Детская психология изучает

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР . Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин . 2009 .

Смотреть что такое «ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» в других словарях:

детская психология — Этимология. Происходит от греч. psyche душа, logos учение. Категория. Раздел психологии. Специфика. Посвящена исследованию закономерностей психического развития ребенка. Основным предметом анализа являются движущие причины и условия… … Большая психологическая энциклопедия

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, которая изучает духовно душевное развитие ребенка от рождения до наступления зрелости, т.е. примерно до 12 лет жизни. Предметом ее исследований являются первые инстинктивные и произвольные поступки ребенка, детская речь,… … Философская энциклопедия

Детская Психология — отрасль психологии, посвященная исследованию закономерностей психического развития ребенка. Основным предметом анализа являются движущие причины и условия онтогенетического развития отдельных психических п … Психологический словарь

Детская психология — отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психического развития ребёнка. Имеет ряд общих проблем с педагогической психологией (См. Педагогическая психология). Тесно связана с педагогикой (См. Педагогика), а также с возрастной… … Большая советская энциклопедия

Детская психология — Текст удалён из статьи из за подозрения в нарушении авторских прав Размещение текста, ранее находившегося на этой странице, возможно, нарушает авторские права. Ранее удалённый текст был опубликован в следующем источнике:… … Википедия

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая закономерности развития психики ребенка и психологические особенности детей различных возрастов. Предметом ее исследований являются первые инстинктивные и произвольные поступки ребенка, детская речь, специфические… … Профессиональное образование. Словарь

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка. Исследование детского поведения преследует две цели: 1) понять самого ребенка, то, как он реагирует на различные ситуации, чувствует, думает и воспринимает, и 2) понять,… … Энциклопедия Кольера

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психич. развития ребёнка. Имеет ряд общих проблем с пед. психологией. Тесно связана с педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиологией, в особенности с физиологией высш. нервной… … Российская педагогическая энциклопедия

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — Обычно употребляется как наиболее нейтральный общий термин для обозначения межотраслевой дисциплины, которая исследует ребенка любым из большого количества системных методов. Конкретный подход, применяемый одним детским психологом, может резко… … Толковый словарь по психологии

Детская психология — отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психического развития ребёнка. Исследования в области Д.п. имеют важное значение для педагогической практики, определения программ и методов учебно воспитательной работы, осуществления… … Педагогический терминологический словарь

Источник:
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР . Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин . 2009 . Смотреть что такое «ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» в
http://methodological_terms.academic.ru/358/%D0%94%D0%95%D0%A2%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF_%D0%9F%D0%A1%D0%98%D0%A5%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%AF

Детская психология изучает

Детская психология — (англ. child psychology) отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка. Имеет ряд общих проблем с педагогической психологией, теснейшим образом связана с педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиологией, особенно с физиологией высшей нервной деятельности.

Исследования в области Д. п. имеют важное значение для педагогической практики, поскольку знание условий и закономерностей психического развития ребенка необходимо для эффективного управления этим процессом в соответствии с целями обучения и воспитания.

Предметом изучения Д. п. являются условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), формирования различных типов деятельности ребенка (игра, труд, учение; см. Деятельность детская), качеств его личности, а также возрастные и индивидуальные особенности детей.

Д. п. использует методы исследования, разработанные в общей психологии, но характер их применения меняется в зависимости от специфики задач Д. п. и возраста испытуемых.

При изучении возрастных особенностей личности ребенка проводятся т. н. поперечные и продольные исследования. В 1-м случае один и тот же психический процесс исследуется одновременно у детей разных возрастных групп. Во 2-м осуществляется длительное, многолетнее изучение психологических особенностей одних и тех же детей. Это позволяет, в частности, проследить общий ход развития их психики. (См. Лонгитюдное исследование, Стратегия изучения психического развития.)

Д. п. разрабатывает стандартизованные методы психологической диагностики, позволяющие устанавливать уровень развития психических процессов и свойств, характерный для каждого возрастного этапа.

Оформление Д. п. как самостоятельной области знания началось в середине XIX в. под влиянием запросов педагогической практики, в связи с разработкой объективных методов психологических исследований. В конце XIX — нач. XX в. в Д. п. произошел переход от накопления эмпирического материала в виде дневниковых записей к созданию обобщающих работ о психическом развитии ребенка (В. Штерн, К. Коффка, К. Бюлер, А. Бине, А. Гезелл и др.). В области Д. п. проводили исследования А. Валлон, Р. Заззо и др. (Франция), М. Вернон, О’Коннор и др. (Англия), С. Холл, Дж. Брунер, Г. Стивенсон и др. (США). Широкую известность получили исследования Ж. Пиаже и его сотрудников (Швейцария).

В России основы Д. п. были заложены в трудах И. М. Сеченова, К. Д. Ушинского. Существенный вклад в ее развитие внесли работы П. Ф. Каптерева, И. А. Сикорского, А. П. Нечаева, А. Ф. Лазурского, В. М. Бехтерева и др. Важнейшие идеи и положения по Д. п. были сформулированы в трудах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия и др. Систематические исследования по психологии детей раннего возраста проводили Н. М. Щелованов, Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова, Н. М. Аксарина, М. И. Лисина, по психологии ребенка-дошкольника — А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, А. А. Люблинская, по психологии школьников — А. А. Смирнов, Г. С. Костюк, П. И. Зинченко, Н. А. Менчинская, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин и др.

Д. п. решающее значение в психическом развитии ребенка придает усвоению им исторически сложившихся форм человеческой деятельности. В этом процессе дети приобретают соответствующие знания и умения: у них формируются фундаментальные способности и качества личности. Созревание природных анатомофизиологических особенностей организма и н. с. ребенка — предпосылка его психического развития. Однако это созревание еще не определяет ни содержания, ни структуры формирующихся у ребенка специфически человеческих свойств и способностей (напр., речевого и музыкального слуха, логического мышления и т. п.).

Усвоение детьми общественного опыта происходит в форме активного осуществления различных видов деятельности. При овладении ребенком каждым видом деятельности наблюдается закономерный переход от усвоения внешних, материальных действий с предметами к выполнению внутренних, умственных действий, позволяющих ориентироваться в соответствующей области действительности. Ориентировочные компоненты целостной деятельности лежат в основе адекватных представлений и понятий ребенка о предметах окружающей действительности. По мере своего психического развития ребенок становится субъектом, способным самостоятельно действовать на основе сознательно поставленных целей (см. Воля).

Большой психологический словарь.

Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко.

Источник:
Детская психология изучает
Психология — образовательный психологический сайт, содержит тесты, тренинги, статьи, книги по психологии личности
http://psychologiya.com.ua/detskaya-psixologiya.html

Что изучает детская психология?

Статью разместил: rootadmin | категория: Детская психология | Просмотров: 3746

Чтобы разобраться в закономерностях детского развития, существует детская психология, которая является особой отраслью возрастной психологии. Детское поведение постоянно исследуется учеными, и эти действия направлены на то, чтобы изучить закономерности детского поведения. Важно понять, как дети реагируют на различные ситуации, как они чувствуют и думают, как воспринимают окружающую действительность. Специалисты стараются понять, как происходит взросление ребенка. Важно узнать, каким образом можно предсказать ряд особенностей его развития, а также выяснить, как именно детские впечатления влияют на развитие в дальнейшем.

В процессе психического развития происходит исследование поведения во всем его многообразии. Известно, что уже с момента рождения ребенок всем интересуется, и в первую очередь, ему интересны движущиеся объекты, которые могут как-то менять свой вид. В младенческом возрасте ребенок стремится к изучению той обстановки, которая его окружает. Ребенок довольно рано начинает следить за движущимися крупными объектами глазами. К тому же, в данном состоянии визуальное и слуховое восприятие в определенной степени подвергается коррекции.

Как доказали исследования, зрительное поле малыша недолго имеет вид расплывчатого пятна, младенец стремится придать ему четкость. Что касается раннего младенческого возраста, исследовательское поведение является несистематичным, и плохо поддается контролю. В то же время, достигнув пятимесячного возраста, малыш уже способен сам достать определенные предметы, чтобы брать в рот. Проходит совсем немного времени, несколько месяцев, и ребенок активно исследует свое окружение. Исследовательская деятельность усиливается с того времени, как малыш научится ходить.

В детской психологии значительную роль играет моторное развитие. Ученые основывали научные работы, производя сравнительный анализ поведения ребенка, который был заснят на пленку, учитывались различные возрастные периоды. Ученые исследовали кроме двигательного поведения еще и речевое поведение, а также активно изучали, как ребенок ведет себя в группе. Благодаря полученным исследовательским данным созданы шкалы развития детской психики. Они дают возможность произвести оценку адаптивного поведения детей, не достигших двухлетнего возраста.

Давно уже установлено, что психика ребенка устроена таким образом, что новорожденный младенец способен различать речь. Это значит, что он имеет способность, обеспечивающую в дальнейшем и понимание речи. Скорее всего, новорожденным воспринимается постоянство формы. Но, даже несмотря на такие достижения, развитие младенца можно назвать относительным. Его ощущения принимают четкость постепенно, становятся более яркими.

Сенсорные способности улучшаются с возрастом, изменяется острота слуха, восприятие его глубины и остроты.

Детская психология знакома с такими факторами, как исчезновение некоторых рано проявляющихся способностей, и появлением их в дальнейшем, спустя несколько месяцев, но уже их форма становится более сложной. Какими бы особенностями ребенок ни отличался, с возрастом они становятся более совершенными и дифференцированными. Одна из наиболее интересных в детской психологии гипотез говорит о том, что базисные эмоции, скорее всего, бывают врожденными, но сразу после рождения они возникают не всегда. К таким эмоциям можно отнести радость, гнев, чувство страха, и многие другие.

Известно, что подобные эмоции могут быть вызваны у ребенка специфическими ситуациями, наделены мимическим специфическим выражением, а также имеют сопровождение в виде специфического поведения. К примеру, чувство гнева возникает, когда в действия ребенка имеется определенное вмешательство, поэтому поведение, соответствующее гневу дает о себе знать уже в раннем возрасте. Даже в различных культурах специалисты выявляют одинаковые проявления, свойственные гневу, и они распознаются уже в раннем детстве. Таким образом, детская психология подтверждает, что их характер врожденный.

К наиболее важным вопросам эмоционального развития ребенка относится включение эмоций в познавательные процессы. К тому же, с возрастом происходит изменение способа, которым выражаются те или иные эмоции. Например, недовольство маленького ребенка заключается в том, что родители заставляют его умываться, или одеваться. У более старшего школьника чувство гнева появляется, если он испытывает насмешки сверстников, или проиграл в соревновании, и прочее. Эмоциональное развитие заключается в том, эмоции раннего детства более непосредственны, а потом происходит изменение эмоционального поведения, оно становится адаптивным. .

Источник:
Что изучает детская психология?
Чтобы разобраться в закономерностях детского развития, существует детская психология, которая является особой отраслью возрастной психологии. Детское поведение постоянно исследуется учеными,
http://mamam96.ru/1655-chto-izuchaet-detskaya-psixologiya.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES