Дети 4 года психология

Возрастные особенности детей 4-5 лет: психология

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками.

В среднем дошкольном возрасте физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха.

Что касается темпов физического развития, то с 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребенок подрастает за год на 5–7 см и набирает 1,5–2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма.

В возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся.

Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности.

Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений могут создать условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.

Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.

Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения.

Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.

В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками.

Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь.

В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего.

В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. Порой взрослые члены семьи не замечают эти возрастные особенности детей 4–5 лет. Памятка для родителей, составленная воспитателями и психологами дошкольного учреждения, поможет правильно и плодотворно построить общение с ребенком.

В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать.

Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми. К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей гендерной принадлежности.

Как уже упоминалось, одной из отличительных особенностей данного возраста является яркая фантазия, воображение. Нужно учитывать, что это может породить самые разные страхи. Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых чудовищ. Родителям не нужно слишком волноваться: это не проблема, а лишь возрастные особенности детей 4–5 лет.

Психология знает много способов борьбы с такими страхами, но важно помнить, что это всего лишь временные трудности, которые сами уйдут со временем, если родители не будут акцентировать на них внимание или использовать против ребенка в воспитательных целях.

Сотрудники дошкольных учреждений при обучении учитывают психологические и возрастные особенности детей 4–5 лет. По программе «От рождения до школы», используемой в настоящее время, акцент делается на становлении и всестороннем развитии личности.

При этом с детьми проводятся тематические занятия, на которых объясняются правила поведения в коллективе, дома и в общественных местах, основы безопасности, развивается речь, совершенствуются гигиенические навыки и так далее. При этом учебный процесс строится на игре. Таким образом, педагоги знакомят ребенка с новыми понятиями и правилами через доступный и привлекательный для него вид деятельности, принимая во внимание возрастные особенности детей 4–5 лет. По ПДД, к примеру, могут проводиться игровые занятия, где правила дорожного движения даются в стихотворной форме, легкой для понимания и запоминания. Также в этом возрасте необходимо расширять кругозор ребенка и его знания об окружающем мире.

Говоря о воспитании детей этого возраста, нужно помнить, что на данном этапе существенно меняется характер. Кризис трех лет благополучно проходит, и ребенок становится гораздо более послушным и покладистым, чем раньше. Именно в это время детям необходимо полноценное общение с родителями. Собственно говоря, в этом и заключаются основы воспитания. Главная функция взрослых сейчас – объяснить как можно подробнее и показать на личном примере. Ребенок впитывает все как губка, с любознательностью первооткрывателя тянется к новым знаниям. Родители должны внимательно выслушивать многочисленные вопросы и отвечать на них, ведь в семье дети черпают первые знания об окружающем мире и своем месте в нем.

Именно теперь необходимо закладывать нравственные качества, развивать в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду. На этом этапе у ребенка появляются первые друзья, поэтому очень важно научить общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои интересы, делиться.

Стоит отметить, что лучших успехов в воспитании можно добиться в случае тесного и доверительного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения, так как сотрудники садиков учитывают возрастные особенности детей 4–5 лет. Консультация для родителей является одним из путей такого взаимодействия. Взрослые члены семьи должны обладать хотя бы минимальной подготовкой в области психологии, чтобы лучше понимать своего ребенка. Еще один способ охарактеризовать возрастные особенности детей 4–5 лет – родительское собрание. На нем воспитатели и детский психолог совместно со взрослыми членами семьи могут наметить основные принципы воспитания и обсудить все интересующие и спорные вопросы.

По мнению практикующих детских психологов, семья играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения между родителями – первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который он считает единственно верным. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице взрослых.

Родители должны помнить, что именно в дошкольном возрасте развиваются такие черты характера, как доброта, справедливость, правдивость, закладываются жизненные ценности и идеалы. Поэтому так важно учитывать возрастные особенности детей 4–5 лет. Помощь в воспитании отдельных черт характера должна также осуществляться в соответствии с полом дошкольника и ролями взрослых в семье. Так, мать учит ребенка находить общий язык, искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь. Отец является олицетворением порядка, защиты, это первый учитель жизни, который помогает быть сильным и целеустремленным. Отношения внутри семьи – важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь.

Источник:
Возрастные особенности детей 4-5 лет: психология
Каждому периоду развития ребенка присущи свои характерные особенности. Есть они и у возраста 4–5 лет. Попробуем охарактеризовать их.
http://fb.ru/article/188231/vozrastnyie-osobennosti-detey—let-psihologiya

Детская психология

Вам интересно знать о чем думает Ваш кроха? А предсказать возможные варианты развития его личности? Вы хотите знать уровень интеллектуального и психологического развития своего ребенка? Чтобы ответить на эти вопросы, совершенно не обязательно отправляться к потомственной ведунье. Узнать все о внутреннем мире крохи поможет детская психология.

Детские психологи знают, что каракули, которые самозабвенно рисует малыш, могут сказать о нем намного больше, чем можно себе представить. Цвет игрушки, которую ребенок выбрал из множества подобных, может сказать о его настроении, а непроизвольные жесты выдадут маленького лгунишку.

Научившись диагностировать личностные особенности собственного ребенка, Вы сможете вовремя скорректировать его поведение, развить необходимые навыки, продумать тактику воспитания и обучения. В дальнейшем, легко оперируя психологическими методиками, Вы сможете распознавать проблемы на начальной стадии и таким образом избежите многих проблем во время пиков возрастных кризисов.

Семейный психолог – это прекрасно, но психолог – мама намного лучше, потому что именно мама обладает чутким сердцем и огромной заинтересованностью в развитии собственного ребенка. Мама–психолог посвятит все свое время лишь одному клиенту, своему крохе, а в качестве оплаты возьмет лишь нежный поцелуй и теплый взгляд любящих, родных глаз.

Источник:
Детская психология
Каждый ребёнок обладает богатым внутренним миром. Попробуем разобраться в детской психологии
http://godovastik.ru/detskaya-psixologiya/

Особенности психологии ребенка от 2 до 4 лет

В сфере психологии наиболее тонкой и уязвимой является тема детской психологии. Ребенок – это еще несформированная личность, он растет и постепенно познает мир. Поэтому найти нужный подход к нему намного сложнее, чем к взрослому человеку, который имеет определенные сформированные взгляды и объективное понимание тех или иных вещей.

Особенности детской психологии заключаются в том, что ребенок еще не понимает многих вещей и его легко можно обмануть. Он еще не умеет искать взаимосвязи между вещами и событиями и ему сложно отличить правду от вымысла. А поскольку взрослые являются для него авторитетом и примером для подражания, он им верит.

Особенно это относится к детям до пяти лет. В возрасте от двух до четырех лет у ребенка происходит формирование психики. Потому к этому периоду развития ребенка необходимо отнестись очень ответственно. Нужно стараться находить правильный подход к малышу. И помнить о том, что каждый ребенок индивидуален и психологические процессы у каждого протекают по-разному. В такой период один ребенок может быть спокойным и, даже замкнутым, у другого же наоборот могут быть частые смены настроения и необоснованные реакции. От этого у родителей часто может возникать ощущение отсутствия взаимопонимания с ребенком.

Как же найти правильный подход к ребенку в таком возрасте? Для этого следует отнестись к нему как к взрослому. В ходе своего развития дети проходят определенные этапы. На возраст до пяти лет приходится период так называемой игры или подражания. В этот время малыши начинают перенимать поведение взрослых людей. Поэтому нужно не забывать, что вы служите для него примером. Для ребенка подражание взрослым является игрой, но все это прочно откладывается в его подсознание.

Также в возрасте двух-четырех лет, особенно ближе к 4, у детей проявляется большая любознательность ко всему, что их окружает. Но многие взрослые на детские вопросы отвечают либо отговорками, либо неправдой. Не стоит думать, что дети глупые. Они часто бывают намного смышленее взрослых. И если взрослая неправда рассекречивается, то у ребенка снижается степень доверия к старшим. На этом фоне могут возникать обратные реакции и конфликтные ситуации. Нужно отнестись к любознательности малыша с терпением и находить для него правильные ответы.

В этот период ребенок требует повышенного внимания. От недостатка проявления внимания со стороны старших, у него может развиться замкнутость. Ему будет сложно адаптироваться в окружающем мире, находить общий язык не только с взрослыми людьми, но и со сверстниками. В это время лучше избегать криков и строгих наказаний. Тем более, если ребенок стал раздражительным и у него случаются частые перепады настроения. Ведь развитие малыша — это естественный процесс. Нужно просто набраться терпения и пережить его. А постоянные крики на ребенка не приведут ни к чему хорошему. Это может только усугубить его состояние и негативно сказаться на ваших с ним отношениях.

Возраст от двух до четырех лет – это достаточно сложный период в воспитании ребенка. Для того, чтобы найти нужный подход к ребенку, отнеситесь к нему, как к взрослому. Пусть он видит, что его воспринимают равноценно. Это придаст ему уверенности и сделает ваши с ним отношения более доверительными.

Источник:
Особенности психологии ребенка от 2 до 4 лет
В статье раскрыты проблемы воспитания, особенности детской психологии, поиски правильного подхода к детям от 2 до 4 лет. Информация поможет родителям достигнуть взаимопонимания со своим ребёнком.
http://rebenok16.ru/razvitie/osobennosti-psihologii-rebenka-2-4-let.html

Психология ребенка 3 лет (часть первая)

Психология ребенка 3-4-5 лет — очень важная информация для родителей о правильном поведении в этот период развития, обязательно прочтите до конца!

С трехлетнего возраста и, наверное, до самого совершеннолетия в жизни Вашего ребенка уже не будет столь ярких событий, как первая улыбка, первое слово или первый шаг, или таких, как познание окружающего мира и самого себя. Малыш овладел основными навыками и способностями необходимыми для жизни, теперь лишь остается развивать все свои умения.

Процесс его психологического и физического развития будет быстрым и безболезненным, если не будет ни каких срывов. Конечно же, в отношениях между крохой и взрослыми людьми не может быть постоянства, здесь будут и радость и разочарование.

Этапы душевного спокойствия и равновесия будут переходить в этапы возбуждения или даже агрессии. Это неизбежно, ведь рано или поздно, малышу придется «признать» окружающих его людей и больше не считать себя центром всего мира.

Период между 3-5 годами ребенка — это самое чудесное время. Но и здесь есть свои трудности и особенности.

Психология ребенка 3 лет или «кризис» трехлетнего возраста.

Психологическое равновесие малыша иногда «пошатывается» в результате какого-либо открытия, которое может сделать ребенка расстроенным или агрессивным. Этот период проходит, но сейчас желательно не отдавать кроху в детский сад или на попечение нянечки. Чем это вызвано? Сейчас постараюсь объяснить.

Представьте себе что Ваша жизнь и жизнь ребенка — это своеобразная пьеса из 4-х актов, в которой главные герои, разумеется, мама, папа и малыш.

Акт первый. Ребенок рад и счастлив, рядом любящая мама — центр вселенной! Малыш же для мамы — все! Она его ласкает, кормит, купает, одевает, укладывает спать и у ребенка складывается впечатление, что так будет всегда. Это счастливое и безоблачное время!

Акт второй. Кроха «открывает» существование папы, которого он также любит и обожает. Взаимоотношения между ребенком и отцом немного иные. Так и должно быть, ведь с папой ребенок занимается другими делами. Отец для малыша — это тоже счастье.

Акт третий. Постепенно мы подошли к главному. Мама стала меньше проводить времени с крохой, ее любовь не уменьшилась, просто малыш уже подрос и ему не нужно особого ухода и питания. Да к тому же он приближается к такому возрасту, когда начинает осознавать и осмысливать все, что видит, по- своему.

Он уже видит что мама важна не только для него, но и для папы. Например, когда мама уложив малыша в кроватку говорит ему: «Папа ждет меня смотреть фильм» или вечером мама с папой отправляются вместе из дому, оставляя кроху с бабушкой.

Ребенок начинает понимать, что мама любит папу, а папа — маму. А иногда детям кажется, что у родителей есть какая-то тайна и их посещает мысль: «А может быть, я им не нужен?»

И такое «открытие» может очень сильно потрясти ребенка, особенно если он впечатлительный. Оказывается мама принадлежит не только ему! А ведь в возрасте 2-4 лет малыш так часто повторяет «Моё! Моё!»

Изменение отношений: мама — ребенок и папа — ребенок на некий треугольник мама-папа-ребенок — это четвертый акт , акт развязки.

Открытие того, что он для родителей не центр вселенной может сделать малыша агрессивным. Он злиться на маму или папу за то, что кто-то из них — «лишний».

В какой-то период времени малыш может предпочитать одного из родителей и будет постоянно привлекать к себе пристальное внимание этого родителя.

В этот период психологического развития ребенка обязательно говорите с ним, объясните, что мама и папа любят так же сильно и его и друг друга. Не нужно оставлять малыша одного и тем более наказывать его за агрессию.

Благодаря терпению и пониманию родителей этот этап быстро закончится, и малыш восстановит свои прежние душевные и нежные отношения с отцом и матерью.

Ребенок начинает понимать нежность в отношениях между людьми и узнает о том, что такое взаимная любовь. Не думайте, что ему еще рано это знать. Открытия взаимных чувств поможет ему в будущем сделать другие, не менее важные открытия.

Психология ребенка 3 года: что можно, а что нельзя?

Огромная ошибка родителей, ругать непослушного малыша такими словами: «Гадкий мальчишка!», «Ты очень плохой ребенок!» и т.п. Такие слова в адрес ребенка только усиливают его печаль, вызывая агрессию и раздражение.

Если малыш требует от Вас больше ласки и нежности, не отталкивайте его, значит он в ней очень нуждается. Запаситесь терпением!

Держитесь с ребенком как можно более естественно. Не нужно думать, что если вы откажитесь от каких-то проявлений ласки, то ему это поможет. Наоборот, если вы в присутствии малыша говорите ласково с супругом, то скажите такое же слово и ребенку. Не стоит в присутствии ребенка вести долгие разговоры, в которых он не принимает участие.

Если вы заметили, что в какое-то момент ребенок менее ласков с вами, чем с папой (или наоборот), не нужно говорить об этом, делайте вид, что ни чего не замечаете. Поведение родителей должно быть таким:

Если кроха проявляет больше чувств к папе, то отец должен тактично и незаметно подчеркнуть значение мамы: «Поцелуй маму, она накормила нас завтраком», «Как мама, хорошо это делает», «Мама у нас самая хорошая».

А мама должна обратить внимание крохи на отца: «Поиграйте вместе с папой», «Это папа придумал сегодня поехать на речку» и т.п.

Что будет, если отнестись не серьезно к проблемам психологии ребенка 3-5 лет?

Малыш разочаровывается и начинает злиться на весь мир. Его душевные отношения с окружающим миром могут нарушиться.

А в это время у вас может родиться второй или третий ребенок, который занимает большую часть вашего времени. Ни в коем случае, не стоит забывать о своем трехлетнем малыше при рождении другого ребенка, удвойте свою любовь и нежность к нему.

Поход в детский сад может усугубить ситуацию. Многие дети принимают это поступок родителей как желание отдалить их от себя.

Об этом поговорим в следующей статье » Как подготовить ребенка к детскому саду» (статья на оформлении).

Буду рада, если вы поделитесь своими предложениями того, как правильно психологически подготовить ребенка у походу в детский сад.

Источник:
Психология ребенка 3 лет (часть первая)
Психология ребенка 3-4-5 лет — очень важная информация для родителей о правильном поведении в этот период развития, обязательно прочтите до конца!
http://zaykapobegayka.ru/razvitie-i-vjspitanyie/161-psihologiya.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES