Анализ конфликтной ситуации

Анализ конфликтной ситуации

ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧЕНИКАМИ НА УРОКЕ

Проблема конфликтности в подростковом возрасте неоднократно рассматривалась в психолого-педагогической литературе [5], [9], [10]. В одной из недавних публикаций журнала «Вопросы психологии» уже приводились материалы о конфликтных взаимоотношениях подростков со сверстниками [8]. В данной работе мы остановимся на анализе возникающих на уроке конфликтов подростков с учителем.

Для предотвращения конфликта, а также, если он все-таки произошел, для использования его в конструктивных целях необходимо установить его истинные причины, понять его строение и смысл. Объективный анализ конфликтной ситуации позволяет вы членить ее основную структуру, составными частями которой являются участники конфликта (оппоненты) и объект конфликта.

Объект конфликта — то, из-за чего возник конфликт между оппонентами, на что претендует каждый из его участников. Объект конфликта может быть как материальным (например, какая-нибудь престижная вещь), так и идеальным (например, правило поведения, статус в коллективе и т.п.) Оппоненты и объект конфликта, со всеми их отношениями и характеристиками, составляют конфликтную ситуацию, которая всегда предшествует собственно конфликту и может существовать задолго до его возникновения, никак не проявляясь. Чтобы конфликт произошел, нужны действия а стороны хотя бы одного из оппонентов (инициатора конфликта), направленные

на овладение объектом. Тогда конфликтная ситуация перейдет в собственно конфликт — прямое, открытое столкновение оппонентов, претендующих на один и тот же объект. Разрешение конфликта может считаться окончательным только в том случае, если устранена конфликтная ситуация, предшествовавшая ему.

Каждый участник конфликтного взаимодействия может выступать как от своего лица, так и от лица коллектива (организации, общества в целом), отстаивая соответственно либо сугубо личные интересы, либо интересы коллектива, что определяет ранг оппонента. Ранг оппонента минимален, когда защищаются исключительно собственные, индивидуалистические интересы, и максимален, когда оппонент защищает интересы общества в целом [3].

Проанализируем один из примеров конфликтной ситуации, описанной завучем сельской школы.

Ситуация 1 . «Конфликт произошел между молодой учительницей рисования, только начинающей работать в школе, и учеником VI класса Игорем К., трудным, вспыльчивым мальчиком из неблагополучной семьи, не пользующимся авторитетом в классе.

Шел урок рисования, учительница огласила отметки, выставленные детям за работы, выполненные на прошлом уроке. Игорю К. показалось, что учительница поставила ему заниженную отметку. Он грубо обозвал учительницу и вышел из класса. Учительница велела передать Игорю, чтобы к ней на урок он больше не являлся. После уроков по решению классного руководителя Игоря пригласили на актив класса для обсуждения случившегося. Выслушав высказывания, своих товарищей, он осознал свой поступок. На следующем уроке рисования Игорь при всех извинился перед учительницей. Затем на классном часе был проведен диспут на тему «Скажи мне: всегда ли ты правильно поступаешь?». Игорь дал полную характеристику своему поведению. Конфликт был разрешен».

Чтобы аргументированно оценить стратегию разрешения данного конфликта, постараемся проанализировать его структуру. Участниками конфликта (оппонентами) являются, с одной стороны, учитель рисования, с другой стороны — трудный ученик. Из-за чего произошел конфликт, т.е. что является его объектом? На первый взгляд может показаться, что объектом конфликта является отметка. Но сама по себе отметка могла и не вызвать конфликта. Скорее, она послужила лишь поводом для раскрытия той конфликтной ситуации, которая сложилась ранее. Конфликтная ситуация, как уже отмечалось, характеризуется особенностями и взаимосвязью ее элементов — оппонентов и объекта. Каковы же особенности конфликтной ситуации в данном случае?

Рассмотрим прежде всего особенности инициатора конфликта — трудного ученика, не имеющего авторитета среди одноклассников и учителей. В психологических исследованиях было

Стремясь не только погасить конфликт, но и использовать его в воспитательных целях, классный руководитель удачно применил метод воздействия через коллектив. Избранная тактика является адекватной подростковому возрасту: именно в коллективе, в частности в совместном обсуждении (на активе и на диспуте), наиболее прочно усваиваются нормы поведения. Теперь посмотрим, насколько избранный педагогом способ разрешения конфликта соответствует задаче устранения той конфликтной ситуации, которая предшествовала ему, имея в виду, что конфликт может считаться разрешенным только в том случае, если ликвидирована обусловившая его конфликтная ситуация.

Из вышеприведенного анализа видно, что одной из составных частей конфликтной ситуации явились несложившиеся

Содержательная сторона оценки в данном примере выбрана нами произвольно, она может быть и другой, но бесспорно то, что в любом детском рисунке всегда можно найти положительную сторону. Хорошо, если бы на уроках вообще вошла в традицию дифференцированная, подробная и содержательная оценка результатов учебной деятельности детей, в которой были бы отражены и положительные, и отрицательные стороны их работы, оценивалось бы их продвижение в освоении предмета и определялись пути преодоления ошибок и недостатков. Такая оценка будет способствовать формированию правильного отношения ребенка к отметке как оценке его успехов и недочетов. Ученик будет чувствовать со стороны учителя уважительное отношение к его человеческому достоинству, что укрепит веру подростка в свои силы, поддержит стремление стать лучше.

Итак, мы видим, что рассмотренный конфликт не может считаться исчерпанным. Конфликтная ситуация осталась, и если не будет проведена специальная работа по ее устранению, то она вновь и вновь будет выливаться в открытый конфликт, со временем все усугубляясь. Ситуация длительной неудовлетворенности таких существенных для подростка потребностей, как уважительное отношение к его личности со стороны учителя и потребность

занимать достойное положение в коллективе класса [2], [10], может привести к тому, что у ученика произойдет «внутренний отход от школы» (по терминологии А.Н. Леонтьева), т.е. взаимоотношения с одноклассниками и учителями утратят для него личностный смысл, а это означает, что школа потеряет возможность оказывать на него воспитательное воздействие [6].

Рассмотрим еще один пример, в котором педагог понимает это и использует в своей работе. Случай взят из рассказа учительницы сельской школы. Приведем текст дословно.

и т.п. [7]. Неудовлетворенность Гриши во взаимоотношениях с учителями привела к тому, что он невольно и от нового учителя ожидал соответствующего отношения к себе как к плохому ученику, второгоднику. Считая, что в общении с учителем на деловом уровне («ученик — учитель») он не может рассчитывать на уважительное отношение к себе, Гриша стремился перевести это общение на личностный уровень, где он, видимо, уже не раз чувствовал себя сильнее учителей (по словам учительницы, Гриша привык к скандалам, а ведь «скандал» — это всегда проявление слабости со стороны педагога).

Рассмотрим еще одну ситуацию, близкую к предыдущей по способу разрешения конфликта, использованному учителем.

Ситуация 3 . Случай произошел с начинающим учителем на уроке в VII классе. Вот что рассказал учитель: «Вхожу в класс и вижу: все ученики стоят на партах и сильно кричат. Я вначале был поражен происходящим и некоторое время не знал, что предпринять. Потом решительно направился к столу, бросил на пол портфель, прыгнул на стол и стал по журналу отмечать присутствующих. В классе сразу все стихло, и через минуту все учащиеся сели на свои места. С тех пор они ни разу не нарушали дисциплину».

На первый взгляд кажется, что данный конфликт имеет мало общего с описанным выше (ситуация 2), что найденное здесь педагогом решение конфликта чисто интуитивно («удачная находка») и невозможно выявить какие-либо закономерности. Посмотрим, так ли это. Оппонентами данного конфликта являются, с одной стороны, молодой учитель, с другой стороны, в отличие от предыдущих ситуаций, не один ученик, а весь класс. В чем объект конфликта, на что направлены конфликтные действия его инициаторов, сказать сразу нелегко. Своим намеренным нарушением правил поведения на уроке дети как бы отказываются от обязанности подчиняться учителю. Учитель же вправе требовать подчинения. Таким образом, объект конфликта — обязанность учеников подчиняться учителю. Почему дети идут на конфликт? Чтобы ответить на этот вопрос, постараемся вообразить ту конфликтную ситуацию, которая предшествовала собственно конфликту.

Здесь, в отличие от рассмотренных выше ситуаций, она не может быть обусловлена индивидуальными характеристиками учеников, так как в конфликте участвовал целый класс. Другой оппонент — молодой учитель, который только-только начал работать с данным классом, поэтому конфликтное поведение детей вряд ли могло быть вызвано какой-либо оплошностью учителя. Отказываясь от выполнения принятых норм поведения на уроке, ученики

тем самым стремятся (неосознанно, конечно) перевести общение с учителем из сферы деловых взаимоотношений опять же в сферу личностного взаимодействия. Почему это происходит? Логично предположить, что ученики, вызывая учителя на личностное общение, как бы проверяют его, каков он как человек. Как учитель он, конечно, сильнее, а вот как личность — сумеет ли он выйти из трудной ситуации? Проверяется, насколько учитель, как личность, соответствует тому положению руководителя в классе, которое предоставлено ему официально. Однако такое видение содержания конфликта ставит перед учителем очень узкую задачу: доказать ученикам, что он сильнее, при этом собственно воспитательные проблемы остаются в стороне.

Стремление подростков к личностному общению с учителем, по нашему мнению, обусловлено прежде всего их потребностью в равноправном общении со взрослыми. В рассматриваемой ситуации учитель, понимая это, не спешит использовать свои права и заставить детей подчиниться. Наоборот, он наглядно им демонстрирует, что не собирается меряться с ними силой, а готов взаимодействовать с ними на равных. Как отмечалось, объектом конфликта является обязанность учеников подчиняться учителю, однако учитель не стал настаивать на этом праве.

1. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сб. документов и материалов. М, 1984.— 112 с.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.— 446 с.

3. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1983.— 142 с.

4. Гуткина Н. И. Психологические проблемы общения учителя с подростками // Вопр . психол. 1984. № 2. C . 99—106.

5. Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопр . психол. 1972. № 2. C . 25—39.

6. Леонтьев А. Н. Обучение и воспитание должны быть ориентированы на будущее // Вопр . философ. 1973. № 11 . C . 30—33.

7. Липкина А. И. Самооценка школьника. М., 1976.— 64 с.

8. Лозоцева В. Н. Роль учителя в преодолении конфликтов между подростками-одноклассниками // Вопр . психол. 1986. № 1. C . 79—86.

9. Славина Л. С. Знать ребенка, чтобы воспитывать. М., 1976.— 64 с.

10. Сулейменова С. М. Психологический анализ конфликтных взаимоотношений между учителем и учащимися: Автореф . канд. дис . М., 1980.— 20 с.

11. Фельдштейн Д И. Психологические закономерности развития личности и решение актуальных задач воспитания // Вопр . психол. 1984 . № 2 . C . 43—51.

Поступила в редакцию 25. VI 1985 г.

Источник:
Анализ конфликтной ситуации
ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧЕНИКАМИ НА УРОКЕ Проблема конфликтности в подростковом возрасте неоднократно рассматривалась в психолого-педагогической
http://www.voppsy.ru/issues/1986/863/863071.htm

Анализ конфликтной ситуации

школа N 58, г. Ярославль.

Научный руководитель Дивулина Е. Я.

Поведение родителя и ребенка в конфликтном взаимодействии невозможно всесторонне рассмотреть вне контекста ситуации, так как очень сложно вычленить систему событий, являющихся причиной поведенческого акта. Мы выдвинули две гипотезы, основываясь на положение анкет: Первая гипотеза выдвинута на предположении «Безусловной любви.» Во-первых, в тех семьях, в которых родители «Безусловно» принимают детей, меньше деструктивных конфликтов, а больше конструктивных конфликтов, и в конфликтной ситуации родители и дети выступают на равных.

В тех семьях, где родители «условно» принимают ребенка — манипулирование, родители не понимают чувств ребенка. Вторая гипотеза: Если человек экстернал, то возможно чаще у него выход на ситуативный уровень, у него конфинктогенное поведение, а у интернала выход на надситуативный уровень.

Мы поставили перед собой несколько целей и задач в исследовании данной проблемы. Во-первых, описать конфликтные ситуации, которые возникают в системе отношений «Ребенок- Родителъ» и выходы из них. Во-вторых, рассмотреть причинность, динамику, специфику конфликтных ситуаций. Конструктивное управление конфликтными ситуациями, возникающими между родителями и детьми, возможно при условии правильного их осмысления и осознания. Сложность заключается в том, что родители и дети по разному оценивают сложившуюся ситуацию. Это зависит прежде всего от их интеллектуальных, индивидуальных и личностных характеристик.

При проведении психологического анализа конфликтных ситуаций, мы выявили, что в различных семьях по разному обнаруживают проблемность в решаемой ситуации. в одном случае разрешают конфликт в контексте тех эмоций, чувств, которые возникают в рамках ситуаций. Поэтому нет выхода «за пределы» ее, следовательно нет прогноза на будущее. Это ситуативный уровень. В другом случае, человек при разрешении конфликта, может выйти «за пределы » ее, следовательно делая прогноз на будущее. Человек становится над ситуацией, становится ее хозяином. Это надситуативный уровень.

ВЫВОДЫ: Кроме того на основе анкет, на основе учебных занятий, проводимых со старшеклассниками, мы составили таблицу N1, где рассматриваем уровни реагирования на ситуацию. И провели несколько тестов: УСК. © я рославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998

Источник:
Анализ конфликтной ситуации
школа N 58, г. Ярославль. Научный руководитель Дивулина Е. Я. Поведение родителя и ребенка в конфликтном взаимодействии невозможно всесторонне рассмотреть вне контекста ситуации, так как
http://otkrytie.edu.yar.ru/discover/98/section/7/18/

Анализ конфликтных ситуаций в организациях на примере ОАО Сбербанк России

Анализ конфликтных ситуаций в организациях на примере ОАО Сбербанк России

В ранних трудах по управлению, как правило, подчеркивается важность гармоничного функционирования организации. По мнению их авторов, если найти правильную формулу, организация будет действовать как хорошо смазанный механизм. Конфликты, возникавшие внутри организации, рассматривались как весьма негативные явления. Сегодняшние теоретики управления признают, что полное отсутствие конфликта внутри организации — условие не только невозможное, но и не желательное.

Любой конфликт, независимо от его характера, конкретного содержания и вида, обязательно содержит в себе момент противостояния, «противоборства».

Значительная часть конфликтов представляет собой продолжение, отображение вполне объективных, не зависящих от воли конфликтующих противоречий. Конечно, трудно обнаружить прямую связь между конфликтом и вызвавшим его противоречием, так как их разделяют иногда большая дистанция, множество «посредников». До превращения в конфликтное взаимодействие противоречие проходит определенные этапы.

Для того чтобы сформулировать основные принципы подхода, которые позволят нам эффективно «работать» с конфликтами, нужно сформулировать цель работы.

Цель курсовой работы — проанализировать конфликтные ситуации в организациях на примере ОАО «Сбербанк России». Из поставленной цели можно выделить следующие задачи:

. Рассмотреть различные понятия и виды конфликтов.

. Выявить возможные причины и последствия.

. Определить функции и эффективность конфликтов.

. Проанализировать конфликтную ситуацию на примерах конкретной организации.

Источник:
Анализ конфликтных ситуаций в организациях на примере ОАО Сбербанк России
Анализ конфликтных ситуаций в организациях на примере ОАО Сбербанк России В ранних трудах по управлению, как правило, подчеркивается важность гармоничного функционирования организации. По мнению
http://www.managertime.ru/mti-27.html

Примеры анализа конфликтных ситуаций

ПРИМЕРЫ АНАЛИЗА СИТУАЦИЙ

Эрл Стенли Гарднер «Дело о тонущем утёнке»

Сущность ситуации: Один молодой человек, что бы произвести впечатление на девушку, поспорил с приятелем, что заставит утёнка потонуть, не прикасаясь при этом к нему и пальцем. Принесли таз с водой, туда посадили утёнка и на глазах у всех, утёнок начал тонуть. Оказалось, что в воду предприимчивый молодой человек, добавил синтетическое моющие средство (СМС), которое обезжирило пёрышки утенку.

Конфликтующая пара (КП): Утенок – Вода.

Тип конфликта: Сопряженное полезно-вредное действие

?

Противоречие: Вода: топящая утёнка (–)

Способ разрешения противоречия: Переход к надсистеме: просто вода не топит (поддерживает) утёнка, а вода с СМС топит его. ДА

Ресурсы: тип – вещественный (СМС); по месту нахождения – системный надсистемный (взят извне); по степени готовности – готовый; по качеству – нейтральный; в количественном отношении – достаточный; по ценности – дешёвый.

А. Конан Дойль: Из цикла рассказов о Шерлоке Холмсе.

Рассказ «Жёлтое лицо»

Сущность ситуации: В коттедж, соседний с домом мистера М. , въехали постояльцы. Проходя мимо него, он вдруг увидел в одном из окон 2-ого этажа чьё-то лицо. Это лицо поразила его своим неестественным мертвенно-жёлтым цветом лица. Оказалось, что в этом коттедже жена мистера М. держала свою черную дочь от первого брака с афроамериканцем, а чтобы по округе не ползли слухи, что в округе появился чёрный ребёнок, на девочку одевали маску.

Тип конфликта: Недостаточное полезное действие (лицо было правильного очертания, но производило неприятное впечатление из-за цвета кожи неестественно-желтого)

Противоречие: «Лицо»: естественного цвета (+)

Способ разрешения противоречия:

Переход к надсистеме: лицо в системе естественного цвета, а в надсистеме- неестественного цвета (лицо естественного цвета + маска = лицо неестественного цвета).

Ресурсы: тип –вещественный; по месту нахождения – системный надсистемный (маска); по степени готовности – готовый; по качеству – нейтральный; в количественном отношении – достаточный; по ценности – дешёвый.

Сущность ситуации: Фаворит скачек, конь по кличку Серебряный, был похищен накануне заезда. Похитители, чтобы не нашли коня, закрасили серой краской белую звёздочку на лбу у коня, которая отличала его от остальных лошадей.

Тип конфликта: недостаточно полезное действие (конь недостаточно «информативен» для сыщиков)

Противоречие: Конь: Серебряный(+) и конь неСеребряный(–)

Способ разрешения противоречия:

Переход к надсистеме: данный конь Серебряный, а в надсистеме не Серебряный.

(Серебряный + краска = неСеребряный)

Ресурсы: тип –вещественный; по месту нахождения – системный надсистемный (краска); по степени готовности – производный (надо покрасить белую звездочку, провести изменения шерсти в этом месте); по качеству – нейтральный; в количественном отношении – достаточный; по ценности – дешёвый.

Сущность ситуации: Судья, прочитал записку бессмысленного содержания : «С дичью дело, в моем, закончено. Плева предупредил Хадсой, последний рассказал ослухобойках всё. Фазаньих курочек берегитесь», и с ним случился удар, от которого он скончался. Оказалось, если выделить каждое третье слово, оказалось записка с конкретным смыслом: «Дело закончено. Хадсой рассказал всё. Берегитесь»

Тип конфликта: Вредное действие (записка убила человека )

Противоречие: Записка: безвредная, бессмысленная (–)

опасная, с определенной угрозой (+)

Способы разрешения противоречия:

Изменение свойств системы: записка в одном и том же месте, в одно и тоже время безвредная и бессмысленная, однако опасная и имеет конкретное содержание. Записка содержит в себе зашифрованное предупреждение об опасности.

Переход в подсистему: В целом записка – бессмыслица, а её часть (каждое третье слово) содержат угрожающий смысл.

Ресурсы: тип – информационный; по месту нахождения –системный и подсистемный, по степени готовности – производный (надо понять еще, что в записке); по качеству – нейтральный (как бы бессмыслица); в количественном отношении – достаточный; по ценности – дешёвый.

Источник:
Примеры анализа конфликтных ситуаций
ПРИМЕРЫ АНАЛИЗА СИТУАЦИЙ Эрл Стенли Гарднер «Дело о тонущем утёнке» Сущность ситуации: Один молодой человек, что бы произвести впечатление на девушку, поспорил с приятелем,
http://vunivere.ru/work5102

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES