Большой психологический словарь

Большой психологический словарь

Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко.

Большой психологический словарь.

Список сокращений и список символических обозначений. .

Тематический предметный указатель.

Общенаучные, методологические и философские понятия. .

Смежные гуманитарные науки (лингвистика, этнография и др.).

Смежные информационно-кибернетические науки. .

Смежные медико-биологические науки. .

Методы психологии и других наук (в т. ч. методы статистики). .

Возрастная психология и психология развития. .

Зоопсихология, этология и сравнительная психология.

Инженерная психология, психология труда и эргономика. .

Медицинская психология, патопсихология (см. также нейропсихология, психотерапия и

Психология ощущений и восприятия. .

Психология мышления и воображения.

Психология эмоций, мотивации и воли. .

Педагогическая психология и психологическая служба образования. .

Психолингвистика и психосемантика. .

Психология искусства, психология творчества. .

Психология сознания, поведения и личности, дифференциальная психология. .

Психотерапия и психокоррекция. .

Психофизиология и психофармакология.

Сексология и сексопатология. .

Социальная психология (в т. ч. психология общения и межличностных отношений). .

Направления, концепции, подходы и школы психологии, история психологии. .

Культурно-историческая психология и психология деятельности. .

Очень давно, почти 200 лет тому назад, французский библиофил и писатель Шарль Нодье не то с удивлением, не то с гордостью заметил: «Мы живем в эпоху словарей». Очевидно, и к счастью, эта эпоха еще не завершилась. Напротив, наблюдается устойчивый рост как общего тиража словарей, так и их тематического разнообразия. И кроме того, перефразируя Нодье, наш современник имеет повод сказать: «Мы живем в эпоху психологических словарей».

Тот же Ш. Нодье, утверждал, что «нет ничего легче, чем критиковать словарь». В общем, век словаря недолог. Старение словарей — процесс естественный и вполне позитивный. Старые словари постепенно вытесняются новыми — как правило, более полными, удобными и отражающими изменения в терминологии и содержании научного знания.

Сравним новый словарь с двумя предыдущими изданиями «Психологического словаря» (1983 и 1996), из которых новый, т. е. «Большой психологический словарь», можно сказать, вырос.

По общему количеству статей первые два издания отличаются друг от друга незначительно: 1051 в 1-м и 1069 во 2-м. Почти такое же соотношение соблюдается и по числу страниц. Но при более глубоком сравнении можно установить, что два издания различались весьма существенно. Дело в том, что из 1-го издания во 2-е не вошло почти 250 статей, около 100 статей были заново переписаны, и появилось 260 новых. В ходе этой рокировки были не только приобретения, но и жертвы. Например, в «отставку» ушли многие статьи по социальной психологии (76 статей). Произошло это не по злому умыслу составителей и редакторов словаря. По всей видимости, уважаемые социальные психологи не захотели видеть свои статьи в прежнем, даже отредактированном, виде, а стимулы для написания новых статей оказались неэффективными.

Новый словарь существенно отличается от двух предыдущих. Прежде всего, возросло общее количество статей (теперь их более 1600), объем словаря вырос вдвое, словарь стал тяжелее и дороже. Компенсированы тематические потери 2-го издания, причем следует подчеркнуть, что сделано это не за счет 1-го издания — все добавления представляют собой оригинальные тексты. При всем при этом мы отлично осознаем, что словарь еще далеко не полный.

Кроме того, радикальным изменениям подверглась структура статей словаря, благодаря чему можно говорить о совершенно новой его концепции. Во-первых, мы решили преодолеть традицию обезличенных текстов и попытались там, где это было возможно и целесообразно, указать авторов статей. Разумеется, нет необходимости подписывать мелкие статьи, которые раскрывают значение давно вошедших в научный язык вспомогательных терминов. Однако к нашему глубокому сожалению, в ряде случаев остались без подписи статьи крупные, проблемные, отражающие авторский труд по анализу, обзору и понятному изложению научного знания. Речь идет о части статей, которые мы сохранили из 1-го издания, но установить авторство которых не удалось (увы, «иных уж нет , а те далече» ).

Во-вторых, многие из читателей, имеющих дело с психологической литературой на английском языке и, что еще вероятнее, читающих переводную литературу, а тем более переводчики положительно оценят то, что для большинства терминов указаны английские эквиваленты, а нередко даны и прямые рекомендации о том, как переводить на русский язык тот или иной иностранный термин. Эта информация будет также полезна студентам-психологам в процессе изучения ими английской психологической лексики. Мы надеемся, что таким образом наш словарь поможет очистить язык отечественной науки от массы ненужных неологизмов, придуманных переводчиками, которые не имеют необходимого знания психологии и ее языка.

В-третьих, заново разработана и тщательно выверена система перекрестных ссылок между статьями. Это дает возможность читателю получить при желании огромную дополнительную информацию по каждому вопросу, а также найти в словаре значительно больше понятий и терминов, чем существует самих статей.

В-четвертых, возможно, для многих покажется необычным и оригинальным то, что некоторые статьи имеют дополнения, написанные либо редакторами, либо привлеченными авторами. На самом деле, эта вполне корректная и уважительная по отношению к авторам первоначальных статей форма совершенствования их содержания, в сущности, восстанавливает традицию фундаментальных словарей типа Нового энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона.

Наконец, немаловажное преобразование следует отметить в идеологическом раскрепощении тематики и смыслового содержания статей, отражающем ситуацию в современной отечественной и мировой психологии. Лучше всего эту особенность иллюстрирует следующая тенденция. В издании «Психологического словаря» 1983 г. объем статьи «Рефлекс» вдвое превышала объем статьи «Психика», в издании 1996 г. это соотношение изменено в пользу «Психики», в новом словаре появились такие статьи, как «Душа» и «Дух».

Психологический словарь впервые был издан в 1983 г. Инициатива его создания принадлежала Анатолию Александровичу Смирнову 1 (1894-1980), который в 1960-е гг. организовал небольшую группу энтузиастов во главе с Николаем Ивановичем Жинкиным (1893-1979) для составления словника и работы над словарем. Таким образом, работа над ним продолжалась более 20 лет. Не только А. А. Смирнову и Н. И. Жинкину, но и многим авторам, в числе которых Б .

М . Теплов , П . А . Шеварев , А . Р . Лурия , А . Н . Леонтьев , А . В . Запорожец , П . И . Зинченко , Л . И .

Божович , Н . А . Менчинская и др., не довелось дожить до выхода его в свет. Сейчас трудно сказать, почему Словарь не был издан на рубеже 1960-1970-х гг. К нему вернулось по настоянию того же А. А. Смирнова другое поколение психологов. Основу словаря сохранили, она была достаточно добротной.

Рубинштейна , А. А. Смирнова, Б. М. Теплова, Д . Н . Узнадзе , Г . И . Челпанова , Г . Г . Шпета , Д . Г .

Элькина , Д . Б . Эльконина и В . В . Давыдова , практически нет. Этим наследием опасно пренебрегать. Ветви без корней чахнут. Память дана, чтобы помнить, в том числе и о том, в какое время жили и творили названные ученые. Они создали свою эпоху в развитии отечественной психологии, которая продолжается, правда, не в коллективном сознании психологии, а в индивидуальном. Может быть, это и неплохо. Стадный инстинкт в науке губителен. Вопреки представлениям А. Н. Леонтьева, психология развивается не в ствол, а в куст. Возникли многие новые точки приложения ее усилий, академическая психология ушла в тень, наступила «методологическая передышка», исчезли «концептоманы» и «психодигматики», теоретические изыски оказались не в чести. Прошла пора, когда «каждый сам себе Выготский», как заметила как-

1 Здесь и далее в словаре курсивом выделяются слова и словосочетания (при их первом вхождении в данную статью), которые являются заголовками других словарных статей.

то Б. В. Зейгарник. И вместе со всем этим появилось новое разнообразие, которое делает психологию более устойчивой, чем прежде.

Б . Г . Мещеряков , В . П . Зинченко

Адлер А., Ананьев Б. Г., Анохин П. К., Аристотель, Ах Н.

Басов М. Я., Бахтин М. М., Беркли Дж., Берн Э., Бернштейн Н. А., Бехтерев В. М., Бине А., Блонский П. П., Божович Л. И., Брентано Ф., Брушлинский А. В., Бэкон Ф., Бэн А., Бюлер К., Бюлер Ш.

Вертгеймер М., Вивес Х.-Л., Вундт В., Выготский Л. С.

Гальперин П. Я., Гартли Д., Геллерштейн С. Г., Гельмгольц Г., Гербарт И. Ф., Гоббс Т.

Давыдов В. В., Декарт Р., Демокрит, Джемс У., Дильтей В.

Жане П., Жинкин Н. И.

Занков Л. В., Запорожец А. В., Зейгарник Б. В., Зинченко П. И.

Кабанис П.-Ж.-Ж., Кавелин К. Д., Кант И., Капп Э., Кассирер Э., Келлер Е., К?лер В., Келли Дж., Кондильяк Э. Б., Корнилов К. Н., Корчак Я., Кюльпе О.

Ладыгина-Котс Н. Н., Ламетри Ж. О., Леви-Брюль Л., Левин К., Левина Р. Е., Лейбниц Г. В., Леонтьев А. Н., Лисина М. И., Локк Дж., Ломов Б. Ф., Лурия А. Р.

Мамардашвили М. К., Маслоу А., Мейман Э., Менчинская Н. А., Милль Дж. Ст., Морозова Н. Г., Мюнстерберг Г.

Небылицын В. Д., Нюттен Ж.

Павлов И. П., Пиаже Ж., Платон, Пономарев Я. А.

Роджерс К. Р., Рубинштейн М. М., Рубинштейн С. Л.

Сеченов И. М., Скиннер Б. Ф., Славина Л. С., Смирнов А. А., Спиноза Б.

Теплов Б. М., Титченер Э. Б., Тихомиров О. К., Толмен Э. Ч.

Узнадзе Д. Н., Уотсон Дж., Ухтомский А. А., Ушинский К. Д.

Фехнер Г. Т., Флоренский П. А., Франкл В., Фрейд З., Фромм Э.

Халл К. Л., Холл С., Хорни К.

Шпет Г. Г., Шпильрейн И. Н.

Щедровицкий Г. П.

Эббингауз Г., Элькин Д. Г., Эльконин Д. Б., Эпикур, Эренфельс Х., Эриксон Э.

Юдин Э. Г., Юм Д., Юнг К. Г.

Авдеева Н. Н., Анцыферова Л. И., Арсеньев А. С., Асеев В. Г., Асмолов А. Г., Ахутина Т. В., Басина Е. З., Барабанщиков В. А., Бардин К. В., Борисова Е. М., Бугрименко Е. А., Веклерова Х. М., Величковский Б. М., Вилюнас В. К., Володин А. А., Вучетич Г. Г., Гаврилова Т. П., Галигузова Л. Н., Гатина С. В., Глозман Ж. М., Говоркова А. Ф., Годовикова Д. Б., Гордеева Н. Д., Гордон В. М., Гуревич К. М., Гурова Л. Л., Гуружапов В. А., Гущин Ю. В., Давыдов В. В., Дергачева О. Е., Дилигенский Г. Г., Дмитриева М. А., Додонов Б. И., Дружинин В. Н., Дубровина И. В., Дубровинская Н. В., Дьяченко О. М., Егорова М. С., Еникеев Б. Н., Ениколопов С. Н., Ермолаева-Томина Л. Б., Ждан А. Н., Жинкин Н. И., Заваденко Н. Н., Забродин Ю. М., Завалишина Д. Н., Задорожнюк И. Е., Зараковский Г. М., Зимняя И. А., Зинченко В. П., Зинченко Т. П., Зыков С. А., Измайлов Ч. А., Ильина Г. Н., Ильясов И. И., Исенина Е. И., Каганов Ю. Т., Калита Н. Г., Капица М. С., Каримский А. М., Катаева А. А., Климов Е. А., Конопкин О. А., Корнеев А. А., Корсакова Н. К., Кринчик Е. П., Кроль

Список сокращений и список символических обозначений.

А — ангстрем (десятая часть нанометра; см. нм) амер. — американский (относящийся к США) АМН — Академия мед. наук АН — Академия наук англ. — английский

букв. — буквально, буквальный (смысл) в. — век в т. ч. — в том числе

г — грамм (основная единица массы) г., гг. — год, годы г. о. — главным образом

гос. — государственный греч. — греческий

Гц — герц (единица частоты периодических колебаний; 1 Гц соответствует частоте колебаний, период которых равен 1 с)

дБ — децибел (см. статью Децибел ) дн — день, дни др. — другие (другой, другая)

изд. — издание ин-т — институт

и т. д. — и так далее

и т. п. — и тому подобное кг — килограмм к.-л. — какой-либо Л. — Ленинград лат. — латинский М. — Москва

м — метр (основная единица длины) мед. — медицинский межд. — международный мес — месяц мин — минута

мк — микрон (то же, что и мкм)

мкВ — микровольт мкм — микрометр (единица длины, равная миллионной доли метра)

МКО — Международная комиссия по освещению мм — миллиметр (единица длины, равная тысячной доли метра)

мс — миллисекунда (единица длительности, равная тысячной доли секунды) напр. — например нач. — начало нед — неделя нем. — немецкий

нит — прежнее название единицы яркости светящейся поверхности: канделы на квадратный метр

нм — нанометр (единица длины, равная миллиардной доли метра) н. с. — нервная система (см. также ц. н. с.)

н. э. — наша эра ок. — около (приблизительно)

отрицат. — отрицательный пол. — половина проч. — прочее

против. — противоположный ред. — редактор, редакция рис. — рисунок рос. — российский рус. — русский

с — секунда (основная единица длительности) сб. — сборник син. — синоним(ы)

след. — следующий см — сантиметр

см. — смотрите (указанную далее словарную статью) собр. — собрание сов. — советский

сокр. — сокращенно, сокращенный, сокращение соч. — сочинение, сочинения СПб. — Санкт-Петербург

ср. — сравните (с указанным далее понятием) сут — сутки т., тт. — том, тома

т. д. — (и) так далее т. е. — то есть т. зр. — точка зрения т. к. — так как

т. н. — так называемый т. о. — таким образом т. п. — (и) тому подобное т. ч. — (в) том числе тыс. — тысяча

угл. град — угловые градусы угл. мин — угловые минуты ун-т — университет уч-ся — учащийся, учащиеся

фр. — французский ц. н. с. — центральная нервная система ч. — час

°C — градусы по шкале Цельсия

°, угл. град. — угловые градусы (напр., 5°; 30 угл. град.) ‘, угл. мин. — угловые минуты (напр., 5’; 30 угл. мин.) % — проценты

/ — символ математической операции деления (отношения)

Курсивом выделялись слова и словосочетания (при первом их появлении в данной статье), которые являются заголовками других словарных статей.

Кроме того, курсивом выделялись иностранные слова в этимологических пояснениях к терминам, а также буквенные обозначения звуков (фонем) и примеры вербального материала (напр., поговорки, вербальные ошибки и т. д.).

Жирный шрифт использовался только для смыслового выделения, т. е. для выделения ключевых слов в статье.

АА (или Эй. Эй., от англ. АА — Alcoholic Anonymous — Анонимные Алкоголики) — добровольное «содружество мужчин и женщин, которых объединяет опыт, воля и общее желание бороться с алкоголизмом и помогать в этом другим». АА — непрофессиональные, неформальные психотерапевтические группы само- и взаимопомощи.

АА возникли в США в 1935 г. Инициатором выступил бизнесмен, который сам пытался бросить пить и на собственном опыте понял, что гораздо легче переносить абстинентный синдром , помогая др. сделать то же самое. Движение охватило свыше 1 млн человек более чем из 110 стран и в конце 1980-х гг. стало проникать в Россию. Многие медики, психотерапевты и психологи позитивно оценивают АА. Амер. ассоциация врачей в 1967 г. признала членство в группах самым эффективным методом лечения алкоголизма.

АА — свободное сообщество: нет ни четкой структуры (каждая группа действует самостоятельно); ни центрального руководства (только некоторая координация); ни процедуры вступления (достаточно желать бросить пить и посещать встречи группы); ни каких бы то ни было взносов (только добровольные пожертвования), ни обязательности посещения собраний. Члены

АА различаются по полу, возрасту, национальности, семейному, имущественному, социальному положению, вероисповеданию, алкогольному стажу и пр., объединяет их лишь общий подход к проблеме алкоголизма. Алкоголизм рассматривается как прогрессирующая болезнь, которую нельзя излечить, но при сильном желании можно купировать.

— не пить «сегодня». АА знают, что практически всегда существует опасность рецидива («срыва»). 4. Психотерапевтический эффект группы является следствием того, что каждый АА, борясь с собственной тягой к алкоголю, стремится помочь другим. Общность проблем и интересов приводят к обмену опытом, взаимной поддержке. Кроме того, собираясь вместе, развлекаясь, знакомясь семьями, АА тем самым образуют «безалкогольный микросоциум» в «алкогольном мире». 5. Принципы АА кратко и доступно сформулированы в «12 заповедях» и «12 традициях», а

подробно — в ряде книг («Alcoholics Anonymous», «Twelve Steps and Twelve Traditions», «The AA

Way of Life» и др.), специальном журнале, многочисленных брошюрах. См. также Ал-Анон , Алатин . (И. А. Мещерякова.)

АБАЗИЯ (от греч. а — отрицат. частица + basis — ходьба) — нарушение способности ходить при сохранности др. движений ног; встречается чаще при истерии. Ср. Астазия .

АБЕРРАЦИЯ (от лат. aberratio — уклонение) — явление, заключающееся в том, что световые лучи, испускаемые точечным источником света, после прохождения через линзу не пересекаются в одной точке, а дают расплывчатое изображение. При сферической А. лучи света, прошедшие через периферическую часть линзы, собираются в фокус ближе за линзой (в человеческом глазе

— за хрусталиком), чем лучи, прошедшие через центральную часть линзы. При хроматической А. фокус коротковолновых лучей спектра (сине-фиолетовых) находится ближе фокуса длинноволновых (красно-оранжевых). В глазу человека существует как сферическая, так и хроматическая А. См. также Оптическая система глаза .

АБЕРРАЦИЯ ПОЛОВАЯ — см. Половые извращения .

АБОРИГЕНЫ (от лат. ab origine — от начала) — коренные жители страны (местности), обитающие в ней с давних пор (раньше др. известных народов). Син. автохтоны.

АБСОЛЮТНАЯ ШКАЛА (англ. absolute scale ) — вариант шкалы, предназначенный для измерения непрерывных свойств объекта, для которой выполняются все 4 типа отношений между числами и объектами: 1) эквивалентность, 2) порядок, 3) равенство интервалов и 4) равенство отношений. А. ш. имеет единственную нулевую точку, относительно которой определяются все остальные шкальные значения. Пример А. ш. в физике — Кельвиновская шкала температур; пример А. ш. в психофизике — шкала светлот в брилях. См. Измерения в психологии . (Ч. А. Измайлов.)

АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ (англ. absolute threshold ) — вид сенсорного порога . Как понятие классической психофизики , А. п. — это величина раздражителя, который вызывает едва заметное ощущение . С учетом статистического характера связи между раздражителем и ощущением (реакцией) можно также сказать, что А. п. — это такая величина раздражителя, при которой ощущение (или ответная реакция) возникает с определенной частотой (обычно 50%). Для определения А. п. в классической психофизике разработан ряд методов: метод постоянных раздражителей , метод минимальных изменений , метод средней ошибки (метод установки) и др. См. также Пороги ощущений , Порог терминальный . (Б. М.)

АБСОЛЮТНЫЙ СЛУХ (англ. absolute pitch , perfect pitch ) — способность правильно определять (называть) и воспроизводить голосом высоту отдельных звуков без соотнесения их с др. звуками, высота которых известна.

А. с. — это не абсолютное развитие музыкального слуха вообще, а особая форма восприятия звуков. Лица без А. с. при определенных условиях могут хорошо узнавать высоту тонов, напр., сравнивая заданный звук с самым высоким или самым низким звуком собственного голоса (т. н. псевдоабсолютный слух). Лица с А. с. могут узнавать и правильно называть музыкальные тоны без вспомогательных звуковысотных отношений и «внутреннего пения».

По данным исследователей, время определения высоты звуков у людей с А. с. значительно короче, чем у не обладающих этой способностью (от 0,4 до 0,7 с у первых и несколько секунд у вторых). Точность А. с. максимальна в средних регистрах и минимальна в крайних.

Различают пассивный А. с, когда испытуемый правильно определяет высоту слышимого звука, но не может воспроизвести ее голосом по заданному названию, и активный А. с, когда он может и называть, и воспроизводить звуки по их высоте.

А. с. обычно обнаруживается в раннем школьном, иногда в дошкольном возрасте.

АБСТИНЕНТНЫЙ СИНДРОМ, АБСТИНЕНЦИЯ (англ. abstinence syndrome ; от лат. abstinentia —

воздержание; умеренность) — синдром психических и физиологических расстройств, вызванных резким и полным отказом от употребления алкоголя, наркотиков или токсических веществ, к которым ранее была выработана физическая зависимость. Син. (разговорный) ломка. Абстинент

— человек, сознательно воздерживающийся от приема веществ, к которым у него имеется физическая зависимость; или больной, страдающий А. с. См. Аддиктивное поведение ,

АБСТРАГИРОВАНИЕ (англ. abstracting ) — (в логике) мысленное выделение, вычленение некоторых элементов конкретного множества и отвлечение их от прочих элементов данного множества. В качестве исходного множества для А. может выступать множество свойств (предмета, группы предметов), множество предметов, множество процессов, множество событий и т. п. Напр., в общей психологии абстрагируют общие психологические свойства от индивидуальнопсихологических особенностей (см. Индивидуально-психологические различия ). Психология в целом основана на А. психических свойств, психических процессов, психических состояний от

Источник:
Большой психологический словарь
Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко. Большой психологический словарь. Список сокращений и список символических обозначений. . Тематический предметный указатель.
https://studfiles.net/preview/4514659/

Большой психологический словарь — Мещеряков Б

Большой психологический словарь — Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П.

В нем более 1600 статей и более 160 отечественных авторов. Объем словаря по сравнению с предыдущими изданиями (`Психологический словарь`, 1983, 1996) вырос вдвое. Словарь построен принципиально по-новому: каждая статья публикуется в авторской редакции; для большинства терминов указаны английские эквиваленты. Введена новая система перекрестных ссылок, поэтому появилась возможность найти значительно большее количество понятий и терминов, чем количество самих статей. Многие статьи, как принято в традиции фундаментальных словарей, имеют дополнения, написанные либо редакторами, либо привлеченными авторами.

И, наконец, главное — словарь адекватно отражает ситуацию в современной отечественной и мировой психологии.

Очень давно, почти 200 лет тому назад, французский библиофил и писатель Шарль Нодье не то с удивлением, не то с гордостью заметил: «Мы живем в эпоху словарей». Очевидно, и к счастью, эта эпоха еще не завершилась. Напротив, наблюдается устойчивый рост как общего тиража словарей, так и их тематического разнообразия. И кроме того, перефразируя Нодье. наш современник имеет повод сказать: «Мы живем в эпоху психологических словарей».

В том. что хорошие психологические словари нужны и полезны многим и многим, вряд ли можно сомневаться. Они нужны и самим психологам (преподавателям, исследователям, практикам), и студентам, и широкому кругу специалистов из других областей человекознания. и далеко за его пределами. К тому же эти словари, смеем утверждать, отвечают непрофессиональным интересам читающей и думающей публики, для которой психологическое

знание стало источником и средством удовлетворения познавательных потребностей, духовного развития, душевного равновесия. Судя по быстроте, с какой исчезают психологические словари с прилавков, они относятся к предметам, хотя и не первой необходимости, но повышенного спроса. Потребность в словаре велика еще и потому, что в нашем Отечестве первый и последний фундаментальный университетский учебник психологии был издан более 60 лет тому назад. Конечно. «Основы общей психологии» С. Л. Рубинштейна не утратили своей актуальности и сегодня, но все же время — вещь неумолимая.

Список авторов. 6

Список сокращений и список символических обозначений. 7

Источник:
Большой психологический словарь — Мещеряков Б
Скачать бесплатно pdf, djvu и купить бумажную книгу: Большой психологический словарь. Автор: Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. 2003. Эту книгу многие студенты и преподаватели называют главной психологической книгой в стране, потому что хороший словарь — основа как для теоретических исследований, так и для практической работы. Эта книга выдержала проверку временем. Перед вами самое последнее издание знаменитого словаря. В нем более 1600 статей и более 160 отечественных авторов. Объем словаря по сравнению с предыдущими
http://nashol.com/2011062256710/bolshoi-psihologicheskii-slovar-mescheryakov-b-g-zinchenko-v-p.html

Психологический словарь (стр

Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко

Список сокращений и список символических обозначений

Тематический предметный указатель.

Общенаучные, методологические и философские понятия.

Смежные гуманитарные науки (лингвистика, этнография и др.).

Смежные информационно-кибернетические науки.

Смежные медико-биологические науки.

Методы психологии и других наук (в т. ч. методы статистики).

Возрастная психология и психология развития.

Зоопсихология, этология и сравнительная психология.

Инженерная психология, психология труда и эргономика.

Медицинская психология, патопсихология (см. также нейропсихология, психотерапия и психокоррекция).

Психология ощущений и восприятия.

Психология мышления и воображения.

Психология эмоций, мотивации и воли.

Педагогическая психология и психологическая служба образования.

Психолингвистика и психосемантика.

Психология искусства, психология творчества.

Психология сознания, поведения и личности, дифференциальная психология.

Психотерапия и психокоррекция.

Психофизиология и психофармакология.

Сексология и сексопатология.

Социальная психология (в т. ч. психология общения и межличностных отношений).

Направления, концепции, подходы и школы психологии, история психологии.

Культурно-историческая психология и психология деятельности.629

Очень давно, почти 200 лет тому назад, французский библиофил и писатель Шарль Нодье не то с удивлением, не то с гордостью заметил: «Мы живем в эпоху словарей». Очевидно, и к счастью, эта эпоха еще не завершилась. Напротив, наблюдается устойчивый рост как общего тиража словарей, так и их тематического разнообразия. И кроме того, перефразируя Нодье, наш современник имеет повод сказать: «Мы живем в эпоху психологических словарей».

Тот же Ш. Нодье, утверждал, что «нет ничего легче, чем критиковать словарь». В общем, век словаря недолог. Старение словарей — процесс естественный и вполне позитивный. Старые словари постепенно вытесняются новыми — как правило, более полными, удобными и отражающими изменения в терминологии и содержании научного знания.

Сравним новый словарь с двумя предыдущими изданиями «Психологического словаря» (1983 и 1996), из которых новый, т. е. «Большой психологический словарь», можно сказать, вырос.

По общему количеству статей первые два издания отличаются друг от друга незначительно: 1051 в 1-м и 1069 во 2-м. Почти такое же соотношение соблюдается и по числу страниц. Но при более глубоком сравнении можно установить, что два издания различались весьма существенно. Дело в том, что из 1-го издания во 2-е не вошло почти 250 статей, около 100 статей были заново переписаны, и появилось 260 новых. В ходе этой рокировки были не только приобретения, но и жертвы. Например, в «отставку» ушли многие статьи по социальной психологии (76 статей). Произошло это не по злому умыслу составителей и редакторов словаря. По всей видимости, уважаемые социальные психологи не захотели видеть свои статьи в прежнем, даже отредактированном, виде, а стимулы для написания новых статей оказались неэффективными.

Новый словарь существенно отличается от двух предыдущих. Прежде всего, возросло общее количество статей (теперь их более 1600), объем словаря вырос вдвое, словарь стал тяжелее и дороже. Компенсированы тематические потери 2-го издания, причем следует подчеркнуть, что сделано это не за счет 1-го издания — все добавления представляют собой оригинальные тексты. При всем при этом мы отлично осознаем, что словарь еще далеко не полный.

Кроме того, радикальным изменениям подверглась структура статей словаря, благодаря чему можно говорить о совершенно новой его концепции. Во-первых, мы решили преодолеть традицию обезличенных текстов и попытались там, где это было возможно и целесообразно, указать авторов статей. Разумеется, нет необходимости подписывать мелкие статьи, которые раскрывают значение давно вошедших в научный язык вспомогательных терминов. Однако к нашему глубокому сожалению, в ряде случаев остались без подписи статьи крупные, проблемные, отражающие авторский труд по анализу, обзору и понятному изложению научного знания. Речь идет о части статей, которые мы сохранили из 1-го издания, но установить авторство которых не удалось (увы, «иных уж нет, а те далече»).

Во-вторых, многие из читателей, имеющих дело с психологической литературой на английском языке и, что еще вероятнее, читающих переводную литературу, а тем более переводчики положительно оценят то, что для большинства терминов указаны английские эквиваленты, а нередко даны и прямые рекомендации о том, как переводить на русский язык тот или иной иностранный термин. Эта информация будет также полезна студентам-психологам в процессе изучения ими английской психологической лексики. Мы надеемся, что таким образом наш словарь поможет очистить язык отечественной науки от массы ненужных неологизмов, придуманных переводчиками, которые не имеют необходимого знания психологии и ее языка.

В-третьих, заново разработана и тщательно выверена система перекрестных ссылок между статьями. Это дает возможность читателю получить при желании огромную дополнительную информацию по каждому вопросу, а также найти в словаре значительно больше понятий и терминов, чем существует самих статей.

В-четвертых, возможно, для многих покажется необычным и оригинальным то, что некоторые статьи имеют дополнения, написанные либо редакторами, либо привлеченными авторами. На самом деле, эта вполне корректная и уважительная по отношению к авторам первоначальных статей форма совершенствования их содержания, в сущности, восстанавливает традицию фундаментальных словарей типа Нового энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона.

Наконец, немаловажное преобразование следует отметить в идеологическом раскрепощении тематики и смыслового содержания статей, отражающем ситуацию в современной отечественной и мировой психологии. Лучше всего эту особенность иллюстрирует следующая тенденция. В издании «Психологического словаря» 1983 г. объем статьи «Рефлекс» вдвое превышала объем статьи «Психика», в издании 1996 г. это соотношение изменено в пользу «Психики», в новом словаре появились такие статьи, как «Душа» и «Дух».

Психологический словарь впервые был издан в 1983 г. Инициатива его создания принадлежала Анатолию Александровичу Смирнову [1] (1894-1980), который в 1960-е гг. организовал небольшую группу энтузиастов во главе с Николаем Ивановичем Жинкиным (1893-1979) для составления словника и работы над словарем. Таким образом, работа над ним продолжалась более 20 лет. Не только А. А. Смирнову и Н. И. Жинкину, но и многим авторам, в числе которых Б. М. Теплов, П. А. Шеварев, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, Л. И. Божович, Н. А. Менчинская и др., не довелось дожить до выхода его в свет. Сейчас трудно сказать, почему Словарь не был издан на рубеже 1960-1970-х гг. К нему вернулось по настоянию того же А. А. Смирнова другое поколение психологов. Основу словаря сохранили, она была достаточно добротной.

Источник:
Психологический словарь (стр
Тематический предметный указатель, общенаучные, методологические и философские понятия. Смежные информационно-кибернетические науки, возрастная психология и психология развития. Психология ощущений и восприятия, психология эмоций и мотивация воли.
http://mirznanii.com/a/199009/psikhologicheskiy-slovar

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES