Адаптация в обществе

Адаптация в обществе

Процесс социализации невозможно рассматривать, не коснувшись процесса адаптации.

Приведем некоторые определения понятия «адаптация» с точки зрения различных авторов.

Адаптация личности к условиям своей деятельности органически связана со многими проблемами государства.

Доступное для понимания определение адаптации дает В.А. Мижериков в психолого-педагогическом словаре — приспособление. Здесь же он приводит классификацию видов адаптации: •

в широком смысле — процесс приспособления строения и функций организма к изменившимся условиям существования; •

физиологическая — изменение чувствительности анализаторов в результате их приспособления к изменению силы действующих раздражителей; •

литературная — сокращение и упрощение печатного текста, с учетом возраста, профессии и уровня подготовки читате- лзй; •

профессиональная — процесс приспособления людей к изменившимся условиям профессиональной основной деятельности!.

Д. Жюлиа в Философском словаре рассматривает адаптацию как приспособление одного живого существа к другому живому существу или к окружающей среде. Приводит в пример две основные психологические теории адаптации: •

теория Дарвина во главу угла ставит воздействие окружающей среды и ее способность отбирать наиболее адаптированные организмы; •

теория Ламарка утверждает, что адаптация зависит в первую очередь от самого организма.

Так, например, согласно Дарвину, когда земли Африки пересохли и листья деревьев располагались все выше и выше (пальмы) , то выжили лишь животные, обладавшие длинной шеей (жирафы) , прочие виды вымерли. По Ламарку, у этих животных в силу того, что они постоянно искали пищу на высоте, со временем удлинились шеи и так они стали жирафами.

Вообще говоря, именно проблемы, связанные с адаптацией к миру, или, по Бергсону, ослабление «инстинктивной» адаптации как раз и пробудили человеческий разум: строительство домов — чтобы спастись от холода, оружие — для защиты от диких животных и т. п.

Разум есть форма мышления, позволяющая человеку синтезировать результаты познания, создающая новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем. По-другому, разум есть творческая познавательная деятельность, раскрывающая сущность действительности (Социологический энциклопедический словарь. Г.В. Осипов).

На уровне человеческих отношений адаптация определяется способностью общаться с другим человеком, понимать его, вместо того чтобы ему противостоять (конфликт, ревность, сознание более низкого или более высокого положения, вызывающее желание подчинить себе другого, и т. д.) .

Наука психология, в частности психоанализ, может быть полезным подспорьем в процессе адаптации к другим людям и налаживания социально приспособленной жизни.

В философском словаре под редакцией Е.Ф. Губского, Г.В. Кораблева и В.А. Лутченко наряду с термином адаптация (приспособление) рассматривается понятие коадаптация, что означает от латинского «со» — вместе — приспособлять — коррелятивное (соотносительное) приспособление.

В биологии примером коадаптации является приспособление формы цветка к устройству ротовых частей некоторых насекомых и т. п.

С.Ю. Головин в словаре практического психолога под адаптацией понимает процесс приспособления строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, направленный на сохранение гомеостаза (гомеостаз — подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия, нарушающим равновесие внешним и внутренним фактором) .

Решающую роль в успешности адаптации к экстремальным условиям играют тренировки, а также функциональное, психическое и моральное состояние индивида.

Индивид — особь, отдельно существующий организм или отдельно взятый человек как представитель человеческого рода (Г.В. Осипов).

Индивидуум (индивид) — неделимое, особь; особь, каждый самостоятельно существующий организм. Отдельный человек; личность (БЭС).

Индивидуальность — совокупность черт характера и психического склада, определяющих своеобразие человека в его отличии от других.

Отдельная личность как обладатель (носитель) уникальной совокупности свойств и характеристик (Г.В. Осипов).

Индивидуальность — неповторимое своеобразие качеств личности явления, отдельного существа, человека; противоположность общего, типичного. В социальной психологии — коллективного (группового) (БЭС).

Личность — это отдельный человек как индивидуальность, как субъект отношений и сознательной деятельности, в процессе которой он создает, воспроизводит и изменяет социальную реальность.

Это относительно устойчивая система социально значимых и индивидуальных уникальных черт, характеризующих индивида, формирующаяся в процессе социализации и являющаяся продуктом индивидуального опыта и социального взаимодействия.

Это индивид, обладающий выдающимися качествами, оказывающий влияние на массы и ход истории.

Это индивид, находящийся в центре общественного внимания вследствие занимаемой социальной позиции и исполнения социальной или профессиональной роли (Г.В. Осипов).

Личность — «специфическое человеческое качество» (Л.С. Выготский) ; способность человека вырабатывать отношение, занимать позицию (С.Л. Рубинштейн); самопричинность своего поведения, способность познавать меру своей зависимости от окружающего (В.А. Петровский); проявление способности входить в диалог (М.М. Бахтин); опыт переживаний, способность управлять своим внутренним миром, личностно «функционировать» (В.В. Сериков).

Самоопределение личности — самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей ценностей, нравственных норм, профессиональных интересов и условий жизни.

В дополнение к видам адаптации, рассматриваемым в психолого-педагогическом словаре под редакцией В.А. Мижерикова, приводятся понятия «адаптация сенсорная» и «социальная адаптация».

Сенсорная адаптация — это приспособительное изменение чувствительности к интенсивности раздражителя. Характеризуется диапазоном изменения чувствительности, скоростью этого изменения и избирательностью (селективностью) изменений относительно адаптирующего воздействия.

Социальная адаптация есть постоянный процесс и результат активного приспособления индивида к условиям среды.

Социальная адаптация в большей степени изучена с точки зрения биологического приспособления организма к среде.

Основные типы адаптационного процесса формируются в зависимости от структуры потребностей и мотивов индивида: •

тип активный характерен преобладанием активного воздействия на социальную среду; •

тип пассивный определяется пассивным, конформным принятием целей и ориентаций ценностей группы.

Конформность — подверженность индивидов, групп людей влиянию национальных традиций, форм поведения, проявляющихся в усвоении национальных установок и стереотипов без внутреннего сопротивления и достаточного осмысления. У детей конформные реакции развиты больше, чем у взрослых, у женщин — больше, чем у мужчин.

Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом социальной роли.

Социальная роль — понятие, включающее описание особенностей личности, психологии и поведения человека, занима- ющего определенное положение в обществе (домохозяйка, учитель, родитель и т. д.) .

Этим обусловлено отнесение социальной адаптации к одному из основных социально-психологических механизмов социализации личности. Сегодня многие ученые психологи, социологи считают, что социальную адаптацию следует рассматривать как готовность личности к выполнению различных социальных ролей, как устойчивость социальных связей.

Психолог Л.Н. Собчик (Стандартизированный метод исследования личности. 1990 г.) рассматривает успешность социальной адаптации как хорошо сбалансированное соотношение между эгоцентрическими потребностями человека и требованиями среды. Он считает, что абсолютно уравновешенная гармоничная личность отличается полной сбалансированностью умеренно выраженной тенденции к самореализации с хорошим самоконтролем, обеспечивающим полное соблюдение общепринятых нормативных требований среды. Чем больше выражены характер и индивидуальность человека, тем большая нагрузка падает на функцию контролирующих систем, сохраняющих баланс.

Термин «социальная», или «средовая», адаптация стал одним из самых популярных и часто употребляемых в самых разных науках и особенно в психолого-педагогических.

Понятие «социальная адаптация» оформилось, по сути, во второй половине XX века, однако многочисленные работы не привели пока к принятию единого толкования, без чего термин имеет субъективную основу, что затрудняет оперирование им. Понятие «социальная адаптация», несмотря на кажущуюся простоту и очевидность, тем не менее, часто наполняется различным содержанием. Это во многом связано с двойственным характером понятия, отображающего одновременно и процесс, и результат процесса.

В «Энциклопедическом социологическом словаре» под «социальной адаптацией» понимается процесс и результат активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды. Схожая формулировка приводится и в «Кратком психологическом словаре». Наряду с «энциклопедическим» толкованием, под «социальной адаптацией» многие социологи понимают и способность изменять свое поведение в зависимости от требования общества, и оптимальное взаимосоотношение потребностей индиви- да и социума, и разучивание социальных ролей, и внутреннюю осознанную готовность выполнять требования общества, и компенсаторную функцию организма в процессе социализации и т. д.

Значительные разногласия в последнее время вызывает вопрос о соотношении понятий «социализация» и «социальная адаптация». Существуют различные точки зрения: •

социальную адаптацию понимают как условие эффективной социализации; •

как процесс социализации; •

как разновидность социализации; •

как результат процесса социализации.

Это во многом объясняется различием подходов к самому понятию «социализация».

По классической формулировке Л.В. Ясной, социализация — это «процесс усвоения индивидуумом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивидуумов в данном обществе». По нашему мнению, под социальной адаптацией следует понимать процесс активного установления оптимальных взаимоотношений конкретной личности с социумами различного ранга. Процесс дезадаптации — нарушение адаптивных связей.

Несколько иную формулировку приводит Г.М. Андреева, расширяя сущность понятия актуализации роли личности в процессе социализации: «Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидуумом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду».

По мнению Н.Ф. Головановой, социализация предполагает не столько сознательное усвоение готовых форм и способов социальной жизни, сколько выработку (совместно со взрослыми и сверстниками) собственных ценностных ориентаций, своего стиля жизни.

В словаре-справочнике по социальной психологии, автором которго является В.Г. Крысько, приводится объяснение процессу «социализация» в следующем толковании: это двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания им систем социальных связей и отношений, в которых он развивается, — с другой.

С момента рождения человек окружен другими людьми и включен в социальное взаимодействие. В процессе общения, через взаимоотношения человек приобретает конкретный социальный опыт. Социальный опыт, который усваивается разными людьми из объективно одинаковых социальных ситуаций, обычно бывает различным, что является источником индивидуализации личности. Личность выступает в качестве активного субъекта социализации, процесс же социальной адаптации личности следует рассматривать как активно развивающий, а не только как активно-приспособительный. Социализация не завершается по мере взросления человека, этот процесс продолжается на протяжении всей жизни.

Источник:
Адаптация в обществе
1.2. АДАПТАЦИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ: Что же представляет собой термин «адаптация», который в современное время стал так широко употребляемым? Процесс социализации невозможно рассматривать, не коснувшись процесса адаптации. Приведем некоторые определения понятия «адаптация» с точки … — —
https://knigi.link/pedagogicheskaya-psihologiya-uchebniki/adaptatsiya-sotsializatsiya-19181.html

Адаптация в обществе

Социальная адаптация – это форма взаимодействия субъектов с социальной средой, активное приспособление личности к ее условиям, требованиям социума. Также данный процесс можно назвать интеграцией человеческого субъекта в общество, следствием которого является достижение развития самосознания, выработка ролевого поведения, формирование способности к самообслуживанию и самоконтролю, создание адекватных взаимосвязей с окружающим социумом. Процесс социальной адаптации охватывает также непосредственную связь с преобразованием функций различных органов, переустройством систем, выработкой обновленных умений, привычек, качеств, способностей, что ведет к адекватности личности среде.

Важнейшим и необходимым условием нормального функционирования социума в качестве неделимого социального организма является соответствующая норме адекватная социально-психологическая адаптация. Ведь она предполагает интеграцию субъекта в социальные условия посредством приобретения статуса, положения в социальном устройстве общества.

Социальная адаптация человека демонстрирует процесс присваивания предписаний и ценностных ориентиров конкретного общества.

Психологическая адаптация проявляется перестройкой динамического шаблона личности соответственно новым требованиям окружающего мира. В психологической науке процессы адаптации означают трансформации, происходящие в реактивной либо чувствительной сфере сенсорного органа чувств или рецептора, которые имеют временный характер.

Под адаптацией в социальной психологической науке понимается модифицирование системы взаимоотношений в культурном или социальном плане. Любые структурные трансформации либо поведенческая перестройка, обладающие жизненно важной значимостью рассматриваются в качестве социализации.

Социальная адаптация личности обуславливает, определенное состояние личности, при котором ее потребности и условия среды полностью удовлетворены, с одной стороны, а с другой – являет собой процесс, через который достигается такая гармония. Адаптация в качестве процесса приобретает форму трансформации среды и модификаций в организме субъектов посредством применения действий, которые будут соответствовать конкретной ситуации.

Существует две диаметрально противоположные классификации социально-психологического адаптационного процесса, предложенные А. Налчаджяном и И. Калайковым.

Ниже представлена классификация адаптации по А. Налчаджяну. Социальная адаптация человека может проходить соответственно норме, может отклоняться от нормы, тогда следует говорить о девиантной адаптации. Также он выделил патологическую адаптацию. Нормальный адаптационный процесс приводит личность к стабильной приспособленности в типичной проблемной обстановке без анормальных трансформаций ее структуры, также как и без нарушений предписаний, требований социального объединения, в которой проходит активность личности.

Девиантная или отклоняющаяся от нормы социализация характеризуется удовлетворением личностных потребностей в конкретной социальной обстановке или группе, однако наряду с этим ожидания других членов социального процесса не воплощаются в реальность вследствие поведения личности. Процесс, который целиком или отчасти реализуется при помощи анормальных механизмов и вариаций поведения, ведет к выработке патологических комплексов, черт характера, которые образуют невротическую симптоматику и психопатические синдромы. Такой процесс называется патологической адаптацией.

Классификация, предложенная И. Калайковым, в себе содержит три формы прохождения адаптации: внешнюю, внутреннюю и реадаптацию. Внешняя адаптация выражается в процессе, через который субъект приноравливается к объективным внешним проблемным ситуациям. Внутренней адаптацией он называл процесс трансформации внутренних качеств личности, образование новых вследствие воздействия внешних обстоятельств. Реадаптацию он характеризовал в качестве приспособления в новой общественной среде, коллективе, где превалируют иные ценности, правила, требования и способы поведения, где абсолютно другая ведущая деятельность. Реадаптации сопутствует пересмотр либо отказ частично или целиком от норм, предписаний, ценностей, социальных ролей, форм поведения, а также от отдельных адаптивных механизмов. Такой процесс сопровождается серьезными личностными модификациями.

Процесс социальной адаптации довольно тесно связан с формированием индивидуальности. Социальная адаптация индивидов обладает рядом индивидуально-психологических характеристик, вследствие чего она не может совершаться одновременно и с одинаковой силой в разных областях бытия субъектов.

Социальная адаптация личности служит связующим элементом между общественной деятельностью и социальным естеством индивида, при этом способствует развитию и содержательно обогащает социальную среду и природу индивида. Стержневым компонентом адаптационного процесса считается соотнесение самооценок, притязаний и желаний личности с ее потенциалом и действительностью социальных условий, также включающее тенденции формирования среды и индивида. Среда влияет на субъект или коллектив, который избирательно усваивает или преобразует такие воздействия согласно с собственным внутренним естеством, а субъект или коллектив активно воздействует на окружающие условия. Такой механизм адаптации, образуясь в ходе социализации личности, делается фундаментом ее деятельности и основой поведенческих реакций.

Процесс социальной адаптации является составной частью социализации. Социализация служит для обучения, а адаптация – изменения того, чему научили. Социум навязывает индивидам определенные социальные роли, но их принятие, выполнение или отрицание всегда обусловлено личностным характером. Социальная адаптация детей имеет свои определенные уровни социальной адаптации: общественный, групповой и индивидуальный.

Для малыша поступлению в дошкольное образовательное заведение всегда сопутствуют определенные психологические трудности. Такие трудности появляются вследствие того, что родительское чадо переходит из привычной для него семейной обстановки в условия дошкольного заведения. Обстановка дошкольных учреждений может казаться малышу несколько специфичной. Ведь детский сад является особым микросоциальным мирком, который условиям семьи не может быть противопоставлен. К таким специфическим особенностям детских дошкольных учреждений следует отнести продолжительное пребывание в одном месте довольно большего числа сверстников одновременно, что ведет к росту вероятности инфицирования и быстрому утомлению детей.

Следующей специфической особенностью можно считать определенные педагогические приемы в подходах к малышам, которые провоцируют сковывание проявления индивидуальности детей. При неправильном воспитании это может привести к негативным реакциям и проявлениям со стороны детского поведения. Новая социальная обстановка требует от детей соответствующих такой обстановке форм поведения.

Способность субъектов модифицировать собственное поведение в соответствии изменениями социальной среды называется социальной адаптацией.

Понятие адаптация дословно означает приспособление. Способностью приспосабливаться к меняющейся обстановке обладают все живые существа на планете. Это универсальное явление. Так, например, растения адаптируются к почве и климату, а животные к среде обитания.

В ходе превышения адаптационного потенциала функциональные системы принимаются трудиться в неблагоприятных нагрузках, что будет являться формой патологической адаптации. Типичным проявлением патологии адаптации считается болезнь. Стрессовые состояния возникают вследствие превышения возможностей адаптационных механизмов. В соответствии с тем, какая система организма более заинтересована в стрессовых реакциях, можно выделить болевой, эмоциональный или психический стресс.

Итак, каким образом формируются у малышей способности к адаптационным процессам? В какой мере это качество является врожденным, а что завоевывается в ходе развития? Ярчайшим проявлением биологической адаптации является рождение малыша. Переход из внутриутробного существования к внеутробному требует от крохотного человеческого организма перестройки коренным образом деятельности всех его стержневых систем, таких как система кровообращения, пищеварения, дыхания. К моменту рождения перечисленные системы должны обладать возможностью осуществления функционального преобразования, другими словами должен иметься в наличии соответственная врожденная степень готовности адаптационных инструментов. Здоровый новорожденный малыш обладает должной степенью готовности и довольно быстро адаптируется к бытию во внеутробной обстановке.

Система адаптационных механизмов аналогично другим функциональным системам продолжает собственное формирование и совершенствование на протяжении многих лет постнатального онтогенетического развития. У ребенка непосредственно после рождения формируется возможность к социальному адаптационному процессу постепенно по мере овладения ребенком окружающей его социальной обстановкой. Зарождение возможности к адаптации, с одной стороны, проистекает одновременно с развитием функциональной системы нервной деятельности, а с другой, тесно связано с выработкой поведенческих реакций, типичных для условий семьи.

Итак, для малыша меняются абсолютно все ключевые параметры среды, когда он зачисляется в детское учреждение. Все дети могут совершенно по-разному переносить сложности, связанные с эмоциональным напряжением в ходе приспособления к условиям детского дошкольного заведения. Здесь можно выделить легкий адаптационный процесс, средней тяжести и тяжелый.

При легкой форме адаптации ребенок выражает напряжение, которое у него присутствует, в виде кратковременного негативного эмоционального состояния. Часто у детей после вступления в дошкольное заведение в первое время наблюдается ухудшение сна и аппетита, им не хочется играть с остальными малышами. Все вышеперечисленные проявления проходят после поступления в течение месяца.

Адаптация средней тяжести характеризуется более медленно протекающей нормализацией эмоционального состояния малыша. Ребенок может в первый месяц перенести заболевание, которое будет длиться до 10 дней и не вызовет никаких осложнений.

Тяжелая адаптация характеризуется довольно продолжительным течением (временами может длиться несколько месяцев). Она может проходить в двух вариациях: либо будут случаться частые рецидивы заболеваний, которые нередко протекают с осложнениями, такими как отиты, бронхиты и т.п., либо будут наблюдаться стойкие нарушения поведенческих реакций, граничащих с предневрозным состоянием.

Проведенные исследования обнаружили, что такие малыши в старшем возрасте оказываются на учете в психоневрологических диспансерах. При сходных стрессовых ситуациях, таких как переход в старшую группу, в школу, у детей повторно наблюдаются неадекватные поведенческие реакции.

Если социальная адаптация детей и подростков, протекает в тяжелой форме, то таких детей следует обязательно направлять к психоневрологу на консультацию. Так как обе вариации тяжелой адаптации негативно воздействуют не только на детское формирование, но и на общее состояние здоровья. Именно поэтому первостепенной задачей родителей и воспитателей является предупреждение появления тяжелой адаптации вследствие поступления малыша в дошкольное или школьное заведение. Ведь в дальнейшем трудности адаптации остро станут перед детьми и в пубертатном периоде. С целью облегчения прохождения адаптации и помощи детям, испытывающим трудности в ходе адаптации, сегодня разработана программа социальной адаптации, содержащая в себе объем, формы и порядок осуществления мероприятий, целенаправленных на преодоление сложных жизненных ситуаций подростками.

Трудность адаптации может быть обусловлена следующими факторами: состоянием здоровья малыша, уровнем его развития, возрастом, обстоятельствами социального и биологического анамнеза, уровнем тренированности адаптационного потенциала. Более тяжело переносится разлука с родителями и изменения в условиях жизни в возрасте от 11 месяцев и до полутора лет. От получения психического стресса в этом возрасте довольно трудно уберечь малыша. В старшем возрастном периоде периодическая разлука с родителями постепенно утрачивает свое стрессовое воздействие.

К биологическим причинам относят токсикозы и перенесенные заболевания женщиной во время беременности, родовые осложнения, заболевания малыша до трех месяцев жизни. Постоянные болезни детей до прихода в дошкольное заведение также влияют на степень сложности адаптации. Также существенным значением обладают неблагоприятные влияния социальной сферы. Они появляются после рождения крохи и обнаруживаются в не обеспечении малышу правильного режима, соответствующего его возрасту. Несоблюдение режима ведет к быстрой утомляемости малышей, задержке развития психики, торможению процессов формирования навыков и личностных качеств, соответствующих возрасту.

Адаптационный потенциал не формируется сам по себе. Данная способность требует определенной тренировки, усложняющейся в процессе взросления, но превышающей возможностей конкретного возрастного периода. Формирование этого качества в норме происходит параллельно с социализацией малышей и развитием их психики. Ребенка нужно ставить в условия, при которых ему будет необходимо менять устоявшееся поведение, даже если принято решение не отдавать его в дошкольное заведение.

Социальный адаптационный процесс в школьной среде также характеризуется своими особенностями. Особенно сложным считается первый год школьного обучения. Это связано с видоизменением места ребенка в системе социальных взаимоотношений, со сменой всего его жизненного уклада, с возрастанием психоэмоциональной нагрузки. Беззаботное времяпровождение в виде игр сменяется учебной деятельностью, которая требует от детей напряженной умственной работы, активизации внимания, концентрации и практически неподвижного положения тела на уроках. Школьные уроки, увлечение детей просмотром телевизионных передач, занятиями музыкой, шахматами, иностранным языком ведут к снижению двигательной активности детей практически в два раза в сравнении с детсадовским периодом. Наряду с этим потребность в движении у них остается высокой.

Ребенку в школе приходится устанавливать межличностные контакты с одноклассниками и учительским составом, следовать требованиям школьной дисциплины, выполнять новые обязанности, диктуемые учебной работой. Далеко не все малыши могут быть готовы к этому. Психологи утверждают, что многим первоклассникам-шестилеткам довольно трудно социально адаптироваться. Причиной этого является несформированность личности, которая будет способна подчиняться режиму учреждения, усваивать нормы поведения, выполнять школьные обязанности. Поэтому многие ученые считают, что для адекватной социальной адаптации в школьной сфере, необходимо отдавать детей в школу не раньше, чем они достигнут возраста семи лет. В течение года, который отделяет шестилеток от семилеток, у ребенка вырабатывается произвольная регуляция собственного поведения, ориентировка на социальные предписания и требования.

Часто дети-первоклассники с собой берут в школу любимые игрушки. Это не стоит запрещать. Нужно лишь объяснить детям, что играть ими можно только лишь на перемене. Ведь малыш, беря с собой игрушку, ощущает себя защищенным.

Поступление в школу является очень серьезным шагом для детей. Это своеобразный переход от беззаботного и веселого детства к периоду, где главным будет чувство ответственности. Облегчить такой переход помогает процесс адаптации к школьному обучению и обязанностям.

Итак, социальная адаптация детей и подростков связана, главным образом, с их рождением, когда они окунаются в социум и адаптируются в нем. Следующими важными периодами адаптации являются поступление в дошкольное заведение и учебное учреждение.

Социум считает нормальной личность, способную адаптироваться. Однако такой подход к пониманию в различных общностях и коллективах может разниться. Поэтому проблемы социальной адаптации, главным образом, могут появиться вследствие правил, которые приняты в этом конкретном обществе. К примеру, у иностранных граждан они могут появиться, как результат различий доминирующих норм в разнообразных культурах. Проблемы адаптации могут появляться вследствие поведения, несоответствующего предписаниям из-за индивидуальных личностных особенностей индивида. Так, например, робкий индивид просто не способен активно конкурировать с более пробивными коллегами.

В связи с разным реагированием людей на преобразования в собственной деятельности и всевозможные стрессоры, сегодня наиболее приоритетными задачами становятся изучение и разработка системы оптимизации этой способности с целью результативного воздействия на него. Поэтому рассматриваются возможности включения данной способности в качестве одной из основополагающих в требования к профессиональной пригодности специалиста и, главным образом, руководителя.

Если развитие считать жизненной стратегией, то исходя из этого, адаптация будет тактикой, позволяющей индивиду удерживаться в установленных эволюционных границах, тем самым обеспечивая возможность прогресса. Эффективная адаптация является одной из предпосылок успешной профессиональной самореализации.

Каждый индивид, в процессе жизненного развития вступает в новые для себя условия, вследствие чего неизбежно преодолевает более или менее длительные процессы адаптации.

С проблемами адаптации в процессе жизнедеятельности сталкиваются многие возрастные категории людей, наиболее тяжело проходит адаптация в дошкольном, пубертатном и пенсионном возрасте.

Проблемы адаптации людей в предпенсионном и пенсионном возрасте часто связаны с так называемой возрастной депрессией. В этом возрасте индивиды переживают тяжелый психологический кризис, связанный с множеством конфликтов, происходящих в их жизни. В этом периоде на субъектов оказывают воздействие различные факторы: этапов жизни, здоровья, социальные факторы. Факторы этапов жизни заключаются в анализе индивидом собственной жизни. Именно поэтому очень важным является его оценка своего прошлого, настоящего и будущего. Факторы здоровья заключаются в психологическом преодолении индивидом естественного или вызванного болезнью ослабления физических сил. К социальным факторам следует отнести степень тяжести перенесения индивидом ухода детей во взрослую жизнь и другие социальные проблемы.

Проблемы с адаптацией появляются вследствие несовпадения ролей субъекта в разнообразных социальных группах. Поэтому для нормализации прохождения адаптации сотрудниками социальных служб была разработана программа социальной адаптации. Ведь стресс, порожденный адаптационными проблемами, бывает настолько серьезным, что его следствием и постоянными спутниками становятся нервозность и различные недомогания. Также были разработаны методики социально-психологической адаптации, целью которых является определения показателя уровня адаптации среди различных категорий населения.

Сегодня одной из самых серьезных проблем психологии остается проблема психосоциального развития лиц с инвалидностью в семье и социуме. Ведь травмы психологического характера получает не только сам больной, но и участники семейных отношений. Понятие «инвалид» имеет латинское происхождение и в дословном переводе означает неполноценный или непригодный. К сожалению, люди с инвалидностью даже в наш просветленный век, наиболее относятся к незащищенной группе населения. У них гораздо меньше возможностей получения достойного образования или профессии с высоким материальным доходом. Многие из них не в состоянии реализовать себя в межличностных взаимоотношениях. Все это свидетельствует о произвольной дискриминации инвалидов.

Социальная реабилитация и адаптация представляет собой комплекс мероприятий, целенаправленных на возрождение ранее разрушенных или потерянных индивидом социальных связей и взаимоотношений вследствие инвалидности. Люди с инвалидностью испытывают сложности с профессиональной реализацией, ростом и самосовершенствованием, таким необходимым любой личности. Отсутствие у них достаточных практических умений для самостоятельной жизни ведет к тому, что они становятся обузами для родственников. Сегодня для социума должна вызывать предельную тревогу катастрофическая динамика роста детской инвалидизации, их социальная неустроенность и туманность жизненной перспективы.

Социальная реабилитация и адаптация подразумевает под собой реализацию следующих задач: защиту прав и охрану интересов лиц с инвалидностью, получение ими равных с остальными членами общества возможностей для участия во всех областях жизнедеятельности социума, их интеграцию в социальную среду, формирование позитивного общественного мнения относительно лиц с инвалидностью, информирование социума о положении инвалидов и выполнение иных мер, направленных на реабилитацию и социальную защиту лиц с инвалидностью.

Исследование характеристик процессов адаптации и связанных с ними свойств личности сегодня является одной из остро стоящих проблемных вопросов современности. Поэтому сейчас стали очень востребованными методики социально-психологической адаптации. Так, например, опросник, разработанный К.Роджерсом и Р.Даймондом, позволяет диагностировать особенности протекания социальной адаптации. Его стимульный материал представлен сто одним утверждением, сформулированным в единственном числе третьего лица, без употребления местоимений. Такая форма, по всей вероятности, используется авторами с целью избегания воздействия «прямого отождествления». Другими словами, чтобы испытуемые в некоторых ситуациях сознательно, напрямую не соотносили утверждения опросника с собственными особенностями. Такой прием считается формой «нейтрализации» установок испытуемых на социально-ожидаемые или подходящие ответы.

Определяющим фактором в физическом формировании индивида является его социальность. Любые социальные роли требуют использование определенных физических параметров, причем, чем тяжелее социальная деятельность индивида, тем выше будет степень дифференциации проявлений физического. В связи с ускоренными темпами социальных, технологических и даже климатических модификаций среды, от индивида требуется быстрая адаптация к среде и жизнедеятельности. Именно поэтому на современном этапе формирования социума по-новому видится задача воспитания гармонично развитых индивидуумов, имеющих высокую интеллектуальную и физическую работоспособность. С этой целью разработаны методики, объектом исследования которых являются уровни социальной адаптации индивидов, которые могут выступать в качестве как процесса адаптации и в качестве результата.

Источник:
Адаптация в обществе
Социальная адаптация – это форма взаимодействия субъектов с социальной средой, активное приспособление личности к ее условиям, требованиям социума
http://psihomed.com/sotsialnaya-adaptatsiya/

Адаптация в обществе

Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой.

Адаптация происходит на трех уровнях: физиологическом, психологическом и социальном. На физиологическом уровне адаптация означает способность организма человека поддерживать свои параметры в пределах, необходимых для нормальной жизнедеятельности при изменении внешних условий (гомеостаз). На психологическом уровне адаптация обеспечивает нормальную работу всех психических структур при воздействии внешних психологических факторов (принятие взвешенных решений, прогнозирование развития событий и др.).

Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать свое поведение в соответствии с главными целями деятельности. Выделяют две особые формы социальной адаптации: девиантную (приспособление к сложившимся социальным условиям с нарушением принятых в обществе ценностей и норм поведения); патологическую (приспособление к социальной среде за счет использования патологических форм поведения, вызванных функциональными расстройствами психики).

Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях: • общество (макросреда) — адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества; • социальная группа (микросреда) — адаптация человека или, наоборот,, нестыковка интересов человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.); • сам индивид (внутриличностная адаптация) — стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов.

Человек входит в широкую систему профессиональных, деловых, межличностных, социальных отношений, которые позволяют ему адаптироваться в данном социуме. Система социальной адаптации включает разные виды адаптивных процессов: производственная и профессиональная адаптация; бытовая; досуговая; политическая и экономическая; адаптация к формам общественного сознания (наука, религия, искусство, мораль и пр.); к природе и др.

Любой вид социальной адаптации требует от человека определенных способностей. Характер и степень адаптации либо дезадаптации личности зависит во многом от биологических, физиологических, психических свойств человека и его социального развития. Но, с другой стороны, хорошо организованная профессиональная работа со стороны социальных служб различного профиля направлена на обеспечение помощи отдельным личностям, группам, социальным слоям общества на различных этапах их развития и уровня их социальной адаптации. Необходимо изучение адаптации как сложного механизма социализации личности, включающего, в частности, освоение людьми новых социальных ролей, формирование мотивационной сферы, восприятие индивидами себя, своего окружения и многие другие психологические явления, состояния и образования.

Социа?льная рабо?та — профессиональная деятельность, имеющая целью содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.’

В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.

Как следует из определения социальной работы, принятого Международной ассоциацией школ социальной работы и Международной федерацией социальных работников 27 июня 2001 года в Копенгагене, «профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы»

Структура социальной работы

Структура социальной работы — это ее компоненты, содержание которых определяется необходимостью удовлетворения наиболее насущных интересов и потребностей людей.

Напомним, что под структурой вообще понимается совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств. Такая общая трактовка структуры применима и к социальной работе, которую можно рассматривать как определенную систему, включающую в себя ряд взаимосвязанных компонентов :субъект,

объект и связывающие их в единое целое средства,

Последовательность перечисленных компонентов не является случайной: любая деятельность совершается в направлении от субъекта к объекту, хотя именно объект является главным фактором, определяющим суть и характер деятельности. Поэтому и характеристику социальной работы, как уже говорилось, правомерно начинать с объекта.

Все основные компоненты тесно связаны между собой. Имея различное (в определенном смысле) содержание, только в совокупности они дают органичное понимание социальной работы.

Кроме того, мы можем выделить как бы два аспекта социальной работы: решение повседневных, неотложных про­блем клиента и решение задач в перспективе, предвидение и предотвращение острых социальных проблем в глобальном масштабе (безработица, нищета, различные социальные заболевания, наиболее острые формы девиантного поведения и т. д.).

Оба аспекта социальной работы связаны (и обусловлены) социальной политикой государства, основными направлениями, ориентирами развития общества.

Следующий структурный срез социальной работы предопределяется ее универсальным, интегрированным характером как специфическим видом человеческой деятельности. Речь идет об основных направлениях (видах) социальной роботы: социальный диагноз, социальная терапия, соци­альная реабилитация, социальная профилактика, социальный контроль, социальное страхование, социальное обслуживание, социальное посредничество, социальное попечительство и др. 1

1 См.: Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной рабо­ты: Учеб. пособие. 3-е изд. — М.: ИТК «Дашков и К°», 2005. С. 17-19.

Для данной теории характерно разнообразие методологических подходов к их выделению. Так, в словаре-справочнике по социальной работе отмечено: «Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе.

Адаптация занимает существенное место в содержании социальной работы. Она характеризует, с одной стороны, процесс взаимодействия объекта социальной работы с социальной средой, а с другой — является отражением определенного результата социальной работы, который может выступать критерием ее эффективности. Поэтому понимание сущности адаптивных процессов, их механизма — необходимое условие профессионализма социального работника. Адаптивные процессы обеспечиваются соответствующей технологией.

Источник:
Адаптация в обществе
Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой. Адаптация происходит на трех уровнях:
https://studfiles.net/preview/1721905/

Социально-экономическая адаптация инвалидов в современном обществе Жилина Светлана Александровна

Социально-экономическая адаптация инвалидов в современном обществе Жилина Светлана Александровна

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — 240 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Жилина Светлана Александровна. Социально-экономическая адаптация инвалидов в современном обществе : Дис. . канд. экон. наук : 08.00.05 : Москва, 2004 147 c. РГБ ОД, 61:04-8/4314

Содержание к диссертации

Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблем реабилитации и адаптации инвалидов

1.1. Законодательные основы Российской социальной политики,

направленной на поддержку инвалидов 8

Эволюция понятия инвалидности 14

Функции социальной политики в отношении инвалидов 23

Подходы к анализу процесса социально-экономической адаптации инвалидов 27

Глава 2. Анализ существующего опыта решения социально-экономических проблем инвалидов

Опыт развитых стран 34

Решение проблем, связанных с инвалидностью, в переходных экономиках 47

2.3. Отечественный опыт поддержки инвалидов 61

Глава 3. Социально-экономические проблемы, стоящие перед

инвалидами, и пути их решения

3.1. Адаптационные возможности инвалидов: данные массового

3.2. Особенности социально-экономических проблем, стоящих перед

инвалидами: данные углублённых интервью 104

3.3. Опыт решения социально-экономических проблем инвалидов в рамках

деятельности общественной организации «Перспектива» 114

Список литературы 136

Введение к работе

Эти обстоятельства требуют особого внимания к проблемам, с которыми сталкиваются инвалиды, определения того, что препятствует их успешной социально-экономической адаптации.

Цель диссертации состоит в выявлении особенностей социально-экономической адаптации инвалидов и разработке мер, направленных на их интеграцию в современное общество.

Для достижения цели диссертационного исследования были поставлены и решены следующие задачи:

— изучена эволюция понятия «инвалидность» в контексте различных социально-экономических систем;

— описан мировой опыт социально-экономической адаптации инвалидов;

на основе отечественного исторического опыта определена специфика отношений общества к инвалидам;

определён социально-демографический портрет инвалидности;

выявлены основные социально-экономические проблемы, возникающие в процессе адаптации инвалидов к жизни в современном обществе;

проанализированы особенности функционирования российских организаций инвалидов;

— разработаны практические рекомендации по облегчению процесса

социально-экономической адаптации инвалидов.

Предмет исследования — социально-экономическая адаптация инвалидов. Объект исследования — инвалиды III группы — люди с ограниченной трудоспособностью.

Степень научной разработанности проблемы

Исследованиям в области изучения феномена инвалидности в последнее время уделяется всё большее внимание.

Вопросы, связанные с реабилитацией инвалидов, долгое время развивались в русле исключительно медицинского подхода. В первой половине XX века наибольших результатов в этой области достигли специалисты ЦИЭТИН (О.С.Андреева, Д.И.Лавров, Е.С.Либман, С.Н.Пузин, Л.Н.Чикинова и др.) и ленинградского ИЭТИН (А.А.Дыскин, Т.М.Пылина и др.) Работы В.А.Воробьёва, Ш.Заннеля, Е.М.Куницкого, В.Н.Молоткова и др. были посвящены созданию комплексной системы реинтеграции инвалидов в общество.

Медико-социальный подход в исследовании данного явления позволил сосредоточиться на социальной природе болезни и инвалидности. Это направление наиболее полно разработано в трудах А.Клейнмана, В.Коккерхама, М.Оливера, Дж.Ричмана, Б. Тюрнера, Б.Эренрайха. Сравнительный анализ социальной и медицинской моделей поддержки инвалидов дали К.Герхардт и Р.Гиллеспи. В России плодотворные междисциплинарные исследования, сочетающие медицинский и социальный подход к проблеме инвалидности, осуществили Т.А. Добровольская, И.П.Каткова, Н.Б. Шабалова.

Постепенный переход к социальной модели инвалидности был осуществлён благодаря освоению зарубежного опыта социальной работы. К первым публикации, рассматривавшим социальные аспекты реабилитации инвалидов в России, можно отнести работы Е.А.Белослюдовой, Н.ФДементьевой,

С.Н.Кавокина, В.Н.Конториной, Е.Н.Ким, В.И.Лагункиной, А.И.Осадчих, Е.А.Сигиды, Е.Р.Смирновой, Л.П.Храпылиной и др.

Другим использованным в работе теоретическим направлением стал феноменологический анализ (работы П.Бергера, Т.Лукмана, А.Щюца), позволивший изучать повседневное восприятие инвалидов обществом.

Изучены также исследования Э.Лемертнона, склонного закреплять за инвалидами статус девиантного поведения. В отечественной литературе подобное направление разрабатывается М.П. Ливицкой и B.C. Собкиной.

Следует отметить, что пока отсутствуют специальные исследования, посвященные проблемам адаптации инвалидов в современном обществе.

В качестве теоретической базы исследования использованы работы Э.Дюркгейма, рассматривавшего адаптацию как способ реализации универсальных социальных норм; учение об адаптации и социальном порядке М. Вебера, показавшего, что удовлетворение человеком своих потребностей наиболее оптимальным образом и есть адаптация; работы Т. Парсонса, где социальная адаптация отождествляется с равновесием, а болезнь — с формой социального отклонения, в рамках которой индивид играет специфическую роль.

Среди отечественных ученых наиболее весомый вклад в изучение социально-экономических проблем адаптации инвалидов внесли: чл.-корр. РАН Н.М. Римашевская, определившая риски попадания инвалидов в число наиболее нуждающихся слоев населения; проф. Р.В. Рывкина, исследовавшая поведение инвалидов на современном рынке труда; Е.Р.Ярская-Смирнова, разработавшая социокультурную теорию нетипичности, в рамках которой ограниченные возможности инвалидов рассматриваются как результат специфической роли, навязанной человеку социальным окружением; Е.М. Авраамова, Е.Н. Сметанин, М.А. Шабанова, исследовавшие специфические проблемы социально-экономической адаптации различных групп населения.

Информационной базой исследования являлись:

данные государственной статистики,

данные массового опроса населения , характеризующие социально-экономическое положение инвалидов как группы со специфическими потребностями,

результаты проведенных автором углубленных интервью с проживающими в Москве инвалидами, направленных на исследование наиболее острых проблем социально-экономической адаптации,

База данных исследования «Формирование среднего класса в России», реализованного в 13 регионах России в 2000 г. Выборка составила 4 000 домохозяйств.

анализ деятельности общественной организации инвалидов

«Перспектива» за весь период ее существования.

В диссертации разработана концепция исследования адаптационных возможностей и потенциала инвалидов, проанализирован международный и отечественный опыт решения социально-экономических проблем, связанных с адаптацией инвалидов, собран фактический материал, демонстрирующий современное состояние проблемы, проведена обработка и анализ информации.

Научная новизна диссертации заключается в следующих положениях:

1. Показано, что успешная адаптация инвалидов в современном

обществе может быть реализована на базе социальной концепции, согласно

которой общество приспосабливает существующие в нём стандарты к нуждам

людей со специфическими потребностями. Изученный международный опыт

позволил выявить наиболее эффективные пути информирования общества о

проблемах людей с ограниченной трудоспособностью, используя СМИ и опираясь

на деятельность общественных организаций инвалидов.

2. Исследование возможностей социально-экономической адаптации

инвалидов к жизни в современном обществе показало, что инвалиды располагают

меньшим, по сравнению со здоровыми людьми объемом адаптационных ресурсов:

более низким образовательно-профессиональным уровнем, уровнем материальной

обеспеченности, пониженной социальной самооценкой. Кроме того, инвалиды

обладают сравнительно меньшими возможностями использования социального

капитала (внесемейных социальных связей), как в случае приобретения

материально-вещественной помощи, так и при получении информационной

3. Выявлен низкий уровень информированности инвалидов обо всех

положенных им льготах: 20% сообщили, что не имеют никакого представления о

видах социальных льгот, которые должны получать по существующему

законодательству, 50% имеют неполное и часто устаревшее представление о том,

что должны получать по существующему законодательству. На практике 40%

опрошенных вообще не получают никакой социальной помощи.

4. Разработан механизм взаимодействия, с одной стороны, государственных

структур, финансирующих программы, направленные на переобучение и

трудоустройство инвалидов, и, с другой стороны, общественных организаций,

объединяющих и организующих финансовые, интеллектуальные, информационные

и гуманитарные возможности заинтересованных субъектов.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Наличие инвалидности существенно ограничивает возможности поиска

работы. Установлено, что около половины инвалидов III группы не имеют

регулярной занятости, что в полтора раза превышает число незанятых среди тех,

кто не имеет заболеваний, ограничивающих трудоспособность. Даже при наличии

регулярной работы инвалиды в меньшей степени, чем относительно здоровые

люди, ощущают стабильность собственного положения в сфере занятости.

2. Причинами, препятствующими решению проблем трудоустройства

инвалидов, являются следующие: рабочие места не адаптированы под нужды

инвалидов; работодатель не заинтересован в выделении рабочих мест людям с

ограниченными возможностями по причине необходимости предоставления им

льгот по условиям, характеру и режиму труда, обеспечению специальным

оборудованием рабочих мест; отсутствуют меры, стимулирующие работодателя

нанимать на работу инвалидов.

Для инвалидов значимы проблемы доступа к образованию и развитию профессиональных навыков. Среди основных причин отказа от дальнейшего образования инвалиды назвали две: нехватку средств и неразвитость инфраструктуры для инвалидов, предполагающей возможность свободно ориентироваться и передвигаться в учебном заведении.

Инвалиды испытывают серьезные трудности в достижении приемлемых материальных и статусных позиций в современном обществе. Основным источником доходов для 80% инвалидов является заработная плата членов семьи, вторым по значимости — собственные заработки; третье и четвёртое места занимают стипендии и пенсии соответственно. Оценка материального положения инвалидов существенного варьируется в зависимости от демографического типа семьи. Так, уровень жизни одиноко проживающих инвалидов заметно смещается в сторону бедности. Молодые инвалиды, проживающие в неполных семьях, также испытывают большие материальные трудности, чем проживающие с родителями.

Практическая значимость данного исследования.

Полученные результаты могут быть использованы для разработки социальных программ, направленных на поддержку инвалидов, при формировании законодательной базы, определяющей образовательный и трудовой статус инвалида, а также применены реабилитационными центрами и общественными организациями, работающими с инвалидами. Материалы диссертационного исследования могут быть включены в учебные курсы по актуальным проблемам демографии, социологии труда, экономической социологии.

Основные результаты исследований и выдвинутые автором предложения были представлены на ряде Всероссийских и Международных конференций («Проблемы регионального и муниципального управления». Москва.2000; «Чаяновские чтения». Москва 2001, 2002, 2003;), а также использованы в разработке социальных программ Российской Общественной организацией инвалидов «Перспектива». Основные позиции исследования нашли своё отражение в учебных курсах по демографии и экономической социологии.

Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы. Объем работы — 147 страниц, список литературы включает 171 наименование на русском и иностранных языках.

По теме диссертации опубликовано 8 работ общим объемом 1,9 печ. л.

Источник:
Социально-экономическая адаптация инвалидов в современном обществе Жилина Светлана Александровна
Социально-экономическая адаптация инвалидов в современном обществе
http://www.dslib.net/economika-xoziajstva/socialno-jekonomicheskaja-adaptacija-invalidov-v-sovremennom-obwestve.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Письмо любимой девушке своими словами Признания в любви своими словами любимой девушке С тобою каждый миг волшебный и чудесный, ты… (19)Благодарность любимому в прозе Благодарность любимому в прозе Когда мы рядом, мне хочется уткнуться носом в твое крепкое плечо… (7)Я влюбилась в девушку Непростая история: Я влюбилась в девушкуМы получили это откровенное признание и решили его опубликовать. Возможно,… (6)Что чувствует женщина когда хочет мужчину Безусловно, самый лучший способ понять, что женщина хочет секса - это когда она подходит и… (5)Если девушка говорит что скучает Development soft and information В этой статье я разложу по полочкам такой вопрос «Как сказать… (3)

COMMENTS