до 17 лет — эмоционально-идеаторный уровень;

а также возрастным периодом ребенка с его характерными особенностями нервно-психического развития:

От 2,5 до 4 лет — период самоутверждения, становления личности, самооценки и системы отношений ребенка. В этом возрасте психотерапия заключается в применении комплекса методов: коррекции (лечебно-педагогической) неправильного стиля семейного воспитания (семейная психотерапия) и детской игровой психотерапии, которая обеспечивает оптимизацию взаимоотношений со сверстниками.

От 4 до 7 лет — период застенчивости. Психотерапия предполагает включение в основную работу с ребенком семейных и индивидуальных методов. Большое значение здесь приобретает и групповая психотерапия с целью достижения эмоционального отреагирования конфликтной ситуации в группе, а также устранения в сознании детей угрожающих образов через их условное изображение и преодоление в игровой форме.

Период от 7 до 8 лет жизни является этапом адаптации в массовых школах. Психотерапевтический подход ориентирован на преодоление трудностей в коммуникации и основан на индивидуальной, семейной и групповой психотерапии в сочетании с поведенческими методами (контактная десенсибилизации, эмотивного воображения, парадоксальной интенции и тренинга самоутверждения).

9-11 лет — называется периодом приспособления, адаптацмм ребенка в коллективе. В этом возрастном диапазоне психотерапевтические подходы схожи с предыдущим этапом.

11-20 лет — подростковый период. Акцент в психотерапии ставится на выбор личностно-ориентированных методов — семейного и группового в интеракционной и структурной моделях. Менее значимыми становятся поведенческие, в особенности гипносуггестивные, методы.

В детской психотерапии используются различные методы, которые призваны заинтересовать ребенка и помочь психотерапевту раскрыть его проблемы, вот лишь некоторые из них:

Игровая психотерапия основана, в сущности, на установлении доверительных отношений между психологом и ребенком в естественной, комфортной обстановке. Специалист в работе с ребенком не действует по заранее намеченной схеме и не принимает на себя какую-либо определенную роль, наблюдая как бы со стороны: он ждет, когда ребенок придет с самим собой в согласие, выразит свои проблемы и найдет новые пути общения с окружающими. Игровая психотерапия позволяет ребенку:

выразить свои переживания и скрытые чувства (агрессия, страх, обида);

приобрести опыт самостоятельного решения внутренних проблем и конфликтов;

принимать ответственность за свои поступки.

Песочная психотерапия помогает ребенку «раскрыться», ведь крайне редко дети могут выразить в словах те переживания, которые их тяготят. Игры в песочнице с разнообразными фигурками дают возможность самовыразиться в свободной и безопасной обстановке. В процессе сеансов приобретают зримую форму детские переживания, надежды, тревоги и внутренние конфликты. Это особенно может помочь детям, переживания которых настолько болезненны, что с ними соприкасаться напрямую тяжело.

Сказкотерапия — это один из наиболее «детских» методов, потому как он обращен к детскому началу любого человека. Через восприятие сказок происходит воспитание ребенка, развитие его внутреннего мира, приобщение к законам жизни и развитие его творческой силы и смекалки. Занятия и тренинги с использованием сказкотерапии позволяют найти первопричину и помогают ребенку достичь внутренней гармонии: в сказке, как и в жизни, гармоничная личность выступает в роли созидателя, а дисгармоничная — разрушителя, в любой сказке — первый побеждает второго, или добро возобладает над злом. Одним из разновидностей сказкотерапии является библиотерапия — в роли инструмента психотерапии выступают литературные произведения.

Есть и другие виды психотерапии, которые годятся для работы с детьми. Практически, каждая психотерапевтическая школа выработала методики для детского возраста. И в работе с детьми следует ориентироваться на нужды терапии, применяя целую гамму средств и методов.

Источник:
Детская психотерапия и ее отличительные особенности
Некоторые особенности психотерапии детского возраста
http://artpsiholog.ru/detskaya-psixoterapiya-i-ee-otlichitelnye-osobennosti/

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES