Анализ образа жизни

Анализ образа жизни

Исходные методологические положения валеологии:

1. Человек является продуктом биологической эволюции.

2. За время жизни человека на Земле все в большей степени проявляется его социальная сущность, что во многих сферах человеческой жизнедеятельности противоречит его биологическому прошлому.

3. С момента появления Homo sapiens на Земле ее биосфера заметно изменилась.

4. В различных сферах человеческого знания накоплен большой практический опыт формирования, поддержания и укрепления здоровья, который нуждается в детальном анализе и научном обосновании.

5. Сохранение будущего у человека на Земле возможно лишь при условии осознания им собственной ответственности за ее состояние и за свое здоровье.

3.1. Биологическое и социальное в человеке 3.1.1. Человек как результат биологической эволюции

Известный популяризатор здорового образа жизни Поль Брегг’ утверждая, что человек — единственное существо в мире, которое умирает не своей смертью, все же остальные животные живут столько, сколько им предопределено генетической про-

П. Брегг является автором оригинальной системы обеспечения здоровья, включающей как обязательные условия полноценный двигательный режим, сбалансированное питание с приоритетом сырых растительных продуктов, психотренировку и психорегуляцию и использование оздоровительных сил природы. Трагически погиб в возрасте 95 пет.

граммой (если только не становятся жертвами хищников). Причину такого положения П. Брегг видел в том, что образ жизни современного человека далек от того, который привел к возникновению на Земле человека разумного. Такое сопоставление «животное — человек» не случайно, так как подчеркивает, что человек является логическим продолжением (а на данном этапе эволюции — и конечным продуктом) развития животного мира.

Принадлежность человека к животным обусловлена эволюци-онно и закреплена генетически. Подкрепляется это общностью физиологических механизмов жизнедеятельности и принципиальных основ морфологии органов и систем у человека и высших животных, наличием целого ряда общих заболеваний и т.д. Многие биологические закономерности, установленные для животных, подтверждаются и в применении к человеку. Так, ученые распространяют и на людей общепринятую в биологии методику расчета средней продолжительности жизни биологического вида — она в 5—6 раз превышает возрастной период, свойственный возрастанию длины тела. Если учесть, что у человека рост полностью прекращается в 20—25 лет, то и жить он должен, согласно этим расчетам, 120—150 лет.

Чем же объяснить тот факт, что люди живут намного меньше этого срока, то есть они не в состоянии полностью реализовать свою генетическую программу?

Жизнедеятельность животных строится на основе постоянной борьбы за существование, которая требует для поддержания и сохранения жизни мобилизации всех механизмов приспособления. Бороться за выживание приходилось и человеку. Он должен был бороться со стихийными силами природы, с исходившей из окружающего мира и от других людей опасностью, бороться за пищу, за сохранение своей термостабильности. И все это заставляло человека находиться в постоянной готовности к высокой функциональности. Питался такой человек в основном сиюминутной добычей, которая представляла собой натуральную растительную или животную пищу со свойственной ей природной комбинацией природных веществ.

Таким образом, в начале своего существования на Земле человек жил в соответствии с теми естественными условиями, которые и составляли его эволюционное прошлое.

Однако в процессе развития цивилизации изменилась и форма организации жизнедеятельности человека. Основные усилия его были направлены, с одной стороны, на освобождение от тяжелого физического труда, а с другой — на создание все более комфортных условий жизни и удовлетворение все возрастающих потребностей в удовольствиях. В достижении этих целей человек пошел несколькими путями:

1. Начал создавать орудия и средства производства, которые работают на энергии природных источников и животных, облегчая труд и получение жизненных благ.

2. Стал создавать все более искусственные, но с высоким уровнем комфорта условия, в которых протекает его жизнедеятельность; в питании все большее место стали занимать высокоочищенные и искусственно синтезированные пищевые продукты, добавки и пр.

3. Стал преобразовывать природу, то есть приспосабливать ее к себе, к своим запросам и комфорту. Все это привело к изменению самой природы, то есть тех естественных условий, которые сформировали человеческий организм.

Таким образом, измененная природная среда и условия жизни все больше вступали в противоречие с теми механизмами адаптации, которые сама природа в первозданном виде создала в процессе своего развития у человека. Естественно, что такое противостояние не может пройти бесследно не только для природы, но и для здоровья человека.

Наиболее важным результатом таких изменений в жизнедеятельности человека стало то обстоятельство, что в современных условиях он получает материальные блага, обеспечивает термостабильность и защиту от вредоносных факторов не за счет физической активности и готовности приспособиться к природным условиям жизни, а в наибольшей степени за счет социальной оценки своего труда и способности адаптироваться к социальным условиям жизни.

Современная жизнь сопряжена также с исключительно большим потоком разнообразной информации, которую получает, перерабатывает и усваивает человек. В производстве, где человек освободил себя от тяжелого физического труда, технологические процессы в основном ориентированы на освоение и переработку информации и на принятие быстрых оперативных решений в ответ на изменившуюся ситуацию. Возросшие скорости передвижения человека в пределах местности, региона, страны, мира обусловливают все большее количество межличностных контактов, причем в значительной степени — с незнакомыми людьми. Мозг современного человека должен находиться в постоянной готовности принять, переработать информацию и выдать решение при минимальных мышечных напряжениях.

По некоторым данным каждые 10—12 лет объем вновь полученной информации в мире соответствует тому, который был накоплен за всю предыдущую историю человечества. А это должно означать, что нынешним поколениям детей необходимо усвоить информации, как минимум, в четыре раза больше, чем их родителям втом же возрасте, и в 16 раз больше, чем их бабушкам и дедушкам! Но мозг современного человека остался практически таким же, каким он был и 100, и 1000, и 100.00 лет назад. Не изменилось и время, в течение которого необходимо освоить этот многократно возросший поток информации. Отсюда становится понятным, какую огромную нагрузку приходится выполнять мозгу нашего современника.

! Наконец, о питании. Многие миллионы лет предки человека были вегетарианцами, а последние два миллиона лет доисторический человек и его предшественники имели пищу, достаточную по белку, сравнительно богатую жирами и обычно бедную углеводами. В этой пище практически полностью сохранялись природные комплексы биологически активных веществ и созданные природой соотношения их компонентов. Важно, что. именно эти вещества являлись теми «кирпичиками», которые становились структурными элементами каждой клетки организма. И в конечном итоге именно изменения этих биологически активных веществ обусловливали саму эволюцию.

Термическая обработка пищи сама по себе обусловливает многие последствия, нарушающие структуру и характер питания. Следует отметить, что в процессе такой обработки нарушается первичная структура большинства естественных продуктов (прежде всего — белков, разрушающихся при 46—48°С) и природных комплексов (в частности, липопротеиновых комплексов молока). Кроме того, в результате кипячения жиров в них могут появиться довольно агрессивные канцерогены. И, наконец, попадание горячей пищи в пищеварительные пути (в особенности — в пищевод и желудок) ведет к разрушению их слизистого слоя, который является достаточно эффективным защитным по отношению к подлежащим тканям барьером.

Источник:
Анализ образа жизни
3. Валеологический анализ здоровья и здорового образа жизни Исходные методологические положения валеологии: 1. Человек является продуктом биологической эволюции. 2. За время жизни человека
http://medbookaide.ru/books/fold9001/book2008/p7.php

Анализ образа жизни

  • Главная страница
  • Социология медицины
  • Медико-социологический анализ образа жизни

Образ жизни — определенный тип жизнедеятельности людей, обусловленный в конечном счете объективными процессами развития общества, общественно-экономической формации, способом общественного производства. Следовательно, это исторически возникающая и формирующаяся материалистическая категория. Появившиеся в рамках западного обществоведения субъективно-идеалистические или вульгарно-материалистические трактовки образа жизни, дополненные новыми понятиями «стиль жизни» и «уклад жизни», не могут раскрыть сущность этой категории, более того, они лишь извращают ее, уводят в сторону от научного анализа.

Как общественное явление образ жизни, отражая наиболее существенные черты социально-экономических и политических систем, имеет различный характер. Необоснованны поэтому рассуждения разных идеологов о каком-то едином над- или внесоциальном образе жизни. Несостоятельны и рассуждения о единой человеческой «технической цивилизации», «индустриальном обществе» и подобные утверждения в духе получившей широкое распространение на Западе теории «конвергенции» (сближении, слиянии) различных общественных систем.

При изучении влияния образа жизни на здоровье населения специалистами был предложен ряд схематических группировок составных частей (аспектов) образа жизни, например производственная, общественно-политическая, внетрудовая деятельность (социально-культурная, деятельность в быту), выделена в качестве крупных разделов или видов социальная, трудовая, физическая активность и т. п. Преодоление трудностей, связанных с качественно-количественной оценкой образа жизни с позиций комплексного подхода, рассматривается Ю. П. Лисицыным в использовании системных идей.

«Системный подход к образу жизни, — считает Ю. П. Лисицын, — обязывает изучить взаимовлияние, взаимодействие, связи различных элементов образа жизни, без чего невозможно правильно понять и оценить любую сторону, любой аспект его, включая деятельность в области охраны и улучшения здоровья населения, а также всю систему в целом». Системное исследование облегчает понимание опосредования и зависимости образа жизни от других категорий, прежде всего способа производства и распределения в тех или иных социальных условиях.

Источник:
Анализ образа жизни
Главная страница Социология медицины Медико-социологический анализ образа жизни Образ жизни — определенный тип жизнедеятельности людей, обусловленный в конечном счете
http://www.medjour.ru/sotsiologiya-meditsiny/621-mediko-sotsiologicheskij-analiz-obraza-zhizni

Анализ образа жизни и занятий физической культурой и спортом студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности — Физическая культура и спорт

Анализ образа жизни и занятий физической культурой и спортом студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Физическая культура и спорт»

Аннотация научной статьи по физической культуре и спорту, автор научной работы — Кокоулина О.П.

Похожие темы научных работ по физической культуре и спорту , автор научной работы — Кокоулина О.П.,

Analysis of lifestyle and physical culture and sports of students

Текст научной работы на тему «Анализ образа жизни и занятий физической культурой и спортом студенческой молодежи»

?УДК 37.03 О.П. Кокоулина

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,

Анализ образа жизни

и занятий физической культурой и спортом студенческой молодежи

В статье рассмотрены и обоснованы важность и необходимость спорта и физической культуры на современном этапе развития социума. Описана тенденция ухудшения здоровья молодежи в следствие неправильного образа жизни и употребления алкогольной и табачной продукции, наркотических веществ. Приведены причины, по котором люди не придерживаются здоровому образу жизни и последствия неправильного распорядка дня.

Также рассмотрены причинно-следственные связи возникновения и развития спорта в истории его становления, проведен анализ сущности спорта и физической культуры в современном обществе. Обоснованы важность и необходимость спорта и физической культуры на современном этапе развития социума. Приведены

некоторые факторы, препятствующие глобализации и повсеместному распространению спорта и физической культуры. Выдвинуты возможные пути решения данных проблем, выделена мотивационная сфера на формирование активной позиции в области здорового образа жизни.

Ключевые слова: здоровье, ЗОЖ, студенческая молодежь, двигательная деятельность, здоровье-сберегающие и здоровье-формирующие технологий, спортом и физическая культура, образование, спорт, физическая культура, мотивация, глобализация, инновации, прикладные исследования, информационные технологии, исследовательская деятельность, научный подход, передача информации.

Ol’ga P. Kokoulina

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

The article reviewed the importance and necessity of sport and physical education at the present stage. The article describes the trend of health deterioration of young people as the consequence of a wrong lifestyle, alcohol, tobacco products, narcotic drugs’use. The reasons of disregard

development. Some factors that prevent globalization and widespread dissemination of sport and physical culture were introduced. Possible ways of solving these problems were put forward, motivational sphere for the formation of the active position in the field of healthy lifestyle was

nd spo\ and physical e> t is sh\ on at

activityWeaith-saving gl cultu/Beducation;

Ни для кого не секрет, что современный мир диктует очень высокий темп жизни, и с каждым годом все сложнее и сложнее успевать за прогрессом. Например, программирование, которое еще тридцать лет назад изучали только в вузах, сегодня включено в программу по информатике для 5 класса. В погоне за все увеличивающимися объемами знаний, человечество стало жертвовать своим здоровьем’ все меньше детей гуляет во дворах, все сложнее совмещать учебу и спорт. Чем больше прогресс освобождает человека от физического труда и излишних движений, тем больше растет необходимость компенсации двигательной активности. Сложившаяся сегодня

ситуация критична: здоровье населения неизменно ухудшается, а это неприемлемо для развитого государства, в котором здоровье людей является основной ценностью. Проблема сохранения и улучшения здоровья студенческой молодежи является приоритетной проблемой государственного значения, главной задачей общества и высших учебных заведений. Пути ее решения являются предметом тщательного изучения и по-разному осмысливаются в различных исследовательских сферах: политической, социальной, экологической, медицинской, психолого-педагогической.

Отмена ранее в России комплекса ГТО (готов к труду и обо-

роне), как составляющей политики государства, а также и другие причины социально-экономического плана привели к резкому падению физкультурно-спортивной массовости в стране. Сегодня активная государственная политика в отношении культивирования данного комплекса практически для всех возрастных групп населения страны, а также пропаганда здорового образа жизни способствует положительному их мотивированию и включению молодёжи в различные виды спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности. Тысячи учащихся высшей школы с интересом занялись спортивным многоборьем ГТО.

Развитие физической культуры и спорта может проходить успешно, если органами государственного и общественного управления, организациями, их руководителями, специалистами, учеными этой сферы, избрана правильная стратегия действий. Если бы удалось добиться четкого понимания большинством людей того, что физическая активность и спорт, например, для студентов, являются необходимым условием нормального развития их ума и тела, что абсолютное большинство физических и психических заболеваний, так или иначе связаны с обездвижением и ожирением, что физическая активность снимает стрессовые состояния, повышает работоспособность, снижает уровень агрессивности, то этим удалось бы, не только приостановить физическую деградацию людей, но и значительно поднять их уровень здоровья. Вместе с тем одного только осознания общественной необходимости

Рис. 1. Распределение респондентов по полу и возрасту

в физич недостат тановлены по ва, законы, к и обеспе

ов то ния ые разви

кой культуры и массового спорта на всех уровнях: на предприятиях, в организациях, в местах жительства, отдыха, в сем образ

молодежи по данным целого ряда ученых свидетельствует о том сейчас отмечается ежегодное ухудшение здоровья молодежи, прежде всего, в результате курения, употребления алкогольных напитков, наркотических и психотропных веществ. По данным Роспотребнадзо-ра, за последние 20 лет количество курящих людей в РФ увеличилось на 440000 человек. Снизился и возрастной критерий курильщиков: среди юношей в возрасте 15-19 лет курят 40%, среди девушек — 7%. Один такой юноша в среднем выкуривает около 12 сигарет в день, девушка — 7. Если перевести проценты в количественные данные, то получится более 3 миллионов курящих подростков, среди которых 2,5 миллиона юношей и 500 000 девушек.

Среди учащихся высших учебных заведений курит 75% молодых людей и 64% девушек. В возрасте 20-29 лет доля курящих женщин в 10 раз больше, чем в возрасте от 60 лет и старше [8].

В сентябре 2013 года во всех субъектах Российской Федерации было проведено выборочное на-веденческих факт а

ью наблюдения бы ение^НформЦЯЯНотраМВющей’ фактическое влияние поведенческих факторов, получивших массовое распространение в образе жиз-ян на

по возрасту, полу, соц статиуДшвенИ образо-ходов, сфера занятос ния, а также симости от категории населения -проживающего в городских или

сельских населенных пунктах.

В опросе приняли участие 15875 человек в возрасте от 15 лет и более, из них 42,6 % мужчин и 57,4% женщин. Респонденты по полу и возрасту распределилось следующим образом (рис. 1):

Если говорить о причинах курения, то большинство (72,6%) во

15-19 лет на втором месте (39,9%) причина курения, что «курит большинство окружающих». Основные

|и молодежи, тоЛРасто-от всех обратившихся за медицинской помощью наркоманов — это люди в возрасте

Причины курения в разных возрастных группах (в %)

Причины Возрастные группы Всего

15-19 20-24 25-29 30-39 40-49 50-59 60 и более

Без этого просто невозможно жить 0,0 1,3 3,4 3,4 4,7 8,5 6,5 4,5

По привычке 41,1 68,1 71,3 70,4 74,8 77,2 84,1 72,6

Недостаточно воли, чтобы бросить курение 9,2 24,6 25,5 30,8 27,6 33,1 32,4 28,5

Чтобы заглушить аппетит и меньше сеть 1,1 2,2 2,7 2,1 4,7 2,8 1,0 2,6

Это успокаивает, доставляет удовольствие 21,2 22,3 26,6 27,3 25,2 26,6 16,9 24,8

Потому что курит большинство окружающих 39,9 19,6 10,6 8,1 6,1 4,4 3,8 9,4

Это украшает отдых и помогает коротать время 9,3 5,1 7,0 3,6 3,3 2,6 2,2 4,0

Придает силы в работе 0,0 2,0 2,0 3,1 3,4 3,1 0,8 2,5

Другое 1,0 0,7 1,7 0,7 0,8 0,6 0,8 0,8

Затруднились ответить 5,8 2,8 1,2 1,6 1,9 0,2 0,9 1,6

от 16 лет. По данным же МВД РФ 70% всех наркоманов — это подростки и молодежь [].

Государственный научный центр психиатрии и наркологии Минздравмедпрома РФ регулярно проводит социологические исследования, и по последним отчетам картина наркомании в РФ такова:

— среди подростков в возрасте от 14 до 18 лет спиртные напитки потребляют 88% мальчиков и 93% девочек[9];

— употребляли наркотические и токсические вещества, хотя бы один раз в жизни 56% мальчиков и 20% девочек.

— потребляют наркотики в настоящее время 45% мальчиков и 18% девочек .

По данным Росстата из 15875 человек в возрасте от 15 лет более 86 % — употребляли алкогольные напитки в течение жизни (90,0% мужчин и 84,1% женщин). За последние 30 дней, предшествующих опросу, употребляли алкогольные напитки

частота употребления крепких напитков

ляли 36,5%, 3-5 раз — пили крепких напитков

Сколько раз за последние 30 дней Возрастные группы Всего

15-19 20-24 25-29 30-39 40-49 50-59 60 и более

0 67,2 58,5 46,4 44,1 34,6 30,1 33,2 40,2

1-2 24,4 30,4 36,0 34,4 38,1 40,7 38,5 36,5

3-5 4,9 7,7 11,7 14,3 17,5 19,0 17,2 15,1

6-9 1,3 2,0 3,6 4,1 5,3 6,2 5,7 4,7

10-19 2,2 0,8 1,8 2,6 3,1 2,6 4,0 2,6

20-39 0,0 0,5 0,5 0,3 1,2 1,2 1,3 0,8

40 и более 0,0 0,0 0,1 0,1 0,1 0,2 0,0 0,1

Причины несоблюдения режима питания

Причины Мужчины Женщины Всего

Нет финансовой возможности 2,1 4,1 3,3

Нет времени 27,1 20,2 23,1

Нет привычки 37,6 31,8 34,3

Соблюдаю режим питания 29,2 40,3 35,5

Затруднились ответить 4,0 3,6 3,8

0,1% выпивали за этот период 40 и более раз[7]. Распределение потреблен

вы являются здоровыми, составляет 5-15%. При таких условиях здоровье молодежи имеет устойчивую тенденцию к ухудшению [7].

Эта тенденция прослеживается и у студентов высших учебных заведений, что естественно сказывается на отношении к своему здоровью всего взрослого населения, которое видит его только через призму деятельности лечебных учреждений и не обращается к эффективным, экономически выгодным средствам оздоровления, которыми являются физические упражнения, рациональное питание и здоровый образ жизни. По нашим данным, 58% студентов ведут неправильный образ жизни, у большинства из них отсутствуют навыки сохранения и

укрепления здоровья [1]. Многие люди не приучены к стилю жизни и поведению, которые обеспечивают предупреждение заболеваний, подвержены влиянию отрицатель х социальных норм и трад знавая на декларативно важность здоровья, пол

ичВвацй^РульГурой пагубность курения, употребления алкоголя и т.д., большинство людей в реальной жизни пренебрегает возможностями сохранения здоро ми е ель

шении к собственному здоровью выражается, например, в том, что 60,7 % — отметили, что не соблюдают режим питания [3]. Причи-

ны несоблюдения режима питания приведены в табл. 3.

Из всех опрошенных респондентов, 71,7% — не занимаются физкультурой или спортом. Распре-процентах приведено в

н, которые мешают физкультурой и спортом на 1 и 2 месте стоят: отсутствие свободного времени, отсутствие желания, интереса.

Всемирная организация здра-

— это состояние психического и соци-чия, а не только отсутствия болезней». Важным признаком здоровья является хорошая приспособляемость (адаптация) организма к различным

Рис. 2. Охват физкультурой и спортом

Причины, мешающие заниматься физической культурой

Мужчины Женщины Всего

Отсутствие свободного времени 47,1 42,3 44,2

Отсутствие желания, интереса 34,9 29,4 31,6

Плохое состояние здоровья 12,9 19,4 16,9

Лень 16,7 14,2 15,2

Отсутствие возможностей заниматься людям моего возраста 11,1 16,1 14,1

Недостаток денег 4,2 8,0 6,5

Отсутствие спортивной базы 6,0 6,1 6,0

Отсутствие групп здоровья, секций 2,9 4,6 3,9

Вредные привычки (курение, алкоголь и др.) 4,5 1,0 2,4

Другое 1,5 2,7 2,2

нагрузкам и внешним условиям существования (климатические условия, вода, электромагнитные поля, животный и растительный мир, человеческое общество, условия труда и быта и т.д.).

Характерной особенностью физической культуры является лежащая в ее основе двигательная

деятельность человека. Причем не любая, а оптимальная, целенаправленная деятельность, связанная с выполнением физических упражнений [4].

К общественным ценностям физической культуры мы относим накопленные человечеством специальные знания, спортивную технику, технологии спортивной подготовки, методики оздоровления, лучшие образцы моторной деятельности, спортивные достижения — все то, что создано людьми для физического совершенствова ия, оздоровления и орган орового образа ж ый уровень освоения це изической культуры определяетс знаниями человека в области физи ческого совершенствования, двига тельными умениями и навыками способностью к самоорганизации

Особое значение для личности имеет освоение мобилизационных ценностей физической культуры. именно они помогают человеку выжить в экстремальных ситуациях, которые не столь редки в жизни современного общества: болезни, травмы, экологические кризисы, аварии — вот тот не полный перечень ситуаций, когда человеку особенно нужны высокоразвитые двигательные качества и способности. Физкультурно-спортивная деятельность помогает мобилизации функциональных, психологических и физических возможностей организма, опосредованно влияя на создание «запаса», своеобразного

резерва для ответа на «нештатные» внешние воздействия, требующие срочной мобилизации функциональных сил человека.

К ценностям физической культуры следует отнести накопленные теорией и методикой знания об использовании физических упражнений для эффективного физического развития человека, формирования его телосложения, закаливания, повышения работоспособности, психоэмоциональной устойчивости.

Именно поэтому, сегодня ной из основных стратегиче задач высшего образования яв ется воспитание молодежи в духе ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окруж

Отношение к здоровью в разных возрастных группах (в %)

Возрастные группы Всего

15-19 20-24 25-29 30-39 40-49 50-59 60 и более

Очень забочусь 10,9 14,6 11,9 8,7 8,6 10,8 14,8

В основном забочусь 47,3 49,5 51,2 46,9 46,8 45,2 52,3 48,5

Мало забочусь 32,8 29,4 30,3 38,1 37,9 38,3 27,7 33,9

Совсем не забочусь 6,7 5,6 4,9 5,3 5,6 4,8 4,3 5,1

Затруднились ответить 2,4 0,9 1,7 1,0 1,1 0,9 0,9 1,1

адекватность требований, методик обучения и воспитания);

2. оптимальную организацию учебного процесса (выбор оптимальных методов формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими нормами);

3. полноценный и рационально организованный двигательный режим (определение оптимальных нагрузок с учётом физической и интеллектуальной работоспособности студентов в условиях научной организации труда в учебной деятель-

связано с использованием медицинских (медико-гигиенических, физкультурно-оздоровительных, лечебно-оздоровительных), психологических, социально-адаптированных, экологических здоро-вье-сберегающих технологий и технологий обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Сущность здоровье-сберега-ющих и здоровье-формирующих технологий состоит в комплексной оценке условий воспитания и обучения, которые позволяют сохранять наличный уровень здоровья студентов, формировать более высокий уровень их здоровья, навыки здорового образа

ым направлением деяте сших учебных заведе является поиск новых форм и методов укрепления здоровья студентов в процессе их обучения и воспитания, внедрение здоровье-сберегаю-щих и здоровье-формирующих технологий в учебно-воспитательный процесс. Понятие «здоровье-сбере-гающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности ВУЗа по формированию, сохранению и укреплению здоровья студентов. Под здоровье-сберегающей технологией ученые предлагают понимать:

1. благоприятные условия обучения студента и морально-психологический климат на занятиях (отсутствие стрессовых ситуаций,

Внедрение здоровье-сберегаю-щих образовательных технологий связано с использованием меди-

ованных, экологических ровье-сберегающих технологий и технологий обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Внедрение здоровье-сберегаю-щих образовательных технологий

психолого-педагогические ректирующие, реабилитационные мероприятия.

ящее вре вижений, проп и прививаю ру. Под здор и (зОЖРС ведение человека, отражающее определенную жизненную позицию, направленное на укрепление и сохранение здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособнос-

чис-щих кую ‘азом ся по-

Рис. 3. Определение понятия ЗОЖ

ти, достижение активного долголетия и основанное на выполнении норм, правил и требований личной и общественной гигиены. Определение понятия ЗОЖ в схеме приведено в рис. 3.

Одной из ведущих сторон здорового образа жизни является стремление человека к физическому совершенствованию. Физическое совершенствование органически взаимосвязано с удовлетворением биологических и социальных потребностей личности. С одной стороны, его можно рассматривать как естественный процесс удовлетворения биологических потребностей организма в движении, физической активности. С другой стороны твование пре необходимость требованиями щества.

ребностью двигаться. Способность выполнять мышечные движения является важнейшим свойством ор-ганиз ляют За вр функ

подчинила с ность организма[5].

Физиологической основой влияния физической активности на организм человека являются моторно-висцеральные рефлексы (висцеральный от лат. viscera внутренний, относящийся к внутренним органам). Возникающие в работающих мышцах нервные импульсы активизируют деятельность органов и функциональных систем. Систематический их поток положительно сказывается на развитии и функциях мозга, состоянии вегетативной нервной системы, совершенствует деятельность кровеносной, дыхательной, пищеварительной и других систем организма. В результате, возрастает (до определенных пределов) способность к выполнению не только физической, но и умственной работы. Причем тренированный организм обладает не только большими резервами, но и более экономно и полно может их использовать. А после завершения работы процессы восстановления идут быстрее.

Мотивы занятия физической культурой (%)

Пол Укрепление здоровья и физическое совершенствование Культурно-развлекательный мотив Мотив спортивного совершенства

Мужчины 60,9 24,3 14,9

Женщины 72,8 21,1 5,3

Систематическое применение средств физической культуры расширяет возможности организма. Тренированный организм более устойчив к гипоксии, гипокинезии, к резко меняющимся погодным условиям, к действию стрессовых факторов, к вибрации, укачиванию и др. Говоря о положительном влиянии спорта и физической культуры на социум, вряд ли можно охватить

Новое поколение все реже стало заниматься физкультурой и все больше проводить времени за ком-особаино в социацных льзя однозначно утвер

временного общества, однако с уверенностью можно сказать, что они имеют огромное влияние на жизнь молодежи. Зная эту особенность молодежи, можно запустить глобальные интернет-проекты — агитационные промо-акции, призывающие к повсеместному распространению спорта, и как ожидается, цепная реакция распространит данную идею и внедрит в

сознание миллионов. И именно в социальных сетях получила своё широкое признание мода на спортивный образ жизни, занятия фит-несом и физической культурой.

В настоящее время в мире информационных технологий наблюдается тренд, что все больше знаменитых профессиональных спортсменов и тренеров заводят страницы в социальных сетях, гах, журналах. Они могут пуб-

уализация и представление ин-мации знаменитых профессиональных спортсменов и тренеров в социальных сетях является мотивирующим фактором для начинаю-

тов. тиями спор-турой влияет о факторов, среди них и пол человека. Отмечается, что у лиц мужского пола стремление к занятию спортом выше. Значимость мотивов тоже подвержена влиянию данного фактора (табл. 6).

По данным, приведенным в таблице, можем сделать некоторые выводы: мотив спортивного совершенства для женщин не является значимым, культурно-развлека-

любимые виды спорта у девочек и мальчиков (в порядке убывания)

Хоккей Фигурное катание

Баскетбол Спортивная гимнастика

Борьба Конькобежный спорт

Легкая атлетика Легкая атлетика

Бокс Лыжный спорт

Настольный теннис Художественная гимнастика

Велосипедный спорт Настольный теннис

Лыжный спорт Футбол

Спортивная гимнастика Акробатика

Конькобежный спорт Велосипедный спорт

тельный мотив более значим для мужчин. Но так же можем отметить и общую тенденцию, что лидирующими факторами для мужчин и женщин являются мотивы укрепления здоровья и физическое совершенствование.

Интерес к тем или иным видам спорта также могут влиять на моти-вационную сферу личности (табл. 7).

Интерес к тем или иным видам спорта, конечно же, подвержен веяниям моды и времени. Появляются новые виды спорта, но также остаются и те виды, которые имеют богатую историю. Рассмотрев и проанализировав приведенную таблицу, можем увидеть, что тройки лидеров у мальчиков и девочек полностью не совпадают. Это в первую очередь может быть связано он

акже можем обратить вни-о плаванию и легкой атле-ное значение среди мальчиков, так и среди девочек. Современные молодые люди,

первоначально замотивированные сесриПттееосайгтяупчдьларяаяпсимнррдсннииееыоррриомжьпсеиоптзсвсоноаесчоцющтииазсщаомалюлниеиощяхнгслиниояизохвсс,ьистзнпиндстоаопебрлртлюозвдаолгыо

образа жизни. Для изучения данного феномена, автором статьи было проведено исследование, в котором участвовали респонденты от 17 до 30 лет. Объем выборки составил 205 человек, из них 44% мужчин и 56% женщин. Из 100% опрошенных лишь 8% не занимаются спортом вообще по различным причинам. Так же из полученных данных мы можем сказать, что у почти половины опрошенных занятия проводятся нерегулярно, однако присутствуют в их жизни, а у большей части респондентов занятия проходят систематически, но с разной интенсивностью. Проанализировав это, становится ясно, что больше половины людей не просто занимаются спортом и улучшают свои физические показатели, но именно занимаются физической культурой. А это разные вещи (рис. 4).

В ходе опроса респондентам был задан вопрос о том, что дает им

? Не занимаюсь вообще или очень редко

I По настроению — могу неделю не заниматься вообще или заниматься каждый день

I Раз в неделю хожу в спортзал или бассейн

¦ Каждый день или через день

Рис. 4. Распределение результатов ответов на вопрос: «Как часто вы занимаетесь спортом», %

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52970

Источник:
Анализ образа жизни и занятий физической культурой и спортом студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности — Физическая культура и спорт
В статье рассмотрены и обоснованы важность и необходимость спорта и физической культуры на современном этапе развития социума. Описана тенденция ухудшения здоровья молодежи в следствие неправильного образа жизни и употребления алкогольной и табачной продукции, наркотических веществ. Приведены причины, по котором люди не придерживаются здоровому образу жизни и последствия неправильного распорядка дня.Также рассмотрены причинно-следственные связи возникновения и развития спорта в истории его становления, проведен анализ сущности спорта и физической культуры в современном обществе. Обоснованы важность и необходимость спорта и физической культуры на современном этапе развития социума. Приведены некоторые факторы, препятствующие глобализации и повсеместному распространению спорта и физической культуры. Выдвинуты возможные пути решения данных проблем, выделена мотивационная сфера на формирование активной позиции в области здорового образа жизни.
http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-obraza-zhizni-i-zanyatiy-fizicheskoy-kulturoy-i-sportom-studencheskoy-molodezhi

Научный журнал Успехи современного естествознания ISSN 1681-7494 Перечень ВАК ИФ РИНЦ 0, 653

Удовлетворенность жизнью — интегральный показатель, в котором обобщаются такие характеристики удовлетворенности, как психологическое состояние, степень психологического комфорта и социально-психологической адаптированности. Тесно связан с самочувствием, уровнем активности и определенностью жизненных планов, наличием творческого дела.

Образ жизни включает три категории: уровень жизни, стиль жизни, качество жизни.

Уровень жизни — это степень удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей (в основном это экономическая категория).

Стиль жизни — поведенческая особенность жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается личность (социально-психологическая категория).

Качество жизни (международная аббревиатура понятия «качество жизни» — Quality of Life — QOL) характеризуется комфортом в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социологическая категория).

Как правило рассматривается четыре ценностных аспекта качества жизни (QOL):

  • физическое QOL: мобильность, здоровье, соматический комфорт, функциональный параметры и т.д.;
  • психическое QOL: удовлетворенность, покой, радость и т.п.;
  • социальное QOL: семейные, культурные, рабочие, экономические отношения;
  • духовное QOL: смысл жизни, цели, ценности, метафизически-религиозные отношения.

Здоровье. В формулировке Всемирной организации здравоохранения здоровье — это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровье рассматривается как динамичный показатель жизнеспособности человека.

Его изучают с разных сторон: соматическое здоровье — сфера биологии и медицины, физическое здоровье — физкультуры и спорта, психическое здоровье — психологических наук, нравственное здоровье — это сфера воспитания.

В настоящее время в понятие здоровье включается нравственное и духовное благополучие.

В связи с этим модель здоровья может быть представлена в виде его составляющих:

1. Здоровье физическое.

Медицинское определение — это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Педагогическое определение — это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.

2. Здоровье психическое

Медицинское определение — это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция.

Педагогическое определение — это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.

3. Здоровье социальное

Медицинское определение — это оптимальные, адекватные условия социальной среды, препятствующие возникновению социально обусловленных заболеваний, социальной дезадаптации и определяющие состояние социального иммунитета, гармоничное развитие личности в социальной структуре общества.

Педагогическое определение — это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных социальных условиях микро- я макросреды (семье, школе, социальной группе).

4. Здоровье нравственное

Это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты.

Главное условие обучения и воспитания у детей мотиваций на здоровье и здоровый образ жизни — это регулярное воспитание соответствующей культуры здоровья с раннего детского возраста: физической — управление движением; физиологической — управление процессами в теле: психологической — управление своими ощущениями и внутренним состоянием; интеллектуальной — управление мыслью и размышлениями, направленными на совершенствование позитивных нравственно-духовных ценностей.

В практике работы образовательных учреждений ориентирами состояния здоровья и физического развития ребенка выступают:

  • показатели соматического здоровья (медицинские данные);
  • общая активность: физическая, трудовая, общественная, познавательная;
  • овладение детьми основами личной физической культуры, теоретические и методические знания о путях физического развития в конкретном возрасте и перспективе;
  • осведомленность о перспективах своего физического развития: сформированность адекватной самооценки своего здоровья, своих физических возможностей и особенностей;
  • развитие выносливости, гибкости, скорости, силы;
  • развитие речедвигательной памяти, координационных способностей, движений, разнообразной чувствительности;
  • потребность и способность в физическом самовоспитании: саморегуляции поведения, использование режима дня, специальных упражнений по созданию положительного настроения, осанки, выработки походки и т.д.

Как показывает практика, здоровье ребенка в значительной мере зависит от применяемых технологий воспитания, от здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни. Данное понятие представляет совокупность форм поведения, способствующих выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях, и выражает ориентированность личности на то, чтобы сформировать, сохранять и укреплять свое здоровье.

Специалист в области здоровья и развития ребенка В.Ф.Базарный призывает нас:

«Уважаемые учителя! Уважаемые родители! Задумайтесь хоть на миг: какие средства оказались самыми эффективными в лечении тяжелых депрессий, наркомании, психических сломов не только у молодых людей, но и у взрослых? Вот они:

  • это терапия созерцанием живой природы (леса, неба, восхода и захода солнца, звезд и т.д.);
  • это терапия полезным физическим трудом;
  • это терапия художественным рукотворчеством, и особенно рисованием;
  • это терапия каллиграфическим письмом;
  • это терапия вязанием и вышиванием;
  • это терапия хоровым пением;
  • это терапия личным участием в театрализованных представлениях и т.д.

Все то, что ранее было образом воспитания («вочеловечивания») детей, образом народно-воспитательных культур, все то, что затем изгнала из своего базового учебного плана школа, много лет спустя мы вынуждены привносить в виде терапии перевоспитания! Выводы за вами» [2].

Источник:
Научный журнал Успехи современного естествознания ISSN 1681-7494 Перечень ВАК ИФ РИНЦ 0, 653
Удовлетворенность жизнью — интегральный показатель, в котором обобщаются такие характеристики удовлетворенности, как психологическое состояние, степень психологического комфорта и
http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8133

Оценка своего образа жизни

Считают здоровым свой образ жизни 29,7% женщин и 25,3% мужчин, не совсем здоровым – соответственно 53,5% и 51,7%, и далеким от здорового образа жизни — 16,8% и 23,0%. Женщины несколько выше оценили свой образ жизни (различия статистически значимы). То, как респонденты оценивают свой образ жизни, зависит от оценки состояния собственного здоровья (назвали здоровым свой образ жизни 77,3% тех, кто считает, что имеет очень хорошее здоровье, 40,9% – хорошее, 19,2% – удовлетворительное, 15,4% – плохое).

Оценка образа жизни связана и с самооценкой реализации в своей жизни компонентов здорового образа жизни. Респонденты, считающие свой образ жизни здоровым, выше остальных оценили правильность питания, активность движения и т.д. по всем анализируемым 13 компонентам. Различия статистически значимы по всем показателям, за исключением соблюдения правил личной гигиены (его высоко оценили респонденты, называющие свой образ жизни не вполне здоровым, и даже далеким от него). Отмеченное справедливо и для мужчин, и для женщин. Таким образом, правомерно считать, что оценка образа жизни основывается на представлениях о правильном поведении в отношении различных аспектов здорового образа жизни.

По мнению респондентов, вести здоровый образ жизни им более всего мешает собственная лень и неорганизованность, а также отсутствие времени и материальных возможностей, загруженность работой и учебой. Последнее – одна из причин отсутствия времени.

Оценка помех к ведению здорового образа жизни, в %

Женщины значительно чаще мужчин ссылаются на то, что им часто приходится нервничать, сложно получить квалифицированную медицинскую помощь, а также на перегрузку бытовыми проблемами и занятость семьей и детьми. Среди мужчин несколько больше доля тех, кто указывает на загруженность работой или учебой и особенно на вредные привычки.

Анализируя препятствия к ведению здорового образа жизни, важно понимать, что в действительности стоит за ответами респондентов. Одним из возможных факторов, влияющих на них, может быть конкуренция потребностей, – то, что человеку мешает вести более здоровый образ жизни, для него важнее, чем здоровье.

Рассмотрим этот аспект на примере одной из значимых помех – отсутствия материальных возможностей. Для четырех групп респондентов, выделенных в зависимости от того, насколько, по их мнению, им мешает указанное обстоятельство, рассчитаем среднедушевой доход, оценку уровня жизни и соотношение значимости ценностей здоровья и высокого дохода.

Зависимость оценки материальных возможностей как помехи здоровому образу жизни от уровня жизни и соотношения значимостей крепкого здоровья и высокого дохода

Из представленных результатов видно, что женщины, которым материальные условия очень мешают вести более здоровый образ жизни, действительно имеют меньший среднедушевой доход в своей семье и ниже оценивают уровень жизни. В то же время и перевес значимости здоровья над важностью достатка (а здоровье декларируется как значимая ценность во всех выделенных здесь группах респондентов) у этих женщин минимален. Таким образом, можно сказать, что на восприятие женщинами материальных возможностей как помехи к ведению здорового образа жизни влияют как собственно условия жизни, так и соотношение значимости ценностей здоровья и дохода, конкуренция между потребностями в них. Похожая ситуация имеет место и у мужчин. Более того, у тех, кому отсутствие материальных возможностей очень мешает вести более здоровый образ жизни, значимость высокого дохода превосходит значимость здоровья.

Источник:
Оценка своего образа жизни
Считают здоровым свой образ жизни 29,7% женщин и 25,3% мужчин, не совсем здоровым – соответственно 53,5% и 51,7%, и далеким от здорового образа жизни — 16,8% и 23,0%. Женщины несколько выше оценили
http://mykonspekts.ru/1-110659.html

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Здоровый образ жизни — это способ жизнедеятельности, направленный на укрепление, сохранение и улучшение здоровья человека как субъекта общественно- исторической деятельности и культуры, обеспечивающий полноценное выполнение всех форм деятельности человека и, как следствие, влияющий на экономический, трудовой, демографический, оборонный, культурный и духовный потенциал общества.

Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизенедеятельности, для которой характерно единство и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, соморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную саморегуляцию своих сущностных сил, дарований и способностей, жизнедеятельности в целом.

В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье формируется как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения. Способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни.

Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентаций личности, мировоззрения. Социального и нравственного опыта. (16)

Здоровый образ жизни — это многоплановый аспект жизни человека, его повседневной деятельности, направленный на сохранение и развитие здоровья в целях максимальной реализации возможностей организма, развития качества и количества предстоящей жизни. ЗОЖ — это комплекс мотивированных для каждого возрастного этапа действий, позволяющих совершенствовать организм. Здоровье человека только на 20% не управляемо человеком, что связано с наследственными болезнями, остальные 80% в руках человека, а именно: 20% зависят от воздушной и водной среды; 30% от питания; 30% от стиля жизни. Иными словами, при прочих равных условиях человек может на 1/3 уменьшить риск заболеть, увеличить стойкость организма к средовым факторам.

Основные направления ЗОЖ:

1. Физкультурно- оздоровиельное.

2. Реабилитационно- профилактическое.

5. Культурно- просветительское (17)

Анализ публикаций по вопросам валеологии выявил два ее опорных понятия: «здоровье» и «образ жизни», причем последний рассматривается как главная причина сохранения или потери здоровья. Научно-практической основой указанной причинно-следственной зависимости между здоровьем и образом жизни человека служит концепция академика Ю. П. Лисицина о наибольшем вкладе в индивидуальное здоровье человека образа жизни (50-55%) при значительно меньшем вкладе других факторов: экологических (20-25%), наследственной предрасположенности — 20%, медицинского обслуживания — 10%.

Образ жизни (ОЖ) относят к социально-биологическим факторам, компонентами которого служит триада показателей: уровень, качество и стиль жизни.

Уровень жизни обусловлен экономическими возможностями человека.

Качество жизни определяется степенью запроса и комфортабельностью удовлетворения человеческих потребностей. Нетрудно догадаться, что оба эти показателя ОЖ человека зависят от материально-экономических условий жизни общества и каждой семьи.

Стиль жизни складывается на основе психологических и психофизиологических особенностей поведения личности. (4)

“Здоровый образ жизни — это, прежде всего деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека” (7, с. 35).

Здоровье — важнейший фактор реализации жизненной программы индивидуума. Здоровый образ жизни — это интегральный способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире, как и система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды, где система взаимоотношений человека с самим собой рассматривается как сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья и отсутствие вредных, разрушающих его, привычек. В связи с ухудшением состояния окружающей среды современный человек все больше осознает необходимость в здоровом образе жизни, личной активности в повышении уровня здоровья.

Сохранение здоровья как значимый внутренний мотив возникает чаще всего в период зрелости. В качестве побуждающих факторов выступает болезнь или «букет» болезней, жизненный кризис, другие экстремальные жизненные ситуации. В действительности, однако, здоровый образ жизни у человека должен целенаправленно и постоянно формироваться с самого раннего возраста. Только при этом условии он будет реальным рычагом укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. (8, с 9)

Понятие «здоровье» в отношении индивида отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних и внутренних факторов.

Существуют признаки индивидуального здоровья:

-специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;

— показатели роста и развития;

— текущее функциональное состояние и потенциал организма и личности;

-наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития.

Здоровье человека во многом зависит от стиля его жизни. Он определяется социально — экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями человека. (9,с.12)

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Современная концепция ЗОЖ определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья. (10,с.90)

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.(10, с. 93)

Элементы здорового образа жизни.

В узко биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Авторы, пишущие на эту тему, включают в «здоровый образ жизни» разные составляющие, но большинство из них считают базовыми следующие:

-воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

-окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;

-отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя;

-питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

-движения: физически активная жизнь, вклющая специальные физические упражнения (например, фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей;

-гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками оказания первой помощи;

-закаливание.(10, с. 97)

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок. Поэтому некоторые авторы (11, с. 32) также выделяют дополнительно следующие аспекты здорового образа жизни:

-эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;

-интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. Позитивное мышление.

-духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм.

Некоторые исследователи (12, с. 49) выделяют также «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми.

Изучением здорового образа жизни занимается валеология.

Валеология (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым») — общая теория здоровья, претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека со стороны естественных, общественных и гуманитарных наук — медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, культурологии, педагогики и других (9, с.4). Термин «валеология» введён в научный оборот советским учёным, доктором медицинских наук, профессором, членом Академии технологических наук России Израилем Брехманом.

Следует различать валеологию медицинскую, педагогическую и разнообразные псевдо и околонаучные учения, использующие этот термин в собственных целях.

Педагогическая валеология изучает вопросы воспитательной и образовательной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, а также знакомит детей с азами анатомии и строения тела человека (12, с. 49).

Источник:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Здоровый образ жизни — это способ жизнедеятельности, направленный на укрепление, сохранение и улучшение
http://studbooks.net/1810177/pedagogika/teoreticheskiy_analiz_problemy_formirovaniya_zdorovogo_obraza_zhizni_podrostkovom_vozraste

(Visited 8 times, 1 visits today)

CATEGORIES