Адаптация психология

Адаптация личности к жизни

Адаптация – это приспособление к новым условиям внешней и внутренней среды. Адаптация происходит каждое мгновение жизни, т.к. человеческий мир в своей сути представляет непрерывное движение, смену одного мгновения времени следующим. Способность адаптироваться влияет на качество усвоения и степень поступающей информации. Чем лучше мы адаптируемся, тем быстрей учимся, и более эффективно реагируем на происходящее здесь и сейчас.

Такие методы развития, как осознанность и созерцание сдвигают точку сборки сознания в глубь восприятия, приближая нас к осознанию настоящего момента. В это время все то, к чему мы успели адаптироваться, все привычные опоры начинают восприниматься, как иллюзии. Если у человека была зацикленность на дурных переживаниях, он ощущает освобождение. Если человек получал радость от ценностей «вчерашней» фиксации сознания, он ощущает опустошенность и потерю опор.

Благодаря созерцательности мы воспринимаем происходящее более тонко, начинаем ощущать тысячи причин явлений, которые недавно принимали за чистую монету. Мы видим источник обыденного мышления, видим причины переживаний. Сталкиваясь с человеком, который вчера казался учителем, милиционером, начальником, сотрудником, сквозь все эти ярлыки социальной адаптации, мы видим спящую душу, которая прячется от собственных страхов в ложных личностях. Весь этот каскад переживаний, который на нас обрушивается благодаря новому уровню осознанности необходимо упорядочить.

Адаптация на новом уровне восприятия происходит не сразу. И если переход был резкий, может возникнуть тревога и ощущение беспомощности, словно вы котенок, выброшенный на перекресток центральной улицы в мире запредельных материй хаоса. Двигаться еще глубже в таких условиях опасно. Сначала необходимо адаптироваться, «переварить» полученный опыт. Адаптация – это, по сути, интеграция с новым уровнем восприятия и различения происходящего. В новых условиях, если вы не зажимаетесь в страхе, сознание расширяется, а сила различения утончается. Вы начинаете понимать происходящее, видеть, что здесь нет хаоса. Просто законы нового уровня тоньше, и существа, живущие на этом уровне сознания, всегда им следовали. Вы становитесь одним из них, и начинаете действовать, учитывая законы этого уровня. Так происходит адаптация.

В статье “реальности не существует” я уже говорил о том, что движение по своей сути иллюзорно и парадоксально. Любое явление требует промежутка времени для своего существования. Явление начинается в прошлом и заканчивается в будущем. В настоящий момент, в котором мы просто есть, не умещаются явления, протянутые во времени. Всю человеческую жизнь можно свести к непрерывным попыткам адаптации к этой парадоксальной истине. Одно дело понять концепцию вневременного существования на словах, и совсем другое принять это на деле.

Когда мы переживаем что-то новое, не умещающееся в шаблоны привычного мышления спящей личности, то вынуждены просыпаться, и запускать процесс адаптации. Новое – то, чего мы не видели ранее. Однако в каждый момент жизни мы видим – новое. Ничто из того, что мы видим здесь и сейчас, мы никогда не видели в прошлом. Мир меняется каждое мгновение. Ум не способен этого принять, т.к. живет адаптацией к прошлому. Все, что ум воспринимает, мгновенно облекается в шаблоны «вчерашней» адаптации. На progressman.ru этой теме посвящена отдельная статья о кастанедовском тонале и нагвале.

Мы получаем впечатления, когда созерцаем то, что есть, а не, когда едем в новую страну, чтобы увидеть Пирамиды, или Эйфелеву Башню. Когда мы видим «новое», восприятие становится созерцательным, и мы получаем впечатления. Можно напрямую получать впечатления и видеть каждое новое мгновение, когда есть осознанность, когда восприятие не ограничено рамками вчерашней адаптации. Мы получаем впечатления, когда видим то, что есть здесь и сейчас.

Адаптация – процесс непростой для человека, т.к. в это время сознание вынуждено совершать тонкие «усилия». Адаптация – это непрерывное обучение. Новые условия – лучший плацдарм для развития. Учиться нелегко, потому что в это время мы переходим через себя, чтобы стать кем-то иным. Поэтому многие люди избегают адаптации, и становятся консервативными, предпочитая оставаться в привычном окружении.

Принять безопорность настоящего момента на все сто – значит стать просветленным Буддой, осознавшим истину. Ум такого человека погружен в непрерывную спонтанную адаптацию к настоящему моменту.

Когда процесс адаптации активен непрерывно, мы обретаем невероятную гибкость восприятия и мышления. Мы открыты к жизни, и принимаем каждое мгновение без ограничивающих опор и рамок ума. Позитивная адаптация проявляется, когда уроки текущего этапа уже пройдены, и сознание открыто к новым горизонтам. В это время мы чувствуем интерес – готовность к неизвестному, приятие. Страх означает неготовность и неприятие неизвестного. Если в это время есть возможность остановиться и спокойно прожить переживание, следует такой возможностью воспользоваться.

Прятаться от страхов не стоит. Рано или поздно они все равно проявятся. И чем больше от них прячешься, тем сильней они становятся. Осознанность, чуткость, созерцательность и расслабление запускают процесс адаптации на полную мощность, и позволяют проживать любые переживания относительно спокойно.

Не стоит закрываться от инноваций в собственной жизни. Не стоит оставаться пассивными и консервативными. Сама жизнь – явление рожденное здесь и сейчас. Чтобы проявить адаптацию и обрести равновесие с этим явлением, необходимо самому стать младенцем, который знает, что ничего не знает, и в этом его – величайшая мудрость. Мы можем оперировать сложными концепциями и строить планы, осознавая, что все это происходит здесь и сейчас.

Источник:
Адаптация личности к жизни
Адаптация – это приспособление к новым условиям внешней и внутренней среды. Адаптация происходит каждое мгновение жизни, т.к. человеческий мир в своей сути представляет непрерывное движение,
http://progressman.ru/2010/03/adapt/

Адаптация человека

Условия нормального функционирования человека весьма жестки. Изменение температуры тела всего на один градус приводит к ощущению значительного дискомфорта. Изменение температуры на пять-шесть градусов запускает процессы, которые могут в конечном итоге привести к гибели организма. Человек, как и другие животные, в своей эволюции прошел суровое сито естественного отбора, но все равно остается довольно ранимым существом.

Адаптация организма позволяет сгладить многие неприятные последствия резкого изменения физических и физиологических параметров существования. Понятие адаптации — одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Благодаря процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансированность в системе «человек—среда».

Французский физиолог К. Бернар выдвинул гипотезу о том, что любой живой организм, в том числе и человеческий, существует благодаря возможности постоянно сохранять благоприятные для своего существования параметры внутренней среды организма. Это сохранение (консервация идеального состояния) происходит благодаря работе сложных механизмов саморегулирования (которые впоследствии были названы гомеостатическими). Бернар первый сформулировал, что постоянство внутренней среды — условие любой жизни. В дальнейшем американский физиолог У. Кэннон развил эту теорию, он назвал идеальное состояние гомеостазом.

Гомеостаз — это подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие внутренним и внешним факторам. Идее гомеостаза способствовали технические достижения. Постепенно люди научились делать машины, деятельность которых саморегулировалась. Например, были придуманы механизмы поддержания постоянной скорости вращения вала. По аналогии были выявлены «технические» решения, которые придумала природа.

Одним из центральных моментов учения о гомеостазе является представление о том, что всякая устойчивая система стремится к сохранению своей стабильности. По мнению У. Кэннона, получая сигналы об угрожающих системе изменениях, организм включает устройства, продолжающие работать до тех пор, пока не удастся возвратить ее в равновесное состояние.

Если нарушить равновесие процессов и систем организма, то параметры внутренней среды нарушаются, живой организм начинает страдать. Болезненное состояние будет сохраняться на протяжении всего времени восстановления параметров, обеспечивающих нормальное существование организма. Если прежних параметров достичь не удается, то организм может попытаться достичь равновесия при других, измененных параметрах.

Организм, таким образом, не только способен вернуть идеальные параметры, но и будет пробовать приспособиться к новым, не идеальным, параметрам. В этом случае общее состояние организма будет отличаться от идеального. Хроническое заболевание — характерный пример временного равновесия.

Жизнедеятельность человека обеспечивается не только за счет стремления к внутреннему равновесию всех систем, но и за счет постоянного учета факторов, воздействующих на этот организм извне. Организм не просто окружен средой, он обменивается с ней. Он вынужден постоянно получать из внешней среды необходимые для жизни компоненты (например, кислород). Полная изоляция живого организма от внешней среды равносильна его гибели. Поэтому живой организм старается всеми доступными средствами не только вернуть свое внутреннее состояние к идеальному, но и приспособиться к среде, сделав процесс обмена наиболее эффективным.

Психическая адаптация — это приспособление, в первую очередь, психических процессов: приспособление восприятия под окружающую действительность, приспособление памяти, речи, мышления. Биологически современный человек мало отличается от предков, которые жили несколько тысячелетий назад, но благодаря адаптации психических процессов к сложно структурированной современной действительности, мы способны, например, на восприятие огромного количества знаковой информации, способны на строго формализованные, абстрактные рассуждения.

Социальная адаптация — это приспособление к окружающим людям, особенностям межличностных отношений, групповой динамике, это умение управлять своим имиджем и т.п.

Уровни адаптации тесно связаны между собой. Так физиологическая адаптация может способствовать психологической (приноровившись к изменившимся условиям, человек начинает лучше соображать, например). Социальная может способствовать физиологической (наладив отношение с другим человеком, можно получить от него долгожданный стакан воды).

— адаптация может выступать как естественное свойство организма,

— это собственно процесс приспособления,

— результат этого приспособления,

— цель, к которой стремится организм.

Наиболее точное использование слова «адаптация» — обозначение собственно процесса приспособления, а не его результата. Для обозначения результата адаптации лучше использовать термин «адаптированность». В первом случае лучше использовать «способность к адаптации».

Источник:
Адаптация человека
Условия нормального функционирования человека весьма жестки. Изменение температуры тела всего на один градус приводит к ощущению значительного дискомфорта. Изменение температуры на пять-шесть
http://azps.ru/articles/cmmn/adaptaciya_cheloveka.html

Генезис понятия «адаптация» в психологии

Т. В. Дахина Астраханский государственный университет

ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ «АДАПТАЦИЯ» В ПСИХОЛОГИИ

Вопросы психологической адаптации рассматриваются на Западе достаточно широко и в различных аспектах: в отношении к возрасту, для людей с различными психическими отклонениями и физическими нарушениями и, наконец, с точки зрения формирования здоровой психики. Однако имеются существенные расхождения в трактовке самого понятия «адаптация», особенно в отечественной психологической литературе.

В психологических словарях адаптация (от лат. adapto — приспособляю) трактуется как «приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды» [1, с. 8], т. е. дается самое общее определение процесса, происходящего на уровне организма под действием среды. Отмечается, что изучение физиологических регуляторных механизмов адаптации, повышающих устойчивость организма к перепадам температуры, недостатку кислорода, изменению барометрического давления и другим неблагоприятным факторам, имеет большое значение для решения прикладных проблем психофизиологии, эргономики и других разделов психологии.

Общее определение понятия «адаптация» чаще связывается с определением понятия «сенсорная адаптация», которая выражается в «приспособительном изменении чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя» [1, с. 8], процесс осуществляется на организмическом уровне и характеризуется относительной пассивностью индивида, хотя, заметим, «может проявляться также в разнообразных субъективных эффектах» [1, с. 8], о чем нужно говорить особо.

«Энциклопедическое» трактование понятия «адаптация» без учета последнего замечания вызывает стойкое неприятие этого термина, когда речь идет о человеке. В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев пишут: «Предельно обобщая, можно сказать, что классическая интерпретация психики сводилась, как правило, к двум основным моментам. Она понималась, во-первых, как механизм отражения объективной, противостоящей человеку реальности и, во-вторых, как механизм адаптации индивида к этому объективному миру. Сдвоенная работа именно этих двух механизмов как раз и задает все содержание психического, его структур, функций, свойств, процессов [2].

Отрицательное отношение ряда психологов к использованию понятия «адаптация» в качестве категориального понятия приводит к тому, что некоторые авторы пользуются только русскоязычным эквивалентом термина — «приспособление», вводя его в такой редакции в объект диссертационного исследования. Между тем в социальной психологии понятие «адаптация» прочно закрепилось в категориальном аппарате и трактуется значительно шире — как «активное приспособление индивида к условиям социальной среды» [1, с. 9] и как «результат этого процесса» [1, с. 9]. В феномене адаптации социальная психология усматривает «сближение целей, ценностных ориентаций группы и входящего в нее индивида, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы» [1, с. 9]. Важным аспектом соци-

До недавнего времени в отечественной психологии существовала традиция изучать закономерности социальной адаптации в условиях совместной деятельности, определяемой исключительно общностью целей и ценностных ориентаций коллектива. По степени этой общности и принято выделять уровни или стадии адаптации. Психологию, конечно же, интересуют совместные деятельности, существующие в данном обществе и определяющиеся уровнем развития его производительных сил и системой сложившихся общественных отношений. «Но эти деятельности, — как писал Б. Ф. Ломов — не есть функционирование некоего абстрактного «социума»; они выполняются живыми конкретными людьми, индивидами, членами данного общества. Психологию интересует, прежде всего, деятельность индивидов, индивидуальная деятельность, деятельность, рассматриваемая на уровне индивидуального бытия» [4, с. 202].

Акцент на приспособлении к ценностям «социума» в нормативном психологическом знании ослабляется уже в выделении основных типов адаптационного процесса, которые определяются «структурой потребностей и мотивов индивида — тип, характеризующийся преобладанием активного воздействия на социальную среду, и тип, определяющийся пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентаций группы» [1, с. 9].

С позиции интереса к индивидуальному бытию человека под сомнение ставится также и критерий социальной адаптированности по степени общности, о чем упоминалось выше.

В результате вышеупомянутых исследований утвердилось мнение о том, что решающую роль в этом ряду имеет «собственно психологическая адаптация»), которая в значительной мере оказывает влияние на адаптационные процессы, осуществляющиеся на двух уровнях (Ю. А. Александровский, Ф. Ю. Березин), и которая таким образом является центральным, связующим звеном единой функциональной системы адаптации. Е. Р. Слободской этот аспект адаптации обозначен как «приспособление», которое понимается автором достаточно широко и опре-

деляется как «индивидуальный стиль функционирования личности в конкретных социальных условиях в данный период жизни. В отличие от адаптации приспособление происходит на протяжении всей жизни и осуществляется на личностном уровне» [5, с. 12]. В данном контексте стоит особо выделить идею рассмотрения процесса адаптации на уровне личности. Однако автор упоминаемой диссертации не ставит перед собой задачу разрешения проблемы с позиции целостной личности, ограничивая тему исследованием темперамента как фактора приспособления в критические периоды развития и основывая свои выводы на результатах исследования раннего детства и подросткового возраста, где целостную личность выделить еще достаточно трудно.

Остается невыясненным вопрос о структуре и содержании личностной адаптации. В упоминаемой выше работе М. С. Яницкого речь идет лишь о «выработке оптимального уровня притязаний и программы адаптации», т. е., по сути, о некоторых аспектах процесса личностного самоопределения студентов в учебно-профессиональной деятельности.

Итак, в работах по общей психологии наметилась тенденция к тому, чтобы наряду с традиционными психофизиологическими аспектами рассмотрения понятия «адаптация» вычленять в этом процессе некую личностную, субъективную линию [1]. Подобный отклик можно найти и в работах по психологии труда. «Чисто «срезовую» характеристику структуры субъекта труда в каждый данный момент его развития, — пишет Е. А. Климов, — можно представить в виде нескольких уровней его возможного рассмотрения: уровень деяний (целостная деятельность в единстве с личностью), уровень действий, уровень микроэлементов действий и уровень макроэлементов действий» [6, с. 105-106]. Эти же уровни соответственно проявляются и на стадии адаптации.

В разработку широкого понимания понятия «адаптация» важнейший вклад внес Ж. Пиаже. Согласно его концепции [7], адаптация и в биологии, и в психологии рассматривается как единство противоположно направленных процессов: аккомодации и ассимиляции. Первый из них (его, по сути, обозначают термином «адаптация», употребляя последний в более распространенном, узком смысле) обеспечивает модификацию функционирования организма или действий субъекта в соответствии со свойствами среды. Второй же процесс изменяет те или иные компоненты этой среды, перерабатывая их согласно собственным потребностям. Указанные процессы тесно связаны между собой и опосредуют друг друга (что не исключает в каждом конкретном случае ведущей роли какого-либо из них). «Точно так же, — писал Ж. Пиаже, — как нет ассимиляции без аккомодации (предварительной или текущей), так нет и аккомодации без ассимиляции» [7, с. 12].

При изменении условий существования, профессионального поля мы имеем дело с адаптацией системы к системе — человека к среде, социуму и т. д. Вопрос заключается в том, как взаимодействуют эти две системы, становится ли одна ведущей, а другая — «ведомой», или они приобретают статус равных, иными словами, поглощает ли одна другую или они уравновешиваются.

Трактовка деятельности как особой системы, в недрах которой формируются психические процессы, была разработана С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым. Структурный анализ деятельности привел А. Н. Леонтьева к выделению в ней различных компонентов (таких, как действие и операции). Однако решающую роль в создании теории человеческой деятельности сыграл ее системный анализ. Именно такой анализ, по его признанию [6], позволяет преодолеть противопоставление физического, психологического и социального, равно как и сведение одного к другому. Понятие адаптации в психологии труда связывается с понятием субъекта труда

и стадиями его развития [6]. Стадии развития человека как субъекта труда (стадия предыгры, игры, овладения учебной деятельностью, оптации, профессиональной подготовки) заканчиваются стадией развития профессионала (от 16-23 лет до пенсионного возраста; т. е. около 2/3 цикла развития субъекта). В любом случае перемены труда неизбежно возникает фаза адаптации человека к конкретным условиям трудового поста (новый коллектив, новые отношения людей, новые средства труда, особенности задач и т. д. предполагают необходимость приспособления к ним человека). Таким образом, мы видим, что в психологии труда в понятие «адаптация» вводится расширенный социальный и профессиографический контекст.

Говоря о периоде адаптации, Е. А. Климов отмечает, что рассматриваемый период развития субъекта труда пока недостаточно изучен в науке, в то время как «центральная задача психологии труда как науки состоит в изучении фактов и закономерностей психической регуляции функционирования и формирования человека как субъекта труда» [6, с. 20]. Коль скоро в психологии труда его субъекту отводится роль «инициатора активности, зачинателя, творца» [6, с. 98], то и в процессе профессиональной адаптации он должен репрезентироваться в таком же качестве, т. е. понятие «адаптация» сопрягается с такими понятиями, как «деятельность», «общение», «самосознание».

Однако при рассмотрении теоретических проблем, в особенности относящихся к психологии личности, адаптации придают либо частное значение (например, рассматривая ее как первую фазу личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность), либо вообще отрицательно отзываются о применении данного понятия, вплоть до того, что представление о приспособительной функции психического и личности объявляется «совершенно ложным» [6, с. 237].

Исходя из представления о детерминации развития личности деятельностью, которая осуществляется в конкретной социальной ситуации развития, принятые периодизации пытаются неправомерно закрепить за каждым возрастным периодом одну раз и навсегда данную ведущую деятельность, хотя и признавая при этом наличие других деятельностей.

А. В. Петровским была предложена психологическая концепция развития личности и возрастной периодизации, рассматривающая процесс развития личности как подчиненный закономерности единства непрерывности и прерывности. Непрерывность в развитии личности как системы выражает относительную устойчивость ее переходов от одной фазы к другой в данной для нее референтной общности. Прерывность характеризует качественные изменения, порождаемые особенностями включения личности в новые конкретно-исторические условия. Последние связаны с действием факторов, относящихся к ее взаимодействию с «соседними» системами, в данном случае с принятой в обществе системой образования. Это определяет конкретную форму протекания процесса развития личности. Единство непрерывности и прерывности обеспечивает целостность процесса развития личности.

В том случае, если индивид входит в относительно стабильную социальную общность или в этой общности меняется его позиция, он, как можно предположить, закономерно проходит три фазы своего становления в ней как личности.

Во многих профессиях работа бывает неслучайно связана с частыми нестандартными ситуациями или пусть ситуациями типовыми, но имеющими всякий раз новый облик. Это требует и усилий мысли (чтобы правильно опознать и структурировать очередную трудовую задачу),

и творческого подхода к делу, и привычек. Принеся с собой в новую группу все, что составляет его индивидуальность, субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы и не овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы. У него возникает объективная необходимость «быть таким, как все», максимально адаптироваться в общности. Это достигается за счет субъективно переживаемых утрат некоторых своих индивидуальных отличий при возможной иллюзии растворения в «общей массе» [8].

При данном подходе источником развития и утверждения личности выступает возникающее в системе межиндивидных отношений (в группах того или иного уровня развития) постулируемое противоречие между потребностью личности в персонализации и объективной заинтересованностью данной группы, референтной для индивида, принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития этой группы [9].

Процесс завершения адаптации можно представить как возникновение новой целостности системы элементов. Новое состояние, новая целостность для своего существования нуждается в разрушении старых форм существования, старой целостности, и этот процесс разрушения является одновременно процессом становления новых форм. Переходное состояние или кризис открывает простор развитию в различных направлениях, т. к. старые формы и структуры уже потеряли свое ведущее значение (система индифферентна к ним), а новые еще не возникли, и их влияние не ощущается. Именно в этот момент происходит становление новой структуры -результата становления, который сразу устанавливает определенные границы дальнейшего развития системы, т. е. определяет устойчивость системы. Именно поэтому профессионализация зависит от того, насколько успешно прошло становление молодого специалиста.

1. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2 изд. — Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — 512 с.

2. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития // Психология учителя: Тез. докл. 7-му съезду Общества психологов СССР. — М., 1989. — С. 78-97.

3. Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества. — СПб.: РХГИ, 1997. — 180 с.

4. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984. — 444 с.

5. Яницкий М. С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности: Автореф. дис. . канд. психол. наук. — Иркутск, 1995. — 20 с.

6. Климов Е. А. Введение в психологию труда. — М.: Изд-во МГУ, 1998. — 200 с.

7. Слободская Е. Р. Темперамент как фактор приспособления личности в критические периоды развития: Автореф. дис. . д-ра психол. наук. — Новосибирск, 2000. — 32 с.

8. Горелова Г. Г. Кризис зрелости и проблема профессионально-личностной реадаптации // Проблема гармонизации мироотношения. — Челябинск: Изд-во Челяб. гуманит. ин-та, 2001. — С. 152-158.

9. Козелицкий Ю. Человек многомерный: Психологические эссе. — Киев: Голос, 1991.

Статья поступила в редакцию 21.11.2006

GENESIS OF THE NOTION "ADAPTATION" IN PSYCHOLOGY

Adaptation as a psychological phenomenon is researched in the paper. The problems of psychological adaptation are considered rather widely and in different aspects in western countries, for instance, concerning age, for people with various psychological deviations and physical disabilities and, at last, from the point of view of the formation of healthy mind. However, there are great divergences in interpretations of the notion "adaptation" and, especially in the Russian psychological literature. The author made an attempt to define this notion on the basis of the analysis of the Russian scientific literature.

Источник:
Генезис понятия «адаптация» в психологии
Т. В. Дахина Астраханский государственный университет ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ «АДАПТАЦИЯ» В ПСИХОЛОГИИ Вопросы психологической адаптации рассматриваются на Западе достаточно широко и в различных
http://psibook.com/articles/genezis-ponyatiya-adaptatsiya-v-psihologii.html

Мир Психологии

Адаптация (от лат. adaptare — приспособлять) , в широком смысле — приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация человека имеет два аспекта: биологический и психологический.

Изучение физиологических регуляторных механизмов А. имеет большое значение для решения прикладных проблем психофизиологии, медицинской психологии, эргономики и др. Особый интерес для этих наук представляют адаптационные реакции организма на неблагоприятные воздействия значительной интенсивности (экстремальные условия), которые нередко возникают в различных видах профессиональной деятельности, а иногда и в повседневной жизни людей; совокупность таких реакций называется адаптационным синдромом.

Психологический аспект Адаптация (частично перекрывается понятием Адаптации социальной) — приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией. Последняя осуществляется путем усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества (как в широком смысле, так и применительно к ближайшему социальному окружению — общественной группе, трудовому коллективу, семье). Основные проявления социальной А. — взаимодействие (в т.ч. общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность. Важнейшим средством достижения успешной социальной Адаптации являются общее образование и Воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка.

Особые трудности социальной А. испытывают лица с психическими и физическими недостатками (дефектами слуха, зрения, речи и т.д.). В этих случаях адаптации способствует применение в процессе обучения и в повседневной жизни различных специальных средств коррекции нарушенных и компенсации отсутствующих функций ( см . специальная психология).

Спектр изучаемых в психологии процессов А. весьма широк. В дополнение к отмеченным сенсорной А., социальной А., А. к экстремальным условиям жизни и деятельности, в психологии изучались процессы А. к инвертированному и смещенному зрению, получившие название перцептивной, или сенсомоторной А. Последнее название отражает то значение, которое имеет двигательная активность субъекта для восстановления адекватности восприятия в данных условиях.

Существует мнение, что в последние десятилетия в психологии возникла новая и самостоятельная отрасль под названием «экстремальная психология», которая исследует психологические аспекты А. человека в сверхнормальных условиях существования (под водой, под землей, в Арктике и Антарктике, в пустынях, высокогорье и, конечно, в космосе). (Е.В. Филиппова, В.И. Лубовский.)

Добавление: Психологический аспект процессов А. живых существ заключается, прежде всего, в адаптационной трактовке поведения и психики. С эволюционной т. зр. возникновение психической деятельности явилось качественно новой ступенью в развитии механизмов и способов биологической адаптации. Без этого механизма эволюция жизни представляла бы совершенно иную картину по сравнению с той, которую изучает биология. Глубокие мысли о психическом факторе эволюции и А. к изменяющимся, нестационарным условиям среды высказал рос. биолог А.Н. Северцов (1866-1936) в своей небольшой работе «Эволюция и психика» (1922). Эта линия подхвачена теоретиками поведенческой экологии (напр., Кребс и Дэвис, 1981), которые прямо ставят задачу точного исследования значения поведения для выживания в эволюционном аспекте.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Адаптация (от лат. adapto — приспособляю) — приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы А. направлены на сохранение гомеостаза. Адаптация — одно из центральных понятий биологии, широко применяется как теоретическое понятие в тех психологических концепциях, которые подобно гештальтпсихологии и теории интеллектуального развития, разработанной швейцарским психологом Ж. Пиаже, трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания. Изменения, сопровождающие А., затрагивают все уровни организма: от молекулярного до психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности А. к экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Адаптация (лат. adaptatio — приспособление). В биологии — приспособление строения и функций организма к условиям существования в окружающей среде, к меняющимся условиям функционирования. Адаптация человека формируется в процессе его эволюции и направлена на сохранение постоянства его внутренней среды (гомеостазиса). Гомеостазис в значительной мере зависит от состояния психики (см. Кеннона таламическую теорию эмоций. Адаптация (реадаптация) является важным этапом в процессе реабилитации психически больных [М.М. Кабанов, 1978], следуя за этапом восстановительной терапии и предваряя реабилитацию в прямом смысле слова.

В психиатрии различают А. психическую, под которой понимают приспособление психической деятельности человека к условиям окружающей среды, и трудовую (профессиональную), то есть приспособление человека к определенным формам трудовой деятельности (характеру труда и условиям производства), способствующее улучшению его трудоспособности. Адаптация — один из основных критериев разграничения нормы и патологии в психической деятельности человека.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Адаптация — приспособление к возникающим изменениям условий существования (внешних воздействий, испытываемых ощущений и пр.).

Оксфордский толковый словарь по психологии

предметная область термина

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — приспособление конкретного индивида к различным социальным условиям. Нарушением социальной адаптации является проявление наркомании и алкоголизма.

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ — процесс включения, приспособления человека к профессиональной деятельности, условиям труда, новому коллективу и достижение им в оптимально короткое время требуемой производительности труда.

АДАПТАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — приспособление политической системы, политических структур к требованиям окружающей среды, выражающееся в изменении функций, постановке новых целей и выработке новых подходов к решению проблем. (Словарь, с. 11)

АДАПТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ — приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценок за счет присвоения норм и ценностей данного общества.

СВЕТОВАЯ АДАПТАЦИЯ — процесс приспособления глаза к свету относительно высокой интенсивности, переход от скотопической системы зрения к фотопической. В глазу, адаптируемом к свету, сужается зрачок и действует система колбочек, делая глаз относительно нечувствительным к свету низкой интенсивности. Ср. с темновой адаптацией.

Источник:
Мир Психологии
в широком смысле — приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям
http://www.persev.ru/adaptaciya

(Visited 2 times, 1 visits today)

CATEGORIES