Биологический образ жизни

Биологические преимущества и недостатки группового образа жизни

Биологические преимущества и недостатки группового образа жизни

Изучение эффективности функционирования ассоциаций животных показывает, что коллективная жизнь имеет неоспоримые преимущества для выживания и процветания многих видов.

Для некоторых видов жизнь в одиночку вообще невозможна. В природе встречаются животные, которые коллективно создают для себя нужную среду обитания. Так, например, мелкие рачки дафнии обитают во всех типах водоемов только в виде многочисленных скоплений. Скопление рачков выделяет во внешнюю среду вещества с основными (щелочными) свойствами. Поэтому водная среда внутри и вокруг скопления всегда слабокислая. В щелочной среде рачки погибают. Одиночная особь не в состоянии создать для себя необходимое значение pH воды; это по силам лишь группе рачков. Поэтому коллективный образ жизни дафний — это обязательное условие процветания данного рода животных, их повсеместного распространения.

Другой пример вынужденной общественной жизни приведем из класса насекомых — это будет плодовая мушка дрозофила. Эти существа не способны к жизни в одиночку. Дело в том, что личинки плодовых мух в природе развиваются только на рыхлой питательной среде (гниющие фрукты, овощи). Одиночная личинка не в состоянии подготовить для себя среду обитания — взрыхлить субстрат, на который отложены яйца. Это по силам только скоплению личинок дрозофилы. Поэтому одиночное яйцо, в какую бы питательную среду оно ни было бы отложено, обречено на гибель.

Индивидуум в составе ассоциации получает высокий уровень личной физической безопасности.

Хищнику труднее поймать отдельное животное в составе группы по сравнению с индивидуумом, ведущим одиночный образ жизни.

В отсутствие опасности стая имеет рыхлую структуру. Отдельные особи держатся на достаточном удалении друг от друга. Это позволяет животным расширить фронт кормления. При возникновении опасности стая преобразуется. Животные формируют плотное ядро, к которому хищнику сложно подобрать ключи.

Чем беззащитнее животное, тем большую потребность затеряться в группе оно испытывает. Чем монолитнее группа, тем меньший интерес она вызывает у хищника. Атака с его стороны последует лишь в случае, когда кто-то из группы по каким-то причинам отделится от основного ядра.

Опытный охотник не нападает на все стадо, а старается прежде отбить, отделить от группы какую-то выделяющуюся на общем фоне особь (хромое животное, неокрепший молодняк, отстающее от группы старое ослабевшее животное). Наблюдения за поведением хищников и стадных копытных животных свидетельствуют, что хищники большую часть своей жизни остаются голодными. Охота за стадными животными отнимает много физических сил и имеет низкую результативность. Так, самое быстрое наземное животное — гепард — добивается успеха лишь в одной из десяти попыток. В 90% случаев коллективные животные тактически переигрывают хищника.

Однако и в случае потери группой одной особи стадо не утрачивает жизнеспособности. Как правило, хищнику достаются не самые нужные члены сообщества. Гораздо чаще жертва уже создавала проблемы группе. Поэтому избавление от больного или старого члена стада — своеобразное благо для большинства. Совершенно справедливо утверждение о том, что хищники выполняют санитарную роль, способствуют оздоровлению стада.

Еще К. Лоренц обратил внимание на то, что в клетке или в вольере поймать одиночную птицу проще, чем поймать ту же особь в тех же условиях, но в составе стаи. С этой проблемой сталкивается лисица и хорь в курятнике, волк при встрече с табуном.

Д. В. Радакова изучала стайное поведение молоди рыб и подтвердила, что в группе животные получают качественно новый и более высокий уровень безопасности. Стая кефали весьма эффективно уклоняется от нападок хищников (горбыль, сарган). В то же время кефаль-одиночка при встрече с горбылем или сарганом обречена на гибель.

Похожие отношения характерны и для других видов рыб. За единицу времени ставрида ловит разное количество атерины. Причем доступность пищи для хищника имеет обратно пропорциональную связь с ее количеством. Чем многочисленнее стая атерины, тем ниже результативность охоты ставриды.

В начале лета на пересыхающих лужах вдоль полевых дорог можно наблюдать большие скопления бабочек — капустниц, лимонниц, пестрянок и др. Птицы редко нападают на эти скопления. Однако если в сырых местах появляются три-пять бабочек, то обязательно находится птица, которая периодически наведывается в это место и методично поодиночке ловит этих бабочек.

Мирные в обычной жизни копытные при возникновении опасности проявляют сплоченность и смело атакуют хищника. Так ведут себя овцы при приближении к ним собаки или лисицы. Так поступают бизоны и зубры в случае приближения к ним стаи волков. Причем коллективные действия мирных животных имеют желаемый результат. Как правило, хищник (лиса, шакал, волк) не рискует нападать на группу сплотившихся животных. Даже львы отступают под напором коллективных угроз буйволов, зебр и антилоп. А стая опытных гусей может задать хорошую трепку молодой лисе.

Таким образом, объединение животных в группы гарантирует индивидууму то, что в одиночку ему недоступно — защиту от хищника. Конечно, группа не дает стопроцентную гарантию безопасности всем своим членам. Но вероятность гибели от хищника у отдельных животных в составе группы значительно ниже, чем у одиночки.

Каковы же причины внешне парадоксального явления — низкой результативности охоты хищника на группу животных и высокой жизнеспособности ассоциации животных? Их несколько.

Во-первых, на охоте хищник может сконцентрировать свое внимание на ограниченном пространстве. Стая занимает такое пространство, которое выходит за пределы, внимания хищника. Схватить и удержать стаю как объект охоты хищник не в состоянии. При нападении на стаю последняя просто рассыпается пополам. И хищнику достается пустота. Поэтому за стаей гоняются только молодые хищники, которые, однако, довольно скоро понимают безнадежность этого занятия. Опытные охотники сил и времени на это не тратят.

Во многих случаях специфическая окраска отдельных особей в составе ассоциации представляет для хищника дополнительную трудность. Например, в составе стада полосатых зебр чрезвычайно трудно произвести дифференциацию отдельной особи, поскольку полосы отдельных животных сливаются и превращают группу движущихся животных в своеобразное абстрактное полотно.

Другим примером, наглядно подтверждающим факт повышенной индивидуальной безопасности животного в составе ассоциации, служит все та же зебра. Яркая полосатая окраска тела этого животного привлекает внимание хищника, когда зебра отделяется от стада. Но в составе стада ту же особь обнаружить чрезвычайно трудно.

В-третьих, группа животных раньше замечает опасность по сравнению с животным-одиночкой. Для того, чтобы не проглядеть приближение хищника, животное, ведущее одиночный образ жизни, должно быть постоянно начеку. В группе внимательных глаз и ушей много. Для предупреждения соплеменников о потенциальной опасности достаточно и одной особи в группе животных. Сигналы тревоги относятся к категории стимулов, имеющих первостепенную биологическую значимость. Поэтому они являются приоритетными и воспринимаются всеми членами сообщества с мгновенно запускаемыми защитно-оборонительными поведенческими стереотипами. Следовательно, в группе у отдельных особей высвобождается время на другие формы поведения — отдых, питание, размножение и пр.

В сложных ситуациях решение проблемы возлагается на опытного и сильного вожака и на коллективный опыт. Заблудившаяся в ненастье отара овец, табун лошадей или стая индеек скорее находят путь домой по сравнению с потерявшимися одиночками.

Стрессированность животных в группе ниже. Группе животных легче выбраться из снежного заноса или зарослей, поскольку коллективно животные в состоянии пробить тоннель в преграде, непреодолимой для одиночного животного.

Наконец, имеет место чисто психологическое давление группы пусть даже мирных животных на хищника. Орнитологи давно подметили распространенное в классе птиц явление психологического подавления одиночного хищника группой мелких птиц, которое получило название мобинга. Частенько можно видеть, как группа ласточек из 3-5 особей приводит в жалкое состояние ястреба или ворону.

Групповой образ жизни облегчает поиск кормных мест и миграцию к ним. В этом животным также помогает как личный опыт вожаков, так и коллективный опыт всего сообщества.

Еще одно преимущество жизни в группе — облегчение процесса воспроизводства. Коллективные животные не тратят силы и время на поиск полового партнера. Самцы держат под постоянным контролем физиологическое состояние самок. Поэтому неплодотворные половые циклы у половозрелых физически здоровых самок при жизни в группе исключены.

Наконец, групповой образ жизни предполагает коллективный характер научения молодняка. Новорожденные в стаде быстро начинают подражать старшим и рано приобретают необходимый личный опыт. Справедливости ради надо отметить, что у коллективных животных облегчен лишь процесс облигатного научения. В группе молодняку всегда доступны такие методы научения, как подражание старшим, реакция следования.

Стадо может быть хорошей защитой отдельным ее членам и от неблагоприятных климатических факторов — холодов, жары и ветра. В Антарктиде полярники наблюдают забавные скопления пингвинов, которые медленно перемещаются, за что получили название черепахи, поскольку именно аналогии с медленно ползущей черепахой возникают при наблюдении за пингвинами со стороны. Стая, подгоняемая сильными порывами ледяного ветра, медленно кочует вследствие того, что птицы с наветренной стороны скопления поочередно переходят на подветренную сторону, где от ветра их защищают тела сотоварищей.

С целью защиты от смертельного холода образуют стада якутские аборигенные лошади и крупный рогатый скот, которые в зимнее время тебенюют в тайге. Эти породы хорошо приспособлены к жизни в суровых условиях Сибири и не нуждаются в животноводческих помещениях, как их более окультуренные соплеменники, например, европейские породы лошадей и крупного рогатого скота. В холодную погоду якутские животные образуют плотное ядро, куда прежде всего допускаются беременные самки и молодняк. Внешние ряды животных кружат вокруг ядра, уходя с наветренной холодной стороны на подветренную или в центр скопления животных. Дополнительно стадо становится защищенным от ветра и тем, что, кружа вокруг ядра, животные утаптывают и даже частично плавят снег. В конце концов стадо оказывается в своеобразном снежном котловане, который служит животным защитой от ветра.

Такие скопления лошадей и крупного рогатого скота пастухи контролируют на большом расстоянии, поскольку над животными образуются облака пара, хорошо видимые в ясную морозную погоду.

Групповой образ жизни облегчает изотермным животным поддержание температуры тела. Это особенно важно для новорожденных, механизмы регуляции температуры тела у которых несовершенны. Поэтому поросята, щенки, котята, цыплята стремятся держаться вместе, кучно, когда температура окружающей среды понижается. В ряде случаев и взрослые животные используют преимущества группового образа жизни для дополнительного обогрева. Например, домовые воробьи в зимнюю стужу на ночлег собираются в укрытиях и при этом плотно прижимаются друг к другу. В летнее время они спят поодиночке, а соприкосновение двух птиц приводит к дракам.

Подобное ассоциирование наблюдали даже у одичавших домашних кошек, которые известны своей любовью к одиночеству. За полярным кругом кошки устраиваются на отдых и сон коллективно и спят вповалку, обогревая друг друга теплом своего тела.

Пингвины в условиях антарктической зимы насиживают яйца коллективно. Птицы прижимаются друг к другу и таким способом обеспечивают необходимый температурный режим для инкубации яиц. В одиночку пингвин не может противостоять лютым холодам Антарктики, где в зимнее время температура опускается ниже -60°С.

В южных районах животные встречаются с другим неблагоприятным для их гомеостаза природным явлением — жарой и дефицитом воды. Но и в этом случае коллективные действия животных оказываются востребованными не меньше, чем на севере. В знойные летние месяцы в степных и пустынных районах коллективные животные применяют похожую тактику для защиты от палящего солнца и пыльных бурь. Уже с 10 часов утра овцы начинают прятать головы в тень от соседей, образуя круги, в которых животные располагаются головой к центру. Однако очень скоро в ядре такого скопления создаются невыносимые условия: там становится очень жарко и душно. Поэтому овцы начинают перемещаться из центра группы на периферию, отдавая предпочтения северной экспозиции, где относительно прохладно.

Еще одно преимущество жизни животных в ассоциациях заключается в том, что любая группа индивидуумов предоставляет отдельным особям условия для необходимого отдыха. Животное, попавшее в стрессовую ситуацию, по возвращении в свое стадо быстро успокаивается. Большое количество сородичей успокаивает отдельную особь, располагает к отдыху, а пробравшись в глубь скопления животных, она даже засыпает.

У некоторых животных контакты между отдельными особями важны по физиологическим причинам. Например, термиты приобретают способность питаться грубой растительной пищей только при условии, что молодь имеет возможность общаться со взрослыми особями. Для переваривания клетчатки необходим фермент целлюлаза, который вырабатывается лишь специфическими микроорганизмами (бактерии, инфузории, грибки), населяющими пищеварительный тракт взрослых термитов. Для того чтобы эти микробы заселили пищеварительный тракт молодых термитов, последние должны некоторое время поедать свежий кал взрослых насекомых, т. е. только после контакта молодняка со взрослыми соплеменниками молодые термиты переходят на самостоятельное питание растительной пищей.

Таким образом, групповой образ жизни имеет в определенных обстоятельствах несомненные преимущества; в ряде случаев он является обязательным условием существования вида. Однако групповой образ жизни в некоторых случаях, как любое явление, создает и проблемные ситуации. В некоторых условиях ассоциирование животных не дает адаптивного (полезного приспособительного) эффекта.

Источник:
Биологические преимущества и недостатки группового образа жизни
Изучение эффективности функционирования ассоциаций животных показывает, что коллективная жизнь имеет неоспоримые преимущества для выживания и процветания многих
http://www.activestudy.info/biologicheskie-preimushhestva-i-nedostatki-gruppovogo-obraza-zhizni/

Биологический возраст и физиологические темпы возрастных изменений у людей, ведущих асоциальный образ жизни

Биологический возраст и физиологические темпы возрастных изменений у людей, ведущих асоциальный образ жизни

С.С. Лазуко(зав.каф., доцент), Д.О. Щербик (ассистент), С.В. Сладкевич (ассистент), Захаров И.А. (студент 3 курса лечебного факультета)
Кафедра нормальной физиологии УО «Витебский государственный медицинский университет», г. Витебск

Учёные веками пытаются понять, от чего зависит продолжительность жизни человека, и как можно её увеличить. Генетики исследуют ДНК долгожителей, медики изучают способы борьбы с возрастными заболеваниями, а недавно учёные даже выявили необычное влияние Солнца на продолжительность жизни человека. Тем не менее, единственным неоспоримым фактом в биогеронтологии является зависимость процессов старения организма от состояния теломер — концевых участков хромосом. Чем последние крупнее, тем дольше и лучше будет жить человек.

Было показано, что здоровый образ жизни позволяет удлинить теломеры и, следовательно, продлить жизнь пациента. Ученые Стэнфордского университета смогли продемонстрировать возможность медицинского вмешательства с целью увеличения концевых участков хромосом [3, 4, 5,6].

В ходе эксперимента было установлено, что основная группа культивируемых человеческих клеток дольше вела себя как молодая, размножаясь внутри чашки Петри, тогда как контрольная группа, на которой не испытывали новую методику, быстро начала стареть и увядать.

Исходя из актуальности темы, и на основании анализа источников литературных данных, нами была предпринята попытка определить биологический возраст и физиологические темпы возрастных изменений у людей, ведущих асоциальный образ жизни.

Материалы и методы исследования. Для определения биологического возраста и физиологических темпов возрастных изменений нами был использован метод определения биологического возраста по показателям общего и биохимического анализов крови, разработанный Л.М. Белозеровой [1].

Метод разработан в Пермской медицинской академии, и его можно применять в клинической практике без дополнительных измерений испытуемых. Такой метод является нетрудоемким, занимает мало времени и благодаря достоверному коэффициенту множественной корреляции с хронологическим возрастом позволяет максимально точно определить возрастные изменения человека.

Были проанализированы 60 амбулаторных карт на основании чего для исследования были сформированы две группы: условно здоровые люди (контрольная группа) и ведущие асоциальный образ жизни (опытная группа). В контрольную группу вошли пациенты, в амбулаторных картах которых в анамнезе не было таких заболеваний, как инфаркт миокарда, инсульт и другие состояния декомпенсации физиологических систем. В опытную группу вошли люди, ведущие асоциальный образ жизни (пациенты с алкогольной интоксикацией, передозировкой лекарственными и наркотическими веществами).

Нами использована следующая возрастная классификация для обеих групп: зрелого возраста первого периода (20-35 лет), зрелого возраста второго периода (36-50 лет). Всего обследовано шестьдесят человек мужского пола (по 15 человек в каждой возрастной группе).

Результаты исследования: Для сравнения темпов возрастных изменений в исследуемых группах, были рассчитаны средние величины БВ (биологического возраста) и ДБВ (должного биологического возраста) для всех возрастных групп, проанализированы общий и биохимический анализы крови, проводимые в классическом варианте.

Для определения биологического возраста использовались показатели общего анализа крови: моноциты (М), скорость оседания эритроцитов (СОЭ), а также биохимического анализа крови: общий белок (ОБ), мочевина (М1), креатинин (К).

Полученные данные использовались для расчета БВ и ДБВ по соответствующим формулам, предложенным Л.М. Белозеровой [2]:

БВ = 91,1512-1,17*М+0,5683*СОЭ-0,4346*ОБ+2,2088*М1-0,6613*К
R = 0,53; P

Источник:
Биологический возраст и физиологические темпы возрастных изменений у людей, ведущих асоциальный образ жизни
Информация для студентов ВГМУ
http://www.vsmu.by/student/115-zdorovyj-obraz-zhizni/informatsiya/profilaktika/2486-biologicheskij-vozrast-i-fiziologicheskie-tempy-vozrastnykh-izmenenij-u-lyudej-vedushchikh-asotsialnyj-obraz-zhizni.html

Биологический образ жизни

Здоровый образ жизни

– это результирующая действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий.

Основные принципы здорового образа жизни

1. Творцом здорового образа жизни является человек как существо деятельное в биологическом и социальном отношении (индивидуально и общественно полезная духовная или физическая деятельность).

2. Отказ от вредных привычек (злоупотребления алкоголем, курения, наркотиков и токсических веществ).

3. Соблюдение принципов рационального питания (сбалансированного качественно – белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы и количественно – энергетическая ценность потребляемых продуктов и расход энергии в процессе жизнедеятельности).

4. Рациональная двигательная активность.

5. Соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы жизнедеятельности человека и т.д.

Разработано свыше 16 программ здорового образа жизни, регулирующих практически все сферы жизнедеятельности человека. Цель этих программ – создать условия для продолжительной, полноценной, насыщенной впечатлениями, эмоциями и радостью жизни человека, его активной творческой деятельности, т.е. для счастливой жизни, и в то же время предупредить негативные последствия – заражение венерическими болезнями, ВИЧ (вирус иммунодефицита человека, вызывающего СПИД) и т.д. В соответствии с конституциональными (морфо-физиологическим, психо-физиологическими) характеристиками, возрастом, полом, профессией, местом проживания и т.д. создается типология здорового образа жизни, т.е. для каждого конкретного человека подбираются общие принципы и программы здорового образа жизни.

На соблюдение принципов здорового образа жизни влияют как субъективные, так и объективные факторы. К субъективным факторам относится сознательное соблюдение на практике принципов здорового образа жизни отдельным человеком, семьей, группой людей, что немыслимо без физической культуры и массового спорта («спорта для всех»). Среди объективных факторов нужно отметить качество окружающей среды (состояние воздуха, воды, почвы), продуктов питания, жилища, одежды, обуви, доступность физкультурно-спортивных комплексов и сооружений (стадионов, бассейнов, оздоровительных центров и т.д.), а также спортивного инвентаря и т.д.

Как показывает опыт экономически развитых стран (Япония, Норвегия, США, ФРГ, Франция и т.д.), государство осуществляет целенаправленную политику обеспечения реальных возможностей ведения своими гражданами здорового образа жизни, стимулируя их экономически и поощряя морально и психологически, поскольку это выгодно и государству, и человеку. Поэтому целесообразно говорить о связи здорового образа жизни и политики, роли и месте государственной политики в здоровом образе жизни.

Рекомендуем к прочтению:

Список сокращений
МитоКАТФ – митохондриальный АТФ-чувствительный калиевый канал ЦитоКАТФ – цитоплазматический АТФ-чувствительный калиевый канал 5-ГД – 5-гидроксидекановая кислота Глиб – глибенкламид АТФ – аденозин-5’-трифосфат УТФ – уридин-5’-трифосфа .

Вывод
Таким образом, принципиальное отличие полового размножения от бесполого заключается в том, что оно приводит к огромной изменчивости, образованию форм с новыми наследственными свойствами в результате перекомбинации различных свойств обоих .

Клонирование: причины и проблемы. Клонирование растений
Клонирование растений, в отличие от клонирования животных, является обычным процессом, с которым сталкивается любой цветовод или садовод. Ведь часто растение размножают отростками, черенками, усиками и т.д. Это и есть пример клонирования. .

Источник:
Биологический образ жизни
Здоровый образ жизни – это результирующая действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий. Основные принципы здорового образа жизни 1. Творцом здорового
http://www.biologyguide.ru/gbids-1088-1.html

Здоровый образ жизни и факторы его определяющие

Известно, что на человека и его здоровье влияет огромное количество различных факторов.

Все они были разделены на четыре большие группы и выявлено влияние каждой из этих групп на организм человека:

  • медицина оказывает влияние на 10%;
  • генетические факторы (наследственность) — 15%;
  • экологические факторы (окружающая среда) — 25%;
  • образ жизни человека — 50%.

Становится понятно, что именно образ жизни оказывает самое серьезное влияние на здоровье каждого человека. Образ жизни — modusvivendi — в переводе с латинского языка, обозна­чает систему взаимоотношений человека с самим собой и факто­рами внешней среды. Г.Л. Апанасенко определяет образ жизни как социальную категорию, которая включает уклад и стиль жиз­ни. По определению Всемирной организаци­ей здравоохранения, образ жизни — это способ существова­ния, основанный на взаимодействии между условиями жизни и конкретными моделями поведения индивида.

В настоящее время определены несколько составных час­тей, которые входят в модель образа жизни и позволяют исследо­вать их влияние на здоровье различных групп населения:

  • производственная активность;
  • общественно-политическая активность;
  • социальная активность;
  • деятельность в быту;
  • социально-культурная активность;
  • физическая активность;
  • медицинская активность и др.

Для сохранения и укрепления здоровья человеку необхо­димо вести здоровый образ жизни (ЗОЖ). Здоровый образ жиз­ни — комплекс устойчивых, полезных для здоровья привычек.

Г.П. Артюнина определяет здоровый образ жизни челове­ка, как способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни, и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на выполнение человеком его социально-биологических функций.

В.В. Колбанов трактует ЗОЖ как максимальное количест­во биологически и социально целесообразных форм и способов жизнедеятельности, адекватных потребностям и возможностям человека, осознанно реализуемых им, обеспечивающих формиро­вание, сохранение и укрепление здоровья, способность к продле­нию рода и достижению активного долголетия.

Б.Н. Чумаков описывает понятие здорового образа жизни, как «типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуа­ций».

Составляющими ЗОЖ являются:

1. рациональное питание;
2. полноценный сон;
3. соблюдение режима труда и отдыха;

4. закаливание;
5. соблюдение гигиенических норм и правил;
6. отказ от вредных привычек;

7. дозированные физические нагрузки;
8. сексуальная культура, рациональное планирование семьи;
9. психологический комфорт и др.

Необходимо обратить внимание на такую составляющую образа жизни, как вредные привычки. Распространено мнение, что вредными привычками являются наркомания, алкоголизм и табакокурение. На самом деле это болезни наркологического профиля и разговор о них пойдет в соответствующем разделе.

А к вредным привычкам относятся нарушение режима, переедание, неправильная поза при сидении/использование высокой подушки во время сна, привычка грызть ногти и т.д., и т.п. Существуют даже целые своды правил о том, как правильно сидеть, чистить зубы, вставать утром с постели.

В валеологии принято определять по специальным мето­дикам и системам такие индивидуальные показатели, как биоло­гический возраст, количество здоровья, резерв здоровья и др. Это необходимо делать для прогнозирования перспектив личного здоровья каждого заинтересованного в этом человека и разработ­ки в соответствии с этими показателями индивидуальных здоровьесберегающих программ.

В зависимости от того, какой образ жизни ведет индивид, состояние его здоровья может сохраняться, укрепляться или ухудшаться. У человека, ведущего здоровый образ жизни, как правило, биологиче­ский возраст соответствует паспортному, а у того, кто не бережет свое здоровье, он опережает хронологический возраст.

Биологический возраст (анатомо-физиологический) — соответствие биологического состояния организма уровню разви­тия, показателям основных физиологических систем и количест­венной характеристике здоровья, наиболее типичным для определения паспортного возраста. Биологический возраст определя­ется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма. Он может не соответствовать хронологическому воз­расту.

Паспортный возраст (хронологический) — период време­ни от момента рождения до настоящего или любого другого мо­мента исчисления.

По мнению Н.М. Амосова, количество здоровья — это сумма «резервных мощностей» основных функциональных сис­тем организма. Чтобы дать количественную оценку состоянию здоровья, надо оценить отдельные его элементы и выявить сте­пень взаимосвязи между ними.

Понятие образа жизни взаимосвязано со следующими его категориями:

  • условия жизни,
  • качество жизни,
  • уровень жизни,
  • стиль жизни.


Условия жизни
— условия, определяющие (социальные) и опо­средующие (природные) образ жизни.

Качество жизни — степень комфорта в удовлетворении потреб­ностей человека.

Уровень жизни — экономическая категория, предоставляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека.

Стиль жизни — поведенческие особенности жизни человека.

Формирование ЗОЖ — это побуждение к включению в повседневную жизнь индивида различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья; изменение, а то и вовсе отказ от многих вредных для здоровья привычек; овладение знаниями, на основе которых можно грамотно, безопасно и с пользой для здоровья начать вести здоровый образ жизни, постепенно доби­ваясь, чтобы эти повседневные формы укрепления здоровья стали привычными.

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями обще­ства, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических воз­можностей и способностей.

Поэтому процесс формирования здо­рового образа жизни населения включает следующие друг за дру­гом этапы:

  • информирования населения о факторах риска и степени их влияния на состояние здоровья;
  • формирования убежденности в необходимости выполнения рекомендаций по устранению факторов риска;
  • воспитания навыков, оказывающих благоприятное влияние на здоровье и сводящих к минимальному действие отрицатель­ных факторов.

Формирование навыков здорового образа жизни должно быть комплексным и сочетать осуществление общегосударствен­ных мероприятий с индивидуальным поведением. Комплекс ус­тойчивых и полезных для здоровья привычек рационально начи­нать вырабатывать в детстве.

В этом возрасте при правильном сочетании стабильного режима дня, надлежащего воспитания, условий здорового быта — комплекс привычек здорового способа жизни вырабатывается легко и закрепляется на всю жизнь. От того, как формируются навыки здорового образа жизни в детстве. затем в юности, с учетом возрастных и индивидуальных особен­ностей, во многом зависит, насколько раскроется потенциал лич­ности в будущем.

Источник:
Здоровый образ жизни и факторы его определяющие
Сохранение и укрепление здоровья человека: здоровый и активный образ жизни, его секреты и долголетие — физиология репродукции и борьба с болезнями
http://medbe.ru/health/polezno-dlya-zdorovya/zdorovyy-obraz-zhizni-i-faktory-ego-opredelyayushchie/

Знаете ли вы, что такое жизнь с точки зрение биологии? Определение понятия жизнь

Знаете ли вы, что такое жизнь с точки зрение биологии? Определение понятия «жизнь»

Что такое жизнь с точки зрение биологии? Данный вопрос рано или поздно начинает волновать каждого человека. На сегодняшний день существует несколько трактовок данного понятия.

Жизнь – это форма существования живой материи, а также совокупность всех химических и физических процессов, которые протекают в каждой живой клетке. Такие явления способствуют клеточному метаболизму и размножению. За границами клетки жизнь не существует, поэтому вирусы проявляют характеристики живого только после переноса их генетической информации в клетку.

Научившись приспосабливаться к окружающей среде, каждая клетка живого начинает формировать многообразие живых организмов. Самый важный атрибут всего живого на планете Земля – это генетическая информация, которая используется для репликации.

Чтобы обозначить понятие «жизнь», нужно перечислить все качества, которые отличают ее от «не жизни».

Что такое жизнь с точки зрение биологии? На сегодняшний день еще нет точного понятия, но ученые объединили несколько основных критериев живого: метаболизм, рост, развитие, размножение и реакция на внешние раздражители. Другими словами, жизнь – это состояние организма на данный момент.

Что такое жизнь с точки зрение биологии? Ответить на этот вопрос поможет изучение ее возникновения. Ученые выделили несколько гипотез, каждая из которых до сих пор научно не доказана:

Второе и четвертое утверждения просто представляют философский и исторический интерес. Ведь проведенные научные исследования и опыты их отрицают. Жизнь (определение биология дает с точки зрение биохимических процессов) — важное понятие, которое до сих пор изучается учеными.

Гипотеза биохимической эволюции является единственно принятой и признанной во всем мире.

Современное определение жизни озвучивается так: «Это огромная система, способная к иерархической организации, а также способность к метаболизму, самовозобновлению». Все процессы тонко и точно регулируются.

Для живых систем характерен очень высокий уровень функциональной и структурной упорядоченности во времени и в пространстве. Каждая живая система имеет способность обмениваться информацией и энергией с окружающей ее средой. Поэтому для систем характерна открытость. В отличие от неживых структур, в них бесперебойно происходит работа «против равновесия».

Дайте определение жизни — и вы поймете, что все окружающие вас процессы логичны и взаимосвязаны. Организм является самой основной единицей жизни, ведь именно в его клетках и происходят все жизненные процессы. Являясь отдельной особью, организм входит в состав таких понятий, как популяции и виды. Всей прелестью разнообразия живых организмов занимается биологическая систематика, которая изучает строение всего органического мира.

Вся целостность живой природы сформирована в экосистемы, которые являются составной частью биосферы.

Определение понятия жизнь — это лишь маленькая частица того, что можно познать, занимаясь изучением биологии.

Процесс рождения – это появление на свет малыша человека или животного. Данное понятие является очень важным не только в биологии, но и в философии и религии.

Здоровье – это целостное состояние живого организма, при котором он весь в совокупности и все его органы по отдельности слаженно выполняют свои функции.

Что такое жизнь с точки зрение биологии? Жизнь можно определить и здоровьем, ведь чем организм лучше выполняет свои функции, тем жизнь себя лучше проявляет. Вопросом здоровья занимается большое количество наук, каждая из которых имеет определенное направление.

Возраст характеризуется продолжительностью жизни от рождения до определенного момента. Чаще всего под данным понятием имеется в виду календарный возраст. Но также существует определение «биологический возраст».

Жизнь (определение биология характеризует как живую материю) характеризуется поведением, то есть способностью живых организмов изменять свои действия под влиянием окружающей среды или внутренних факторов. Данное понятие имеет приспособительное значение, поэтому помогает живым существам избегать негативных факторов окружающей среды. У высших организмов поведенческие реакции контролируются нервной системой.

Дайте определение жизни бактерий и растений — и вы убедитесь, что у них есть способность перемещаться под влиянием внешних факторов. Но поскольку такие движения – это только физиологический фактор, нет смысла говорить о наличии психики и поведения у них. Движения растений – это допсихический уровень отражения.

Современное определение жизни не может обойтись без понятия живого организма.

Организм – это живая материя, которая обладает системой свойств, отличающих ее от неживых предметов. Каждая отдельная особь – это структурная единица популяционно-видового уровня.

Живые организмы – это самые главные предметы изучения биологии. Для удобства изучения все живые тела распределили по категориям и создали биологические классификации.

Самое простое разделение — на ядерные и безъядерные организмы. А уже потом на много- и одноклеточные.

Дайте определение жизни человека, чтобы разобраться во всех ее тонкостях. Это понятие характеризуется укладом и стилем жизни.

Образ жизни – это основной фактор, от которого зависит человеческое здоровье. Сюда можно отнести общественную и культурную деятельность, труд, привычки, обучение и другие проявления.

Определение понятия «жизнь человека» опирается на четыре основных категории: социальную, экономическую, психологическую и социально-экономическую.

Уклад жизни определяется несколькими понятиями: стилем жизни на производственном уровне, социально-экономическими отношениями и взглядами на окружающий мир.

Стиль жизни формируют по формам бытия: обучение и хобби, характер и поведение, труд и предпочтения.

Источник:
Знаете ли вы, что такое жизнь с точки зрение биологии? Определение понятия жизнь
В статье подробно описано понятие "жизнь" с точки зрения биологии. Показано разнообразие живых организмов и эволюция их развития.
http://fb.ru/article/225825/znaete-li-vyi-chto-takoe-jizn-s-tochki-zrenie-biologii-opredelenie-ponyatiya-jizn

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

На сегодняшний наиболее полным определением здоровья с социальных позиций, является предложенное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».

Медико-биологический смысл здорового образа жизни заключается в адаптационных возможностях человека. В такое понимание здорового образа жизни чаще всего вкладывают понятия:

воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

безопасная и благоприятная для обитания окружающая среда;

знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;

отказ от вредных привычек (курения, употребления наркотиков, злоупотребления алкоголем);

умеренное, соответствующее физиологическим потребностям питание

осознанный выбор продуктов;

физически активная жизнь, включая специальные упражнения (например, фитнес);

соблюдение правил личной и общественной гигиены;

владение навыками первой помощи;

Все компоненты здорового образа жизни (ЗОЖ) связаны между собой. На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок. Поэтому отдельно в медико-биологических теориях здорового образа жизни выделяют следующий блок составляющих:

эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;

интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;

духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.

Некоторые исследователи добавляют к этому списку социальное самочувствие — способность взаимодействовать с другими людьми. Формирование здорового образа жизни, по мнению некоторых авторов, осуществляется на трех уровнях:

социальном: пропаганда через СМИ, информационно-просветительская работа;

инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;

личностном: система ценностных ориентации человека, стандартизация бытового уклада.

В Республике Беларусь проблемами социального уровня ЗОЖ занимаются такие службы формирования здорового образа жизни, как республиканский, областные, городские и районные центры здоровья, врачебно-физкультурные диспансеры, косметологические лечебницы, кабинеты пропаганды здорового образа жизни. Научно-методическое обеспечение осуществляет Всероссийский научно-исследовательский центр профилактической медицины.

Субъективно человек, ведущий здоровый образ жизни, может ощутить изменения в своем состоянии, которые станут наградой за его усилия: может увеличиться выносливость, повыситься трудоспособность, реже возникать простуды, улучшиться настроение и самочувствие.

Путь каждого человека к здоровому образу жизни уникален, но всегда важен конечный результат. Эффективность ЗОЖ можно оценивать по ряду биосоциальных критериев:

1) оценке морфофункциональных показателей здоровья (уровню физического развития, тренированности и адаптивности);

2) оценке состояния иммунитета (количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода; количество обострений хронических заболеваний);

3) оценке адаптации к социально-экономическим условиям жизни, таким, как:

эффективность профессиональной деятельности;

активность исполнения семейно-бытовых обязанностей;

широта и степень проявления социальных и личностных интересов.

4) Оценке уровня валеологических показателей:

степени сформированности установки на ЗОЖ;

уровню валеологических знаний;

уровню усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья;

умению самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу ЗОЖ.

Можно предложить и такую классификацию оценки параметров оценки ЗОЖ:

оптимальность двигательного режима;

тренированность и адаптивность к физическим нагрузкам;

резерв системы терморегуляции;

защитный резерв иммунитета;

уравновешенность психологического состояния;

гармоничность семейных и деловых отношений;

достаточность личной гигиены;

отсутствие вредных привычек;

сила и устойчивость мотивации вести ЗОЖ.

Одной из популярных социальных технологий признана адаптивная физическая культура, причем можно выделить несколько ее различных видов: здоровый жизнь биосоциальный

адаптивное физическое воспитание с целью дать базовые основы физкультурного образования;

адаптивная двигательная рекреация, предназначенная для организации здорового досуга, активного отдыха, игр, общения;

адаптивный спорт, направленный на совершенствование и реализацию физических, психических, эмоционально-волевых способностей;

адаптивная двигательная реабилитация, направленная на использование естественных средств и методов, стимулирующих скорейшее восстановление организма.

Основная задача — сформировать у занимающихся осознанное отношение к своим силам, твердую уверенность в них, осознанное отношение к выполнению необходимых физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и формированию здорового образа жизни.

Кроме того, в системе социальной защиты населения применяются технологии, направленные на повышение уровня безопасности повседневной жизни лиц пожилого возраста, инвалидов и других слабозащищенных слоев населения и включает в себя основные вопросы, связанные с жизнедеятельностью маломобильных групп населения в современном обществе. Занятия с клиентами носят практико-ориентированный характер и направлены:

на изучение и освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и запросов личности в повседневной жизни;

ознакомление с видами опасностей, угрожающих человеку в современной повседневной жизни, действиями в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; изучение и освоение методов и приемов защиты, позволяющих минимизировать возможный ущерб личности и обществу в опасных и чрезвычайных ситуациях, снизить индивидуальные риски;

развитие способностей анализировать ситуации и принимать безопасные решения в быту;

формирование представления об экологических, социокультурных, экономических особенностях современного общества как среды непосредственной жизнедеятельности и сопричастности к ней в процессе самоутверждения и самореализации;

формирование способности выбора морально-психологических установок в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

формирование уважительного, ответственного отношения к собственной безопасности и безопасности окружающих людей, навыков взаимодействия, сотрудничества, необходимых для разрешения и предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, осознание приоритетности безопасности во всех сферах жизнедеятельности человека.

Всё более популярными становятся в нашей стране такие технологии, как «Прогулки скандинавским шагом» и «Дорогами здоровья на велосипеде».

В основу технологии «Прогулки скандинавским шагом» легли популяризация и внедрение скандинавской ходьбы с лыжными палками, такой вид занятий может проходить на свежем воздухе, не требует специальной физической подготовки, благотворно влияет на состояние опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы и легких, возможны групповые и индивидуальные занятия в любое время года.

«Дорогами здоровья на велосипеде» — это реабилитационная методика, для которой используется трехколесный взрослый велосипед. Человек, несмотря на инвалидность, уверенно держится в седле, тренирует все группы мышц, насыщает кровь кислородом, занимаясь индивидуально или в группе, он обретает уверенность в себе, повышает эмоциональный тонус.

Формированию установок на здоровый образ жизни способствуют занятия спортивными играми как в их классическом воплощении, так и по упрощенным правилам. Овладение элементами спортивных игр способствует развитию навыков движений, психологическое их воздействие облегчает компенсацию физических, психических и социальных изменений личности, нормализуя социальную значимость, повышая психологическую устойчивость в условиях ограниченного времени — это замечательное средство расширения коммуникативного пространства и повышения двигательной активности человека. Причем даже пассивное участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях способствует активному проведению досуга, отвлекает от проблем, ухода в болезнь, ведет к оздоровлению, способствует нормализации психоэмоционального состояния.

Источник:
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
На сегодняшний наиболее полным определением здоровья с социальных позиций, является предложенное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье — это состояние полного физического,
http://studbooks.net/2467951/meditsina/mediko_biologicheskiy_smysl_zdorovogo_obraza_zhizni

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES