Авансированное доверие это

Аванс доверия

Авансирование доверием широко и успешно использовал в своей педагогической практике А.С. Макаренко в работе с подростками. Приём относится к группе стимулирующих к деятельности, и предполагает доверительный эмоциональный вклад в будущее поведение (знание, действие и т.п.) ребёнка. Стимулом может выступить, например, совместное дело ребёнка и значимого взрослого. Совместно можно поиграть, реализовать социально значимый проект, сделать творческий продукт, провести опыт и т.п.

Авансируя доверием используйте в диалогах с ребёнком фразу-клише:

«Я знаю, что ты очень скоро будешь (научишься, освоишь и т.п.)*_______________________, и тогда мы вместе **________________________».

* Здесь укажите прямо, что необходимо сделать ребёнку.

Формулируйте четко, понятно и доступно возрасту.

**Обозначьте, какое действие («награда») последуют за оговорённым поведением.

Пример использования приёма «Аванс доверия»:

Иван 6 лет и мама.

— Ваня, ты можешь мне прочитать, что написано на магазине?- спрашивает мама.

— Нет…- отвечает сын.

— Но ведь ты знаешь буквы?!

— Да, некоторые знаю.

— Покажи и назови, пожалуйста, буквы в этой надписи, которые ты знаешь.

Иван показывает и радостно демонстрирует свои знания.

— Ты большой молодец! Я знаю, что ты совсем скоро научишься читать, и тогда мы вместе с тобой отправимся в книжный магазин, где ты сможешь выбрать себе в подарок книгу, которую захочешь прочитать! – оптимистично декламирует мама.

Источник:
Аванс доверия
Авансирование доверием широко и успешно использовал в своей педагогической практике А.С. Макаренко в работе с подростками. Приём относится к группе стимулирующих к деятельности, и предполагает
http://xn—-8sbfhf5cagjcjfhfb2l.xn--p1ai/?page_id=295

Авансирование доверием

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург . В.С. Безрукова . 2000 .

Смотреть что такое «Авансирование доверием» в других словарях:

Авансирование личности — в педагогике употребляется как метод стимулирования развития человека. Суть его состоит в проявлении педагогом или родителем особой изначальной расположенности к воспитаннику, доброжелательности, веры в его силы и возможности, его изначальную… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

АВТОРИТЕТ — (нем. Autoritat, от лат. аutoritas власть), влияние к. л. лица, группы или организации, основанное на знаниях, нравств. достоинствах, жизненном опыте. Выражается в способности носителей А. направлять, не прибегая к принуждению, мысли, чувства и… … Российская педагогическая энциклопедия

Доверие — духовно нравственное качество личности, выражающее уверенность в присутствии у другого человека стремления к добру и доброжелательности, а отсюда и вера в его искренность, порядочность, совестливость. Доверие – это способность человека полагаться … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Источник:
Авансирование доверием
Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург . В.С. Безрукова . 2000 . Смотреть что такое «Авансирование доверием» в других словарях: Авансирование
http://spiritual_culture.academic.ru/62/%D0%90%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BC

Авансированное доверие это

61. МЕТОД КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧАЩИХСЯ

Воспитательное действие косвенных методов скрыто, незаметно. Это опосредованное влияние на учеников, их самовоспитание в образованных педагогом воспитательных ситуациях риска, помощи слабым и др.

В демократическом обществе при условии, что школа работает в гуманистической парадигме образования, методы воспитания являются более разнообразными и человечными; они больше развивают личность ребенка, стремятся к ее самореализации, направлены на положительную перспективу и позитивные стимулы; при обучении все меньше используются приказ, внушение, принуждение.

Среди большого числа ситуаций, создаваемых педагогами, можно считать ставшими классическими такие.

Ситуация авансирования доверия (А.С. Макаренко) описывается тем, что доверие предоставляется авансом еще неокрепшей личности, но уже готовой оправдать его. Образуются условия для выражения доверия со стороны других учеников или значимого для ребенка взрослого.

Ситуация непринужденной принудительности (Т.Е. Конникова) представляет собой механизм влияния конкретной ситуации не в форме бескомпромиссного требования учителя, а в форме актуализации уже присутствующих мотивов поведения в новых условиях, которые обеспечивают активное участие каждого ученика в жизни коллектива, из-за чего образуется позиция субъекта, творческого соучастника.

Ситуация свободного выбора (О.С. Богданова, В.А. Краковский). При подобных обстоятельствах школьник ставится перед необходимостью и приобретает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Иногда выбор получает характер конфликтной ситуации, в которой наблюдаются столкновение и борьба несовместимых интересов и установок (М.М. Ященко, В.М. Басова).

Ситуация соотнесения (Х.Й. Лийметс) предполагает оценивание, принятие решения и поступка человека на основе уже существующего опыта, благодаря чему ученик становится субъектом ситуации. В педагогической практике ситуация соотнесения часто образуется в тех случаях, когда у учеников появляется потребность сравнить свой коллектив с другими во время обсуждения перспектив жизни коллектива. По отношению к личности учитель организовывает подобную ситуацию, когда нужно побудить школьника к самосовершенствованию, самовоспитанию («Ты что, хуже?»).

Ситуация соревнования (А.Н. Лутошкин) предполагает не только стремление быть лучше, но и волевое усилие и, как итог, достижение лучших в сравнении с другими результатов. Данное достижение подтверждается и официальным признанием, например грамотой или призовым местом.

Ситуация успеха (О.С. Газман, В.А. Краковский, А.С. Белкин) наиболее широко применяется в практике воспитания. Создается, если нужно поддержать коллектив или отдельного ученика, закрепить положительное в их развитии, победить неуверенность в своих силах, заставить взглянуть на себя по-новому. Успех при этом гарантирован, но его предопределенность не должна быть очевидна для воспитуемых. Должна проявиться объективность успеха, но в противном случае это приведет к негативным последствиям в отношениях.

Источник:
Авансированное доверие это
61. МЕТОД КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧАЩИХСЯ Воспитательное действие косвенных методов скрыто, незаметно. Это опосредованное влияние на учеников, их самовоспитание в образованных педагогом
http://www.tinlib.ru/shpargalki/shpargalka_po_vvedeniyu_v_pedagogicheskuyu_dejatelnost/p61.php

Понятие о приемах воспитания

Приемы воспитания – составная часть методов воспитания, т. е. педагогически оформленные действия, посредством которых на ребенка оказываются внешние воздействия, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение. В результате этих воздействий активизируются резервные возможности воспитанника, он начинает действовать определенным образом.

Существуют различные классификации приемов воспитания. В основу предлагаемого варианта положены способы, с помощью которых педагог добивается изменений в отношениях с учениками и окружающими.

Первая группа приемов связана с организацией деятельности и общения детей в классе. Сюда можно отнести следующие приемы.

Эстафета. Педагог организует деятельность так, чтобы в ее ходе взаимодействовали учащиеся из разных групп.

Взаимопомощь. Деятельность организуется таким образом, чтобы от помощи детей друг другу зависел успех совместно организуемого дела.

Акцент на лучшее. Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого из них. При этом его оценка должна быть объективной и опираться на факты.

Ломка стереотипов. Педагог стремится довести до сознания детей, что мнение большинства не всегда правильно. Начать такой разговор можно с анализа того, как часто ошибается зал, подсказывая ответ игроку во время телеигры «Кто хочет стать миллионером?».

Истории о себе. Этот прием используется, когда педагог хочет, чтобы дети получили больше информации друг о друге и лучше понимали друг друга. Каждый может сочинить историю о себе и попросить друзей проиграть ее как маленький спектакль.

Общаться по правилам. На период выполнения творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся и определяющие, в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение товарищей. Подобные предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.

Общее мнение. Учащиеся высказываются на тему отношений с различными группами людей по цепочке: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие в обсуждении каждого ученика) переходят к аналитическим, а затем – к проблемным высказываниям через введение соответствующих ограничений (требований).

Коррекция позиции. Этот прием предполагает тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению негативного поведения (напоминание об аналогичных ситуациях, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т. п.).

Справедливое распределение. Данный прием предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим к ситуации «задавленной» инициативы, когда агрессивные выступления и атаки одних детей гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь – добиться сбалансированного распределения инициативы между представителями всех групп учащихся.

Мизансцена. Суть приема состоит в активизации общения и изменении его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом на разных этапах выполнения задания педагога.

Вторая группа приемов связана с организацией диалога педагога и ребенка, способствующего формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме. В рамках проведения такого диалога могут быть использованы следующие приемы.

Ролевая маска. Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего, а от его лица.

Прогнозирование развития ситуации. Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла бы развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом косвенно ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.

Импровизация на свободную тему. Учащиеся выбирают тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.

Обнажение противоречий. Позиции учащихся по тому или иному вопросу разграничиваются в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, точек зрения об отношениях различных групп людей. Прием предполагает четкое ограничение расхождений во мнениях, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.

Встречные вопросы. Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.

При использовании педагогических приемов педагогу необходимо ориентироваться на личный пример, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и т. п. В ходе воспитательного процесса педагог может использовать бесконечное множество педагогических приемов, поскольку новые воспитательные ситуации рождают новые приемы. Каждый педагог вправе использовать те приемы, которые соответствуют его индивидуальному стилю профессиональной деятельности, темпераменту, жизненному и педагогическому опыту 52 .

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

Методические приемы – это конкретное проявление определенного метода воспитания. Они определяют своеобразие используемых методов и подчеркивают индивидуальный стиль работы воспитателя. Методы и приемы диалектически между собой связаны: они могут взаимодополнять и взаимозаменять друг друга. Эффективность использования тех иди иных приемов зависит от индивидуально-психологических особенностей как педагога, так и воспитанника, от сложившейся психолого-педагогической ситуации. Например, требование воспитателя может быть выражено в форме совета, приказания, выражения доверия, авансирования, просьбы, рекомендации. Это все разнообразные приемы, с помощью которых педагог может обогатить палитру используемых методов воспитания.

Приемы воспитательного воздействия

В методике воспитания описано множество приемов воспитательного воздействия на учащихся. Назовем здесь наиболее употребимые в школьной практике воспитания.

Авансированное доверие – подход к воспитаннику с оптимистической гипотезой, верой в его силы и возможности, надеждой на будущие успехи.

Великодушное прощение – совершившему недостойный поступок как бы прощают его действия по причине недостаточности развития и неспособности осознать содеянное.

Компромисс – нахождение общих решений с использованием взаимных уступок и выражения уважения личности другого.

Опора на положительное в человеке как сосредоточение воспитателя на позитивном в воспитаннике и в окружающем мире.

Оставление наедине с собой – не обсуждать проступок и не давать оценки ему, а предоставить воспитаннику самому разобраться в негативной стороне поступка.

Подкрепление положительное – действие, вызывающее у воспитанника удовлетворение происшедшим; это может быть похвала воспитателя, эмоциональная реакция одобрения, восторг, дружеский жест, материальное вознаграждение.

Ситуация успеха сознательно создается воспитателем для проявления воспитанником лучших своих качеств, достижения успеха, сопровождается признанием достоинств и достижений, позволяет сформировать позитивную самооценку и стимулировать дальнейшую позитивную деятельность воспитанника.

«Я» – сообщение – прием педагогической оценки, применяемый в тот момент, когда не требуется явно указать или открыто высказаться об отношении или поведении ученика, но необходимо тонко скорректировать его отношение и действия. Это высказывание типа: «Я так переживала. », «Я всегда волнуюсь, когда. », «Я не находила себе места» и т. п.

«Ты» – сообщение – прием скрытой педагогической оценки, заключающийся в объяснении либо предположении причин поступка воспитанника. Высказывания типа: «Ты, конечно. », «Тебе, вероятно. », «У тебя скорее всего. »

Контакт глаз как элемент педагогической техники, средства невербального общения. С помощью такого контакта можно выразить личное: в начале встречи с классом – «Успокаивайтесь! Рада вас видеть! Начинаем работать!»; в случае затруднений – «Не бойтесь! Я с вами!»; можно сделать замечание, выразить недоумение, удивление, возмущение, не делая его достоянием других. Можно выразить сострадание, моральную поддержку, понимание, восторг, ощущение счастья и любви. Да что угодно!

Тонкий намек (косвенное воздействие). Из воспоминаний о Ф. Г. Раневской: «Идет обсуждение пьесы. Все сидят. Раневская, рассказывая что-то, встает, чтобы принести книгу, продолжает говорить стоя. Сидящие слушают – и вдруг: «Проклятый девятнадцатый век, проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят» – как бы между прочим замечает Раневская 53 .

Источник:
Понятие о приемах воспитания
Приемы воспитания – составная часть методов воспитания, т. е. педагогически оформленные действия, посредством которых на ребенка оказываются внешние воздействия, изменяющие его взгляды, мотивы и
http://studfiles.net/preview/5183122/page:60/

Приемы воспитательного воздействия

В методике воспитания описано множество приемов воспитательного воздействия на учащихся (СНОСКА: См. работы Э.Ш. Натанзон, Н.П. Аникеевой, Н.Е. Щурковой). Назовем здесь наиболее употребимые в школьной практике воспитания.

Авансированное доверие – подход к воспитаннику с оптимистической гипотезой, верой в его силы и возможности, надеждой на будущие успехи.

Великодушное прощение – совершившему недостойный поступок как бы прощают его действия по причине недостаточности развития и неспособности осознать содеянное.

Компромисс – нахождение общих решений с использованием взаимных уступок и выражения уважения личности другого.

Опора на положительное в человеке как сосредоточение воспитателя на позитивном в воспитаннике и в окружающем мире.

Оставление наедине с собой – не обсуждать проступок и не давать оценки ему, а предоставить воспитаннику самому разобраться в негативной стороне поступка.

Подкрепление положительное – действие, вызывающее у воспитанника удовлетворение происшедшим; это может быть похвала воспитателя, эмоциональная реакция одобрения, восторг, дружеский жест, материальное вознаграждение…

Ситуация успеха сознательно создается воспитателем для проявления воспитанником лучших своих качеств, достижения успеха, сопровождается признанием достоинств и достижений, позволяет сформировать позитивную самооценку и стимулировать дальнейшую позитивную деятельность воспитанника.

«Я»-сообщение – прием педагогической оценки, применяемый в тот момент, когда не требуется явно указать или открыто высказаться об отношении или поведении ученика, но необходимо тонко скорректировать его отношение и действия. Это высказывание типа: «Я так переживала…», «Я всегда волнуюсь, когда…», «Я не находила себе места» и т.п. (СНОСКА: Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1997. С. 60).

«Ты-сообщение» –. прием скрытой педагогической оценки, заключающийся в объяснении либо предположении причин поступка воспитанника. Высказывания типа: «Ты, конечно…», «Тебе, вероятно…», «У тебя скорее всего…»

Контакт глаз как элемент педагогической техники, средства невербального общения. С помощью такого контакта можно выразить личное: в начале встречи с классом – «Успокаивайтесь! Рада вас видеть! Начинаем работать!»; в случае затруднений – «Не бойтесь! Я с вами!»; можно сделать замечание, выразить недоумение, удивление, возмущение, не делая его достоянием других. Можно выразить сострадание, моральную поддержку, понимание, восторг, ощущение счастья и любви… Да что угодно!

Тонкий намек (косвенное воздействие). Из воспоминаний о Ф.Г. Раневской: «Идет обсуждение пьесы. Все сидят. Раневская, рассказывая что-то, встает, чтобы принести книгу, продолжает говорить стоя. Сидящие слушают и вдруг: «Проклятый девятнадцатый век, проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят» – как бы между прочим замечает Раневская.

Источник:
Приемы воспитательного воздействия
В методике воспитания описано множество приемов воспитательного воздействия на учащихся (СНОСКА: См. работы Э.Ш. Натанзон, Н.П. Аникеевой, Н.Е. Щурковой). Назовем здесь наиболее употребимые в
http://psylist.net/pedagogika/00266.htm

Приемы и педагогическая техника воздействия в процессе воспитания

Приемы и педагогическая техника воздействия в процессе воспитания

Если ты прикасаешься ко мне тихо и мягко, Если ты смотришь на меня и улыбаешься мне, Если слушаешь, что я иногда говорю, Перед тем, как говоришь сам, Я вырастаю, действительно, вырастаю.

Методические приемы — это конкрет­ное проявление определенного мето­да воспитания. Они определяют сво­еобразие используемых методов и подчеркивают индивидуальный стиль работы воспитателя. Методы и приемы диалектически между собой связаны: они могут взаимодополнять и вза-имозаменять друг друга. Эффективность использования тех иди иных приемов зависит от индивидуально-психологи­ческих особенностей как педагога, так и воспитанника, от сложившейся психолого-педагогической ситуации. На­пример, требование воспитателя может быть выражено в форме совета, приказания, выражения доверия, аванси­рования, просьбы, рекомендации. Это все разнообразные приемы, с помощью которых педагог может обогатить па­литру используемых методов воспитания.

Раскрывая смысл понятия «метод воспитания», мы охарактеризовали и другое понятие, имеющее прямое от­ношение к педагогической технике, — — «метод воздей­ствия» как деталь метода воспитания. Метод воздействия нацелен на получение немедленного, сиюминутного ре­зультата: ошибся — исправь ошибку, обидел товарища -извинись, нарушил что-то — поправь. Богатство мето­дов воздействия (а следовательно, эффективность и нео­рдинарность методов воспитания) зависит от богатства палитры методических приемов воспитания.

Рассмотрим подробнее понятие «воспитательное воз­действие», обратившись к педагогическому наследию И.П. Иванова*, уделившему пристальное внимание это­му педагогическому феномену.

* Иванов ИМ. Воспитывающая деятельность и воспитательное воздей­ствие // Народное образование. 1998. № 9—10. С. 110—Н2.

5.4. Приемы и педагогическая техника воздействия 341

Позитивное педагогическое воздействие на ребенка может осуществляться стихийно в широкой социальной среде: в семье, в школе, детском лагере, через средства массовых коммуникаций, произведения культуры. Жиз­ненно-практическое воздействие направляет деятельность детей на решение практических задач в сфере быта, от­дыха, учебы, самовоспитания. Воспитательное воздействие предполагает направление разных видов деятельности на решение воспитательных задач.

И.П. Иванов создал классификацию воспитательных воздействий, которая поможет педагогу-практику пра­вильно отобрать необходимые и целенаправленно их ин­струментовать. По типамвоспитательные воздействия мо­гут быть открытые (воспитательные задачи ставятся как главные, а жизненно-практические — как производные, вспомогательные) и скрытые <решение воспитательных задач является следствием от решения задач жизненно-практических). Пример скрытых воздействий: перед Днем Победы посадили Аллею боевой славы — решали задачу патриотического и трудового воспитания, сплочения дет­ского коллектива.

По способамвоспитательные воздействия могут быть информационные (в сознание детей вносится новая инфор­мация, происходит переориентация на новые ценности, переубеждение в чем-то) и организационные (непосред­ственная организация разнообразных видов деятельнос­ти детей).

В практике воспитания используются два путивоспи­тательного воздействия: прямой (в личном общении «вос­питатель о «воспитанник») и косвенный, или опосредо­ванный (через других людей, через обстоятельства, че­рез специально созданные воспитывающие ситуации, через произведения искусства и литературы. ).

По характеруИ.П. Иванов выделяет воздействия то­варищеские (направленные на общую творческую заботу) и передаточно-потребительские (направленность воздей­ствия лишь на потребление готового передаваемого опы­та, на послушание и исполнительность воспитанника).

Однако воздействие, неправильно инструментованное или выраженное в грубой, бестактной форме, превраща­ется поначалу в своеобразный тормоз развития положи-

Глава V. Основы методики воспитания

5.4 Приемы и педагогическая техника воздействия

тельных взглядов, поступков, оценок, а потом и в об­щую тенденцию «сопротивления воспитанию». В качестве примера приведем зарисовку, сделанную В. Леви*, наблю­давшим за группой детсадовских детей: «Строиться пара­ми!, — командует молоденькая воспитательница. — Сей­час уйдете из леса! Морозов, тебе что, особое приглаше­ние? Где твоя пара? Еще одно замечание, и все уйдете из леса! Морозова заталкивают в строй. Еще окрик, нео­хотное равнение, все стихает. И куда-то ведут их мимо припудренных зеленью берез, мимо вспышек первых оду­ванчиков. Ловлю лица: у девочек сердито-серьезные, знают — кто-то виноват. У мальчишек туповато-угрю­мые. »

Так средство развития (воздействие природы, теплых человеческих отношений. ) подменяется «средством тор-‘ можения». А разве школа не изобилует примерами подав­ления, подминания, нивелирования детской воли, радо­сти, движения, жизни, превращаясь из воспитательного учреждения в учреждение надзора, подавления?

Главным условием успешности вос­питания являются воспитательные от­ношения(между воспитателями и вос­питанниками, между самими воспи­тателями, между самими воспитанниками.

И.П. Иванов теоретически и методически обосновал возникшие в истории воспитания типы объективных вос­питательных отношений.

Авторитарныеотношения (прямое выражение педаго­гической власти, педагогического диктаторства) — это такие отношения, в которых воспитатели открыто пере­дают воспитанникам готовый общественно необходимый опыт (политический, трудовой, нравственный, эстетичес­кий) и организуют для усвоения этого опыта пассивно-подражательную или исполнительную деятельность вос­питанников. Увы, нередко, некоторые родители и педаго­ги используют этот тип отношений как основной.

Отношения «свободного воспитания»возникают как антипод авторитаризма: воспитатели тоже передают го-

товый опыт, но не организуют их деятельность. Воспи­танники могут усваивать этот опыт, а могут и нет; они сами организуют свою деятельность, в которой накапли­вают собственный опыт. Таким образом воспитатели вы­ступают в роли помощников, а воспитанники действуют как свободные и самостоятельные. В этих условиях дея­тельность воспитанника неизбежно принимает эгоисти­ческий, потребительский характер, ибо без участия стар­ших он не может сам заботиться об улучшении окружаю-

Отношения «чрезмерной опеки»— отношения, в ко­торых воспитатели передают готовый опыт и организуют активную и даже творческую деятельность, а воспитан­ники овладевают этим опытом. А.С. Макаренко называл это такими видами ложного авторитета, как авторитет чванства, резонерства, «любви». Такие отношения, весь­ма распространенные в практике воспитания, не позво­ляют воспитать творчески мыслящих и самостоятельно действующих людей.

Отношения «разумной опеки»— отношения, в кото­рых воспитатели открыто передают готовый опыт воспи­танникам, организуя их активную творческую деятель­ность. При этом воспитатели выступают в качестве на­ставников, мастеров. Эти отношения характеризуются сотрудничеством детей и взрослых во всех сферах жизни. Отсюда вытекает закономерность: «чем успешнее стро­ятся и укрепляются отношения общей заботы воспитате­лей и воспитанников, тем полнее и глубже развивается товарищеская самодеятельность воспитанников, творчес­кая забота об окружающих людях и себе» (И. П. Иванов).

В методике воспитания описано мно­жество приемов воспитательного воз­действия на учащихся*. Назовем здесь наиболее употребимые в школьной

Авансированное доверие —подход к воспитаннику с оптимистической гипотезой, верой в его силы и возмож­ности, надеждой на будущие успехи.

Леей В. Исповедь гипнотизера. Кн. 2. Кот в мешке. М., 1992. С. 30.

* См. работы Э.Ш. Натанзон, Н.П. Аникеевой, Н.Е. Щурковой.

Глава V. Основы методики воспитания

Великодушное прощение— совершившему недостойный поступок как бы прощают его действия по причине недо­статочности развития и неспособности осознать содеянное.

Компромисс— нахождение общих решений с исполь­зованием взаимных уступок и выражения уважения лич­ности другого.

Опора на положительноев человеке как сосредоточе­ние воспитателя на позитивном в воспитаннике и в ок­ружающем мире.

Оставление наедине с собой— не обсуждать проступок и не давать оценки ему, а предоставить воспитаннику са­мому разобраться в негативной стороне поступка.

Подкрепление положительное —действие, вызывающее у воспитанника удовлетворение происшедшим; это мо­жет быть похвала воспитателя, эмоциональная реакция одобрения, восторг, дружеский жест, материальное воз­награждение.

Ситуация успехасознательно создается воспитателем для проявления воспитанником лучших своих качеств, достижения успеха, сопровождается признанием досто­инств и достижений, позволяет сформировать позитив­ную самооценку и стимулировать дальнейшую позитив­ную деятельность воспитанника.

«Я»-сообщение— прием педагогической оценки, при­меняемый в тот момент, когда не требуется явно указать или открыто высказаться об отношении или поведении ученика, но необходимо тонко скорректировать его от­ношение и действия. Это высказывание типа: «Я так пе­реживала. », «Я всегда волнуюсь, когда. », «Я не нахо­дила себе места» и т.п.*.

«Ты»-сообщение—. прием скрытой педагогической оценки, заключающийся в объяснении либо предполо­жении причин поступка воспитанника. Высказывания типа: «Ты, конечно. », «Тебе, вероятно. », «У тебя ско­рее всего. »**.

Контакт глазкак элемент педагогической техники, средства невербального общения. С помощью такого кон-

* Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1997. С. 60. ** Там же. С. 57.

5.4. Приемы и педагогическая техника воздействия___________ 345

такта можно выразить личное: в начале встречи с клас­сом — «Успокаивайтесь! Рада вас видеть! Начинаем ра­ботать!»; в случае затруднений — «Не бойтесь! Я с вами!»; можно сделать замечание, выразить недоумение, удив­ление, возмущение, не делая его достоянием других. Можно выразить сострадание, моральную поддержку, понимание, восторг, ощущение счастья и любви. Да

Тонкий намек(косвенное воздействие). Из воспомина­ний о Ф.Г. Раневской: «Идет обсуждение пьесы. Все си­дят. Раневская, рассказывая что-то, встает, чтобы при­нести книгу, продолжает говорить стоя. Сидящие слуша­ют—и вдруг: «Проклятый девятнадцатый век, проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят» — как бы между прочим замечает Раневская.

В методике воспитания успешно ис­пользуются методы и приемы психо­терапевтического воздействия на вос­питанников: внушение, вытеснение, игнорирование, подавление, подбад­ривание, ласковое обращение по имени, эмоциональный отклик, санкционирование, релаксация, рефлексия.

Особо следует выделить рефлексию, которая в воспи­тательном процессе используется двояко: и для стимули­рования самовоспитания воспитанников, и с целью са­моусовершенствования педагога. Рефлексия понимается как «состояние внутренних сомнений, обсуждение с са­мим собой возникающих в жизни вопросов, трудностей, поиск вариантов ответа соотнесения себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требуют жизненные (педагогичес­кие. — Л.М.) обстоятельства»*. Рефлексия может быть ус­тной и письменной, индивидуальной и коллективной.

Особое место в конструировании и реализации приемов воспитания при­надлежит педагогической технике как «элементу педагогической техноло­гии, состоящему из системы умений,

* Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000. С. 437—462.

Глава V. Основы методики воспитания

5.5. Современные технологии воспитания

обеспечивающих педагогу подготовку инструмента воздей­ствия»*. Н.Е. Щуркова выделяет четыре группы умений пе­дагогической техники:

1. Речевые (вербальные): голос, дикция, интонация,
темпоритм, словарный запас, выразительность, пра­
вильность речи, эмоциональная окрашенность и т.д.

2. Невербальные: мимика, пластика, жестикуляция,
движение педагога по классу.

3. Социально-перцептивные: восприятие, внимание,
наблюдательность, воображение, понимание, про­
фессионально-педагогическое мышление, этическая
(эстетическая, правовая и т.д.) выразительность.

4. Управление эмоциональным состоянием: снятие па­
нического напряжения, саморегуляция, релаксация
и аутотренинг, рефлексия, создание состояния ка­
тарсиса, творческого самочувствия и т.д., умение
выбрать стиль и тон, скрывать отрицательные чув­
ства.

Умения педагогической техники — — предмет заботы каждого педагога-воспитателя. Они успешно развиваются в личном и коллективном тренинге**, в повседневной пе­дагогической практике при осмысленном к ним отноше­нии педагога.

Вопросы для самопроверки и размышления

1. В чем смысл и назначение воспитательного воздействия?
Как может помочь педагогу-практику знание классифика­
ции воспитательных воздействий, сделанной ,И-П. Ивано­
вым?

2. Как перечисленные приемы воспитательного воздействия
могут стимулировать развитие позитивных качеств личнос­
ти воспитанника и устранение негативных?

3. Педагогическая техника и педагогическое мастерство: как
они взаимосвязаны?

4. Как использовать тренинг по педагогической технике с це­
лью самоусовершенствования педагога?

* Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1997. С. 60.

** Конкретные упражнения для тренингов по развитию умения педа­гогической техники в кн.: Педагогическая техника: программа для педву­зов / Сост. Н.Е. Щуркова, Л.И. Маленкова. М., 1984.

Рекомендуемая литература

Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 1987. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1991. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. М,, 1995. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1997. Гордин Л.Ю., Коротов В.М., Лихачев Б. Т. Методика педаго­гического воздействия. М., 1967.

Доровский А.И. 100 советов по развитию одаренности детей.

Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М, 1997.

Мурашов А.А. Педагогическая риторика. М., 2001.

Натанзон Э.Ш, Педагогические приемы воздействия на уча­щихся. М., 1972.

Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна.

Таранов П.С. Секреты поведения людей. 300 законов. Сим­ферополь, 1997.

Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинс-

185.212.148.159 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник:
Приемы и педагогическая техника воздействия в процессе воспитания
Приемы и педагогическая техника воздействия в процессе воспитания Если ты прикасаешься ко мне тихо и мягко, Если ты смотришь на меня и улыбаешься мне, Если слушаешь, что я иногда говорю, Перед
http://studopedia.ru/5_32883_priemi-i-pedagogicheskaya-tehnika-vozdeystviya-v-protsesse-vospitaniya.html

(Visited 8 times, 1 visits today)

CATEGORIES