Что вы понимаете под термином образ жизни

Как вы понимаете термин — Здоровый образ жизни — (ЗОЖ)? Что это такое?

Как вы понимаете термин «Здоровый образ жизни» (ЗОЖ)? Что это такое?

«Здоровье» и «болезнь» — основные понятия медицины, решающей проблемы укрепления здоровья людей и продления их активной жизнедеятельность, борьбы с заболеваниями, преждевременной смертью. Здоровье рассматривается как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или физических дефектов. Здоровье — это гармоническое единство биологических и социальных качеств, как данных от рождения, так и приобретенных, а болезнь — нарушение этой гармонии.

На здоровье человека оказывают влияние ряд факторов. Ведущую роль играют социально-экономические факторы, определяемые уровнем развития общества. К ним относятся: уровень развития производства. образования, медицинской помощи, характер питания населения, доля досуга в общем бюджете времени работающего и многое другое. В странах с разным уровнем социально-экономического развития показатели здоровья различаются. В развитых странах среди населения преобладают так называемые «болезни цивилизации» -сердечно-сосудистые заболевания, рак, растет число травм, отравлений, самоубийств. В странах третьего мира основную проблему для здравоохранения составляют инфекционные заболевания, дистрофии и болезни, связанные с неполноценным питанием, дефицитом белков и витаминов.

Вторая группа факторов — факторы природной среды, т.е. климат местности, рельеф, растительный и животный мир. В последнее время к этой группе относят и комплекс космических факторов, в частности, уровень солнечной активности. О влиянии этой группы факторов на возникновение заболеваний говорят такие факты, как распространение определенных заболеваний в определенных географических зонах — рак кожи в зонах с высокой солнечной радиацией, рак полости рта в районах, где принято жевать табак ,эндемический зоб — заболевание щитовидной железы в районах с недостаточным содержанием йода в воде и т.д.

Биологические и психологические факторы — наследственность, темперамент и поведение человека, его телосложение и психологический склад личности, т.е. то, что характеризует врожденные свойства и индивидуальность человека.

Все вышеперечисленные факторы определяют условия жизни человека в современном мире, сказывающиеся на его здоровье. Не менее важное значение имеет и образ жизни — показатель, указывающий, как человек реализует окружающие его условия жизнедеятельности для своего здоровья. Здоровье человека на 60% зависит от образа жизни, в 20%-от окружающей среды и в 8%-от наследственности и медицины. Установлена зависимость состояния здоровья детей от психологического климата в семье, соблюдения режима дня, учебы и отдыха, рационального питания, отношения к табаку, алкоголю, соблюдения правил личной гигиены. Эти данные позволили разработать рекомендации по здоровому образу жизни, т.е. деятельности людей, направленной на профилактику заболеваний и укрепление здоровья.

Здоровый образ жизни является универсальным средством профилактики заболеваний, укрепления и сохранения здоровья.

Практика доказала, что формирование здорового образа жизни с раннего детства является фундаментом хорошего здоровья в зрелом возрасте. Компоненты здорового образа жизни:

-достаточная двигательная активность, обеспечивающая суточную потребность организма в движениях;

-закаливание, способствующее повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям

внешней среды и заболеваниям;

-рациональное питание, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ(белков, жиров,

углеводов), витаминов и микроэлементов;

-соблюдение режима дня с учетом динамики индивидуальных биологических ритмов, гигиена умственного

-грамотное экологическое поведение;

-психогигиена, направленная на формирование умения управлять свои­ми эмоциями и профилактику невротических состояний;

-сексуальное воспитание, профилактика заболеваний, передающихся половым путем;

-отказ от вредных привычек — курения, употребления алкоголя и наркотиков;

-безопасное поведение дома, на улице и в школе, обеспечивающее предупреждение травм и отравлений.

Здоровый образ жизни необходимо соблюдать каждому человеку с детства. Всемирная организация здравоохранения для каждой возрастной группы разработала комплекс рекомендаций по здоровому образу жизни. Для детей и подростков эти рекомендации заключаются в следующем:

1) Познай самого себя. Пойми, как меняется и растет твой организм.

2) Содержи свое тело в чистоте. Ты за него отвечаешь. Часто мойся, чисти зубы и ногти, мой ноги.

3) Хорошо ешь. Твой организм должен расти. Люби фрукты и овощи. Питайся разнообразно. Не ешь много
сладостей.

4) Играй с осторожностью. Научись быть осторожным в школе, во время игры, на дороге. Старайся избежать
несчастных случаев.

5) Заводи друзей. Будь хорошим другом, заводи себе друзей из молодых и старых. Научись говорить со своими
друзьями и родителями и выслушивать их.

6) Содержи свой мир в чистоте. Сделай свой дом, свою улицу, школу, свое окружение пригодным для жизни.

7) Научись говорить «нет». Если тебя просят сделать что-то, что заставляет чувствовать себя неловко — говори
«нет». Скажи «нет» наркотикам.

8) Лекарства. Не играй с лекарствами. Принимай только то, что дают тебе родители или доктор.

9) Иммунизация. Благодаря вакцинам можно избежать серьезных детских болезней. Узнай, прошел ли ты
необходимую профилактику.

10) Если ты чувствуешь себя больным, скажи об этом своим родителям или врачу и узнай, как ухаживать за теми,
кто болен.

Источник:
Как вы понимаете термин — Здоровый образ жизни — (ЗОЖ)? Что это такое?
Как вы понимаете термин «Здоровый образ жизни» (ЗОЖ)? Что это такое? «Здоровье» и «болезнь» — основные понятия медицины, решающей проблемы укрепления здоровья людей и продления их активной
http://lektsii.org/1-16777.html

Менархе: что врачи понимают под этим термином?

Девочки по-разному воспринимают происходящие с ними изменения в период полового созревания: одни радуются, другие стесняются. В их поведении в этот период наблюдаются две крайности. У одних девушек преобладает непомерное требование к своей внешности, самобичевание, они болезненно переживают недостатки своей внешности, у других ярко выражено кокетство. Именно в этот период очень важно, чтобы девушка трезво осознавала естественность происходящих в ней перемен, неизбежность перехода ее из одного в другое качественное состояние.

Ответ подскажет любой профессиональной справочник, поэтому мудрствовать тут не стоит. Менструация – это кровяные выделения из половых путей женщины, первый день которых знаменует собой начало нового менструального цикла. Они служат наглядным свидетельством циклических колебаний концентрации половых гормонов в кровяном русле, которые вызывают ритмические изменения функций всех органов и систем женского организма. Первая менструация носит особое название – менархе. В медицине считается среднестатистически правильным, если первая менструация или менархе наступает в возрасте двенадцати- четырнадцати лет, продолжается от трех до семи дней и при этом организм девушки теряет не более 150 мл крови. Все остальное, выходящее за приведенные обычные рамки – повод задуматься.

Если вы считаете, что менархе приходит к вам иначе, чем это происходило с вашей мамой, то вы заблуждаетесь: за многие тысячи лет изменилось только осознание девушками своей первой менструации и отношение женщин к тому, что переживают дочери. Нет больше в современном обществе ни обрядов инициации, связанных с переменой социального статуса девушки в связи с приходом менархе, ни других каких-либо мероприятий, отмечающих переход девочки в мир женщин, общество будущих матерей, продолжательниц рода. К моему великому сожалению, в наше время девочка все чаще остается наедине со своим расцветающим телом, чего никогда не было раньше. И встреча с новыми ощущениями способна ее напугать, быть непонятной, неожиданной, болезненной физически и душевно. Неправильные действия и поступки девочки способны усложнить ее дальнейшую взрослую жизнь. Печально, но факт.

Современное общество не так уж и далеко ушло от представлений своих предков. Почитайте «женские» форумы на эту тему, и вы обязательно встретитесь с ответами, гласящими, что менструация – это когда организм избавляется в одних случаях от «лишней», в других – от «отслужившей» и даже «гнилой» (!) крови. Многие юные девушки не оценивают менархе как переход к иное физиологическое состояние, дарующее новые возможности, а с затаенным страхом ожидают ухудшения здоровья, болезней, стыдятся своего положения. А это уже прямая дорога к развитию психосоматических заболеваний, способных нарушить детородную функцию организма. Недаром специалисты дружно утверждают, что период менархе – это зона особого риска для здоровья. И требует особого отношения, уж если не общества в целом, то родных и близких людей.

А что мы имеем в жизни? Увы, должен констатировать, что, несмотря на явный прогресс общества, отношение к менархе, менструации и женщине, которая без них немыслима, мало изменился с древнейших времен. В скудости достоверной информации кроется немалая, хотя и не основная вина многих бед с сегодняшними девочками и женщинами. Как же с ними справиться? В знании наша сила!

Резюме:
1. Менархе – это первая менструация, свидетельство возрастной гормональной перестройки организма и начала «взрослой» жизни. Со всеми обязанностями.
2. Как правило, менархе наступает в возрасте 12-14 лет и длится от трех до семи дней.
3. Потери крови не должны превышать 150 мл в сутки.
4. Не стоит бояться того, чего не избежать и стесняться того, что естественно. Не будете комплексовать – будете здоровы!

Автор: Aлeкceй Caдoв
Просмотров страницы: 1937

Источник:
Менархе: что врачи понимают под этим термином?
Девочки по-разному воспринимают происходящие с ними изменения в период полового созревания: одни радуются, другие стесняются. В их поведении в этот период наблюдаются две крайности. У одних девушек преобладает непомерное требование к своей внешности,…
http://dvorec.ru/statia/page.php?s_IS=8046

Текст книги — Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ

Текст книги «Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ. 10 класс — Юрий Подолян»

Текущая страница: 15 (всего у книги 26 страниц) [доступный отрывок для чтения: 18 страниц]

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Оплатили, но не знаете что делать дальше?

Тип урока. Урок-лекция.

Вопросы урока. 1. Здоровый образ жизни – понятие и структура. 2. Питание как составляющая здорового образа жизни. Культура питания. 3. Здоровое питание.

Цели урока. Познакомить учащихся и закрепить имеющиеся знания о здоровом образе жизни, роли питания как составляющей здорового образа жизни.

Оборудование. Учебник, схемы, слайды, плакаты.

Тема: Здоровый образ жизни и его составляющие. Культура питания.

Проверка домашнего задания.

1. Государственный санитарный …

2. Режимно-ограничительные мероприятия, предусматривающие наряду с усилением медицинского и ветеринарного наблюдения и проведением противоэпидемических, лечебно-профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий, ограничение перемещения и передвижения людей или сельскохозяйственных животных во всех сопредельных с зоной карантина административно-территориальных образованиях.

3. Бытовое название вакцинации.

4. Высушенные листья растения Nicotiana tabacum.

5. Тельца, образующиеся в крови человека в результате прививки.

6. Способность организма человека и животных специфически реагировать на присутствие в нем какого-то вещества, обычно чужеродного.

7. Комплекс мер по уничтожению вредных членистоногих – переносчиков возбудителей болезней.

8. Медицинский препарат, предназначенный для создания иммунитета к инфекционным болезням.

9. Основной способ введения в организм вакцины.

10. Социальный фактор риска инфекционных заболеваний.

2. Ответьте на вопросы:

– Что такое иммунитет?

– Что является действующим механизмом в иммунитете?

– Какие пути используются для укрепления иммунитета?

– Что такое вакцинация и иммунизация?

– Какие пути используются для выработки искусственного иммунитета организма?

– Какие способы прививок существуют?

– Что такое санитарно-гигиенические мероприятия?

– Что является основой санитарно-гигиенических мероприятий?

– Назовите основные направления санитарно-гигиенических мероприятий в нашей стране.

– Какие мероприятия включает в себя профилактика инфекционных заболеваний?

– Что такое дезинсекция? Дезинфекция? Дератизация?

– Что такое карантин и для чего он применяется?

– Чем обсервация отличается от карантина и когда она применяется?

Изучение нового материала. Водное слово учителя.

Прошлый раздел курса был посвящен профилактике инфекционных болезней, которые приносят человеку много неприятностей и горя. Однако инфекционные болезни – это только часть тех заболеваний, которыми страдает человек. Есть множество других недугов, которые губят наше здоровье, а то убивают нас. Всем известно о сердечно-сосудистых болезнях, о болезнях желудочно-кишечного тракта, почек, позвоночника и т.д. Парадокс состоит в том, что на большинство этих болезней мы обрекаем себя сами. Противостоять им может только одно средство – здоровый образ жизни. Он и будет главной темой нового раздела курса ОБЖ, который мы начинаем изучать сегодня.

Вопросы для активизации знаний.

– Что такое здоровый образ жизни? Из каких составляющих он состоит?

– Какое место в здоровом образе жизни занимает правильное питание? Что вы понимаете под правильным питанием? Относится ли к этому понятию только определенное сочетание продуктов?

– Попробуйте сформулировать понятие «культура питания».

Лекция. «Здоровый образ жизни» (ЗОЖ), по формулировке авторов программного документа «К здоровой России. Политика укрепления здоровья и профилактики заболеваний» – «поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья». Укрепление же здоровья – «мероприятия по сохранению и увеличению уровня здоровья населения для обеспечения его полного физического, духовного и социального благополучия».

ЗОЖ подразумевает, что поведение человека направлено на укрепление и развитие личного и общественного здоровья, повседневная деятельность человека включает профилактику заболеваний –предотвращающую их возникновение и способствует активному образу жизни.

– объективных общественных условий, социально-экономических факторов;

– конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономических факторов, позволяющих вести здоровый образ жизни в разных сферах: учебе, труде, семье и быту;

– системы ценностных отношений, способствующих стремлению людей к здоровому образу жизни.

До недавнего времени под «здоровьем» понималось здоровье в узко биологическом смысле, т.е. способность организма к адаптации в ответ на воздействие внешней среды и изменения состояния внутренней среды. В этом случае речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека. Но это лишь часть понятия ЗОЖ.

Здоровый образ жизни подразумевает правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, связанных со сложными экологическими условиями обитания, и противостояние малоподвижному образу жизни.

Здоровый образ жизни – основа профилактики заболеваний. Следует подчеркнуть, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики – первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека.

Профилактика заболеваний подразумевает какие-то дополнительные нагрузки для человека, изменение его привычек и поэтому требует сил. И если человек захочет вести здоровый образ жизни, то он в первую очередь должен понять важность изменения своего образа жизни. И тогда найдется недостающее время и необходимые материальные средства.

Здоровый образ жизни включает в себя:

– Регулярные физические нагрузки (физкультура, ходьба пешком, велосипедные прогулки, оздоровительное плавание, активный отдых и т.д.) Важна правильная организация нагрузок. Регулярные физические нагрузки связывают с уменьшением риска многих заболеваний. Кроме того, регулярные занятия спортом или физкультурой сами по себе создают позитивную зависимость, улучшают качество жизни.

– Правильное питание. Разумное питание помогает чувствовать себя лучше и выглядеть лучше.

– Отказ от алкоголя и курения, наркотиков.

– Умение справляться со стрессом.

– Соблюдение правил безопасного секса.

– Знание основ предоставления первой доврачебной помощи.

– Поиск и использование медицинской помощи в случае необходимости.

– Защита окружающей среды.

– Эффективное использование времени.

Здоровый образ жизни направлен на обеспечение общего комфортного самочувствия, когда человек может справиться с жизненными вопросами и проблемами, оценивать реально происходящие события, находить позитивные стороны различных ситуаций, т.е. избегать глубоко стрессовых ситуаций.

При рассмотрении здорового образа жизни можно говорить об интеллектуальном, физическом, социальном и духовном самочувствии человека.

Интеллектуальное самочувствие – это способность человека узнавать и использовать новую информацию, чтобы повысить качество жизни и способность действовать оптимально в новых обстоятельствах.

Физическое самочувствие – способность человека действовать эффективно, в соответствии с требованиями повседневной работы; это хорошая физическая подготовленность и наличие полезных двигательных качеств.

Социальное самочувствие – способность успешно взаимодействовать и устанавливать значимые отношения с другими людьми.

Духовное самочувствие – это способность устанавливать систему ценностей и действовать в соответствии с ней, при этом устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним.

Культура питания. Сохранение здоровья населения является одной из задач государственной важности.

В последние годы благодаря возрастающей автоматизации многих производственных процессов уменьшилась доля физической работы, соответственно снизился расход энергии. Это привело к тому, что энергетическая ценность пищи превышает энергозатраты. В связи с этим резко увеличилось число людей, страдающих ожирением и связанными с ним хроническими заболеваниями. К их числу можно отнести атеросклероз, гипертоническую болезнь, ишемическую болезнь сердца, сахарный диабет, подагру.

В развитых странах значительно изменился рацион питания: увеличилось потребление продуктов животного происхождения, сахара, рафинированных продуктов, содержащих гидрогенезированные жиры, сократилось потребление овощей и фруктов. Такой тип питания приводит к нарушению обмена веществ в организме человека и развитию ожирения. Но в тоже время в странах третьего мира преобладают болезни, связанные с недостаточным питанием, что приводит к развитию гиповитаминозов и гипомикроэлементозов и даже к дистрофии.

По определению академика А.А. Покровского, рациональное питание – это, прежде всего, правильно организованное и своевременное снабжение организма хорошо приготовленной питательной и вкусной пищей, содержащей все необходимые организму вещества в должном, рациональном соотношении.

В последние годы особенно много говорят об опасности чрезмерного потребления жиров и углеводов, в результате которого развивается ожирение со всеми вытекающими последствиями: сахарным диабетом, нарушением функции печени и другими болезнями. Но существенный вред может принести и избыток в пище белков, солей.

Поэтому в каждодневное меню необходимо включать разнообразные продукты – молоко и творог, содержащие белок, сыр, рыбу или мясо, богатыми витаминами и минеральными солями овощей, фрукты. Не обойтись и без различных жиров, в числе которых непременно должны присутствовать сливочное и растительное масла. И не имеющая никаких питательных веществ клетчатка (растительные волокна) овощей и фруктов, необходима организму, ибо она содействует выработке пищеварительных соков, регулирует деятельность кишечника и выводит из организма избыток холестерина.

Очень большое значение для усвоения пищи имеет режим питания, т.е. правильное распределение приемов ее в течение дня.

Таким образом, здоровое питание – это питание рациональное, сбалансированное и своевременное.

Чтобы питание было действительно полезным, его необходимо организовать с учетом семи основных принципов.

– Соблюдение соответствия между количеством потребляемой с пищей энергии (ее калорийностью) и расходом ее на внутренний обмен и мышечную работу.

– Качественная полноценность пищевого рациона, т.е. необходимый его химический состав, обеспечивающий суточную норму в необходимых питательных веществах. Рацион должен быть сбалансирован по содержанию основных пищевых веществ, чтобы создать оптимальные условия для их усвоения и обмена веществ.

– Разнообразие пищи за счет использования возможно большего ассортимента продуктов и различных способов приготовления. Только в этом случае организм получает все необходимые компоненты в оптимальных сочетаниях и количествах.

– Пища должна быть хорошо приготовлена, обладать приятным вкусом и привлекательным внешним видом, вызывать аппетит, соответствовать вкусам и привычкам человека, т.к. полезна только еда с удовольствием, если же она не возбуждает аппетита, то и усваивается плохо.

– Необходимость соблюдения определенного режима питания, который создает наилучшие условия для нормального пищеварения и усвоения организмом питательных веществ. При этом следует учитывать, что режим питания во многом зависит от климата и условий жизни.

– Санитарная безупречность и безвредность пищи.

– Способность пищи вызывать чувство насыщения. Это достигается за счет ее объема, определенного содержания белков, жиров, углеводов, способа приготовления.

С этих позиций и следует рассматривать особенности приготовления блюд и рациона питания в цепом.

Подведение итогов урока.

Вопросы для активизации знаний.

– Что такое здоровый образ жизни?

– Какую роль он играет в жизни человека?

– От каких факторов он зависит?

– Какие составляющие он в себя включает?

– На что он направлен?

– Какую роль играет в здоровом образе жизни здоровое питание?

– В чем заключается здоровое питание?

– Что такое культура питания?

– К соблюдению каких правил она сводится?

– Назовите основные правила здорового питания.

1. Заполните схему «Здоровый образ жизни», пользуясь учебником (см. с. 153–157).

2. Заполните таблицу «Правила здорового питания», используя конспект урока и учебник (с. 153–157), дополнительную литературу:

3. Проанализируйте свой рацион питания. Подумайте, правильно ли вы питаетесь. Что нужно изменить в вашем рационе питания? Составьте ежедневный необходимый список продуктов.

Урок 35 (2)
Тема: «Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека».

Тип урока. Урок-беседа.

Вопросы урока. 1. Биоритмы и их влияние на режим труда и отдыха. 2. Индивидуальный режим труда и отдыха. 3. Утомление и его профилактика.

Цели урока. Рассмотретьпонятие режима труда и отдыха, формирование индивидуального режима, меры и способы профилактики утомления.

Оборудование. Учебник, схемы, слайды, плакаты.

Тема: Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека.

Проверка домашнего задания.

1. Проверка правильности заполнения схем «Здоровый образ жизни» по материалам учебника и конспектам урока.

2. Проверка заполнения таблицы «Правила здорового питания».

3. Ответьте на вопросы:

– Что такое здоровый образ жизни?

– Какую роль он играет в жизни человека?

– От каких факторов он зависит?

– Какие составляющие он в себя включает?

– На что он направлен?

– Какую роль играет в здоровом образе жизни здоровое питание7

– В чем заключается здоровое питание?

– Что такое культура питания?

– К соблюдению каких правил она сводится?

– Назовите основные правила здорового питания.

Изучение нового материала. Вводное слово учителя.

Человек не в силах сопротивляться болезни потому, что его организм истощен постоянными усилиями, направленными на поддержание обычного ритма своей повседневной жизни. Усталость особенно сильно влияет на человека, если его повседневный ритм жизни не удобен для его организма. Почему это происходит и как сделать свою повседневную жизнь наиболее комфортной? Это и станет темой сегодняшнего урока.

Вопросы для активизации знаний.

– Легко ли вы встаете утром?

– Во сколько вы ложитесь спать?

– Хватает ли вам времени на все ваши занятия?

– Знаете ли вы свои биологические ритмы?

– Знаете ли вы, что такое биологические ритмы?

– Какие типы людей с точки зрения особенностей их биологических ритмов вы знаете?

– Что такое усталость и в чем она проявляется?

– В какое время у вас наступает период максимальной работоспособности?

– Сколько времени в вашем возрасте нужно отводить на сон?

– Какой вид отдыха позволяет вам быстрее и лучше восстановить свои силы?

– Задумывались ли вы над тем, о чем мы говорили сейчас?

Биологические ритмы, или биоритмы, – это более или менее регулярные изменения характера и интенсивности биологических процессов. Способность к таким изменениям жизнедеятельности передается по наследству и обнаружена практически у всех живых организмов. Их проявление можно наблюдать в отдельных клетках, тканях и органах, в целых организмах и в популяциях. Основной признак ритмических процессов – их повторяемость.

Вся деятельность организма человека подчинена определенным ритмическим колебаниям. Ритмично сокращаются сердце и дыхательная мускулатура, за бодрствованием следует сон, изменяются уровень гормонов и биологически активных веществ в крови, деятельность органов пищеварения и т.д.

Все функции организма связаны с расходованием энергии. И ежедневно в строго определенные часы каждый внутренний орган ее восполняет.

Ученые установили, что максимум работоспособности наблюдается с 10 до 12 ч., затем уровень ее несколько падает и с 16 до 18 ч. вновь незначительно повышается. При этом максимум отдельных функциональных показателей отмечается как в утренние, так и в вечерние часы. Так, утром мышечная сила меньше, чем вечером, с 16 до 19 ч. у многих спортсменов выше результаты в прыжках в длину, в толкании ядра, в беге на 100 м.

По мнению ученых – хронобиологов (хронобиология – область биологии, изучающая протекание во времени процессов жизнедеятельности, тесно связана с медицинской астрологией), существует несколько биологических ритмов, которые определяют жизненную активность человека, способность его эффективно заниматься тем или иным видом деятельности.

Первый значимый ритм – трехчасовой ритм управителей часов данного дня недели, так называемые космобиологические циклы.

Суточный ритм– это 24-часовой ритм.

Он связан с вращением Земли вокруг своей оси и со сменой дня и ночи. Он дает периоды спада и подъема активности – физической и психической. Что происходит в течение суток, от чего зависят эти перемены? В основном от темперамента человека. «Жаворонки» и «совы» связаны с суточным ритмом – с подъемом и спадом активности.

Месячный ритм – он связан с 4-я фазами Луны: новолуние, восходящая Луна, полнолуние, убывающая Луна.

Годовой ритм. Он связан со сменой времен года, с движением Солнца, с движением Земли вокруг Солнца – активность человека меняется со сменой сезона.

Большинство людей менее активны в короткие зимние дни, а с наступлением весны человек оживает, его активность повышается. Февраль и декабрь – месяцы наименьшей активности почти для всех.

Биологический год – это год жизни человека от дня рождения до дня рождения. В эти биологические годы есть периоды спада и активности.

При нарушении основных правил здорового образа жизни и пренебрежении собственным запасом сил системы организма начинают работать беспорядочно, и физиологические ресурсы органов и систем используются неэффективно, не успевая полностью восстановиться. Появляются признаки хронической усталости, отсутствие аппетита, снижается острота зрения, реакция становится замедленной.

Усталость, утомляемость и их профилактика. Повышенная утомляемость и постоянное чувство усталости – распространенные жалобы, предъявляемые пациентами на приемах врачей различных специальностей. Хроническую усталость можно охарактеризовать, как состояние потери активности и способности продолжать какую-либо деятельность. Она влияет на физические и интеллектуальные способности, снижая качество жизни.

Физиологическое утомление – это состояние, субъективно ощущаемое как чувство «слабости, вялости», вызываемое тяжелой нагрузкой и характеризующееся пониженной работоспособностью. Оно может быть физическим (мышечным) и нейропсихическим (центральным). Обе формы утомления проявляются при физической и интеллектуальной деятельности, и нельзя отделить одну от другой. Тяжелая физическая работа приводит в первую очередь к мышечному утомлению, а усиленная или монотонная умственная нагрузка вызывает преимущественно утомление центрального типа.

Мышечная утомляемость – неспособность мышц поддерживать мышечное сокращение заданной интенсивности – связано с присутствием избытка аммиака, усиливающего анаэробный гликолиз, блокируя выход молочной кислоты. Повышение уровня аммиака и ацидоз лежат в основе метаболических нарушений при мышечной утомляемости. Эти процессы играют определяющую роль в формировании усталости, связанной с физиологическим утомлением.

Нейропсихическое утомление ведет к снижению трудоспособности вследствие нарушений центральной нервной регуляции, связанных, в первую очередь, с функциональным состоянием «энергетическим центром» головного мозга, отвечающим за активное бодрствование. Мозг человека потребляет до 25% всех энергетических ресурсов организма, и его активность постоянно высока как в дневное, так и ночное время (деятельность мозга во сне). При нейропсихическом утомлении происходит замедление процессов передачи информации, ухудшение его функций, потеря интересов к работе, ослабление сенсорного восприятия и моторной функции. Нейропсихическое утомление может сопровождаться депрессивными и тревожными реакциями, раздражительностью, резкой сменой настроения и заторможенностью.

Если не происходит восстановления, то возникает синдром перегрузки. Следом за перегрузкой развивается истощение. Истощение возникает в тех случаях, когда физическая или умственная работа, превышающая предел утомления, не прерывается на срок, достаточный для восстановления.

Стресс – особое состояние организма и характеризуется мобилизацией всех неспецифических, защитных и приспособительных сил, приводящих к повышению устойчивости организма. Возникновение и развитие стресса не зависит от факторов, приводящих к нему: психических, социальных, болевых.

Труд и отдых – две стороны единого процесса жизнедеятельности организма. Отдых – состояние относительного покоя или такого вида деятельности, которое снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности. Еще И.М. Сеченов установил, что деятельность одних мышечных групп или конечностей способствует устранению утомления, возникающего при работе, в других мышечных группах. Это явление получило название активного отдыха.

Активный отдых – это отдых, заполненный каким-либо видом деятельности, отличным от выполняемого труда. При утомлении легкой или средней степени смена работы приводит к более быстрому и полному восстановлению работоспособности по сравнению с отдыхом в покое. Активный отдых используется и при умственном труде. Смена напряженной интеллектуальной деятельности другим ее видом или легким физическим трудом приводит к быстрому снятию утомления, исчезновению ощущения усталости.

В профилактике развития утомления, снижении его глубины большую роль играет рациональная организация труда и отдыха, учитывающая специфику работы. Так, прекратив физическую работу, человек сразу выключается из трудового процесса, а потому достаточно эффективными могут оказаться приемы пассивного отдыха, особенно при тяжелом физическом труде.

Правильная организация труда включает внутрисменные перерывы на отдых, использование так называемой функциональной музыки. Сменность работы в различное время суток нежелательна, поскольку развивается сбой биоритмов, а это препятствует нормальному функционированию организма.

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

– Что такое биоритмы?

– Какую роль играют биоритмы в жизни человека?

– Какие бывают биоритмы, исходя из их периодичности?

– Какие биоритмы особенно важны для человека?

– Как, исходя из особенностей суточных биоритмов, можно классифицировать людей?

– В чем особенность биоритмов «жаворонков», «голубей» и «сов»?

– Назовите научно-обоснованные часы активной работы, отдыха и отхода ко сну для своего биоритмического типа.

– Что такое утомление и чем оно отличается от усталости и утомляемости?

– Опишите физиологический механизм утомления.

– Как бороться с утомлением и усталостью?

1. Используя конспект урока и материал учебника (с. 157– 165), заполните таблицу «Суточные циклы»:

2. Используя конспект урока и материал учебника (с. 157– 165), заполните таблицу «Виды утомления»:

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Источник:
Текст книги — Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ
Читать книгу Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ. 10 класс Ю. П. Подоляна — страница 15 текста книги : ие как составляющая здорового образа жизни. Культура питания. 3. Здоровое питание. Цели урока. Познакомить учащихся и закрепить имеющиеся знания о здоровом образе жизни, роли питания как составляющей
http://iknigi.net/avtor-yuriy-podolyan/62724-tematicheskoe-i-pourochnoe-planirovanie-po-obzh-10-klass-yuriy-podolyan/read/page-15.html

Что вы понимаете под термином образ жизни

Немецкий философ Артур Шопенгауэр когда-то сказал: «Девять десятых нашего счастья зависит от того, насколько здоровый образ жизни мы ведем». А ведь счастливым хочет быть каждый из нас. В последнее время понятие здоровый образ жизни становится все более актуальным, ведь изменение типа нагрузок («сидячий образ жизни»), увеличение рисков экологического, техногенного, политического, военного и психологического характера только провоцируют негативные сдвиги в состоянии нашего здоровья.

Исследования ученых показали, что если бы каждый человек придерживался 10 основных правил здорового образа жизни, то жили бы мы не менее 100 лет. Эти 10 советов, разработанные международной группой психологов, врачей и диетологов, следующие:

— занимайся только приятной тебе работой;

— всегда имей собственную точку зрения;

— придерживайся правил рационального питания;

— откажись от вредных привычек;

— спи при температуре 17-18?С;

— относись ко всему с любовью и нежностью;

— занимайся активным умственным трудом;

— периодически употребляй сладости;

— почаще давай своему организму эмоциональную разгрузку;

— занимайся физическим трудом.

Вроде все просто, но мы любим крайности. Кто-то половину своей жизни просиживает с пультом на диване, кто-то до отвала наедается, а кто-то работает до изнеможения, даже в снах успевая просчитывать выгодность сделки. А потом от болезней его не может избавить даже совершенная современная медицина. На 50% здоровье человека определяется тем, насколько здоровый образ жизни он ведет, на 20% — генетический фактор и наследственность, еще 20% составляют условия жизни (экология, климат, место жительства), 10% — здравоохранение.

Не один нормальный человек не хочет быть больным, каждый стремится прожить жизнь долго и счастливо. Вспомните, как же вы стремитесь: еле встав с постели утром, за 10 минут собираетесь в школу или на работу, съедая на завтрак пару бутербродов, весь день нервничаете, ссоритесь с близкими, завидуете коллегам и знакомым, не успевая нормально пообедать, вечер проводите на диване у телевизора, на рекламе идя к холодильнику, ведь за ужином нужно наверстать то, что было упущено на завтрак и обед. Думаете, живя так, можно сохранить здоровье?

Что русские понимают под термином «здоровый образ жизни»?

Социологические опросы показывают, что забота о здоровье для каждого пятого россиянина – это своевременное обращение к врачу. Галочку в графе «здоровье» они готовы поставить, всего лишь побывав на приеме у врача и закупив написанные им на листочке таблетки. Правда, 15% включили в заботу о здоровье двигательную активность, под которой они понимают посещение спортзалов и фитнес-центров, регулярное выполнение утренней зарядки, бег по парку летом и лыжные прогулки зимой. 9% россиян ведут здоровый образ жизни, периодически выгуливая собачку и пешком доходя до метро (в чьем-то понимании и это забота о здоровье). Еще 8% составляют противники вредных привычек.

Лозунг «Лучшая тактика – это профилактика» также к нам не относится. Около половины опрошенных ничего не делают для того, чтобы сохранить здоровье. 16% смотрят передачи, читают книги и журналы, изучая тем самым теоретическую сторону вопроса. 16% стараются правильно питаться, правда, консультацию с врачом-диетологом при этом они считают излишней. И лишь 11% регулярно проверяют состояние своего здоровья. А это примерно каждый десятый и не более того.

Еще один опрос показал, что только треть граждан России чувствуют личную ответственность за свое здоровье. Остальные ищут крайнего: врачи, государство, злые силы … Но очевидно одно: состояние нашего здоровья только в наших руках. Может пришло время вести здоровый образ жизни не ради галочки?

Что понимают под термином здоровый образ жизни в других странах?

Для шведов забота о здоровье – это, прежде всего, физическая активность. Они предпочитают ходить, гулять, быть активными, двигаться до самой старости, поэтому еле передвигающиеся (но зато передвигающиеся) старички там никого не удивляют. Неделя «спортивных каникул» также очень здоровая традиция. Ну а про двухколесного друга жители этой страны никогда не забывают.

Мировое лидерство по ожирению показательнее любого социологического опроса. Правда, между собой о здоровом образе жизни американцы говорят не реже, чем англичане о погоде. Показывает их стремление быть здоровыми и пропаганда курения, которую начинаю еще в детском садике.

В одном из докладов Министерства здравоохранения Китая прозвучали неутешительные цифры: оплатить медицинские услуги могут всего 25% городского и 10% сельского населения этой страны. Но древние традиции не дают китайцам вымирать: они много двигаются, едят мало вредных продуктов, умеют быстро расслабляться и практически повседневно практикуют массаж и иглоукалывание.

Японские социологи, собрав информацию об образе жизни и привычках долгожителей этой страны, вывели свои принципы здорового образа жизни: больше спать, меньше есть, уметь расслабляться, постоянно заставлять мозг работать, уметь смеяться, не одеваться слишком тепло, не пить и не курить. Все японцы хотят быть здоровыми, но, к сожалению, предпочитают двигательной активности чудодейственные препараты, которые постоянно рекламируют по телевизору.

Понятие «здоровый образ жизни» социологическое. Энциклопедия социологии разъясняет его так:

здоровый образ жизни представляет собой концепцию социальной политики, которая основывается на признании высокой значимости здоровья в социуме, ответственность за сохранения здоровья со стороны индивида, государства, общества и социальной группы и утверждающую необходимость принятия конкретных действий и мер, направленных на создание благоприятной и безопасной окружающей среды.

Если говорить проще, здоровый образ жизни – это то, что позволяет нам, живя в неблагоприятной экологии и стрессовых ситуациях большого города, хорошо себя чувствовать; это то, что позволяет нам сохранить крепкое здоровье и активность до глубокой старости.

Пища, которую мы едим, обеспечивает развитие тканей и клеток организма, постоянное их обновление, а также является источником энергии. Обмен веществ в нашем организме полностью зависит от характера питания. От того, что мы едим, зависит наша трудоспособность, заболеваемость, физическое развитие и рост, нервно-психологическое состояние, продолжительность жизни. Поэтому правильное питание и здоровый образ жизни неразделимы.

Все теории питания пытаются решить одну проблему: поступление в организм в правильных пропорциях достаточного количества углеводов, жиров, белков, витаминов, микроэлементов, минеральных веществ. Правильное питание основывается на соблюдении режима (оптимально четырехразовое питание с интервалом 4-5 часов между приемами пищи); соблюдении калорийности рациона (взрослому человеку в среднем необходимо 3 тыс. ккал); соотношении белков, жиров, углеводов (умственный труд – 1:0,8:3, физические нагрузки – 1:1:5, в среднем – 1:1:4); покрытии потребности организма в основных веществах (вода, микроэлементы, минеральные вещества, витамины, полиненасыщенные жирные кислоты, аминокислоты).

Движение – жизнь, а активное движение – здоровая жизнь. Ежедневные занятия спортом – залог красоты и здоровья. Важно, чтобы спорт кроме пользы доставлял удовольствие, а для этого необходимо выбрать подходящий вам вид спорта. Для женщины лучшим спортом является регулярное плавание, для тех, кто ведет сидячий образ жизни идеально подойдут пешие прогулки или туристические походы, бегом в равномерном ритме можно заниматься всей семьей, также как и ездой на велосипеде, зимой не стоит забывать про лыжи и коньки. Важно помнить, что любой спорт при неправильном к нему подходе является травмоопасным.

Чтобы определить, насколько здоровый образ жизни ведете вы, пройдите небольшой тест:

1) Часто ли вы едите свежие овощи и фрукты? (да — 1 балл, нет – 0 баллов).

2) Стараетесь ли вы регулярно употреблять волокнистую пищу, хлеб из отрубей или густого помола? (да — 1 балл, нет – 0 баллов).

3) Любите ли вы свою работу? (да — 1 балл, нет – 0 баллов).

4) Ограничиваете ли вы употребление животных жиров? (да — 1 балл, нет – 0 баллов).

5) Ограничиваете ли вы употребление сахара? (да — 1 балл, нет – 0 баллов).

6) Занимаетесь ли вы чем-нибудь помимо работы (хобби)? (да — 1 балл, нет – 0 баллов).

7) Есть ли у вас человек, которого вы любите? (да — 1 балл, нет – 0 баллов).

8) Часто ли вам бывает скучно? (да – 0 баллов, нет – 1 балл).

9) Занимаетесь ли вы видами спорта, опасными для здоровья? (да – 0 баллов, нет – 1 балл).

10) Вы курите? (да – 0 баллов, нет – 1 балл).

11) Вы употребляете алкоголь? (да – 0 баллов, нет – 1 балл).

12) Ваш вес в норме? (да — 1 балл, нет – 0 баллов).

13) Часто ли вы волнуетесь или беспокоитесь по пустякам? (да – 0 баллов, нет – 1 балл).

14) Делаете ли вы каждое утро зарядку? (да — 1 балл, нет – 0 баллов).

15) Употребляете ли вы снотворное перед сном? (да – 0 баллов, нет – 1 балл).

16) Часто ли вам приходится покупать лекарства? (да – 0 баллов, нет – 1 балл).

17) Часто ли вы проверяете артериальное давление? (да — 1 балл, нет – 0 баллов).

18) Можете ли вы быстро расслабляться? (да — 1 балл, нет – 0 баллов).

Если вы набрали 17-18 баллов – вы ведете действительно здоровый образ жизни, при том не ради галочки.

Если набрали меньше, вам есть над чем работать:

прочитайте статьи в разделе здоровый образ жизни , чтобы ознакомиться с основными принципами этого понятия;

в разделе здоровое питание познакомьтесь с главными заблуждениями, связанными с различными теориями питания, и составьте действительно правильный рацион для себя;

в разделах женское здоровье и мужское здоровье вы, в зависимости от своего пола, сможете прочитать об особенностях, которые присущи вашему организму;

в разделе спорт и здоровье вы найдете большое количество информации, рассказывающей о различный типах занятий спортом, о том как правильно их организовать, избежав травм;

раздел красота и здоровье особенно понравится прекрасному полу, так как полон советов по уходу за собой;

в разделе диеты вас ждут описания самых популярных и действенных видов диет, а также тех, которые абсолютно бесполезны и даже вредны;

раздел народная медицина расскажет вам о популярных лекарственных растениях и их лечебных свойствах;

наконец, раздел вредные привычки и здоровье поможет избавиться вам от ваших вредных привычек, сделав еще один огромный шаг в сторону здорового образа жизни.

Главное, всегда помните: «Ваше здоровье в ваших руках!».

Вы можете использовать материалы сайта при наличии активной гиперссылки на stanzdorovei.ru

Размещенные на сайте материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет 18+

Перед применением в жизни, любых материалов сайта,обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Источник:
Что вы понимаете под термином образ жизни
Немецкий философ Артур Шопенгауэр когда-то сказал: «Девять десятых нашего счастья зависит от того, насколько здоровый образ жизни мы ведем».
http://stanzdorovei.ru/zdorovyj-obraz-zhizni.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES