Аккомодация в психологии

Аккомодация в психологии

Аккомодация – это способность глаза фокусировать изображения рассматриваемых предметов, находящихся на различном расстоянии, на сетчатку, то есть способность глаза изменять свою оптическую установку в пределах пространства, ограниченного дальнейшей (Rp) и ближайшей (Рр) точками ясного видения. Статическая рефракция – это клиническая рефракция глаза при полном покое аккомодации. Динамическая рефракция – это клиническая рефракция при действующей аккомодации. Аккомодация происходит за счет изменения кривизны хрусталика, а, следовательно, изменения его преломляющей силы.

Согласно теории Гельмгольца (механической) в аккомодации участвуют хрусталик, циннова связка и цилиарная мышца.

При сокращении цилиарной мышцы кольцо цилиарного тела суживается, циннова связка расслабляется, уменьшается степень натяжения капсулы хрусталика, в результате чего он становится более округлым. Это приводит к усилению рефракции, и на сетчатке фокусируется изображение близко расположенного предмета (рис. 37).

Рис. 37. Механизм аккомодации:

а – состояние при напряжении; б – состояние при расслаблении

При расслаблении цилиарной мышцы кольцо цилиарного тела расширяется, циннова связка натягивается, и хрусталик становится более плоским. Его рефракция ослабевает, поэтому на сетчатке фокусируется изображение предмета, расположенного вдали.

Аккомодацию, так же как и рефракцию глаза, измеряют в диоптриях. Для эмметропического глаза при взгляде вдаль она равна 0, при взгляде на конечное расстояние она составляет:

, где

— аккомодация, дптр,

— расстояние до объекта, м.

Объем аккомодации – разность рефракции в процессе аккомодации от состояния покоя (при рассматривании дальнейшей точки ясного видения) до состояния максимального напряжения (при рассматривании ближайшей точки ясного видения):

, , где

– объем аккомодации,

— максимальная динамическая рефракция,

— статическая рефракция,

— ближайшая точка ясного видения.

Область или длина аккомодации – расстояние между дальнейшей и ближайшей точками ясного видения, то есть область ясного видения. При эмметропии эта область простирается от ближайшей точки ясного видения до бесконечности, то есть широкая. При гиперметропии эта область еще шире на расстояние до дальнейшей точки ясного видения, которая находится за глазом. При миопии эта область занимает небольшой участок вблизи глаза, и чем выше миопия, тем она более сужена.

Абсолютная аккомодация – аккомодация каждого глаза в отдельности.

Относительная аккомодация – аккомодация двух глаз при определенной конвергенции зрительных осей.

В связи с давлением на глаз наружных мышц, возникающим при конвергенции, происходит некоторое удлинение анатомической оси глаза. Поэтому относительная аккомодация всегда меньше абсолютной.

Различают отрицательную и положительную части относительной аккомодации. Отрицательная часть – эта та величина относительной аккомодации, которая затрачивается при зрительной работе глаза в данный момент. Положительная часть – оставшийся запас аккомодативной способности глаза.

Определение частей относительной аккомодации осущест-вляется путем подбора самой сильной положительной линзы (для отрицательной части) и самой сильной отрицательной линзы (для положительной части), которые не нарушают ясности зрения вблизи. Для длительной зрительной работы на близком расстоянии необходимо, чтобы положительная часть была примерно в два раза больше, чем отрицательная.

Такое соотношение встречается у эмметропов. У гипермет-ропов отрицательная часть аккомодации всегда увеличена, так как они вынуждены аккомодировать даже при взгляде вдаль. Усиленное напряжение аккомодации при работе вблизи приводит к утомлению цилиарной мышцы, в результате чего появляются признаки аккомодативной астенопии. При миопии наоборот происходит уменьшение отрицательной части, так как это сильная рефракция. Однако следует учитывать слабость цилиарной мышцы.

Источник:
Аккомодация в психологии
Аккомодация – это способность глаза фокусировать изображения рассматриваемых предметов, находящихся на различном расстоянии, на сетчатку, то есть способность глаза изменять свою оптическую установку
https://studopedia.ru/11_7570_akkomodatsiya.html

Аккомодация в психологии

Если встречаются рядом твердые согласные (чаще веляризованные) и гласные переднего ряда (палатальные), то либо артикуляция согласных должна продвинуться вперед, приспособляясь к передней артикуляции гласных, либо артикуляция гласных должна отодвинуться назад, приспособляясь к задней артикуляции веляризованных согласных.

Если же встречаются рядом мягкие (палатализованные) согласные и гласные заднего ряда (велярные), то опять же либо артикуляция согласных должна лишиться палатализации, приспособляясь к задней артикуляции гласных, либо артикуляция гласных должна продвинуться вперед в зону палатализации, приспособляясь к артикуляции согласных.

Между мягкими согласными гласные [а], [о], [у], [э] аккомодируют в обоих направлениях (по отношению к предыдущим мягким согласным – это прогрессивная аккомодация; по отношению к последующим – регрессивная) и становятся на слух и более высокими, и более напряженными, а по артикуляции – более передними и закрытыми; ср. мат – мять, тот – теть, тут – тють(ка); Дэн 1 – день

В древнерусском языке была обратная зависимость. Согласные, сами по себе нейтральные к твердости и мягкости, аккомодировали гласным, откуда в разные эпохи возникала «первая (шипящая)» и «вторая (свистящая)» аккомодация; так, к, г, х: давали в одну эпоху шипящие перед гласными переднего ряда, соответственно – ч, ж, ш (пeкоу – печеши, лъгати – лъжь, соухъ– соушити); в другую же эпоху перед ъ, и (гласные переднего ряда из дифтонга [oi7]) к, г, х давали свистящие, соответственно – ц, дз, с (ржкд – pжцъ, нога – nosъ 1 , моуха – мoусъ ) –

Ассимиляции (уподобления) возникают между звуками того же рода (у гласных с

гласными, у согласных с согласными) и поэтому могут быть полными, т. е. два различных звука в результате ассимиляции могут уподобиться нацело и стать одинаковыми; поэтому следует различать ассимиляции по2лную и непо2лную.

Ассимиляции, так же как и аккомодации, основаны на почве приспособления рекурсии предшествующего звука и экскурсии последующего с возможностью преобладания первого звука, тогда ассимиляция прогресси2вная, и преобладания второго, тогда ассимиляция регресси2вная; это относится к направлению ассимиляции.

Взаимодействовать могут как соседние звуки (тогда это конта2ктная 1 ассимиляция), так и звуки на расстоянии (из соседних слогов, или же вообще разделенные другими звуками, это диста2ктная 2 ассимиляция); данные определения показывают отстояние членов ассимиляции друг от друга.

Наконец, ассимиляция может затрагивать тот или иной признак звука; для согласных – это признаки способа и места образования твердости и мягкости, голоса (ассимилятивное оглушение и озвончение); для гласных – это признаки ряда, подъема, лабиализации.

Каждую ассимиляцию следует охарактеризовать со всех указанных точек зрения.

Источник: Реформатский «Введение в языкознание».

Источник:
Аккомодация в психологии
Если встречаются рядом твердые согласные (чаще веляризованные) и гласные переднего ряда (палатальные), то либо артикуляция согласных должна продвинуться вперед, приспособляясь к передней артикуляции
https://sites.google.com/site/stvvyaz/home/azykoznanie/akkomodacii-assimilacii-dissimilacii

Аккомодация гласных

Гласные звуки под влиянием соседних согласных сильно изменяются. При переходе от артикуляции согласного к артикуляции гласного органы речи не успевают мгновенно изменить свое положение, в результате чего изменение захватывает начало гласного или весь этот звук. Наибольшее влияние на гласный оказывает предшествующий согласный. Изменения гласных, вызванные влиянием соседних согласных, являются комбинаторными. В русском языке они наиболее ярко выражены в процессах аккомодации. Аккомодируют все звуки как гласные, так и согласные.

Аккомодация гласных – это приспособление гласных к соседним согласным, которое выражается в появлении скользящих звуков в экскурсии и рекурсии гласных.

Различаются три вида аккомодации: прогрессивная, регрессивная и прогрессивно-регрессивная.

Прогрессивной называется аккомодация, вызванная действием предшествующего согласного. Схема такой аккомодации: t’?at, (где t – любой согласный, а – любой гласный).

Регрессивная аккомодация возникает под действием последующего согласного: схема ta?t’.

В положении между двумя мягкими согласными гласные русского языка испытывают двойное влияние: и со стороны предшествующего и со стороны последующего мягкого согласного. Такая аккомодация называется прогрессивно-регрессивной. Схема этой аккомодации: t’?a?t’. При этом изменению подвергаются все участки гласного, в результате чего гласный изменяется в наибольшей степени.

Гласные русского языка могут находиться в 4 позициях по отношению к стоящим рядом с ними согласным:

I. tat — твердый согласный + гласный + твердый согласный

II. t’?at — мягкий согласный + гласный + твердый согласный

III. ta?t’ — твердый согласный + гласный + мягкий согласный

IV. t’?a?t’ — мягкий согласный + гласный + мягкий согласный

Разновидностью этих позиций являются позиции, не имеющие одного из двух согласных при условии, что это согласный твёрдый: I.а – ta, at; II.а – t’?a; III.а – a?t’.

Гласные русского языка могут быть разделены на две группы в зависимости от того, в каких позициях они подвергаются аккомодации и по характеру самой аккомодации.

В I позиции гласные [а], [о], [у] похожи на звуки, произносимые в изолированном положении. В этой позиции нет влияния мягких гласных: [там], [да], [кот], [но], [тут], [ну].

Во II, III, IV позициях гласные [а], [о], [у] испытывают аккомодацию под влиянием мягких согласных.

Итак, общей особенностью аккомодации гласных [а], [о], [у] является то, что в результате ее артикуляция этих гласных становится более передней. Особенно заметно это в IV позиции, где аккомодированные гласные больше всего отличаются от неаккомодированных.

В отличие от гласных [а], [о], [у], гласные [и], [э] не испытывают аккомодации во II позиции [t’?at]; в русском языке эти звуки произносятся в начале слов (звук [э] в немногих словах), а также после мягких согласных. В этих позициях звучание [и] и [э] близко к их звучанию в изолированном положении: [п’ил], [м’ил]ый, [л’эс], [д’э]ло, [игр]ы, [эт]от.

В I, III и IV позициях гласные [и], [э] испытывают аккомодацию.

В I позиции гласный [и] испытывает прогрессивную аккомодацию, при которой он становится более задним. Это происходит потому, что на него оказывает влияние артикуляция предшествующего твердого согласного. При произнесении твердых согласных язык занимает более заднее положение, и под влиянием этой артикуляции соседний звук [и] отодвигается назад в зону образования [ы]: [и]гра — [сы]грать (сыграть); [и]зба — [в-ы]збе (в избе); [и]ра — [к-ы]ре (к Ире).

В Ш позиции гласный [и] подвергается такому же влиянию предшествующего согласного, как в I позиции, в результате чего на месте [и]произносится[ы], но сдвинутое вперед в конечной фазе артикуляции: ш[ы?]ли, б[ы?]ли, р[ы?]сь.

Так же, как [и],гласный [э]в этой позиции испытывает влияние предшествующего твёрдого и последующего мягкого согласного, в результате чего произносится [э],сдвинутое вперед в конечной фазе артикуляции: ц[э?]ль, ж[э?]чь, ш[э?с’]ть.

В IV позиции — между двумя мягкими согласными — звуки [и]и[э]становятся закрытыми. Это объясняется тем, что при произнесении мягких согласных средняя часть языка высоко поднята к твёрдому нёбу, она остаётся в высоком положении и при артикуляции гласных [и], [э],стоящих между этими палатализованными согласными: [с’ин’]ий, [п’ил’]и, [д’эн’], [с’эт’]и, [в’эс’]ело.

Источник:
Аккомодация гласных
Гласные звуки под влиянием соседних согласных сильно изменяются. При переходе от артикуляции согласного к артикуляции гласного органы речи не успевают мгновенно изменить свое положение, в результате
https://studopedia.ru/4_15895_akkomodatsiya-glasnih.html

Что такое ассимиляция

Одним из атрибутов адаптации, который может рассматриваться в рамках развития интеллекта человека, является ассимиляция. Это своеобразный условный механизм, благодаря которому индивид имеет возможность применять на практике приобретенные ранее навыки, умения, не подвергая их существенному преображению. Что же представляет собой этот механизм и кто ввел в психологию данное понятие, мы расскажем более подробно далее.

Мир узнал о таком понятии, как ассимиляция, благодаря Жану Пиаже, который был основателем Центра генетической психологии в Женеве (1955 год). Занимаясь развитием своей теории о направлении познания природы в психологии (генетическая эпистемология), он впервые заговорил об ассимиляции, применяя термин в контексте проявления адаптационных способностей индивида в условиях изменяемой среды.

Наравне с термином «ассимиляция» в психологии возникло обозначение и другого процесса – аккомодации (также благодаря крупнейшему психологу современности Жану Пиаже). По его версии, эти процессы являются связанными, а потому существование одного из них без второго попросту невозможно.

Согласно представлениям ученого, ассимиляция не только противоположна аккомодации, но и тесно взаимосвязана с ней. Такая психологическая связь обеспечивает гармоничное существование этих двух механизмов в человеческом сознании и представляет собой область подлинного интеллекта. Если провести параллель с биологией, уравновешивание ассимиляции и аккомодации позволяет судить о когнитивной адаптации человека.

Взгляды и теории, которые озвучивал некогда профессор Ж. Пиаже относительно ассимиляции, стали весьма популярными, что обеспечило им признание в психологии. Они настолько прочно укоренились в психологии, что современные ученые не подвергают их достоверность сомнению.

В то же время, чтобы узнать значение слова «ассимиляция» и получить более детальную трактовку термина с психологической точки зрения, следует глубже изучить природу явления.

Жан Пиаже считал ассимилирующие процессы доказательством существования структур интеллекта. По сути, это утверждение, что воздействие факторов внешнего окружения индивида может менять модели его поведения или воздействовать на них настолько, насколько сильной будет взаимосвязь индивида с существующей структурой.

Ассимиляция как один из атрибутов, обусловливающих адаптацию индивида, играет немаловажную роль в изучении человеком окружающей среды. В процессе приспособления к социуму человеку свойственно приобретать новую информацию, навыки и опыт, ассимилируя которые он получает возможность реализовывать свои идеи. При этом приобретаемые сведения могут ассимилироваться, чтобы соответствовать уже существующим представлениям и моделям поведения.

Наиболее яркий пример существования структур – это дети в раннем возрасте. Каждый ребенок постоянно вбирает в себя новую информацию и приобретает новые навыки, приспосабливая их к сложившимся ранее представлениям об окружающей среде. Но и во взрослом состоянии подобные процессы не прекращаются в нашем сознании.

Встречаясь с неизведанными ранее явлениями, объектами или событиями, взрослый человек интерпретирует полученный опыт. Благодаря этому он способен модифицировать собственные идеи и знания о мире ассимилируемыми данными, постоянно внося поправки в базу, которая была сформирована в сознании намного раньше.

Согласно идеям Пиаже, есть лишь два варианта, которыми обусловлены адаптационные процессы человека. Давайте рассмотрим каждый из них на примере.

Допустим, у ваших знакомых есть дочь, которую вы считали воплощением «святости». Однако эта девчушка совершает на ваших глазах проступок, на который (как вы считали) она не способна. Что изменится в вашем сознании? Как вы примените новую информацию?

1-й вариант. Новая информация будет ассимилироваться вашим сознанием таким образом, что вы не измените своего представления о девочке и не обратите внимание на ее поведение. Вместо этого вы предположите, что она лишь повторила плохой пример своих более невоспитанных сверстников. В результате вы все так же будете думать, что эта девочка хорошая, но уже будете знать о «темной стороне» ее личности.

2-й вариант. Используя для обработки полученной информации метод аккомодации, вы сочтете поведение девочки неприемлемым и кардинально поменяете свое мнение о ребенке. Так, во время аккомодации происходят противоположные процессы, не позволяющие информации ассимилироваться, в результате меняется не приобретаемый опыт, а ранее сформированные идеи.

Как можно увидеть, ассимиляция — это наиболее простой вариант приспособления индивида к чему-то новому, что обусловлено простотой добавления новых сведений к уже существующим знаниям. И информация, которая будет ассимилироваться человеком, позволит ему иногда рассматривать новые идеи под таким ракурсом, который максимально соответствовал бы уже существующим представлениям субъекта. Автор: Елена Суворова

Источник:
Что такое ассимиляция
Что такое ассимиляция в психологии? Что означает ассимилироваться — узнаем в статье.
http://www.grc-eka.ru/eto/assimilyaciya.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES