Детская психология смирнова

Детская психология

Детская психология. Дошкольная психология. (подборка книг)

Учебник содержит системное изложение курса детской психологии, в котором представлены основные понятия и теории детского развития, раскрываются закономерности психического развития ребенка от рождения до окончания дошкольного детства. Развитие ребенка рассматривается в контексте его общения со взрослым, особый акцент делается на роли взрослого в каждый возрастной период. Содержащаяся в книге информация поможет читателю в создании базового психологического знания, необходимого для понимания ребенка, педагогической работы и общения с детьми.

Издание предназначено в первую очередь для студентов педагогических и психологических специальностей, но может быть использовано в целях повышения квалификации работников образования специалистами дошкольных учреждений и всеми, кому интересны вопросы психического развития и воспитания детей.

Часть I Введение в детскую психологию

Глава 1. Предмет и задачи детской психологии 8

Детская психология — наука о душе ребенка 8

Понятия роста и развития 9

Что дает ребенку природа? 11

Специфика развития человеческого ребенка 13

Детство как социокультурный феномен 14

Место детской психологии в системе смежных наук 16

Глава 2. Методы детской психологии 21

Метод наблюдения 21

Метод эксперимента 24

Вспомогательные методы детской психологии 27

Глава 3. Основные теории детского развития 31

Этологический подход к психическому развитию ребенка 32

Психоаналитическая теория 34

Развитие идей психоанализа. Периодизация Э. Эриксона 37

Теория привязанности 40

Теория когнитивного развития Жана Пиаже 43

Бихевиоризм и теория социального научения 46

Теория конвергенции двух факторов 49

Глава 4. Движущие силы и условия психического развития ребенка 53

Сознание как сущностная характеристика человека 53

Знаковое опосредствование высших психических функций человека 54

Основной закон развития высших психических функций 57

Проблема обучения и развития 59

Понятие ведущей деятельности 61

Концепция генезиса общения ребенка со взрослым 64

Периодизация психического развития в онтогенезе 67

Рекомендуемая литература 75

Часть II Младенчество (первый год жизни)

Глава 1. Общая характеристика младенчества 77

Особенности социальной ситуации развития младенца 77

Влияние общения со взрослым на развитие младенца 80

Микропериоды младенческого возраста 82

Глава 2. Характеристика периода новорожденности 85

Кризис рождения 85

Врожденные рефлексы новорожденного 87

Сенсорные способности и «компетентность» новорожденного 90

Становление потребности в общении со взрослым 92

Глава 3. Первое полугодие жизни 98

«Комплекс оживления» младенца 98

Ситуативно­-личностное общение со взрослым и его роль в развитии младенца 101

Особенности познавательной активности в первом полугодии жизни 104

Становление целенаправленных движений младенца 105

Глава 4. Второе полугодие жизни 110

Ситуативно-­деловое общение младенца со взрослым 110

Развитие отношения к взрослому на первом году жизни 111

Предпосылки развития речи 114

Развитие манипулятивных действий младенца 117

Развитие познавательной активности во втором полугодии 119

Становление образа себя 121

Кризис первого года жизни 123

Рекомендуемая литература 128

Часть III Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)

Глава 1. Предметная деятельность ребенка раннего возраста 131

Ситуативно­-деловое общение и предметная деятельность ребенка 131

Овладение орудийными действиями 133

Глава 2. Познавательное развитие в раннем возрасте 139

Развитие восприятия 139

Особенности мышления в раннем возрасте 142

Развитие обобщений в предметных действиях ребенка 144

Глава 3. Развитие речи в раннем возрасте 148

Роль речи в развитии ребенка 148

Различные взгляды на природу речевой способности ребенка 149

Феномен автономной детской речи 152

Возникновение первых активных слов ребенка 155

Усвоение грамматического строя речи на третьем году жизни 158

Роль речи в становлении произвольного поведения ребенка 161

Соотношение коммуникативной и регулятивной функций речи в раннем возрасте 163

Глава 4. Развитие игры в раннем возрасте 167

Процессуальная игра ребенка второго года жизни 167

Психологическое значение символических игровых замещений ребенка 169

Становление игровых замещений в раннем возрасте 172

Появление элементов творчества в игре детей раннего возраста 175

Глава 5. Становление потребности в общении со сверстником 179

Отношение детей раннего возраста к сверстнику 179

Специфика общения детей раннего возраста 182

Роль взрослого в становлении общения со сверстником 185

Глава 6. Предпосылки становления личности и кризис трех лет 189

Ситуативность как главная характеристика раннего возраста 189

Основные феномены кризиса трех лет 191

Личностные новообразования в период кризиса трех лет 193

Рекомендуемая литература 198

Часть IV Дошкольный возраст

Глава 1. Сюжетно­ролевая игра дошкольника 200

Новообразования дошкольного возраста и роль игры в их становлении 200

Социальная природа ролевой игры дошкольника 202

Единицы анализа и психологические особенности ролевой игры дошкольника 204

Значение игры для развития произвольности 206

Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте 207

Виды игр и другие формы деятельности дошкольника 209

Глава 2. Познавательная сфера дошкольника 214

Особенности представлений дошкольника о мире 214

Феномен эгоцентрической речи 217

Опосредствованность познавательных процессов ребенка 220

Взаимосвязь различных форм мышления ребенка 224

Глава 3. Воображение дошкольника 230

Общая характеристика детского воображения 230

Формы проявления воображения дошкольника 233

Методы формирования воображения и этапы его развития 236

Функции воображения дошкольника 238

Глава 4. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками 243

Внеситуативные формы общения дошкольника со взрослыми 243

Особенности общения дошкольников со сверстниками 247

Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте 249

Дифференциация детей в детском коллективе 252

Глава 5. Развитие личности в дошкольном возрасте 259

Становление личностных механизмов поведения 259

Развитие воли и произвольности в дошкольном возрасте 263

Становление этических инстанций и социальных чувств 270

Развитие самосознания и самооценки дошкольника 277

Глава 6. Кризис семи лет и проблема готовности ребенка к школе 284

Основные симптомы кризиса семи лет 284

Психологические новообразования кризиса семи лет 286

Проблема готовности к школьному обучению 290

Рекомендуемая литература 296

В учебнике раскрываются основные понятия, важные теоретические положения современной детской психологии, рассматриваются закономерности развития познавательных психических процессов ребенка, становление ведущих видов деятельности на каждом возрастном этапе. Дается характеристика проблемы готовности ребенка к школе, которая является своеобразным итогом психического развития дошкольника.

Учебник предназначен для студентов педагогических вузов, училищ и колледжей, будет полезен всем, кого волнуют проблемы развития и воспитания детей.

ЧАСТЬ 1 Основные понятия детской психологии и теории психического развития ребенка 3

Глава 1 Предмет и задачи детской психологии 4

Детская психология — наука о психическом развитии ребенка 4

Специфика детского развития 6

Детство как социокультурный феномен 9

Детская психология в системе наук 12

Глава 2 Методы детской психологии 18

Метод наблюдения 19

Метод эксперимента 22

Глава 3 Основные теории, объясняющие детское психическое развитие 29

Этологический подход к психическому развитию ребенка 30

Психоаналитическая теория 33

Теория привязанности 40

Теория когнитивного развития Жана Пиаже 42

Бихевиоризм и теория социального научения 47

Теория конвергенции двух факторов 50

Глава 4 Движущие силы и условия психического развития ребенка 55

Высшие психические функции человека 55

Основной закон развития высших психических функций 59

Проблема обучения и развития 62

Понятие ведущей деятельности 64

Развитие общения ребенка со взрослым 67

Периодизация психического развития в онтогенезе 71

ЧАСТЬ 2 Психологические особенности младенчества (первый год жизни) 81

Глава 1 Общие закономерности развития психики младенца 82

Особенности социальной ситуации развития младенца 82

Влияние общения со взрослым на развитие младенца 85

Микропериоды младенческого возраста 88

Глава 2 Общая характеристика периода новорожденности 91

Кризис рождения 91

Врожденные рефлексы новорожденного 94

Сенсорные способности новорожденного 96

Становление потребности в общении со взрослым 99

Глава 3 Общение младенца со взрослым 105

«Комплекс оживления» младенца 105

Ситуативно-личностное общение со взрослым и его роль в развитии младенца 109

Ситуативно-деловое общение младенца со взрослым 112

Развитие отношения к взрослому на первом году жизни 114

Предпосылки развития речи 117

Глава 4 Развитие познавательной активности и манипулятивной деятельности младенца 124

Особенности познавательной активности в первом полугодии жизни 124

Становление целенаправленных движений младенца 125

Развитие манипулятивных действий младенца 130

Развитие познавательной активности во втором полугодии 132

Глава 5 Развитие самосознания и кризис первого года 137

Представление о себе у младенцев второго полугодия 137

Феномены кризиса первого года жизни 139

Новообразования кризиса первого года 141

ЧАСТЬ 3 Психическое развитие в раннем возрасте (от года до трех лет) 145

Глава 1 Развитие предметных и орудийных действий 146

Ситуативно-деловое общение и предметная деятельность ребенка 146

Возникновение специфических действий с предметами 149

Овладение орудийными действиями 151

Глава 2 Развитие познавательной сферы детей 159

Развитие восприятия в раннем возрасте 159

Развитие мышления в раннем возрасте 163

Развитие обобщений в предметных действиях ребенка 165

Роль речи в развитии мышления ребенка 168

Глава 3 Развитие речи в раннем возрасте 171

Различные взгляды на природу речевой способности ребенка 171

Феномен автономной детской речи 175

Возникновение активных слов у ребенка 179

Усвоение грамматического строя речи на третьем году жизни 183

Роль речи в становлении произвольного поведения ребенка 187

Соотношение коммуникативной и регулятивной функций речи в раннем возрасте 192

Глава 4 Развитие игры в раннем возрасте 197

Процессуальная игра ребенка второго года жизни 197

Психологическое значение символических игровых замещений ребенка 199

Становление игровых замещений в раннем возрасте 203

Появление элементов творчества в игре детей раннего возраста 207

Глава 5 Становление потребности в общении со сверстником 211

Отношение детей раннего возраста к сверстнику 211

Специфика общения детей раннего возраста 214

Роль взрослого в становлении общения со сверстником 218

Глава 6 Предпосылки становления личности и кризис трех лет 223

Ситуативность как главная характеристика раннего возраста 223

Основные феномены кризиса трех лет 227

Личностные новообразования в период кризиса трех лет 229

ЧАСТЬ 4 Психическое развитие в дошкольном возрасте 235

Глава 1 Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии дошкольника 236

Новообразования дошкольного возраста и значение игры для развития психики дошкольника 236

Социальная природа ролевой игры дошкольника 240

Единицы анализа и психологические особенности ролевой игры дошкольника 242

Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте 247

Виды игр и другие формы деятельности дошкольника 250

Глава 2 Характеристика познавательной сферы дошкольника 257

Особенности представлений о мире в дошкольном возрасте 257

Феномен эгоцентрической речи 262

Преодоление эгоцентризма и развитие децентрации 266

Опосредствованность познавательных процессов ребенка 270

Взаимосвязь различных форм мышления ребенка 274

Глава 3 Особенности воображения в дошкольном возрасте 281

Общая характеристика детского воображения 281

Формы проявления воображения дошкольника 284

Виды и функции воображения дошкольника; этапы его развития 288

Глава 4 Развитие общения со взрослым и со сверстниками 297

Внеситуативные формы общения дошкольника со взрослым 297

Особенности общения дошкольников со сверстниками 301

Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте 303

Дифференциация детей в детском коллективе 307

Глава 5 Развитие личности в дошкольном возрасте 315

Становление личностных механизмов поведения 315

Развитие воли и произвольности дошкольника 320

Становление этических инстанций и социальных чувств 327

Развитие самосознания и самооценки дошкольника 333

Глава 6 Кризис семи лет и проблема готовности ребенка к школе 340

Основные симптомы кризиса семи лет 340

Психологические новообразования кризиса семи лет 343

Проблема готовности к школьному обучению 347

Два пути детского развития — акселерация и амплификация 355

— «Детская психология: Методические указания.» / Автор-составитель Р. П. Ефимкина. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. — 32 c.

Методические указания адресованы слушателям спецфакультета психологии, но могут быть также использованы и при подготовке учителей, воспитателей, социальных работников – словом, тех специалистов, которые работают с детьми. Цель пособия – задать слушателям курса ориентировку в литературе, посвященной развитию и возрастным особенностям ребенка.

Теории детского развития 2

Периодизация и закономерности психического развития ребенка Кризис новорожденности 7

Младенческий возраст 8

Кризис одного года 11

Раннее детство 11

Кризис 3-х лет 14

Дошкольное детство 15

Кризис 7 лет 19

Младший школьный возраст 20

Кризис 13 лет 22

Подростковый возраст 24

Кризис юношеского возраста 27

Методические указания адресованы слушателям спецфакультета психологии, но могут быть также использованы и при подготовке учителей, воспитателей, социальных работников — словом, тех специалистов, которые работают с детьми. Цель пособия — задать слушателям курса ориентировку в литературе, посвященной развитию и возрастным особенностям ребенка.

ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ И МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

КРИЗИС ОДНОГО ГОДА И РАННЕЕ ДЕТСТВО

КРИЗИС 3-Х ЛЕТ И ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО

КРИЗИС 7-МИ ЛЕТ И МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

КРИЗИС 13-ТИ ЛЕТ И ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Кризис юношеского возраста

Литература ко всему курсу

Учебное пособие написано на основе базовых методологических и теоретико- психологических положений, принятых в отечественной психологии. Оно дает полное представление о детской психологии как науке и ее практическом применении. Изложение теории сопровождается конкретными примерами. Пособие имеет ярко выраженную практическую направленность: автор показывает, как применять полученные знания в процессе обучения и воспитания ребенка.

Книга может быть полезна также студентам педагогических институтов и воспитателям детских садов.

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ГЛАВА 1. Предмет детской психологии

§ 1. Основные закономерности психического развития

§ 2. Психическое развитие как усвоение общественно-исторического опыта

ГЛАВА 2. Принципы и методы детской психологии

§ 1. Принципы изучения психики ребенка

§ 2. Методы детской психологии

§ 3. Как воспитателю изучать психические особенности ребенка

ГЛАВА 3. Общая характеристика психического развития ребенка от рождения до 7 лет

§ 1. Особенности психического развития в раннем возрасте

§ 2. Психическое развитие ребенка первого года жизни

§ 3. Психическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет

§ 4. Психическое развитие ребенка от 3 до 7 лет

РАЗДЕЛ II. РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

ГЛАВА 4. Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте

§ 1. Развитие бытовой деятельности в младенчестве

§ 2. Развитие бытовой деятельности в раннем детстве

§ 3. Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте

ГЛАВА 5. Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте

§ 1. Развитие предпосылок трудовой деятельности в раннем детстве

§ 2. Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте

ГЛАВА 6. Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте

§ 1. Развитие игры в младенчестве и раннем детстве

§ 2. Характеристика сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте

§ 3. Характеристика других видов игровой деятельности дошкольника

§ 4. Роль игрушки в психическом развитии ребенка

ГЛАВА 7. Развитие продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте

§ 1. Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

§ 2. Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте

ГЛАВА 8. Развитие общения дошкольников со взрослыми и сверстниками

§ 1. Развитие общения дошкольников со взрослыми

§ 2. Отношение дошкольников к личности воспитателя

§ 3. Развитие общения дошкольников со сверстниками

РАЗДЕЛ III. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКА

ГЛАВА 9. Развитие внимания в дошкольном возрасте

§ 1. Функции и виды внимания

§ 2. Развитие внимания в младенчестве

§ 3. Развитие внимания в раннем детстве

§ 4. Развитие внимания в дошкольном возрасте

§ 5. Руководство развитием внимания

ГЛАВА 10. Развитие речи в дошкольном возрасте

§ 1. Развитие речи в младенчестве

§ 2. Развитие речи в раннем детстве

§ 3. Развитие речи в дошкольном возрасте

ГЛАВА 11. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте

§ 1. Сенсорное развитие в младенчестве

§ 2. Сенсорное развитие в раннем детстве

§ 3. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте

ГЛАВА 12. Развитие памяти в дошкольном возрасте

§ 1. Развитие памяти в младенчестве

§ 2. Развитие памяти в раннем детстве

§ 3. Развитие памяти в дошкольном возрасте

§ 4. Руководство развитием памяти

ГЛАВА 13. Развитие воображения в дошкольном возрасте

§ 1. Развитие воображения в раннем детстве

§ 2. Развитие воображения в дошкольном возрасте

§ 3. Руководство развитием воображения

ГЛАВА 14. Развитие мышления в дошкольном возрасте

§ 1. Развитие мышления в младенчестве

§ 2. Развитие мышления в раннем детстве

§ 3. Развитие мышления в дошкольном возрасте

§ 4. Руководство развитием мышления

РАЗДЕЛ IV. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

ГЛАВА 15. Развитие самосознания в дошкольном возрасте

§ 1. Развитие самосознания в младенчестве

§ 2. Развитие самосознания в раннем детстве

§ 3. Развитие самосознания в дошкольном возрасте

§ 4. Руководство развитием самосознания

ГЛАВА 16. Развитие воли в дошкольном возрасте

§ 1. Развитие волевого действия в дошкольном возрасте

§ 2. Руководство развитием воли

ГЛАВА 17. «Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

§ 1. Эмоциональное развитие в младенчестве

§ 2. Эмоциональное развитие в раннем детстве

§ 3. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

§ 4. Эмоциональное неблагополучие детей и его причины

ГЛАВА 18. Нравственное развитие в дошкольном возрасте

§ 1. Нравственное развитие в младенчестве

§ 2. Нравственное развитие в раннем детстве

§ 3. Нравственное развитие в дошкольном возрасте

ГЛАВА 19. Развитие темперамента в дошкольном возрасте

§ 1. Особенности свойств темперамента у детей первых семи лет жизни

§ 2. Характеристика детей с разными типами темперамента

§ 3. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками

ГЛАВА 20. Развитие способностей в дошкольном возрасте

§ 1. Развитие способностей дошкольника

§2. Условия развития способностей в дошкольном возрасте

ГЛАВА 21. Психологическая готовность к обучению в школе

§ 1. Социальная ситуация развития в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту

§ 2. Компоненты психологической готовности к обучению в школе

ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ДОШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ И КОЛЛЕДЖЕЙ

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Предмет детской психологии

Методы детской психологии

Основные направления психического развития в раннем детстве

РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Общение ребенка со взрослыми

Развитие общения со сверстниками

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКА

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

ПРОГРАММА ПО КУРСУ ДОШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Психологическая готовность к обучению в школе

Психологические особенности детей 6- летнего возраста

Психологическая готовность к систематическому обучению

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ

Словарь основных психологических понятий

Пособие разработано в соответствии с программой по детской психологии, состоит из трех разделов: «Личность», «Деятельность и общение», «Познавательные процессы». В нем представлены методики, направленные на изучение основных видов деятельности дошкольника (игра, конструирование, рисование, труд, учение), важнейших сфер личности (самосознание, мотивы поведения, воля, эмоции и чувства), общения ребенка со взрослыми и сверстниками, познавательных процессов (внимание, речь, восприятие, память, воображение, мышление).

Пособие адресовано студентам педагогических институтов и учащимся педучилищ, будет также полезно воспитателям детских садов, психологам-консультантам.

Особенности исследования в детской психологии 5

Раздел I. Личность 38

Глава 1. Самосознание и самооценка 36

Глава 2. Мотивы поведения и деятельности 62

Глава 3. Воля 74

Глава 4. Эмоции и чувства 88

Раздел II. Деятельность и общение 104

Глава 5. Игра 104

Глава 6. Конструирование 123

Глава 7. Рисование 132

Глава 8. Трудовая деятельность 147

Глава 9. Учебная деятельность и отношение к школе 163

Глава 10. Общение со взрослыми и сверстниками 182

Источник:
Детская психология
Центр развития для детей 3-7 лет и взрослых. Психологический подход, в соответствии с темпераментом и склонностями ребенка. Развивающие занятия
http://fusionpiter.ru/articles/children-s-psychology

Детская психология смирнова

СССР СССР > Россия Россия

Е. О. Смирнова является членом Российского психологического общества (РПО), членом Ассоциации детских психиатров и психологов (АПП), членом Международного общества исследователей развития поведения (International Society for Study Behavioral Development ISSBD). Она является членом двух специализированных диссертационных учёных советов, а также экспертом научно-технической сферы ФГБНУ НИИ «Научно-исследовательский институт — республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы».

Она участвует в деятельности редколлегий журналов «Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы» [1] и «Дошкольное воспитание», редакционного совета журнала «Психологическая наука и образование» [2] .

Е. О. Смирнова работает и в сфере практической психологии: как научный руководитель ДОУ № 2030 г. Москвы и методист ГОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения «Малыш».

1977 г. — под руководством М. И. Лисиной защитила кандидатскую диссертацию на тему «Влияние общения со взрослым на эффективность обучения дошкольников».

1984 г. — присвоено учёное звание старшего научного сотрудника по специальности «Педагогическая, детская и возрастная психология».

1992 г. — защитила докторскую диссертацию на тему «Условия и предпосылки становления произвольного поведения детей» и получила ученую степень доктора психологических наук. Назначена на должность заведующей лабораторией психологии детей дошкольного возраста Психологического института РАО.

2003 г. — присвоено учёное звание профессора по специальности «Возрастная психология».

Е. О. Смирнова является автором оригинальной концепции развития воли и произвольности в раннем онтогенезе, в основе которой лежит различение данных понятий и выявление роли взрослого в становлении воли и произвольности ребёнка.

Продолжая и развивая концепцию М. И. Лисиной, она активно разрабатывает проблемы развития общения детей со взрослыми и сверстниками. Её теоретический подход к пониманию межличностных отношений тесно связан с проблемой становления самосознания ребёнка и нравственного развития. Особое внимание в её работах уделяется проблемным формам межличностных отношений — агрессивности, обидчивости, демонстративности и пр. Разработанная ей (совместно с В. М. Холмогоровой) программа нравственного воспитания и коррекции межличностных отношений используется в детских дошкольных учреждениях.

В течение ряда лет Е. О. Смирнова являлась руководителем научно-практического эксперимента по разработке новых форм педагогической работы с детьми раннего возраста, осуществляемого при поддержке Московского комитета по образованию. Под её руководством была разработана инновационная комплексная программа воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги», направленная на поддержку становления личности ребёнка. Данная программа уже сейчас широко внедряется в детских учреждениях Москвы.

С 2004 года Е. О. Смирнова работает над проблемами игры и игрушки. Она является научным руководителем центра «Игра и игрушка» при Московском городском психолого-педагогическом университете. Под её руководством разработана концепция и методика психолого-педагогической экспертизы игрушек и игровых материалов, на основе которой уже осуществляется конкретная практическая работа. В центре проводится цикл исследований, посвящённых анализу игровой деятельности современных детей и влиянию игрушек на детскую игру. Осуществляется программа повышения квалификации «Игра и игрушка в работе педагога и психолога».

Е. О. Смирнова ведет активную педагогическую работу. Она является профессором кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования МГППУ. Читает лекционные курсы по детской психологии, психологии развития, дошкольной педагогике, а также по развитию общения и межличностных отношений. Её учебник по детской психологии [3] выдержал ряд переизданий и пользуется большой популярностью у студентов и преподавателей.

Под научным руководством Е. О. Смирновой подготовлено и успешно защищено 17 кандидатских диссертаций.

Источник:
Детская психология смирнова
СССР СССР > Россия Россия Е. О. Смирнова является членом Российского психологического общества (РПО), членом Ассоциации детских психиатров и психологов (АПП), членом Международного
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%95%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%D0%9E%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0

Смирнова Е

Факультет дистанционного обучения МГППУ.

Игрушки детей Европы: исследования, экспертиза и рынок. Часть 2

Лекторы: Смирнова Елена Олеговна, доктор психологических наук, руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ. Абдулаева Елена Александровна, методист Центра. Описаны основные подходы к изучению и экспертизе игрушек в европейской психологии и педагогике.

Игрушки детей Европы: исследования, экспертиза и рынок. Часть 1

Лекторы: Смирнова Елена Олеговна, доктор психологических наук, руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ. Абдулаева Елена Александровна, методист Центра. Описаны основные подходы к изучению и экспертизе игрушек в европейской психологии и педагогике.

Елена СМИРНОВА, доктор психологических наук, руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ. Телеканал «Россия 24, программа «Профессионал».

Доклад доктора пс.н., профессора, руководителя МЦ психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек при МГППУ, методиста ЦПМС "Малыш" Смирновой Елены Олеговны "Организация предметно-развивающей среды детского сада, согласно критериям ФГОТ". В докладе рассматриваются вопросы роли психолога в организации среды, параметры среды учреждения, проблемы использования оборудования, пластичности среды, игрушек и пособий.

Родителям часто нравится совсем не то, что их детям. Доверять ли ребенку самостоятельный выбор игрушек? На вопросы родителей отвечает руководитель Центра игры и игрушки Смирнова Елена Олеговна.

Психологическая природа проблем в межличностных отношениях, часть 3. Лекцию читает: Смирнова Елена Олеговна, д.псх.н., проф., научный руководитель УМЦ «Игры и игрушки».

Смирнова Елена Олеговна — доктор психологических наук, профессор, руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ.

Смирнова Елена Олеговна, доктор психологических наук, научный руководитель Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ.

Смирнова Елена Олеговна — основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" профессор, доктор психологических наук.

Как выбрать правильные мультфильмы для Вашего ребенка

Интервью Елены Олеговны Смирновой, доктора психологических наук, руководителя Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ

Смирнова Елена Олеговна — основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" профессор, доктор психологических наук.

Смирнова Елена Олеговна — основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" профессор, доктор психологических наук, известный детский психолог, специалист в области раннего развития, игры и игрушки, общения детей со взрослым и со сверстниками. Является автором многочисленных фундаментальных работ, научных монографий и популярных книг.

"Детская игра сегодня". Лектор: Смирнова Елена Олеговна, доктор психологических наук, руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ.

Часть 3. Особенности родительского отношения к современным дошкольникам. Смирнова Елена Олеговна. В третьей части лекции на материале конкретного исследования демонстрируются изменения в родительском отношении к детям дошкольного возраста за последние 10 лет. Объясняются причины этих изменений и прогнозируются их возможные последствия.

Часть 2. Изменения родительского отношения с возрастом ребёнка. Смирнова Елена Олеговна. Во второй части лекции прослеживаются изменения в отношении к ребёнку по мере его взросления. Даётся характеристика родительского отношения к младенцу, к двухлетнему, пятилетнему, восьмилетнему ребёнку и к подростку 14 лет.

Смирнова Елена Олеговна. Часть 1. Структура родительского отношения, или составные части родительской любви.

Игрушки детей Европы: исследования, экспертиза и рынок

«Игрушки детей Европы: исследования, экспертиза и рынок». Лекторы: Смирнова Елена Олеговна, доктор психологических наук, руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ.

Лекция Смирновой Елены Олеговны «Психология детской игры», ч.2. Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Источник:
Смирнова Е
Факультет дистанционного обучения МГППУ. Игрушки детей Европы: исследования, экспертиза и рынок. Часть 2 Лекторы: Смирнова Елена Олеговна, доктор психологических наук, руководитель
http://rideo.tv/smirnova_e/

(Visited 3 times, 1 visits today)

CATEGORIES