Популярные записи:

Благодарность любимому в прозе Благодарность любимому в прозе Когда мы рядом, мне хочется уткнуться носом в твое крепкое плечо… (11)Как заводить друзей и оказывать влияние на людей Trounin.ru Дейл Карнеги “Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей” (1936) Дейл Карнеги –… (2)Профессиональное выгорание Профессиональное выгорание — определение, причины и диагностика болезни Распространенное высказывание: «Сгорел на работе» можно услышать… (2)Сознание в психологии Сознание в Психологии Психика при эволюции живых существ развивалась как отражение действительности в мозгу. Наивысший… (2)Смс благодарность любимому мужчине Любовные СМС Любимому парнюЛюбовные СМС Любимому парню. СМС Любимой девушке. Поздравления в стихах и прозе.… (2)

Брак и развод

Брак и развод

Разво?д — формальное прекращение (расторжение) действительного брака между живыми супругами. От развода следует отличать признание брака недействительным в судебном порядке и прекращение брака ввиду кончины одного из супругов.

В допетровской Руси и в ранней Российской империи развод было получить нетрудно. Доктор исторических наук Б. Н. Миронов отмечает, что до 1730 года (а в некоторых местах и позднее) в России было достаточно сделать заявление приходскому священнику и получить от него «разводное письмо» [1] . В некоторых случаях для разводного письма не требовался священник. Борис Миронов привел пример такого письма, выданного в 1718 году жителем Санкт-Петербурга К. И. Колесниковым, который выдал при двух свидетелях своей законной жене «бракоразводную грамоту» и «отступное письмо» следующего содержания [2] :

В дальнейшем в Российской империи любой развод стал возможен только в духовных учреждениях; для православных требовалось разрешение Святейшего Синода. По законодательству того времени для развода в православной семье требовалась одна из следующих причин [3] :

  • Доказанное прелюбодеяние.
  • Двоеженство (двоемужество).
  • Наличие добрачной болезни, препятствующей супружеским отношениям.
  • Длительное безвестное отсутствие супруга (более 5 лет).
  • Осуждение за тяжкое преступление, включающее ссылку или лишение прав состояния.
  • Монашество (только при отсутствии малолетних детей).

Следует отметить, что после развода виновная сторона чаще всего не имела права вступать в новый брак. Согласно переписи населения 1897 года, на 1000 мужчин приходился 1 разведённый, на 1000 женщин — 2 разведённые. До 1917 года ситуация существенно не менялась.

Духовенство всячески противодействовало разводу, что было неоднократно отображено в литературе (классические примеры — «Анна Каренина» и «Живой труп» Л. Н. Толстого), хотя при помощи влияния, адвокатов и коррупции этого можно было добиться (например, случаи С. Ю. Витте и брата последнего царя Михаила Александровича, женатых на разведённых женщинах).

Дело о расторжении брака в дореволюционной России рассматривала в первой инстанции духовная консистория по месту жительства истца, апелляционной инстанцией был Синод. Жалоба на отказ в расторжении брака могла быть подана туда бессрочно непосредственно, либо через консисторию [4] . Обжаловать решение консистории о расторжении брака было гораздо труднее. В этом случае срок подачи жалобы был определён в 2 месяца и сама жалоба подавалась в Синод только через консисторию [4] . Очень сложной была процедура доказательства супружеской измены. Для этого требовались показания не менее двух очевидцев или «прижитие» детей вне законного супружества, доказанное метрическими актами [4] .

В начале XX века отношение Церкви к разводам стало постепенно смягчаться. В 1913 году Синод несколько расширил список причин к расторжению брака, добавив «уклонение» из православия, жестокое обращение и принуждение одного супруга к совершению преступного деяния другим [4] . Однако оговаривалось, что в случае «обоюдного прелюбодеяния» брак остается в силе [4] .

Падение монархии усилило требования общественности облегчить процедуру развода. Тем не менее при Временном правительстве было введено лишь незначительное послабление. 29 апреля — 1 мая 1917 года Синодом добавлено ещё одно основание для развода: когда обе стороны признаны виновными в нарушении святости брака [4] .

После Октябрьской революции ВЦИК и СНК издали Декрет о расторжении брака, который предусматривал, что брак расторгается местным судом вследствие просьбы о том обоих супругов или, хотя бы, одного из них, вне зависимости от причин, при этом «участие мужа в доставлении бракоразведенной жене своей пропитания и содержания, при неимении или недостаточности у нее собственных средств и при неспособности ее к труду, а также вопрос о том, у кого должны оставаться дети, решаются общеисковым порядком в местном суде» [5] .

При И. В. Сталине разводы стали вновь резко ограничены. Развестись можно было только через суд, причем районные народные суды такого права не имели, разводящимся официально надо было давать объявление в газету. При Н. С. Хрущёве процедура развода была упрощена.

Согласно данным Росстата, в 2008 году на 1 миллион 178 тысяч браков приходилось 703 тысяч разводов (около 60 %) [6] . Для сравнения: в 2003 году на 1 091 800 браков приходилось 798 800 разводов (73 %) [7] , в 2010 году — на 1 215 100 браков — 639 300 разводов (53 %) [8] .

  • Всеволод Юрьевич Большое Гнездо и Мария Шварновна, по причине болезни супруги.
  • Василий III и Сабурова, Соломония Юрьевна, по причине бездетности супруги.
  • Иван Грозный и Колтовская, Анна Алексеевна, по причине монашества супруги.
  • Иван Грозный и Васильчикова, Анна Григорьевна, по причине монашества супруги.
  • Иван Грозный и Василиса Мелентьева, по причине монашества, или измена, или двоемужество супруги.
  • Иван Иванович и Сабурова, Евдокия Богдановна, и с Соловая, Феодосия Михайловна, по причине бездетности супруги.
  • Пётр Первый и Лопухина, Евдокия Фёдоровна, насильно пострижена в монахини.

В современной России (2007) в соответствии со статьями 16—18, 21—23 Семейного кодекса РФ развод (расторжение брака) может быть произведён по заявлению одного или обоих супругов (либо по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным). Важно заметить, что в современном законодательстве термин «развод» заменен термином «расторжение брака».

Брак расторгается в органах ЗАГС в случае согласия на развод супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей. По совместному заявлению супругов назначается дата развода (не раньше чем через месяц со дня подачи заявления). Каждый из супругов вправе в течение месяца со дня подачи заявления о разводе письменно отозвать его в этом же органе ЗАГС; совместное заявление в этом случае необратимо аннулируется, а ЗАГС письменно уведомляет второго супруга об аннулировании совместного заявления. В назначенный день развода в ЗАГС должен явиться хотя бы один из супругов; если ни один из супругов не является, развод считается несостоявшимся, и заявление аннулируется.

Брак может быть расторгнут в ЗАГСе независимо от наличия общих несовершеннолетних детей, в случае если один из супругов признан судом безвестно отсутствующим или недееспособным либо приговорён за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трёх лет.

Если у супругов имеются общие несовершеннолетние дети или один из супругов не выражает согласие на развод (не подписывает совместное заявление), брак расторгается в судебном порядке. До расторжения брака суд может назначить супругам срок для примирения продолжительностью до 3 месяцев.

Документом, подтверждающим расторжение брака, является свидетельство о расторжении брака. Каждый из разведённых вправе получить его в органе ЗАГС как в день расторжения брака, так и позднее.

Брак расторгается только в суде:1) при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, 2) при отсутствии согласия одного из супругов на развод, 3) в случае, если кто-либо из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от развода через ЗАГС. Расторжением брака, если не заявлены дополнительные требования, занимаются мировые судьи. Для обращения в суд необходимо составить исковое заявление о расторжении брака по установленной форме. Иски подаются по месту жительства ответчика. Суд рассматривает дело в судебном заседании, расторжение брака возможно не ранее одного месяца с момента обращения в суд. Этот срок может быть продлен судьей для примирения на срок до трех месяцев.

  1. Исковое заявление о расторжении брака.
  2. Квитанцию об уплате государственной пошлины за расторжение брака в суде (в настоящее время составляет 600 рублей [9] ).
  3. Свидетельство о заключении брака (оригинал).
  4. Свидетельство о рождении несовершеннолетнего ребёнка — если у супругов имеются несовершеннолетние дети.

Упоминание о возможности развода можно найти в Новом Завете. Иисус Христос упоминает причину развода, при которой развод не является грехом, — супружескую измену:

Источник:
Брак и развод
Разво?д — формальное прекращение (расторжение) действительного брака между живыми супругами. От развода следует отличать признание брака недействительным в судебном порядке и прекращение
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4

Брак и развод

Рецепты сохранения семьи от священника и психолога

Развод — настоящее стихийное бедствие нашего времени. По статистике распадается каждый второй брак, при том что ещё 10 лет назад распадался каждый третий. Участились разводы людей, состоящих в венчанном браке. Поломанная жизнь, утраченная для многих надежда на построение личного счастья, несчастные дети, которые с большой долей вероятности усвоят подобную модель поведения взрослых, неизбежное умаление роли семьи и семейных ценностей в обществе — вот лишь самые очевидные последствия разводов.

Выяснить основные причины разрушения семьи, а главное – посоветовать, как ее сохранить, собрались священник Павел Гумеров, настоятель московского храма в честь святых благоверных Петра и Февронии Муромских, Надежда Григорьевна Храмова, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной антропологии и психологии Уральского государственного технического университета, и Фарида Нутфулловна Савельева, кандидат технических наук, учитель школы и президент общественной организации «Родители, педагоги и учёные за нравственную традиционную российскую школу». В сокращенном виде данная беседа вошла в свежий номер журнала для родителей «Виноград» [1] , и полностью — на сайт Православие.Ru, с любезного разрешения редакции журнала.

Фарида Савельева: Сегодня можно говорить о разводах как об эпидемии, которая бушует не только у нас в стране, но и во всем мире. Разговор хотелось начать с рассмотрения причин этого явления, оставив львиную долю времени на обсуждение вопросов профилактики разводов.

В современной России самая высокая рождаемость в кавказских регионах и… в Ханты-Мансийском автономном округе. Ну, с Кавказом всё понятно, там крепки семейные традиции, а в северных пределах, где мне приходилось бывать, это в основном заслуга местных властей. Там внимательно следят за тем, что показывается по телевизору. Немало просемейной социальной рекламы, передач и роликов о семье, браке и многодетности. Во многих школах есть специальные программы, рассказывающие о семейной жизни. Одну из таких школ я посещал, когда выступал с лекциями в городе Нягань.

Семьям оказывается и другая помощь. Конечно, и уровень жизни, и процент молодых людей в общем населении этого автономного округа более высокий, чем в других регионах. Но не это самое главное.

Спрашивается: что же нам мешает и в других областях России вести такую же проповедь семейных ценностей и проводить просемейную политику? Мы никак не можем сформулировать нашу национальную идею. Так вот же она: возрождение веры, нравственности и семьи. Только это может спасти страну.

Надежда Храмова: В нашей сегодняшней Конституции прописано, что Российская Федерация – деидеологизированное государство, но, к сожалению, по факту оно допускает определенным группам продвигать программы, наращивающие порок и разгул страстей в обществе. В результате статус семьи и брака в сознании людей постепенно понижается: если человек настроен получать от брака удовольствие – смена партнеров неизбежна. Сегодня мы имеем дело с целым поколением молодых людей, воспитанных так, что они воспринимают брак и семейную жизнь как узаконенное владение друг другом, что рождает у супругов много взаимных претензий.

Произошла переоценка ценностей, подмена их суррогатами, люди перестают видеть ценность в том, что раньше, еще в недавнем прошлом, для человека составляло смысл жизни и счастья: крепкая семья, дети, верность, любовь, дружба, интересная работа, которая не просто кормит тебя, а нужна еще и людям, которая нравится тебе. В нашем обществе большой дефицит любви – мы эгоистичны, разрозненны и в семье такие же: далеки от терпения, смирения, сострадания, не способны «носить тяготы друг друга».

Когда же говорят, что люди разводятся из-за измен, пьянства, несовместимости характеров и прочего, на самом деле называют как раз следствия из названных причин, а не сами причины. Сегодня люди, создавая брак, не знают, для чего они это делают; они очень плохо себе представляют, что такое семья, как нужно строить отношения, воспитывать детей и т.д.

Надежда Храмова: Однако, батюшка, очень часто разводы происходят как раз по пустяковым мотивам: взаимные обиды, недоговоренности, грубость, колкости, отсутствие внимания. Разрушительны для брака небрежность, неделикатность, неуважительность в отношениях, когда супруги не умеют видеть ценности друг в друге и друг для друга. Очень оскорбительным бывает обесценивание трудов супруга или супруги; насмешка и панибратство в отношениях рано или поздно могут привести сначала к холодности и закрытости в отношениях, а потом и к их окончательному разрыву. Мы почему-то склонны уважительно вести себя только с другими, особенно с начальниками.

Молодые люди часто не понимают, что конфликты и трудности в семье неизбежны – они возникают априори из-за несовершенства каждого из супругов. Кроме того, молодые супруги часто не готовы к родительству; становится всё больше семей, в которых женщины не хотят иметь детей. Бесплодие и рождение больных детей тоже оказываются испытаниями, которые не каждая семья выдерживает.

Несмотря на кажущуюся субъективность и даже надуманность мотивов развода, частенько они бывают небезосновательными: к сожалению, всё чаще встречаются семьи, в которых такой порок, как наркомания или беспробудное пьянство, нравится одному из супругов, и он не хочет меняться. Другой, а порой и вся семья, погружается в обслуживание этого порока. Тогда, как мне кажется, брак становится не спасительным для другого супруга и детей. Боль, переживание обид, оскорблений и побоев может привести к тупику – и расторжение брака или как минимум разъезд могут помочь отрезвлению брака!

Священник Павел Гумеров: В том случае, когда пьяный муж замахивается на жену и детей топором, развод, видимо, неизбежен: тут есть угроза жизни. Но если «пожелать» найти повод для развода, то можно в каждом втором мужчине увидеть алкоголика! Надо молиться о своих мужьях, помогать им справиться со страстями, разобраться в причинах пьянства.

Надежда Храмова: Для любого человека развод – это всегда трагедия во всех смыслах. Если он случается в молодом возрасте, трагедия заключается, прежде всего, в принципиальной потере веры в другого человека, в саму возможность присутствия любви между людьми, доверия к ним – на всю оставшуюся жизнь в душе остается рубец тревожности, недоверчивости, иногда даже озлобленности. Второй брак, как правило, бывает с подозрением, претензиями, упреками, потому что он несет в себе в значительной мере элемент страха перед браком и недоверия к следующему супругу или супруге.

Если развод случается в среднем и зрелом возрасте, это еще большая трагедия, особенно для женщины, хотя и мужчина, несмотря на его менее реагирующую психофизику, часто теряет творческую силу, его жизнь схематизируется.

Священник Павел Гумеров: Один психотерапевт, работавший в кризисном центре в Петербурге, куда попадают люди после очень тяжелых событий: аварий, катастроф и т. п., рассказывал, что большую часть пациентов там составляют женщины, пережившие развод, – бесследно это не проходит. Развод – большое потрясение, трагедия.

Надежда Храмова: Разучилась современная женщина утешать своего мужа, а мужчина – поддерживать жену. Всё это не дает отношениям вырасти в единую семейную конструкцию! Надо всегда помнить об уважительном отношении друг к другу: нет ничего дороже мужа – жене, а жены – мужу, это самые близкие люди, которые могут и поддержать как никто другой, но и поранить с такой же силой! И здесь нет большей задачи, чем научить людей жить вместе!

Фарида Савельева: Существуют ли правила отношения супругов между собой, обеспечивающие стабильный счастливый брак?

Священник Павел Гумеров: Было бы хорошо, если супруги введут в свои отношения это правило, – это очень сплачивает семью. Например, когда я выхожу из дома по делам, жена собирает детей и говорит: «Прощаемся с папой, берем благословение!» Прихожу – тоже все меня встречают и здороваются. Это заслуга моей супруги.

Надежда Храмова: Еще одна замечательная традиция, которую следовало бы возрождать в семьях, – совместная трапеза, хотя бы вечером! Это тоже работает на единство супругов и семьи.

Священник Павел Гумеров: Кстати сказать, писатель XVI века протопоп Сильвестр, человек яркий и образованный, в знаменитом «Домострое» пишет: «А завтракать мужу и жене не годится врозь, разве уж если кто болен; есть же и пить всегда в положенное время». Трапеза – это время, когда семья собиралась вместе, можно было пообщаться, обсудить текущие дела. В другом месте этой книги также сказано: «Господину о всяких делах домашних советоваться с женой».

Надежда Храмова: Еще одна важная вещь – совместное обсуждение родительских проблем. Правда, тут особенно важно найти правильное для этого время, не с порога выливать проблемы дня на вернувшегося с работы усталого мужа!

Священник Павел Гумеров: Очень важно помнить, что обсуждать семейные проблемы надо с супругом тогда, когда у вас очень хорошие, дружеские отношения, когда к тебе расположены, – иначе слова будут восприняты неправильно. А как у нас бывает обычно? Супруги молчат и терпят до последнего, а говорить о серьезных вопросах начинают тогда, когда уже совсем «припекло». И, конечно, ничего хорошего не получается. Всё происходит на повышенных тонах, воспринимается как личное оскорбление и кончается ссорой.

Надежда Храмова: Надо во время снимать мелкие разногласия, обсуждать их, не копить, не оставлять на потом. Важно понимать и то, что мужское и женское восприятие проблем совершенно разные. Конечно, мастерство приходит с годами, но само собой, без усилий ничего не дается – надо потрудиться над всем этим!

Священник Павел Гумеров: Когда мы были влюблены, ради любимых могли пойти на всё, говорили друг другу приятные слова, дарили подарки, уделяли друг другу много внимания и времени, – кто мешает делать это теперь, в семейной жизни?! Разве перед супружеством мы ожидали от другого колкостей, язвительности, упреков? – Нет, ждали радости, которую чувствовали в период влюбленности, только в превосходной степени. Так «давайте говорить друг другу комплименты, ведь это всё любви счастливые моменты», – помните песню Окуджавы?

Очень многие супруги не живут в семье полной, радостной жизнью, а как-то вяло существуют, плывут по течению или всё время чего-то ждут. Помню, в одном современном фильме главный герой, милиционер, с горечью говорит: «Мы с женой не жили, а все время чего-то ждали. Сперва ждали, когда заработаем на квартиру, потом на машину, постом ждали, когда родится ребенок: у нас пять лет не было детей; после ждали, когда дочь вырастет. А может, надо было не ждать, а жить?» То есть получать радость от каждого дня семейной жизни.

Надежда Храмова: Именно это и есть главное условие соединения мужа и жены «в плоть едину, в едину душу»! Известны же случаи, когда с приобретенным достатком и роскошью появляются искажения в семейной жизни, а пока вместе преодолевали трудности, у супругов были здоровые отношения.

Священник Павел Гумеров: Если человек не имеет бескорыстной радости от того, что дает другому, он рано или поздно начнет считаться: ты мне, я – тебе. А потом неизбежны обиды и неудовлетворенность своей семейной жизнью и своей половинкой.

Фарида Савельева: Что можно посоветовать тем, кто уже думает о разводе?

Если ты не можешь изменить ситуацию, сейчас найти решение, не спеши делать резких, необдуманных действий – дай место Богу и времени, и Господь поставит тебя в новые условия, которые укажут пути.

Но в любом случае старайтесь оттянуть развод: это трагедия для тебя, для твоего супруга, для твоих детей – абсолютно для всех! Жизнь детей станет абсолютно другой, и свою собственную семью они построят обязательно с учетом пережитой трагедии.

Супруги ссорятся – мирятся, но почему не думают о детях, они-то в чем виноваты?! Получается, что они делают заложниками совершенно невинное, незащищенное существо – ребенка.

В заключение хочу поделиться еще несколькими правилами, которые я применяю в том числе и в своей семейной жизни.

Блаженный Августин говорил: «Семья – это остаток рая на земле». Человек создает семью для счастья и рай в своей семье строит своими руками. Каждый день нужно дарить радость своим близким людям: говорить хорошие слова, хвалить, благодарить, помогать друг другу, прощать. Напротив, в течение дня нужно всячески избегать плохих, недобрых слов, холодности, невнимания, обид, пустых замечаний, раздражения и гнева. Третье немаловажное правило – это умение видеть в своих близких и своей семейной жизни как можно больше хороших сторон, ценить их и не пытаться переделать всех по своему разумению и хотению. Также уметь прощать недостатки ближних, не делать из них трагедию. И последнее. Делать общее семейное дело. Семья – это единый организм, живущий единой жизнью, где все члены помогают друг другу.

И еще одно напутствие тем, кто собирается пожениться: в брак нужно вступать с чувством, что это навсегда, а избранника принять как от Бога данного нам человека, в том числе и для исправления твоих собственных недостатков.

Источник:
Брак и развод
Рецепты сохранения семьи от священника и психолога Развод — настоящее стихийное бедствие нашего времени. По статистике распадается каждый второй брак, при том что ещё 10 лет назад
http://www.pravoslavie.ru/65991.html

Брак и развод

1. церковная практика допускает “законный церковный развод”;

2. церковный развод ставится в прямую связь с повторным браком.

Здесь возникает ряд вопросов. Если имеет место церковный развод супругов, то логично было бы разобраться, что представляет собой брак, который при этом Церковь аннулирует? Если это особый церковный брак, то чем он отличается от обычного? И что такое вообще брак, для которого пугающей выглядит перспектива даже “обычного” развода?

Правильнее всего будет обратиться за ответом все к той же “Социальной концепции Русской Православной Церкви”. Главная мысль, которую по отношению к церковному браку проводит “Социальная концепция”, это его некая комплементарность (дополнительность) по отношению к тому браку, который Бог установил для Адама и Евы в раю: «Христианство дополнило языческие и ветхозаветные представления о браке возвышенным образом союза Христа и Церкви <&#8230;> Для христиан брак стал не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, “таинством любви”, вечным единением супругов друг с другом во Христе» (X.2).

Таким образом, “Концепция” выделяет в браке “основной компонент”, неотъемлемый от социальной природы человека, и то дополнение к нему, которое сделало христианство, то есть повторяет общие положения христианской каноники о том, что понимание сути брака и даже его определения Церковь напрямую восприняла из языческого римского права (X.2 1 ).

Что касается общечеловеческого ядра в браке, то здесь “Социальная концепция” настаивает на полном уважении к браку нецерковному. В частности, цитируется специальное определение Священного Синода от 29 декабря 1998 года: «Неко­торые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в “невенчанном браке”, отождествляя таковой брак с блудом» (X.2). “Социальная концепция” настаивает на недопустимости подобного отношения к нецерковному браку.

Подобный оборот дела вновь неизбежно заостряет вопрос о церковном благословении брака. Каков его статус? Во всяком случае, из “Концепции” однозначно следует, что таинство венчания никак не является заключением брака; оно дает благословение уже заключенному браку. Можно ли в таком случае вести речь о церковном разводе, как это делает “Концепция”? Не правильнее ли обозначить эту процедуру как некое прекращение благословения? Налицо логическое противоречие между сущностью церковного брака, как его представляет “Концеп­ция”, и характером его прекращения, как “Концепция” его обозначает.

Следует отметить, что с понятием “брак” в церковной литературе вообще наблюдается терминологическая неопределенность. В догматической литературе под этим словом чаще всего понимается сам союз мужчины и женщины, то есть брак как состояние, социальное положение людей, состоящих в браке. В церковно-канонической литературе этим словом в основном обозначается акт вступления в брак, то есть бракосочетание. Проблематика, связанная с браком, здесь главным образом вращается вокруг вопросов о заключении брака и, соответственно, действительности его заключения.

Говорить о церковном разводе можно только в одном случае: если понятие церковного развода рассматривать внутри церковно-канонического употребления этого термина и если при этом церковный развод противопоставляется церковному браку как бракосочетанию, то есть как акту заключения брака Церковью. Если же в словесной оппозиции брак—развод под браком понимать само супружество, то это будет прямым нарушением логики, соотнесением несопоставимого.

Сегодня о церковном заключении брака говорить не приходится. Откуда же столь устойчивое понятие церковного развода, проникшее даже в “Социальную концепцию”?

Таким образом, церковный брак в Православии всегда воспринимался как Таинство благословения супругов. Понятие развода, пришедшее из гражданской судебной практики, может быть противопоставлено браку как бракосочетанию, но никак не церковному браку как сообщению благодатной помощи для супружеской жизни. Появление термина “церковный развод” в “Социальной концепции Русской Православной Церкви” нельзя объяснить иначе, как только дореволюционной инерцией. В Российской империи регистрация браков была поручена государством Церкви в лице приходских священников, а произведение разводов было доверено более высокой церковной инстанции — епархиальным консисторским судам. Единственный законный брак и единственный законный развод были церковными. Хотя подобных регистрирующих и бракоразводных инстанций в Русской Церкви сегодня не существует, инерция мышления все еще остается.

Конечно, можно было бы “простить” термину церковный развод его несовершенство, отнестись к нему как к исторической идиоме и раз и навсегда объяснить, что здесь имеется в виду лишь церковное разрешение на повторный брак. Но уж слишком много берет на себя этот термин, перенесенный из поля юриспруденции в поле церковного учения о благодати! Рано или поздно неотвратимо встает вопрос: как Церковь может разводить супругов, если вовсе не она соединила их брак? В особенности грозное звучание здесь приобретают слова Христа: итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф 19:6).

В конце концов, с точки зрения церковной практики можно было бы обосновать Таинство брака как церковное заключение брака помимо гражданского бракосочетания и параллельно с ним, поскольку церковное право отслеживает препятствия к браку, которых не знает гражданское законодательство. Но в чем смысл церковного дублирования гражданского развода? Если гражданский развод юридически прекращает брак, который и без того уже фактически распался, то что прекращает церковный развод? Пожалуй, было бы кощунственно думать, что церковный развод призван отъять от супругов некую благодать малой церкви, если брак уже не существует ни фактически, ни юридически! Благодать эта давно уже растеряна бывшими супругами в их неудачно сложившейся совместной жизни.

Итак, не церковный развод, а снятие церковного бракоблагословения! Всем понятно, почему в условиях полностью секулярной Советской России старый термин церковный развод потерял всякий смысл: и заключение брака, и его расторжение государство взяло на себя, поэтому святитель Тихон тут же переопределяет новую реалию. Термин снятие церковного бракоблагословения переносит разрыв супружеских отношений из юридического поля в поле церковной догматики. Важно также и то, что святитель Тихон связывает дезавуирование церковного благословения непосредственно с повторным венчанием. Действительно, единственный смысл снятия церковного благословения на брак заключается в перспективе повторного благословения на новый брак.

Сегодня церковный развод терминологически противостоит церковному браку как Таинству, хотя сам по себе не может дать ничего нового кроме формального разрешения на венчание нового брака. Не может он также отнять благодати Божией, которая некогда была дана супругам, но они ее не преумножили и даже не сохранили — собственно, отнимать уже нечего. Да и никому не придет в голову как-то ритуально оформлять расторжение церковного брака, поскольку это не еще одно Таинство, а только разрешение на совершение таинства браковенчания повторно.

Терминологическая проблема, которую в 1920 году по-своему решил святой Патриарх Тихон, для Русской Церкви оставалась неактуальной до принятия Устава Русской Православной Церкви в 2000 году. Седьмая глава Устава специально посвящена устройству Церковного суда, который разделяется на высшую (Архиерейский собор и Общецерковный суд) и низшую (епар­хиаль­ные суды) инстанции. Суд создан для разбора канонических нарушений и в реальности на епархиальном уровне занимается исключительно бракоразводными делами.

В частности, таковыми являются все 30 дел, рассмотренные Епархиальным судом Берлинской епархии за период с 2002 по 2005 год. Должен ли суд принимать решение о расторжении церковного брака или о снятии церковного благословения брака, некогда заключенного экс-супругами? Логика догматического учения Церкви здесь побуждает сделать выбор в пользу второй формулировки, несмотря на дореволюционную каноническую традицию.

С другой стороны, суд не может принять решения о признании недействительным Таинства брака, если оно совершено без канонических нарушений. Суд может лишь признать утратившим действенность церковное благословение, сообщенное в Таинстве венчания брака, который уже распался.

Собственно, для тех, кто просит о церковном разводе, он не может быть самоцелью. Цель — венчание нового брака. Этот факт должен стать логической основой решения суда. Тогда главный акцент будет сделан не на расторжении брака, которого Церковь не заключала, а на разрешении благословения нового брака, давать которое Церковь имеет полное право.

Кроме того, имеет смысл еще раз обратиться к общецерковному документу, который самим своим названием предполагает открытость для доработок, к “Основам социальной концепции Русской Православной Церкви”. Здесь глава X.3, посвященная разводу, вступает в терминологическое противоречие с главой X.2, посвященной браку. Если церковное благословение брака четко отделяется от брака как такового, то в отношении развода эта категориальная ясность отсутствует. Как понимать следующую формулировку “Концепции”: “если распад брака является свершившимся фактом — особенно при раздельном проживании супругов, — а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод” (X.3)? Церковный развод — это социальный факт? канонический акт церковного суда? восьмое Таинство? К сожалению, здесь “Концепция” оставляет недопустимую свободу толкований.

Брак: церковный, гражданский, нерегистрированный, далее везде?

В 80-летний период минимизированного существования Церкви при советской власти накопилось еще немало проблем церковной жизни, решение которых больше не терпит отлагательств. Среди них вопрос о том, что же считать браком. “Со­циальная концепция Русской Православной Церкви” постулирует уважение к гражданскому браку в тех формах, в которых он принят в обществе. Сегодня в цивилизованном постхристианском мире все большее распространение приобретает сожительство “фрэндов”, которое в определенных случаях приравнивается государством к браку.

Как Церкви относиться к такому нерегистрированному сожительству особенно молодых мужчины и женщины, — как к браку или как к блуду? Если в решении склониться все же в пользу брака, то где граница, при каких условиях отношения мужчины и женщины становятся браком? Что это, — совместное проживание, обоюдное решение, или что-то другое?

Для восточной традиции Православной Церкви не характерно поспешное вынесение вердиктов по всем вопросам, как это принято в Римской церкви. К догматическим и каноническим определениям Восточная церковь всегда подходила взвешенно, принимая их только тогда, когда их отсутствие явно вредит Церкви. Поэтому в отношении нерегистрированного супружества не приходится рассчитывать на скорое появление общецерковных инструкций.

Сегодня все подобные вопросы остаются на решение священников-духовников. Однако для принятия решения у них не хватает канонических оснований. Единственный выход — достаточно широкое обсуждение проблем современной жизни среди пастырей, которое выведет пастырей-духовников из замкнутости на древне-византийскую каноническую теорию, когда-то воспринятую в семинарии. Это предполагает как специальные церковно-пастырские средства массовой информации, так и живое общение на пастырских встречах и конференциях.

1См. также, напр., Протоиерей Владислав Цыпин. Брак // Православная энциклопедия. Т. VI. М., 2003. С. 146; Троицкий С., проф. Христианская философия брака. Paris. C. 175–185.

21. Общеобязательный гражданский брак; 2. Общеобязательный церковный брак; 3. Обязательное соединение того и другого; 4. Свободный выбор между тем и другим; 5. Обязательный выбор между тем и другим в зависимости от исповедания; 6. Гражданский брак по необходимости; см. Троицкий С., проф. Указ. соч. C. 172–173.

3Желтов М. С. Чин благословения брака в Церкви II–V веков // Православная энциклопедия. Т. VI. М., 2003. С. 168.

4Протоиерей Владислав Цыпин. Указ. соч. С. 148.

5Протоиерей Владислав Цыпин. Указ. соч. С. 166.

Источник:
Брак и развод
Развод — пугающее слово, одно из самых психологически нагруженных слов, которые люди употребляют в своем языке.
http://www.pravmir.ru/brak-i-razvod/

Браки и разводы

В жизни каждого человека большую роль играет семья и брак, а развод при этом может стать не только переломным моментом в личной жизни, но и причиной изменений в социальном положении. Вопреки бытующим мифам, практически всегда расторжение брака – развод, негативно отражается во всех сферах жизни. И, тем не менее, статистика браков и разводов свидетельствует о том, что более половины браков распадается, не просуществовав и десяти лет. Социологи и психологи попытались найти основные причины такого явления, с помощью статистических данных и опросов различных социальных групп состоящих в браке, но как показало исследование статистики браков и разводов, полученные результаты не могут рассматриваться однозначно, и часто противоречат действительности. По ряду причин замужество или развод далеко не всегда оформляется официально, что так же искажает показатели статистики.

В последние годы, особенно в годы экономического кризиса, отмечается тенденция к сокращению количества разводов. Казалось бы, что это должно свидетельствовать об укреплении института семьи, но социологи отмечают совсем иные причины. Ухудшение материального состояния большинства граждан делает их заложниками совместного проживания, так же отмечается, что немаловажную роль играют и жилищные проблемы. По сравнению с периодом до кризиса значительно сократились браки и разводы в России, где помимо материальных проблем отмечается демографический кризис. По количеству разводов Россия занимает первое место, второе – Белоруссия, и на третьем месте Украина. В наиболее развитых европейских странах количество браков и разводов существенно отличается. Например, Швеция занимает только 15-ое место по количеству разводов, при этом около 50% мужчин и 40% женщин не состоят в браке.

Статистика браков и разводов в Украине свидетельствует об обострении экономической ситуации, количество разводов сократилось, при этом возросло количество людей неудовлетворенных семейными отношениями. На статистические данные влияет так же распространение гражданских браков, которые не регистрируются официально.

По разным причинам многие семейные пары отдают предпочтение гражданскому браку. Выйти замуж и развестись без регистрации гораздо проще по многим причинам. Официальное расторжение брака сложнее, чем развод при гражданском браке не только по материальным причинам, но и из-за социального положения в обществе, так как в определенных кругах семейное положение влияет на репутацию.

Многие предпочитают гражданский брак после официального развода, пытаясь избежать повторения предыдущих ошибок. Так же отношения не регистрируют из-за нежелания брать на себя ответственность, из-за неуверенности в партнере или из-за финансовой нестабильности. Экономическое положение в стране является важным фактором, который влияет на увеличение количества гражданских браков.

В законодательстве Украины и России такого понятия, как гражданский брак не существует. Но, несмотря на это, статья 74 СК Украины регулирует раздел имущества при расторжении гражданского брака. При этом часть 2 ст. 21 СК указывает на отсутствие прав и обязательств между мужчиной и женщиной, если брак не зарегистрирован официально. Поэтому, вопрос о разделе имущества решается в судебном порядке, и чаще всего в пользу официального владельца имущества. Для того, что бы развод при гражданском браке не вызвал проблем, нужно оформлять совместное владение недвижимостью и другим имуществом.

Считается, что повторный брак должен быть крепче предыдущего, благодаря приобретенному опыту. Но статистика браков и разводов свидетельствует об обратном – повторные браки распадаются намного чаще. Часто негативные переживания первого брака и развода проецируются на повторный брак. Проще говоря, столкнувшись с проблемой во взаимоотношениях, возникает ожидание повторения подобных проблем с новым партнером. Например, если причиной развода стала измена супруги, то у обманутого мужа возникнет необоснованная ревность в браке с другой женщиной, что со временем может стать причиной конфликтов и недоверия друг к другу. Так же причиной нестабильности повторных браков является поспешное решение, когда партнеры сходятся не из-за духовной близости, а из-за стремления избавиться от одиночества, возникшего после развода.

По статистике женщинам выйти замуж после развода труднее, особенно после 50 лет. В то же время мужчины этого возраста нередко создают новую семью, и женятся на более молодых женщинах.

В законодательстве любой страны существует семейный кодекс, необходимый для защиты семейных отношений, а так же для регулирования вопросов, связанных с правами и обязанностями супругов по отношению друг к другу и к детям. Основной проблемой при разводе становится раздел имущества и определение обязательств по отношению к несовершеннолетним детям и детям-инвалидам.

При разделе имущества учитывается множество факторов, но разделу подлежит только имущество, приобретенное в совместном браке. Тут важно учитывать, что если отношения были расторгнуты задолго до официального расторжения брака, то все имущество, приобретенное в период раздельного проживания, так же считается совместным, и может быть разделено между супругами. Если со дня расторжения брака прошел срок исковой давности (как правило, 3 года), то право на раздел имущества аннулируется. Поэтому при разводе нельзя откладывать регулирование юридических проблем, а сразу подавать необходимые заявления для решения спорных вопросов.

Свидетельство о браке после развода может пригодиться для решения проблем, связанных с изменением фамилии, регистрацией по месту жительства и в ряде других ситуаций. Поэтому, необходимо сохранять свидетельство или копию, а так же все судебные постановления.

При подаче заявления о разводе, в большинстве случаев супругам дается время для принятия окончательного решения. Но лишь в редких случаях супруги сохраняют свой брак, развестись же решают более 90%.

В наше время зарегистрировать брак и развестись гораздо проще, чем раньше. С одной стороны это позволяет избежать страданий из-за неудовлетворительных семейных отношений, с другой стороны – это негативно влияет на ответственность при выборе партнера и часто приводит к тяжелым психологическим травмам не только для супругов, но и для детей, рожденных в несчастливом браке. В любом случае, нельзя забывать, что целью серьезных взаимоотношений является стремление к счастливой жизни в любви и гармонии, поэтому и подходить к вопросу создания семьи нужно ответственно, руководствуясь глубокими чувствами и уважением между партнерами.

Источник:
Браки и разводы
В жизни каждого человека большую роль играет семья и брак, а развод при этом может стать не только переломным моментом в личной жизни, но и причиной изменений в
http://myfundraise.ru/semejnoe-pravo/braki-i-razvody

(Visited 2 times, 1 visits today)

COMMENTS