Человеческая психология

Мораль и человеческая психология

К чему эта дорога, если она не приводит к храму?

У каждого человека — своя мораль, свои представления о том, что можно или нельзя, что хорошо и что плохо. Когда же говорят о «морали вообще», имеют в виду общественную мораль: самые общие правила человеческого общежития, которые считает правильным большинство людей определенной культуры или субкультуры.

«Приличные люди ведут себя так. А так — не принято». «Кем не принято?» «Всеми».

Привитие взглядов и привычек поведения, соответствующих морали, является основной задачей нравственного воспитания детей.

Мнение большинства по вопросам морали — как правило, разумный компромисс между высокими идеями и реальной жизнью. По природе мужчины полигамны, но христианская мораль устанавливает, что у мужчины может быть только одна жена: мужчин напрягли, но семья оказалась в выигрыше. Однако это не единственное разумное решение: например, пророк Мухамед в ситуации, когда после многочисленных войн мужчин-мусульман стало вчетверо меньше, чем женщин, установил, в мусульманской семье может быть до четырех жен.

Мораль в разных обществах в разное время — разная. Мораль религиозная отличается от морали общественной, мораль Ветхого Завета отличается от морали Завета Нового, христианская мораль отличается от иудейской и мусульманской, и так далее.

Со временем происходят изменения и внутри любой религиозной морали. Четыреста-пятьсот лет тому назад было вполне морально пытками заставлять еретиков и ведьм каяться, а затем — сжигать их живьём на кострах, сегодня для христианства это невозможно.

Подвержена изменениям во времени и общественная мораль. Домострой, как основы русской нравственности, сегодня не более чем исторический документ, сегодня уже не принято, чтобы мужья учили своих жён плёткой, а новобрачные вывешивали утром после первой брачной ночи простыни с кровью для всеобщего обозрения.

Мораль и религия исторически очень тесно связаны. Тем не менее, сводить мораль к религиозным догмам — спорно. Особенно ясно это видно, если религиозные догмы далекого прошлого попробовать приложить к реалиям сегодняшнего дня. Смотри Письмо Лоре

Мораль женщин в некоторых аспектах отличается от морали мужчин. Американский психолог и феминистка Кэролл Джиллиган в своей книге «Иным голосом» утверждает, что нравственность мужчины основана на его представлениях о справедливости, о правах других людей. Мужчина с твердыми моральными установками стремится следовать своим представлениям о должном независимо от конкретной ситуации и готов принести им в жертву свои отношения с людьми («Платон мне друг, но истина дороже»), а иногда и самих людей. Для женщины, по мнению К. Джиллиган (заметим — феминистки), справедливость сама по себе, как и другие абстрактные принципы, не имеет особого значения — она совершает те или иные поступки исходя из конкретной жизненной ситуации, проявляя заботу и сочувствие по отношению ко всем ее участникам.

Например, опросы американских студентов, проведенные после терактов 11 сентября, показали, что мужчины почти единодушно готовы бомбить талибов в Афганистане, требуя заслуженного возмездия и защиты своих прав. Среди женщин преобладало другое настроение: они считали, что контратака приведет к усилению взаимной ненависти и увеличению бессмысленных смертей.

Общая, общественная мораль всегда является компромиссом мужской и женской морали, и в разное время соотношение этих двух взглядов было различным. До начала ХХ века в морали главенствовали мужские установки, однако с развитием феминизма и распространения современного гуманизма в морали стали преобладать женские взгляды и установки.

  1. Нравы – то, что делает большинство, считая это нормальным. «Ты не слушай то, что говорят, ты смотри, что делают». Это тот житейский бульон, которым пропитываемся мы с детства и которым, к нашему сожалению или счастью, закладываются наши нравственные основы.
  2. Общественная мораль – то, что нормальным и допустимым считает большинство. «Приличные люди ведут себя так. А так — не принято». «Кем не принято?» «Всеми».
  3. Официальная мораль – официально провозглашенные правила человеческого общежития, взгляды и оценки. То, чему обязаны учить в школах и что официально формулируют государственные чиновники.
  4. Индивидуальная мораль: нравственно то, что считаю нравственным Я. Если Меня так воспитали и поэтому Я это считаю нормальным, допустимым, значит это и есть нормальное и одобряемое. А то, что я считаю безобразным и недопустимым, достойно только осуждения и искоренения. Индивидуальная мораль православного человека и мораль гея в отношении сексуальных связей радикально отличается.

Нравственность: внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра. Нравственное — то, что в своих действиях человеком видится не просто как допустимое, а доброе и благое. Безнравственное — нехорошее, недопустимое, вредное, этически безобразное и недостойное человека. Чем более развит человек, тем больше он думает о добре для других. В качестве общей формулы можно принять следующее: «Нравственно то, что делает человека здоровым и счастливым, не причиняя существенного вреда другим. А то, что лишает человека счастья и идет во вред его здоровью — безнравственно».

Источник:
Мораль и человеческая психология
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/articles/view/moral_i_chelovecheskaya_psihologiya

Человеческая психология

Психологией человека является внутренняя особенность, которая отличает человека от других людей.

Любой из нас имеет собственные особенности такие, как разнообразный объем памяти, а также разная реактивная скорость, с ранних лет мальчикам нравится играть в гонки и драться, а девочкам нравиться играть с куклами, а также ябедничать, и с изменением возраста все люди начинают менять свои ценности, а также интересы.

В психологии людей включаются их способности, всякий навык и умение, беря во внимание и управление их эмоциями, их мировосприятием, установкой, а также убеждением и образом, их цели и ценные вещи, характер, а также темперамент, нужда и другие разнообразные чувства…

«Снизу» человеческую психологию определяют человеческой генетикой, строениями, а также рисунком тела человека. А «сверху» определяют окружением социальности, в которой человек постоянно социализируется, с чего он и берет образцовое поведение, что его каким то образом как воспитывает, так и строит.

Также человеческая психология является внутренними причинами человеческого поведения, которое делает его выходящим за пределы разумности, целесообразного либо разумных ожиданий социальности. Когда человеческое поведение считается рациональным и целесообразным, и оно укладывается в логику и социальность, то вопрос не поднимают. А в случае, если что — либо не укладывается в рациональность, когда человеческое поведение влияет на состояние, чувства, а также иные не дающие объяснения особенности внутреннего мира, то начинают разговор о психологии, то есть человеческой психологии.

Человеческую психологию, возможно, изучать научным способом, так как психология является наукой, а возможно ещё и описать мистически либо житейски. И тогда получится мистическая, религиозная или житейская психология.

Для отправки комментария вы должны авторизоваться.

Источник:
Человеческая психология
Психологией человека является внутренняя особенность, которая отличает человека от других людей. Любой из нас имеет собственные особенности такие, как разнообразный объем памяти, а также
http://bambalona.ru/2013/10/chelovecheskaya-psixologiya/

Человеческая психология

Р. Шиллер, Дж. Акерлоф «Spiritus Animalis, или Как человеческая психология управляет экономикой и почему это важно для мирового капитализма»

Опубликовано 23 Дек 2010 в Книги

Попалась мне как-то рецензия одного нашего критика на известнейший американский роман нового тысячелетия «Поправки» Джонатана Франзена. И написал этот критик, что роман, хоть и хорош, но сделан так, что автор им как бы кричит: «Ну купите у меня права, снимите по моей книге кино!».

Spiritus Animalis, написанная нобелевским лауреатом Джорджем Акерлофом и не лауреатом (пока) Робертом Шиллером, тоже кричит: «Ну дайте ж наконец Шиллеру Нобелевскую премию!».

Для того, чтобы получить «Нобеля», мало иметь научные открытия. Нужно быть автором направления, иметь школу, распространять свои идеи, получить признание со стороны коллег. Пиариться, значит. У Шиллера практически всё это есть, и вот мощный залп пиара: книга призвана показать, что бихевиористкие идеи крайне важны, и животные инстинкты (а именно так переводится название книги с латыни) пронизывают все сферы экономики. Ну точно писано для нобелевского комитета.

Другая книга Шиллера – «Иррациональное возбуждение» (видела еще переводы «эйфория» и «изобилие», но последний некорректен) – это попадание в яблочко дважды. В издании 2000 года он предугадал обвал рынка интернет-акций, а в переиздании 2005-го – схлопывание пузыря на рынке недвижимости. Интересно, хорошо обосновано, много нового. Чтоб написать такую книгу, нужно жизнь положить, и все равно не получится.

А «Животные инстинкты» – это такое легкое напоминание о том, что да, таковые имеют место, влияют на экономическое поведение человека, добираются до всех разделов экономики, вплоть до макро. Без особой доказательной базы, без новых идей, без «изюма». Авторы пошли скорее по количественному пути – охватить все сферы экономики, чем по качественному – хотя бы одной что-то детально проработать.

Кто хочет создать себе представление о том, что такое бихевиоризм и с чем его едят, тому читать. Кто рассчитывает понять, что случается на финансовых рынках, где инвесторы стадами ходят и стадное поведение демонстрируют, тому захочется большего.

Кстати, вы заменили, что современная экономика стала заимствовать терминологию из наук о биосфере? Стадное поведение – это тоже экономический термин. Что касается происхождения термина spiritus animalis, то о них писал еще Кейнс, у которого они были animal spirits – без латыни. Считается, что сам он выудил этот термин у Декарта, с работами которого был знаком, а Декарт в свою очередь у одного греческого философа. Но это отдельная история.

PS Роберт Шиллер, на мой взгляд, один из самых выдающихся и оригинальных бихевиористов. Он фокусируется не столько на психических аномалиях в головах инвесторов, сколько на аномалиях финансового рынка, подтверждающих, что тот не больно-то рационален и эффективен. Его взвешенную, четко аргументированную позицию зачастую готовы принять и противники бихевиоризма, настолько Шиллер хорош и убедителен в своих статьях и книгах. Он ещё и автор известного финансового инструмента – индекса недвижимости Case-Shiller, который рассчитывается для нескольких городов США и фьючерсы на который можно купить.

Источник:
Человеческая психология
Р. Шиллер, Дж. Акерлоф «Spiritus Animalis, или Как человеческая психология управляет экономикой и почему это важно для мирового капитализма» Опубликовано 23 Дек 2010 в Книги Попалась мне
http://superinvestor.ru/archives/5448

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES