Что такое психология

Что такое психология

М .: 1992, 1996; — 496с., 376с.

Книга канадского автора. Учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности.

В первом томе рассмотрены подходы и методы психологии сознания эмоции и мотивации, научение, память, интеллект и творчество.

Второй том посвящен проблемам социальной психологии (становление личности, социальное поведение, столкновение социального и биологического в человеке, нарушения психики) , а также биологическим основам поведения.

Для специалистов и студентов-психологов, биологов, медиков, педагогов — и всех читателей, интересующихся вопросами психологии.

Скачать / Download файл

Скачать / Download файл

Том 2. (1996, 376с.; 2-е изд., стереотип.)

ОГЛАВЛЕНИЕ Том 1.

Представление книги 8

Часть 1. Изучение поведения – история и методы 12

Глава 1 Что такое поведение? 15

Эволюция поведения 21

Инстинктивное поведение 22

Врожденные пусковые механизмы 23

Способность к умозаключениям 26

Эволюция человека 26

Материал для самопроверки 41

Глава 2 Что такое психология? 44

Рождение научной психологии 49

Материал для самопроверки 75

Глава 3 Чем занимаются психологи? 79

Область научных поисков 83

Документ 3.6. Научные исследования и связанные с ними артефакты 98

Глава 4 Внутренний мир и состояния сознания 108

Возбуждающие средства 115

Документ 4.1. Электрическая активность мозга 122

Досье 4.1. Как мы спим? Почему мы видим сны? 135

Глава 5. Наше восприятие мира 146

Экстрасенсорное восприятие 161

Глава 6 Мотивационная и эмоциональная активация 197

Часть 3. Высшие функции и обработка информации 266

Глава 7 Научение 267

Глава 8 Память, мышление и общение 309

Теории научения 330

Документ 8.1. Сенсорная память 333

Материал для самопроверки 362

Ответы на вопросы 369

Глава 9 Адаптация и творчество 369

Материал для самопроверки 430

ОГЛАВЛЕНИЕ Том 2.

ЧАСТЬ 4. Я, ДРУГИЕ И «ИНЫЕ»

Глава 10. Развитие «Я». 7

Различные аспекты развития. 8

Этапы жизни , . 8

Неравномерность роста. . . 10

Развитие нервной системы . 10

Физическое развитие. 11

Половое развитие. 15

Половая функция и размножение . . . 15

Половое поведение и развитие. 15

Когнитивное развитие. 19

Этапы умственного развития ребенка и подростка . 19

Умственные способности взрослого человека. 25

Нравственное развитие. 26

Моральное суждение в детском возрасте . . 26

Развитие нравственного сознания. 27

Развитие личности . . 29

Описательные подходы. 29

Бихевиористский подход. 32

Когнитивный подход. 33

Психодинамические подходы . . . 34

Гуманистический подход. 38

Социальное развитие. 41

Этапы социализации. 41

Жизненные кризисы . 43

Приближение к смерти. 46

Ступени смерти. 46

Документ 10.1. Сексуальные фантазии: извращение или

психологическое «афролидирующее средство». 47

Документ 10.2. Детское мышление. 50

Документ 103, Перед лицом нравственной дилеммы . 53

Документ 10.4. Можно ли оценить личность? . 55

Документ 10.5. Кто такие были Эдип и Электра? . 60

Материал для самопроверки. 63

Глава 11. Человек и другие люди. 71

Жизнь в обществе. . . 72

Территория и индивидуальный участок .. 72

Факторы окружающей среды. 74

Социальное положение и роль в группе.. 74

Власть и подчинение. 76

Влияние меньшинства. . 78

Альтруизм и апатия. . 78

Взаимодействие и коммуникация. 79

Межличностное влечение . 79

Социальное восприятие. 84

Каузальная атрибуция. 85

Составляющие установок . 88

Выработка установок. 89

Изменение установок. 89

Документ 11.1. «Внутренняя галактика». 95

Документ П.2. Чем многолюднее, тем безответственнее 97

Документ 11.3. Шум и успеваемость в школе. 98

Документ I L4. Доминирование, власть и лидерство . 99

Документ 11.5. Приказы и жизнь других людей . 103

Документ 11.6. Конформизм и преобразование действительности . 105

Документ 117, Влияние меньшинств и- социальные сдвиги. 107

Документ 11.8, Безмолвные свидетели и снисходительные жертвы. 108

Документ 11.9. Межличностное влечение зависит и от обоняния. 110

Документ 11.10. Похвала и критика. 112

Документ 11,11. Парадоксальная коммуникация, двойное принуждение и шизофрения. 113

Документ 11.12. Любовь и истолкование улыбки , . . . 115

Материал для самопроверки. 117

Глава 12. «Иные». 124

Что такое аномальное поведение. 126

Некоторые подходы к пониманию аномального поведения 127

Медицинский подход. 129

Психоаналитический подход . 130

Бихевиористский подход . . 134

Когнитивный подход. . 135

Гуманистический подход. 136

Социо-культурный подход. 137

Классификация психических расстройств , . 138

Расстройства, свойственные детскому и подростковому возрасту . . 140

Расстройства органического происхождения.. 141

Функциональные расстройства . . 142

Расстройства личности. 151

«Приклеивание ярлыков» и его последствия 152

Психиатрия и медицинский подход к лечению психичес¬ких расстройств. 154

Поведенческая терапия (бихевиористский подход) . 166

Альтернативные ресурсы и групповая терапия . . . 170

Документ 12.1. Уравновешенный человек н «норма» , 175

Документ 12.2. Жизнь и механизмы психологической защиты 177

Документ 12.3. Психические расстройства в детстве н от¬рочестве . . 178

Документ 12.4. Путешествие через психическое страда-

Документ 12.5. Здравый рассудок среди безумия . 187

Документ 12.6. Антипсихиатрия и психиатрия: право на безумие или право на лечение? 189

Документ 12.7. Не сводится ли весь секрет терапии к эф¬фекту плацебо? . 190

Документ 12.8. Пример фрейдистской интерпретации 192

Документ 12.9. От одной формы терапии к другой . 194

Материал для самопроверки. 206

Приложение А. Биологические основы поведения . 215

Генетические основы развития 215

Хромосомные аномалии. 219

Физиология поведения. 221

Организация нервной системы . 221

Дополнение А.1. Звук и свет. 233

Периферическая нервная система. 240

Дополнение А.2. Три «мозга» и эволюция нервной системы, 244

Центральная нервная система. 246

Кора большого мозга. . . 253

Дополнение A3. Расщепленный мозг 260

Структура и функции нейрона . 262

Дополнение А.4. Нервная активность и сканер . 270

Приложение Б. Статистика и обработка данных. 277

Дополнение БЛ, Некоторые основные понятия 279

Дополнение Б.2. Влияние потребления марихуаны на глазодвигательную координацию и время реакции (гипотетический эксперимент). 280

Описательная статистика. 282

Группировка данных. 282

Оценка центральной тенденции. 286

Оценка разброса. 288

Индуктивная статистика . . 295

Проверка гипотез. 295

Дополнение Б.З. Уровни достоверности (значимости)

Параметрические методы. 297

Дополнение Б А Степени свободы. 297

Непараметрические методы. 302

Корреляционный анализ. 307

Коэффициент корреляции -. 307

Результаты вычислений, которые предложено было сделать читателям. 315

Источник:
Что такое психология
Скачать: Что такое психология. В 2-х т. Годфруа Ж. (doc)
http://www.alleng.ru/d/psy/psy040.htm

Что такое психология

Психология является важной составляющей жизни человека, ведь наша жизнь полна стрессов и переживаний, которые расшатывают нервную систему. Множество факторов влияют на психику человека, в первую очередь — это возраст, ведь в течение всей жизни любого человека преследуют различные проблемы психологического характера.

Психология — это очень интересная и не до конца изученная наука. Психология изучает подсознание человека и то, как себя ведёт человеческий мозг в различных ситуациях. Психологию можно разделить на два вида: фундаментальную и прикладную. Основными процессами, которые рассматривает фундаментальная психология, являются такие, как ощущения, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление и речь. Также фундаментальная психология изучает психические свойства и психические состояния. Прикладной психологией называют науку, изучающую практическое значение поведения людей. Если углубиться в эту науку, то можно узнать, что она изучает такие явления, как пубертатный период, социальное мышление и вообще все психологические изменения, которые происходят с человеком на протяжении всей его жизни.

Психологию в древности связывали с философией, так как она изучала вещи, которые люди не видели. Психология — одна из наук, которая исследует организм человека, но изучила лишь малую долю.

Практическое значение психология получила во время холодной войны между США и СССР, в то время, когда война велась не армиями, а разведчиками и шпионами. На разведчиков оказывалось весьма серьёзное психологическое влияние, и Советский Союз достиг определённых высот, используя психологическое оружие. Одним из видов такого оружия являлся ультразвук, человеческие уши не воспринимают его, но воздействие такого звука на человеческий мозг велико. Холодная война закончилась, и данные о психологическом оружии были засекречены, а после уничтожены, лишь малая доля просочилась в общественность.

Психология на сегодняшний день изучила лишь малую долю тех знаний, что скрывает человеческий мозг, ведь пределы познания его безграничны и велики.

Но психология — это не только заболевания, это и познание самого себя и своих способностей. Ведь каждому интересно, как устроен его мозг, и на что он способен. Миллионы учёных составляют психологические тесты для людей, которым интересно познать самих себя. Все эти тесты указывают на предрасположенность того или иного человека к различного рода занятиям. Ведь зная к чему ты больше склонен, и что тебе лучше даётся, можно легко занять своё место в жизни и получать от неё удовольствие не только физическое, но и умственное. Но изучать загадки подсознания можно бесконечно, ведь, как только ты разгадаешь одну загадку, тут же появятся новые и тоже не дадут покоя, и так может продолжать до бесконечности.

Источник:
Что такое психология
Психология является важной составляющей жизни человека, ведь наша жизнь полна стрессов и переживаний, которые расшатывают нервную систему. Множество ф…
http://www.miepl.ru/chto-takoe-psihologiya.html

Что такое психология

Платон заметил, что философия начинается с удивления. Наука также начинается с удивления — удивления перед внутренней работой природы, и все естественные науки, в том числе психология, изначально были частью философии.

На протяжении столетий отдельные науки постепенно обретали независимость от философии. Психология одной из последних «отделилась от родителя», оставаясь частью философии вплоть до XIX в. Основателями психологии были как философы, так и психологи, и даже сегодня психология сохранила тесные связи с философией.

На протяжении многих веков история психологии была, по большей части, историей философии, особенно таких ее областей, как философия разума, гносеология и этика. Дословный перевод слова «психология» — исследование души, хотя сам термин не употреблялся вплоть до XVII в., а широкое распространение получил только в XIX в.

Философы и религиозные деятели всего мира ожесточенно спорили о природе души, т. е. на тему, известную философам как философия разума. Существует ли душа? Какова ее природа? Каково ее предназначение? Как она связана с телом? Хотя психологи и не принимают названия «душа», предпочитая термин «разум», который несет меньшую религиозную нагрузку, они задаются все теми же тревожащими вопросами. Даже те психологи, которые определяют психологию как исследование поведения, а не изучение разума, по-разному отвечают на них.

Со времен древних греков философы интересовались проблемой о том, как люди узнают мир. Это направление получило название эпистемология (гносеология), от греческих слов episteme (знание) и logos (рассуждение). Вопросы о том, как люди познают мир, включают в себя и вопросы об ощущениях, восприятии, памяти и мышлении, — целый мир, который психологи называют когнитивной психологией.

Этика — это еще одна область, которую философы (и религиозные мыслители) делят с психологией. Хотя этика, главным образом, занимается вопросом, как людям следует себя вести, практическая этика зависит от понимания человеческой природы. Добры ли люди по своей натуре? Какие мотивы существуют у людей? Какие из них следует приветствовать, а какие — подавлять? Являются ли люди общественными существами? Существует ли общий стиль хорошей жизни, которого следует придерживаться всем?

Подобные вопросы по сути своей психологические, и ответить на них можно, изучив человеческую природу. Этические представления проявляются во многих отраслях психологии. В научной психологии мы обнаруживаем их при изучении мотивации и эмоций, общественного и сексуального поведения. Прикладная психология, касается ли она бизнеса, промышленности или управления либо представляет собой индивидуальную клиническую или консультативную психологию, тесно связана с человеческой этикой.

Хотя концептуальные основы психологии следует искать в философии, идея создания психологии как самостоятельной науки проистекает из биологии. Идея о том, что функции, которые философы приписывают разуму, на самом деле зависят от глубинных процессов в головном мозге, существует со времен Древней Греции, но общепризнанной она стала в середине XIX в.

Основатели психологии надеялись, что спекулятивная философия и религия могут стать естественными науками. Более молодая отрасль биологии — теория эволюции — также заложила основы научной психологии. Философы и психологи, особенно британские и американские, начали задаваться вопросом, чем хорош разум в борьбе за существование, представляющей собой эволюцию за счет естественного отбора.

Почему мы должны быть сознательными? Есть ли сознание у животных? Эти новые вопросы тревожили и вдохновляли психологов с самого начала. Следовательно, мы должны рассмотреть не только абстрактные вопросы философии, но и растущее понимание функционирования мозга и нервной системы с древности и до наших дней.

Сейчас, на протяжении последнего десятилетия — настоящей эпохи мозга — надежды первых психологов на физиологию заслуживают уважения. Они надеялись, что психологические процессы можно связать с физиологическими, но затем, на протяжении почти всего XX века, психология отошла от физиологической ориентации. Однако сегодня, вооружившись новейшими методиками исследования мозга, психологи вернулись к исходным поискам. В то же время новая область эволюционной психологии вернулась к старым фундаментальным вопросам о человеческой природе (R. Wright, 1994).

Хотя определение предмета психологии всегда было противоречивым, начиная с XIX в. и по сей день существовало соглашение о том, что психология является (или, по крайней мере, должна быть) наукой. Образ современной науки Люди ждут от науки объяснений того, почему мир, разум и тело функционируют именно так, а не иначе.

Cвой трактат «О душе» выдающийся древнегреческий философ Аристотель. Он считает, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как «оно — знание о наиболее возвышенном и удивительном». Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.

Чтобы пояснить это, воспользуюсь одним сравнением. Вот рождается на свет человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознает и не помнит себя. Однако развитие его идет быстрыми темпами. Формируются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он познает мир; начинает действовать в нем; расширяется круг его общения.

И вот постепенно, из глубины детства, приходит к нему и постепенно нарастает совершенно особое ощущение — ощущение собственного «Я». Где-то в подростковом возрасте оно начинает приобретать осознанные формы. Появляются вопросы: «Кто я? Какой я?», а позже и «Зачем я?».

Те психические способности и функции, которые до сих пор служили ребенку средством для освоения внешнего мира — физического и социального, обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом осмысления и осознания. Точно такой же процесс можно проследить в масштабе всего человечества.

В первобытном обществе основные силы людей уходили на борьбу за существование, на освоение внешнего мира. Люди добывали огонь, охотились на диких животных, воевали с соседними племенами, получали первые знания о природе.

Человечество того периода, подобно младенцу, не помнит себя. Постепенно росли силы и возможности человечества. Благодаря своим психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру; появились письменность, искусства, науки. И вот наступил момент, когда человек задал себе вопросы: что это за силы, которые дают ему возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная, жизнь?

Этот момент и был рождением самосознания человечества, т. е. рождением психологического знания. Событие, которое когда-то произошло, можно коротко выразить так: если раньше мысль человека направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя. Человек отважился на то, чтобы с помощью мышления начать исследовать само мышление.

Итак, задачи психологии несоизмеримо сложнее задач любой другой науки, ибо только в ней мысль совершает поворот на себя. Только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием. особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.

Практические результаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать нечто — значит овладеть этим «нечто», научиться им управлять.

Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями — задача, конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять.

Психология уже сейчас накопила много фактов, показывающих, как новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Если же снова перейти к масштабу всего человечества, то можно сказать, что психология — это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

И хотя это мнение не является сейчас общепринятым, в последнее время все громче звучат голоса, призывающие осмыслить эту особенность психологии, которая делает ее наукой особого типа.

Надо сказать, что психология — очень молодая наука. Это более или менее понятно: можно сказать, что, как и у вышеупомянутого подростка, должен был пройти период становления духовных сил человечества, чтобы они стали предметом научной рефлексии.

отрывки из книги Гиппенрейтер Ю.Б. «Введение в общую психологию»

Источник:
Что такое психология
Платон заметил, что философия начинается с удивления. Наука также начинается с удивления — удивления перед внутренней работой природы, и все естественные науки, в том числе психология, изначально
http://www.modo-novum.ru/psiholog/znanie.htm

Что такое психология

Возникновение экспериментальной психологии.

Логотерапия. Эта психологическая школа, основанная в 1940-х годах австрийским психологом В.Франклом, придавала особое значение «стремлению к смыслу» как главному фактору, мотивирующему поведение человека. Подчеркивалось, что внесение в человеческую жизнь смысла само по себе оказывает психотерапевтический эффект, а утрата его ведет к экзистенциальным неврозам с характерным для них чувством тоски и бессмысленности существования. Главное в лечении неврозов — убедить пациента в том, что смысл есть во всем, даже в страданиях, и если личные неурядицы порой невозможно устранить, само отношение к ним может быть изменено.

СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОТРАСЛИ

Обилие фактического материала, накопленного психологией, привело к ее разделению на целый ряд дисциплин. Сейчас психологи представляются как социальные психологи, психотерапевты, психолингвисты, психофизиологи, психологи развития, специалисты по психологии личности, научения, эмоций, восприятия, мотивации или по патопсихологии.

Теории научения и теории поведения — по существу взаимозаменяемые понятия. Теории научения иногда называют психологией СР (стимула — реакции).

Побудительные теории мотивации. Кроме удовольствия, существуют и другие побуждения. Некоторые индивиды стремятся к превосходству, успеху, власти и компетентности. Адлер положил в основу своей психологической теории принцип стремления к превосходству. В качестве базовой мотивации часто упоминается и компетентность; к ней стремятся, потому что неумение и несостоятельность вызывают осуждение. Оба эти стремления — две стороны одной медали, и оба являются мотивирующими стремлениями. Мотивация неуспеха может быть столь сильной, что приводит к самоубийствам, особенно среди студентов. Одно из сильнейших человеческих стремлений — к осмысленному существованию: утрата смысла является причиной экзистенциального невроза.

Типология: теории предопределенной мотивации. Многие психологи считают, что мотивация является врожденной. Разнообразие мотиваций среди людей объясняется их генами, конституциональными признаками и физиологическими особенностями. Соответствующий физический тип определяет особый тип характера. Созданная Кречмером и детально разработанная У.Шелдоном конституциональная психология основывается на трех основных типах строения тела с соответствующими им психологическими темпераментами: эндоморфы (крупное телосложение) с висцеротоническим темпераментом (общительность, любовь к комфорту и отдыху); мезоморфы (мускулистое телосложение) с соматотоническим темпераментом (сила, честолюбие, любовь к спорту); и эктоморфы (худощавое телосложение) с церебротоническим характером (сдержанность, любовь к уединению и интеллектуальным занятиям).

Другие теории врожденной мотивации. Павлов обратил внимание на ориентировочный рефлекс у животных. Собака, например, навостряет уши, чтобы уловить звук. Люди могут концентрироваться на какой-то цели, используя глаза, уши и прочие органы чувств. При этом, когда одни анализаторы активируются, другие тормозятся. Изучение характерных для вида защитных реакций показало, что одни животные генетически запрограммированы на то, чтобы спасаться бегством, другие — чтобы замирать, третьи — нападать. Эти врожденные защитные реакции служат механизмами выживания. Так, неожиданно застывающая белка как бы сливается с окружающей средой и становится незаметной. Автомобилисты обычно не могут понять, почему белки останавливаются посреди дороги перед машиной. Причина в том, что они инстинктивно прибегают к характерной для вида форме поведения.

Аристотель выделял пять чувств, но в действительности у человека их десять: зрение, слух, два вида химический чувствительности (вкус и обоняние), четыре вида кожной чувствительности (тактильная, болевая, ощущения холода и тепла) и два проприоцептивных чувства (кинестетическое и вестибулярное). Всем органам чувств присуще наличие рецепторных клеток, которые преобразуют воздействие физических раздражителей в нервные импульсы.

Зрение. Свет можно определить как видимый участок спектра электромагнитного излучения. Попадая в глаз, световые лучи фокусируются с помощью хрусталика на сетчатке. От рецепторов сетчатки нервные импульсы по зрительному нерву поступают в мозг. Электромагнитная энергия вызывает фотохимические изменения в рецепторных клетках сетчатки, которые преобразуются затем в нервные сигналы. Человеческий глаз имеет два вида рецепторов: колбочки — для цветового видения; палочки — для ночного видения. Палочки, хотя и не воспринимают цвет, более чувствительны, чем колбочки, и используются в сумерках или ночью.

Слух. Слуховыми раздражителями являются акустические (звуковые) волны. Создаваемая ими механическая вибрация стимулирует слуховые рецепторы базилярной, или основной, мембраны внутреннего уха, которые превращают звуковые колебания в нервные импульсы. Расстояние, отделяющее одно ухо от другого, позволяет слушателю определить положение источника звука. Данный эффект аналогичен стереозаписи, при которой два микрофона расположены порознь для улавливания трехмерного звучания. В этом смысле слуховое восприятие является восприятием пространственным.

Вкус и обоняние. Поскольку эти виды ощущений стимулируются химическими веществами, их относят к химической чувствительности. За ощущение запаха ответственны газообразные вещества, которые улавливаются рецепторами, расположенными в полости носа, тогда как ощущение вкуса вызывают жидкости, которые стимулируют вкусовые луковицы на поверхности языка. Чувствительность обонятельных рецепторов может быть настолько высокой, что нескольких молекул газа уже достаточно, чтобы ощутить их с помощью обоняния.

Восприятие окружающих. Социальные психологи заметили, что наше первоначальное восприятие других людей определяется личностными и социальными установками. Например, в современной западной культуре высоко ценится красота. Внешне привлекательные люди нравятся больше, их воспринимают как более чутких, уравновешенных, добрых, интересных, общительных и т.д. Стереотипное восприятие «ангельского личика» ребенка формируется рано: дети от 3 до 6 лет предпочитают иметь друзей с приятным лицом. При восприятии человека человеком ожиданий иногда вполне достаточно, чтобы принять желаемое за действительное. Школьным учителям, возлагающим особые надежды на некоторых учеников, часто кажется, что те делают успехи. Когда известный психиатр, представляя пациента своим коллегам, характеризует его как «психотическую личность», большинство из них так его и воспринимают, даже вопреки очевидности.

Психологи всегда интересовались природой и объяснением эмоциональных переживаний. Хотя не многие теории выдержали испытание временем, некоторые все еще представляют определенный интерес.

Теория Джемса — Ланге. Эта теория отождествляет эмоции с соматическими (телесными) изменениями, которые сопровождают восприятие стимулов. Другими словами, утверждается, что эмоция и есть восприятие этих соматических изменений. Мы чувствуем испуг, потому что дрожим, мы печальны, потому что плачем. Хотя теория Джемса — Ланге подвергалась серьезной критике (если не страх и печаль вынуждают нас дрожать и плакать, то что?), она все же осталась актуальной. Так, психотерапевты используют «десензитизирующую терапию», поддерживая пациента в расслабленном состоянии, когда тот возвращается к своим страшным мыслям. Страх явно уменьшается, если тело полностью расслаблено, тогда как сильное беспокойство активирует внутренние (висцеральные) органы.

Атрибутивная теория эмоций. Чтобы искусственно вызвать определенное эмоциональное состояние у животных, Кеннон вводил им адреналин, а физиолог Г.Маранон делал то же самое с людьми. То, что переживали его испытуемые, Маранон назвал «холодной эмоцией» — «как бы эмоцией». Испытуемые говорили: «Я чувствовал, как будто я был испуган» или «Я чувствовал, как будто меня ожидает большое счастье». В условиях, когда эмоциональные состояния вызывались искусственно, они не переживались как настоящие. Поскольку Mаранон не давал своим испытуемым подходящего основания для эмоциональных ощущений, подлинных эмоциональных реакций на адреналин не возникало. Другими словами, испытуемые нуждались в чем-то, чему можно было бы приписать (атрибутировать) свои чувства.

Поведенческая психофармакология. С развитием этой отрасли знания психологов-теоретиков все больше интересуют уже не представления о мозговых центрах, а новые данные о нейрохимических путях, проходящих через мозг. Нервная система состоит из нейронов, т.е. отдельных нервных клеток. При проведении нервного импульса нейроны воспринимают и передают информацию через специальные образования, т.н. синапсы. Нервные импульсы как таковые не пересекают синапсы, а передаются через них химическим путем посредством нейромедиаторов

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Психология развития (возрастная психология) охватывает жизнь на всем ее протяжении, от младенчества до старости. В нее входят детская и юношеская психология, психология зрелого возраста и геронтология (в психологической ее части). Растущая тенденция к изучению специфических процессов — развития речи, нравственного, социального, когнитивного развития, развития личностной идентичности — ведет ко все большей специализации психологических дисциплин. В этом разделе рассматриваются когнитивные, нравственные и лингвистические аспекты развития; другие проблемы личностного развития будут рассмотрены в разделе «Теории личности».

Теория социального научения языку. Некоторые теоретики научения утверждают, что дети могут учиться, не получая подкрепления, а используя способности к подражанию, наблюдениям, моделированию, а также помогая взрослым или делая что-то за них. Однако моделирования и подражания явно недостаточно для овладения языком. С их помощью невозможно также объяснить скорость усвоения языка ребенком. Более того, детский язык отличается удивительной изобретательностью и новаторством, это не простое копирование того, что ребенок слышит от родителей и других взрослых.

Середина 20 в. ознаменовалась развитием целого ряда теорий личности, что стало возможным благодаря накоплению огромного количества эмпирических данных.

(см. ЭДИПОВ КОМПЛЕКС; НЕВРОЗ). Психическое развитие человека может рассматриваться в терминах «Я-идентичности» («самотождественности»), или того, что последователь Фрейда Э.Эриксон называл кризисом идентичности. Эриксон выделял восемь стадий развития идентичности личности с соответствующими альтернативными вариантами разрешения психосоциальных кризисов идентичности на каждой из этих стадий.

СТАДИЯ/ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ КРИЗИС/ИДЕНТИЧНОСТИ ЖЕЛАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РАЗВИТИЯ

1. Орально-сенсорная Доверие — недоверие Надежда 2. Мышечно-анальная Автономия — стыд/сомнение Сила воли 3. Двигательно-генитальная Инициативность — чувство вины Целеустремленность 4. Скрытой сексуальности Трудолюбие — чувство неполноценности Компетентность 5. Подростковая Идентификация — спутанность ролей Верность 6. Юношеская Близкие отношения — изоляция Любовь 7. Зрелость Генеративность — застой Забота о молодом поколении 8. Старение/Старость Целостность «Я» — отчаяние Мудрость

Психотерапия. Разнообразные психотерапевтические методы можно разделить на следующие группы: психодинамические; поведенческие; когнитивные; феноменологические; экзистенциальные; групповая психотерапия; изменение состояний сознания; экспрессивная терапия.

Психодинамические подходы к терапии включают

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ КАК ПРОФЕССИЯ

Келер В. Гештальт-психология. М., 1972 Психология: словарь под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М., 1990 Джемс У. Психология. М., 1991 Марцинковская Г.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. М. — Воронеж, 1995 Юнг К. Аналитическая психология. М., 1995 Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. Под ред. И.Ренглера, Б.Херцбергер, Д.Эпстайна. М., 1995 Годфруа Ж. Что такое психология, тт. 1-2. М., 1996 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1997 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, 1998 Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа. СПб., 1998

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество . 2000 .

Источник:
Что такое психология
Возникновение экспериментальной психологии. Логотерапия. Эта психологическая школа, основанная в 1940-х годах австрийским психологом В.Франклом, придавала особое значение «стремлению к
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/724/%D0%9F%D0%A1%D0%98%D0%A5%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%AF

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES