Базовое доверие это

Базовое доверие

Статья с сайтов [1], [2]

Но доверие — это всегда двухсторонний процесс, и если подросший ребенок никому не сможет довериться, то и ему с большой долей вероятности мало кто будет доверять. Легко предположить, что у такого ребенка, а потом и взрослого человека, наверняка будут большие проблемы с общением. Весьма вероятно, что ему будет сложно заводить друзей, общаться с противоположным полом. Ему вообще трудно доверять людям, и если он и старается быть общительным и дружелюбным, то в глубине души, даже не осознавая этого, этот человек все равно считает, что «мир — это опасное место и доверять другим нельзя, потому что они все равно обманут».

Чтобы проверить эту теорию, проводились эксперименты с животными. Были взяты две группы собак из одного и того же помета. Щенки в первой группе содержались все вместе и могли беспрепятственно общаться друг с другом и с мамой. Животные из второй группы размещались по «одиночным» клеткам и были, таким образом, предоставлены только сами себе. Когда щенят из этих двух групп сравнили между собой, оказалось, что животные из изолированных клеток более боязливы и подвержены влиянию окружающей среды, чем те, которые содержались все вместе.

По понятным причинам с маленькими детьми подобных экспериментов не проводилось.

Представьте себе весьма распространенную ситуацию, когда мама по каким-то причинам на время покидает маленького ребенка и оставляет его напр. с бабушкой или няней. Что испытывает в этот момент ребенок? Сначала дискомфорт, потом беспокойство, потом страх, потом ужас. Как это может выражаться внешне?

Д. Магагна считает, что вне контакта с матерью ребенок не развивается, все его ресурсы “работают” на защиту от тревоги и преодоление чувства эмоционального дискомфорта. Она выделяет три типа поведения ребенка для компенсации чувства тревоги в отсутствии матери:

1) Снятие стресса за счет увеличения подвижности. Поэтому некоторым бабушкам кажется, что «все в порядке, он все время носился и играл»

2) Угнетение двигательной активности (“затаивание”). Бабушки обычно комментируют это так: «Да что ты беспокоишься! Он все время тихо сидел в своей комнате и даже не плакал!»

3) Аутостимуляция или “поиск замены соска”. Бабушки в такой ситуации могут пожаловаться вернувшейся маме на то, что ребенок сосал палец.

Почему ребенок начинает тревожиться? Потому что в большинстве случаев мама не считает нужным сообщать ребенку о том, что она ушла, думая, что «так будет лучше». Некоторые бабушки даже советуют маме уйти незаметно, чтобы ребенок не знал, что мама ушла.

Некоторые мамы специально уезжают от ребенка с целью прекратить грудное вскармливание, нанося ребенку тем самым двойную травму – лишая привычной пищи и своего присутствия.

Подобные поступки лично я приравниваю к родительскому преступлению. Объясню эту свою жесткую позицию, приведя весьма впечатляющий пример из опыта французских психологов:

Да, это крайние ситуации, когда ребенок очень надолго остается без матери. Но ребенок, когда его мама вдруг исчезает, не может предположить, насколько долго продлится ее отсутствие. Ребенок беспокоится и о себе и о том, что, возможно, случилось с мамой. Он очень сильно тревожится.

Стоит ли подвергать своего ребенка такому серьезному для него испытанию пусть даже на несколько часов? На мой взгляд, только в том случае, если мама не может не уйти.

Можно ли как-то определить сформировалось ли у ребенка базовое доверие маме, чтобы принять решение о том, может ли ребенок без существенного для него вреда остаться на какое-то время без мамы?

Наиболее популярной методикой оценки качества привязанности ребенка к взрослому стал эксперимент американского психолога Мэри Эйнсворт. Этот эксперимент получил название «Незнакомая ситуация» и состоит из нескольких трехминутных эпизодов, во время которых ребенок остается в непривычной обстановке один, наедине с незнакомым взрослым, незнакомым взрослым и матерью. Ключевыми являются эпизоды, когда мать оставляет ребенка сначала с незнакомцем, потом одного. Через несколько минут мать возвращается к малышу. О характере привязанности ребенка к матери судят на основании степени огорчения малыша после ухода матери и поведения ребенка после ее возвращения.

В результате исследования были выделены три группы детей. Дети, которые не очень сильно огорчались после ухода матери, вступали в общение с незнакомцем и исследовали новое помещение (например, играли в игрушки), а когда мама возвращалась, радовались и тянулись к ней, получили название «надежно привязанные». Дети, которые не возражали против ухода матери и продолжали играть, не обращая внимания и на ее возвращение, были названы «индифферентными, ненадежно привязанными». А детей третьей группы, которые очень сильно огорчались после ухода матери, а когда она возвращалась, как будто стремились к ней, цеплялись, но тут же отталкивали и сердились, назвали «аффективными, ненадежно привязанными».

Последующие исследования показали, что тип привязанности ребенка к родителям влияет на дальнейшее психическое и личностное развитие ребенка. Наиболее благоприятной для развития является надежная привязанность. Надежная привязанность ребенка к матери в первые годы жизни закладывает основы чувства безопасности и доверия к окружающему миру. Такие дети уже в раннем детстве проявляют общительность, сообразительность, изобретательность в играх. В дошкольном и подростковом возрасте они демонстрируют черты лидерства, отличаются инициативностью, отзывчивостью, сочувствием, популярны среди сверстников.

Дети с ненадежной привязанностью (аффективной, двойственной и индифферентной, избегающей) часто более зависимы, требуют больше внимания со стороны взрослых, их поведение неустойчиво и противоречиво по сравнению с детьми с надежной привязанностью.

Что же делать, если маме по каким-то причинам действительно нужно уйти?

Во-первых, причины, по которым мама не может взять с собой ребенка должны быть действительно вескими. Оценивая весомость этих причин, мама берет на себя ответственность за подвергание риску базового доверия своего ребенка к ней и к миру.

Во-вторых, мама обязательно должна сказать ребенку, что ей нужно уйти, но она обязательно вернется, а в ее отсутствие о нем позаботится, например, бабушка. Желательно привести понятные ребенку и соответствующие действительности аргументы, почему будет происходить именно так, а не как этого бы хотелось ребенку.

В-третьих, маме нужно обозначить ребенку период времени своего отсутствия, опираясь при этом на понятные ребенку временные ориентиры (например, я вернусь, когда на улице зажгутся фонари).

В-четвертых, надо всегда держать свое слово.

И всегда помнить, что в общении с ребенком лучше не допустить ошибки, чем потом ее исправлять.

Источник:
Базовое доверие
Статья с сайтов [1], [2] Понятие «базовое доверие» было введено американским психологом и историком Э.Эриксоном и широко используется обществоведами. В интерпретации самого психолога, разрешение дилеммы базового доверия/недоверия к окружающему миру является важнейшим фактором становления личности…
http://ru.vlab.wikia.com/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B5

Базовое доверие к — миру

Моя новая работа заставила призадуматься о базовом доверии — как оно формируется, из чего складывается, куда пропадает и как его вернуть…

Тема возникла из реальной ситуации.

Нужно съездить к беременной девушке, которая собиралась отказаться от ребёнка, а в задачи центра, в котором я работала второй день, входило не допустить этого. «Ребёнок должен остаться в кровной семье», — сказали мне. То есть мне нужно было поговорить с этой девушкой, прояснить причины, по которым она собирается оставить ребёнка в роддоме, её страхи и тревоги… ну, и в идеальном варианте нашей встречи, хорошо бы, чтобы она, родив ребёнка, забрала его домой…

Сказать, что я испытала шок, увидев, как ещё живут люди в нашем просвещённом 21-ом веке айфонов и прочего запредельного информационного пространства, это не сказать ничего… Шок был тихим… Девушка, с которой предстояло поговорить, — была громкой.

— Опять понаехали комиссии, — кричала она, увидев меня и молоденькую начальницу местного отделения центра социальной помощи семье и детям.

«Установить контакт за 30 минут, которые мне отводились на беседу, будет непросто«, — сразу подумала я.

Тут же бегал четырёхлетний мальчик, её первый сын… А через полчаса наша беременная на восьмом месяце собиралась на работу. Она ещё и работала…

На мои попытки познакомиться и что-то сказать, она начинала кричать, а затем перевалилась через подоконник открытого окна, демонстрируя мне свою попу.

Если бы мне не сказали заранее, что она на восьмом месяце, я бы никогда не подумала, что эта девушка беременна. Скорее, она казалась полненькой… Она так резво бегала по лестнице, а затем вскочила на велосипед, легко перекинув ногу, — что у меня сложилось впечатление, что с ролью беременной она себя не идентифицирует. Словно она уже приняла решение, что ребёнка, которого она носит в себе, для неё уже нет, соответственно, и вела она себя, как обычная небеременная. Доминанта беременности отсутствует, говоря умными словами.

Окружающая внешняя обстановка была удручающей… За полчаса невозможно сложить картину жизни этой семьи, — почему так получилось. почему 23-лётная девчонка уже третий раз беременна, и от второго ребёнка она уже отказалась пару лет назад. и где мужчины в этой семье?

Наша беременная уехала на работу, а после беседы с её мамой я подумала о базовом доверии

У этой беременной девушки напрочь отсутствовало такое понятие, как базовое доверие к миру. Отсюда и её отказы от детей и отношения с мужчинами-отцами её детей, о которых никто не знает, а она сама молчит, — и её крик, как будто, она пытается докричаться — «ау, человеки!!» — в ней столько боли, которая уже не может спокойно говорить, может только кричать… и невозможность докричаться… А потом, на восьмом месяце, к ней приходит очередная комиссия и уговаривает не отказываться от ребёнка, ведь материнство, это так прекрасно…

Вот только у этой девочки материнство и отношения с мамой — это детский дом, в который отдала её мама в 13 лет, это потеря веры в людей, это непонимание, что такое близкие отношения, это отстранённость мамы, которая после развода с отцом ушла в алкоголь. А ещё — это постоянные поиски тепла и отца, который бросил, в объятиях мужчин, которые тоже уходят и оставляют её… Степень недоверия этому миру всё усиливается и усиливается…

И если я, очередная тётенька из очередной комиссии, скажу ей, что материнство — это прекрасно, — она просто плюнет мне в лицо…

Я не стала ей этого говорить.

Нет фундамента… Отсутствие базового доверия… Как на нём построить счастливое и здоровое материнство?

Сначала нужно выстраивать фундамент

У взрослого человека на выстраивание базового доверия потребуется не один месяц. Не верю я в быстрые консультации изменения жизни. Чтобы она смогла взаимодействовать с людьми, а не выпускать, как ёжик, иголки.

Ведь каждый человек смотрит на этот мир через призму своих ожиданий и представлений. У каждого своя пелена перед глазами. Отсюда и повторение прошлого опыта. Пока не будет выстроено доверие, эта девушка так и будет рожать и отказываться от детей.

Базовое доверие формируется в первые годы жизни ребёнка. И основным действующим лицом здесь является мама. Оттого, насколько заботлива мать с ребёнком, как она выстраивает внутреннюю связь с ним, привязанность, телесный контакт, зависит развитие доверия малыша. Он учится доверять миру, взаимодействуя с мамой. Ребёнок учится доверять, в первую очередь, доверяя маме.

Базовое доверие — это фундамент личности, фундамент отношения к себе и к другим людям. Это основа для формирования положительного ощущения себя и окружающего мира, — это интуитивная уверенность, что всё будет хорошо, это умение просить и принимать помощь других людей.

Если этого нет, то формируется недоверие и, как следствие, уход в себя, отчуждённость, человеку трудно ладить с другими людьми и с собой, в том числе. Потребность в доверии остаётся неудовлетворенной.

Нет фундамента — человек будет чувствовать неуверенность, неустойчивость, ощущение отсутствия твёрдой почвы под ногами. При несформированном базовом доверии взрослому человеку сложно переживать периоды фрустрации, невозможности удовлетворять потребности.

Если в детстве ребёнок находится мире, в котором много стрессов, противоречивости и непонимания, то человек вырастает подозрительным, недоверчивым, у него много страхов.

Для того, чтобы формировалось доверие, необходимы ощущение безопасности в отношениях и значимость для других людей. Если этого не хватает, то доверительные отношения нарушаются.

Ежедневно взаимодействуя со своей матерью, маленький ребёнок чувствует себя желанным, что его принимают, учится близким отношениям.

А непредсказуемые для ребёнка события (ссоры родителей, их исчезновения) увеличивают его неуверенность.

В процессе взросления и воспитания дети начинают осознавать и приобретать опыт, кому можно доверять и что доверять. А вот если ребёнок испытывает дефицит родительской заботы и внимания, то ощущение доверия деформируется, и ребёнок путает, кому можно доверять, а с кем нужно быть осторожным. Особенно, это характерно для детей, которые растут в детском доме, что и случилось с героиней моей истории.

Как родителям понять, сформировано ли базовое доверие у ребёнка

Психолог Мэри Эйнсворт предложила такой эксперимент. Ребёнка, которому один год, с мамой приглашали в незнакомую им комнату. В комнате было множество игрушек. Затем мама выходила из комнаты на пару минут. Малыш оставался один. Затем ребёнка оставляли в комнате с незнакомым человеком.

Суть эксперимента такова — если ребёнок спокойно играет с игрушками или общается с незнакомым человеком, считается, что базовое доверие к миру у ребёнка сформировано.

Попробуйте провести такой эксперимент, если у вас маленький ребенок.

Источник:
Базовое доверие к — миру
Моя новая работа заставила призадуматься о базовом доверии — как оно формируется, из чего складывается, куда пропадает и как его вернуть… Тема возникла из реальной ситуации. Нужно съездить к
http://samopoznanie.ru/articles/bazovoe_doverie_k_miru/

Базовое доверие к миру

Понятие «базовое доверие» было введено американским психологом и историком Э.Эриксоном.

Согласно Э. Эриксону степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы.

Цитирую: «. матери формируют чувство доверия у своих детей благодаря такому обращению, которое по своей сути состоит из чуткой заботы об индивидуальных потребностях ребенка и отчетливого ощущения того, что она сама – тот человек, которому можно доверять, в том понимании слова «доверие», которое существует в данной культуре применительно к данному стилю жизни. Благодаря этому у ребенка закладывается основа для чувства «все хорошо»; для появления чувства тождества; для становления тем, кем он станет, согласно надеждам других». (Erikson, 1963г.)

Эриксон также подчеркивает: младенцы должны доверять не только внешнему миру, но также и миру внутреннему, они должны научиться доверять себе и в особенности должны приобрести способность к тому, чтобы их органы эффективно справлялись с биологическими побуждениями.

Неудачное проживание кризиса способствует появлению у ребенка психосоциальной установки страха, подозрительности и опасений за свое благополучие.
Данная установка направлена как на мир в целом, так и на отдельных людей; она будет проявляться во всей своей полноте на более поздних стадиях личностного развития.

Базовое доверие формируется в первые несколько лет жизни ребенка (разные исследователи по-разному определяют продолжительность этого периода – от года до 3-х), если нет «обрыва «в контакте с матерью и малыш чувствует её любовь.
Считается даже, что примерно первые пять месяцев жизни ребенок не воспринимает себя как отдельное от мамы существо.

Ребенок доверяет окружающему миру в лице взрослых. С рождения ребенок знает, что мама всегда рядом и всегда сможет прийти к нему, стоит только позвать на помощь, он может ей доверять; он знает, что никогда не останется один.

Если так и происходит, то у ребенка со временем формируется и доверие к другим людям — сначала к близким родственникам, потом к знакомым, друзьям, а потом и к людям вообще.

Если не сформировалось это глубинное, бессознательное доверие к матери, то и формирование доверия к другим людям будет происходить очень нелегко, если вообще будет. И когда такой ребенок вырастет, то ему будет сложно доверять людям, открываться им.

Доверие — это всегда двухсторонний процесс, и если подросший ребенок никому не сможет довериться, то и ему с большой долей вероятности мало кто будет доверять. Легко предположить, что у такого ребенка, а потом и взрослого человека, наверняка будут большие проблемы с общением. Весьма вероятно, что ему будет сложно заводить друзей, общаться с противоположным полом.

Ему вообще трудно доверять людям, и если он и старается быть общительным и дружелюбным, то в глубине души, даже не осознавая этого, этот человек все равно считает, что «мир — это опасное место и доверять другим нельзя, потому что они все равно обманут».

«Дети, брошенные родителями, но за которыми осуществлялся нормальный уход с точки зрения жизнеобеспечения, не хотели жить. У них появлялись проявления различных заболеваний, причины которых врачи не могли объяснить с медицинской точки зрения (это явление имеет название «госпитализм»).

Еще один французский психолог, Рене Спитц, изучал детей в домах ребенка и в хороших ясельных учреждениях с большим количеством обслуживающего персонала. Дети из домов ребенка сильно отставали в психическом развитии. Несмотря на то, что уход, питание и гигиенические условия в этих учреждениях были хорошими, процент смертности был очень большим.

К 2 годам многие из них умерли от госпитализма. Психологам стоило большого труда понять, что это происходит потому, что дети не понимают, что с ними произошло и где их мама.
После проговаривания психологами ситуации даже детям нескольких месяцев жизни и восстановления причинно-следственных связей, дети передумывали умирать.»

Надежная привязанность ребенка к матери в первые годы жизни закладывает основы чувства безопасности и доверия к окружающему миру. Такие дети уже в раннем детстве проявляют общительность, сообразительность, изобретательность в играх.
В дошкольном и подростковом возрасте они демонстрируют черты лидерства, отличаются инициативностью, отзывчивостью, сочувствием, популярны среди сверстников.

Изучение доверия в отечественной психологии

В отечественной психологии доверие впервые стало предметом самостоятельного социально-психологического анализа в теории Т.П. Скрипкиной. По ее мнению, психологическая сущность доверия позволяет полнее осмыслить способы связи индивида с миром, закономерности освоения того культурного пространства, внутри которого он только и может обрести свою родовую человеческую сущность и в то же время оставаться самостоятельным истинным «субъектом жизни» (С.Л. Рубинштейн), а не субъектом «отчужденной активности» (Э. Фромм). Его сущность представлена в соотношении меры доверия к миру и к себе. Основными условиями возникновения доверия являются актуальная значимость объекта доверия и оценка его как безопасного. В работах Т.П. Скрипкиной феномен недоверия отдельно выделен не был.

Доверие – форма веры, представляющая в социально-психологическом плане самостоятельный вид установки-отношения к миру и к себе. Противоположным ему явлением является недоверие.

Недоверие включает следующие основные элементы:
осознание рисков;
чувство опасности, страха в сочетании
с негативными эмоциональными оценками партнера и возможных результатов взаимодействия;
настороженность и напряженность;
готовность прекратить контакт, ответить на агрессию или проявить опережающую враждебность – нанести «превентивный удар».

А.Б. Купрейченко рассматривает явления доверия и недоверия. По ее мнению, доверие как психологическое отношение предполагает интерес и уважение к объекту или партнеру, представления о потребностях, которые могут быть удовлетворены в результате взаимодействия с ним, эмоции от предвкушения их удовлетворения в результате взаимодействия с ним, позитивные эмоциональные оценки партнера, расслабленность и безусловную готовность проявлять по отношению к нему добрую волю, а также совершать определенные действия, способствующие успешному взаимодействию.

Первым индикатором установки на доверие к миру служит готовность малыша спокойно переносить исчезновение матери из поля зрения.

Для появления установки на доверие необходимо «установить равновесие между потребностью ребенка получать и потребностью матери давать… Мать должна обращаться с ребенком на безошибочном языке внутренней связи…, таким образом, возникает первое “я”, называемое чувством базового доверия – это первая и основная ценность, которая, по-видимому, подразумевает, что внутри и извне должен находиться опыт, взаимосвязанный с добротой». Этот опыт позволяет ребенку сформировать уверенность в том, что он не один. Даже если матери нет рядом, он чувствует себя в безопасности, т. к. она «стала для него внутренней уверенностью и внешней предсказуемостью».

Ребенок должен чувствовать, за какое поведение его хвалят, а за какое наказывают, и верить в то, что в реакции родителей на его поведение есть определенный смысл. Тольков этом случае он сможет предсказать поведение родителей, что послужит основой уверенности в безопасности, стабильности и предсказуемости мира.

Если ребенок в младенчестве видит мир противоречивым, причиняющим боль, он навсегда решает, что жизнь опасна, непредсказуема и не заслуживает доверия.

Таким образом, недоверие человека к себе, основанное на противоречии сознания и бессознательного, мыслей и чувств закладывается в детском опыте, когда ребенок получает любовь родителей лишь при условии усвоения определенных форм поведения. Постепенно это приводит к игнорированию собственных переживаний, а также к различным рассогласованиям в личности ребенка. Таких рассогласований может быть целое множество. Типичным примером является рассогласование социальной роли подростка и его внешнего облика. Например, когда отличник, которого все привыкли видеть тихим и спокойным, вдруг неожиданно становится представителем какой-либо агрессивной субкультуры.

В подростковом возрасте могут актуализироваться все те трудности, которые были у ребенка на предыдущих этапах развития. Среди них вероятно и появление проблем, связанных с недоверием. А, как известно, доверие играет важнейшую роль в общении подростков: без первого второе теряет всякий смысл.

Для нормального развития личности подростка важна адекватная самооценка, которая формируется в процессе его контактов с другими людьми. Но это общение не всегда складывается должным образом, причем причина часто кроется в самом подростке. Он может слишком сильно переживать о своей внешности, характере или некомпетентности в чем-либо. При этом ему кажется, что партнер по общению обязательно думает об этих его «трудностях». Можно предположить, что такого рода «трудности» возникают у подростков в том случае, если они не доверяют тем, с кем общаются.Ведь доверие всегда предполагает ценностное отношение к личности другого человека.

Источник:
Базовое доверие к миру
Понятие базовое доверие было введено американским психологом и историком Э.Эриксоном.. . Согласно Э. Эриксону степень развития у ребенка чувства доверия к други …
http://www.b17.ru/article/bazovoe_doverie_k_miru/

Базовое доверие к миру: как формируется

Термин «Базовое доверие к миру» широко распространен в среде психологов. Обычному среднестатистическому человеку, как правило, он незнаком. Особенно он актуален для молодых родителей, в частности мамочек.

Так вот, термин «Базовое доверие в миру» был введен популярным немецким психологом и историком Эриком Эриксоном. В своей теории развития личности он выделил 8 стадий в зависимости от возраста человека. В ней он излагает, в каком возрастном периоде и в какой последовательности закладываются определенные качества, черты характера человека.

Согласно теории Эриксона, человек учится-развивается на протяжении всей своей жизни, и переход от предыдущей стадии к последующей, по его мнению, связан с кризисом-конфликтом на предыдущем этапе.

Нас сегодня будет интересовать первый этап (первая стадия) развития личности, возрастной период которой охватывает первый год жизни ребенка — от рождения до года. По убеждению психолога, именно в первый год человеческой жизни закладывается доверие-недоверие к жизни. Степень этого доверия прямо пропорциональна поведению того родителя, с кем у ребенка возникают отношения привязанности (чаще всего, это, конечно, мать).

Ребенок рождается, приходит в этот физический мир, испытывая чувство беззащитности и физического дискомфорта. Он погружается в непонятный ему мир хаоса из различных цветов, звуков и запахов. Ребенок не понимает, как к нему относится это мир. Можно ли ему доверять? Или он настроен враждебно?

Сформировать базовое доверие к миру на первом году жизни малыша — главная задача его мамы. Именно мама может упорядочить все это разнообразие непонятных для ребенка вещей: цветов, звуков и т.д.

Есть ряд исследователей, которые считают, что формирование базового доверия к миру происходит в более растянутый временной интервал: от года до трех-пяти лет ( но это в том случае, когда сохраняется связь с мамой в первые годы его жизни и ребенок ощущает ее любовь). В нашем же мире все чаще наблюдается тенденция — оставить ребенка на попечение садика, бабушек-дедушек и выйти на работу.

Доказано также, что первые 5-6 месяцев жизни малыш ощущает себя единым целым со своей мамой.

Каждый ребенок обретает чувство доверия к миру в лице взрослых. И первые взрослые — его родители. И если с рождения малыш чувствует, что мама всегда рядом, заботится о нем, его потребностях, всегда приходит на его зов-крик, то он понимает, что ей можно доверять. Он знает, что он в безопасности и никогда не останется один.

Если формируется доверие к маме, то постепенно ребенок начинает доверять и другим людям: сначала родственникам, затем друзьям, знакомым, а затем и незнакомым людям.

Базовое доверие к матери — глубинное, подсознательное. И если оно не образуется, то ребенок не будет доверять другим людям вообще, либо это будет сопряжено с большими трудностями.

В данной ситуации у ребенка появляются всевозможные страхи, он ощущает себя незащищенным, опасается за свое благополучие и, как правило, эмоционально закрыт перед другими людьми. Все эти негативные установки «выползают на поверхность» по мере взросления и проявляются на поздних стадиях развития личности. И что немаловажно, они касаются как недоверия к миру в целом, так и к окружающим людям.

Как сформировать базовое доверие к миру у ребенка: советы мамам

1. Ребенок должен общаться с мамой столько, сколько ему нужно. Он должен знать, что она всегда рядом и присутствует в его поле зрения, хотя бы до трех лет. Поэтому повторяйте своему малышу установку: «Мама рядом». Многократно повторенная фраза «загоняется» в подсознание ребенка и формирует основу его мировосприятия.

Многие педиатры, как правило, пожилого поколения, рекомендуют не брать слишком часто ребенка на ручки, учить его самостоятельности, давая «прокричаться», уходить из комнаты, если у ребенка истерика и оставлять его одного, чтобы успокоился. Это большая ошибка. Основа формирования чувства одиночества, незащищенности и недоверия к миру. Ребенок выносит свой вывод: «Меня не любят, мне страшно, я одинок».

Так вот, мнение Эриксона и многих других современных психологов — противоположное: ребенку необходимо, жизненно необходимо, постоянное присутствие и полная зависимость! от мамы. Тогда он точно знает: «Мама рядом. Мир любит меня. Я доверяю процессу жизни и окружающим людям. Мне будет дано все, что нужно».

И тогда наступит момент, когда малыш легко оторвется от мамы, легко адаптируется к новым условиям (садику, к бабушкам-дедушкам, няне) и начнет также легко узнавать мир, всецело доверяя ему и окружающим.

2. Главная задача мамочки на первом году жизни ребенка — внести порядок в этот мир хаоса, бесконечного многообразия, в котором ребенку трудно ориентироваться, так как все ему ново. Для это необходимо создавать повторяемость — одними и теми же движениями, словами и жестами. Купать, кормить, играть, одевать с похожими повторяющимися движениями. Называть его одними и теми же ласковыми словами.

3. Кормить грудью хотя бы до года. Дело в том, что кормление грудью — это не только процесс получения пищи, но и основной способ общения, телесного контакта с мамой.

Очень важно, чтобы малыш в первые три года находился с мамой столько, сколько он хочет, чтобы всегда ощущал ее присутствие, ее внимание, заботу и тепло.

Все перечисленные меры — основа для формирования доверия к миру и окружающим. И если этого не делать, то у ребенка закладывает недоверие и подозрительность к миру и окружающим, что впоследствии приводит к развитию страхов, внутренних комплексов и психологических проблем.

Как понять сформировалось ли у ребенка доверие к миру?

Психологи часто применяют на практике для проверки тест «Незнакомая ситуация», разработанный американским психологом Мэри Эйнсворт.

Смысл его таков: маму с малышом 1 года размещают в незнакомую обстановку — комнату с игрушками. Затем мама выходит из комнаты и оставляет ребенка наедине с самим собой. Смотрят на реакцию. В следующий раз малыша оставляют наедине в незнакомым человеком. Смотрят на реакцию.

Если малыш спокоен, адекватен, дружелюбен, играет или общается с незнакомцем, то все в порядке — «Базовое доверие к миру сформировано!».

Степень привязанности к маме прямо пропорционально сформировавшемуся доверию к миру.

Помните одно: «детство вашего малыша не повторится», а доверие к миру закладывается на первом году жизни.

Если временной интервал на первом году жизни упущен, ребенок был оторван от мамы в силу каких либо обстоятельств, то в силах мамы доверие к миру у ребенка сформировать-выстроить заново.

Помните, что до 14 лет все болезни, истерики, неприятные ситуации, капризы малыша — показатель отношений родителей между собой, либо показатель отношения родителя к самому себе и окружающим людям.

И до 14 лет за поступки ребенка несут ответственность именно родители.

Ребенок и его состояние — отражение поведения его родителей.

Так вот, как восстановить Доверие к миру у ребенка до 14 лет?

Великолепно работает способ аффирмаций. Необходимо ежедневно перед сном, когда укладываете ребенка спать, и сразу после пробуждения проговаривать ему следующие фразы:

1. Самое главное и ценное, что есть у тебя — это ты сам.
2. Ты любишь себя абсолютной любовью. Тебе не нужно одобрение окружающих.
3. Мир, Вселенная любят тебя. Ты любишь, ты любим.
4. Родители любят тебя безусловной любовью. Все, что происходит в их отношениях, касается только их самих. У тебя своя жизнь, своя Судьба.
5. Ты доверяешь процессу жизни, доверяешь миру. Ибо мир справедлив. Он сам определит, как должно быть.
6. Тебе будет дано все, что тебе нужно. Ты в безопасности.
7. Ты достоин самого лучшего.
8. Ты принимаешь себя таким, какой ты есть с Любовью. и т.д.

Многократно повторенные фразы закладываются глубоко в подсознание и формируют новое мировосприятие у малыша — с любовью к самому себе и доверием к миру.

Источник:
Базовое доверие к миру: как формируется
Базовое доверие к матери — глубинное, подсознательное. И если оно не образуется, то ребенок не будет доверять другим людям вообще…
http://www.rasenya.ru/interesno/bazovoe-doverie-k-miru/

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES